Главная > Методические рекомендации


Элективные курсы

IX классы

Из истории великих открытий (В. А. Орлов) – 17 часов.

Небесные тела (Н. В. Комисаров) – 17 часов.

Измерение физических величин (С. И. Кабардина).

Физика на твоей усадьбе (А. И. Фурсов, Л. Г. Коваленко) – 17 часов. (сборник СКИПКРО).

XXI классы

Программы элективных курсов для XXI классов можно найти в следующих изданиях:

Кабардин, О. Ф. История физики и развитие представлений о мире (открытие мира). – М. : Дрофа, 2005. (70 часов, 2 года обучения.)

Кабардина, С. И. Методы измерения физических величин / С. И. Кабардина, Н. И. Шеффер. – М. : Дрофа, 2005. (70 часов, 2 года обучения.)

Касьянов, В. А. Эволюция Вселенной.– М. : Дрофа, 2006.

Программы элективных курсов «Физика», профильное обучение.
9–11 классы. – М. : Дрофа, 2005.

Практикум по решению заданий повышенного уровня в подготовке к ЕГЭ.

Авторские разработки могут быть использованы при наличии рецензии на эти пособия.

Программно-методическое обеспечение

преподавания физики

Программа для общеобразовательных учреждения «Физика». VII–XI классы ; «Астрономия». XI класс. – М. : Дрофа, 2004 ; 2008.

Программы общеобразовательных учреждений X–XI классы. – М. : Просвещение, 2007.

Физика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, примерные программы по физике : сборник нормативных документов. – М. : Дрофа, 2007.

Методические рекомендации для учителя. X–XI / М. Ю. Демидова,
В. А. Коровин. – М. : Мнемозина, 2007.

Программа курса «Физики» и поурочное планирование. VII–IX классы (к учебникам Н. М. Шахмаева) и др. – М. : Мнемозина, 2007.

Программа курса «Физики» и поурочное планирование. X–XI классы (к учебникам С. А. Тихомировой, Б. М. Яворского). – М. : Мнемозина, 2008.

Измерения физических величин : методическое пособие / С. И. Кабардина, Н. И. Шеффер. – М. : БИНОМ ; Лаборатория знаний, 2005.

Физика : сборник заданий для проведения экзамена в форме ЕГЭ в IX классе. – М. : Просвещение, 2006–2009.

Физика : сборник заданий для проведения экзамена в форме ЕГЭ в XI классе. – М. : Просвещение, 2006–2009.

Программы «Физика». IX–XI классы. Профильное обучение (элективные курсы). – М. : Дрофа, 2006.

Сборник задач по физике для подготовки учащихся к олимпиадам / А. И. Черноуцан. – М. : Просвещение, 2007.

Биология

Н. Н. Сабельникова-Бегашвили,

заведующая кафедрой естественно-научных

дисциплин СКИПКРО;

Е. В. Дамианова,

доцент кафедры естественно-научных

дисциплин СКИПКРО

Преподавание биологии в 2009/2010 учебном году будет осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными документами органов исполнительной власти:

– федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089);

– федеральным базисным учебным планом (утверждён приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312);

– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ от 25.06.2007 г. № 324-пр).

На основании приказа министерства образования Ставропольского края от 02.07.2008 г. № 01-54/3981 предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края в 2009/2010 учебном году, где установлено годовое распределение часов, что даёт возможность строить рабочий план на принципах дифференциации, вариативности. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений СК отводит на изучение биологии на базовом уровне 70 часов (по 1 часу в X–XI классах), на профильном – 210 часов (по 3 часа в X–XI классах).

В рамках основного общего образования на изучение биологии отводится 245 ч (VI кл. – 35 ч, VII – 70, VIII – 70, IX кл. – 70 ч).

Следует обратить внимание на то, что на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования для организации изучения содержания образования краеведческой направленностивозможно увеличение количества часов за счёт часов регионального компонента или компонента образовательного учреждения.

Новая концепция школьного биологического образования и содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии реализованы в новых линиях школьных учебников, рабочих тетрадей и методических рекомендациях.

В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания.

Вполне допустимым в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне за счёт времени, отводимого на элективные учебные предметы.

Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях если:

– три учебных предмета естественно-научного цикла («Физика», «Химия», «Биология») изучаются на базовом уровне;

– один учебный предмет естественно-научного цикла изучается на профильном, один – на базовом уровне;

– все три предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном уровне.

При изучении биологии в разных профилях следует учесть:

1. В профилях, где биология не является профилирующим предметом (физико-математический, социально-экономический, филологический, информационно-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный) могут быть следующие варианты:

а) самостоятельный курс биологии не представлен, а изучается интегрированный курс «Естествознание» (по 3 ч в X и XI кл.)

б) представлен самостоятельный курс биологии наряду с курсами физики и химии, на изучение которого может быть отведено по 1 ч в X и XI кл.

2. В некоторых профилях (физико-химическом и универсальном) предусмотрено изучение самостоятельного курса биологии (по 1 ч в X и XI кл.).

В примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений СК в старшей школе предусмотрено профильное обучение в классах, где предмет «Биология» является профилирующим предметом (химико-биологический, биолого-географический, агротехнологический), на изучение которого отводится 210 часов (по 3 ч в неделю в X и XI кл.).

При большом числе учащихся, желающих изучать предмет «Биология» углублённо, школа имеет право добавлять на изучение предмета к
3 часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа за счёт часов, выделяемых примерным учебным планом на элективные курсы. Содержание учебного материала, дополняющего программу по биологии профильного уровня, регламентируется специальным документом ЕГЭ – кодификатором.

Для проведения итоговой (государственной) аттестации по биологии выпускников средней (полной) школы по биологии в форме ЕГЭ используются контрольно-измерительные материалы, составленные с учётом следующих документов:

– обязательного минимума содержания основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236);

– обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56);

– федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Уровень предъявления содержания учебного материала в контрольно-измерительных материалах соотнесён с требованиями государственного стандарта общего и среднего (полного) образования к подготовке выпускников средней (полной) школы. Благодаря этому обеспечена независимость контрольно-измерительных материалов от вариативных подходов к преподаванию биологии в средней (полной) школе по различным программам и учебникам.

Программно-методическое обеспечение

На основании письма Министерства образования и науки РФ от
07.07.2005 г. № 03-1263 и в связи с переходом на новые образовательные стандарты учителям биологии рекомендуется использовать новые примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования Министерства образования и науки РФ.

Примерные программы по биологии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и наряду с этим раскрывают неиспользованные резервы в структуре содержания и организации обучения. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования – с одной стороны и его стандартизации – с другой. Учебное время на изучение разделов программ является примерным и рассчитано по ступеням образования.

Программы

1. Примерные программы основного и среднего (полного) образования по биологии, рекомендованные письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263.

Универсальность структуры и содержания данных программ позволяет использовать любой учебно-методический комплект, рекомендованный (допущенный) для работы в образовательных учреждениях края.

В 2009/2010 учебном году утверждён следующий перечень учебников, рекомендованных министерством образования Ставропольского края:

п/п

Автор, название учебника

Класс

Издательство

Среднее ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1

Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С.

Биология

7

Баласс

2

Вахрушев А. А., Ловягин С. Н., Раутиан А. С.

Биология

6

Баласс

3

Вахрушев А. А., Родионова Е. И., Белицкая Г. Э. и др. Биология

8

Баласс

4

Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., под ред. В. В. Пасечника. Биология

6

Просвещение

5

Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., под ред. В. В. Пасечника. Биология

7

Просвещение

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

6

Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Симонова Л. В., под ред. И. Н. Пономаревой.

Биология (профильный уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

Рекомендации по использованию действующих учебников

и УМК

Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники начиная с 2004 года издания (в соответствии с государственным стандартом общего и среднего (полного) общего образования), а также систематически дополнять содержание учебника новейшими сведениями о достижениях биологической науки.

Учебно-методические комплекты базовых курсов по биологии являются традиционными и давно используются в практике обучения. Учебно-методические комплекты для профильных классов сформированы и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ и министерством образования Ставропольского края.

Для углублённого изучения предмета «Биология» может быть
использован учебно-методический комплект под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица «Биология: Общая биология: 10–11 кл. – М. : Просвещение, 2008–2009, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.

В VI классе из 70 часов (2 часа в неделю) учебного предмета «Биология» основной школы 10% учебного времени должно быть выделено для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. В школьном журнале записываются 7 часов регионального компонента (РК).

В IX классе часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

Другие предлагаемые учебно-методические комплекты могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях в качестве элективных курсов.

Элективные курсы

На элективные курсы для классов профильного обучения отводятся часы за счёт компонента образовательного учреждения.

Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения предпрофильного и профильного обучения. Можно использовать разработанные и апробированные программы, переработать программы факультативных курсов и разработать авторскую программу. При этом следует учесть, что к элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Следует обратить внимание на структуру программ элективных курсов.

Программа курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Цели и задачи учебной дисциплины.

4. Требования к уровню усвоения дисциплины.

5. Учебно-тематический план.

6. Содержание тем учебного курса.

7. Практические занятия.

8. Контроль уровня обученности.

9. Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя.

10. Учебно-методическое обеспечение предмета.

По элективным курсам по выбору нет стандартов, а, следовательно, и итоговой (государственной) аттестации. Педагогам необходимо учитывать, что содержание элективного курса и правила его освоения (включая определение форм отчётности) школа устанавливает самостоятельно. Возможны варианты контроля уровня обученности (защита реферата, разработка проекта, выполнение творческих заданий и т. д.).

Перечень программ предметных элективных курсов

предпрофильной и профильной подготовки

1. Агафонова, И. Б. Элективные курсы. 10–11 кл. : учебное пособие (профильное обучение) // Биология растений, грибов, лишайников / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – М. : Дрофа, 2007. – 207 с.

2. Обухов, Д. К. Элективные курсы. 10–11 кл. : учебное пособие (профильное обучение) // Клетки и ткани / Д. К.Обухов, В. Н. Кириленкова. – М. : Дрофа, 2007.

3. Харченко, Л. Н. Естествознание. 10–11 классы. Профильное обучение. – М. : Дрофа, 2007 – 227 с.

4. Программы элективных курсов «Биология». 10–11 классы. Профильное обучение. – М. : Дрофа, 2006.

5. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание : сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / Н. П. Безрукова, А. С. Звягина, Е. В Оспенникова ; под ред. Е. В. Оспенниковой. – М. : Университетская книга, 2008. – 480 с.

6. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6–9 классы. – М. : Дрофа, 2008. – 192 с.

7. Программы элективных курсов «Биология» (предпрофильное обучение). 6–9 классы. – М. : Дрофа, 2008. – 208 с.

Список дополнительной литературы по предмету

1. Сборник нормативных документов. Биология / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2004. – 141 с.

2. Сборник нормативных документов. Биология (проект) / сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007. – 99 с.

3. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учебно-методическое пособие для учителей / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова ; под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

4. Юнина, Е. А. Технология качественного обучения в школе : учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 224 с.

Сайты:

Природа: национальный портал.

База знаний по биологии человека. Учебник по молекулярной биологии человека, биохимии, физиологии, генной и белковой инженерии.

Зоология: человек и домашние животные.

– Федеральный институт педагогических измерений.

– Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

– Информационной портал ЕГЭ.

Информатика

и информационно-коммуникационные

технологии


Л. Н. Дегтярева,

заведующая кафедрой

информационных технологий

и дистанционного обучения СКИПКРО

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве.

Содержание обучения информатике и ИКТ в 2009/2010 учебном году определяют следующие документами:

– федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089);

– федеральным базисным учебным планом (утверждён приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312);

– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края (приказ министерства образования Ставропольского края 25.06.2007 г. № 324-пр);

– методическим письмом Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» //

/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/06.doc;

– примерными программами начального, основного и среднего (полного) общего образования // /d/ob-edu/noc/rub/standart/рp/1362.

Место предмета «Информатика и ИКТ» в базисном учебном плане

Образовательная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Информатика

Информати-ка и ИКТ

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ i Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 Под ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..