Главная > Документ


Региональная общественная организация учёных

БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

БАЛТИЙСКИЙ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ --------------------

Отделение трансперсональной психологии и педагогики

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

---------------------------------------------------------------------

ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

Вып. 93 - 2009 г.

СИМВОЛ В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОМ ОПЫТЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009

Редакционная коллегия выпуска:

Д.п.н., проф. Волков И.П., к.п.н., проф. Курис И.В.,

Д.б.н., проф. Сойдла Т.Р., Бурановская Н.А,

Ответственный за выпуск: проф. Курис И.В.

РЕДАКЦИЯ ВЕСТНИКА:

Главный редактор – И.П. Волков

Зам. главного редактора по выпуску – И.В. Курис

Секретарь – Н.А.Бурановская

Адрес редакции:

190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.

Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Физической Культуры им. П.Ф. Лесгафта

Тел. (812) 714-66-27 Факсы: (812) 714-10-84; (812) 550-02-11

В 36

Печатается на средства авторов и взносы членов БПА

по отделению трансперсональной психологии и педагогики и Регионального Северо-Западного отделения Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии

(Руководитель отделения – член-корр. БПА, проф. И.В. Курис)

© РООУ БПА

© И.В. Курис

(E-mail:

«ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»)

Основано в июле 1995 года, в г. Санкт-Петербурге. Лицензия № 00-5832.

Международная регистрация:

ISSN 1818-6467 (VestnikBPA)

-----------------------------------

Подписано к печати 0 .12. 2009 г. Печать ризографическая

Зак. 04. Тираж 100 экз. Формат бумаги 60х90 РООУ БПА

СОДЕРЖАНИЕ стр

От редколлегии вестника……………………………………………………………..

Налимов В.В. Экзистенциальный вакуум  и пути его преодоления: на пороге третьего тысячелетия – что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку……………….

НАВСТРЕЧУ II КОНФЕРЕНЦИИ СЗРО АТПП

СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

Бурановская Н.А. Миф и цивилизация……………………………….……………

Богданович В.Н. Иерофания Символа - энерго-информационная, психо-семантическая, смысловая…………………………………………………….. ……….

Курис И.В. Символ в трансперсональном опыте………………………………… ….

Равдоникас Ф.В. Метаязыки трансперсонального….…………………………...........

Кушев В.В. О Психее…………………………………………………………………….

Сойдла Т.Р. Хатхор и Баба Яга……………………………........………………………

Серов Н.В. Трансперсональный смысл цветовой символики……………...................

Комова М. Е. Женская природа и женское предназначение, проявленные в символических жестах Богородицы в иконописи………………………………………..

Берова А.Г. Серьезно об апельсине. Сакральное в любви……………………………..

Бревде Г.М.«Символ как образ мифа; миф как образ жизни» ……………………….

Белокуров А.

Гинзбург Т.И. Объект и его символ………………………………………………….

Егоров С.А. Рязанова И.Е. Васильева Э.А. Символизм в театральном творчестве

Ефимов В.А. Символы лабиринта и измененные состояния сознания…………….

Ивановская Н. Антропологический дизайн. Работа с индивидуальными символами в дизайне и архитектуре …………………………………………………………………

Изварина Н.Л. Ленсман М.В.Психофизиологические аспекты символики чакр, как основа саморегуляции с использованием метода акустической нейромодуляции. …..

Лебедько В… Мифы и символы сознания ……………………………………………

Лопатина Н.П.Таро - международный язык символов………………………………

Стрекалов С.А. Архетипы 4-х сторон света……………………………………...

Хащанская М. Символы и смыслы в контексте социокультурной динамики Питирима Сорокина…………………………………………………………………….

Тезисы докладов и мастер-классов

Адамович Г.Э. Традиционные славянские символы. Ответы на вопросы………..

Анисимова О. Парфенова Г. Звук и символ………………………………………….

Беляшов Н.В. Символы и знаки в практике массажа…………………………………

Ивановская Н. Антропологический дизайн. Семантика стилей в архитектуре и изобразительном искусстве, как выражение перинатального опыта………………….

Лебедько В.Е. Магический театр - трансперсональный метод созидания и исследования души………………………………………………………………………

Курис И. Интеграция символов как эзотерического знания в Йога-Данс …... …….

Сойдла Т.Р. Что мог бы рассказать трансперсоналисту его (ее) собственныйгеном.……………………………………………………………………………………..

Маркович А. СвяткинА.Эннеаграмма – наследие древности в познании и трансформации себя……………………………………………………………………….

Соловьёв В. Практика использования символов в японской системе развития Усуи Рэйки Риохо………………………………………………………………………………..

Стрекалов С.А.Наколюшкин И.Ю. Работа со сновидениями с помощью метода Диалога с Голосами ………………………………………………………….................

Хорсанд Д. В. Выбор символов фэн-шуй как духовное переживание…………………

Информация, Новости, Реклама

Гинзбург Т.И. Персональный Репортаж о Трансперсональной Конференции

ЕВРОТАС 2009 в Милане……………………………………………………………….

Навстречу Всемирному конгрессу по трансперсональной психологии………….

Поздравления с новыми званиями БПА………………………………………………

Новые члены БПА и СЗРО АТПП…………………………………………………. Справки об авторах………………………………………………………………………

От редакции

Уважаемые читатели! Вы держите в руках очередной номер нашего журнала. Он посвящен проблемам современной трансперсональной психологии (ТПП), а именно – символу в трансперсональном опыте. Эта тема выбрана не случайно. 9-10 января грядущего 2010 года состоится конференция «Символ в трансперсональном опыте». Мы рады, что эта идея, возникшая после нашей первой конференции в 2008 году «Сознание, искусство, творчество – трансперсональный опыт» не просто заинтересовала наших авторов, но и в определенной степени мобилизовала членов нашего трансперсонального сообщества. Она заставила углубиться в саму проблему, рассмотреть символ с самых разных позиций, расширить свои представления о нем и его роли в трансперсональной психологии, а главное – понять для чего это нужно всем нам, практикующим и переживающим опыт транса.

Стремясь сохранить преемственность, в дополнение к темам, заявленным в конференции мы оставили и темы, представленные в предыдущем журнале: техника безопасности при работе и пребывании в измененном состоянии сознания (ИСС), грамотная интерпретация получаемой информации; что необходимо знать и учитывать при работе в трансовом состоянии, специфика интерпретации символов сакрального Знания, их роль в ТПП, подводные камни ТПП, как духовной практики и т.д. Но сейчас они рассматриваются нашими авторами более пристально, через призму символа.

Символ как понятие, символ как Знак, символ как носитель информации, символ, как инструмент перехода в другое измерение, как инструмент трансформации сознания; специфика работы с символом в модальностях трансперсональной психологии… На страницах журнала Символ предстает в самых разных ипостасях, раскрывая перед нами новые возможности для взаимодействия с ним через знак-букву, которая тоже является символом.

Многие авторы, являющиеся активными тренерами, исследователями, создателями направлений и авторских методик взглянули на свою практическую деятельность с новых позиций. Кто-то пересматривает свое отношение к трансперсональному опыту, трансперсональной психологии. Кто-то пытается подойти к ней с философских, культурологических позиций, кто-то – с терапевтических, а кто-то и с эзотерических.

Особенно приятно, что мы имеем возможность представить несколько поколений трансперсонологов: от тех, кто стоял когда-то у колыбели Питерской трансперсоналистики до молодых исследователей, начинающих свой путь в этой области. Сохранение преемственности – одно из условий развития. Именно поэтому тексты докладов здравствующих авторов предваряет статья одного из величайших русских ученых, имеющих всемирное признание – В.В. Налимова, много сделавшего для развития и становления отечественной трансперсональной психологии. Она – как своеобразная точка отсчета, как музыкальная форма – рондо, в которой присутствует развитие и возвращение к началу, и новое дальнейшее развитие – та самая спираль, как мировой трансперсональный символ.

В. В. Налимов

 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ: НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ - ЧТО ОСМЫСЛИЛИ МЫ, ПРИБЛИЖАЯСЬ К XXI ВЕКУ

 

Возрождение нашей эпохи должно начаться

с возрождения мировоззрения.

А. Швейцер [1992, c. 73].

 

Введение

 

Мы приближаемся к зарождению единой культуры, решая вопрос о том, как сможет выжить наша планета Земля, зараженная одной болезнью – техникой, порабощающей человека.

Среди задач сегодняшнего дня я вижу как одну из главных – критику современной культуры, без чего невозможно наметить пути в Будущее и понять задачи образования, которое является не просто составной частью понятия «культура», но по существу синонимом этого понятия, ибо латинское cultura и есть «образование, воспитание, развитие, возделывание».

Поэтому о культуре я и буду говорить в первую очередь.

 

I. Несостоятельность культуры наших дней. Экзистенциальная пустота.

Приближаясь к третьему тысячелетию, мы невольно вглядываемся в будущее, одновременно оценивая пройденное [Налимов, 1994 а, 1994 б].

Двадцатый век – век, залитый кровью, заставляет нас остановиться и задуматься. Наше бытие не может больше выдерживать нарастающего насилия. С развитием техники появляются все новые и новые средства насилия. К ним обращается не только государство, но и отдельные лица. Обществу приходится защищаться, прибегая к узаконенному насилию. Посмотрите на тюрьмы – в России в них находится около миллиона заключенных, а в процветающей Америке и того больше. Но защищает ли эта мера возмездия должным образом само общество?

Насилие совершается не только над другими людьми, не только над природой и нашей гостеприимной планетой Землей, но и над самими собой. По имеющимся данным в России ежегодно официально регистрируется 3,5 миллиона абортов, а это значит 98 операций на каждую тысячу женщин в возрасте от 14 до 49 лет или 225 не рожденных детей на 100 появившихся на свет [Известия, 24. 06. 95]. По новым данным в сегодняшней России ежегодно прерывается абортами 4 миллиона жизней – численность населения Норвегии [Известия, 14. 12. 95].

А войны – они по-прежнему решают межнациональные проблемы, порожденные обидами, накопленными веками. Каждая победа создает лишь новый конфликт. И так до тех пор, пока стороны не устанут враждовать. А оружие все совершенствуется и продается по всему миру.

Человек теряет уверенность в жизни. Может быть, отсюда и небывалое для западного мира устремление к наркотикам, как последнему утешению?

Вот так – грустно – подходим мы к третьему тысячелетию.

Становится ясно, что культура западного мира исчерпала себя. Не может она больше порождать мир и взаимопомощь, без которых невозможно существование общества.

Смена культур – естественный процесс. Все живое, видимо, должно обновляться. Еще в школе нам говорили о смене периодов в Биосфере. В сфере человека все процессы протекают быстрее. Почти на наших глазах исчезла культура Средиземноморья, а вслед за ней и культура Древнего Рима. Творческий процесс, где бы он ни происходил, всегда суров. Он неизменно расчищает дорогу новому, идущему вперед.

Посмотрим на то, что обессилило в нашей культуре.

1. Утеряны смыслы жизни.

Доминирующее значение стала обретать устремленность к комфорту. А каково Природе переносить тяготы нашей нарастающей потребности в комфортности жизни?

2. Смыслы утрачены потому, что мы перестали владеть культурой как целостным образованием. Как правило, каждый из нас, интеллектуалов, движется лишь по одной тропинке. Культура стала лоскутной. Лоскутки не стыкуются. Следовательно, единое мировоззрение становится невозможным. А другие, не причастные к интеллектуальной элите, оказываются и вовсе вне культуры. Сами «лоскутки» культуры, в силу их сложности, тоже малодоступны. Появился даже унизительный термин – mass communication media. Кажется, что в культурах прошлого такого разграничения все же не было, несмотря на нарочито задаваемый эзотеризм (вспомним хотя бы Платона).

Сейчас эзотеризм возникает автоматически в силу переосложненности культуры. Попробуйте понять что-либо серьезное в математике – для этого необходимо стать математиком. Но можно ли стать еще и физиком, и биологом, и психологом, и философом – всем. А популяризация – это все же только пародия на науку. Что же остается простолюдину – для него современная культура – это, прежде всего, возможность взаимодействовать с техникой, непрестанно «разрастающейся».

3. Технизация всех проявлений культуры, так  хорошо понятая еще Хайдеггером [Seubold, 1985], заслонила от нашего восприятия те аспекты Бытия, которые были доступны человеку в культурах прошлого.

Хайдеггер говорил о современной технике как о некотором «мироустройстве», ведущем к наступлению «технологической пустыни». Последователем (и критиком) Хайдеггера стал немецкий философ Ромбах [Rombach, 1985]. Словосочетание «критика эпохи» становится новым философским термином. Французский философ Ж. Эллюль [1986] говорит о социальном прогрессе в новом времени как о неизбежном порабощении человека техникой. Хочется думать, что наблюдаемые сейчас негативные явления объясняются не тем, что человек не удовлетворяет свои потребности, а тем, что сами эти потребности перестают удовлетворять человека.

4. Исчерпалась и философия. Кажется, Хайдеггер и Гадамер оказались последними представителями традиционной философии. Об этом свидетельствует ряд публикаций [Baynes, Bohman, McCarthy, 1987], [McCarthy, 1990], [Налимов, 1993 а]. Казалось бы, в наши дни философия должна слиться с наукой. Но не перестанет ли тогда философия быть философией? И как возможно такое слияние, если само научное мировоззрение носит лоскутный характер?

Как ученый я все же пытаюсь в своих философских работах опираться на веер наук – математику, теоретическую физику, лингвистику, психологию и биологию. Но отклика со стороны философов нет. Может быть усилия напрасны?

5. В начале века громко прозвучали слова Ницше: «Бог умер».

Слова ужасные. Мне думается, говорить надо иначе – не о смерти Бога, а о затухании религиозности в нашей культуре.

Мне много лет – я помню, как христианство разливалось по русской земле (семья моего деда-купца была очень религиозной); помню и язычество в иноплеменных народностях – мой отец был зырянин-этнограф. Он умел показать всю привлекательность народной религии, свободной от всякого догматизма, от насилия как над природой, так и над человеком.

А что теперь? Вот передо мною книга известного московского священника о. Александра Борисова Побелевшие нивы [1994]. Он говорит о том, что Церковь держится на старых женщинах. И это естественно. Сама Церковь стара. Она упорно держится за одряхлевшее прошлое. Не хочет понимать того, что изменилась не только культура, но и сами люди. Мы уже не можем верить в то, во что верили наши предки.

В России в ранние годы Революции, в дни всеобщего обновления, появился соблазн обратиться к раннему христианству – гностицизму. Гностицизм – это тоже далекое прошлое, но его потенциал еще не исчерпан. Он трудно понимаем, в силу своей устремленности в запредельное, и глубоко мистичен. В плане социальном – он противостоит насилию. Его внешним проявлением в России в начале 20-х гг. было движение под названием Мистический анархизм. В плане эзотерическом – это был Восточный отряд Ордена Тамплиеров. В годы репрессий все было истреблено. Многие были расстреляны, многие погибли в Гулаге. Кажется, я остался последним. В моей мемуарной книге Канатоходец [Налимов, 1994 б] я написал об этом несколько глав, приводя в приложении документальные материалы из архива КГБ.

6. И наиболее важная составляющая, утерянная нашей культурой, –  проблема Жизнь–Смерть [Налимов, 1994 а].

Ее раскрытие становится стержнем культуры. Вокруг нее создавались мифы, порождающие мировоззрение, формирующие морально-этические нормы. Так созревала культура. Зрелость культуры определяется разработанностью этой темы.

В наши дни эта проблема ушла из поля зрения. Она не может быть согласована с современным ущербным мировоззрением. С чисто философских позиций ее пытался осветить Хайдеггер. В книге Бытие и время он отводит ей 8 страниц [1997][2]:

Характеристика экзистенциально набросанного собственного бытия к смерти позволяет подытожить себя так: заступание обнажает присутствию затерянность вчеловеко-самости и ставит его перед возможностью, без первичной опоры на озаботившуюся заботливость, быть самим собой, но собой в страстной, отрешившейся от иллюзий людей, фактичной, в себе самой уверенной и ужасающейся свободе к смерти (с. 266).

 

Да, бытие к смерти становится экзистенциальной категорией.

Но тема остается открытой. Утрата этой темы – событие впервые появившееся в истории человечества. Отсюда все беды. Эта тема рассмотрена в деталях в брошюре [Налимов, 1994 а].

7. И последнее, что приходится называть, исходя из всего перечисленного выше, – это утрата морально-этического начала.

В наши дни этика существует лишь как одна из философских дисциплин, преподаваемых в университетах. В повседневной жизни она стирается из-за отсутствия оснований – целостного мировоззрения, определяющего поведение человека.

 

II. В поисках иной культуры.

Что ждем мы от новой культуры?

1. Расширения представления об области нашего обитания планете Земля – гостиницы Вселенной. Мы должны стать патриотами не своей страны, а всей Земли. Иначе как преодолеть войны?

2. Расширения духовного горизонта – это значит, что путем медитаций нужно связать свою земную жизнь с Мирозданьем в целом.

3. Расширения горизонта своего существования – это значит, что нужно осмыслить проблему «жизнь–смерть». Сделать ее центральной темой, исторгнуть из глубин самого существования.

4. Нужно начать непрерывный поиск смыслов жизни. Нужно понять, зачем мы пришли на Землю.

5. Надо найти серьезные основания для раскрытия этического начала жизни. Надо обрести потребность во взаимопомощи.

6. Надо отказаться от насилия. От власти как проявлении насилия.

7. Религиозные верования должны обрести экуменический характер. Религиозное прозрение должно обрести личностный характер.

8. И самое главное – все должны начать думать, как это было в эпоху Средиземноморья.

Все вышеназванное должно реализоваться в едином образе – образе новой культуры, т.к. по отдельности реализоваться ничто из них не сможет. Но мы не знаем, как появляются новые культуры. Не знаем, что дает толчок, как он реализуется. Здесь тайна. Она должна нам приоткрыться.

Философски мыслящие люди, озабоченные судьбой жизни на планете, должны готовить общество к предстоящей вспышке новых идей глобального масштаба.

Но достаточно ли будет только усилий человека?

Здесь уместно будет привести высказывание Хайдеггера взятое из интервью, данного им журналу Шпигель, где он размышляет о том, что ни философия, ни какое-либо вообще физическое или ментальное действие не могут оказать необходимого влияния на ситуацию в мире [Аугштайн, Вольф, 1991]:

Только Бог еще может нас спасти. Нам остается единственная возможность: в мышлении и поэзии подготовить готовность к явлению Бога или же к отсутствию Бога и гибели; к тому, чтобы перед лицом отсутствующего Бога мы погибли (с. 243).

 

Наша мысль звучит осторожнее. Нам кажется, что речь может идти не о буквальном пришествии Бога, а скорее всего о вмешательстве космических сил через реинкарнационное пришествие тех, кто уже побывал на Земле, а позднее, в своих странствиях в мирах и, может быть, в веках, оказался подготовленным к радикальному изменению ситуации Земли.

Представление о реинкарнации в наши дни осмыслено уже достаточно серьезно. Напомним здесь фундаментальные исследования американского профессора Стивенсона. Четыре тома его работ [Stevenson, 1975, 1977, 1980, 1983], несомненно, можно назвать классическими. В последней из известных нам книг [Stevenson, 1987] приводится перечень его работ по этой теме, включающий 31 наименование. Обратим также внимание на многочисленные работы С. Грофа. Он показал, что обращение к психоделику ЛСД позволяет возвращаться к воспоминаниям глубокого прошлого [Grof, 1976, 1980, 1988], [Гроф, 1992][3]. В наших работах показано, что реинкарнационные воспоминания можно разбудить, обращаясь к медитациям [Nalimov, 1982], [Налимов, Дрогалина, 1995 а].

Поэты, воспринимающие мир утонченно, в отличие от других людей, склонны обращаться к реинкарнационным воспоминаниям. Вот, например, фрагмент из цикла Древняя память Даниила Андреева – поэта недавних дней [Андреев, 1996]:

Индия! Таинственное имя,

Древнее, как путь мой вселенной!

Радуга тоскующего сердца,

Образы, упорные, как память...

 

Рассказать ли? – Люди не поверят.

Намекнуть ли? – Не поймут ни слова,

Упрекнут за темное пристрастье,

За непобедимое виденье.

Прикоснусь ли нищею рукою

К праху светлому дорог священных,

Поклонюсь ли, где меня впервые

Мать-земля из мрака породила? (с. 330)

 

Д. Андреев рассказывал, что он вспомнил свою прошлую жизнь, когда однажды в его сознании появился как бы просвет. Он увидел, что был рожден в Индии, что был брахманом, но был изгнан из касты из-за женитьбы на неприкасаемой. Он утверждал, что хорошо помнил свои прошлые рождения.

Мне хочется напомнить здесь и другого поэта, который подчеркивал свою связь с прошлой жизнью, особенно с эллинским миром. Я говорю о Гёльдерлине. Вот начало его стихотворения Единственный [1969]:

 

Какою силой

Прикован к древним, блаженным

Берегам я так, что

Я люблю их больше, чем родину?

Словно в небесное

Рабство продан я,

Туда, где Аполлон шествовал

В облике царственном.

 

Здесь следует вспомнить еще и Гёте, также приверженного эллинизму, и многих других поэтов[5].

Теперь несколько слов орелигии.

По-видимому, теологи Запада – особенно германского протестантизма, ранее многих других поняли необходимость радикального реформизма. Прозвучала мысль о том, что христианству надлежит стать составляющей современной культуры, отвечая запросам сегодняшнего дня. Теология стала обретать свободу. Было сказано, что она не является уделом только профессионалов. Каждый из нас должен обладать собственным мироощущением. Теология должна стать «теологией освобождения»[6]. И я решился написать большую статью – Христианин ли я? Как возможна личностная теология [1995 б].

Но вот что меня удивляет: 1) теология наших дней почему-то по-прежнему игнорирует гностицизм; 2) по-прежнему вне поля зрения остается представление о реинкарнации, хотя раннее христианство не отрицало ее [Lampe, 1987]. Идея метемпсихоза была осуждена церковью только в VI веке.

Итак, мы стоим перед ужасающим выбором: начать создавать радикально новую культуру, или погибнуть под обломками старой. Эта мысль как набат должна прозвучать по всей Земле.

Должна оживиться деятельность философов, теологов, ученых.

Нужно начать искать новые смыслы, лучше поняв природу человека.

Нужно отказаться от национальной устремленности и стать патриотами Земли – единой для нас всех космической гостиницы.

Религия должна стать личностной, экуменически ориентированной, отвечающей современному уровню миропонимания.

Это программа на ближайшие годы. Но реальна ли она? Сейчас мы разъединены. Вот пример: мои философские книги почти не переводятся на другие языки, а кто знает русский? Опять деньги – деньги на нашем пути. Они остаются единым смыслом почти для всех. И если мы останемся по-прежнему замкнутыми только на деньги, то о чем тогда говорить?

Как возникают новые культуры – этого мы не знаем![7]

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вестник балтийской педагогической академии вып 93 — 2009 г символ

    Документ
    ... ПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Отделение трансперсональной психологии и педагогики НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙпедагогическойакадемииВып. 932009 г. СИМВОЛ Санкт-Петербург 2010 В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОМОПЫТЕ ...
  2. Вестник балтийской педагогической академии вып 96 – 2010 г символ

    Документ
    ... УЧЁНЫХ БАЛТИЙСКАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯБАЛТИЙСКИЙТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОТДЕЛЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 96 – 2010 г. СИМВОЛ В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОМОПЫТЕ САНКТ ...
  3. Научный выпуск вестник балтийской педагогической академии

    Документ
    ... 1945 гг. ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып. 94. – ... ) 0.92 0.93 0.9 0.91 ... всего жизненного опыта нервного ... , как символ, передающий какую ... А.И.В журн.: «Вестник БПА», вып.86, 2009. -6.Михайлова Е.Л. ... отде-ления трансперсональной психологии и ...
  4. International university of fundamental studies (2)

    Автореферат диссертации
    ... работе в изменённых состояниях сознания. Информационный вестникБалтийскойПедагогическойАкадемии, вып. 2, № 2, 1995 г. Курис И.В. Исцеляющий танец. ... С-Пб, Курис И.В. Символ в трансперсональномопыте. Вестник БПА, С-Пб, Вып.93-2009-2010. Стр.30-38 ...
  5. Научный выпуск

    Документ
    ... 2010) ВЕСТНИКБАЛТИЙСКОЙПЕДАГОГИЧЕСКОЙАКАДЕМИИВып.101. ... «Роща Академии», 2009. -------------------------------------------- Уменье ... Дружелюбный M =6,93 Альтруистический M =6,93 Эмоциональный Дружелюбный ... символа ... опыта ... Трансперсонального института ...

Другие похожие документы..