Главная > Документ


Тема 3. Группа как социально-психологический феномен (4 ч.)

  1. История и методы изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах

  2. Стадии и уровни развития социальной группы.

  3. Психология классного коллектива

  4. Стили руководства

  5. Роль лидера в сплочённости и эффективности групповой деятельности: интерактивный аспект общения.

Тест для проверки усвоения темы

В работе с тестом см. лит-ру:

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 5.1, 11.

Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. Гл. 9, с. 215-222

Лекции по социальной психологии

Основные понятия: группы: социальная, большая, малая, формальная, неформальная, референтная, условная, диффузная, ассоциация, корпорация, коллектив, композиция группы, структура группы, групповое давление, конформизм, нонконформизм, сплочённость; страта, взаимодействие, конгруэнция, обратная связь, совместная деятельность, внушение, убеждение, индивидуализм, альтруизм, коллектив, деятельностное опосредование, ценностные ориентации группы, ценностно-ориентационное единство, виды межличностных отношений, социометрия, социометрический статус, эмоциональные предпочтения и отвержения, лидер, руководитель, императивное общение, манипулятивное общение, диалогическое общение, .

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. Гл. 7, 8

  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 4, 5.2, 9 – 10.1., 11.2 - 11.5.

  3. Хрестоматия по социальной психологии. Составитель Бостанджиева Т.М., Тобольск. 2004.

    • Робер М.А., Тильман Ф. Понятие и классификация групп в социальной психологии.

    • Келли Г. Две функции референтных групп.

    • Хомас Дж. Социальное поведение как обмен.

    • Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости.

    • Роббер М.А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе

    • Шутц У Комплиментарная функция лидера.

Практическое задание № 1.

Познакомьтесь с методикой «Референтометрия». Проведите самообследование по методике, проанализируйте полученные результаты.

Референтометрия

Цель: Выявить основные референтные группы личности. (Референтная группа - общность людей, иногда идеальная, в которой человек формирует свои взгляды, воззрения, идеалы, убеждения с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит).

Ход выполнения: Учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (I - А) и спи­сок людей, окружающих их (I - Б). Школьникам нужно осуществить выбор по каждому вопросу - ситуации не менее двух человек. При этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо.

После осуществленного - школьниками выбора у них забирают список I - Б и просят по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждое из выбранных лиц.

I - А.

1. С кем Вы поедите на экскурсию в другой город?

2. С Вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажете?

З. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?

4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше време­ни?

5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете? 6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь Вам пра­вильно его оценить?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для Вас примером в жизни?

9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем Вы больше всего откровенны?

I - Б.

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, тётя, дядя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомый юноша, знакомая девушка.

10. Товарищи по учёбе, работе.

11. Товарищи по кружку, секции, студии и т.д.

12. Историческая личность.

13. Известней всем человек.

14 Человек, о котором Вы знаете от других.

15. Литературный персонаж.

Обработка полученных данных:

Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения два - три лица, имеющие наибольшее количество бал­лов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного школьника.

Пример оформления таблицы

Люди из ближайшего окружения

Категории отношений

Баллы

Советуюсь

Дорожу мнением

Уверен защитит

Уверен поймёт

Могу довериться

Уверен поможет

Хочу подражать

Мать

Отец

Бабушка

Дедушка

Брат

Сестра

Родственники

Друг (подруга) вне школы

Друг (подруга) в школе

Учителя

Классный руководитель

Всего баллов

Практическое задание № 2.

Познакомьтесь со схемой наблюдения, которую проводят в школьных коллективах. Сделайте самоанализ групповых отношений, ориентируясь на эти вопросы.

Психологическая карта – схема наблюдения взаимоотношений учеников между собой

Эта карта заполняется на основе наблюдения за взаимоотношениями класса на уроках, переменах. Желательно попросить классного руководителя заполнить эту карту.

  1. Есть ли в классе «актив» класса? Кто эти ребята: официальные лидеры, неофициальные лидеры – которые принимают на себя организацию ребят на обще классные, общешкольные мероприятия, сами принимают участие в обсуждении и организации таких мероприятий?

  2. В каких обще классных и общешкольных делах участвует класс инициативно: воспитательных («Военной песни», «День пожилых», дидактических спектаклях и др); учебных (предметные олимпиады, КВНы); спортивных (школьные и городские спортокиады); культмассовые (праздничные вечера).

  3. Как лидеры организуют класс:

  1. «берут» всё на себя;

  2. переносят всё на других;

  3. никогда не организуют класс на выполнение решений;

  4. руководят классом: обсуждают предстоящие мероприятие с членами класса, определяют методы и способы выполнения.

  1. Как организуется контроль над осуществлением решений

  1. Лидеры контролируют выполнение решений;

  2. Лидеры пускают выполнение решения на самотёк;

  3. Лидеры контролируют класс под контролем классного руководителя

  4. Классный руководитель контролирует класс в выполнении решения.

  1. Как лидеры взаимодействуют с классом:

  1. В общении предпочитают приказы, указы, команды, распоряжения, требования;

  2. Поощряют и одобряют;

  3. Предпочитают порицания, неодобрение, замечания, критику;

  4. Предпочитают советы, просьбы, рекомендации

  1. Как лидеры относятся к одноклассникам:

  1. Предпочитают только деловые отношения;

  2. Вступают в тесные деловые контакты и хорошие деловые отношения

  3. Взаимодействуют с одноклассниками на основе симпатий, антипатий

  4. Вступают в контакты и хорошие межличностные отношения

  1. Каковы взаимоотношения между учениками этого класса: (приведите замеченные примеры)

  1. Очень хорошие

  2. Удовлетворительные

  3. Плохие

  4. Очень плохие

Тест для проверки усвоения темы

В работе с тестом см. лит-ру:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. «ACADEMIA», 2004. Гл. 7

  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Гл. 4, 5.1., 5.2, 9 – 10.2., 11.1 - 11.5.

  3. Лекции по социальной психологии

  1. Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:

а) группу встреч; в) общение;

б) психологическую общность; г) корпорацию.

  1. К факторам сплочения в малой группе относятся следующие пять показателей: 1) эмоциональная привлекательность членов группы; 2) конформизм; 3) сходство членов группы между собой; 4) мотивация сотрудничества; 5) мотивация антагонизма; 6) общие цели; 7) удовлетворенность каждого члена группы групповой деятельностью:

а) 1,2,3,4,6 в) 1,3,4,6,7

б) 1,2,3,5,6 г) 1,4,5,6,7

  1. Коллективизм – это приоритет интересов группы над …. интересами.

  1. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

а) толпой; в) аудиторией;

б) массой; г) группой.

  1. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

а) корпорацией; в) кооперацией;

б) ассоциацией; г) диффузной группой.

  1. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;

в) уменьшению влияния группы на ее членов;

г) усилению влияния группы на ее членов;

  1. Характерными чертами семьи как малой социальной группы, являются:

а) референтность; в) жёсткое распределение ролей;

б) открытость; г) разновозрастность.

  1. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

а) социальная установка; в) общественный престиж;

б) общественная позиция; г) социальный статус;

  1. Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:

а) социализация в) групповая динамика;

б) лидерство; г) конформизм.

  1. Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником или наблюдателем,

а) фантазия; в) фасилитация;

б) каузальная интеграция; г) идеализация.

  1. Реальная социальная общность, в которой отсутствует сплочённость и ценностно-ориентационное единство, называется:

а) корпорация; в) диффузная группа;

б) неформальная группа; г) толпа.

  1. Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен…

а) конформизма в) уступчивости

б) конфликтности г) одобрения

  1. Формальной называется группа,…

а) фактически не существующая

б) созданная в рамках официально признанных организаций

в) складывающаяся сама по себе

г) наиболее значимая для человека

  1. Понятие первичной группы было впервые введено…..

а) Ч. Осгудом в) Г. Олпортом

б) Дж. Морено г) Ч. Кули

  1. К признакам малой группы не относятся:

а) наличие двух и более людей в) восприятие и понимание людьми друг друга

б) осуществление непрерывных контактов г) наличие общей цели

  1. Внутригрупповая внушаемость – это бесконфликтное внутреннее и внешнее ….. индивида с группой, являющееся следствием воздействия группы на личность и неосознаваемое им.

  1. Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется:

а) конформность; в) манипуляция;

б) влияние; г) внушение.

  1. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперация; в) корпорация;

б) коллектив; г) ассоциация.

  1. Группа, с которой ребенок соотносит себя и чьи нормы, ценности являются эталонными для его поведения и самооценки, называется:

а) неформальной в) референтной

б) антиреферентной г) статической

  1. Референтометрия позволяет выявить

а) уровень самосознания в) уровень интеллекта

б) мотивы межличностных выборов г) эмоциональные предпочтения

  1. Индивидуальный вклад в совместную деятельность при увеличении числа участников:

а) остается неизменным; в) резко возрастает;

б) пропорционально увеличивается; г) пропорционально уменьшается.

  1. Сущность метода социометрии сводится к выявлению:

а) социальных качеств членов группы; в) системы симпатий – антипатий;

б) ценностных ориентацией членов группы; г) системы внешних связей группы.

  1. Социометрия – это метод, позволяющий изучать…… членов группы, а также ……., которое занимает каждый член в группе.

  1. Социометрическая структура группы имеет следующие четыре характеристики: 1) статус; 2) взаимность; 3) конформизм; 4) фасилитация; 5) устойчивые межгрупповые предпочтения; 6) система отвержений:

а) 1,3,4,6; в) 1,2,5,6;

б) 1,2,3,4; г) 2,4,5,6.

  1. Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

  1. Индивидуализм – это позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии с …. целями, предпочитая их целям ……

  1. Социометрическая процедура впервые предложена:

а) Коломенским Я.Л.; в) Морено Дж;

б) Парыгиным Б.Д.; г) Олпортом Г..

  1. Метод социометрии позволяет выявить …

а) статус человека в группе в) мотивы межличностных выборов

б) групповые противоречия г) социальные нормы

  1. Лидер – это тот, кто лучше других:

а) относится к остальным членам группы; в) знает историю группы;

б) осознает критерии общности группы; г) выполняет общегрупповые нормы.

  1. Социальная власть – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способностей оказывать …… в группе.

  1. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством; в) управлением;

б) доминированием; г) лидерством.

  1. Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировал и партнеру цель нашего воздействия, называется…

а) внушением в) убеждением

б) заражением г) принуждением

  1. Ожидание выполнение норм и способов поведения, которые установлены в группе, называется:

а) экспектация; в) референтность;

б) лидерство; г) конформность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... делового общения Психология менеджмента, Отечественная культура Основы социального государства ... самостоятельной работы студентов на учебной практике. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам ...
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Челябинск 2006

    Методические указания
    ... ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для студентов ... основных разделов знания: ... 1991. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // ... Социальные ценности. Аксиология в системе философского знания. Задание ...
  3. Отчет о результатах самообследования (13)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные задания по ... самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальная психологии, психология управления, а также ...
  4. Отчет о результатах самообследования (71)

    Отчет
    ... По каждому разделу биологии и химии составлены тестовые контрольные задания по ... самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя. В цикле гуманитарных и социально ... , медицинская общая и социальная психологии, психология управления, а также ...
  5. Публичный отчет центра образования № 1409 северного окружного управления образования департамента образования города москвы за 2009-2010 учебный год

    Публичный отчет
    ... практикой разделов вариативность ... психологов по ... самостоятельной работы, высокий уровень общей культуры личности, ее социальной ... система повторения, дозировка домашних заданий; – изучение нормативно – правовой базы по ... педагогической практики студентов 4 ...

Другие похожие документы..