Главная > Документ


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОТБОРА

Развитие информационного общества требует обеспечения адекватности образования, его соответствия динамичным изменениям окружающей человека информационной среды, возросшему объему информации, стремительному развитию информационных технологий. Противоречие между темпами роста знаний вмире и ограниченными возможностями их усвоения человеком требует формирования умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Переход кпарадигме непрерывного образования существенно влияет на деятельность библиотек для детей и юношества. Обеспечение реальных прав детей и подростков на информацию и образование и одновременно формирование духовно-нравственных основ личности – основная задача наших библиотек; она соотноситсяс новой концепцией устойчивого развития общества, признающей уникальность каждой личности, ее право выбирать себе судьбу в соответствии с представлениями об общепринятой и собственной культуре. Условиями успешного решения обозначенной задачи являются: привлечение к чтению путем использования возможностей новых информационных технологий; разнообразие форм информационной и документальной поддержки общего образования; поддержка самообразования, познавательной активности, поэтапность включения ребенка в культурное, информационное, образовательное пространство библиотеки; гармонизация влияния информационной макросреды общества.

Электронные ресурсы (ЭР) библиотеки – совокупность (коллекция) электронных документов библиотеки1. Электронный документ – законченный по содержанию массив информации, зафиксированный машиночитаемым образом на материальном носителе (т. е. документ, созданный на электронном носителе)2. Электронные информационные ресурсы являются частью информационной среды библиотеки, они могут быть локальными (доступными па одном компьютере или в локальной сети) и удаленными (открытыми во внешнем информационном пространстве (ресурсы Интернет)).

В МУК «ЦСДШБ» электронные ресурсы используются для работы с читателями во всех отделах библиотеки:

    • ЦГДБ – отдел «Медиацентр», в котором хранятся обязательные экземпляры электронных изданий (ок. 400);

    • ресурсы Интернет (доступ к ним предоставлен во всех отделах ЦГДБ и ряде школьных библиотек);

    • 5 школьных библиотек-медиатек, где есть компьютеры для школьников и доступ к Интернет;

    • 17 школьных библиотек, которые осуществляют доступ к ресурсам на АРМе библиотекаря.

Электронные ресурсы предоставляются для:

      • школьных уроков (с целью обучения и тестирования);

      • занятий по программам дополнительного образования разработанным в нашей библиотеке;

      • индивидуальной работы (с целью образования, самообразования и чтения).

Известны различные системы классификации электронных образовательных ресурсов: электронные энциклопедии, обучающие и развивающие программы, электронные учебники и т. д., которые отличаются следующими характеристиками:

      • по содержанию информации:универсальные (по всем предметам), предметные (общепредметные, специализированные или тематические);

      • по возрастной ориентации: для дошкольников, младших школьников, основной и старшей школы;

      • по уровням и профилю образования: общеобразовательные, профильные (для основных курсов, для элективных курсов);

      • по структуре представления информации: алфавитные, систематические и др.;

      • по формам представления информации: электронные копии печатных изданий, мультимедийные издания;

      • по исполнению: локальные информационные ресурсы (на CD, DVD ресурсы сети Интернет;

      • по степени активности виртуальной среды: пассивные (ориентированные только на предъявление информации); интерактивные (опирающиеся на использование ";обратной связи";).

По качественным характеристикам используемого дидактического аппарата электронные ресурсы различаются:

      • по способам представления информации (статичные способы представления информации: символы, рисунки, графики, таблицы, фотоснимки; гипертекст как средство нелинейной архитектуры изложения учебного материала; аудиоинформация; видеосюжеты; элементы ";виртуальной реальности";);

      • по системе ориентирования в представленной информации (тематический план, указатели: систематические, алфавитные, библиографические; словник – полный перечень терминов, которым посвящены статьи; навигаторы и поисковые системы различных видов);

      • по дополнительным возможностям усвоения учебного материала (наличие визуального отображение структуры знания: схемы, таблицы, диаграммы, классификации, опорные сигналы и пр.; система заданий для самостоятельной работы с материалами электронного издания);

      • по наличию аппарата обработки учебной информации (стандартные и учебные инструментальные программы, поддерживающие процессы отбора, сортировки, систематизации информации, ее статистической обработки, редактирования, представления в других знаковых системах; экспертные системы, предназначенные для решения задач различной сложности из определенной предметной области и обеспечивающие ответ на конкретный запрос пользователя);

      • по наличию системы проверки усвоения знаний (тесты, кроссворды и т.д.).

Классификация по возрасту: старше трех лет, старше 8 лет, начальная школа и основная школа.

В качестве примера можно привести электронную обучающую игру для дошкольников «Артур: Строим домик на дереве» из серии «Играйте и учитесь вместе с Артуром» фирмы «Бука». Это универсальное электронное издание, общеобразовательное по содержанию; возраст – дошкольный и младшая школа; по форме представления информации – мультимедийное; по исполнению – локальное; по активности виртуальной среды – интерактивное. Используются навигаторы различных типов. Способ представления информации: текст и гипертекст; анимация; аудиоинформация вся игра озвучена (Артур и другие герои разговаривают), виртуальная реальность – действие происходит в разных местах вымышленного города Большие Вязники.

Для обучения и чтения дошкольников и младших школьников кроме развивающих и обучающих игр используются следующие ЭР:

      • мультфильмы по литературным сюжетам (с бегущей строкой для формирования техники чтения, навыков логического мышления);

      • рекомендательные библиографические пособия (Моя первая библиотека);

      • электронные энциклопедии (Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия);

      • интернет-ресурсы (тексты произведений, сказок, детские периодические издания.

Для учащихся 5 – 9 классов представлен более широкий спектр электронных ресурсов:

  • игровые программы – квесты,развивающие логическое мышление (на литературной основе: Рони, Карлсон по Линдгрен);

  • игры и головоломки (Вперед, вундеркинды);

  • учебники и электронные энциклопедии (Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, учебники и репетиторы по предметам);

  • мультимедийные средства обучения иностранным языкам.

Для педагогов в рамках Программы информатизации образования формируется государственная коллекция Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Особо надо отметить электронные издания на CD и DVD в помощь чтению. Мы разделяем диски о детских книгах и писателях на следующие:

  • хрестоматии;

  • о писателях; их собрания сочинений;

  • интерактивные обучающие программы и мультфильмы по сказкам (с бегущей строкой);

  • рекомендательные библиографические пособия.

Обучению и продвижению чтения способствуют краеведческие ресурсы о природе и экологии, о городах и населенных пунктах, о поэтах и писателях. Они часто выпускаются библиотеками. Так в МУК «ЦСДШБ» подготовлены: энциклопедия «Открыто об Озерске», «Школа юного краеведа», Путешествие с верблюжонком поЧелябинской области, «Надо радоваться!» по Э. Мошковской, совместно с ЧОДБ готовится диск «Писатели земли уральской».

Особую роль играют ресурсы Интернет в поддержку чтения. Доклад на эту тему был представлен нами на «Осень в Михайловском». В работе мы используем: сайты детских библиотек, библиотеки электронных текстов для детей, детские сетевые издания, сайты детских писателей, сайты литературных героев.

Для проведения массовых мероприятий подготовлена презентация «Что читать детям в Интернете». Для индивидуальной работы на сайте ЦСДШБ представлена тематическая коллекция ссылок. Чтение электронных текстов, работа с электронными изданиями, ресурсами Интернет часто противопоставляется чтению книг. То, что ребенок воспринимает электронный текст, чего часто не дано взрослому, на наш взгляд, неплохо, так как на дисках и в Интернете очень много ресурсов, обращенных кдетям. Мы, взрослые жители маленького провинциального города, в «доитернетовскую» эпоху не обладали такими богатствами в области специальной и художественной литературы, поэтому мы считаем, что теперь нужно активно осваивать новые технологии, стремиться догнать молодое поколение. Библиотека для детей должна быть проводником не только в мире книг, но и в мире электронной информации, чтобы создать оптимальные условия для развития личности ребенка.

Существует немало критериев, позволяющих оценивать эффективность усвоения образовательной информации. Например, релевантность образовательной технологии (комплекса, пособия) тем больше, чем более значимые знания и умения с ее помощью самостоятельно получат учащиеся за меньший промежуток времени с меньшей долей участия преподавателя.

Сложная задача отбора электронных ресурсов для библиотек может осуществляться: на основе критериев, отбора по возрастной ориентации, общественной оценки ресурсов, т. е. обмена опытом.

По словам И. И. Тихомировой, «чтение может быть рациональным и эмоциональным, быстрым и медленным, но как ценность культуры только тогда раскроет свою мощь, когда станет моментом созидания». Эта фраза отражает феномен чтения, его разнообразие и богатые возможности. Важность личностного общения библиотекаря с ребенком – фактор более мощный, чем другие, способный открыть ребенку путь к культуре, радостную мотивацию чтения, в том числе в электронной среде.

В принятой «Концепции библиотечного обслуживания детей в России» сказано, что миссия детских библиотек состоит в том, чтобы «используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения их образовательных, коммуникативных, и иных потребностей». Это достаточно ярко отражает задачи и возможности библиотек в образовании и продвижении чтения детей и юношества.

Е.В. Цулаия

Деятельность региональных детских библиотек

в поддержку чтения

Чтение детей – одна из важнейших перспектив развития духовности, интеллекта, культуры народа, нации, общества, поскольку чтение формирует мировоззрение, закладывает многие нравственные качества, создает творческую, самостоятельно думающую личность. В целях продвижения чтения, книги в общество детские библиотекари постоянно ищут новые нестандартные пути решения этой проблемы, но в то же время не забывают и о старых формах работы, наполняя их новым содержанием. Каждая детская библиотека организует выставки детской книги, выставки работ художников детской книги; проводит читательские конкурсы, конференции, викторины, турниры знатоков, конкурсы на лучшую рукописную книгу; разрабатывает программы поддержки детского творчества: литературно–художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных журналистов и т. п. В различных клубах обсуждаются художественные произведения, морально–этические вопросы, основные проблемы современности.

В последние годы в детских библиотеках России разрабатываются и претворяются в жизнь разнообразные проекты чтения. Перечислим основные:

  • Фестивали, акции, праздники книги и чтения (областные, городские, в библиотеке).

  • Неделя детской и юношеской книги. (Это, можно сказать, эксклюзивный проект российских детских библиотек, не имеющий аналогов в мире).

  • Конкурсы читательские, творческие: литературные, художественные.

  • Передвижные выставки–акции.

  • Музей в библиотеке.

  • Электронные читательские проекты.

  • Семейное чтение.

  • Летнее чтение.

  • Программы чтения: развивающего, творческого (в библиотеке).

  • Региональные программы чтения.

Самый долгосрочный проект чтения, вот уже более 60–ти лет проходящий в каждой российской детской библиотеке в дни весенних школьных каникул – Неделя детской и юношеской книги,«Книжкины именины». Это главный праздник Книги и Чтения, позволяющий объединить читателей с различными интересами и уровнем подготовки, а также привлечь внимание представителей всех ветвей и уровней власти, книгоиздателей, библиотекарей, учителей, родителей и общественности к детской книге, детскому чтению. На «Книжкиной неделе» проводится масса интересных мероприятий: выставки–презентации произведений детского творчества, встречи с писателями и поэтами, викторины, конкурсы, концерты.

Примером того как праздник книги может привлечь внимание общественности к библиотекам стал Праздник открытия Недели детской книги–2006 в Мурманской областной библиотеке для детей и юношества. Интересен проект тем, что на время Недели детской и юношеской книги каждый город Мурманской области превращается в Читай–град, а сама область становится настоящей читающей страной. А в каждой стране, как известно, обязательно есть столица. Поэтому ежегодно среди районных центров области проводится конкурс на звание«Город – столица Недели детской и юношеской книги в Мурманской области».

Торжественное открытие Недели состоялось 26 марта 2006 года во Дворце культуры металлургов, куда съехались делегации лучших читателей во главе с библиотекарями. Яркий и добрый праздник «Весна в Читающем городе»прошел на одном дыхании. После праздника один из юных читателей заявил: «С завтрашнего дня я буду ходить в библиотеку ещё чаще, чтобы в следующем году опять поехать на праздник!» И эти слова являются лучшим доказательством необходимости проведения таких праздников Чтения для решения главной задачи всех библиотечных проектов – привлечения подрастающего поколения к чтению.

А вот в Архангельской областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара Неделя детской и юношеской книги уже не один год – это праздник встречи с писателями, авторами любимых книг. Сотрудники библиотеки разработали проект «Детские писатели в гостях у читателей», библиотекари уверены, что встреча ребенка с писателем, их непосредственное общение может помочь ребенку полюбить книгу и чтение, повлияет на его будущее, на формирование его интересов и увлечений. Писатель не только встречается с читателями, но и проводит мастер–классы для детей, которые пробуют свои силы в литературном творчестве. Юные авторы имеют возможность показать свои произведения профессионалу, получить от него совет, рекомендацию. Такое общение, несомненно, стимулирует их творческий рост.

Привлечению читателей в библиотеку, внимания средств массовой информации к актуальной проблеме современности, установлению партнерских связей способствуют книжные фестивали как одна из самых действенных форм продвижения книги и чтения, поскольку позволяет сочетать индивидуальные и массовые формы работы для различных уровней читательского развития.

Фестиваль «Миры чтения» был организован Свердловской областной библиотекой для детей и юношества. Его девизом стал слоган: «Читать модно! Посещать библиотеку престижно!». Ведущая идея фестиваля – поиск индивидуального пути к книге и чтению с помощью многообразия «миров чтения» – концепций, моделей, программ, форм; поддержка престижа чтения и его общественной и культурной значимости.

В ходе фестиваля моделировались различные «миры чтения». Публичные акции и мероприятия фестиваля, конкурсы, презентации, индивидуальные проекты, круглые столы и тренинги были ориентированы на молодое поколение с различным уровнем интеллектуального развития – участников литературных клубов и неискушенных читателей, знатоков и мастеров чтения и социальных аутсайдеров, компьютерных фанатов и потенциальных пользователей библиотеки, а также взрослых, от которых зависит путь детей к книге и развитию через чтение: издателей, педагогов, родителей, библиотекарей.

Разнообразие «миров» было представлено презентацией Областного конкурса детского творчества «Волшебная строка», встречами с писателями, литературно–игровыми программами «Игры в радость» для детей–инвалидов с тяжелыми нарушениями речи, «книжными городками» с лотереями, конкурсами, литературным кафе «Дни рождения книг и литературных героев», книжным салоном «Книгоиздание для детей и юношества: читательские ожидания и новые издательские идеи» с презентацией издательства, обсуждением новинок и перспектив издательской деятельности, сбором банка идей для издания новых книг.

В настоящее время детские библиотеки все чаще выходят на улицу с тем, чтобы вместе с детьми создавать и развивать пространство для чтения и детской книги не только в библиотеке, но и вокруг нее.

Нижегородская областная детская библиотека стала инициатором Акции в поддержку детского чтения«Будем читать», которая проходила в сквере, в центре города и стала ярким событием для всего Нижнего Новгорода. Идея была горячо поддержана нижегородскими чиновниками и общественными деятелями. Сотрудникам областной детской библиотеки удалось привлечь к участию множество партнеров и спонсоров. Центральным объектом Акции стала КНИГА, ведь в центре каждой творческой площадки экспонировались выставки книг на предлагаемую тему, которые с любовью подготовили работники разных отделов областной детской библиотеки. Вход в сквер украшал привлекательный баннер со слоганом Акции «Будем читать!», в режиме нон–стоп шла демонстрация мультимедиа–экскурсии по библиотеке.

Дети с большим интересом принимали участие в работе творческих площадок: участвовали в конкурсе знатоков литературных произведений, лепили из соленого теста, мастерили птиц из бумаги, используя технику оригами, участвовали в викторинах и марафоне, с радостью принимали призы и подарки. А взрослые смогли поделиться своими мыслями о любви к чтению и библиотеке у Свободного Микрофона. Кульминационным моментом Акции стал запуск в небо (при помощи разноцветных гелиевых шаров) бумажных птиц, сотворенных детьми на глазах у публики.

В общей сложности в Акции приняло участие более 1000 школьников среднего и старшего возраста, студентов и жителей Нижнего Новгорода разных возрастов. Но главным результатом акции стал приток новых читателей в библиотеку и новых, готовых к сотрудничеству, партнеров.

На сегодняшний день главная стратегия многих детских библиотек России – объединить взрослый социум в отношении к детям и подросткам на основе стремления к успешному взаимодействию.

Юных читателей и детских библиотекарей Мурманской области объединила одна мечта – мечта о Читающем городе. Они мечтают о Городе, где, как во всех старых добрых сказках, добро побеждает зло, о Городе, где процветает книга и чтение! Именно эта мечта лежит в основе проекта Мурманской областной детско–юношеской библиотеки«Читающий город детства».

Главная идея заключается в лозунгах проекта:«Читающий ребёнок – счастливая семья, счастливая семья – благополучное общество, благополучное общество – процветающий город!», «Читаем всей семьёй, читаем всей школой, читаем всем городом!».

Библиотекари задумались о том, как к проблемам детского чтения привлечь внимание важных людей каждого города Мурманской области, от которых зависит судьба детских библиотек? Ответом на этот вопрос стали многочисленные акции и программы, объявленные в рамках большого проекта. Это широкие книжно – читательские кампании, направленные на поддержку престижа чтения «Почитаем перед сном», «Молодёжь выбирает книгу», «Волонтеры книжной культуры», «Книга и чтение в жизни нашего города», «Рождественские чтения» и другие, включающие массу различных мероприятий.

Чтение в читающих городах Мурманской области продолжается в любое время года. Жители этих городов «радостно и без хлопот читают книжки круглый год», активно участвуя в зимних, осенних, летних, весенних чтениях.

К юбилеям писателей, поэтов, различным знаменательным датам в детских библиотеках проводятся Праздники Книги и Чтения. Ежегодно в декабре Ленинградская областная детская библиотека для детей, издателей и писателей устраивает Праздник книги и чтения «Декабрьские встречи в Библиотеке».

Сначала открываются «мастер – классы» известных петербургских детских писателей. А в завершение праздника детское Жюри проводит открытые голосование по выбору 10 лучших книг на присвоение Знака «Нравится детям Ленинградской области».

В течение года дети и подростки в детских библиотеках Ленинградской области выбирают лучшие книги на выставках новых книг, которые проводятся при поддержке издательств, книготорговых домов, покровительстве муниципальных администраций.

Торжественная церемония вручения Знака происходит в присутствии издателей (редакторов, специалистов по рекламе), писателей, детских библиотекарей, родителей, учителей, журналистов. Присвоение Знака – это итог читательского года, преддверие нового этапа сотрудничества.

Еще одной действенной формой продвижения книги и чтения, позволяющей объединить одной идеей множество мероприятий являются конкурсы: читательские, творческие. Они открывают перспективы творческого развития, свободного личного проявления различных групп детей и юношества, заинтересовавшихся многогранными возможностями книги и литературы.

Вот уже более 10 лет Кемеровская областная детская библиотека организует литературный конкурс «Свой голос», цель которого развитие детского литературного творчества, выявление и поддержка одарённых детей и подростков, повышение интереса к героическому прошлому Родины.

Конкурс проводится по номинациям «Поэзия» и «Проза», в нескольких возрастных группах до 18 лет. Юные авторы стихов, сказок, литературных зарисовок, рассказов, повестей должны отправить свои сочинения в областную детскую библиотеку. Присланные на конкурс произведения оценивают профессиональные поэты и писатели.

Победителям конкурса присваиваются звания лауреатов и дипломантов, вручаются ценные подарки. По предложению жюри губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса» определяет кандидатуры на стипендию центра. Стихи и проза одарённых ребят публикуются в специальном выпуске журнала «После 12».

Традиционными стали литературно–художественные творческие конкурсы в библиотеках г. Озерска Челябинской области. Их названия говорят сами за себя: «Навеяно пушкинской поэзией», «Книги, открывающие нас», «Детство с книгой». В каждом конкурсе принимают участие сотни юных читателей. А сколько радости всякий раз вызывают напечатанные строчки (свои, собственные!), опубликованные в сборниках детских работ по итогам каждого конкурса. Эти сборники есть в каждой школьной библиотеке, а в семьях – это непременный предмет гордости родителей. Ведь дети до единого «все таланты и поэты».

С 1997 года Мурманская областная детско–юношеская библиотека ведет большую организационную работу по проведению ежегодного международного Конкурса детской рукописной книги.

На конкурс представляются стихи, рассказы, сказки о себе, друзьях, своих современниках, живущих на Севере; очерки о людях и событиях современной жизни на Севере; фантастические произведения; книги экологической направленности о Севере; путевые заметки о своей «малой» Родине. Ежегодно в октябре дается старт конкурса с привлечением СМИ, выездами в регионы. А затем подведение итогов, определение победителей и большой литературный праздник для детей и организаторов конкурса. Ежегодно на конкурс поступает более 400 рукописных книг из Швеции, Норвегии, Финляндии, Карелии, Архангельской и Мурманской областей России.

Повышению статуса читающего ребенка, созданию позитивного образа детской библиотеки и одновременно распространению профессионального опыта служат традиционные конкурсы «Читатель года», которые проводятся практически в каждой детской библиотеке, как правило, в рамках ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги. Для участия в конкурсе читатели представляют анкету–заявку и конкурсную работу (сочинения, рассказы, стихотворения, плакаты, рисунки, поделки).

Так, например, в 2006 году в Томской областной детско–юношеской библиотеке для конкурсных работ были определены следующие номинации: «Книга в моем доме», «История книги – история семьи», «Читаем всей семьей», «Наш семейный формуляр», «Хорошей книге – достойную рекламу», «Страна забытых книг», «Твой славный друг – книга», «Прочитал. И вам советую», «Я рисую книгу» и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... изучением уровня автоматизации библиотечных процессов, знакомством с библиотечными специалистами, а, главное, ... по сказам П. Бажова «Уральских гор сказочник» и «Шел ... культуре и искусству, президент БиблиотечнойАссамблеи Евразии (БАЕ). Среди целей ...
  2. ИГУМНОВА Наталия Петровна Евразийское библиотечное пространство (1991 – 2005 гг

    Диссертация
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  3. Новые документы по культуре и библиотечному делу выпуск 11 (ноябрь)

    Документ
    ... Оганова, О. А. Информационная поддержка научных исследований Уральского региона / О. А. Оганова // Библиосфера. – ... БиблиотечнойАссамблеи Евразии. – 2009. - № 1. – С. 40-41. Реализация миротворческих библиотечных проектов. Организация библиотечного ...
  4. § 1 евразийское библиотечное пространство как культурное и общественное явление исходные понятия

    Документ
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  5. " о системе координации библиотечно-информационного обслуживания образовательных учреждений российской федерации"

    Документ
    ... мероприятий, проводимых Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Библиотечнойассамблеи Евразии (БАЕ). 3. ... (областной методический центр) Уральский район Уральский государственный технический университет (зональный ...

Другие похожие документы..