Главная > Документ
ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
Утверждаю
Ректор БГПУ, профессор
____________ Ю.П. Сергиенко
«___» __________ 2011 г.
Примерная основная образовательная программа
высшего профессионального образования
Направление подготовки
050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337
Профиль «ТЕХНОЛОГИЯ»
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Нормативный срок освоения программы - 4 года
Форма обучения - очная
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
в области педагогической деятельности:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности(ПК-7);
в области культурно-просветительской деятельности:
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11);
решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для изучения степени влияния человека и его деятельности на окружающую среду (СК-1);
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (СК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (СК-3);
способен организовывать собственную деятельность в учебных мастерских, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (СК-4);
готов самостоятельно определять способы технологической обработки и технологические режимы производства изделий из различных материалов, составлять технологическую последовательность изготовления изделий (СК-5);
готов использовать и создавать техническую, технологическую и нормативную документацию (СК-6).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по направлению 050100.62 Педагогическое образование
профиль «Технологическое образование» д
Квалификация (степень) - бакалавр
Нормативный срок обучения – 4 года
№ п/п | Наименование дисциплин (в том числе практик) | Трудоемкость | Примерное распределение по семестрам | |||||||||||
Зачетные единицы | Академические часы | 1-й семестр | 2-й семестр | 3-й семестр | 4-й семестр | 5-й семестр | 6-й семестр | 7-й семестр | 8-й семестр | Форма промежут. Аттестации | ||||
Количество недель | ||||||||||||||
16 | 20 | 15 | 21 | 15 | 14 | 11 | 15 | |||||||
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 26 | 936 | ||||||||||||
1.1 | Базовая часть | 16 | 576 | |||||||||||
1.1.1 | История | 5 | 180 | Х | Х | Зач,Эк | ||||||||
1.1.2 | Философия | 5 | 180 | Х | Х | Зач,Эк | ||||||||
1.1.3 | Иностранный язык | 6 | 216 | Х | Х | Зач,Эк | ||||||||
1.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 10 | 360 | |||||||||||
1.2.1 | Экономика | 3 | 108 | Х | Зачет | |||||||||
1.2.2 | Культурология | 3 | 108 | Х | Зачет | |||||||||
1.3 | Дисциплины по выбору студента | 4 | 144 | Х | Х | Зачет | ||||||||
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл | 12 | 432 | ||||||||||||
2.1 | Базовая часть | 7 | 252 | |||||||||||
2.1.1 | Информатика | 5 | 180 | Х | Экзамен | |||||||||
2.1.2 | Основы математической обработки информации | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
2.2 | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 5 | 180 | |||||||||||
2.2.1 | Естественнонаучная картина мира | 3 | 108 | Х | Зачет | |||||||||
2.3 | Дисциплины по выбору студента | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
Б.3 Профессиональный цикл | 164 | 5904 | ||||||||||||
3.1 | Базовая часть | 38 | 3060 | |||||||||||
3.1.1 | Педагогика | 10 | 360 | Х | Х | Х | Х | Зач,Эк | ||||||
3.1.2 | Психология | 10 | 360 | Х | Х | Х | Х | Зач,Эк | ||||||
3.1.3 | Теория и методика обучения технологии | 8 | 288 | Х | Х | Х | Зач,Эк | |||||||
3.1.4 | Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
3.1.5 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
3.1.6 | Безопасность жизнедеятельности | 4 | 144 | Х | Экзамен | |||||||||
3.1.7 | ИКТ в учебном процессе | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
3.2. | Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 126 | 4536 | |||||||||||
3.2.1 | Швейное оборудование | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
3.2.2 | Технология изготовления одежды | 8 | 288 | Х | Х | Зач,Эк | ||||||||
3.2.3 | Конструирование одежды | 8 | 288 | Х | Х | Экзамен | ||||||||
3.2.4 | Графика | 10 | 360 | Х | Х | Х | Зач,Эк | |||||||
3.2.5 | Материаловедение | 5 | 180 | Х | Х | Зач,Эк | ||||||||
3.2.6 | Математика | 7 | 252 | Х | Х | Экзамен | ||||||||
3.2.7 | Физика | 7 | 252 | Х | Х | Экзамен | ||||||||
3.2.8 | Химия | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
3.2.9 | Технологический практикум | 12 | 432 | Х | Х | Х | Х | Зачет | ||||||
3.2.10 | Охрана труда | 2 | 72 | Х | Зачет | |||||||||
3.2.11 | Информационные технологии | 4 | 144 | Х | Экзамен | |||||||||
3.2.12 | Основы предпринимательства | 4 | 144 | Х | Экзамен | |||||||||
3.2.13 | Маркетинг | 4 | 144 | Х | Экзамен | |||||||||
3.2.14 | Менеджмент | 4 | 144 | Х | Экзамен | |||||||||
3.2.15 | Налогообложение | 4 | 144 | Х | Экзамен | |||||||||
3.2.16 | Компьютерная графика | 3 | 108 | Х | Зачет | |||||||||
3.3 | Дисциплины по выбору студента | 40 | 1440 | Х | Х | Х | Х | Х | Зач,Эк | |||||
Б.4 Физическая культура | 2 | 400 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Зачет | |||||
Б.5 Учебная и производственная практики | 30 | 1080 | ||||||||||||
Учебная | 9 | 324 | Х | Х | ||||||||||
Производственная (педагогическая) | 21 | 756 | Х | Х | ||||||||||
Б.6 Итоговая государственная аттестация | 6 | 216 | Х | |||||||||||
Всего: | 240 | 8568 (400)* |
*Часы на физическую культуру
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
АННОТАЦИИ
«ПЕДАГОГИКА»
1. Цель дисциплины: формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих педагогов, ведущего к научному осмыслению объективной педагогической реальности, развития практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной педагогической деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП). Дисциплина «Педагогика» входит в базовую часть профессионального цикла Б3.
Включает разделы: «Введение в педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
общепрофессиональных компетенций:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);
профессиональных компетенций:
способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
сущность и структуру образовательных процессов;
особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;
методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
способы психологического и педагогического изучения обучающихся; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
особенности социального партнерства в системе образования;
способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь:
системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
управлять деятельностью помощников учителя и волонтёров, координировать деятельность социальных партнеров;
участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;
владеть:
способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
описывать, объяснять и прогнозировать педагогические явления и процессы;
использовать общенаучные, конкретно-научные методы для решения педагогических задач;
пользоваться категориально-понятийным аппаратом педагогики;
анализировать педагогический процесс с позиций методологических подходов и теорий воспитания и обучения;
конструировать содержание образования, технологии обучения и воспитания;
строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчики:
БГПУ, каф. педагогики
доцент Бабуцкая Л.А.
«ПСИХОЛОГИЯ»
Целью курса является формирование у студентов базовых психологических знаний, касающихся основных закономерностей развития психики, истории развития психологии как науки, особенностей протекания психических процессов, о взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического в развитии человека; об изменениях, происходящих в структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении на различных возрастных этапах, а также формирование адекватного представления о личности учащегося, о влиянии обучения и воспитания на процесс развития личности ребенка, изучение основ психологии общения и взаимодействия, поведения в конфликтной ситуации, изучение психологических особенностей малой группы, получение навыков психодиагностической деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП: данная дисциплина входит в профессиональный цикл Б3.базовая часть
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие
общекультурных компетенций (ОК)
- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
- владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
- готовность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);
- способность понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
общепрофессиональных компетенций (ОПК)
- способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК -1);
- готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК -2);
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов (ОПК-4);
- способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)
- способность осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);
- способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риск и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
специальные компетенции (СК)
- способность использовать психодиагностические методы для диагностики уровня развития учащихся;
- готовность использовать знание закономерностей психического развития для более эффективной организации процесса учебной деятельности
в результате изучения дисциплины студент должен:
знать – особенности строения психики и закономерности её развития в онто- и филогенезе;
- закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;
- структурные и динамические характеристики малой группы.
уметь – взаимодействовать с детьми и подростками;
- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;
- применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.
владеть – методами исследований в области психологии;
- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.
общая трудоемкость дисциплины 10 зачетных единиц
Разработчики: Резниченко Л.В., к.психол. наук, доцент кафедры психологии БГПУ
«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
1. Цель дисциплины: сформировать целостное представление о строении клеток и тканей, органов и систем органов, функциях организма человека, возрастных особенностях организма школьников, механизмов адаптации к условиям внешней среды.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к базовой части профессионального цикла Б3.
Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» ребенка тесно связан с другими дисциплинами: биологией, анатомией, педагогикой, возрастной психологией, методиками преподавания учебных предметов в школе. Преподавание этих дисциплин должно базироваться на знании особенностей организма детей и подростков на каждом возрастном этапе онтогенеза.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности;
готовность применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания;
способность оценивать личностные достижения школьников и разрабатывать индивидуальные навыки обучения и развития функциональных возможностей детей и подростков;
готовность осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития детей и подростков в разных моделях обучения школьников;
способствовать воспитанию у студентов бережного отношения к своему здоровью и профилактике вредных привычек.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
общие закономерности роста и развития детей и подростков;
строение и функциональные особенности клеток, тканей организма;
строение и функции организма в разные периоды онтогенеза;
особенности высшей нервной деятельности детей и подростка при обучении в школе;
психо-физиологические аспекты поведения школьников;
физиологические основы психических функций: память, восприятие, внимание, эмоции;
индивидуально-типологические особенности в онтогенезе;
основные гигиенические требования, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников;
уметь:
использовать знания анатомии, физиологии и здоровьесберегающих технологий для рациональной организации процесса обучения и воспитания, индивидуального подхода в обучении, воспитании и сохранении здоровья учащихся;
работать с муляжами и таблицами;
работать со специальной литературой, составлять конспекты, аннотации статей;
владеть:
методиками по определению физического развития;
методиками определения физиологических проб здоровья;
составлением рациона питания;
составлением режима дня школьника,
навыками применения гигиенических требований к составлению учебного расписания.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Разработчики:
БГПУ, кафедра основ медицинских знаний и ОЗД
доцент Данилова Л.И.
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
1. Цель дисциплины: сформировать у студентов, будущих педагогов и психологов сознательное отношение к своему здоровью, воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье учащихся.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла Б3.
Предмет «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» тесно связан с возрастной анатомией, физиологией, гигиеной и безопасности жизнедеятельности, с возрастной психологией и дисциплинами педагогического цикла.
Преподавание дисциплины должно базироваться на знании о биологической природе и целостности организма человека;
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способность понимать значение социально-значимых проблем общества и образа жизни человека в нем (ОК-2);
готовность к овладению методически правильного использования методов сохранения, укрепления и развития здоровья (ОК-3);
способность осознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, к адекватной оценке здоровья детей и подростков (ОП-1);
способность анализировать причины нездоровья детского населения, и выявлять факторы, ухудшающие состояние здоровья (ОП-2);
способность использовать в своей профессиональной деятельности полученные знания (ОП-3);
готовность к выбору программ в области здоровья (ПК-1);
способность к организации здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего пространства (ПК-2);
освоение современных в области здоровья технологий, направленных на сохранение здоровья и профилактику заболеваний (ПК-3);
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
признаки наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний, инфекционных болезней;
понимать эпидемический и инфекционный процессы;
уметь:
работать со специальной литературой, с таблицами, муляжами, информационными сборниками, СанПиН и др.;
владеть
приемами первой помощи при травмах, неотложных состояниях: кровотечениях, переломах, вывихах, обмороке, эпилептическом и истерическом припадках и др.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Разработчики:
БГПУ, кафедра основ медицинских знаний и ОЗД
доцент Антонова Л.А.
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об угрозах окружающего мира, правилах поведения в случае их возникновения, а также о приемах и методах их предупреждении и нейтрализации.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»относится к базовой части профессионального цикла Б3.
Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в общеобразовательной школе.
Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является необходимой основой для последующего изучения дисциплинами: экология, психология, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, основы педиатрии, гигиены и других предметов связанных с изучением земли, атмосферы, биосферы, а также техносферы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных действий (ОК-6);
способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
правовую и нормативную базу системы безопасности жизнедеятельности Российской Федерации;
основные угрозы окружающего мира (природная среда, техносфера, оружие массового поражения) и приемы снижения их отрицательного воздействия на организм;
основные угрозы окружающего мира, исходящие из социальной сферы и приемы их предупреждения и нейтрализации;
основные угрозы исходящие из биосферы, приемы их предупреждения и нейтрализации;
уметь:
использовать знания по основам безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и биологического происхождения;
использовать индивидуальные, коллективные и медицинские средствами защиты;
уметь оказать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях различного происхождения;
владеть:
методами подбора индивидуальных средств защиты органов дыхания и средств защиты кожи;
навыками работы с приборами предназначенными для определения в окружающей среде экологически вредных факторов химического происхождения, а также имеющих физическую природу;
навыками применения знаний по основам безопасности жизнедеятельности с целью предупреждения негативного влияния вредных факторов внешней среды, а в случае их появления принимать меры по их нейтрализации.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчики:
БГПУ, кафедра основ медицинских знаний и охраны здоровья детей
доцент Яценко Е.А.
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины - освоение знаний, умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области освоения обучающимися школьного курса технологии; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
Программа направлена на изучение общих закономерностей трудовой и технологической подготовки школьников, а также выбор методов, приёмов, форм организации обучения технологии в зависимости от целого ряда условий и в первую очередь – от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, их подготовки, условий проведения занятий и т.д.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
– владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижений;
– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
– способен логически верно излагать устную и письменную речь;
– готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.
Общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
– владеет основами речевой профессиональной культуры;
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.
Профессиональными компетенциями (ПК):
– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
– способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
– способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
– способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
– способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности
– организовывать собственную профессиональную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
– прaвовые нормы реaлизации педагогической деятельности и образования;
– сущность и структура образовательных процессов;
– особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;
– тенденции развития мирового историко-педагогического процесса;
– особенности современного этапа развития образования в мире;
– основы просветительской деятельности;
– методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);
– теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса;
– содержание преподаваемого предмета;
– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
– способы психологического и педагогического изучения обучающихся;
– способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;
– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;
– особенности социального партнерства в системе образования;
– способы профессионального самопознания и саморазвития.
Должен уметь:
– системно анализировать и выбирать образовательные концепции;
– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;
– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;
– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
– осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;
– создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
– проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;
– использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;
– бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;
– управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров;
– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.
Должен владеть:
– способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
– способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
– способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
– способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
– различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности;
– способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
5. Разработчик: к.п.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ Калнинш Л.М.
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на изучение знаний, освоение умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области использования обучающимися современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школьного курса технологии; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав базовой части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
– способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
специальными компетенциями (ПК):
– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
– особенности современного этапа развития образования в мире;
– основные приемы работы с чертежом на персональном компьютере;
– основные приемы создания презентаций.
Должен уметь:
– создавать, редактировать и оформлять схемы, рисунки и чертежи на персональном компьютере;
– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
– использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;
Должен владеть:
– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
– различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности;
– создавать чертежи, эскизы, рисунки, схемы с использованием компьютерных программ КОМПАС;
– создавать учебные презентации в программе Power Point;
– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ Калнинш Л.М.
«ШВЕЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины – обучение будущих педагогов теоретическим основам выбора швейного оборудования для оснащения рабочих мест швеи, портного, направлений совершенствования и автоматизации производственного оборудования, выполнения основных видов технологического регулирования промышленного оборудования; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– способен организовывать собственную деятельность в швейных мастерских, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
способен выполнять основные виды технологического регулирования промышленного оборудования, осуществлять выбор оборудования и оснастку рабочих мест;
готов к соблюдению правил техники безопасности при работе на промышленном оборудовании, а также требований эксплуатации различных видов оборудования в условиях промышленного производства.
В результате освоения дисциплины студент должензнать:
основы эксплуатации и ремонта технологического оборудования;
правила производственной санитарии и техники безопасности при эксплуатации оборудования;
особенности использования технологического оборудования в швейном производстве;
требования ГОСТов по изготовлению изделий из текстильных материалов.
Должен уметь:
работать с технологической документацией;
определять рациональные способы эксплуатации швейного оборудования;
осуществлять простые регулировки и ремонт швейного оборудования;
работать со справочно-технической и информационной литературой и нормативными документами.
Должен владеть:
знанием основных характеристик технологического оборудования, видов его классификации и конструктивных модификаций, рабочие органы и теорию работы основных видов технологического оборудования;
безопасными приемами работы на любых видах швейного оборудования и правилами профессиональной этики.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доцент каф. ТП и МП БГПУ Кияшко И.С.
«ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на изучение знаний, освоение умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области освоения обучающимися технологии изготовления женской и мужской одежды с учетом прогрессивных способов обработки; воспитание ответственности, развитие технологической культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– способен организовывать собственную деятельность по технологии изготовления одежды, определять методы и способы выполнения соответствующих профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– готов самостоятельно определять способы технологической обработки и технологические режимы производства швейных изделий, составлять технологическую последовательность изготовления изделий;
– готов использовать и создавать техническую, технологическую и нормативную документацию.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основы технологии изготовления одежды;
технологический процесс изготовления изделий и режимы всех этапов обработки;
виды и способы технологической обработки изделий различных ассортиментных групп;
основные понятия и терминологию различных видов работ при изготовлении одежды;
технологические особенности обработки и правила безопасности труда при выполнении различных видов работ и требования пожарной безопасности;
действующие стандарты и технические условия на швейные изделия;
структуру и особенности преподавания «Технологии изготовления одежды» на уроках технологии.
Должен уметь:
выполнять работы по организации технологического процесса изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам;
выбирать оптимальные методы поузловой обработки изделий в зависимости от целого ряда условий: модели, вида материала, прокладок, применяемого оборудования и приспособлений;
составлять технологическую последовательность обработки изделий;
выполнять простейший ремонт и регулировку швейных машин бытового и промышленного назначения;
разрабатывать и использовать инструкционно-технологические карты;
применять современные методы обработки изделий.
Должен владеть:
способами, методами и приемами выполнения технологических операций по изготовлению одежды по индивидуальным заказам различных ассортиментных групп из различных материалов;
приемами простейшего ремонта и регулировки швейных машин бытового и промышленного назначения;
приемами выполнения ручных, машинных и влажно-тепловых работ при изготовлении одежды, соблюдая нормы технологических режимов;
соблюдать требования техники безопасности труда и правила профессиональной этики.
4. Общая трудоемкость дисциплины 8 зачетных единиц.
5. Разработчик: ст. преподаватель кафедры ТП и МП БГПУ Маханькова Н.В.
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»
1. Цель дисциплины. Основной целью дисциплины является обеспечение обучающимся возможности получить углубленные знания, умения и навыки, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре в соответствии с профилем подготовки.
Дисциплина предусматривает изучение основных теоретических положений, понятий и терминологии, используемых в процессе проектирования и производства швейных изделий, приобретение практических навыков и умений конструирования верхней одежды из тканей и близких к ним по свойствам текстильных материалов, воспитание необходимых личностных и деловых качеств.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3.Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– владеет терминологией и общей информацией о современной одежде, понимает структуру процесса проектирования швейных изделий, способен определять признаки модельного, стилевого, ассортиментного разнообразия предметов одежды;
– способен выполнять разработку базовых конструкций швейных изделий различных видов на основе рекомендаций определенной производственной методики конструирования, готов осуществлять конструктивное моделирование швейных изделий, владеет основными приемами технического моделирования;
– способен использовать закономерности и средства композиции костюма при проектировании новых моделей швейных изделий, владеет приемами конструктивного решения и модельного оформления предметов одежды для индивидуальных потребителей.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
– общие сведения о современной одежде, этапы процесса проектирования швейных изделий, факторы модельного, стилевого, ассортиментного разнообразия предметов одежды;
– принципы характеристики фигур потребителей, структуру действующей размерной типологии населения;
теоретические основы композиционного построения костюма, методы формообразования швейных изделий;
– принципы и способы конструктивной разработки швейных изделий, этапы конструктивного моделирования, основные приемы технического моделирования.
Должен уметь:
– определять ассортиментную принадлежность, особенности стилевого, модельного и конструктивного решения швейных изделий;
– использовать определенную производственную методику конструирования при разработке конструкций швейных изделий;
– использовать методы конструктивного моделирования, приемы разработки типовых модельных элементов.
Должен владеть:
– приемами разработки базовых конструкций швейных изделий в соответствии с рекомендациями определенной производственной методики конструирования;
– приемами выбора конструктивных средств для разработки швейных изделий различных форм и покроев;
– основными способами технического моделирования швейных изделий.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
5. Разработчик: доц. кафедры ТП и МП БГПУ Киселева Т.В.
«ГРАФИКА»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на углубление знаний, освоение умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств обучающихся для успешной профессиональной педагогической деятельности в области черчения и начертательной геометрии.
Освоение дисциплины способствуетразвитию логики, четкости и ясности мышления, развитию пространственного воображения, что является важным при становлении и совершенствовании различных технологий, ремесел; обеспечивает пропедевтическую подготовку к изучению дисциплин, направленных на проектирование и конструирование изделий различного назначения.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс освоения дисциплины направлен на становление и развитие следующих специальных компетенций (СК):
– готов организовывать собственную профессиональную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в области освоения школьниками элементов графической грамотности, черчения и начертательной; определять методы и способы выполнения соответствующих профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– способен читать и создавать конструкторско-технологическую документацию, необходимую для обеспечения учебного процесса, использовать графические изображения в учебном процессе, в том числе для разработки средств обучения;
– готов к чтению принципиальных и монтажных схем оборудования, электрических цепей, сборке и наладке электрических устройств учебного назначения;
- готов осуществлять руководство проектной деятельностью учащихся с учетом требований стандартизации, унификации и дизайна к объектам проектирования;
способен выполнять различные графические построения в соответствии с требованиями ЕСКД;
готов решать задачи с помощью графических построений.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
понимать значение межпредметных связей (черчение - начертательная геометрия - перспектива - рисунок - живопись;
единые требования ЕСКД при выполнении и оформлении чертежей.
Должен уметь:
выполнять работы различными графическими материалами (тушь, рейсфедер, перо, карандаш);
читать и создавать конструкторско-технологическую документацию, необходимую для обеспечения учебного процесс.
Должен владеть:
основами графической грамоты, композиции, приемами и техникой чтения и выполнения чертежа при работе на листе карандашом, тушью и мелом на классной доске;
основными способами решения графических задач;
приемами работы разнообразными графическими материалами (тушь, рейсфедер, перо, карандаш);
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
5. Разработчик: к.п.н., доцент кафедры ТП и МП БГПУ Калнинш Л.М.
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на углубление знаний, умений, опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области подготовки обучающихся к изучению ассортимента и свойств различных материалов, используемых при изготовлении одежды; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов организовывать деятельность обучающихся по изучению свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий, определять методы и способы выполнения соответствующих профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– способен распознавать и классифицировать швейные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, видам переплетений, физическим, гигиеническим и технологическим свойствам;
– готов осуществлять обоснованный выбор материалов для изготовления различных швейных изделий.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать:
– основные виды волокон, ассортимент швейных материалов и сырьё для них;
– классификацию, гигиенические, физико-механические и технологические свойства, ассортимент, маркировку и область применения швейных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
– особенности строения, назначения, свойства и производство различных швейных материалов;
– виды и способы обработки различных швейных материалов;
– требования к качеству обработки деталей из различных материалов;
– виды дефектов различных материалов;
– классификацию, свойства и область применения сырьевых материалов;
– требования техники безопасности при хранении и использовании различных швейных материалов.
Должны уметь:
– классифицировать швейные и сырьевые материалы;
– выбирать ассортимент и расшифровывать маркировки различных швейных материалов;
– подбирать способы и режимы обработки швейных материалов.
Должны владеть:
– распознавать и классифицировать швейные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
– подбирать швейные материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
– подбирать способы и режимы обработки швейных материалов для изготовления различных изделий.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
5. Разработчик: к.п.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ Калнинш Л.М.
«МАТЕМАТИКА»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на углубление знаний, умений, опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области применения обучающимися методов математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
специальных компетенций (СК):
– готов проводить математические расчеты, связанные с организацией и обеспечением соответствующих технологических процессов;
– способен оперировать с абстрактными объектами и корректно использовать математические понятия и символы для выражения количественных и качественных отношений.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– общий курс основных разделов математики;
– основные математические понятия и методы, о роли и месте математики в современном мире, технологиях и в мировой культуре.
Должен уметь:
– применять математику к решению конкретных технических задач;
– формулировать прикладные проблемы на языке уравнений, систем уравнений, неравенств, графических представлений.
Должен владеть:
– способами решения прикладных задач;
– универсальным математическим языком;
– оценивать погрешности вычислений;
– использовать электронные и программные средства к решению задач.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.
5. Разработчик: ст.преподаватель каф. ТП и МП БГПУ Александров И.В.
«ХИМИЯ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на углубление знаний, умений и опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области освоения обучающимися свойств химических элементов и их соединений, а также закономерностей превращения веществ; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов проводить исследовательские работы и объяснять результаты исследований;
– готов определять способы решения практических задач, анализировать полученные результаты решения;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– строение вещества, фундаментальные понятия и законы;
– реакционную способность веществ и взаимосвязи между свойствами элементов химической системы, о процессах, происходящих в системах;
– о регулировании химических процессов;
– сущность химических процессов, происходящих в природе, на производстве.
Должен уметь:
– самостоятельно проводить экспериментальные работы и химический анализ в химических лабораториях, а также объяснять результаты исследования;
– работать с химической посудой, реактивами, приборами и оборудованием;
– проводить расчеты практических задач по условиям химических реакций;
– работать с научной литературой, справочниками;
– применять свои знания в решении возникших проблем.
Должен владеть:
профессиональной терминологией;
– навыками исследовательской работы.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.т.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ Головко Т.А.
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
1. Цель дисциплины. Основной целью дисциплины является обеспечение обучающимся возможности получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре в соответствии с профилем подготовки.
Дисциплина предусматривает изучение двух разделов по технологии изготовления одежды и конструированию одежды и направлена на формирование общего представления о процессе проектирования новых моделей одежды, рассмотрение вопросов практической профессиональной деятельности по обработке и разработке швейных изделий для индивидуальных потребителей, подготовку к самостоятельной творческой работе, воспитание необходимых личностных и деловых качеств.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3.Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– способен изображать рабочие рисунки моделей одежды, составлять описание модельного и конструктивного решения швейного изделия, осуществлять подбор основных и прикладных материалов для его изготовления;
– способен разрабатывать технологическую последовательность обработки швейных изделий, осуществлять контроль качества на различных этапах изготовления швейных изделий;
– готов осуществлять обоснованный выбор методов технологической обработки швейных изделий, оборудования, приспособлений малой механизации;
– способен составлять подробную характеристику фигуры потребителя швейных изделий в соответствии с материалами действующей размерной типологией населения, устанавливать рабочие творческие отношения с потребителем;
– способен разрабатывать модели швейных изделий различной ассортиментной принадлежности для индивидуальных потребителей, графически оформлять основные виды конструкторской и технологической документации при проектировании новых моделей швейных изделий, осуществлять авторский надзор за реализацией модельного и конструктивного решения при производстве швейного изделия.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
– сущность и структуру процесса творческо-конструкторско-технологической деятельности по проектированию и изготовлению новых моделей одежды;
– терминологию ручных и машинных работ, требования ГОСТа при изготовлении швейных изделий;
– факторы разнообразия внешнего облика индивидуальных потребителей, правила творческой работы с индивидуальным потребителем;
– принципы конструктивной разработки моделей швейных изделий для индивидуальных потребителей;
– правила оформления основных видов конструкторской документации, задачи авторского надзора при изготовлении швейных изделий.
Должен уметь:
– выполнять рабочие рисунки проектируемых моделей швейных изделий, используя закономерности и средства композиции, осуществлять подбор материалов для проектируемых моделей одежды;
– разрабатывать и изготавливать швейные изделия различной ассортиментной принадлежности для индивидуальных потребителей;
– разрабатывать и оформлять основные виды конструкторско-технологической документации в соответствии с нормативными требованиями.
Должен владеть:
– основами конструктивной разработки модели швейного изделия по его рабочему рисунку, приемами поиска творческих источников для моделирования;
– способами рационального выбора методов конструктивного моделирования, приемов технического моделирования швейных изделий;
– приемами конструктивного решения и модельного оформления предметов одежды для индивидуальных потребителей;
– терминологией ручных и машинных операций;
– приемами уверенной работы на различном швейном оборудовании производственного и бытового назначения;
– методами и приемами выполнения соответствующих требованиям ГОСТа технологических операций, приемами контроля качества изделий;
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
5. Разработчик: доц. кафедры ТП и МП БГПУ Киселева Т.В., ст. преподаватель кафедры ТП и МП БГПУ Маханькова Н.В.
«ОХРАНА ТРУДА»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на углубление знаний, умений, опыта, а также развитие личностных качеств для успешной профессиональной педагогической деятельности в области создания безопасных условий труда обучающихся; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
– способен организовывать профессиональную деятельность в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями по охране труда, нормами производственной санитарии, правилами техники безопасности;
В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать:
– основы российского законодательства по охране труда;
– нормативные акты, правила и инструкции, регламентирующие организацию работ по соблюдению техники безопасности в образовательных учреждениях;
– требования безопасности труда и производственной санитарии при проведении занятий в классах, учебных мастерских, в процессе производительного труда, в кружковой работе, при работе на технологическом оборудовании;
– основы пожарной безопасности.
Должны уметь:
– планировать мероприятия по охране труда в урочное и внеурочное время, осуществлять работу по профилактике травматизма;
– применять на практике полученные теоретические знания.
Должны владеть:
– оказывать первую помощь пострадавшему;
– проводить противопожарные мероприятия и действия во время пожара;
– пользоваться средствами пожаротушения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ, Калнинш Л.М.
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины – обучение будущих педагогов теоретическим основам и практическим навыкам применения современных информационных технологий в учебном процессе; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– владеет базовыми понятиями информационных технологий, готов к изучению различных программных и технических средств;
готов к осознанию ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира.
способен ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.
В результате освоения дисциплины студент должензнать:
принципы применения информационных технологий для решения задач обучения;
основные термины и понятия информационных технологий и систем;
основные способы и режимы обработки информации;
правила производственной санитарии и техники безопасности при эксплуатации ПК.
Должен уметь:
использовать современные информационные технологии в образовательном процессе;
соблюдать меры безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК;
ориентироваться во всём многообразии информационных технологий и выбирать из них необходимые для решения задач обучения;
применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов, аудио- и видеоматериалов;
использовать сеть Интернет для решения образовательных задач.
Должен владеть:
базовыми элементами офисной технологии: работа с текстовыми документами, изображениями, электронными таблицами, базами данных, презентациями;
основами эксплуатации персонального компьютера;
базовыми сервисами и технологиями Интернета для их использования в образовательной деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доцент каф. ТП и МП БГПУ Кияшко И.С.
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины - углубление и освоение знаний, умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств для формирования убудущих педагогов нового экономического мышления, целостного теоретического представления о социально-экономических и правовых основах создания и функционирования предприятий в условиях переходной экономики, а также подготовка выпускников факультета к предпринимательской деятельности в сфере образования; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
Дисциплина расширяет представления о таких экономических категориях как: бюджет, бюджетное планирование на всех уровнях управления, расчет показателей: стоимость произведенной, реализованной продукции, себестоимость продукции, цена производства, рыночная цена, валовой доход и др.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов к организации экономической деятельности всех форм собственности, сознательному отношению к труду, его результатам, окружающей среде.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
особенности функционирования предприятий в условиях переходной экономики;
с ресурсное обеспечение предприятий и основные экономические показатели конечных результатов хозяйственной деятельности предприятий;
юридические основы деятельности предприятий;
основы правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ.
Должен уметь:
составлять и обосновывать бизнес-план;
соизмерять экономические потребности с возможностями их удовлетворения.
Должен владеть:
методикой разработки бизнес-плана предприятий различных форм собственности;
методикой расчета различных экономических показателей;
практикой ведения бухгалтерского учета на предприятиях в РФ.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ, Кияшко И.С.
«МАРКЕТИНГ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины – изучение основ теории маркетинга как философии и методологии современного предпринимательства; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– способен к развитию экономического мышления;
способен к формированию представления о маркетинговой деятельности фирмы;
готов к выработке активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные понятия теории маркетинга;
правила потребительского поведения;
пути удовлетворения потребительского спроса.
Должен уметь:
самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания о маркетинге, наблюдать и объяснять рынок и его роль в хозяйственном механизме общества;
осуществлять анализ маркетинговой среды фирмы;
применять на практике полученные знания.
Должен владеть:
представлением о производстве товаров, услуг, о товарораспределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении, о внешнеэкономических связях;
навыками оценки влияния маркетинговых факторов на деятельность предприятия малого бизнеса.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доцент каф. ТП и МП БГПУ Кияшко И.С.
«МЕНЕДЖМЕНТ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины «Менеджмент» направлена на углубление знаний, умений и опыта, а также развитие личностных качеств для успешного освоения обучающимися вопросов создания условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия или собственной фирмы; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов организовывать собственную деятельность по раскрою материалов, определять методы и способы выполнения соответствующих профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– способен самостоятельно определять норму расхода материалов и осуществлять экономичные раскладки лекал раскрой изделий, производить примерку швейного изделия на заказчике и вносить необходимые корректировки;
готов оформлять соответствующую сопроводительную технологическую документацию.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
о развитии теории и практики менеджмента;
иметь представление об элементах организаций и процесса управления;
психологические особенности деятельности руководителя и реализации основных управленческих функций.
Должен уметь:
анализировать психологические причины, лежащие в основе снижения эффективного управления;
представление о социальной ответственности и этике менеджера.
Должен владеть:
способами определения и анализа внешних факторов, в том числе характера окружающей среды, оказывающих воздействие на успех организации;
анализом психологических причин, лежащих в основе снижения эффективного управления предприятием.
4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доцент каф. ТП и МП БГПУ, Калнинш Л.М.
«НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины «Налогообложение» - углубление и освоение знаний, умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств для формирования убудущих педагогов нового экономического мышления, целостного теоретического представления о налоговом законодательстве РФ; воспитание ответственности и добросовестности в профессиональной деятельности.
Дисциплина предполагает знакомство с основами налогообложения, основными элементами налога, видами налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц в Российской Федерации.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. После освоения дисциплины студент должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
готов к организации экономической деятельности всех форм собственности, сознательному отношению к труду, его результатам, окружающей среде.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
– основные направления налоговой реформы на современном этапе развития российской экономики;
– понятия и принципы формирования налогов и сборов
– классификацию налогов и сборов
– перечень основных налогов для уплаты субъектами предпринимательской деятельности;
– перечень налогов для обязательной уплаты гражданами РФ;
– формы ответственности при сокрытии налогов.
Должен уметь:
– рассчитывать и заполнять различные формы налоговой отчетности;
Должен владеть:
– методикой разработки налоговых деклараций гражданами РФ и субъектами предпринимательской деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доц. каф. ТП и МП БГПУ, Калнинш Л.М.
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
1. Цель дисциплины. Основная цель учебной дисциплины направлена на углубление знаний, освоение умений, приобретение опыта, а также развитие личностных качеств обучающихся для успешной профессиональной педагогической деятельности в области освоения графических программ.
Освоение дисциплины способствуетразвитию логики, четкости и ясности мышления, развитию пространственного воображения на основе современных возможностей компьютерной техники и соответствующих графических программ, и является важным при становлении и совершенствовании в освоении различных технологий, ремесел; обеспечивает пропедевтическую подготовку к изучению дисциплин, направленных на проектирование и конструирование изделий различного назначения.
2. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в состав вариативной части профессионального цикла дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины. Студент при освоении дисциплины должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
– готов организовывать собственную профессиональную деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности в области освоения школьниками элементов графической грамотности, черчения с использованием соответствующих программ компьютерной графики, определять методы и способы выполнения соответствующих профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– способен читать и создавать конструкторско-технологическую документацию, необходимую для обеспечения учебного процесса, использовать графические изображения в учебном процессе, в том числе для разработки средств обучения с использованием современных графических программ.
– способен к освоению базовых понятий информационных технологий, к изучению различных программных и технических средств;
готов к осознанию ценности информации для понимания и дальнейшего познания окружающего мира.
способен ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.
В результате освоения дисциплины студент должензнать:
принципы применения графических программ для решения задач обучения;
основные термины и понятия информационных технологий и систем;
основные способы и режимы обработки и хранения информации информации;
– единые требования ЕСКД при выполнении и оформлении чертежей.
правила производственной санитарии и техники безопасности при эксплуатации ПК.
Должен уметь:
использовать современные графические программы в образовательном процессе;
соблюдать меры безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК;
применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов, аудио- и видеоматериалов;
использовать сеть Интернет для решения образовательных задач;
читать и создавать конструкторско-технологическую документацию, необходимую для обеспечения учебного процесс.
Должен владеть:
базовыми элементами графических редакторов: работа с чертежами, фрагментами, текстовыми документами, изображениями, электронными таблицами, базами данных, презентациями;
основами эксплуатации персонального компьютера;
базовыми сервисами и технологиями Интернета для их использования в образовательной деятельности;
основными способами решения графических задач с использованием графических программ.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчик: к.п.н., доцент кафедры ТП и МП БГПУ Калнинш Л.М.
Похожие документы:
Примерная основная образовательная программа направление подготовки менеджмент (профиль «производственный менеджмент»)
Основная образовательная программа... министра _________________ «____»__________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент» ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки 080200 менеджмент профиль «инновационный менеджмент»
Основная образовательная программа... подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств
Основная образовательная программа... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств
Основная образовательная программа... ______________С.И.Михайловский «___»_____________2011 года Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 073900 Теория и история ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки (1)
Основная образовательная программа... ПРОЕКТ Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки Социология ... исследований в соответствии с основнойобразовательнойпрограммойподготовки социолога в системе классического ...Примерная основная образовательная программа направление подготовки (5)
Основная образовательная программа... ______________Федоров М.П. «___»____________ 2010 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки 222000 «инноватика» утверждено приказом ...