Главная > Документ


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольская государственная социально- педагогическая академия

имени Д.И. Менделеева»

Кафедра психологии

Утверждаю

Зав. кафедрой психологии

_____________Бостанджиева Т.М.

Алферова Е.И.

Система заданий по самостоятельной работе студентов по разделу «Социальная психология»

направление 050100_62-09-1-2362 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

профиль подготовки «информатика»

Тобольск - 2012

Тема 1. Предмет социальной психологии (2 ч.).

  1. Этапы становления социальной психологии как науки.

  2. Предмет, объект социальной психологии как науки.

  3. Методология и методы социальной психологии.

Основные понятия (здесь и далее: занести в словарь психологических терминов и раскрыть их): социальная психология, предмет социальной психологии, коллективная рефлексология, психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения, методология, теория, контент – анализ.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. гл. 1.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 1,2.

  3. Свенцицкий А.А. История формирования научного социально-психологического знания / Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие. Вступ. Статья Бостанджиева Т.М. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005.

Тест для проверки усвоения темы

В работе с тестом см. лит-ру:

Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. гл. 1.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 1,2.

Лекции по социальной психологии

  1. Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является:

а) повышение интеллектуальных возможностей в) повышение личной ответственности;

б) утрата личной ответственности; г) повышение самоконтроля.

  1. Психологические особенности людей различных народов и культур изучает:

а) политическая психология; в) этнопсихология;

б) социальная психология; г) сравнительная психология;

  1. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:

а) Г.Фестингер; в) З.Фрейд;

б) У.Мак-Дуголл; г) Э.Росс;

  1. Идея разделить психологию на социальную и собственно психологию в 20-е годы 20 века, принадлежит:

а) В.М. Бехтереву; в) Л.С. Выготскому;

б) Г.И. Челпанову; г) П.Ф. Нечаеву.

  1. Структура социально-психологической теории не включает в себя

а) закономерности и механизмы в) феноменологию

б) фасилитацию г) методологию

  1. В.М. Бехтерев предложил назвать отрасль психологии, изучающую социально- психологические проблемы….

а) марксисткой психологией в) психосоциологией

б) коллективной рефлексологией г) реактологической психологией

  1. Основные нормы взаимодействия психолога и клиента по поводу психологической информации – это:

а) настаивание на откровенном и доверительном разговоре

б) получение обратной связи о степени понимания информации клиентом

в) сообщение информации клиенту строго научным языком

г) сообщение информации, а не оценивание её

  1. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического факта называется…

а) анализом продуктивной деятельности в) беседой

б) контент – анализом г) экспериментом

  1. Попытка осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций была предпринята в рамках….

а) психологии сознания в) функционализма

б) культурно-исторической психологии г) структурализма

  1. Третий этап (с сер. 1940-х гг. до наших дней) в становлении социальной психологии связан с…..

а) определением предметной области

б) решением практических задач

в) созданием теории деятельности

г) созданием первых социально-психологических теорий

  1. Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..

а) беседой в) наблюдением

б) экспериментом г) тестированием

  1. Горме выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение, по мнению….

а) М. Лацаруса в) Г. Тарда

б) Э.Росса г) У. Мак-Дугалла

  1. Способ социально-психологического познания, отвечающий конкретным целям и задачам исследования, содержащий в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных называется….

а) методологической установкой в) парадигмой

б) методикой г) методологией

  1. Первый этап в становлении социально-психологического знания называется

а) научным в) донаучным

б) философским г) феноменологическим

  1. К задачам социальной психологии не относится:

а) раскрытие психологических закономерностей формирование человека как творческой личности

б) прогнозирование политики, экономики и других процессов в развитии государства

в) исследование всего многообразия отношений и общения, в т.ч. их деформаций

г) анализ источников и условий возникновения и функционирования социально-психологических феноменов

  1. Первые социально-психологические концепции сложились на …. этапе становления социальной психологии

а) первом в) третьем

б) втором г) современном

  1. К методом активного социально-психологического обучения не относится…

а) сензитивный тренинг в) игровой метод

б) дискуссионный метод г) эксперимент

  1. В отечественной психологии второй этап дискуссии о предмете социальной психологии развивался…

а) в начале XX в. в) в 30 г.XX в.

б) в конце 50-х нач.60-х гг. XX в. г) во второй половине XIX в.

  1. Интердисциплинарный подход в понимании места социальной психологии означает, что эта наука

а) не выделяется как самостоятельная наука

б) находится на стыки социологии и психологии

в) составляет часть психологии

г) имеет самостоятельное положение

  1. Эксперимент не бывает

а) исследовательским в) формирующим

б) лабораторным г) естественным

  1. Идея о том, что главная сила истории народ или «дух целого» дана в ……

а) теории рекапитуляции в) теории инстинктов социального поведения

б) психологии масс г) психологии народов

  1. Создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства, называется методом:

а) анкетирования в) тестирования

б) моделирования г) наблюдения

  1. Наиболее близкими по своим предметам науками к социальной психологии являются:

а) социология и возрастная психология в) социология и общая психология

б) общая и педагогическая психология г) социология и философия

  1. Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, полагал…

а) А. Адлер в) З. Фрейд

б) К.Г. Юнг г) К. Роджерс

  1. Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология…

а) религии в) народов

б) масс г) социального воздействия

  1. В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

а) индивидуально-психологические особенности

б) психические процессы в связи с системой социального взаимодействия

в) особенности познавательной сферы

г) особенности волевой сферы человека

  1. Направление в социальной психологии, соединившее теорию психоанализа с социологическими теориями, называется …

а) когнитивной психологией в) гуманистической психологией

б) необихевиоризмом г) неофрейдизмом

  1. Социальная психология – эта та самая общая психология, которая усвоила идею культурно-исторической детерминации психики, полагал …

а) В.А. Артемов в) В.М. Бехтерев

б) Л.С. Выготский г) Г.И. Челпанов

  1. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического фона называется:

а) контент-анализом в) экспериментом

б) беседой г) анализом продуктов деятельности

30. Структура социально-психологической теории не включает в себя как компоненты:

а) педагогику в) феноменологию

б) закономерности и механизмы г) методологию

Самостоятельная работа

Тема 1. Социально-психологические вопросы в области воспитания (реферат)

Выбрать 1 тему из предложенных, проработать её реферативным методом.

Темы

  1. Стили семейного воспитания

  2. Отношения любви и дружбы в школьном классе.

  3. Налаживание контакта с трудными учащимися.

  4. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности учащихся.

  5. Экспериментальные исследования влияния группы на учебную деятельность.

  6. Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия.

  7. Формирование культуры межнациональных отношений в учебно-воспитательном процессе.

  8. Развитие Я-концепции и самооценки в учебном и воспитательном процессе.

  9. Восприятие пола в сознании подростков

  10. Проблемы педагогического общения. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии.

Литература:

  1. Хрестоматия по социальной психологии. / Сост. Бостанджиева Т.М. Тобольск. 2007 (электр. вариант).

    • Казаков В. Г. Развитие прикладных проблем социальной психологии

    • Коломенский Я.Л. Возрастная и педагогическая социальная психология в свете проблем воспитания

  1. Борисенко Ю. В., Портнова А. Г. Проблемы отцовства в современном обществе. Журнал «Вопросы психологии». 2006. № 3. С. 122 – 130.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  3. Саракуев Э.Л., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологии. М., 1996

  4. Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта. - В кн.: Теоретические и методологические проблемы соц. психологии. М., 1976.

  5. Анцупов И.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! - Новосибирск, 1989.

  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М., Просвещение. 1987.

  8. Коломенский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. Журнал «Вопросы психологии». 1985. №3. с. 165-171

  9. Корнелиус X.. Фейри Ш. Выиграть может каждым. М., 1992.

  10. Мелибурда Е. Я - ТЫ - МЫ. М.: Прогресс, 1986

  11. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1999.

  12. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, Н.В. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  13. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  14. Юферова Т.И. Образы мужчин в сознании подростков. Ж. «ВП» 1993. № 3. с. 84-90

  15. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. - СПб: Питер, 2000

Тема 2. Психологическая структура общения (2 ч.).

  1. Общение: понятие, структура, функции, виды и средства общения.

  2. Общение как восприятие людьми друг друга.

  3. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

  4. Способы решения конфликтных педагогических ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004. – 203 – 250.

  2. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учеником на уроке // Вопросы психологии. 1986. № 3.

Практическое задание: Решите конфликтную педагогическую ситуацию.

Правила решения педагогических конфликтных ситуаций:

  1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию (Дейл Корнеги)»;

  2. «Задержка реакции»;

  3. «Перевод реакции»;

  4. Рационализация ситуации;

  5. Парадоксальная ситуация.

Образец правила решения конфликтных ситуаций:

Ситуация.

Год назад принял 8-й класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил «прощупать» и меня.

Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай С., звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему (использование правила № 2 – «Задержка реакции»).

Затем я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании. – Реализация правила № 1 «Два возбужденных человека …».

Спокойно взглянул на часы … - реализация 3 правила «Перевод реакции».

И сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!» - реализация правила 4 «Рационализация ситуации».

Взрыв смеха, причем, смеха – одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше на моих уроках ничего подобного не было. Ученик ведет себя нормально. Улучшилась его дисциплина и на других уроках.

Ситуация для решения: … Ребята 6-го класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла заболевшую коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики 5 – 6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или случайность. Свою «атаку» она повела после второго случая …

Тест для проверки усвоения темы

В работе с тестом см. лит-ру:

  1. К вербальным средствам общения относится:

а) жесты; в) мимика;

б) речь; г) система «контакта глаз».

  1. Коммуникативный барьер – это …….. на пути адекватной передачи информации между партнерами, информация при этом ….. или…. изначальный смысл.

  1. К причинам возникновения барьера непонимания относят:

1) фонетический барьер; 2) семантический барьер; 3) социальный барьер; 4) логический барьер; 5) психологический барьер; 6) когнитивный барьер:

а) 1,2,3,6; в) 2,4,5,6;

б) 1,3,5,6; г) 1,2,4,6.

  1. Когнитивный барьер в общении возникает вследствие:

а) допущенных речевых ошибок;

б) различного уровня знаний собеседников о предмете общения;

в) наличие негативных чувств к собеседнику;

г) различного личностного смысла для общающихся.

  1. Форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений управлять и использовать называется:

а) императив; в) коммуникация;

б) манипуляция; г) диалог.

  1. Определите признаки манипулятивного воздействия и выберете пять основных: 1) явно; 2) скрыто; 3) взаимно; 4) обман; 5) контроль; 6) эксплуатация; 7) игра на слабостях:

а) 1,2,4,5,6; в) 2,4,5,6,7;

б) 2,3,5,6,7; г) 1,2,3,5,7.

  1. Императивное общение предполагает:

а) равноправное субъект-субъектное общение

б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений

в) официальное распространение информации

г) авторитарную форму воздействия с партнером.

  1. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:

а) референтным; в) опосредованным;

б) деловым; г) ролевым.

  1. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят:

а) избегание; в) убеждение;

б) внушение; г) сотрудничество.

  1. Тип общения, связанный со скрытым воздействием на партнёра по общению, называют:

а) коммуникативное; в) диалогическое;

б) императивное; г) манипулятивное.

  1. Коммуникативный аспект общения связан с …

а) межличностным взаимодействием в) манипуляцией

б) эмоциональным взаимодействием г) передачей и приёмом информации

  1. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения…..

а) оптико-кинетические в) паралингвистические

б) пространственно- временные г) экстралингвистические

  1. Приятные и неприятные запахи окружающей среды, относящиеся к невербальным средствам общения, называются

а) визуальными в) тактильными

б) ольфакторными г) акустическим

  1. Интерактивная сторона общения состоит в:

а) в восприятии и познании партнера по общению;

б) в обмене информацией между партнерами по общению;

в) в установлении контакта между людьми;

г) в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

  1. В основе императивного общения лежит

а) внушение, заражение

б) просьба, пожелание

в) приказ, требование

г) убеждение, уговоры

  1. Вербальная коммуникация осуществляется с помощью

а) позы

б) языка

в) мимики

г) жестов

  1. Вербальная коммуникация означает общение при помощи

а) позы

б) мимики

в) жестов

г) языка

  1. Вербальная коммуникация используется в качестве знаковой системы

а) мимику и позы

б) человеческую речь

в) оптико-кинетическую систему знаков

г) условные обозначения

  1. Интерактивная сторона общения выражает

а) в передачи информации от одного человека к другому

б) в организации совместной деятельности

в) в восприятии людьми друг друга

г) во взаимодействии людей

  1. К видам слушания не относится

а) альтернативное

б) активное

в) эмпатическое

г) пассивное

  1. К жестам открытости партнеров по общению относятся

а) «руки скрещенные на груди»

б) «рука у щеки»

в) «застегнутый пиджак»

г) «раскрытые руки»

  1. К функциям общения не относится

а) прагматическая

б) объединения

в) дихотомическая

г) формирования и развития

  1. Коммуникативная сторона общения выражается

а) в организации совместной деятельности

б) во взаимодействии людей

в) в передаче информации от одного человека к другому

г) в восприятии людьми друг друга

  1. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения рассматриваются в подходе к общению

а) патопсихологическому

б) психофизиологическому

в) социально – психологическому

г) нейролингвистическому

  1. Механизм самопознания в процессе межличностного восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается его партнером, называется

а) рефлексией

б) идентификацией

в) стереотипизацией

г) каузальной атрибуцией

  1. Перцептивная сторона общения выражается

а) во взаимодействии людей

б) в восприятии людьми друг друга

в) в организации совместной деятельности

г) в передаче информации от одного человека к другому

  1. Перцепцией в общении называют

а) передачу информации

б) восприятие другого человека

в) обобщение информации

г) взаимодействие

  1. Суть эффекта заражения в процессе общения людей составляет

а) чувство вины

б) непосредственная передача партнеру информации в виде

эмоционального заряда

в) чувства стыда

г) подражание партнеру

  1. Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, называется

а) эмпатией

б) аттракцией

в) казуальной атрибуцией

г) рефлексией

  1. Формирование первого впечатления о человеке зависит от эффекта

а) привлекательности

б) новизны

в) отношения к наблюдению

г) превосходства



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... делового общения Психология менеджмента, Отечественная культура Основы социального государства ... самостоятельнойработыстудентов на учебной практике. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации поразделам ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Челябинск 2006

    Методические указания
    ... ПОСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЕСТУДЕНТОВПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для студентов ... основных разделов знания: ... 1991. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // ... Социальные ценности. Аксиология в системе философского знания. Задание ...
  3. Отчет о результатах самообследования (13)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные заданияпо ... самостоятельнойработыстудентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальнаяпсихологии, психология управления, а также ...
  4. Отчет о результатах самообследования (71)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные заданияпо ... самостоятельнойработыстудентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальнаяпсихологии, психология управления, а также ...
  5. Публичный отчет центра образования № 1409 северного окружного управления образования департамента образования города москвы за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... практикой разделов вариативность ... психологовпо ... самостоятельнойработы, высокий уровень общей культуры личности, ее социальной ... система повторения, дозировка домашних заданий; – изучение нормативно – правовой базы по ... педагогической практики студентов 4 ...

Другие похожие документы..