Главная > Методические рекомендации


Информатика и информационные технологии

в рамках филологического, художественно-эстетического,

социально-гуманитарного и оборонно-спортивного профилей

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Информатика и ИКТ

(региональный компонент)

X

XI

1

1

Для данных профилей предмет «Информатики и ИКТ» не представлен в федеральном компоненте базисного учебного плана. Предполагается, что учащиеся смогут углубить свои знания по информатике и информационным технологиям, а также приобрести опыт практического использования информационно-коммуникационных технологий в рамках элективных курсов.

Для этих профилей уместными могут быть элективные курсы, ориентированные на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере. Например:

Основы оформления деловой документации на компьютере.

Электронный портфолио (оформление учебных работ на компьютере).

Компьютерная графика.

Интересными и полезными окажутся элективные курсы, в рамках которых осуществляется проектная деятельность учащихся по темам, непосредственно связанным с профилем обучения.

Могут быть образованы элективные курсы, ориентированные на использование электронных ресурсов для индивидуальной образовательной деятельности.

Так, для филологического и художественно-эстетического профилей можно предложить элективные курсы, ориентированные на использование компьютерных технологий для приобретения знаний в области литературы, изобразительного и театрального искусства. Например:

Виртуальная экскурсия по музейным залам.

Музейные коллекции на электронных носителях.

Электронный абонемент и электронные книги.

Афиша в Интернете.

Для оборонно-спортивного профиля – курсы, посвящённые военной истории, истории развития военной техники, средств коммуникаций и т. д. По окончании курсов предполагается защита проекта, выполненного с использованием ИКТ. Например:

Военная техника второй мировой войны.

Военно-исторические музеи в Интернете.

История развития средств связи.

Великие полководцы (исторические факты на электронных носителях).

Для социально-гуманитарного профиля интересными будут курсы следующей тематики:

Информационно-справочная деятельность.

Электронные библиотеки.

Общение и Интернет.

Информатика и информационные технологии

в рамках физико-химического, химико-биологического,

биолого-географического и агротехнологического профилей

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Информатика и ИКТ

(региональный компонент)

X

XI

1

1

Для этой группы профилей учебный предмет «Информатика и ИКТ» также не представлен в федеральном компоненте базисного учебного плана. Обучение предмету может осуществляться за счёт учебных часов вариативной части учебного плана. Например:

Химический эксперимент на компьютере.

Физический эксперимент на компьютере.

Биологическая лаборатория.

Рекомендации по формированию пакета элективных курсов, представленные для предыдущей группы профилей, в полной мере можно отнести и к данной группе.

Дополнительно пакет элективных курсов может быть расширен курсами по применению компьютерных технологий для реализации научных методов познания (в частности, моделирования) и использованию компьютерных методов при проведении физических, химических, географических и агротехнических исследований.

Следует указать, что в рамках данных профилей могут быть организованы курсы с учётом специфики профиля.

Например, для физико-химического профиля таковыми могут являться:

Основы оформления деловой документации на компьютере.

Изучение основ химии и физики с помощью электронных средств.

Подготовка к ЕГЭ по физике с помощью электронных средств.

Для химико-биологического профиля:

Решение химических и биологических задач на компьютере.

Особенности оформления материалов химико-биологического содержания на компьютере.

Изучение основ химии и биологии с помощью электронных средств.

Для агротехнологического профиля:

Подготовка к ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам с помощью электронных средств.

Проектирование природных ландшафтов с помощью компьютерных инструментальных средств.

Справочные материалы по агротехнике.

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Практика последних лет показывает, что источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Значительное количество заданий оказывается выполненными неправильно только из-за арифметических ошибок. Учащиеся плохо знают таблицу значений функции для первых 10 аргументов. При расчёте задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а вместо этого перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Часто ошибки допускаются при нахождении остатка при делении целых чисел, при построении углов в 30, 60, 120 градусов и т. д. Притом, что все вышеперечисленные умения должны формироваться при изучении математики в основной школе, их отсутствие сказывается на результатах экзамена по информатике за курс полной средней школы в силу высокой роли межпредметных связей в курсе информатики.

Существенным источником ошибок также является невнимательность учащихся при заполнении бланков второй части работы. Естественно, что в отличие от результатов обработки первой части работы, где ошибки распознавания исключены, при сканировании и распознавании ответов на задания второй части возможны ошибки обработки. При подготовке учащихся к экзамену надо обратить их внимание на то, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечисление чисел, какие пробелы и знаки препинания ставить и т. п. Также на уроках информатики можно объяснить учащимся всю сложность задачи распознавания письменного текста и проиллюстрировать тем самым необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведённому на бланке для записи ответов.

Готовя учащихся к экзамену, следует ещё раз обратить их внимание на то, что ответы на задания третьей части работы должны быть записаны чётко, понятным почерком, в строгом соответствии с требованиями, сформулированными в задании. В ином случае вероятность ошибок при оценивании работы резко возрастает.

Хорошим подспорьем для изучения многих тем и разделов предмета учащимися, освоения ими необходимых навыков в практической деятельности, приведения в целостную систему мог бы стать организованный комплекс межпредметных проектов, задействующих новые информационные технологии в качестве реального инструмента для решения предметных задач.

Полезные ссылки

Название

Ссылка

Федеральный портал «Российское образо-вание»

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Российский общеобразовательный портал

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

Естественно-научный образовательный
портал

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

Федеральный портал «Инженерное образование»

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образо-вании»

Российский портал открытого образования

Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ

Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Информатика и ИКТ в образовании

/

Демонстрационные варианты ЕГЭ

/content/view/21/43/

КИМ – 2008

/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,69

ФИПИ. Открытый сегмент ФБТЗ. Информатика

/view/sections/160/docs/

Интерактивный ознакомительный вариант ЕГЭ по информатике

/demo-ege/demo-inf-2004.html

Форум «ЕГЭ по информатике: сложные вопросы»

/board.aspx?cat_no=
85737&tmpl=Thread&BoardId=86204&ThreadId=10603&page=3

География

Н. Н. Сабельникова-Бегашвили,

кандидат биологических наук,

заведующая кафедрой естественно-научных

дисциплин СКИПКРО

В общеобразовательных учреждениях края преподавание географии в 2009/2010 учебном году осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными документами органов исполнительной власти:

– федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089);

– федеральным базисным учебным планом (утверждён приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312);

– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 г. № 324-пр).

На основании приказа министерства образования Ставропольского края № 01-54/3981 от 02.07.2008 г. предложено методическое сопровождение учебного процесса в школах края в 2009/2010 учебном году, что даёт возможность строить рабочий план на принципах дифференциации.

В соответствии с вышеуказанными документами, структурой и содержанием концепции географического образования, а также необходимостью подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена основной курс географии является обязательным для изучения учебным предметом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 245 часов (VI кл. – 35 ч, VII – 70, VIII – 70, IX кл. – 70 ч).

Новая концепция школьного географического образования и содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии реализованы в новых линиях школьных учебников, атласов, рабочих тетрадей и методических рекомендациях.

В средней (полной) общеобразовательной школе география изучается в следующих вариантах:

1. Универсальный профиль – 2 часа за два года обучения (140 часов).

2. География как профильный учебный предмет изучается в классах физико-химического (2 часа, X–XI классы), химико-биологического (2 часа, X–XI классы), в классах универсального обучения (по 1 часу в X–XI классах: 140 ч), биолого-географического (6 часов, X–XI классы), социально-экономического (6 часов, X–XI классы).

География отсутствует на базовом и профильном уровнях: физико-математического, социально-гуманитарного, художественно-эстетического, оборонно-спортивного, агротехнологического, индустриально-технологичес­кого, филологического, информационно-технологического. Следует обратить внимание, что на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленностивозможно увеличение количества часов за счёт часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к географии, школа может увеличить число часов на её изучение путём предоставления возможности выбора элективных курсов по географии за счёт компонента образовательного учреждения.

Содержание учебного материала, дополняющего программу по географии профильного уровня, регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором.

Для проведения итоговой (государственной) аттестации выпускников средней (полной) школы по географии в форме ЕГЭ используются контрольно-измерительные материалы, составленные с учётом следующих документов:

– обязательный минимум содержания основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236);

– обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по географии (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56);

– федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Программно-методическое обеспечение

На основании письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 и в связи с переходом на новые образовательные стандарты учителям географии рекомендуется использовать новые примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и наряду с этим раскрывают неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Учебное время на изучение разделов программ является примерным и рассчитано по ступеням образования.

Программы

1. Примерные программы основного и среднего (полного) образования по географии, рекомендованные письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005. г. № 03-1263.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. География.
6–11 классы / cоставитель Е. В. Овсянникова. – М. : Дрофа, 2008. – 128 с.

Учебно-методический комплект по географии подготовлен единым авторским коллективом и рекомендован (допущен) Министерством образования и науки РФ. По всей линии учебников прослеживается преемственность в развертывании содержания, системы вопросов и заданий от одного учебника к другому. С учётом реализации новой концепции содержания географического образования предполагается переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.

В 2009/2010 учебном году утверждён следующий перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования Ставропольского края:

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География

6

Дрофа

2

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География

6

Русское слово

3

Лобжанидзе А. А., под ред. В. П. Дронова,

A. M. Кондакова. География

6

Просвещение

4

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География

7

Русское слово

5

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География

8

Русское слово

6

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.,

Клюев Н. Н. География

9

Русское слово

7

Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А.,

под ред. В. П. Дронова. География

7

Дрофа

8

Раковская Э. М. География

8

Просвещение

9

Баринова И. И. География России

8

Дрофа

10

Алексеев А. И. и др. География России

8

Дрофа

11

Алексеев А. И. и др. География России

9

Дрофа

12

Дронов В. П., Ром В. Я. География России.

Население и хозяйство

9

Дрофа

13

Алексеев А. И., Николина В. В. География

9

Просвещение

14

Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.

География (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

15

Максаковский В. П. География (базовый уровень)

10

Просвещение

16

Холина В. Н. География (профильный уровень)

10

Дрофа

Рекомендации по использованию действующих учебников

и УМК

Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники начина с 2004 года издания (в соответствии с государственным стандартом общего и среднего (полного) общего образования), а также систематически дополнять содержание учебника новейшими сведениями о достижениях науки в области географии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ i Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 Под ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..