Главная > Документ


Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет психолого-социальной работы

Кафедра психофизиологии и естественных наук

материалы для самостоятельной работы студентов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

по специальности «Психология»

г.Санкт-Петербург

2007

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпсихофизиологии и естественных наук

Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Батуев А.С. ________________________

Разработчики – акад. РАО, профессор Батуев А.С.__________________________

к.б.н., доцент Полякова О.Н. _________________________

1. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студент должен

знать:

  • психофизиологию информационных процессов в центральной нервной системе;

  • психофизиологию сенсорных процессов;

  • закономерности психофизиологии эмоций, сознания и бессознательного;

  • основы когнитивной психофизиологии;

  • основные принципы психофизиологии общения.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Основы психофизиологии

Тема 1.1. Положение психофизиологии в системе наук.

Предмет и методы психофизиологии.

Психофизиология, философия, психология, физиология. Определение психофизиологии. Предмет психофизиологии – взаимоотношение и взаимодействие природно-обусловленных и социальных факторов и процессе исторического и индивидуального развития человека. Основные методы психофизиологии. Организация психофизиологического эксперимента. Системная психофизиология.

Тема 1.2. Физиологическое и психическое в природе человека.

Принципы и категории психофизиологии. Принцип доминанты: мозг и психика. Учение А.А.Ухтомского о принципе доминанты. Мотивационная природа доминанты. Рефлекторная теория и ее современное понимание. Теория отражения. Теории системной работы мозга. Основные детерминанты поведения человека. Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность человека. Человек: деятельность, творчество, общение. Современные концепции о происхождении человека. Витальные, социальные и идеальные потребности человека. Человек в системе социальных связей и в межличностном общении. Закон Двойника и закон Заслуженного собеседника.

Тема 1.3. Психофизиология эмоций и памяти.

Эмоции – язык бессознательного. Сознание. Подсознание. Сверхсознание. Классификация эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (переживание). Теории эмоций. Память. Мгновенная память. Кратковременная (оперативная) память и ее механизмы. Долговременная память. Морфологические и химические гипотезы памяти. Консолидация. Энграмма памяти и ее свойства. Методы психофизиологических исследований.

Модуль 2. Когнитивная психофизиология

Тема 2.1. Психофизиология информационных процессов в центральной нервной системе.

Психофизиология сенсорных процессов.

Понятие энергии и информации. Психофизическая сущность информации. Носители биологической и социальной информации. Законы сохранения и передачи информации. Знаковая природа информации. Информационная природа процессов сенсорного восприятия (принцип кодирования). Психофизиологические характеристики восприятия: устойчивость, инвариантность, целостность. Динамика и привыкание. Представление и воображение. Мышление. Психофизиологические принципы мышления: системность, причинность, телеологичность. Структурно-функциональные основы мышления.

Тема 2.2. Психофизиология функциональных состояний.

Понятие о норме реакции. Сенситивные и критические периоды в развитии человека. Цикл сон-бодрствование. Психические процессы во время сна. Психофизиологические теории сна. Сновидения. Виды функциональных состояний человека.

Тема 2.3. Психофизиология высших психических функций; когнитивная

психофизиология.

Понятие о сознании и самосознании. Проблема души и сознания. Возникновение человеческого сознания и психики. Теория светлого пятна. Различные теории сознания. Измененные состояния сознания. Безотчетные эмоции и мотивации. Внимание произвольное и непроизвольное. Проблема генезиса и природы идеального. Язык, знак, символ. Структура и формы психической деятельности человека. Психофизиология индивидуальных различий. Сознание и самосознание, структура и формы самосознания, сознания и рефлексии.

3. ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

(К ЗАЧЕТУ)

  1. Биосоциальная природа человека.

  2. Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного.

  3. Предмет и методы психофизиологии.

  4. Принцип доминанты в психофизиологии.

  5. Принцип условного рефлекса в психофизиологии.

  6. Основные детерминанты поведения.

  7. Поведение и психика.

  8. Витальные потребности человека.

  9. Социальные потребности человека.

  10. Идеальные потребности человека.

  11. Сенситивные и критические периоды в развитии человека.

  12. Психофизиология памяти.

  13. Законы общения человека.

  14. Психофизиология движений.

  15. Психофизиология обучения.

  16. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности.

  17. Психофизиология принятия решения.

  18. Восприятие и переработка информации.

  19. Психофизиология речи.

  20. Природная основа мышления и интеллекта.

  21. Сон и его природа, психические процессы во сне.

  22. Сновидения и их значение.

  23. Эмоции, их природа и значение.

  24. Сознание и его психофизиологические теории.

  25. Функциональная асимметрия мозга человека.

  26. Различия в психофизиологии мужчин и женщин.

  27. Основы психотерапии и гипноза.

  28. Методы психофизиологических исследований.

  29. Системная психофизиология.

  30. Прикладная психофизиология

4. Литература

Основная:

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – 2002.

  2. Батуев А.С. Социальное и биологическое в природе человека. – 2001.

  3. Батуев А.С. Что такое психофизиология. – 2001.

  4. Данилова Н.Е. Психофизиология. – 1998.

  5. Основы психофизиологии./Под ред. Ю.И.Александрова. – 1997.

Дополнительная:

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – 1991.

  2. Механизмы деятельности мозга человека./Под ред. Н.П.Бехтерева. – 1988.

  3. Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические основы избирательного внимания. – 1985.

  4. Ухтомский А.А. Доминанта души. – 2000.

  5. Ухтомский А.А. Доминанта. – 1962.

  6. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. – 2000.

  7. Восприятие. Механизмы и модели. – 1974.

  8. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. – 1978.

  9. Крайг Г. Психология развития. – 2000.

  10. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности./Под ред. А.С.Батуева. – 1987.

  11. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности./Под ред. А.С.Батуева – 1986.

5. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ

К МОДУЛЮ 1.

Семинар 1.

Социальные потребности человека.

Выделяются виды социальных потребностей человека. Для дискуссии выделяются вопросы альтруизма и эгоизма.

Семинар 2.

Механизмы памяти.

Проводится анализ существующих в настоящее время теорий памяти. Изучаются некоторые техники улучшения памяти.

К МОДУЛЮ 2.

Семинар 3.

Свойства восприятия.

На примере зрительной системы рассматриваются особенности формирования зрительного образа.

Семинар 4.

Виды функциональных состояний человека.

Проводится анализ таких функциональных состояний, как бодрствование, сон, гипноз. Обсуждаются критерии измененных состояний сознания человека.

6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

К модулю 1

  1. Найти причины возникновения положительных эмоций, механизмы возникновения положительных эмоций на уровне мозга.

  2. Причины возникновения отрицательных эмоций, механизмы возникновения отрицательных эмоций на уровне мозга.

  3. Привести примеры практического применения законов общения, предложенных А.А. Ухтомским.

  4. Описать известные медицинские методы исследования мозга (в том числе рентгенографию, компьютерную томграфию, позитронно-эмиссионную томографию, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковую диагностику, риографию, электроэнцефалографию), при их описании подчеркнуть принцип действия метода, объективные характеристики исследуемого объекта, побочные эффекты действия.

  5. Дать сравнительную оценку принципиально различающихся аспектов социальных потребностей человека и животных, и их сходных моментов.

  6. Описать виды потребностей саморазвития у животных, и оценить их проявление у человека.

  7. Описать виды идеальных потребностей человека.

  8. Отметить положительные стороны эгоизма и отрицательные стороны альтруизма с точки зрения формирования характера человека.

Темы рефератов

  1. Методы психофизиологии

  2. Чувство времени и ориентация во времени.

  3. Родительская доминанта.

  4. Теория интегративного образа.

  5. Эмоциональный стресс.

К модулю 2.

  1. Экзогенные и эндогенные факторы, влияющие на сохранность следов информации в мозге.

  2. Природа и значение сновидений с точки зрения теории информационных процессов.

  3. Провести экспериментальное исследование по теме «восприятия сенсорной информации в зависимости от функционального состояния человека». Можно использовать вкусовую систему. Для исследования готовят разные концентрации растворов вещества определенного вкуса (сахар, соль, хинин, лимонная кислота), и предлагают их экспериментуемому. При постепенном увеличении концентрации вещества в водном растворе, человек начинает воспринимать тот вкус, который ему предлагается. Порог восприятия вкуса будет зависеть от функционального состояния человека (после сна, в середине или в конце рабочего дня, после физической нагрузки и т.п.).

  4. Проблема самоосознания у человека.

  5. Что такое обыденное состояние сознания, его критерии.

  6. На примере любого религиозного учения разобрать механизмы, которые используются для введения человека в измененное состояние сознания (транс).

Темы рефератов

  1. Психофизиологические особенности веры

  2. Мозг и творчество.

  3. Теории сновидений.

  4. Механизмы возникновения гипнотического состояния.

  5. Эмоциональная память.

Темы курсовых работ

  1. Психофизиологические детерминанты поведения человека.

  2. Гестационная доминанта.

  3. Материнская доминанта.

  4. Психофизиология функциональных состояний.

  5. Психофизиология эмоций.

  6. Механизмы сна.

  7. Психофизиология стресса.

  8. Механизмы памяти.

  9. Функциональная асимметрия мозга человека.

  10. Типы нервной системы человека. Характер.

7. ГЛОССАРИЙ

Аффекты - сильные кратковременные переживания, которые сопровождаются выраженными вегетативными и двигательными реакциями

Бессознательное - совокупность психических процессов, действий, состояний, не представленных в данный момент в сознании

Восприятие - совокупность процессов, посредством которых формируется субъективный образ реально существующей действительности

Внушение - прямое и неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу, при котором осуществляется процесс воздействия, основанный на некритическом воздействии информации

Долговременная память - память, для которой характерен устойчивый след информации

Доминанта - принцип ведущего действия данного момента, это действие, которое подчиняет себе деятельности всего организма

Знание - совокупность чувственных и мысленных образов, представлений, понятий, которое с помощью слов, математических символов и образов художественных произведений могут быть сообщены, переданы другим людям

Кратковременная память - память, при которой существует первоначальный неустойчивый след информации, характеризующийся ограниченным объемом и быстрым угасанием.

Мотивация - состояние, направленное на удовлетворение потребности

Оперативная память - вид памяти, которая связана с хранением информации для решения конкретной задачи и которая длится в течение времени, которое требуется для ее решения.

Память - механизм, позволяющий сохранять информацию в течение длительного времени

Поведение - внешне наблюдаемое взаимодействие организма с окружающей средой, опосредованное как внешней двигательной активностью, так и внутренней психической деятельностью

Потребность - специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития

Психика - скрытое от непосредственного наблюдения субъективное и активное отражение в мозгу образа объективного мира и самого себя в этом мире

Психофизиология - наука о физиологических основах психической деятельности человека

Сознание - это высшая форма психического отражения действительности, представленная в виде знаний

Эмоции - это отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе генетического и индивидуально приобретенного опыта

Эмоциональное состояние - субъективное переживание, отражающее отношение данного индивида к окружающему миру и к самому себе

Эмоциональное выражение - изменение в соматической и висцеральной сфере, сопровождающее эмоциональное состояние

Эмпатия - способность сочувствовать, то есть понимать эмоциональное состояние другого человека

Раздел V.

МАТЕРИАЛЫ НА ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЯХ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы для самостоятельной работы студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психодиагностика» по специальности 030301 65 (020400) «Психология»

    Документ
    ... Институт Психологии и Социальной Работы Кафедра общей и дифференциальной психологииматериалыдлясамостоятельнойработыстудентовПОДИСЦИПЛИНЕ «Психодиагностика» поспециальности 030301.65 (020400) «Психология» г.Санкт ...
  2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Автореферат диссертации
    ... Психологии и Социальной Работы Факультет прикладной психологии Кафедра психофизиологии и естественных наук МАТЕРИАЛЫДЛЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫСТУДЕНТОВПОДИСЦИПЛИНЕ «Физиология центральной нервной системы» поспециальности ...
  3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

    Контрольные вопросы
    ... Психологическая работа со студентами Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельнойработы обучающегося по отдельным разделам дисциплины Раздел ...
  4. Программы вступительных испытаний* проводимых кубгу самостоятельно программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «математический анализ»

    Программа
    ... ) подисциплинам «Психология личности», «Социальная психология», «Психология труда» для поступающих на направление подготовки магистратуры 030300.68 – ПсихологияПсихология ...
  5. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «отечественная история»

    Методические рекомендации
    ... , содержащее материалыпо методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. Самостоятельнаяработастудентов предполагает обязательную работу на ...

Другие похожие документы..