Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации

для общеобразовательных учреждений Краснодарского края

о преподавании БИОЛОГИИ в 2012– 2013 учебном году

1. Нормативно-правовые документы

Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).

2.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

3.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения».

4.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

5.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края».

6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год». Подробная информация о рекомендуемых учебниках представлена на сайте /asp .

7.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 г.).

8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357. /files/materials/7195/373.pdf , /dok/fgos/7195 .

9.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» /db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

10.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями от 6.09.2010 № 3044.

11.Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

12.Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».

2. Учебно-методическое обеспечение

2.1. Основное общее образование

Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.

Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в Краснодарском крае в ОУ,не являющихся пилотными, показывает, что значительная часть педагогов-предметников ведёт обучение по УМК следующих авторов:

1. И.Н.Пономарева и др.

2. Н.И. Сонин и др.

3. В.В. Пасечник и др.

4. Д.И. Трайтак и др.

Подробная информация об УМК указанных авторов, включая рабочие программы по биологии (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. www.vgf.ru

2.

3.

В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» количество часов, предусмотренное для изучения биологии в 6-9 классах, следующее:

Наименование предмета

Классы

6

7

8

9

Биология

2(1*)

2

2

2

*количество часов при 5-дневной учебной неделе

Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение биологии в 6 кл. могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения при шестидневной неделе обучения.

Обращаем внимание, что для ОУ Краснодарского края, являющихся пилотными по введению ФГОС второго поколения, могут использовать УМК следующих авторов:

1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. (УМК «Живой организм», 5 кл., издательство «Дрофа», «Линейный принцип» преподавания курса).

2. Сонин Н.И., Плешаков А.А. (УМК «Сфера жизни», 5 кл., издательство «Дрофа», «Концентрический принцип» преподавания курса).

3. Пасечник В.В. (УМК «Вертикаль», 5 кл., издательство «Дрофа»).

4. Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. (УМК «Биология», 5 кл., издательство «Вентана-Граф», «Концентрический принцип» преподавания курса).

5. Сухова Т.С., Строганов В.И. (УМК «Алгоритм успеха», 5, – 6 кл., издательство «Вентана-Граф», «Линейный принцип» преподавания курса).

6. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. (5 кл., Концентрический принцип, издательство «Мнемозина»).

7. Введенский Э.А., Плешаков А.А. и др. (5 кл., издательство «Русское слово»).

УМК данных авторов включают рабочие программы, размещённые на сайтах издательств.

Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

1. www.fipi.ru (раздел «Итоговая аттестация»)

2. www.drofa.ru

3. www.vgf.ru

Для самостоятельного написания рабочих программ необходимо руководствоваться следующими изданиями:

1. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа». М., «Просвещение», 2011.

2. «Примерные программы основного общего образования. Биология, естествознание». М., «Просвещение», 2010.

3. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий». М., «Просвещение», 2011.

При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010 года № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения», а также письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 № 47-10721/12-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2012-2013 учебном году».

В помощь учителю биологии в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:

1. Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 6-9 классы. Дидактические материалы. М.: Вентана-Граф, 2012.

2. Рохлов В.С., Лернер Г.И. и др, «ГИА-2012. Биология 9 кл.». М., 2011.

3. Рохлов В.С. Модульный актив-курс. Курс комплексной подготовки ГИА Биология. М.: «Национальное образование».

4. Солодова Е.А. Тестовые задания. Биология: 6 кл.,7 кл. Вентана-Граф, 2012.

5. Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 кл. Биология Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, Е.А.Никишова, В.З. Резникова М.: Вентана-Граф.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования количество часов, предусмотренное для изучения биологии в 5 – 9 классах, следующее:

Наименование предмета

Классы

5

6

7

8

9

Биология

1

1

2

2

2

2.2. Среднее (полное) общее образование

Согласно ст. 32 Федерального Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные

программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.

Анализ УМК, используемых в преподавании предмета в Краснодарском крае, показывает, что значительная часть педагогов-предметников ведёт обучение по УМК следующих авторов:

1. И.Н.Пономарева и др.

2. Н.И. Сонин и др.

3. В.В. Пасечник и др.

4. Д.И. Трайтак и др.

Подробная информация об УМК по биологии указанных авторов (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:

1. www.vgf.ru

2. www.drofa.ru

3. www.mnemozina.ru

На базовом уровне преподавания биологии педагогами ОУ Краснодарского края также используются также учебники следующих авторов:

1. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А.

2. Беляев Д.К.

3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. и др.

4. Андреева Н.Д.

5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.

В помощь учителю биологии в преподавании предмета и подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпущены следующие издания:

  1. Биология: ЕГЭ 2012: контрольно-тренировочные материалы с ответами и комментариями / Г.Н. Панина, Г.А. Павлова. М., СПб.: Просвещение, 2012.

  2. Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10-11 классы. Дидактические материалы. М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. ЕГЭ: Биология Федеральный банк экзаменационных материалов. Авт.-сост. Р.А.Петросова.-М.:Эксмо, 2008-2012.

  4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Единый государственный экзамен: Биология: Контрольные измерительные материалы.

  5. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. М.: Интеллект-Центр, 2005-2012.

  6. Калинова Г.С., Петросова Р.А. ЕГЭ 2008: Биология: Методические материалы. М.: Эксмо, 2012.

  7. Калинова Г.С. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., Просвещение, 2012.

  8. Никишова Е.А., Шаталова С.П. Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен. М.: АСТ: Астрель, 2007, 2008, 2009.

  9. Фросин В.Н. Биология. ЕГЭ: Шаг за шагом 6-11 кл. М.: Дрофа, 2012.

Дополнительную информацию можно найти на сайтах:

1. www.fipi.ru

2.

3. www.edu.ege.ru

При выборе профиля необходимо руководствоваться следующими приказами департамента образования и науки Краснодарского края:

от 25 октября 2011 года № 5811 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2012-2013 учебном году,  и предметах  по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями» с изменениями от 28.02.2012 № 846.

В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 10.07.2012 г. № 5563, количество часов, предусмотренное для изучения биологии в 10 – 11 классах, следующее:

Наименование уровня

Предмет

Средняя (полная) школа

(часы в неделю)

10 кл.

11 кл.

Базовый уровень

биология

1

1

Профильный уровень

биология

3

3

3. Особенности преподавания биологии

в 2012-2013 учебном году

Обращаем внимание на следующие особенности в преподавании биологии в 2012 – 2013 учебном году:

- в ОУ, являющихся пилотными, преподавание биологии ведётся с 5-го класса по линейной или концентрической модели согласно особенностям ФГОС.

- с целью повышения уровня биологической подготовки учащихся необходимо предусмотреть при организации учебного процесса повторение и обобщение материала, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительном этапе биологического образования (клеточной, эволюционной, хромосомной теории, вопросов антропогенеза, материала по экологии и т. д.);

- учитывать в преподавании предмета приоритеты современного образования, гарантирующего высокое качество: обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности и формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться»;

- в преподавании биологии оптимально использовать учебно-методический комплекс – кабинет биологии, учебно-опытный участок и элементы «живого уголка»;

- учитывая результаты итоговой аттестации 9-х и 11-х классов, следует обратить внимание на тщательное изучение и закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения у выпускников.

В рамках реализации практической части необходимо:

- выполнять обязательный минимум лабораторного практикума, указанного в документе «Методические рекомендации по организации и проведению лабораторного практикума» в 6 – 9 классах и 10 – 11 классах соответственно рекомендуемых УМК. Данный документ можно найти на сайте: www.idppo.kubannet.ru .

Количество лабораторных, практических работ определено стандартом 2004 г., в обязательном порядке все необходимые лабораторные работы должны быть выполнены, оценены и оформлены в тетрадях учащихся.

Обучение биологии в средней (полной) школе в крае проходит на базовом и профильном уровнях.

В преподавании биологии необходимо использовать учебно-опытные участки, выполнять всю практическую часть программы, учитывать региональный компонент при изучении учебного материала. Красной нитью должна проходить внеклассная работа, основанная на опытнической и проектно- исследовательской деятельности.

4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания биологии в 2012 – 2013 учебном году

Система поддержки талантливых детей является одним из приоритетных направлений в проекте «Наша новая школа», в связи с чем необходимо организовать:

1. Проведение диагностики для определения направленности интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала, глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников, ориентировки на проблемный вопрос, работы с литературой с целью вовлечения учащихся в проектно-научно-исследовательскую деятельность.

2. Деятельность учащихся в рамках НОУ, выполнение учащимися научно-исследовательских работ различных видов и направлений под руководством учителя-предметника.

3. Проведение предметных курсов в рамках образовательного учреждения.

4. Деятельность учащихся по индивидуальным планам развития творческих способностей.

5. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня. Обращаем внимание на новое Положение о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Минобрнауки РФ от 2 декабря 2009 г. № 695).

6. Систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе, посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

7. Можно также осуществлять взаимодействие с Краевым центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 8 (861) 259-84-01, адрес сайта – www.cdodd.ru ), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 8 (861) 259-45-03, 8 (861) 255-53-36, адрес сайта – ).

В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика».

На сайте представлена информация о ежегодных Всероссийских школах, биологических турнирах и олимпиадах, проводимых на базе Кировского ЦДООШ в 2012/13 учебном году.

Некоммерческая организация «Благотворительный фонд наследия Менделеева» совместно с МГУ им. Ломоносова, другими ВУЗами проводит для учащихся Всероссийский тренинг по биологии (подробная информация – на сайтах www.bfnm.ru , www.mendeleev.upeg.net ).

5. Предпрофильное обучение

Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки и профильных классах средней школы введены элективные курсы (курсы по выбору). Следует обратить внимание на преподавание и значение элективных курсов в 9 – 11 классах и чётко уяснить их значение и роль в современном образовании. Они выполняют три основные функции:

1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ и ГИА 9.

2. «Надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет ставится в полной мере углублённым.

3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В преподавании элективных курсов руководствоваться следующими пособиями:

  1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология животных. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Воронина Г.А., Фёдорова М.З. Основы рационального питания. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.

  3. Журнал «Профильная школа» (издаётся с 2003г.).

  4. Кириленкова В.Н., Обухов Д.К. Клетки и ткани. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2007.

  6. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах. Программа и методическое пособие. 9 – 11 кл. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  7. Никишова Е.А. Основы биотехнологии. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.

  8. Петунин О.В. Анатомия и физиология нервной системы. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008.

  9. Региональные сборники элективных курсов: Сборник программ элективных курсов. Вып. № 7. 10 – 11 классы. – Краснодар, 2005г. и вып. № 5 для 9-х классов. Сборник элективных курсов. – Краснодар, 2005.

  10. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программы элективных курсов. 10 – 11 кл. Биология. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005г., 2006 (3 сборника).

  11. Шапиро Я.С. Микробиология. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008.

Для проведения курсов по выбору необходимо использовать следующие сайты: www.profile-edu.ru , сайты издательств «Дрофа», «Вентана-Граф» и др.

На сайте «Товарищества научных изданий КМК» www.avtor-kmk.ru можно ознакомиться с современной литературой биологической направленности (определители, монографии, научно-популярная литература).

6. Использование оборудования

для оснащения кабинета биологии в 2012 – 2013 учебном году

Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ) необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям документов Министерства образования и науки РФ.

Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», а также рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

Обращаем внимание, что данный документ выполняет функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, федеральные требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся.

Обращаем внимание на необходимость ознакомления с перечнем оборудования в примерной программе по биологии (в рамках ФГОС).

В целях рационального использования оборудования в кабинете биологии, повышения качества преподавания необходимо:

  1. Наличие в кабинете биологии документа «Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005 г. (Галеева Н.Л. «Современный кабинет биологии». М., 2005 г., с. 115 – 130, Пугал Н.А. «О новом комплекте учебного оборудования» // «Биология в школе» № 8, 2005 г. с. 39).

  2. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний.

  3. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности для преподавателя и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой, -идеальный вариант оптимизации обучения предмету.

  4. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде.

  5. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете.

  6. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Биологические ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы).

  7. В календарно-тематическом планировании необходимо указывать использование учебного оборудования кабинета биологии.

  8. Наличие экологического паспорта кабинета биологии (см. приложение «Мастер-класс» к журналу «Методист» (№ 8, 2007)).

Старший преподаватель кафедры

естественнонаучного и экологического образования К.П. Казарян

Старший преподаватель кафедры

естественнонаучного и экологического образования А.Н. Криштопа



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений краснодарского края о преподавании химии в 2012–2013 учебном году 1 нормативно-правовые документы

    Методические рекомендации
    ... МетодическиерекомендациидляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая о преподавании химии в 20122013учебномгоду 1. Нормативно-правовыедокументыПреподавание предмета в 20122013учебномгоду ... и биологиидля классов экономического ...
  2. Публичный доклад мбоу сош № 39 в 2011-2012 учебном году i констатирующая часть

    Доклад
    ... нормативныхдокументов: - приказа департамента образования и науки Краснодарскогокрая от 10.07.2012 № 5563 «О примерных учебных планах дляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая» ...
  3. Публичный доклад мбоу сош № 6 в 2011-2012 учебном году

    Доклад
    ... года № 3820«О примерных учебных планах дляобщеобразовательныхучрежденийКраснодарскогокрая»; -письма департамента образования и науки Краснодарскогокрая ... Биология – 1 Кубановедение – 1 Элективные курсы и практикумы – 5 2012-2013учебныйгод Классы ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... 2012-2013учебномгодупреподавание литературы в общеобразовательныхучреждениях Ставропольского края будет осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическимидокументами ... и интересно: Методическиерекомендациидля учителя. – ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (14)

    Методические рекомендации
    ... общеобразовательныхучреждениях Ставропольского края организация учебного процесса в 2012-2013учебномгоду осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовымидокументами ... приоритетной дляпреподавания в ОУ Краснодарскогокрая. 4. ...

Другие похожие документы..