Главная > Учебно-методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПЕНЗА 2012

Административное право занимает особое место в системе российского права и характеризуется наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования.

Планы практических занятий по курсу «Административное право Российской Федерации», представленные в настоящем учебно-методическом пособии, содержит 25 тем. Каждая тема сопровождается заданиями, задачами и подробным списком нормативных правовых актов, которые помогут глубже разобраться в структуре изучаемого курса. В методические указания включены примерные темы рефератов и конкурсных работ, имеется перечень вопросов к зачету и экзамену. В качестве приложения представлены образцы процессуальных документов.

Данное учебно-методическое пособие может быть полезно как студентам, так и преподавателям юридических факультетов высших учебных заведений.

Составитель: В. А. Катомина, к.ю.н., доцент кафедры государственно-

Правовых дисциплин Пензенского государственного

университета

Рецензент:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Лекц.

Практ.

1-Й СЕМЕСТР

1

Государственное управление как вид государственной деятельности.

6

2

4

2

Предмет и метод административного права.

3

1

2

3

Административно-правовые нормы и отношения. Система и источники административного права.

6

2

4

4

Физические лица как субъекты административного права.

6

2

4

5

Объединения граждан, не преследующие цели получения прибыли, предприятия и учреждения как субъекты административного права.

6

2

4

6

Президент РФ в системе органов государственной власти.

6

2

4

7

Органы исполнительной власти как субъекты административного права.

6

2

4

8

Служба и служащие. Государственная служба.

6

2

4

9

Формы реализации компетенции субъектами административного права.

6

2

4

ИТОГО:

51

17

34

Зачет

2-Й СЕМЕСТР

10

Методы реализации компетенции субъектами административного права.

3

1

2

11

Административная ответственность.

3

1

2

12

Административные наказания

3

1

2

13

Производство по делам об административных правонарушениях.

6

2

4

14

Законность и дисциплина в системе правоохранительной деятельности государства. Контрольная, надзорная и контрольно-надзорная деятельность деятельности.

3

1

2

15

Административно-правовое регулирование промышленностью, строительством и ЖКХ

3

1

2

16

Административно-правовое регулирование агропромышленным комплексом и экологией

3

1

2

17

Управление в области торговли. Управление финансами и кредитом

3

1

2

18

Управление транспортно-дорожным комплексом и связью

3

1

2

19

Управление образованием, наукой и культурой.

3

1

2

20

Управление здравоохранением и в области социальной защиты граждан

3

1

2

21

Внешнеполитические и внешнеэкономические отношения. Межотраслевая координация

3

1

2

22

Управление обороной. Охрана государственной границы.

3

1

2

23

Государственное управление в сфере безопасности.

3

1

2

24

Управление внутренними делами.

3

1

2

25

Управление юстицией.

3

1

2

ИТОГО:

51

17

34

ВСЕГО:

102

34

68

Экзамен

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

РАЗДЕЛ I. Административное право как отрасль.

Тема № 1: Государственное управление как вид государственной деятельности.

  1. Понятие и виды управления в человеческом обществе. Социальное управление.

  2. Понятие, особенности и структура государственного управления.

  3. Возникновение и развитие административного права России.

  4. Административная реформа.

  5. Административное право зарубежных стран.

Методические указания

Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует общественные отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. управления, осуществляемого от имени общества, государства. Поэтому необходимо сформулировать определение управления и сопоставить его с тесно связанным понятием «организация». Охарактеризуйте виды управления в человеческом обществе: техническое, биологическое и социальное.

Отдельно выделите социальное управление, раскройте его особенности. Проанализируйте виды социального управления: общественное, муниципальное и государственное. Затроньте проблему соотношения и взаимосвязи государственной исполнительной власти и государственного управления. Назовите определяющие элементы сущностной характеристики государственной исполнительной власти: 1) социальное предназначение; 2)система исполнительных органов; 3) результат осуществления управленческой деятельности и основные формы реализации исполнительной власти.

Определите характерные особенности и структуру государственного управления. Раскройте признаки исполнительной власти. Охарактеризуйте цели, основные задачи и функции государственного управления. Определите структуру государственного управления: субъекты, объекты, процесс (функции управления, формы и методы их осуществления, стиль управления).

При ответе на вопрос о возникновении и развитии административного права России необходимо проследить путь от зарождения государственного управления и ее регулирования в Древней Руси до понимания предмета административного права советского периода.

Ответ на четвертый вопрос следует начать с определения сути административной реформы. Каковы ее задачи, результаты, перспективы?

В условиях расширяющихся контактов частных лиц и организаций с зарубежьем российские юристы должны иметь представление о механизмах принятия управленческих решений в других странах, о том, как строятся там отношения административных органов с гражданами и их объединениями. Проанализируйте модели административно-правового регулирования Франции, Германии, Великобритании, стран СНГ.

Темы докладов и рефератов:

  1. Исполнительная власть в РФ: понятие, принципы и современные тенденции развития.

  2. История развития советского и российского административного права.

  3. Реформа административного права: основные направления и сущность.

  4. Административная юстиция в зарубежных странах.

  5. Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах.

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

  2. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах : одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р

Задания и задачи:

1. Найдите в ФЗК РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ субъекты и объекты государственного управления.

2. Приведите конкретные примеры, где объектами государственного управления выступают: физическое лицо, юридическое лицо, область жизнедеятельности общества и государства.

3. Найдите и прокомментируйте функции государственного управления, а также принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ, ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

4. На химическом предприятии ОАО «Б.» произошел несчастный случай на производстве, в результате которого пострадало трое рабочих. Руководство данного предприятия не провело должного расследования, сокрыло факт несчастного случая и не сообщило о нем в государственную инспекцию труда по субъекту РФ. Последняя, узнав о произошедшем от родственников пострадавших рабочих, по своей инициативе составила заключение по соответствующей форме и вынесла постановление о применении к директору предприятия «Б.» административного наказания в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. за нарушение законодательства об охране труда.

Можно ли выделить по условию задачи государственно-управленческие отношения?

Тест:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное государственное бюджетное (11)

    Программа
    ... федеральноеГосударственноебюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... особенностях обслуживания органами Федерального казначейства государственных и муниципальных учреждений нового ...
  2. Федеральное государственное бюджетное (12)

    Научно-исследовательская работа
    ... федеральноеГосударственноебюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... особенностях обслуживания органами Федерального казначейства государственных и муниципальных учреждений нового ...
  3. Федеральное государственное бюджетное (26)

    Программа
    ... федеральноеГосударственноебюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ... особенностях обслуживания органами Федерального казначейства государственных и муниципальных учреждений нового ...
  4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ (18)

    Рабочая программа
    ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ... и объектов, сооружаемых для федеральныхгосударственных нужд. Возвратный и безвозвратный характер ...
  5. Федеральное государственное бюджетное (3)

    Основная образовательная программа
    ... образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая федеральнымгосударственнымбюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования ...
  6. Федеральное государственное бюджетное (16)

    Основная образовательная программа
    ... программа (ООП) подготовки специалиста, реализуемая федеральнымгосударственнымбюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования ...

Другие похожие документы..