Главная > Документ


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Синодальный и новейший периоды.

СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.

Периодизировать Синодальный период необходимо по времени царствования государей этого периода. Император назначал всех и всяких епископов, и часто по прихоти супруги. Например, как стал митрополитом Палладий. После смерти Исидора начались происки различных партий. Был кандидат Победоносцева. Но Александр Третий отверг эту кандидатуру. Палладий был митрополитом Тифлисским, экзархом Грузии. В это лето императорская семья посетила Тифлисс. Он очень угодил императрице своей теплотой, обходчивостью. Император назначает Палладия первоиерархом.

По первоиерахам нельзя судить о периоде также как нельзя судить по обер-прокурорам. Положение Церкви зависело от личности императора.

Поэтому очень важно знать годы правления императоров и императриц.

Петр Первый 1689 - 1725 гг.

Екатерина Первая 1725 - 1727 гг.

Петр Второй 1727 - 1730 гг.

Анна Иоанновна 1730 - 1740 гг.

Иоанн Шестой 1740 - 1741 гг.

Елизавета Петровна 1741 - 1761 гг.

Пётр Третий 1762 год.

Екатерина Вторая Великая 1762 - 1796 гг.

Павел Первый 1796 - 1801 гг.

Александр Первый Благословенный 1801 - 1825 гг.

Николай Первый 1825 - 1855 гг.

Александр Второй Освободитель 1855 - 1881 гг.

Александр Третий Миротворец 1881 - 1894 гг.

Николай Второй 1894 - 1918 гг.

Синодальный период историками оценивается отрицательно, потому что Церковь лишилась патриаршества. Это, по выражению Карташова ";генерально дефективный период";. Это период всё же и восхождения Церкви на значительно большую высоту и почти по всем параметрам церковной жизни. По сравнению с предыдущим периодом Русская Церковь возросла в восемь раз. При Петре население империи составляло 21 млн. человек. 15 млн. православные. При Николае Втором проживало в России 182 млн. человек, из них 115 млн. православные. До Петра было 20 епархий с 20 епископами, при Николае 64 епархии и 40 викариатств. Перед революцией было свыше 100000 духовных, более 1000 монастырей и около ста тысяч монахов. Этот количественный рост следствие не только естественного роста народонаселения, но и результат активного миссионерства. При этом надо отметить традиционную веротерпимость Православия по отношению ко всем религиям и народам Российской империи. По традиции религии мира пользовались неприкосновенностью. Конечно, нельзя отрицать отдельные факты воздействия на инородцев. В такой среде открывались русские школы, наряду с мусульманским судом существовали государственные суды. При такой деликатности к чужой вере было 115 млн. православных. Это свидетельствует о корректном, истинно христианском насаждении веры.

В этот период наблюдается расцвет богословской мысли через создание сети духовных школ. До Петра не было школ. Было 4 Академии, 54 духовных Семинарии, 185 духовных училищ. В Семинариях было до 1000 учащихся, в училищах по 500 - 600 человек. Наша богословская наука в 18 веке была богословием на сваях, т.е. заимствованной с Запада. Начиная со второй половины 19 века стала самой высокой и сильной частью всего Восточного Православия. Богословская наука русской Церкви качественно достигла уровня мировой науки. Её богословская мысль начала проявлять творческую силу в такой степени, которая не имеет себе ничего равного в других частях православного Востока не только в современности, но и за целые тысячелетия после эпохи цветения святоотеческой мысли. Так говорил Карташов. А что говорили иностранцы. Адольф Гарнак, выдающийся немецкий богослов и историк первый из иностранных ученых отметил в 19 веке рождение новой исторической школы в МДА. Он заметил диссертации Глубоковского Н. Н. ";Феодорит Кирский";, Доброклонского и ряд ученых. Он был очень удивлен высоте изысканий и рекомендовал своим коллегам изучать русский язык, чтобы изучать труды русских академиков. В Берлине он издавал журнал, где собирал богословские изыскания разных народов. Голубинский пишет: ";Этот период водворения у нас настоящего просвещения и более совершенного понимания христианства";. Карташов отмечает: ";Перефразируя известное изречение Пётр бросил вызов России и через сто лет она ответила ему явлением Пушкина, мы прибавим к нему от себя, а в Церкви -- явлением Филарета Московского. Как за спиной Пушкина мыслится весь чудесный Олимп русской литературы, так и за спиной Филарета высится иконостас блестящих иерархических светил, богословов, проповедников и писателей Русской Церкви 18 - 19 вв";. Если сначала Синодального периода наши православные собратья греки, славяне, арабы учатся у западных иноверцев, то в 19 столетии они на русские стипендии учатся в наших академиях.

В 19-м столетии родилась блестящая плеяда богословов - мирян, славянофилов: Хомяков, братья Аксаковы и прочие. А также западник Владимир Соловьёв. Синтетическая школа братьев Трубецких. Вся литература 19-го века дышит богоискательством.

В конце этой эпохи явлен великий сонм подвижников благочестия прославленных и непрославленных. В данный период было прославлено всего десять имён.

Свидетельством святости Руси было обилие монастырей и монашествующих. ";Гонения на монашество в 18 веке послужили толчком к духовному его возрождению в виде старчества. Пётр бросил вызов монашеству и через пятьдесят лет оно ответило ему явлением Тихона Задонского, старца Паисия Величковского. Ещё через пятьдесят лет св. Серафима Саровского. Через новых Пятьдесят лет Святителя Феофана Затворника, старца Амвросия Оптинского и целого полка оптинцев";.(Карташов). Святитель Филарет говорит: ";Духовную коллегию, которую у протестантов перенял Пётр провидение Божие и церковный дух обратили Святейший Синод";.

ПЕРИОД МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬСТВА (1700 - 1721).

Царь Алексей Михайлович скончался в 1676 году. Его преемником стал Феодор, хорошо образованный 14-ти летний отрок. Алексей Михайлович был женат дважды, поэтому при дворе Феодора было три партии: партия первой жены из рода Милославских (от неё сыновья Феодор, Иоанн и дочери; Нарышкины, от них Пётр и третья партия – друзья Феодора Языков и Лихачев). При Феодоре появилось господство новых понятий и влияния просвещенных греков и малороссов. Мода на польско-литовские костюмы и книги. Задумана славяно-греко-латинская Академия для людей всех сословий. В 1682 году умер Феодор Алексеевич. Он не оставил прямых наследников. Он был женат дважды. Осталось два брата. Пётр был четырнадцатым ребёнком Алексея Михайловича. Патриарх Иоаким провозгласил царём Петра. Софья подняла стрельцов, она была за Иоанна. Стрельцам дали список мнимых изменников-бояр. Стрельцы подняли трёхдневный бунт. Они убивали родственников Петра. Добивались двоевластия. Среди стрельцов было много старообрядцев и некоторые историки характеризуют это движение старообрядческим. Князь Хованский устроил в 1682 году диспут в Грановитой палате. В Москве остались Софья и Иоанн, а Пётр уехал в село Преображенское.

СОБОР 1682 ГОДА

Не по инициативе патр. Иоакииа, а по предложению пра­вительства царя Федора Алексеевича, в 1682г. собран был церковный собор, на котором царское правительство возобно­вило постановку вопроса, никак нерешенного на большом со­боре 1667г. Там греческие патриархи Паисий и Макарий пред­лагали русской церкви принять систему взаимоотношений между иерархами, существовавшую в церкви греческой в клас­сическую эпоху вселенских соборов, а именно: чтобы епархии младшие подчинялись старшим, имеющим титул митрополий, и все вместе, конечно, возглавлялись бы патриархом, Русская практика разрозненного равенства всех епархий питалась их чрезвычайной географической обширностью. Чтобы применить к русской территории старую систему греческую, нужно было бы на манер греческий мелко раздробить церковную террито­рию по числу всех значительных городов. Это дало бы цифру по меньшей мере около 100 епархий. Имущественная власть епископов чрезвычайно сократилась бы, равно ускромнилось бы и их государственное значение и личное самосознание. Все это было столь ново и радикально для русского епископата, что осталось в то еще никоновское время гласом вопиющего в пу­стыне. И в настоящий момент вопрос этот, как именовал его проект об «архиерейском прибавлении», не нашел ни понима­ния, ни отклика в епископской среде. Как и на бывшем в XVI столетии Стоглавом Соборе, здесь еще с большей ясностью выступила инициативная роль царского правительства, созда- вавшего и смело вскрывавшего крупные недостатки церковного быта, особенно до его внешней социальной стороне.

Во всякой случае уже на соборе 1667г. было постановлено к 13-ти существующим епархиям добавить еще 10 новых. Но до 1682г. открылась только одна — Нижегородская. От лица царя Федора Алексеевича представлен был собору проект административного деления русской церкви, по примеру'восточ­ных церквей, на большое количество епископий, с образова­нием из отдельных групп епископий областей, возглавляемых старшим епископом с титулом митрополита и с правами обла­стного митрополита, как это было в древней Церкви, но исчезло из практики и на Востоке. У нас в России вначале этого еще не было и быть не могло, по ненормальной территориальной широте наших малочисленных епископий. Удельно-княжеская обширность древне-русских епископий и почти удельно-княже­ская психология власти наших епископов и Киевского и Мос­ковского периодов, соединенная с грузным финансово-хозяйст­венным способом церковного управления, лишали русских епископов даже способности просто понять: как может быть устроено епископское положение при Проектируемой парцел­ляции огромных русских епархий? Трудность такой реформы для русских епископов того времени можно уподобить труд­ности нашего помещичьего класса крепостного периода перед вопросом об освобождении крестьян и наделении их землей. Нужна была насильственная революция, чтобы русский еписко­пат «наложил» в этом смысле «на себя руки», самоупразднился в своей вельможном достоинстве и смог практически приспо­собиться к невообразимому для него опрощению. Любой игу мен издавна организованного монастыря был бы в положении экономически более твердом и веском, чем сам епархиальный епископ одного из небольших городов, посаженный на неболь­шом земельно-хозяйственном участке.

В результате смутного времени сам боярский и служилый класс переживал кризис перехода всей государственной системы с почвы вотчинного управления к управлению бюрократиче­скому. Мелкопоместный класс «худородных маленьких люди­шек» занял количественно преобладающее место и в военном и в гражданском аппарате' государственной службы. Старомод­ное магнатство епископата казалось новым людям несоответ­ствующим духу времени. Царско-боярский проект предлагал разбить 11 русских епархий на 72 епископий. Епархии группи­ровались бы по территориальным округам, возглавляемым мит­рополитом округа. Количество митрополитов-возглавителей ок­ругов проектировалось увеличить до 12. Епископский собор, невмешавший в свое сознание такой чуждой ему реформы, но не будучи в силах и возражать и против нее на канонической почве, реагировал вслепую, просто уменьшая предлагаемую цифру новых епархий с 72-х до 34-х. На очередном соборе в следующем году (1683 г.) епископы, ссылаясь на свои трез­вые расчеты и вычисления, соглашались довести число еписко- пий до 22-х. Но после долгих размышлений, уже после сессии собора, епископы заявили, что, по недостатку средств,' они могут подъять на свои плечи открытие максимум всего до 14-ти новых епархий. При этом все-таки вынули из всего про­екта его древне-каноническую черту старшинства митрополи­чьей власти в пределах каждого митрополичьего округа. С неубедительной мотивировкой: «дабы не явилось в архиерей­ском чине распрей и превозношения». Весь проект сводился на нет. Но интереснее всего то, что из намеченных будто бы к открытию 14-ти новых епархий, епископы решили открыть всего только 4: на пустынном севере — Устюжскую и Холмо­горскую и на полу-инородческой юго-восточной окраине — Тамбовскую и Воронежскую. Итак, к концу патриаршего пе­риода на обширной территории московского государства, рас­кинувшегося в Азию уже за Байкал, было скромное число, всего 23-х кафедр: 1 партиаршая, 13 митрополичьих, 7 архи­епископских и 2 епископских. Причисляя к этому 4 епархии присоединенной в 1686 г. Киевской митрополии, получалось бы общее число 27 кафедр. Но его в действительности надо свести к 24-м, ибо только одна кафедра Киевская вошла в состав русского патриарха. Кафедры Могилевская, Луцкая, Галицкая, Львовская, Перемышльская уступлены были польским прави­тельством русскому патриархату только на бумаге. Эти епар­хии оставались в гр ницах Польши и лишь номинально в зави­симости от отдаленной и пространством и границей Киевской митрополии. Поэтому не получили возможности иметь своих епископов. Польское правительство указывало им, как на за­конных возглавителей, на своих униатских епископов.

**

*

На почве бытовых недостатоков в жизни духовенства и монастырей усиливалось до пугающих размеров старообрядче-ствующее раскольничье движение. В царском правительственом докладе Собору 1682г. указывалось на необходимость какого то контроля над продажей книг богослужебных и учительных, ради подрыва продажи писаний раскольничьих. Безмерное размножение крестцового духовенства требовало сокращения его излишков, равно сокращения и излишних часовен. Собор действительно постановил генерально упразднить маленькие пустыни и монастырьки, сводя их насельников в большие обще­жительные монастыри. Собор повторил изданные еще в 1667г. ограничения хаотической свободы монашеских пострижении вне стен монастырей. Собор постановил выселить из монасты­рей неуместно поселившихся и проживавших там мирян, в то время как часть монахов и монахинь бродила в миру, прожи­вала в мирских семьях, и превращалась в уличных нищих — попрошаек. Постановлено ловить весь этот бродячий элемент и свозить в особо отведенные для того монастыри для перевос­питания и возвращения на путь трудового монашества. Поста- новлено также прекратить беспорядочное сообщение монаше­ствующих с миром под предлогом вести хозяйство вотчин. Для последней цели указано нанимать для управления вотчинами доверенных лиц из мирян. В который уже раз предписано в хаотическую монашескую жизнь вводить уставное общежитие.

ВОСПИТАНИЕ ПЕТРА.

Обучать Петра стали с 5 лет. Для этого был нанят дьяк Никите Зотову. Петр выучил Азбуку и слоги, прочел Часослов, Псалтирь, Деяния и Евангелие. Это старорусская грамота. Но, кроме того, познакомился с потешными листами из-за границы. Это исторические и бытовые иллюстрации с Запада. После этого ему хотели дать классическое западное университетское образование. До нас дошли учебные тетради. Петр писал до невозможного безграмотно: с трудом выводит буквы, не разделял слова между согласными ставил “Ъ” (взъяфъ) этим и окончилось его обучение. А старшие братья Федор и Иван были образованы хорошо — после дьяка у них был еще Симеон Полоцкий. Наступил 1682г. с его мятежами и обучение прервалось. Умер Феодор Алексеевич, который очень любил брата.

Соловьев пишет: ”Что же делать огненному мальчику, который только бегал? Оставалось одно занятие — с ребятами тешиться. Петр выбегает из дворца на улицу, чтобы больше в него не возвращаться";. Он постоянно жил в страхе, часто прятался в Лавре, в селе Преображенском, Коломенском, потому что боялся Софьи. Он не желал знать чина Московского двора, он вышел невоспитанным человеком. Он играл в войну. Лечили его доктора немцы, воспитывали — тоже немцы, школу прошел в немецкой слободе. Там познакомился с Гордоном шотланцем а полковник Лефорт приучил его к пирам.

1689г. женитьба на Евдокии Лопухиной — Петру 17 лет. В этом жег. была ссора с Софьей, которая привела к государственному перевороту. Ночью Петра разбудили, и доложили, что идут войска убить его. Его хотели убить, но он бежал в Лавру, бросив беременную жену и мать. Обществу пришлось выбирать — Пётр или Софья. Выбрали Петра. Его выбрал патриарх. Сюда пришел патриарх Иоаким; Софью схватили и сослали с приближенными в Новодевичий монастырь. Галицина сослали, Шакловитого казнили.

Петр был напуган той ночью, и у него всю жизнь был нервный тик — дергалась щека, ногою запинался и голову запрокидывал. Пётр был только титульным царем. Правила его мать.

В этот период известна хлебопоклонная ересь. Это спор о пресуществлении Святых Даров. Собор 1690г. постановил, что пресуществление происходит после призвания священником Св. Духа. В этой связи был процесс Сильвестра Медведева, который по документу того времени имел ";язык непремолчно блядущ";. Годы жизни 1641 - 1691. С 1680г. настоятель, строитель Заиконоспасского монастыря. С 1682г. завел здесь школу с латинским направлением. Хотел обратить её в Академию. В 1685г. представил Софье ";Привилегии"; Академии в стихах. Он имел намерение стать ректором. Но с появлением Лихудов прочие школы перестали существовать. После спора с Лихудами, замешанный в заговоре Шакловитого бежал из Москвы, но был схвачен и отправлен в Лавру, где шло следствие в заговоре. Он обвинялся в заговоре против патриарха Иоакима. За это был здесь лишен монашества, подвергнут пыткам и приговорен к смертной казни ";за воровство и измену и возмущение к бунту";. После суда до казни был отдан в ";твердое хранило"; в Троицкую тюрьму, где подвергся увещеваниям с целью довести до осознания ереси. Существует его покаянное письмо. После двухлетнего заключения казнен. 11 февраля 1691г. ему отрубили голову на Красной площади, а тело похоронили в яме у Покровского убогого монастыря вместе с бродягами и родства непомнящими. Это весьма выдающийся писатель и ученый.

ОТНОШЕНИЕ ПЕТРА К ВЕРЕ.

В ТСЛ к Петру приходил Мазепа с Дмитрием Туптало — будущим митрополитом Ростовским. Здесь их принял патриарх и царь. Патриарх повелел Дмитрию начать работу над четьи-минеями.

Смолич пишет: «Дмитрий Ростовский в вопросе о времени пресуществления Св. Даров стоял на позиции соотечественников».

Ему чужды были поклоны к земным поклонам, чужда любовь к ним, чужда была молитва, колокольный звон. Чужда была любовь к иконам, возжиганию перед ними свечей. Он не придавал значение постам, ввёл в обиход табакокурение, которое при Алексее Михайловиче наказывалось смертью. Создал непристойную коллегию пьянства. “Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший Собор” под управлением Никиты Зотова. Он имел титул — Князь, Папа или всешумнейший, и всешутейший Патриарх Московский Кокуйский и всея Яузы. Он, напившись раздавал бражникам благословение двумя накрест сложенными чубуками на потеху государю. При нем конклав из 12 кардиналов — отъявленных пьяниц и обжор. Пётр сам был протодьяконом и написал шутовской устав. Заповедь первая — напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвым. Необходимо было служение Бахусу. Соловьёв даёт такую оценку этому собору: ";Это только игра в королей папы и патриарха";. Ключевский придерживается того же мнения, что это ";дурашливость";, а вот профессор Титлинов связывает их с церковной политикой Петра, видит в них способ публичной дискредитации патриаршества. ";Пётр, привыкнув водке, требовал, чтобы её пили и гости, не исключая дам. Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, только духовные лица не отвращали лиц своих от горькой чаши и весело сидели за своими столиками. От иных далеко отдавало редькой и луком. На одном из празднеств иностранцы заметили, что самые пьяные были духовные. Протестантский проповедник никак не представлял, что это делается так открыто и грубо"; (Ключевский).

Многие подозревали Петра в безбожии. Но он не был атеистом. По-своему был набожным. Он хорошо знал и ценил церковный обряд. В воскресение и праздники молился на Литургии, становился на клирос и читал Апостол. Всякое дело, военный поход начинал с молитвы, всякий успехи победу увенчивал благодарственным молебном. О безбожниках говаривал: ";Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, либо с природы безумный";. Татищев однажды позволил себе издеваться над Библией и церковными порядками, за что испытал воспитательное значение петровской дубинки. Был бит.

Каптерев пишет в книге ";Характер отношения России к Востоку";: ";4 юля 1715г. Петр обратился к патриарху константинопольскому Косьме с просьбой разрешить ему мясоястие и всему войску во время походов. Он писал, ";так как растворением природы моей есмь вельми слаб и часто впадаю в превеликие болезни, наипаче стражду феброю (строю задержкой мочи) и скорбутиною, которою болезнию мне приключается больше от всяких суровых яств, а особливо понеже принужден быть непрестанно для обороны Святой Церкви государства и поданных моих воинских моих трудных и отдаленных походах и путешествиях, в которых трудно что от постных ядений к пропитанию получить. Так как большая часть войск во время постов различными болезнями страждут и многие тысячи оных помирают";. Каптерев сообщает: ";Патриарх охотно исполнил просьбу царя и отменил для него лично и для всего войска все посты, исключая недели перед Причастием. 3 января 1718г. царь повелел пожалованной грамотой ";Посылать каждый год в Константинополь на три тысячи рублей соболей через нарочных";. Это было пять раз, так как нарочных больше не было.

На все Петр, даже на Церковь смотрел глазами государственного человека, всё должно было быть во благо государства. На Петра оказали влияние западные политические и правовые воззрения эпохи абсолютизма. Носитель идеи подчинения всех сфер жизни государства – абсолютизма – Гоббс. Пётр исходил из следующих постулатов: для защиты граждан необходима власть, в пользу которой отдельные из граждан ограничивали бы свои права и привилегии государству. Вот это учение и послужило обоснованием абсолютной власти монарха. Он постепенно осуществлял этот план секуляризации государства.

В 1700г. умер патриарх Адриан. Пётр в это время был под Нарвой. Боярин Стрешнев и прибыльщик Курбатов советовали Петру обождать с избранием патриарха, а назначить временного воглавителя Церкви. Они рекомендовали назначит Афанасия Холмогорского, природного русака. Но Пётр избрал малоросса Стефана Яворского, выпускника Киевской Академии. Царь не хотел великоросса, потому что они по большей части были недоброжелателями петровских реформ. Пётр жаловался, что ему приходится иметь дело не с одним бородачем, а с тысячами бородачей.

В 1700г. был схвачен Григорий Талицкий за ";Ругательные тетрадки";, в которых называл Москву вторым Вавилоном, а Петра – Антихристом. Он был сожжен на огне на медленном огне (казнь на медленном огне и длилась около четырех часов). Его ученик Фома Иванов твердо перенёс эту казнь и сожжение на костре.

Царевича Алексея окружали русские духовные, недоброжелатели царя. Правда и из великороссов были поддерживающие царя: четыре архиерея – Афанасий Холмогорский, Иов Новгородский, Митрофан Воронежский и Тихон Казанский. Остальные же могли противиться его замыслам. Поэтому он и выбрал Стефана Яворского. Он дал ему титул экзарха, блюстителя и администратор патриаршего стола.

Стефан Яворский – сын шляхтича. Получил прекрасное образование сначала в Киевской Академии, потом на Западе в католическом университете изучал богословие. Там пришлось принимать униатство. Выучившись, сняв с себя обязательства в униатстве, принес покаяние, вернулся в Киевскую коллегию, а потом оказался случайно в Москве, где на похоронах боярина Шеина произнёс замечательную проповедь, которая очень понравилась Петру. Он пригласил его на Рязанскую кафедру, а с 1700г. сделал его местоблюстителем. Москвичи приняли его в штыки. Они называли его обливанцем, поляком, латынником. Патриарх Иерусалимский Досифей советовал не назначать в архиереи ни черкас ни греков. Вскоре выяснилось, что Пётр ошибся. Стефан тайно стоял за патриаршество, потому что он учился в латинской школе, а там всё пропитано единоначалием иерарха. Он отменил посты войскам, выступал против брака с Екатериной. Дело протестанта Тверитинова разделило царя и Стефана. В 1718г. начался суд над Алексием и Евдокией. Они обвинялись в заговоре против царя. К делу были привлечены духовник царицы Феодор Пустынный, митрополит Ростовский Досифей, юродивый Михаил Босой, митрополит Иоасаф Киевский и митрополит Игнатий Крутицкий Смола. Казнены царевич Алексей, Досифей колесован, Феодор, Иоасаф Киевский скончался от страха. Игнатия Смолу отправили на покой.

Петра характеризует холодность сердца. Против Стефана улик не было, но ему не доверяли. Пётр решил провести церковную реформу: отстранить Стефана. Он же написал прошение о том, чтобы уехать на свою рязанскую кафедру, думая, что Пётр его всё же оставит. Но Пётр подписал прошение. Яворский уехал в Рязань и потерял своё значение.

Сердцем государя завладел Феодосий Яновский. Стефан Яворский не оправдал надежд Петра. Он оказался, как латынник, крутым противником церковных реформ Петра на протестантский лад.

Петр стал подыскивать ему замену, и нашел Феодосия Яновского, проезжая через Новгород. Феодосий был архимандритом Хутынского монастыря. Он, как шляхтич, т. е. дворянского происхождения, обворожил Петра прекрасными манерами и искусством приятного собеседника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новая история русской православной церкви синодальный период

    Автореферат диссертации
    ... (основная) Цыпин В., прот. ИсторияРусскойПравославнойЦеркви: синодальный и новейшийпериоды. 2-е изд., перераб. М., 2006 (ИсторииРусскойПравославнойЦеркви в синодальныйпериод посвящена первая часть учебника ...
  2. История русской православной церкви преподаватель вера михайловна еремина

    Документ
    ... ИсторияРусскойПравославнойЦеркви Преподаватель: Вера Михайловна Еремина 1. Положение Русской земли до крещения. Этнический состав русской ... РусскойПравославнойЦеркви. Династия псевдо-Романовых. 3. Синодальныйпериод ... Новое в православном монашеском ...
  3. Русская православная церковь русской православной церкви преподавание православной культуры

    Документ
    ... . Агиография русских Святых. Апостольский период в историиЦеркви. Аскетика в православной культуре. ... Патриархат) — . Отдел религиозного образования и катехизации РусскойПравославнойЦеркви — ...». Синодальный отдел информирует, что ...
  4. Русская православная церковь русской православной церкви преподавание православной культуры (1)

    Автореферат диссертации
    ... . Агиография русских Святых. Апостольский период в историиЦеркви. Аскетика в православной культуре. ... РусскаяПравославная Церковь (Московский Патриархат) — . Отдел религиозного образования и катехизации РусскойПравославнойЦеркви — ...». Синодальный ...
  5. Русская православная церковь русской православной церкви преподавание православной культуры (2)

    Документ
    ... . Агиография русских Святых. Апостольский период в историиЦеркви. Аскетика в православной культуре. ... Патриархат) — . Отдел религиозного образования и катехизации РусскойПравославнойЦеркви — ...». Синодальный отдел информирует, что ...

Другие похожие документы..