Главная > Документ


1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) время — деньги, нужно стремиться их больше заработать;

б) главное — здоровье, нужно беречь себя и свои нервы;

в) свободное время нужно проводить с друзьями;

г) свободное время нужно отдавать семье;

д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;

е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем и превосходить других;

ж) нужно приобретать больше знаний, разбираться в искусстве, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;

з) нужно стремиться открывать что-то новое, созидать, приобретать, добиваться успехов в искусстве.

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

а) работа — это вынужденная жизненная необходимость;

б) главное — не допускать конфликтов;

в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями;

г) нужно активно стремиться к продвижению по службе;

д) главное — завоевать авторитет и признание;

е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле и сверх обязательных требований, предъявляемых профессией;

ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь;

з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3. Среди моих дел в свободное от работы время большее место занимают следующие:

а) текущие, домашние;

б) отдых, развлечения;

в) встречи с друзьями;

г) общественные дела;

д) занятия с детьми;

е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;

ж) хобби;

з) подзарабатывание денег.

4. Среди моих рабочих дел много места занимают следующие:

а) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения);

б) личное общение (на темы, не связанные с работой);

в) общественная работа;

г) учеба, повышение квалификации, получение новой информации;

д) работа творческого характера;

е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная);

ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;

з) свободное время, отдых, перекуры.

5. Если бы мне добавили дополнительный выходной день, я, скорее всего, потратил бы его на то, чтобы:

а) заниматься текущими домашними делами;

б) отдыхать;

в) развлекаться;

г) заниматься общественной работой;

д) заниматься учебой, получать новые знания;

е) заниматься творческой работой;

ж) делать дело, выполняя которое чувствуешь ответственность перед другими;

з) делать дело, дающее возможность заработать.

6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я стал бы, скорее всего, заниматься:

а) тем, что составляет мои основные рабочие обязанности;

б) общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения и пр.);

в) личным общением (разговорами, не связанными с работой);

г) общественной работой;

д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации;

е) творческой работой;

ж) работой, выполняя которую чувствуешь ответственность и пользу;

з) работой, за которую можно получить больше денег.

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

а) где что можно купить, как хорошо провести время;

б) об общих знакомых;

в) о том, что вижу и слышу вокруг;

г) как добиться успеха в жизни;

д) о работе;

е) о своих увлечениях (хобби);

ж) о своих успехах и планах;

з) о жизни, книгах, кинофильмах, политике.

8. Моя работа дает мне прежде всего:

а) достаточные материальные средства для жизни;

б) общение с людьми, дружеские отношения;

в) авторитет и уважение окружающих;

г) интересные встречи и беседы;

д) удовлетворение непосредственно от самой работы;

е) чувство своей полезности;

ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;

з) возможность продвижения по службе.

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

а) уютно, хорошие развлечения;

б) можно обсудить волнующие меня вопросы;

в) меня уважают, считают авторитетом;

г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные отношения;

д) можно приобрести новых друзей;

е) бывают известные, заслуженные люди;

ж) все связаны общим делом;

з) можно проявить и развить свои способности.

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

а) с которыми можно поговорить на разные темы;

б) которым я мог бы передавать свои знания и опыт;

в) с которыми можно больше заработать;

г) которые имеют авторитет и вес на работе;

д) которые могут научить чему-нибудь полезному;

е) которые заставляют меня становиться активнее в работе;

ж) которые имеют много знаний и интересных идей;

з) которые готовы поддержать меня в разных ситуациях.

11. К настоящему времени я имею в своей жизни в достаточной степени:

а) материальное благополучие;

б) возможность интересно развлекаться;

в) хорошие условия жизни;

г) хорошую семью;

д) возможность интересно проводить время в обществе;

е) уважение, признание и благодарность других;

ж) чувство полезности для других;

з) возможность создавать что-то ценное, полезное.

12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени:

а) хорошую зарплату, другие материальные блага;

б) хорошие условия для работы;

в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;

г) определенные творческие достижения в ней;

д) хорошую должность;

е) самостоятельность и независимость;

ж) авторитет и уважение коллег;

з) высокий профессиональный уровень.

13. Больше всего мне нравится, когда:

а) нет насущных забот;

б) кругом комфортное, приятное окружение;

в) кругом оживление, веселая суета;

г) предстоит провести время в веселом обществе;

д) испытываю чувство соревнования, риска;

е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности;

ж) погружен в свою работу;

з) включен в совместную работу с другими.

14. Когда меня постигает неудача, не получается то, чего очень хочу:

а) я расстраиваюсь и долго переживаю,

б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное;

в) теряюсь, злюсь на себя,

г) злюсь на то, что мне помешало;

д) стараюсь оставаться спокойным;

е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую то, что произошло;

ж) стараюсь понять, в чем я был виноват;

з) стараюсь понять причины неудачи и исправить положение.

Обработка и анализ результатов

Ответы переводятся в баллы:

«+» — 2 балла;

«=» — 1 балл;

«-» или «?» — 0 баллов.

Баллы суммируются по следующим шкалам: «жизнеобеспечение» (Ж), «комфорт» (К), «социальный статус» (С), «общение» (О), «общая активность» (А), «творческая активность» (AT), «социальная полезность» (СП).

«Ключ» к шкалам

К шкале «жизнеобеспечение» (Ж) относятся ответы по следующим позициям опросника:

1а, б; 2а; За, з; 4е; 5а, з; 6з; 8а; 10в; 11а, г; 12а; 13а; 14а.

К шкале «комфорт» (К):

1г; 2 б, в; 3 б; д; 4з; 5 б, в; 7а; 9а; 116, в; 126; 136; 146, д.

К шкале «социальный статус» (С):

1е; 2г; 7в, г, ж; 8 в, з; 9 в, г, е; 10 г, з; 11е; 12д, е.; 14г.

К шкале «общение» (О):

1в; 2д; 3в; 4б; 6в; 7б, з; 8б, г; 9б, д; 10а, б; 11 г; 12в; 13г.

К шкале «общая активность» (А):

1ж; 3е; 4а, г; 5д; 6а, б, д; 7д; 10д; 12з; 13в, ж; 14в, е, з.

К шкале «творческая активность» (AT):

1з; 2е, ж, з; 3ж; 4д; 5е; 6е; 7е, 8д, ж; 9з, 10ж; 11з; 12г; 13д.

К шкале «социальная полезность» (СП):

1д; 3г; 4в, ж; 5г, ж; 6г, ж; 8е, 9ж; 10е; 11ж; 12ж; 13е, з; 14ж.

Сумма баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует выраженность потребительной мотивации; сумма баллов по шкалам A, AT, СП указывает степень развития производительной мотивации личности.

Для более наглядного представления результатов можно построить график (мотивационный профиль): по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали — баллы.

В соответствии с подходом В.Э. Мильмана, в структуре личности работающего человека присутствуют 2 вида мотивации – производительная и потребительская..

Если преобладает производительная мотивация, то для человека особую ценность представляет создание чего-то нового, достижение успеха и признания. Такая мотивация определяет творческое развитие личности и способствует включению человека в социум. Она ориентирует человека на будущее, создавая предпосылки для его предметного содержательного развития и сообщества, в которое он входит. Производительная мотивация является созидательной, т. к. способствует порождению общественно значимых материальных и духовных ценностей.

Потребительская мотивация направлена, прежде всего, на удовлетворение личных потребностей человека, на поддержание максимально возможного комфорта его жизнедеятельности. При преобладании такой мотивации созидательные возможности человека ограничены, но он может быть активен, если деятельность затрагивает его личные интересы.

Если человек набрал наибольшие суммы баллов по шкалам А, AT и СП, то у него выражен «рабочий», производительный мотивационный профиль личности; если у него более высокие баллы по шкалам Ж, К, С, О, то это свидетельствует о выраженности потребительного общежитейского профиля мотивации.

Не следует думать, что хорошим работником может стать только человек с выраженной производительной мотивацией. Действительно, он может активно действовать и без наличия явно видимой внешней мотивации, черпая удовлетворение в самой активности, творчестве или осознании своей социальной значимости.

В то же время и человек с потребительной мотивацией может действовать не менее и даже более эффективно, если у него имеется достижимая цель, соответствующая профилю его мотивации.

Например, если у индивидуума высокие значения по шкалам «Жизнеобеспечение» и «Комфорт», то, вероятно, его деятельность будет сильно зависеть от оплаты, так как именно деньги нужны для подкрепления его мотивации; если же максимальное значение имеет шкала «Социальный статус», скорее всего, перспектива карьерного роста для него важнее денег.

2. Методика на определение доминирующей направленности личности

Цель исследования: определить доминирующую направленность личности.

Материал и оборудование: опросник с вопросами, бланк заполнения ответов, ручка.

Инструкция: Тебе нужно внимательно прочитать (или выслушать) высказывания и отмечать свое отношение к ним следующим образом:

да, это так

1

пожалуй, так

2

не знаю

3

пожалуй, не так

4

нет, это не так

5

Рядом с номером высказывания ты должен поставить цифру, обозначающую твое отношение к нему. Постарайся как можно реже пользоваться выражением «не знаю» (3).

  1. Когда мне нужно кому-то помочь, я всегда бросаю свои дела, даже очень важные, и помогаю.

  2. Мне безразличны проблемы и интересы других ребят, мне все равно, какие у меня с ними взаимоотношения, да и сам себе я безразличен.

  3. Я одинаково радуюсь и своим успехам, и успехам других людей.

  4. Я всегда говорю только правду.

  5. Я считаю, что человек должен всегда иметь свое мнение и отстаивать его несмотря ни на что.

  6. Мне очень важно, что думают обо мне окружающие, и мне хочется заслужить их уважение.

  7. Меня всегда радует больше успехи других людей, чем свои собственные.

  8. Я не нарушаю свои обещания.

  9. Я думаю, что я врун, обманщик, в других людях чаще всего я вижу тоже только ложь и обман.

  10. Мне нравятся такие коллективы, где каждый может выделиться, показать, на что он способен.

  11. У меня никогда не возникает раздражение против моих родителей.

  12. Я с уважением отношусь не только к своим интересам, мнениям, убеждениям, но и к интересам, мнениям, убеждениям других людей.

  13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы не тратил его на себя, а постарался сделать как можно больше хорошего для других людей.

  14. Большинство людей совершает больше гадких поступков, я – не исключение.

  15. Когда взрослые научатся уважать меня, тогда и я стану ува­жительно к ним относиться.

  16. Я всегда выполняю просьбы родителей о помощи.

  17. Больше всего я расстраиваюсь, когда люди не могут отложить свои дела, чтобы сделать что-то важное для класса.

  18. Иногда я плохо веду себя с окружающими (грублю, нарушаю дисциплину) не потому, что я ─ плохой человек, а потому, что они не понимают меня, да и не хотят понять.

  19. Я чаще всего работаю хорошо только тогда, когда знаю, что мои усилия принесут в первую очередь мне какую-то пользу.

  20. Я всегда выполняю домашние задания.

  21. Я люблю заниматься такими делами, где я могу проявить свои способности так, чтобы их отметили окружающие.

  22. Иногда бывают минуты, когда мне не хочется жить, потому что я сам себе становлюсь противен и вижу, насколько от­вратительны люди, которые меня окружают.

  23. Когда я играю в какую-нибудь игру, я запросто могу под­даться, зная, что мой соперник, если проиграет, очень рас­строится.

  24. Я избегаю общения со взрослыми, так как они относятся ко мне и обращаются со мной как с малышом, а я взрослый, и уверен, что нужно считаться и с моими взглядами, и с мои­ми интересами.

  25. Я никогда не сплетничаю.

  26. Я не буду поднимать руку для ответа, если увижу, что кто-то тоже хочет ответить, потому что я знаю, что этот чело­век расстроится, если его не спросят.

  27. Бывает, что я выполняю порученное мне дело, не задумыва­ясь, кому и зачем это нужно. Поручили ─ и выполняю, что­бы не приставали или чтобы избежать наказаний.

  28. Я думаю, что люди должны, прежде всего, думать о других, а уже потом о себе.

  29. Я всегда сначала делаю уроки, а уже потом играю, гуляю и т.д.

  30. Когда я буду взрослым, я хочу зарабатывать много денег, но тратить я их буду не только на себя, но и на других, например, помогать бедным.

  31. Вообще-то взрослые правы, когда говорят, что я плохой че­ловек, только они должны понимать, что я о них думаю так же.

  32. Мне многим не нравится наша компания, зато я чувствую се­бя на равных со всеми, я чувствую себя взрослым человеком.

  33. Для меня хорошим другом является тот, кто ради меня может пожертвовать своими убеждениями, интересами, желаниями.

  34. У меня часто возникает мысль, что ничего хорошего из меня не получится, думаю, что и из большинства моих приятелей вряд ли получится что-то путное.

  35. Когда хвалят других, мне тоже хочется добиться каких-то успехов, чтобы отметили и меня.

  36. Мне легче преодолеть препятствие на пути к достижению це­ли, если я знаю, что то, что я делаю, важно не столько для меня, сколько для других людей.

  37. Когда меня толкают или обругивают в транспорте, мне бы­вает очень обидно, но я не отвечаю грубостью, т.к. счи­таю, что уроню свое достоинство, и к тому же, мне жалко людей и не хочется еще больше портить им настроение.

  38. Я никогда не опаздываю.

  39. Я часто бываю безответственным, лживым, поступаю непоря­дочно, но для большинства людей «ответственность», «поря­дочность», «честность» ─ это только красивые слова, а на деле они такие же, как я.

  40. Я думаю, что люди, которые говорят, что для них важнее интересы общества, чем свои собственные, чаще всего лгут.

Бланк заполнения ответов:

1

9

17

25

33

2

10

18

26

34

3

11

19

27

35

4

12

20

28

36

5

13

21

29

37

6

14

22

30

38

7

15

23

31

39

8

16

24

32

40

Обработка результатов:

Необходимо подсчитать сумму положительных ответов по каждой группе направленности отдельно. При подсчёте и в анализе учитываются ответы испытуемых, обозначенные цифрами 1 и 2 («Да, это так» и «Пожалуй, так»). Дифференциации по этим ответам не производится. Большое количество вариантов да­но для того, чтобы подростку было проще определиться с ответом, особенно в тех случаях, когда у него возникают сомнения.

Л ─ шкала лжи; Я ─ отношение к себе; О ─ отношение к обществу. Определяется положительное или отрицательное отношение к себе и к обществу: в зависимости от преобладания того или другого выделяются следующие типы направленности:

Гуманистическая направленность «Я +, О + »

Эгоистическая направленность «Я + , О - »

Депрессивная направленность «Я - , О + »

Деструктивная направленность «Я - , О - »

Шкала лжи

(Л)

№ вопросов

3, 6, 10, 12, 21, 30, 35, 37

5, 15, 18, 19, 24, 32, 33, 40

1, 7, 13, 17, 23, 26, 28, 36

2, 9, 14, 22, 27, 31, 34, 39

4,8,11, 6,20, 25,29,38

  1. Гуманистическая направленность ( «Я +, О + » - отношение личности к себе и к обществу является положительным).

Внутри этого типа вычленяются следующие подтипы:

- гуманистическая направленность с альтруистической акцен­туацией (при положительном отношении к себе и к обществу для подростка все же большую ценность представляет общество, окружающие, их взгляды, позиции, интересы);

- гуманистическая направленность с индивидуалистической ак­центуацией (для подростка наиболее ценным является он сам, его проблемы, интересы, взгляды, окружающие при этом не игнорируют­ся, но их ценность для подростка, по сравнению с его собствен­ной, гораздо ниже).

  1. Эгоистическая направленность («Я +, О -» - для подростка более значимым, по сравнению с обществом, является он сам, его отношение к себе, безусловно положительное, тогда как к общест­ву ─ отрицательное). Внутри этого типа также выделяются подти­пы:

- эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией (ценность для подростка собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих людей более низкая – скорее отрицательное отношение к окружающим, ─ хо­тя об абсолютном отвержении окружающих, игнорировании их при этом типе направленности личности речи нет);

- эгоистическая направленность с эгоцентрической акценту­ацией (общество для подростка не представляет почти никакой ценности, личность концентрируется только на самой себе, од­нако концентрация личности на самой себе идет не за счет очень положительного отношения личности к самой себе (это отношение ниже, чем отношение личности к самой себе при эгоистической направленности с индивидуалистической акцентуацией), а за счет четко отрицательного отношения к обществу.

  1. Депрессивная направленность личности («Я -, О + » - ценности для са­мой себя личность никакой не представляет, отношение личности к обществу можно охарактеризовать как положительное, однако его нельзя назвать положительным в прямом смысле).

  2. Деструктивная направленность личности («Я -, О - » - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности).

Результаты оформить в таблицу результатов:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... делового общения Психология менеджмента, Отечественная культура Основы социального государства ... самостоятельной работы студентов на учебной практике. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Челябинск 2006

    Методические указания
    ... ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для студентов ... основных разделов знания: ... 1991. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // ... Социальные ценности. Аксиология в системе философского знания. Задание ...
  3. Отчет о результатах самообследования (13)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные задания по ... самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальная психологии, психология управления, а также ...
  4. Отчет о результатах самообследования (71)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные задания по ... самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальная психологии, психология управления, а также ...
  5. Публичный отчет центра образования № 1409 северного окружного управления образования департамента образования города москвы за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... практикой разделов вариативность ... психологов по ... самостоятельной работы, высокий уровень общей культуры личности, ее социальной ... система повторения, дозировка домашних заданий; – изучение нормативно – правовой базы по ... педагогической практики студентов 4 ...

Другие похожие документы..