Главная > Методические рекомендации


Рекомендуемая литература для классов базового уровня

(XXI классы, 68 ч)

Экономическая и социальная география мира (В. П. Максаковский):

1. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М. : Просвещение, 2005. – 400 с.

2. Максаковский, В. П. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. – М. : Просвещение, 2005. – 61 с.

3. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира : методическое пособие. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.

4. Баранчиков, Е. В. Тесты по географии // К учебнику В. П. Максаковского «География, экономическая и социальная география мира». 10 класс. – М. : Изд-во «Экзамен», 2007 – 126 с.

5. Максаковский, В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 2004.

Экономическая и социальная география мира

(Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский)

1. Домогацких, Е. М. Экономическая и социальная география мира : программа для 10−11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М. : ООО «ТИД ”Русское слово – РС”», 2007.

2. Домогацких, Е. М. Экономическая и социальная география мира : программа для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М. : ООО «ТИД ”Русское слово – РС”», 2007.

3. Домогацких, Е. М. Экономическая и социальная география мира : учебник для 10−11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М. : ООО ««ТИД ”Русское слово – РС”», 2007. – Ч. 1. – 232 с.

4. Домогацких, Е. М. Экономическая и социальная география мира : учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М. : ООО «ТИД «ТИД ”Русское слово – РС”», 2007. – Ч. 2. – 232 с.

Рекомендуемая литература для изучения регионального компонента по географии может быть использована при изучении регионального компонента в VI–VII классах средних общеобразовательных учреждений.

В VI классе из 70 часов (2 часа в неделю) учебного предмета «География» основной школы 10% учебного времени должно быть выделено для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. В школьном журнале записываются 7 часов регионального компонента (РК).

Рекомендуемая литература для изучения регионального компонента

в VIII классе

1. Физическая география Ставропольского края : видеоучебник /
Н. С. Сапроненкова. – Ставрополь, 2009.

2. Физическая география Ставропольского края : учебник / под ред. В. В. Савельевой, Н. С. Румыниной, Б. Л. Годзевича, В. А. Шальнева. – Ставрополь, 2003.

3. Гниловской, В. Г. Занимательное краеведение. – Ставрополь, 1974.

Рекомендуемая литература для изучения регионального компонента

в IX классе

1. Экономическая и социальная география Ставропольского края : видеоучебник / Н. С. Сапроненкова. – Ставрополь, 2009.

2. Белозеров, В. С. Экономическая и социальная география Ставропольского края : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / В. С. Белозеров, К. А. Магомедов – Ставрополь, 1996.

3. Энциклопедический словарь Ставропольского края / под. ред. В. А. Шаповалова. – Ставрополь, 2006.

4. Статистический сборник Ставропольского края. – Ставрополь, 2008.

Элективные курсы

На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счёт компонента образовательного учреждения.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильного и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы, переработать программы факультативных курсов и разработать авторскую программу. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Следует обратить внимание на структуру программ элективных курсов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Контроль уровня обученности.

9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

10. Учебно-методическое обеспечение предмета.

По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчётности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д.).

Перечень программ предметных элективных курсов

предпрофильной подготовки (компонент образовательного учреждения)

1. Александрова, Е. Н. Решение географических задач // Элективные курсы в системе предпрофильного обучения. – Архангельск, 2005. – С. 36–40.

2. Марданова, Д. Р. Региональная экология // Модернизация школьного географического образования : методические материалы в помощь учителю географии / под ред. Е. Н. Александровой, А. П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. – С. 19–22.

3. Потапов, И. А. Лингвистическая география // Модернизация школьного географического образования : методические материалы в помощь учителю географии / под ред. Е. Н. Александровой, А. П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. – С. 14–16.

4. Преминина, Я. К. Монархии Европы // Модернизация школьного географического образования : методические материалы в помощь учителю географии / под ред. Е. Н. Александровой, А. П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. – С. 11–14.

5. Хвостова, А. В. Прикладная экология // Модернизация школьного географического образования : методические материалы в помощь учителю географии / под ред. Е. Н. Александровой, А. П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. – С. 16–19.

Учебно-методические комплекты базовых географических курсов являются традиционными и давно используются в практике обучения географии. Учебно-методический комплект для профильных классов В. Н. Холиной «География. Профильный уровень» сформирован и допущен Министерством образования РФ и министерством образования Ставропольского края.

Другие предлагаемые учебно-методические комплекты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях в качестве элективных курсов.

Коммерческая география (Е. Л. Плисецкий) 68 ч

(XXI классы)

1. Плисецкий, Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учебник для 10 класса. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 176 с.

2. Плисецкий, Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 176 с.

3. Плисецкий, Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : рабочая тетрадь. 10 класс. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

4. Плисецкий, Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : методические рекомендации для учителя. 10–11 класс. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

География человеческой деятельности (В. Н. Холина) 68 ч

(XXI классы)

1. Холина, В. Н. География человеческой деятельности: Экономика, культура, политика. 10–11 классы. – М. : Просвещение, 2005. – 352 с.

2. Холина, В. Н. География человеческой деятельности : рабочая тетрадь. 10–11 классы. – М. : Просвещение, 2005. – 64 с.

3. Холина, В. Н. География человеческой деятельности : методические рекомендации к изучению курса. – М. : Просвещение, 2004. – 176 с.

Геология (Н. В. Короновский) 68 ч (XXI классы)

1. Короновский, Н. В. Геология. 10–11 кл. – М. : Дрофа, 2005.

Геоэкология (Л. Л. Розанов) 68 ч(XXI классы)

1. Розанов, Л. Л. Программа курса «Геоэкология» // Элективные курсы. Программы. География. – М. : Дрофа.

2. Розанов, Л. Л. Геоэкология. 10–11 кл. – М. : Дрофа, 2005.

Элективные курсы для профильной школы

(XXI классы)

1. Пространственное разнообразие России / С. В. Рогачев // География. – 2005. – № 4. – С. 30–33. (35 ч)

2. Этнология и этнография / А. А. Лобжанидзе, Д. В. Заяц // География. – 2005. – № 4. – С. 27–29. (34 ч)

3. География населения с основами демографии / С. А. Сухин // География. – 2006. – № 1. – С. 37–42. (34 ч)

4. Винокурова, Н. Ф. Природопользование : учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина, В. М. Смирнова, В. И. Сиротин. – М. : Дрофа, 2007. – 240 с.

Практические работы по географии

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.

По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные).

На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал.

Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (обучающие, самостоятельные, итоговые). В школьный журнал записываются только итоговые (оценочные)практические работы:

Список дополнительной методической литературы по предмету

1. Программы элективных курсов. География. 10–11 классы. Профильное обучение / сост. В. П. Дронов. – М. : Дрофа, 2005. – 191 с.

2. Розанов, Л. Л. Введение в общую географию в 10–11 классах : учебное пособие. – М. : Дрофа, 2008 – 223 с.

3. Сборник нормативных документов. География / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004. – 141 с.

4. Сборник нормативных документов. География (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2008. – 100 с.

5. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе : методическое пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – М. : Владос, 2008. – 303 с.

6. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

7. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе : учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.

Сайты:

http://www. geo2000. nm. ru – Географический портал.

http://geographer. ru – Географический портал.

http://rgo. ru – География сети: RGO. ru.

http://geotest. nm. ru – Сборник тестов по географии.

http://www. edunews. ru/task/exam_geo. htmЭкзамены по географии.

http://ege. edu. ru – Портал ЕГЭ.

www. fipi. ru – Федеральный институт педагогических измерений.

http://letopisi. ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

http://geo. metodist. ru – Методическая лаборатория географии.

Технология

В. Н. Даванов,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий лабораторией

«Сельская школа» СКИПКРО;

Л. Ю. Берестовская,

доцент кафедры

профессионального образования

и технологии СКИПКРО

Преподавание технологии в 2009/2010 учебном году будет осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и следующими нормативными документами:

– федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 // Вестник образования России. – 2004. – № 12, 13, 14);

– федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 // Вестник образования. – 2004. – № 13, 14);

– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр);

– федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379, сайт Минобразования и науки РФ );

– перечнем учебников на 2009/2010 учебный год, рекомендованных министерством образования Ставропольского края (приказ от 02.02.2009 г. № 38-пр);

– обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. № 56);

– временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236).

Технология с позиций социализации учащихся занимает ключевое место в системе общего образования. В соответствии с примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (ПУП) её изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровнях на старшей ступени общего образования. В начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в I и II классах и по
1 часу в неделю в III и IV классах.

Учебное время, отведённое в I–II классах для предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год для I и II классов соответственно).

В III–IV классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приёмов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Основное общее образование

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края предполагает реализацию примерной программы основного общего образования (V–IX классы) по технологии.

Количество часов в год

V

VI

VII

VIII

IX

Базисный учебный план образовательных учреждений РФ

70

70

70

35

Примерный учебный план (недельный)

2

2

2

1

1

На ступени основного общего образования на изучение технологии в
V–VII классах выделено 2 часа в неделю, в VIII классе – 1 час в неделю, в
IX классе – 1 час. Один час технологии в VIII классе рекомендуется использовать на изучение технологий, распространённых в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-регио­нальные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Два часа учебного предмета «Технология» в IX классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся, а один дополнительный час, определённый примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края может быть использован на преподавание модуля «Черчение». В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического и профессионального образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

Основные содержательные направления предмета

«Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учётом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трёх направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».

Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ с учётом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учётом сезонности сельскохозяйственных работ в ученической производственной бригаде.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объём и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для таких комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая современные технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.

Ввиду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.

В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне в федеральном компоненте. Там она представлена в составе учебных предметов по выбору на базовом уровне. На её изучение в X и XI классах здесь отводится 140 часов (по два часа в неделю в каждом классе).

Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся X и XI классов на изучение курса технологии в примерном учебном плане для образовательных учреждений Ставропольского края отводится 280 часов (4 часа в год). Технологический профиль общеобразовательной подготовки старшеклассников даёт учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.

Функционально-прикладной характер обучения технологии обеспечивается в процессе освоения разнообразных способов практической деятельности по изготовлению личностно или общественно значимых объектов труда.

Виды и содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяют осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников.

Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У учащихся формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать результаты своего труда.

В результате систематического изучения технологии учащимся прививаются навыки соблюдения дисциплины труда, уважительное отношение к результатам своего и чужого труда, ответственность за результаты своей деятельности, патриотизм и гордость за достижения отечественных учёных и инженеров.

В минимуме содержания образовательных программ по технологии заложена преемственность целей и задач, решаемых на различных ступенях общеобразовательной школы. Обучение школьников начинается с формирования представлений о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира и развития мелкой моторики рук в начальной школе и завершается в основной школе приобретением компетентности в трудовой и хозяйственно-бытовой сферах, а также компетентности в сфере профессионального самоопределения.

Впервые в отечественном образовании для учащихся X–XI классов были разработаны минимум содержания образовательных программ и требования к уровню достижений для технологического профиля и базового уровня обучения. Стандарт базового уровня обучения предназначен для использования в школах с универсальным профилем обучения и в школах с нетехнологическими профилями обучения.

На базовом уровне обучения в старшей школе происходит дальнейшее формирование способности школьников самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы и проводится обучение технологиям проектирования и создания объектов труда с учётом познавательных интересов учащихся.

В технологическом профиле обучения предусмотрена углублённая технологическая подготовка старшеклассников в выбранной отрасли и направлении технологической деятельности. По её завершении учащиеся могут получить справку об освоении профильного курса по технологии. При углублённом уровне профильной технологической подготовки, с использованием времени за счёт регионального и школьного компонентов БУП допускается выдача свидетельства государственного образца о профессиональном обучении.

Независимо от видов изучаемых технологий, содержанием программ по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учёта образовательных потребностей школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в примерные программы отбирался с учётом следующих положений:

• распространённости изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражения в них современных научно-технических достижений;

• возможности освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбора объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможности реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможности познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

По структуре каждый раздел программ включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщённом виде). При этом предполагается, что изучение программного материала, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ i Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 Под ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..