Главная > Инструктивно-методическое письмо
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Инструктивно-методическое письмо
«О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2010-2011 учебном году»
ВСТУПЛЕНИЕ
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Информатика — в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
II. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
С целью сохранения единого образовательного пространства области, повышения качества образования, выполнения санитарно-эпидемиологических норм при проведении уроков информатики и информационных технологий в образовательных учреждениях Саратовской области в 2010-2011 учебном году следует руководствоваться следующими нормативными документами:
Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312).
Стандарт начального общего образования по технологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Примерная программа начального общего образования по технологии (труд).
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).
Федеральный перечень учебников на 2010-2011 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «23 » декабря 2009 г. № 822 г. Москва ";Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год";).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2009 г. № 03-2235 «Об использовании учебников разных лет выпуска».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июня 2003 г. Регистрационный № 4673.
Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).
Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 августа 2002 г. №01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики от 30 декабря 2009 года №2606 «О внедрении в общеобразовательные учреждения области пакета свободного программного обеспечения».
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 г. № 01 14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования».
Методические рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки к билетам по информатике и ИКТ для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Документы, регламентирующие разработку КИМ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в новой форме) по информатике и ИКТ:
кодификаторэлементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
спецификацияэкзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования;
демонстрационныйвариантэкзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике и ИКТ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Государственные стандарты общего образования разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации не реже чем раз в 10 лет.
С 2011 года начинается переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения. Введение ФГОС нового поколения приведет к существенному изменению всей системы образования, и ключевым моментом преобразований станет реальный, а не декларируемый переход от знаниевого подхода к компетентностному. Важно понять, что происходит не просто смена терминов, а значительные изменения в организации образовательного процесса.
В преддверии утверждения и введения в действие ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений является компетентностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
К июню 2009 года разработан проект концепции фундаментального ядра содержания общего образования. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования.
В проекте фундаментального ядра разработчики предлагают следующие основные положения по предмету «Информатика».
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии, экономике, истории и др.
Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».
Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика не является частью математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.
Школьный курс информатики отражает все перечисленные аспекты:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Информатика еще не оформилась как дедуктивная теория, тем не менее, в процессе преподавания этой дисциплины сложились вполне определенная система понятий и логика их развития: от информационных процессов как феномена реальности к информационным моделям как инструменту познания этого феномена с переходом на области применения полученных знаний.
Принципиально важную роль в информатике играет понятие информационной модели, которая одновременно является инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.
Понятийный аппарат информатики целесообразно разделить на три концентра:
понятия, связанные с описанием информационного процесса;
понятия, раскрывающие суть информационного моделирования;
понятия, характеризующие применение информатики в различных областях, прежде всего технологиях, управлении, социально-экономической сфере.
Основные цели изучения информатики в школе:
освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Достижение указанных целей в полном объеме возможно в том случае, если в рамках образовательного процесса и самостоятельной работы учащимся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.
С фундаментальным ядром по предмету «Информатика» можно подробнее ознакомиться на сайте ФГОС по ссылке /catalog.aspx?CatalogId=821.
Краткая характеристика стандартов второго поколения
для начальной школы по информатике
С 1 сентября 2010 года экспериментально некоторые образовательные учреждения начинают работу в начальной школе по стандартам второго поколения.
В проекте стандартов второго поколения информатика, как самостоятельный учебный предмет в начальном звене не представлена.
Согласно проекту базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования: «Учебный курс «Информатика» в начальной школе изучается во 2–4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебных предметов «Математика» и «Технология».
В программе по предмету «Математика» четко не выделены часы и темы, связанные с информатикой.Количество часов на изучение модуля по информатике в программе по «Технологии» так же не представлено.
Основные содержательные линии учебного предмета «Технология»:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Конструирование и моделирование.
Практика работы на компьютере (использование информационных технологий).
Фрагмент из программы учебного предмета «Технология»,
связанный с практикой работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.
Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Фрагмент тематического планирования предмета «Технология», связанный с изучением информатики
Содержание курса | Тематическое планирование курса | Характеристика деятельности учащихся |
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) | ||
Знакомство с компьютером. Работа с информацией. Компьютерное письмо. | Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Простейшие операции над файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). Работа с ЦОР, готовыми материалами на электронных носителях (CD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий. Правила клавиатурного письма. Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца). | Наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео), процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
Планируемые результаты начального общего образования по информатике и ИКТ
(фрагмент документа «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б.
Серия «Стандарты второго поколения»)
Раздел «Практика работы на компьютере»
Планируемый результат: создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
активировать Word, пользоваться клавиатурой для создания небольших текстов;
использовать рисунки из ресурса компьютера, программу Power Point.
Примеры заданий
Задания для базового уровня
В программе Word в банке картинок найди картинку, отражающую труд человека или техническое устройство, вставь выбранную картинку на страницу. Подпиши что изображено на ней.
В программе Power Point создай приглашение на свой день рождения. Выбери шаблон, оформление цветом, шрифтом по своему усмотрению.
Задания повышенного уровня
В программе Word напиши свой распорядок дня. Каждый пункт пиши с красной строки с порядковым номером. Из банка картинок найди несколько подходящих иллюстраций к отдельным пунктам распорядка дня, вставь их.
Сделай небольшую презентацию (не более 3 слайдов) о транспорте в программе Power Point. Используй ресурс компьютера для выбора шаблона, поиска картинки, создания анимационных эффектов.
Базисный учебный план каждой ступени общего образования в стандартах второго поколения состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования.
В документе ФГОС «Информационная грамотность в начальной школе» предлагается организовать в школе факультативы и кружки связанные с содержанием информатики попредмету «Математика» - «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии», «Шахматы».
В документе ФГОС «Информационная грамотность в начальной школе» предлагается организовать так же внеурочную деятельность по предмету «Технология» связанную с содержанием информатики по изучению таких тем:
применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, специальных поисковых системах; уточнение запросов на поиск информации; сохранение результатов поиска; поиск изображений; сохранение найденных изображений;
создание мультфильмов и живых картинок на компьютере; выполнение основных операций при создании анимации; прохождение этапов создания мультфильма;
создание текстов и печатных публикаций на компьютере.
Подробно изучить рекомендации об организации внеурочной деятельности можно в документе «Информационная грамотность в начальной школе» на сайте ФГОС в разделе Начальная школа – Примерные программы начального общего образования /catalog.aspx?CatalogId=531.
Похожие документы:
Инструктивно-методическое письмо (1)
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА ... см. Приложение к Методическомуписьму по ГВЭ, Методические рекомендации по работе региональных ... заданий с развернутым ответом; - методическиеписьма прошлых лет; - обучающая компьютерная ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)
Инструктивно-методическое письмо... и воспитательной работы. Приложение 1 к инструктивно-методическомуписьму Министерства образования Республики Беларусь _______________ ... и оборудованием. При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях i вступление
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в ... работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин ...Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания информатики в 2010/2011 учебном году
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо об особенностях ... осуществлять в соответствии с инструктивно-методическимписьмом Министерства образования и науки Украины ... Информатика», опубликованным в научно-методическом журнале «Информатика и информационные ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...Инструктивно-методическое письмо «о преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году (1)
Инструктивно-методическое письмоИнструктивно-методическоеписьмо «О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 ... , преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.. 11. Методическоеписьмо «Об использовании результатов единого государственного ...