Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ «СОШ № 5»

г. Ачинск

2011г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3-12

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы и учебных программ ………………………...13-140

3. Примерный учебный план ……………………………………………….141-161

4. Программа формирования универсальных учебных действий ………..162-187

5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся……………………………………………………………........188-215

6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………….216-230

7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ……………………………………………….231-278

8. Программа коррекционной работы……………………………………....279-301

Приложения:

1.Программа организации внеурочной деятельности учащихся……........302-316

2.Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий……………………………………………………………………...317-366

3.Диагностические методики…………………………………………….…367-408

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МБОУ «СОШ» № 5 разработана коллективом педагогов, родителей начальной школы МБОУ «СОШ» № 5 на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010)

Тип школы: общеобразовательная

Юридический адрес: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, микр-н 3, строение 40

Телефон: 8 (39151) 7-57-84

E-mail: mou-soch-5@

Действующие лицензии на образовательную деятельность: № 5397-л от 07 июня 2011г. серия № 0001092

Сведения об аккредитации: 2515 от 16 июня 2011г. ОП 019636

Учредитель: управление образования Администрации города Ачинска

Директор МБОУ «СОШ№ 5»: Валентин Борисович Оспищев

Миссия школы

Школа рассматривает образование как процесс обучения, развития и воспитания, осуществляемый в интересах личности, удовлетворяющий образовательные потребности родителей, учащихся и общества.

Главными ориентирами развития школы является концепция развивающего обучения, основные положения которой:

  • вне деятельности нет развития;

  • только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка;

  • знание учащимися их собственных возможностей и результатов учения есть обязательное условие их дальнейшего психического развития;

  • гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы;

  • основа образовательной программы школы - личностно ориентированная педагогика, установление субьект-субъектных отношений;

  • приобретение школьниками навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, предупреждение развития негативного в личности школьника;

  • психолого-педагогические исследования как диагностика развития личности;

  • формирование в ученической среде коллективного самосознания, ";чувства школы";.

  • Одна из основных задач школы - сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей.

Цель школы: формирование компетентностной личности, способной к непрерывному образованию.

Стратегические задачи школы:

  1. Консолидация усилий педагогического коллектива, семьи, социальных партнеров, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в свете требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

  2. Организация образовательной среды для проявления компетентности участников образовательного процесса.

  3. Обеспечение качества образования МБОУ «СОШ № 5» в соответствии индикаторам качества муниципальных услуг по программам начального общего образования.

Стратегические направления работы школы:

  1. Создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС).

  2. Обновление воспитательной системы в соответствии с проектом «Наша новая школа»:

  3. Организация новых форм внеурочной деятельности.

  4. Создание системы поддержки талантливых детей:

  5. Создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованием новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).

  6. Развитие школьной инфраструктуры в свете требований проекта «Наша новая школа».

Программа развития школы реализуется через:

1.Реализация инновационных образовательных проектов:

  • Создание научного общества обучающихся;

  • Организация новых форм внеурочной деятельности обучающихся;

  • Мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся;

  • Широкое использование современных образовательных технологий;

  • Социальное проектирование.

2.План методической работы;

3.Развитие материально-технической и информационно-технологической базы в соответствии с современными нормами организации труда и обучения;

4.План работы по внедрению ФГОС;

5.Через основную образовательную программу начального общего образования (далее: ООП НОО).

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 5» г.Ачинска определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Школа первой ступени образования МБОУ «СОШ №5» г. Ачинска работает по развивающей системе Л.В. Занкова. Дидактическая система, используемая в начальной школе, носят вариативный характер и адаптируется к индивидуальным особенностям учащихся, при этом доминирует деятельностный подход.

Разработчики программы: Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №5», представители органов государственно-общественного управления, родительской общественности.

Основными субъектами образовательного процесса являются:

- учащиеся

- родители

- педагоги

- общественность (через участие в управляющем, родительском советах школы).

ООП определяет использование для достижения планируемых результатов следующих технологий и форм образовательного процесса:

Технологии:

  • Технологии развивающего обучения

  • Информационно – коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технологии безотметочного обучения

  • Игровые технология

  • Технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода

Формы организации учебного процесса:

- уроки (классно – урочная форма);

- зачетная форма;

- консультации;

- занятия по выбору;

- домашняя самостоятельная работа;

- олимпиады, конкурсы;

- открытые уроки;

-внеучебные формы образовательного пространства как место тренировки и предъявления сформированности общеучебных навыков (конкурсы, акции, выставки, эстафеты, олимпиады, интеллектуально творческие игры, экскурсии, секции, кружки, мастерские, клубы, тренинги, погружения, общественно-полезные и социальные практики, выездные школы).

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление; произвольно-смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), и также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Цель ООП НОО:

Формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО.

Задачи ООП НОО:

  1. Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.

  2. Обеспечить целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

  3. Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами

Условия реализации программы

Организационно-педагогические условия

Режим работы

В начальной школе режим 6-дневной учебной недели. Школа работает в одну смену. Начало уроков – в 08.15 часов в первую смену. В первом классе используется ";ступенчатый"; режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый). Вот 2 - 4 классах продолжительность уроков 45 минут

Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся при 6-дневной учебной неделе. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив. Организована работа групп продлённого дня (ГПД) с 12.00 до 18.00.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом -8 недель. В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

Наполняемость классов

Средняя наполняемость классов – 25 человек, групп продлённого дня – 25 человек.

Деление на группы

Со 2-го класса при изучении иностранного языка класс делится на 2 группы.

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Реализуемые программы

РО. Л.В. Занкова

Требования к комплектованию классов:

  1. Желание родителей по выбору образовательной системы, вида класса и направленности ОУ.

  2. Зачисление обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

  3. Внутренняя дифференциация обучения.

Общая характеристика ООП НОО

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • формируются универсальные учебные действия;

  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.):

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Специфика и технологии обучения

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

В школе применяются следующие технологии деятельностного типа: 1Информационно-коммуникационные технологии;

2.Развивающего и проблемного обучения;

3.Проектно-исследовательские;

4.Технология дифференцированного обучения;

5.Здоровьесберегающие технологии и др.

Устав и другие документы

Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами (должностные инструкции всех педагогических кадров), регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности ОУ и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения основной образовательной программы начального общего образования, должны быть закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

В соответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа МБОУ «СОШ №5» содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  • примерный учебный план на основе БОП;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  • программа коррекционной работы

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ООП НОО утверждается (утверждает вносимые изменения) высшим органом управления школой – Управляющим советом школы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош № 34

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУСОШ № 34 Основнаяобразовательнаяпрограмманачальной школы МБОУСОШ № 34 разработана в соответствии с ФГОС начальногообщегообразования 2011 г Оглавление Оглавление 3 Учебный ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №41» г норильск - 2010 год

    Основная образовательная программа
    ... -методическом совете школы ____________ 2010 г. ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУ «СОШ №41» г. Норильск - 2010 год СОДЕРЖАНИЕ ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «сош №1» (с изменениями на основании

    Основная образовательная программа
    ... общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУ «СОШ №1» (с изменениями на основании приказа Минобрнауки ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования г навашино

    Основная образовательная программа
    ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУСОШ №4 г. Навашино разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщегообразования (утверждён ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «верхнетоемская сош» 1 пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияМБОУ «Верхнетоемская СОШ» 1.Пояснительная записка Нормативная база, определяющая ...

Другие похожие документы..