Главная > Документ


По итогам конкурса победители были награждены Почетным читательским билетом, который дает право бесплатно пользоваться определенными платными услугами библиотеки в течение года. Наиболее активные читатели – участники акций, мероприятий и помощники библиотеки получили поощрительные Дипломы.

Благодарственными письмами были награждены взрослые – педагоги, руководители детского чтения. Фамилии читателей, награжденных Почетными читательскими билетами и Дипломами, занесены в «Книгу почета Библиотеки», а лучшие материалы размещены на выставке «Читатель года» и на сайте библиотеки.

Сейчас в России сложилась такая ситуация, когда сельские библиотеки годами не получают книг, целые поколения вырастают, не видя книг современных писателей, пользуясь лишь старыми, физически изношенными и морально устаревшими изданиями.

Липецкая областная детская библиотека, имея богатые фонды детской художественной и познавательной литературы, решила организовать передвижную выставку–акцию «Магия чтения» и предоставить возможность детям села пользоваться книгами областной библиотеки в режиме свободного чтения. Основными целями и задачами этой акции были поддержка чтения и читательской культуры детей села, популяризация лучших современных детских изданий, серий, лучших авторов и их произведений. Композиционное построение выставки предусматривало охват трех возрастных групп (3–7 лет, 8–12 лет, 13–15 лет), для которых представлялись книги, соответствующие их читательским требованиям. Общее количество изданий – 120 экз. (по 40 экз. на каждую читательскую группу).

Выезды в сельские детские библиотеки с презентацией выставки сопровождались театрализованными представлениями с участием любимых книжных героев и сказочных персонажей. В каждой библиотеке выставка экспонировалась 2 месяца в режиме свободного чтения.

Эта областная информационно–рекламная кампания в поддержку Чтения, Книги, Библиотеки продолжалась два года и косвенно влияла на развитие авторитета детских библиотек в глазах юного читателя и показывала местной власти, что от качества комплектования библиотеки напрямую зависит формирование компетентной, грамотной и социально активной личности.

Подобные проекты реализуют Ленинградская областная детская библиотека – передвижные выставки библиотеки с издательствами «Большое книжное путешествие», Иркутская областная детская библиотека – передвижная книжная выставка для юных читателей сельских библиотек «Книжная радуга детства».

Еще один интересный выездной проект Иркутской областной детской библиотекиЛитературный марафон «Иркутские писатели в гостях у читателей детских библиотек».

В течение недели автобус с иркутскими писателями и поэтами, членами редколлегии региональных журналов и альманахов для детей и подростков «Сибирячок» и «Первоцвет», студентами областного училища культуры, библиотечными работниками проехал по пяти городам и районам области. Более семи тысяч ребят побывали на литературных встречах и поэтических вечерах с иркутскими писателями и поэтами, на театральных представлениях и уроках–концертах студентов областного училища культуры с инсценировками по произведениям иркутских писателей.

В течение всего марафона протяженностью в 600 километров, насыщенного мероприятиями и творческими встречами, каждый день его участников начинался в библиотеках, школах, домах творчества, а заканчивался гала–концертом, праздником книги и поэзии в Домах и Дворцах культуры, встречами с работниками культуры, местной интеллигенцией с обсуждением различных проблем культурной и литературной жизни региона и России, обменом творческими планами.

В ходе подготовки к марафону была проведена благотворительная акция по сбору книг для детских библиотек «Книги – в дар детским библиотекам». Одиннадцать книготоргующих организаций города Иркутска передали для библиотек более тысячи детских книг. В течение всех этих дней в библиотеках были организованы выставки книг по творчеству писателей Приангарья, выставки рисунков детей по книгам писателей.

Необычная для библиотеки форма работы по продвижению книги и чтения – Музей в библиотеке.

В Псковской областной детско–юношеской библиотеке им. В.А.Каверина работает Музей романа «Два капитана». С момента открытия в музее побывали учащиеся псковских школ, учителя, работники культуры области. Посещение музея включено в экскурсионные маршруты псковских туристических фирм. Кроме экскурсионной работы постоянно ведется поиск новых экспонатов для музея. Библиотеки области отмечают значительное повышение интереса к творчеству В.А. Каверина и увеличение спроса на роман «Два капитана». Возросло количество краеведческих и литературоведческих работ школьников, посвященных различным аспектам жизни и творчества писателя, истории авиации и флота. Особым спросом у учителей и школьников пользуется юбилейное издание Псковской библиотеки «Герои и судьбы: К 100–летию В.А. Каверина». Музей стал творческой лабораторией для профессионального сообщества региона по применению музейной педагогики в пространстве библиотеки.

В Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина продолжает работать открытый в 1997 году Пушкинский кабинет–музей. Он принимает многочисленные экскурсии, демонстрируя богатый книжный фонд и коллекцию экспонатов, значительную часть которой составляют дары читателей и любителей творчества А.С. Пушкина.

В Мурманской областной детско-юношеской библиотеке работает несколько музеев: Есенинский музей, Музей театральной куклы, Музей детской рукописной книги, Музей «Мурман литературный», Музей истории библиотеки.

Сейчас, когда колоссальные объёмы информации сосредоточиваются в сети Интернет, детские библиотеки всё чаще задумываются о собственном вкладе, который они могли бы внести в дело расширения и, одновременно, гуманизации электронных ресурсов.

Серьёзным шагом на пути распространения и поддержки книжной культуры в Интернет–пространстве стал сайт «BiblioГид», разработанный сотрудниками Российской государственной детской библиотеки и посвящённый детской литературе и детскому чтению. Он существует вот уже более четырёх лет, и за это время завоевал широкое признание Интернет–пользователей, среди которых как специалисты, так и рядовые читатели.

Главные задачи сайта: – регулярное предоставление разносторонней информации о современной литературе для детей; – профессиональные рекомендации в области книжного поиска и формирования основ культуры детского чтения.

«BiblioГид» — одна из крайне немногочисленных попыток освоения сети Интернет в сфере рекомендательной библиографии. Это рекомендательная библиография нового типа, оперативная, динамичная, свободная от идеологических пут и в ряде позиций смыкающаяся с литературной критикой просветительского и популяризаторского характера; библиография, цель которой — максимально облегчить детям и родителям процесс книжного поиска, выбора необходимой книги и вместе с тем расширить круг их читательских интересов. Тот факт, что ежедневно сайт посещают до тысячи и более пользователей, говорит о широкой востребованности рекомендательной библиографии, прежде всего способствующей сокращению пути книги от писателя к читателю.

«BiblioГид» состоит из более чем двадцати ветвящихся разделов, которые всесторонне освещают проблемы детского чтения и в которых используются едва ли не все возможные способы библиографической рекомендации.

Особое значение детские библиотеки придают сотрудничеству с семьей. Семья, несомненно, наиболее активная среда формирования и социализации личности ребенка. Библиотеки стремятся оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры, в решении практических проблем, связанных с воспитанием интереса и любви к чтению с самого раннего возраста.

Клуб Семейного чтения в отделе эстетического воспитания Российской государственной детской библиотеки работает 19 лет и представляет структуру, вобравшую в себя разнообразные формы семейного досуга и творчества, основанного на совместной читательской деятельности детей и родителей.

Семейный клуб предлагает систему занятий, содержанием которых стало изучение искусства через книгу. Каждый разговор об искусстве имеет продолжение в творчестве, подкреплен посещением театра, музея, концертного зала, встречами с писателями, художниками, музыкантами и получает свое завершение в семье, где взрослые должны быть готовы к диалогу со своим ребенком. В зависимости от количества детей, их возрастного состава, психологических особенностей развития выбирается форма занятий и их содержание. Для каждой группы разрабатываются творческие программы. Иногда в течение одного года в разных группах одновременно занимаются семьи с детьми одного возраста и семьи с детьми разного возраста.

Главный итог занятий – создание своей книги (тема «Я – писатель, Я – художник»). Появились первые книжки, выполненные детьми. На их страницы вылились детские радости, огорчения и мечты («Как я хочу иметь собаку»).

Постепенно авторы проекта приближались к воплощению давней мечты: созданию детской пушкинианы. Книги должны были иметь крупный формат, чтобы все, что будет сделано детьми, разместилось на их страницах. Родители всегда рядом, их задача – помочь детям освоить весь обширный материал. С выходом первой пушкинской книги связаны самые лучшие впечатления и воспоминания. Итог работы – праздник, посвященный сказками А.С. Пушкина. На большой книжной выставке представлены лучшие издания с иллюстрациями известных художников, а рядом – книга, созданная детьми, с ярким рисунком на обложке.

Привлекать детей и родителей к систематическому семейному чтению, стимулировать совместное творчество детей и родителей библиотекари Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества решили современными средствами социальной рекламы.

По всему городу были расставлены большие рекламные щиты–баннеры с плакатами «Читаем всей семьей!» – так библиотека привлекает внимание жителей к своему проекту«Читающая семья».

Был объявлен Областной творческий конкурс рисунка и художественной фотографии «Читаем всей семьёй». На конкурс было представлено более 70 детских работ из разных районов области. Компетентным жюри были определены победители, и в декабре в библиотеке состоялось торжественное награждение победителей конкурса.

По результатам конкурса был составлен коллаж из рисунков и фотографий победителей и изготовлены цветные плакаты, которые были разосланы в детские библиотеки области для оформления интерьера библиотеки и популяризации семейного чтения.

Программа «Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка» была разработана в 2005 году Челябинской областной детской библиотекой  им. В. Маяковского и поддержана Министерством культуры Челябинской области. Комплексные мероприятия программы, направленные на сотрудничество семьи и библиотеки и поддержку семейного чтения, были рассчитаны на три года. Программа создавалась не на пустом месте. В библиотеках Челябинской области к этому времени был накоплен большой опыт работы с семьей. По комплексным планам работают библиотеки семейного чтения, их в области более тридцати, при библиотеках созданы семейные клубы, проводятся семейные праздники, осуществляется социальное партнерство с общественными организациями, социальными службами.

Данная программа явилась органичным продолжением Года детского чтения, объявленного губернатором Челябинской области в 2004 году. Главной целью программы было объединение усилий библиотеки и семьи в приобщении детей к чтению, оказание помощи родителям в их педагогическом самообразовании, знакомство взрослых и детей с лучшей детской литературой, поддержка семейного чтения.

Как показал опыт реализации программы, библиотеки области подняли работу с семьей на более высокий уровень. В городах и районах, в отдельных библиотеках были разработаны собственные интересные программы, проекты; появились новые формы работы с семьей, библиотеки приобрели союзников в лице родителей, общественных организаций и новых читателей. Работа в данном направлении продолжается и совершенствуется.

В 2006 году Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина получила грант Общественного фонда «Саратовская губерния» на проведение проекта «Страна Саратовия», проектные линии которого «История моей семьи в истории Саратовской губернии» и «Время вернуться домой» нацелены на изучение истории своих семей читателями библиотек области. В результате будет создан мультимедийный электронный интерактивный справочник «Страна Саратовия». Ребята впишут собственную страницу в Летопись событий, семей, сел, деревень, городов Саратовской губернии.

Уже стала традиционной для всех региональных детских библиотек работа с книгой во время летних каникул. Летние чтения активизируют у ребят интерес к книге, приобщают к культуре чтения, развивают детскую фантазию и творческие способности. Кроме того, Летние чтения в какой–то мере решают проблемы занятости детей и подростков в дни каникул.

Среди наиболее значимых проектов по распространению книги и чтения, в помощь формированию читательской культуры детей и подростков можно назвать Программы чтения. Это проекты, рассчитанные на несколько лет, программы, включающие циклы занятий, мероприятий, уроков, пробуждающих в детях интерес к чтению, способствующих развитию личности юного читателя.

Детские библиотеки инициируют:

  • Внутрибиблиотечные программы творческого, развивающего чтения

  • Региональные программы чтения

Иркутская областная детская библиотека вот уже на протяжении восьми лет работает по программе развивающего чтения «Я расту с книгой». Эта комплексная программа, состоящая из нескольких подпрограмм, расширяется за счет разработки и внедрения авторских программ, которые предусматривают развитие читательской деятельности детей с самого раннего возраста. Сегодняшний читатель заметно помолодел, и теперь детские библиотеки обслуживают читателей буквально с месячного возраста. Понимая, что решение этой задачи возможно только в союзе с родителями, семьей, воспитателями, педагогами, работники библиотеки нашли своих единомышленников, партнеров в лице Центра материнства и детства г. Иркутска, который посещают мамы с малышами от 0 до 7 лет, а также будущие мамы.

Работая с родителями по программе информационной и психологической поддержки «Малышок», работники предлагают мамам не только информацию о том, что читать детям до 3–х лет, но и помощь в овладении методикой творческого читательского развития ребенка. Опыт общения с детьми 0–2 лет по программе «Подрастаю с книжкой я», у которых в активном словарном запасе всего несколько десятков слов, доказывает, как важна роль книги в раннем развитии ребенка, в развитии образного мышления, речи, становлении духовного мира малыша. Работа по этим программам оказалась плодотворной: родители малышей, с которыми библиотекари работают в Центре материнства и детства, стали активными читателями библиотеки, и, соответственно, вдвое возросло число читателей–детей до 3–х лет.

Смоленская областная детская библиотека работает по целевой комплексной программе «Я думаю по–русски. Детская библиотека как среда сохранения русского языка». В рамках программы в 2007 году были проведены выставки «Слово русское, родное», «Свет разумения книжного» (к Дню Славянской письменности и культуры), «Говорим по–русски!», библиографическая игра «Охранитель русского языка» (к 105–летию Ожегова С.И.).

Российские детские библиотеки не оставляют без внимания детей из социально незащищенных слоев населения, детей–инвалидов, так как для них порой только библиотека остается единственным бесплатным учреждением, где их ждут, встретят со вниманием и заботой.

С помощью книги возродить к жизни, к добрым устремлениям и начинаниям – главная идея специализированной коррекционной программы «Зазеркалье» по привлечению к книге и чтению осужденных подростков 10–17 лет. Вот уже семь лет Республиканская библиотека для детей и юношества Удмуртии ведет эту сложную, кропотливую, но благодарную работу.

Конечно, не сразу всё получилось. Это был долгий и трудный путь узнавания и понимания друг друга, путь опосредованного приобщения к лучшим образцам мировой и отечественной культуры и литературы. Для начала с целью ознакомления со своими «партнёрами» библиотекой было проведено социологическое исследование «Читательские потребности детей с делинквентным типом поведения», которое и определило стратегию работы. На основании результатов исследования и была разработана специализированная коррекционная программа «Зазеркалье», занятия в которой планировалось проводить в форме креативных art–терапевтических тренингов.

Почему именно art–терапевтическая программа? Да потому, что помимо визуального восприятия информации дети практически не воспринимали, а главное, не принимали никакой другой. Кино, видео, интернет–игрушки – вот тот набор интеллектуальных «познаний», с которым столкнулись библиотекари. Но им очень хотелось расширить эти рамки, показать, что существует и масса других возможностей, обогатить их новыми знаниями.

Не сразу и не вдруг был получен ожидаемый результат. Только через три года настал тот день, когда дети по–настоящему искренне захотели взять в руки книгу и прочесть её не потому, что «кому–то сильно надо», или «кто–то заставляет», а искренне, от души. И это главная победа, главный итог совместной деятельности: встреча детей с большой литературой состоялась.

В ряде регионов России методическим центрам – областным детским библиотекам своей активной деятельностью в поддержку чтения детей удается объединить усилия органов государственной власти и библиотек, издательств, редакций СМИ, общественных организаций, благотворительных фондов, промышленных и финансовых структур, а также всех тех, кто разделяет тревогу общественности за состояние Детства, Книги, Чтения в России, и создать региональные Программы чтения, включающие целую систему мероприятий и рассчитанные на несколько лет.

Это, например, областная программа «Чтение», разработанная Рязанской областной детской библиотекой, областная программа «Читающие дети Дона» Ростовской областной детской библиотекиим. В.М. Величкиной. Среди мероприятий этой программы – конкурс на лучшую детскую художественную и научно–популярную книгу среди донских писателей; акции «Книги – детям», «Читаем всей семьей» на книжных ярмарках г. Ростова–на–Дону и области; библиотечные проекты «Говорящие книги» (инсценировки, художественные чтения, литературные диалоги) в библиотеках, школах, Домах детского творчества; освещение проблем детского чтения в средствах печати; литературная акция «Читаем детям» с активным участием волонтеров книжной культуры и многое другое.

Нижегородская государственная областная детская библиотека в 2003 г. стала организатором пятилетней программы по поддержке детского чтения в области. В рамках программы ежегодно проводились различные акции, конкурсы и другие мероприятия; по инициативе библиотекарей издается журнал «Детское чтение».

В 2002 г. Пермская областная детская библиотека (ныне Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина) осуществила проект «Читающие дети – будущее Прикамья», а затем библиотекарями был подготовлен новый крупномасштабный проект «Год детского чтения в Прикамье». 2006 год стал для детей Перми и области Годом детской книги и чтения, в числе мероприятий которого состоялся Форум детской книги и чтения.

Саратовской областной библиотекой для детей и юношества им. А.С. Пушкина разработана и реализуется с 2005 года областная программа «Мы сохраним тебя, русская речь» для сохранения русского языка как величайшей ценности нашего народа.

Таким образом, мы видим, что вся деятельность детских библиотек сегодня направлена на утверждение в сознании общественности мысли об уникальности, ценности детского чтения как важнейшего средства интеллектуального, творческого и духовно–нравственного развития подрастающего поколения.

Н.С. Шмидт

Поддержка чтения вне стен библиотеки

С момента основания (2002г.) вся деятельность Центра чтения Челябинской областной универсальной научной библиотеки направлена на реализацию поставленных задач:

– формирование положительного имиджа чтения, книги, библиотеки;

– консолидация интеллектуального сообщества в решении проблемы

– апробирование новых форм работы с аудиторией;

– помощь читательскому сообществу в открытии для себя новых книг, имен, тем.

В ходе их решения используются все ресурсы (человеческие, информационные, финансовые, материальные, административные и др.), различные формы и методы работы.

Если мы говорим о продвижении чтения вне стен библиотеки, то эта работа невозможна без привлечения партнеров и, прежде всего, заинтересованных.

Кто заинтересован больше, чем библиотеки? Примером успешного межбиблиотечного партнерства, консолидации усилий учреждений культуры, книготорговых и книгоиздающих организаций для решения общей задачи может служить организация и проведение следующих форм работы:

– Пушкинского читательского марафона в городском саду им. А.С.Пушкина, ежегодно с 6 июня 2002 года;

– книжной ярмарки;

– фестивалей книги ( с 2006 года);

– зрительско–читательских конференций (с 2002 года);

– библиомаршрута областных библиотек в сельские районы Челябинской области с мероприятиями по продвижению книги и чтения.

Все перечисленные нетрадиционные формы работы не имеют специально разработанных методик, поэтому организаторам приходится руководствоваться прежде всего своим опытом и накопленным багажом работы с аудиторией.

В тесном контакте с кафедрами ВУЗов города (ЧелГУ, ЮУрГУ, ЧГПУ, ЧГАУ, ЧТЭИ и т.д.) Центр чтения многие годы практикует проведение Дней информации (ДИ) и Дней специалиста (ДС) с широким комментированным просмотром литературы и консультациями специалиста. Проводимые, как правило, на территории ВУЗов, эти мероприятия позволяют развивать у пользователей привычку работы с книгой. Подобные дни организуются также для педагогов, экономистов, организаторов производства, специалистов по ТРИЗ. Разработана и реализуется программа «Информационное сопровождение научной деятельности», позволяющая воспитать у читателей–специалистов привычку работать не только с электронными, но и бумажными (книга) носителями информации.

В реализации задачи по консолидации интеллектуального сообщества в решении проблемы популяризации чтения не последнюю роль играет фактическое участие Центра чтения в мероприятиях партнеров (круглые столы, фестивали поэзии, научные конференции и т.д.).

Например, с 1999 г. Ассоциация интеллекта, а затем, с 2002 г. Центр чтения на научной конференции «Россия и регионы», проводимой Социально–экономическим институтом, организует работу секции по проблемам чтения «Молодежь и проблемы чтения» (в 2005 г.); «Проблема чтения и интеллект» (в 2006 г.); «Традиционные культурные ценности в эпоху глобализации» (в 2007 г.).

Использование Интернет–технологий в вопросах продвижения чтения и книги – непременное условие успеха. На сайте библиотеки действует страница Центра чтения, на которой размещены различные материалы.

Например:

– вопросы и проблемы авторского права в беседах патентного поверенного Российской Федерации Березиной В.Г. и библиотекаря Кожевниковой Л.А. (список литературы);

– виртуальные книжные выставки «Нанотехнологии – технологии будущего», «Реинжениринг», «Управление риском», «Нобелевская премия – Лауреаты и номинанты» и др.

– аннотированный список новой литературы по всем отраслям знания;

– акции в поддержку книги и чтения и т.д.

Внешняя деятельность по продвижению книги и чтения для библиотек дело новое, однако уже сейчас можно говорить как об опыте работы, так и о проблемах, связанных с расширением границ пространства книги.

Л.В. Щетинина

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... изучением уровня автоматизации библиотечных процессов, знакомством с библиотечными специалистами, а, главное, ... по сказам П. Бажова «Уральских гор сказочник» и «Шел ... культуре и искусству, президент БиблиотечнойАссамблеи Евразии (БАЕ). Среди целей ...
  2. ИГУМНОВА Наталия Петровна Евразийское библиотечное пространство (1991 – 2005 гг

    Диссертация
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  3. Новые документы по культуре и библиотечному делу выпуск 11 (ноябрь)

    Документ
    ... Оганова, О. А. Информационная поддержка научных исследований Уральского региона / О. А. Оганова // Библиосфера. – ... БиблиотечнойАссамблеи Евразии. – 2009. - № 1. – С. 40-41. Реализация миротворческих библиотечных проектов. Организация библиотечного ...
  4. § 1 евразийское библиотечное пространство как культурное и общественное явление исходные понятия

    Документ
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  5. " о системе координации библиотечно-информационного обслуживания образовательных учреждений российской федерации"

    Документ
    ... мероприятий, проводимых Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Библиотечнойассамблеи Евразии (БАЕ). 3. ... (областной методический центр) Уральский район Уральский государственный технический университет (зональный ...

Другие похожие документы..