Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Псковский педагогический государственный

университет им. С.М. Кирова»

«Утверждено»

Ректор Псковского государственного педагогического университета имени С.М. Кирова

________В.А. Гоголевский

«___» _____________2011г.

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009г. № 337

Профиль «Технологическое образование»

утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2000 г., № 294

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы 4 года – 240 з.е.

Форма обучения - очная

1. Общие положения

1.1. Определение ООП, ее цели и задачи

ООП, реализуемая ГОУ ВПО «ПГПУ им. С.М. Кирова» по направлению

подготовки педагогическое образование и профилю подготовки технологическое образование

представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендаций примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик,

календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

• Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

• Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

• Федеральный государственный образовательный стандарт по

направлению подготовки __педагогическое образование_ высшего

профессионального образования, утвержденный приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»

сентября 2009г.№ 337;

• Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

• Примерная основная образовательная программа по направлению

подготовки, утвержденная ректором (носит рекомендательный

характер);

• Устав ГОУ ВПО «ПГПУ им. СМ. Кирова»;

• Локальные нормативные акты

2.3.Общая характеристика ООП ВПО

2.3.1.Цель ООП

В области воспитания и обучения общими целями являются:

- развитие целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности;

- подготовка выпускника социально-мобильного, ответственного, способного успешно работать в сфере технологического образования, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения им в процессе обучения социально-личностными, общекультурными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетенциями.

2.3.2.Срок освоения ООП

В соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению срок освоения ООП 4 года или 240 з.е.

2.4.Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

Необходимо, чтобы абитуриент владел основами школьной дисциплины технология и обладал творческими способностями при создание различных технических объектов средней сложности.

3. Характеристика профессиональной деятельности ООП по направлению подготовки технологическое образование.

3.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Включает:

учреждение общего (полного) среднего образования, начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования;

учреждение и организация социальной сферы;

учреждения, организации и предприятия производственно-технологической сферы

3.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами являются:

образовательный (учебно-воспитательный) процесс;

образовательные системы;

производственно-технологический процесс в сфере производства изделий, материалов, продуктов и обслуживания, предприятий бытового назначения.

3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

- педагогическая;

- производственно–технологическая;

- проектно-исследовательская

3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

В педагогической деятельности:

- Изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся основной школы в области технологического образования и проектирование на основе полученных результатов их индивидуальных материалов обучения и воспитания;

- проектирование, организация и оценка результатов процесса обучения и воспитания в сфере технологического образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся основной школы, и отражающих специфику предметной области;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества технологического образования, в том числе на базе информационных технологий.

В производственно-технологической деятельности:

- определение конкретной цели производственно-технологического задания - технического задания (ТЗ);

-планирования процесса выполнения ТЗ;

- выполнение технологических и дизайнерских расчетов, связанных с качественным выполнением ТЗ;

- управление орудиями труда в ходе производственно-технологической деятельности;

- контролирование процесса выполнения ТЗ и его рационализация;

- учет и оценка результатов выполнения ТЗ.

В проектно-исследовательской деятельности:

- анализ и обработка информации по проектам в области технологического образования;

- организация проектной деятельности;

-использование собранной информации для поставленной руководителем исследовательской задачи в области технологического образования;

-выбор методов исследования, их реализация и оценка результатов;

- презентация результатов исследования и проектной деятельности.

4. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ООП.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  1. общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья

способен логически верно использовать устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); .

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального, самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11);

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

способен ориентироваться в современных тенденциях развития техники и технологии (ПК-13);

владеет навыками разработки конструкторско-технологической документации и ее использования в профессиональной деятельности (ПК-14);

способен анализировать эксплутационные и технологические свойства материалов, выбирать материалы и технологии их обработки (ПК-15);

способен осуществлять эксплуатацию и обслуживание учебного технологического оборудования с учетом безопасных условий и при соблюдении требований охраны труда (ПК-16);

способен осуществлять контроль процесса и результата технологической деятельности (ПК-17);

готов к выполнению элементов ремонтно-отделочных работ в доме и имеет представление о современных инженерных коммуникациях (ПК-18);

готов к рациональному поведению на рынке товаров и услуг и планированию семейного бюджета (ПК-19);

способен к предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг (ПК-20);

владеет основами организации производства (ПК-21);

владеет приемами изготовления несложных объектов труда и технологиями художественной отделки (ПК-22).

4. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ООП.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  1. общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья

способен логически верно использовать устную и письменную речь (ОК-6);

готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10); .

готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального, самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных

технологий (ПК- 8);

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11);

решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

способен ориентироваться в современных тенденциях развития техники и технологии (ПК-13);

владеет навыками разработки конструкторско-технологической документации и ее использования в профессиональной деятельности (ПК-14);

способен анализировать эксплутационные и технологические свойства материалов, выбирать материалы и технологии их обработки (ПК-15);

способен осуществлять эксплуатацию и обслуживание учебного технологического оборудования с учетом безопасных условий и при соблюдении требований охраны труда (ПК-16);

способен осуществлять контроль процесса и результата технологической деятельности (ПК-17);

готов к выполнению элементов ремонтно-отделочных работ в доме и имеет представление о современных инженерных коммуникациях (ПК-18);

готов к рациональному поведению на рынке товаров и услуг и планированию семейного бюджета (ПК-19);

способен к предпринимательской деятельности в сфере образовательных услуг (ПК-20);

владеет основами организации производства (ПК-21);

владеет приемами изготовления несложных объектов труда и технологиями художественной отделки (ПК-22).

7. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций выпускников

7.1. Общие положения

В ПГПУ сформирована благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая возможность формирования общекультурных компетенций выпускника, всестороннего развития личности, а также непосредственно способствующая освоению основной образовательной программы соответствующего направления подготовки.

В условиях меняющейся социокультурной ситуации, когда нестабильность в обществе, плюрализм, безграничная свобода, подпитываемая ценностями низкой культуры рыночной самоорганизации, не могут обеспечить духовное возвышение и высокое профессиональное мастерство будущих выпускников, на первое место в образовательном процессе выдвинулась социально конкретная личность, ее индивидуальность и духовность. В соответствии с этим, целью социальной и воспитательной работы является модернизация ПГПУ как среды социального развития, создание условий для становления профессионально и культурно ориентированной личности. Для этого в вузе социально-воспитательная деятельность ведётся по таким направлениям, как гражданско-патриотическое, профессионально-трудовое, социально-экономическое, социально-психологическое, социально-медицинское, социально-бытовое, правовое, эстетическое, физическое и экологическое. Реализуются проектные технологии развивающего, творческого и социального характера.

Данные виды деятельности направлены на формирование мировоззрения, толерантного сознания, системы ценностей, личностного, творческого и профессионального развития студентов, самовыражения в различных сферах жизни, способствующих обеспечению адаптации в социокультурной среде российского и международного сообщества, повышению гражданского самосознания и социальной ответственности.

Также в целях создания благоприятных социальных условий для наиболее полной самореализации обучающихся, максимальной удовлетворённости учёбой, в университете ведётся активная работа по оказанию социальной защиты и поддержки участников образовательного процесса, обеспечению социальных гарантий и развитию экономических стимулов.

Основные аспекты социокультурной среды вуза отражены в концепции социально-воспитательной работы, необходимость разработки которой обусловлена потребностями обновления содержания социально-воспитательной работы, усовершенствования процесса социализации учащейся молодёжи, качественной и эффективной организации социальной защиты студенчества, а также требованиями модернизации системы образования.

В вузе созданы условия для формирования компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. В соответствии с этим активно работает студенческое самоуправление, старостаты факультетов, студенческий профсоюз, решающие самостоятельно многие вопросы обучения, организации досуга, творческого самовыражения, вопросы трудоустройства, межвузовского обмена, быта студентов. Студенты активно участвуют в проектах «Лучший социальный и предпринимательский проект молодежи Псковской области», «Городской молодежный муниципалитет», «Студенческое самоуправление», «Студенческое правительство». Организуют и принимают участие в акциях «Мы Вас Помним», «Всероссийская масленица», «Если бы я был мэром...», «Я гражданин России», в слетах отличников, выездных семинарах студенческого актива, в международных и всероссийских форумах и конференциях студенческого самоуправления, конкурсах «Студент года», «Студенческая инициатива» и других.

7.2. Основные принципы формирования общекультурных компетенций

В реализации воспитательной и социальной деятельности выделяются три основных группы принципов формирования общекультурных и социально-личностных компетенций:

1. Содержательные

2. Психолого-педагогические

3. Организационные принципы

К содержательным принципам относятся следующие:

  1. Принцип гуманизма, который предполагает отношение к личности студента как к самоценности, утверждает идею защиты его достоинства и гражданских прав, создания условий для свободного и всестороннего проявления способностей студентов, формирования целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.

  2. Принцип духовности проявляется в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и образа мысли российского гражданина.

  3. Принцип субъектности предполагает создание условий для становления студента как субъекта жизнедеятельности, стимулировании его в стремлении к саморазвитию, самосовершенствованию. В своей деятельности специалисты и педагоги способствуют формированию и обогащению субъектного опыта обучающихся, содействуют развитию их способности осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для собственной судьбы.

  4. Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

  5. Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента.

  6. Принцип законности предполагает строгое исполнение законов и основанных на них нормативно-правовых актов всеми участниками образовательного пространства.

  7. Принцип природосообразности предполагает учет наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых.

  8. Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность экономической свободы и свободы предпринимательства в условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.

  9. Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих на нормативные требования законов.

  10. Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  11. Деятельностный подходпредполагает осознанную включенность студентов в практическую деятельность, направленную на развитие профессиональных навыков и умений, преобразование окружающего пространства в социально-значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.

  12. Принцип социальной ответственности и социальной справедливости.

  13. Принцип профилактической направленности предполагает деятельность по превенции возникновения социально-воспитательных проблем, предупреждению отягощения уже возникших.

  14. Принцип межведомственности учитывает координацию всех структурных подразделений в социально-воспитательной деятельности.

7.3. Составляющие организационно-методического обеспечения

социокультурной среды

7.3.1. Воспитание в процессе изучения предметов обучения – воспитание через предмет

Основной сферой подготовки практико-ориентированного выпускника является образовательная среда. Цель образования состоит не только в обучении, но и в воспитании. Образовательно-воспитательный процесс должен раскрывать целостность, системность и многообразие мира, активизировать процесс социальной ориентации студенческой молодежи, осуществлять функцию социально-культурной интеграции и преемственности, создавать основу для углубления и расширения образованности и воспитанности личности. Ведущая роль в воспитании принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Нравственный облик студентов, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этому процессу причастен. Университет – это в первую очередь, молодежь, жадно стремящаяся к выработке своей жизненной программы. Преподаватель вуза должен передавать студентам не только знания, но и свой жизненный опыт, мировоззрение, свои заветные мысли.

Действенность и результативность воспитания сегодня во многом зависят от степени гуманизации образовательно-воспитательного процесса в вузе, основными направлениями которого являются:

  • включение гуманитарных, естественнонаучных и технических знаний в единую универсальную связь наук о человеке, обществе и природе;

  • активное и всестороннее использование индивидуальных методов и личностно-ориентированных технологий в учебном и воспитательном процессе, позволяющих в максимальной степени учитывать способности, склонности и интересы каждого студента, а им в свою очередь оценить и усвоить как профессиональные, так и личностные нравственные качества педагога и учёного;

  • развитие демократических методов общения со студентами, утверждение социально-ориентированной системы сотрудничества, развитие активности студентов в учебной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности, использование практического наследия выдающихся ученых и педагогов университета;

  • расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских студенческих структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании учебной и воспитательной политики в вузе;

  • использование воспитательного потенциала учебных дисциплин (человековедение, эстетическое воспитание, физическая культура, туризм, краеведение, экология и т.п.).

Для решения задач воспитания в процессе обучения необходимо:

  • стимулировать активность студента, сочетая уважение к личности с требовательностью к ней;

  • открывать перспективу роста студента, опираться на положительные качества его личности;

  • учитывать индивидуальные и возрастные особенности студента;

  • добиваться раскрытия социокультурного потенциала данной профессии и приобщения к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры;

  • обеспечивать воспитание чувства ответственности, как за результаты своего труда, так и за результаты труда коллектива, группы, курса.

7.3.2.Воспитательная работа во внеучебное время

Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, столь же приоритетная, как и учебная. Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольная, для образовательного учреждения – часть выполняемых им функций. Степень участия преподавателей, сотрудников и руководителей структурных подразделений во внеучебной работе со студентами может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и как проявлением их нравственно-профессиональной позиции.

Внеучебная работа есть важнейшая составная часть вузовского воспитательного процесса, осуществляемого в сфере свободного времени, которая обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего выпускника высшей школы.

Внеучебная деятельность в университете состоит из разнообразных видов и направлений, реализуемых на уровне вуза, факультетов, кафедр, академических групп и предполагает:

  • создание объективных условий для творческого становления и развития студенческой молодежи;

  • создание благоприятной атмосферы для самостоятельной инновационной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни.

  • формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента во внеучебной жизни вуза (культурной, спортивной, научно-технической и т.п.).

Основные направления внеучебной работы:

  • работа по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию;

  • организационная и информационно-методическая работа;

  • клубная работа. Организация и проведение традиционных мероприятий;

  • научно-исследовательская работа студентов;

  • физкультурно-оздоровительная работа;

  • спорт высших достижений;

  • общественно-профессиональная деятельность;

  • организация воспитательного процесса в общежитиях.

Непосредственно внеучебную работу со студентами ведут специалисты различного профиля в соответствии с составом воспитательных структур и подразделений.

Для организации внеучебной работы в каждую группу назначаются кураторы, которые осуществляют свою деятельность на основании утверждённого в вузе Положения «О кураторе, прикреплённом к академической группе».

Реализация основных направлений внеучебной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Наиболее перспективными могут быть такие программы, как:

  • патриотическое воспитание студентов;

  • гражданско-правовое воспитание;

  • студенческая наука;

  • студенческое самоуправление;

  • эстетика вузовской жизни;

  • этика и этикет;

  • волонтерская деятельность студентов;

  • наши традиции;

  • студенты, преподаватели, сотрудники, ветераны − к юбилею ПГПУ;

  • студент и экология.

Способы, технологии, методы внеучебной работы со студентами:

  • деятельностный практико-ориентированный подход;

  • целевые программы по важнейшим направлениям внеучебной деятельности;

  • информационная и пропагандистская деятельность;

  • лекционно-семинарская работа;

  • научно-исследовательская деятельность студентов;

  • культурно-просветительская работа;

  • деятельность института кураторов;

  • долгосрочные договоры о сотрудничестве с учреждениями культуры, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями города и области;

  • профориентационная работа;

  • организация трудоустройства и вторичной занятости;

  • социальная поддержка студентов, семей студентов;

  • спортивно-оздоровительная работа и профилактика наркомании;

  • студенческие отряды различного назначения (строительные, педагогические, проводников, охраны правопорядка и др.)

  • работа с первокурсниками;

  • корпоративное воспитание студентов;

  • предупреждение правонарушений, недопущение асоциального и девиантного поведения среди студентов;

  • клубная работа;

  • поисковая работа;

  • кружки и студии по интересам и различным направлениям деятельности студентов;

  • повышение квалификации работников вуза по вопросам воспитания.

7.3.3. Развитие студенческого самоуправления

Студенческое самоуправление следует рассматривать как инструмент реализации молодежной политики государства, позволяющий сфокусировать внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза для эффективной реализации воспитательных программ.

Студенческое самоуправление в университете ориентировано на дополнение действий администрации, педагогического коллектива в сфере работы со студентами, так как более эффективные результаты в области воспитания студентов могут быть получены при равноценном сочетании методов административной и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления.

В условиях модернизации университетского образования целью студенческого самоуправления является создание условий для личностной самореализации студентов, обеспечение социально-правовой защиты студенческой молодежи.

Активное участие студенческой молодежи в решении проблем образовательного процесса способствует формированию самостоятельности восприятия и осмысления реализации учебно-воспитательных задач, социальной активности, организаторских и коммуникативных способностей личности, что имеет существенное значение для становления профессиональной и общей культуры будущего специалиста.

Органами студенческого самоуправления в университете являются студенческий парламент, студенческий совет вуза, студенческие деканаты, студенческие советы на факультетах, студенческие советы в общежитиях, студенческие научно-производственные отряды, студенческие клубы по интересам, общественные организации, профсоюзные организации студентов.

Студенческое самоуправление имеет собственные сущностные характеристики:

- единство миссии (целей, задач, социальных смыслов);

- часть корпоративной культуры вуза(опирается на историю, ценности, традиции вуза);

- организационную структуру;

- наличие нормативно-правовых документов (Устав, договоры);

- автономностьот администрации вуза, городских организаций и иных лиц;

- возможность принятия на себя обязанность юридического лица.

Фактором развития системы социальной активности студентов является соуправление, под которым понимается: единство административно-педагогического и студенческого самоуправления. Его важнейшие принципы:

- доверие, уважение, открытость, прозрачность;

- совместность по решению проблем;

- административное ядро как приоритет управленческой деятельности;

- делегирование полномочий от центра к рядовым сотрудникам корпорации;

- социальная ответственность партнеров за результаты своего труда.

Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления образовательным процессом в вузе и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

В качестве главных задач деятельности студенческого самоуправления выделяются:

  • повышение эффективности и успешности учёбы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного многоуровневого образования;

  • формирование потребности в освоении актуальных научных проблем через систему научного творчества студенческой молодежи;

  • расширение студенческого актива;

  • создание условий для развития у студентов способности различать виды ответственности к результатам собственной учебной и общественной работы;

  • развитие и углубление инициативы студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;

  • способствование созданию условий для благоприятного социально-психологического климата в университетской среде;

  • усиление роли студенческих общественных организаций в гуманистическом воспитании студентов, в формировании мировоззрения, нормотворческой деятельности и социальной активности; становлении нормосообразного поведения;

  • развитие и углубление инициативы студенческой молодежи в изучении, разработке, строгом исполнении законов и основанных на них правовых актов для социально-правовой защиты студентов.

7.4. Управление процессом формирования общекультурных компетенций

Управление процессом формирования общекультурных компетенций в вузе осуществляет ректорат, Учёный совет вуза, Управление по воспитательной и социальной работе, администрация факультетов, советы факультетов, профсоюзная организация и органы студенческого самоуправления.

Ведущая роль в управлении деятельностью по формированию общекультурных компетенций принадлежит Учёному совету университета, который определяет концепцию и программу развития социальной работы и воспитания, направленность ценностных основ их реализации.

Ректорат осуществляет:

  • организацию работы по подбору и расстановке кадров, осуществляющих социально-воспитательную деятельность в вузе, организацию системы подготовки и повышения квалификации специалистов и преподавателей по вопросам социальной работы и воспитательной деятельности;

  • обеспечение системности и целенаправленности социально-воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведения итогов;

  • разработку и введение в действие основных нормативно-правовых, нормативно-методических документов, регламентирующих социально-воспитательную деятельность вуза;

  • создание материально-технической базы для обеспечения воспитательного процесса, организации социальной работы, научно-технической деятельности студентов, художественного творчества, оздоровительной и спортивной работы;

Управление по воспитательной и социальной работе, в ведомстве которого находится отдел по воспитательной работе и отдел по социальной работе:

  • анализирует социально-воспитательную ситуацию развития ПГПУ;

  • разрабатывает основные направления социальной и воспитательной работы, профилактические и развивающие программы и проекты;

  • координирует деятельность вузовских, факультетских и кафедральных структур по социальным проблемам и проблемам воспитания;

  • изучение, обобщение, создание и развитие новых организационных форм, методов и технологий социально-воспитательной работы;

  • осуществляет сбор, систематизацию, содействие распространению и внедрению в практику университета достижений в области отечественной и зарубежной социально-воспитательной работы, разработку рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых социально-воспитательных направлений и технологий.

Администрация факультета:

  • определяет цели и задачи воспитания студентов факультета;

  • осуществляет формирование основных направлений воспитания на факультете, разработку планов воспитания с учетом мнения профессорско-преподавательского коллектива, а также мнения студенческого актива;

  • организует и проводит необходимые меры по обеспечению социальной защиты и поддержки студентов;

  • привлекает профессорско-преподавательский состав к участию в организации и проведении социально-воспитательных мероприятий на факультетах;

  • участвует в разработке и проведении общевузовских и факультетских мероприятий;

  • осуществляет разработку рекомендаций по совершенствованию системы обучения и социально-воспитательной деятельности на факультете.

Непосредственно руководство социально-воспитательным процессом, как основополагающим элементом социокультурной среды в вузе, осуществляет проректор по Учебно-воспитательной работе, а на факультетах заместители деканов по воспитательной работе.

7.5. Обеспечение реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса

7.5.1. Нормативное обеспечение

  • обеспечение деканатов, кафедр, органов общественного самоуправления, профсоюзного комитета всей необходимой нормативно-правовой документацией и проведение с ними соответствующих консультаций и инструктивных совещаний;

  • обеспечение и создание банка данных необходимой документации по вопросам социальной защиты и воспитания для всех структур;

  • регулярный контроль за выполнением законов, решений, постановлений и распоряжений всеми субъектами образовательного процесса;

  • систематическое совершенствование локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих социально-воспитательную деятельность ПГПУ (в т.ч. разработка положений, программ и концепций развития);

  • совершенствование документационного обеспечения социально-воспитательной работы вуза;

  • подготовка рекомендаций, предложений по совершенствованию социально-воспитательной работы в вузе.

7.5.2. Программно-методическое и информационное обеспечение

  • разработка учебно-методических пособий по реализации системы социально-воспитательной работы, всех её направлений;

  • разработка и осуществление плана повышения квалификации руководителей и организаторов социально-воспитательной деятельности в учебных группах, на кафедрах, общественных организациях, деканатах;

  • подготовка и выпуск необходимой информационно-методической литературы по проблемам воспитания и социальным вопросам;

  • развитие и совершенствование локальной сети ПГПУ;

  • расширение внешних каналов связи по направлениям социально-воспитательной деятельности университета;

  • регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по обобщению опыта и определению перспектив социально-воспитательной работы в учебных группах, кафедрах, факультетах, университете;

  • отражение социально-воспитательной деятельности вуза через информационные ресурсы.

7.5.3. Финансовое обеспечение

  • выделение в бюджете университета статьи расходов на финансирование социальной и воспитательной работы в вузе;

  • финансовое планирование и выделение средств из внебюджетного фонда ПГПУ на обеспечение социально-воспитательной деятельности;

  • создание финансовых резервов и фондов, поиски других источников финансирования, дополнительных средств и новых форм оказания социальной помощи и стимулирования студентов и преподавателей;

  • создание механизмов привлечения внешних финансовых, материальных, социальных и гуманитарных ресурсов для развития социокультурной среды университета.

8. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлению подготовки.

Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с таковыми положениями о вузе и локальными нормативными актами, в частности используются:

  1. ФГОС ВПО Направление подготовки 050500 Технологическое образование, приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 788;

  2. общие дескрипторы квалификаций В.О, проект ГОС ВПО 3 поколения по EGTS.

  3. Положение о курсовых, экзаменах и зачетах от 05.03.2004 г.

  4. Положение о межсессионной аттестации студентов от 15.03.2004 г.

  5. Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников внешних учебных заведений РФ, приказ от 25.03.2003 г.

8.1. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Фонды включают: для проведения текущего контроля успеваемости контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, тестов, курсовых работ и проектов;

- для проведения промежуточной аттестации успеваемости экзаменационные билеты с вопросами по всем разделам изучаемой дисциплины, а также тест или контрольные вопросы для получения зачета.

По результатам текущей аттестации студенту выставляют:

- зачет в целых единицах (кредитах), характеризующих трудоемкость освоения дисциплины;

- дифференцированная оценка, характеризующая качество освоения студентом результатов образования в рамках данной дисциплины. По результатам текущего и промежуточного контроля составляется академический рейтинг студентов.

В течение семестра студент обязан освоить дисциплины в объеме 30 з.е.,

Включая 100% з.е. по дисциплинам группы А согласно учебного плана.

Студенты получившие в течение семестра не более 25 % з.е. и при этом освоили 100% дисциплины группы А, они автоматически получают право продолжать учебу.

Если студенты набрали в течении семестра не менее 25% з.е., но освоили менее 100% дисциплины группы А или набрали менее 25% з.е., то вопрос о продолжение учебы решается экзаменационной комиссией кафедры.

При личном желании и при согласии ректора университета студент может быть восстановлен на предыдущем курсе, где по индивидуальному плану он сможет «добрать» необходимое число предметов, включая 100% кредитов по дисциплине группы А.

8.2. Итоговая государственная аттестация выпускников группы ООП.

1. Утверждение председателем государственной аттестационной комиссии и формирование аттестационной комиссии.

2. Определение соответствия подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО и уровни его подготовки.

Принятие решения о присвоении степени бакалавров технического образования по результатам итоговой государственной аттестации и выдачи выпускнику диплома государственного образца о ВПО.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 050100 педагогическое образование (1)

    Основная образовательная программа
    ... «Смоленский государственный университет» Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образованияНаправлениеподготовки050100Педагогическоеобразование Профиль 050100.62 «Начальное образование и информатика» квалификация ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 050100 педагогическое образование

    Основная образовательная программа
    ... образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образованияНаправлениеподготовки050100Педагогическоеобразование ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 050100 педагогическое образование

    Основная образовательная программа
    ... Примерная основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образованияНаправлениеподготовки050100Педагогическоеобразование утверждено ... УЧЕБНЫЙ ПЛАН по направлению050100Педагогическоеобразование профиль «Информатика» Квалификация ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 050100 педагогическое образование

    Основная образовательная программа
    ... г. Примерная основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образованияНаправлениеподготовки050100Педагогическоеобразование утверждено приказом ... УЧЕБНЫЙ ПЛАН по направлению050100Педагогическоеобразование профиль «Физическая ...
  5. Основная образовательная программа (174)

    Основная образовательная программа
    ... государственный университет им. Н.Ф. Катанова» ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАнаправлениеподготовки050100Педагогическоеобразование Профили подготовки – Математика, Информатика Квалификация бакалавр Форма ...

Другие похожие документы..