Главная > Документ


Таблица результатов методики «Направленность личности»

Ф. И.

Гуманистическая направленность «Я +, О + »

Эгоистическая направленность «Я + , О - »

Депрессивная направленность «Я - , О + »

Деструктивная направленность «Я - , О - »

Сумма баллов

Среднее по группе

3) Исследование самооценки личности

Цель исследования: определить уровень самооценки.

Материал и оборудование: список слов или бланк со словами, характеризующими отдельные качества личности, ручка.

В основе исследования самооценки лежит способ ранжирования. Процедура включает 2 серии. Каждый испытуемый получает бланк в начале исследования. При работе с группой важно обеспечить строгую самостоятельность ранжирования.

Первая серия

Задача 1 серии: выявить представления человека о качествах своего идеала, т. е. «Я - идеальное». Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.

Инструкция испытуемому: «Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, т. е. с точки зрения полезности, социальной значимости. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1. оценку 20 поставьте в бланке, в колонке № 1 слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей. Оценку 1 – в той же колонке № 1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась».

Вторая серия

Задача 2 серии: выявить представления человека о своих собственных качествах, т. е. его «Я - реальное». Как и в 1 серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характеристики или присущности обозначаемых качеств личности к самому себе.

Инструкция испытуемому: «Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения, насколько они присущи Вам. Проранжируйте их в колонке № 2, оценив каждое от 20 до 1.оценку 20 поставьте напротив того качества, которое по Вашему мнению присуще Вам в наибольшей степени, оценку 19 – поставьте тому качеству, которое характерно для Вас в меньшей степени, чем первое, и т. д. тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите, чтобы оценки – ранги не повторялись дважды».

Бланк со словами, характеризующими качества личности выглядит следующим образом.

Бланк

№ 1

Качества личности

№ 2

d

Уступчивость

Смелость

Вспыльчивость

Нервозность

Терпеливость

Увлекаемость

Пассивность

Холодность

Энтузиазм

Осторожность

Капризность

Медлительность

Нерешительность

Энергичность

Жизнерадостность

Мнительность

Упрямство

Беспечность

Застенчивость

Ответственность

Обработка результатов.

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я - идеальное» и «Я - реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих рядах принимаются за ранги. Разность рангов, определяющих место того или иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:

n – число предложенных качеств личности (n=20)

d – разность номеров рангов.

Чтобы вычислить коэффициент, необходимо сначала в бланке в специально отведенной колонке (d), подсчитать разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное значение разности рангов (d) возводят в квадрат и записывают результат на бланке в колонке (d²) – (см. образец 1), суммируют и сумму (Σ d²) вносят в формулу.

Образец 1 подсчета разности рангов и квадрата разностей

№ 1

Качества личности

№ 2

d

3

Уступчивость

5

- 2

4

16

Смелость

9

7

49

Примечание: разность вычисляется следующим образом: от числа из колонки № 1 вычитается число из колонки № 2. Если число отрицательное – то оно так и записывается в колонке (d), а при возведении в квадрат (в колонке d²), отрицательное число становится положительным.

2 вариант формулы, который используется только если количество качеств = 20.

Коэффициент ранговой корреляции (r) может находиться в интервале от – 1 до +1. Если полученный коэффициент не менее r = - 0,37 и не более r = + 0,37, то это указывает на слабую, незначительную связь (или на ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая связь означает нечеткое, недифференцированное представление человеком своего идеального «Я» и «Я» реального.

Значение коэффициента корреляции от r = + 0,37 и до r = + 1 – свидетельствует о наличие связи значимой положительной связи между «Я - идеальным» и «Я - реальным». Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или при r = + 0,39 и не более r = + 0,89 – тенденции к ее завышению. Но значение r = + 0,9 до r = + 1 часто выражает неадекватно завышенное самооценивание.

Значение коэффициента корреляции в интервале от r = - 0,37 до r = - 1 говорит о наличие значимой отрицательной связи между «Я - идеальным» и «Я - реальным». Он отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его представлению на самом деле. Это несоответствие интерпретируется как заниженная самооценка. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень несоответствия.

Тема семинара 6. Межличностный конфликт (4 ч.)

1. Понятие конфликта и его структура.

2. Возможные исходы конфликта и принципы управления конфликтным процессом.

3. Принципы и правила сотрудничающего поведения в конфликте.

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, каузальная атрибуция, агрессия, аутоагрессия, фрустрация, психологическая защита.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. Гл. 13.

  2. Крысько В.Г. Социальная психология. – М. «Владос», 2002. Гл. 5, 6.

  3. Анцупов И.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

  4. Тищенко С.П. Психология внутреннего конфликта личности // Вопросы психологии. 1989. № 1.

Тест для проверки усвоения темы

В работе с тестом см. лит-ру:

Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. с. 225 – 233

Лекции по социальной психологии

  1. Влияние индивидуально-психологических особенностей участников конфликта на его возникновение, развитие и завершение относятся к причинам конфликтов:

а) личностным; в) объективным;

б) организационно-управленческим; г) социально-психологическим.

  1. Агрессивные действия индивида, направленные на самого себя, − это:

а) фрустрация; в) сужение сознания;

б) интроспекция; г) аутоагрессия.

  1. Психологическая защита возможна там, где есть …. субъектов.

  1. Психологическая защита возникает в ответ на ……. или угрозу этого ….. психологических границ того или иного субъекта, могущего привести к нанесению ущерба его целостности или индивидуальной обособленности.

  1. Психологическая защита – это употребление субъектом ….. устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны субъекта.

  1. В межличностном конфликте всегда присутствует ….., которое нарушает нормальные взаимоотношения и наносит ….. сторонам.

  1. Основным препятствием разумного выхода из конфликтной ситуации является:

а) эмоциональная сторона конфликта; в) прагматизм;

б) рациональная сторона конфликта; г) нарушение правил общения.

  1. Для межличностного конфликта характерен особый вид взаимодействия – это …… взаимодействие.

  1. Эффективным приемом разрешения конфликта выступает…

а) перемещение критики на другой объект

б) избегание критики

в) обмен любезностями

г) конструктивная критика с указанием положительных мотивов

10. Одним из принципов преодоления межличностного конфликта выступает….

а) сокрытие эмоций в) пассивность

б) субъективность г) корректность

Тесты для миниисследования.

1. Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Вашему вниманию предла­гается тест, позволяющий оценить степень Вашей собственной конфликтности и конфликтности других людей.

Для этого в предлагаемой таблице отметьте цифру, наиболее соответствующую приведенным утверждениям. Вы оцениваете каж­дое утверждение левой и правой колонки: кружочком отмечаете, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале: 7 бал­лов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Соедините отмеченные оценки и постройте график.

1 . Рветесь в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровож­даете тоном, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете очень возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

7 6 5 4 3 2 1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

7 6 5 4 3 2 1

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди лег­ко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если «взрываетесь», то считаете, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

Если «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины

Оценка результатов. Отклонение влево от середины шкалы (оценка 4) указывает на склонность к конфликтному поведению, вправо – на умение избегать конфликтных ситуаций. Теперь подсчитайте общее количество баллов. Сумма в 70 баллов свидетельствует об очень высокой степени конфликтности, 60 — на высокую, 50 — на выраженную конфликт­ность, 11-15 - на склонность избегать конфликтные ситуации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... делового общения Психология менеджмента, Отечественная культура Основы социального государства ... самостоятельной работы студентов на учебной практике. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Челябинск 2006

    Методические указания
    ... ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для студентов ... основных разделов знания: ... 1991. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // ... Социальные ценности. Аксиология в системе философского знания. Задание ...
  3. Отчет о результатах самообследования (13)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные задания по ... самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальная психологии, психология управления, а также ...
  4. Отчет о результатах самообследования (71)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные задания по ... самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальная психологии, психология управления, а также ...
  5. Публичный отчет центра образования № 1409 северного окружного управления образования департамента образования города москвы за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... практикой разделов вариативность ... психологов по ... самостоятельной работы, высокий уровень общей культуры личности, ее социальной ... система повторения, дозировка домашних заданий; – изучение нормативно – правовой базы по ... педагогической практики студентов 4 ...

Другие похожие документы..