Главная > Методические рекомендации


Перечень дополнительной информации

о нормативных документах федерального компонента

государственного стандарта общего образования по технологии

  1. О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образовании : рекомендации // Школа и производство. – 2005. – № 1.

  2. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» // Школа и производство. – 2004. – № 6.

  3. О программе по технологии для неделимых 5–7 классов // Школа и производство. – 2005. – № 3.

  4. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» // Школа и производство. – 2004. – № 7.

  5. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнология)» // Школа и производство. – 2004. – № 7.

  6. Примерная программа среднего (полного) основного общего образования (базовый, профильный уровень) // Школа и производство. – 2004. – № 8.

  7. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 21.06.2006 г. № 03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».

Физическая культура

Р. С. Койбаев,

заведующий кафедрой физической

культуры и здоровьесбережения

Н. В. Пресс,

методист кафедры физической

культуры и здоровьесбережения

Согласно примерному учебному плану Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (Приказ министерства образования Ставропольского края № 324-пр от 25.06.2007 г.) в образовательных учреждениях края в 2009/2010 учебном году предусмотрено, как и прежде, три урока физической культуры в неделю.

Введение третьего урока физической культуры обосновано многими факторами, в том числе значительным повышением уровня заболеваемости сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения у детей школьного возраста. Определяющим фактором снижения уровня здоровья и возникновения болезней является недостаточная двигательная деятельность школьников. В свою очередь, неполноценный двигательный режим обусловлен низким уровнем физкультурной образованности как детей, так и взрослых, что не позволяет широко применять многообразный арсенал средств физической культуры в сфере самосовершенствования. Несмотря на многолетние и многочисленные дискуссии по проблеме «Каким быть уроку физической культуры?» – суть его не изменилась за все годы существования учебного предмета. По мнению практиков, основная, а зачастую и единственная направленность урока – тренирующее воздействие на организм.

Однако современные подходы к преподаванию физической культуры требуют обязательной реализации образовательного компонента и формирования практико-методических навыков, без которых проблему оздоровления нации средствами физической культуры не решить.

Нормативной основой осуществления учебной и внеурочной форм организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений являются приказы Министерства образования Российской Федерации «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715\227\166\19 и министерства образования Ставропольского края «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Ставропольского края» от 08.08.2002 г. № 349-пр.

В соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, а также базисным учебным планом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 разработаны основные нормативные документы образовательной области «Физическая культура», которые ориентированы на реализацию современной концепции целостного формирования физической культуры личности школьников:

  1. Обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования РФ от 09.05.1998 г. № 1235).

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1238).

  3. Обязательный минимум содержания среднего полного общего образования (приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56).

  4. Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней школы по образовательной области «Физическая культура».

Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания. Учителя получили возможность широкого выбора подходов к организации учебно-воспитательного процесса, урочных и внеурочных занятий в соответствии с местными запросами, материальной базой школы, региональными и природно-климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся и другими факторами. Согласно приказу министерства образования Ставропольского края от 02.07.2008 г. № 01–54/3981 предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края в 2008/2009 учебном году, где установлено годовое распределение часов, что даёт возможность строить рабочий план на принципах дифференциации, вариативности и в 2009/2010 учебном году.

Учебная работа по физической культуре является важнейшим компонентом процесса укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.

Здоровье – понятие комплексное, поэтому необходимо смещение акцента с физической подготовки к воспитанию привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.

Приоритетной задачей в преподавании физической культуры является освоение базовых основ физической культуры, необходимых каждому человеку, с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Министерством образования и науки Российской Федерации в образовательной области «Физическая культура» рекомендованы следующие программы:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов (авторы: д-р пед. наук В. И. Лях, канд. наук Л. Б. Кофман. – М. : Просвещение, 2004–2007).

В данной программе доминирует установка на всестороннее развитие личности и освоение школьниками основ физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, высокий уровень физического развития и двигательных способностей, сформированность знаний и навыков в области физической культуры, умения самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Программа предполагает урочные, внеклассные и внешкольные занятия. Содержание программы состоит из 2-х частей – базовой и вариативной.

При трехурочной системе физического воспитания можно рекомендовать следующее примерное распределение учебного времени для прохождения разделов программы:

IIV классы

Базовая часть

70

70

70

70

Основы знаний

в процессе уроков

Гимнастика

22

22

22

22

Легкая атлетика

22

22

22

22

Подвижные игры

26

26

26

26

Вариативная часть

32

32

32

32

Туризм (или ритмическая гимнастика или ритмика)

10

10

10

10

По выбору учителя

22

22

22

22

Всего

102

102

102

102

Примечание: на преподавание учебного предмета «Физическая культура» в I–IV классах при 6-дневной учебной неделе рекомендуется отводить дополнительный третий час за счёт регионального (национально-регионального) компонента, при 5-дневной – за счёт внеклассной деятельности.

VIX классы

Базовая часть

74

74

74

74

74

Основы знаний

8

8

8

8

8

Гимнастика

22

22

22

22

22

Легкая атлетика

22

22

22

22

22

Спортивные игры

22

22

22

22

22

Вариативная часть

28

28

28

28

28

Туризм (или ритмическая гимнастика или ритмика и танец)

14

14

14

14

14

По выбору учителя

14

14

14

14

14

Всего

102

102

102

102

102

XXI классы

Базовая часть

68

68

Основы знаний

8

8

Гимнастика

20

20

Легкая атлетика

20

20

Спортивные игры

20

20

Вариативная часть

34

34

По выбору учителя

34

34

Всего

102

102

  1. Физическое воспитание учащихся 111 классов с направленным развитием двигательных способностей (авторы: д-р пед. наук В. И. Лях и канд. пед. наук Г. Б. Мейксон, 1992 г.).

Данная программа также направлена на решение оздоровительных задач, вместе с тем её суть состоит в разностороннем развитии двигательных способностей учащихся.

  1. Программа с углублённым изучением одного из видов спорта (авторы: канд. пед. наук Е. Н. Литвинов, канд. пед. наук М. Я. Виленский, 1993 г.). Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе обучения, основанного на одном из видов спорта. Материал программы состоит из четырёх разделов: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.

  2. Программа для малокомплектных школ с оздоровительной направленностью (автор В. Г. Большенков, 1992 г.). Реализация данной программы возможна на основе модификации системы учебных предметов при составлении различных учебных планов: за счёт перераспределения учебных часов, соединения различных классов и увеличения часов на физическую культуру. Составной частью программы являются разделы: активный и пассивный отдых, сон, рациональное питание, самоконтроль, закаливание.

  3. Программа с образовательной направленностью (авторы: канд. пед наук Е. Н. Литвинов и Л. Б. Кофман). Программа предусматривает, кроме 2 часов на практические занятия, 1 час теоретической подготовки.

  4. Антистрессовая пластическая гимнастика (авторы: А. В. Попков, Е. Н. Литвинов и др., 1994 г.). Это новое направление массовой оздоровительной физкультуры даёт знания о здоровье, о физическом движении, плавности движения и психическом состоянии человека, о понятии комфортности. Своеобразие данной программы заключается в том, что в ней отсутствуют традиционные нормативы. Материал программы даётся в трёх разделах: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки.

  5. Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (под ред. А. П. Матвеева и др., 2003 г.). Они обеспечивают обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки выпускников, целостную и последовательную систему образовательной деятельности в области «Физическая культура». Данные программы определяют содержание учебного материала и обеспечивают в целом сохранность многоуровневого образования в школе и единое образовательное пространство.

Данная образовательная область и примерные программы по предмету «Физическая культура» обеспечены учебной и методической литературой, материально-техническими средствами:

  1. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: Основы знаний : учебное пособие. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.

  2. Лукьяненко, В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография. – М. : Советский спорт, 2005. – 256 с.

  3. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. – М., 2006.

  4. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического и развития и физической подготовленности. – М. : Изд-во «Советский спорт», 2003.

  5. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях. Состояние, проблемы, перспективы : монография. – М. : Изд-во «Советский спорт», 2008. – 168 с.

  6. Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учебное пособие. – М. : Изд-во «Советский спорт». – 288 с.

Программа может быть составлена каждым учителем или группой учителей для своей школы, исходя из условий базы, спортивного инвентаря и оборудования.

Школа может работать по одной из этих программ, согласовав её использование с МО района, города, СКИПКРО.

Освоение содержания учебных программ основной и средней школы по предмету «Физическая культура» заканчивается итоговой аттестацией. В аттестате об окончании основного и среднего общего образования выставляется итоговая оценка по данному учебному предмету. Для дальнейшего совершенствования преподавания физической культуры необходимо:

– создать условия для проведения занятий по физической культуре, пересмотреть целевые установки и задачи физического воспитания в школе;

– усилить медицинский контроль за занимающимися, при этом особое внимание обратить на организацию занятий с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе;

– пересмотреть критерии оценки успеваемости учащихся;

– оценки выставлять за знания, технику выполнения двигательных действий, умения в физкультурно-оздоровительной деятельности и за уровень физической подготовленности с учётом индивидуальных возможностей.

Необходимо помнить, что итоговая оценка складывается из суммы баллов, при этом преимущество имеет оценка за знания. Учащиеся подготовительной группы оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов, которые им противопоказаны. Учащиеся, отнесённые к специальной медицинской группе, оцениваются по разделу «Основы знаний» и по выполнению физических упражнений для специальных медицинских групп.

Министерство образования Ставропольского края, институт повышения квалификации рекомендует школам края за основу учебной работы по физической культуре брать комплексную программу по физическому воспитанию учащихся I–XI классов, авторы: д-р пед. наук В. И. Лях, канд. пед. наук Л. Б. Кофман и Г. Б. Мейксон, 1992 г. Эта программа традиционна и наиболее приемлема с учётом материальных возможностей школ края и рекомендована для занятий методическим советом по физической культуре института повышения квалификации. Данная программа имеется во всех школах, она также опубликована в предметных журналах.

Рекомендуется как можно больше проводить уроки физической культуры на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях независимо от времени года.

Характерные недостатки современных уроков физической культуры

– слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;

– недостаточная нацеленность на создание условий приобщения учебного процесса к процессу физического самосовершенствования;

– слабо выраженный мировоззренческий аспект уроков физической культуры, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений, нравственности и т. п.;

– зачастую откровенное, неприкрытое выхолащивание образовательного содержания, низведение роли урока до утилитарного средства активного отдыха, борьбы с утомлением и последствиями гиподинамии.

Именно поэтому урок физической культуры оторвался от учебной жизни школы и фактически перестал быть общеобразовательным предметом.

Необходимо конкретным образом изменить подходы к уроку и его содержанию, чтобы ни у кого не было сомнений, что урок физической культуры – это полноправная и полноценная общеобразовательная дисциплина.

К сожалению, некоторые предписания вышестоящих органов и рекомендации СКИПКРО, сделанные в прошедшем учебном году, администрацией многих школ игнорируется. К ним относятся совмещения в одном спортивном зале нескольких классов одновременно. Неоднократно обращали внимание на недопустимость подобных фактов, т. к. в этом случае уроки физической культуры наносят ощутимый вред здоровью учащихся.

Единственный допустимый вариант совмещения – не более двух параллельных классов, где обязательно предусмотрено присутствие двух учителей, а классы делятся на девочек и мальчиков.

Следовательно, заместителю директора по УВР составление расписания уроков школы следует начинать с распределения часов учебного предмета «Физическая культура».

Во многих школах совершенно вне поля зрения остаётся та категория детей, которая требует наиболее пристального внимания и повышенной заботы. Речь идёт о детях, имеющих отклонения в состоянии здоровья, отнесённых к специальной медицинской группе и группам ЛФК.

Игнорируется положение, которое обязует администрацию школ организовать работу подобных групп при наличии более восьми человек. Их отсылают на общие уроки физической культуры, а медицинские работники даже не доводят до сведения учителей физической культуры диагноз заболевания, обосновывая свою позицию пресловутой «врачебной тайной».

А ведь именно они должны дать рекомендации учителю по созданию двигательной активности больного ребенка.

Многие школы не выполняют рекомендации примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 г. № 324-пр), оставаясь на позициях двух уроков по физической культуре в неделю. Тем самым лишают возможности смягчить негативные влияния гиподинамии на здоровье учащихся.

СКИПКРО разработаны методические рекомендации по введению третьего урока физической культуры с учётом недостатков материально-технической базы общеобразовательных учреждений Ставропольского края, которые должны активно использоваться учителями физкультуры.

Перечень учебников, рекомендуемых к использованию

в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

на 2009/2010 уч. год министерством образования

Ставропольского края

Физическая культура. 1–4 классы / В. И. Лях. – 2005–2007.

Физическая культура. 5–7 классы / В. И. Лях. – 2005–2007.

Физическая культура. 8–9 классы / В. И. Лях. – 2005–2007.

Физическая культура. 10–11 классы / В. И. Лях. – 2006–2007.

Физическая культура. 1 класс / А. П. Матвеев и др. – 2008.

Физическая культура. 2 класс / А. П. Матвеев и др. – 2008.

Физическая культура. 3 класс / А. П. Матвеев и др. – 2008.

Физическая культура. 4 класс / А. П. Матвеев и др. (готовится к изданию).

Физическая культура. 8–9 классы / В. И. Лях и др. – 2007.

Физическая культура. 10–11 классы / В. И. Лях и др. – 2007.

Физическая культура. 5–9 классы. Тестовый контроль. – М. : Просвещение, 2007. – 144 с.

Учебные издания, реализующие

федеральный компонент образования

1. Профильное обучение: Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования / под ред. д-ра ист. наук, профессора А. Ф. Киселева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – С. 502–509.

2. Физическая культура. Планирование и организация занятий / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М., 2008.

3. Физическая культура. Основы знаний / В. П. Лукьяненко. – 2008.

4. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. – М., 2006.

5. Митин, Б. И. Настольная книга учителя физической культуры – М. : Астрель АСТ, 2002.

6. Митин, Б. И. Материалы для проведения экзамена по предмету физическая культура. 9 кл. – М. : Просвещение 2002.

Учебные издания, реализующие региональный и школьный компоненты образования

  1. Программа по предмету физическая культура для углублённого изучения. 10–11 кл. / под ред. А. Т. Партикова. – М. : Просвещение, 2002.

  2. Физическая культура. Основы знаний / В. П. Лукьяненко. – 2008.

  3. Концепция модернизации общего среднего физкультурного образования в России. – М., 2007.

  4. Митин, Б. И. Книга для учителя физической культуры. – М. : Астрель; АСТ, 2002.

  5. Столов, И. И. Спортивная школа: начальный этап : учебное пособие. – М. : Советский спорт, 2008.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ i Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 Под ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..