Главная > Документ


Т.Н. Моковая, Г.И. Боруля

Программа поддержки и развития чтения студенчества в Научной библиотеке ЧГАКИ

Читай, чтобы стать успешным

В разработке и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, рассчитанной на 2007–2020 гг., библиотекам отводится, пожалуй, ведущая роль.

Вузовские библиотеки, по большому счету, осуществляя свои родовые функции, используя традиционные формы работы с пользователями, всегда являлись и являются пропагандистами чтения.

Если говорить о деятельности Научной библиотеки ЧГАКИ, то необходимо отметить, что руководство академии, коллектив библиотеки создают все условия, чтобы студенты чувствовали себя комфортно, оперативно получали необходимую для учебы информацию. Обновленные помещения библиотеки, приобретение новых учебников и учебных пособий, подписка на сотни периодических изданий, ежегодное увеличение компьютерного парка, расширение номенклатуры услуг, высокий профессионализм сотрудников – все это направлено на привлечение студентов к активному использованию возможностей библиотеки для получения качественного высшего образования, участия в научно–исследовательской работе, организации досуга.

Не секрет, активные читатели, как правило, лучше своих однокурсников сдают экзамены, защищают курсовые, дипломные работы, а в конечном итоге, более востребованы на рынке труда.

Однако опыт и результаты локальных исследований свидетельствует о том, что современный студент значительно меньше времени тратит на систематическое чтение учебной литературы, изредка обращается к периодическим изданиям, предпочитает на досуге чтение развлекательной литературы.

Разработчики Национальной программы отмечают, что доля систематически читающей молодежи снизилась с 48 % в 1991 г. до 28 % – в 2005 г. Снижается уровень грамотности населения, свыше 10 % школьников функционально неграмотны, однако и они сегодня становятся студентами вузов. В целом же современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Исследователи подчеркивают, что чтение перестает быть человеко– и культурообразующим ресурсом, книги читают либо строго функционально («по работе нужно», «сессию надо сдавать»), либо рутинно, примерно так же, как смотрят случайно попавший во внимание блокбастер.

В среде студенческой молодежи не сформирована потребность активного использования возможностей библиотеки для получения полноценного высшего образования, участия в научно–исследовательской работе, организации досуга. Студенты, как отмечают преподаватели гуманитарных дисциплин, не соответствуют по своему духовному развитию требованиям современного общества. Систематическое чтение учебной и научной литературы недостаточно развито в среде современного студенчества.

Таким образом, важность комплексного подхода, разработки локальных программ перспективных планов работы по «повышению культурной компетенции членов общества» в библиотечных учреждениях страны не требует особых доказательств. Мы разработали проект программы поддержки и развития чтения студенчества ЧГАКИ, разработанный коллективом Научной библиотеки под девизом «Читай, чтобы стать успешным».

Цель данной программы:

  • Обеспечение доступа к знаниям, информации, культуре для удовлетворения потребности в образовании, всестороннем развитии личности, интеграции в социокультурной среде посредством чтения.

  • Аккумулирование интеллектуального и творческого потенциала академии для пропаганды и воспитания потребности в чтении студенчества.

  • Повышение культурной и читательской компетенции, рост читательской активности студенческой молодежи.

В процессе достижения поставленной цели программа поддержки и развития чтения в НБ ЧГАКИ предполагает решение следующих задач:

  • содействие образовательному процессу в вузе разнообразными формами библиотечной работы;

  • популяризация чтения на основе дифференцированного подхода;

  • формирование информационной культуры личности;

  • воспитание эстетического вкуса молодежи;

  • повышение престижа чтения;

  • формирование и расширение партнерских отношений с профессорско–преподавательским составом и творческими организациями академии;

  • систематическое исследование проблем чтения молодежи в вузе.

Особенности деятельности Научной библиотеки вуза культуры связаны с тем, что на формирование читательской культуры, эстетического вкуса, творческого воображения направлена деятельность всего коллектива академии. Однако объем учебных курсов, способствующих духовному развитию личности, таких, как отечественная и зарубежная литература, мировая художественная культура, искусствоведение и др., в соответствии с современными образовательными стандартами с каждым годом уменьшается.

Академия культуры воспитывает будущую культурную элиту, которая в будущем призвана поддерживать и преумножать общекультурный уровень страны. Выпускники академии должны стать лидерами чтения, пропагандистами лучших произведений культуры и искусства.

В вузе осуществляется подготовка специалистов библиотечно–информационной сферы, главной профессиональной обязанностью которых является поддержка и продвижение чтения. Члены педагогического коллектива занимаются научно–исследовательской работой в области чтения.

Ряд преподавателей и сотрудников академии являются членами писательских организаций и других творческих союзов, они должны стать для студентов лидерами чтения.

Основными направлениями и формами работы в реализации данной программы будут как традиционные, так и новые, ранее не используемые нашей библиотекой.

Одной из предпосылок создания данной программы послужило исследование отношения студентов Института документальных коммуникаций к классической литературе и мониторинг читательской активности студентов дневного отделения академии.

Результаты анкетирования студентов – будущих библиотекарей, работников книжного дела, свидетельствуют, что чтение является любимым занятием лишь у 1/3 респондентов. Для нас это было удивительным, т. к. главным мотивом выбора профессии абитуриенты этого факультета отмечают «любовь к чтению». Удивительно и то, что лишь половина опрошенных считают чтение своим профессиональным долгом. Поразительно, но факт: студенты нашего вуза называют открытием произведения классиков, входящих в школьную программу. Ежеквартальный мониторинг посещаемости и книговыдачи выявил спад читательской активности студентов. Все это и активизация профессионального сообщества в рамках национальной программы чтения и Года чтения в Челябинской области побудили библиотеку к выработке новых решений.

Представляемый нами проект программы поддержки и развития чтения разработан, в первую очередь, в расчете на студенческую молодежь. Инновационность данного проекта – координация деятельности библиотеки со всеми структурными подразделениями академии в повышении престижа чтения. Основой в работе по привлечению студенческой молодежи к систематическому чтению должны стать, по нашему мнению, учет социально–психологических особенностей личности, внимание к ее интересам, воспитание информационной культуры. Библиотека располагает возможностью привлечения преподавателей и студентов к осуществлению программы поддержки и развития чтения. В программу входит ряд проектов:

  1. Библиотека – главная аудитория вуза.

  2. Читай, Академия!

  3. Ученые–педагоги и библиотека: грани взаимодействия.

  4. Библиотека без границ.

  5. Умей читать правильно.

Проект 1

Библиотека – главная аудитория вуза

Чтение – вот лучшее учение (А. С. Пушкин)

Цели:

  1. Формирование убежденности в важности систематического чтения, потребности в использовании ресурсов библиотеки для успешной учебы и будущей профессиональной карьеры.

  2. Организация комфортной среды в библиотеке для получения информации и чтения.

  3. Создание системы партнерства библиотеки с кафедрами, профессорско–преподавательским составом академии по развитию чтения студенчества.

Основные направления и формы:

  1. Комплектование фондов библиотеки современной учебной литературой с привлечением преподавателей академии.

Для этого еще в 2005 г. совместно с УМУ и кафедрами библиотекой было разработано Положение «О координации работы Научной библиотеки, деканатов и кафедр Челябинской академии культуры и искусств по обеспечению информационной поддержки образовательной, научной и методической деятельности». Преподаватели выступают инициаторами приобретения необходимой учебной литературы.

  1. Обеспечение подписки на периодические издания по профилю академии и регулярное информирование педагогов и студентов о фонде периодики: выпуск «Бюллетеня периодических изданий», электронный справочник на сайте академии «Периодика», просмотры периодики.

  2. Оперативное формирование подборок литературы в читальных залах для семинарских и практических занятий, коллоквиумов, экзаменов.

  3. Организация обзоров, просмотров литературы на учебных занятиях в студенческих аудиториях по заявкам педагогов, студенческих научных конференциях. Цикл обзоров в помощь при сдаче экзаменов «1000 книг и одна ночь».

  4. Циклы презентаций учебников и учебных пособий, подготовленных учеными академии. «Педагог – лидер чтения», «Педагог как партнер».

  5. Организация и проведение конкурсов «Самая читающая группа» и «Самый читающий студент». В рамках «Недели НБ ЧГАКИ и студенческого профессионального творчества», посвященной Дню Российских библиотек, впервые были публично награждены «Лучшие читатели».

  6. Создание предметных путеводителей по веб–ресурсам для подготовки рефератов, курсовых, дипломных работ и творческих проектов.

  7. Электронная презентация новых учебников, поступивших в фонд библиотеки.

Проект 2

Читай, академия!

Читать модно, читать престижно!

Цели:

  1. Создание привлекательных образов читающего студента, книги, литературы, библиотеки.

  2. Популяризация лучших образцов современной художественной литературы. Определение литературных ориентиров для студенческой молодежи.

  3. Формирование моды на чтение качественной художественной литературы.

  4. Вовлечение в активное чтение малочитающих студентов.

Основные направления и формы:

  1. Клуб «Званый гость!», «Литературный Урал».

Инициатором создания такого клуба могут стать сами студенты. Но, на наш взгляд, без помощи преподавателей разных кафедр, в первую очередь, кафедры литературы и русского языка, его функционирование будет невозможно. Не секрет, что в стенах академии достаточно часто проводятся заседания клубов «Взлетная полоса» (Н. Ягодинцива – преподаватель кафедры РТПП собирает молодые литературные дарования), «Интеллектуальный полдник» (инициатор – Г. М. Каченя, преподаватель кафедры педагогики и психологии, приглашает именитых гостей и ведет беседы эстетической проблематики), «Жемчужина» (любители миниатюрной книги, ЧОУНБ). Но очень редко преподаватели приглашают на свои заседания студентов, не являющихся членами клуба, обращаются за содействием в библиотеку для подготовки выставки, организации обзора новинок литературы и пр.

  1. Цикл мероприятий «Внимание, бестселлер!»:приобщение пользователей библиотеки к качественному чтению образцов мирового бестселлера; популяризация бестселлеров прошлого, в т.ч. классики.

  2. Буккроссинг «Почитал сам, передай другому», «Народная почта»: организуются в стенах академии. В специальный ящик опускаются книги, журналы, газеты, которые можно свободно взять, почитать и положить для других читателей.

  3. Серия закладок «Рейтинг наиболее популярных книг», «Великие о книгах», «Новинка сезона», «Новые имена».

  4. Издание листовок «Почему я советую Вам почитать именно это», «Читаем с (ректором, любимым педагогом)». Последняя страница для записи, что ты рекомендуешь почитать.

  5. Информационные дайджесты «Литературный подиум», «Что читают звезды».

  6. Книга читательских рекордов (для студентов 1 курса).

  7. Кинолекторий «Русь». Заседания видеоклуба инициируются студентами. Здесь проводятся досуговые, а также учебные просмотры фильмов, полюбившиеся студентам «Весенние посиделки», празднование Дня Святого Валентина, Дня именинника с песнями, играми, конкурсами.

  8. Дарственные выставки – «Читателям от читателя».

  9. Литературный Интернет – адреса сайтов о литературе, список электронных библиотек художественных произведений, полнотекстовых литературно–художественных журналов.

Проект 3

Ученые, педагоги и библиотека – грани взаимодействия

Вместе мы сила!

Цели:

  1. Привлечение внимания профессорско–преподавательского коллектива к проблемам чтения студенческой молодежи.

  2. Осуществление совместных мероприятий с ректоратом, кафедрами и другими структурными подразделениями академии по формированию читательской культуры студентов.

  3. Взаимодействие с учеными академии по организации методической и научно–исследовательской работы на базе библиотеки.

Основные направления и формы:

  1. Использование педагогами информационных возможностей библиотеки при работе различных клубов, творческих объединений.

  2. Совместное планирование тематики практических занятий, курсовых и дипломных работ для ИДК, ФДПТ, ФТКИТ с учетом потребностей библиотеки: разработка рекламных кампаний, видеороликов о библиотеке.

  3. Проведение заочных читательских конференций в газете «Академгородок» по новинкам профессиональной печати: обсуждение, обмен мнениями о прочитанных книгах. «Я прочитал и Вам советую»: читателям предлагается обзорная статья и список обсуждаемой литературы и приглашение к участию, лучшие отзывы публикуются.

  4. «Педагог – лидер чтения»: серия публикаций о роли чтения в жизни авторитетных педагогов академии, отзывы о прочитанных книгах, рекомендации студентам.

  5. Участие преподавателей кафедры литературы в проведении лекций, обзоров, дискуссий для библиотекарей: современный литературный процесс, лучшие книги зарубежных авторов др.

  6. Проведение совместных исследований по проблемам чтения студентов с привлечением соцлаборатории ЧГАКИ и ИДК: «Что читают в Интернете?», «Классика в чтении студентов», «Использование художественной литературы в фонде НБ ЧГАКИ».

  7. Формирование пресс–досье по актуальным проблемам изучаемых дисциплин.

  8. Проведение общеакадемической акции «Подари книгу библиотеке».

Проект 4

Библиотека без границ

Интернет–партнер и современный инструмент чтения

Цели:

  1. Использование новых информационных технологий для удовлетворения познавательных и коммуникационных запросов студентов.

  2. Обновление сайта академии с целью развития и поддержки чтения.

  3. Обеспечение эффективности поиска, отбора и использования информации с помощью Интернет.

Основные направления и формы:

  1. Включение в сайт академии оперативной информации по следующим рубрикам: «Путеводитель по ресурсам», «Книга месяца», «Новый учебник по…».

  2. Популяризация чтения в рамках форума «Прочитал и вам советую»: обмен мнениями и отзывы.

  1. Организация цикла виртуальных выставок. Мультимедийный показ фрагментов книг, иллюстраций, сведений о книге позволяют ознакомить с содержанием и «полистать» чаще всего недоступные для пользователя страницы.

  2. Создание комплексной программы обучения «Чтение он–лайн».

  3. Разработка виртуальной выставки «В помощь самостоятельной работе студента».

Проект 5

Умей читать правильно

Читали, читаем и будем читать!

Цели:

  1. Формирование информационной культуры личности.

  2. Повышение престижа библиотеки как центра чтения.

Основные направления и формы:

  1. Путеводитель по библиотеке для абитуриентов.

  2. «Декада первокурсника»: запись в библиотеку, посвящение в читатели, обзоры, экскурсии, выдача книг.

  3. Экскурсии по библиотеке и Музею книги для различных категорий читателей: школьников, студентов, гостей академии.

  4. Беседы в студенческих группах о ресурсах и услугах библиотеки.

  5. Цикл мероприятий по программе «Информационная культура пользователей» на учебных занятиях и заседаниях кафедры.

  6. Серия буклетов «Как написать реферат», «Как оформить список литературы к курсовой и дипломной работе», «Как конспектировать текст».

  7. Индивидуальные консультации по использованию справочно–библиографического аппарата библиотеки.

  8. Закладки об информационных ресурсах библиотеки.

  9. Виртуальная выставка «В помощь самостоятельной работе студента».

  10. Конкурсы для студентов всех факультетов на лучший плакат, видеоролик, фильм о чтении, книге, библиотеке «Читать – это круто!».

Ожидаемые результаты программы в целом:

    1. Повышение статуса чтения студенчества.

    2. Улучшение качества чтения.

    3. Повышение престижа библиотеки.

    4. Усиление партнерских связей в воспитании читательской культуры между педагогами академии и библиотеки.

Вашему вниманию был представлен лишь проект программы поддержки и развития чтения студенчества. 29 октября 2007 г. он был вынесен для обсуждения на Ученый совет академии и в целом одобрен профессорско–преподавательским составом. В настоящее время идет его обсуждение на кафедрах и факультетах. Мы считаем, что роль преподавателей в повышении престижа чтения велика, а потому открыты для предложений, замечаний и дополнений.

С.Г. Матлина

Свободный доступ к библиотечным ресурсам1

и продвижение чтения

Характерная для развитых государств проблема чтения, точнее «нечтения» детьми и взрослыми, возникла в нашей, пусть и не «самой читающей», но читавшей много стране по ряду причин. Среди самых очевидных обычно называют изменение социально–экономической ситуации и, как следствие, уменьшение у людей доли свободного времени. Это также резкий слом системы ценностей; повсеместное утверждение «культуры полезности»; обрыв культурных традиций; прагматичный подход молодежи к библиотеке и связанная с ним ориентация на быстрое, «беспроблемное» (т. е. «от» и «до») удовлетворение сиюминутных, как правило, «деловых» запросов. Все остальные функции чтения, да и само медленное чтение, связанное с наслаждением от «текста» (Р. Барт) – вместо сканирования информации, не принимаются во внимание. Такую ситуацию точнее всего обозначила в ёмкой формуле–метафоре В.Д.Стельмах: «Не читать стало не стыдно».

Другие причины «нечтения»

Помимо причин «чисто» социального характера, имеются и другие. Назову одну из них – очевидную: влияние новых информационно–коммуникационных технологий. Несколько поколений детей и подростков выросли у экранов телевизоров, а последнее – преимущественно жителей крупнейших городов, у дисплеев компьютеров. Новая визуальная культура, установка на получение «готового» зрительного образа, «картинки», которую не надо «додумывать», «довоображать» также сыграла негативную роль в приобщении к чтению, которое требует определенных чувственных и умственных усилий.

В этом же смысловом ряду находится распространение Интернета, объективно создающего у малочитающих детей и взрослых ощущение когнитивной насыщенности– «всезнайства». При всех своих достоинствах при неумелом использовании он становится психологической преградой для развития установки на систематическое чтение.

Но есть и другая, достаточно веская причина, о которой стыдливо умалчивают коллеги. Она кроется в профессиональном сознании самих библиотекарей – вчерашних «руководителей чтения». За годы советской власти у нас сложилось несколько преувеличенное понимание своей Миссии – руководить и воспитывать подрастающее поколение через книгу. В перестроечный и постперестроечный период маятник резко качнулся в другую сторону. Одно из доказательств – изменения в профессиональной лексике. «Вдруг» из ГОСТов и словарей, и соответственно, из профессионального лексикона почти исчезли привычные понятия «книга», «читатель», «чтение». Их заменили отнюдь не эквивалентные по смыслу: «документ», «пользователь», «информация».

Как известно, слово – это мысль. Уход из понятийного аппарата, а, следовательно, и мышления, слов–концептов, т. е. тех, которые имеют глубинное значение для профессиональной деятельности и с которыми были связаны основные её направления, фактически означает утерю значимости этих сфер деятельности.

Публичную библиотеку стали развивать однобоко как информационный или информационно–образовательный центр. При этом «забыли», что имманентно, в силу своей природы, она продолжает оставаться также и культурным центром, местом проведения досуга, организатором межличностного общения, которое отнюдь не всегда базируется на получении новых сведений и знаний.

Было бы, по меньшей мере, наивно искать здесь чей–то злой умысел. В явном перекосе не последнюю роль сыграли трудности информатизации, с которыми столкнулись публичные библиотеки, в том числе обслуживающие детей и подростов. Преодоление этих трудностей, необходимость в ущерб другим направлениям «вкладываться» в освоение азов компьютерной грамотности, выбирать программы, изучать основы формирования и использования электронных ресурсов не могли не привести к известной фетишизации новых технологий. Можно также вспомнить и нашу национальную черту– привычку к крайностям, работе в режиме «или– или».

Со всеми перечисленными причинами связана еще одна – распад научных школ, ориентированных на продвижение чтение, изучение его социальных предпосылок, массовое освоение методик и технологий. Главная библиотека страны – Ленинская, ныне Российская Государственная, бывшая в 60–е – до середины 80–х гг. лидером в области социологии чтения, методики его продвижения, включая рекомендательную библиографию, к началу 90–х утратила свои позиции научно–исследовательского центра в этой области. Данное обстоятельство по времени совпало с деструктивными тенденциями в сфере методического обеспечения, недооценкой его значимости.

Отдельные «островки» научного изучения чтения и его продвижения продолжали действовать в других федеральных библиотеках: Российской национальной, Детской и Юношеской библиотеках, а также региональных – универсальных научных. Главным же объединителем этих разрозненных исследований в некую целостность, более того инициатором проведения НИР, различного рода конференций и семинаров в последние годы выступала негосударственная организация – Некоммерческий Фонд «Пушкинская Библиотека».

По его инициативе и при деятельной помощи в областных и краевых библиотеках стали появляться региональные Центры чтения, в оптимальном варианте мини–исследовательские институты, выполнявшие также множество других важных социальных ролей, связанных с продвижением чтения и повышением издательской культуры региона. В 2007 г. НФ «Пушкинская библиотека» подготовил и выпустил в свет уникальное издание, обобщившее опыт 3–х стран в области продвижения чтения: нашей страны, Великобритании и США «Как создаются читающие нации» (1).

Перечень причин создавшейся ситуации «нечтения» приведен с одной целью: разобраться, какие из традиционных направлений продвижения чтения сегодня важно развивать, какие осваивать заново. Фактически речь идет о реинтерпретации лучших отечественных традиций, возможности с учетом новых реалий и иных задач продвигать чтение как важную составляющую духовного здоровья нации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... изучением уровня автоматизации библиотечных процессов, знакомством с библиотечными специалистами, а, главное, ... по сказам П. Бажова «Уральских гор сказочник» и «Шел ... культуре и искусству, президент БиблиотечнойАссамблеи Евразии (БАЕ). Среди целей ...
  2. ИГУМНОВА Наталия Петровна Евразийское библиотечное пространство (1991 – 2005 гг

    Диссертация
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  3. Новые документы по культуре и библиотечному делу выпуск 11 (ноябрь)

    Документ
    ... Оганова, О. А. Информационная поддержка научных исследований Уральского региона / О. А. Оганова // Библиосфера. – ... БиблиотечнойАссамблеи Евразии. – 2009. - № 1. – С. 40-41. Реализация миротворческих библиотечных проектов. Организация библиотечного ...
  4. § 1 евразийское библиотечное пространство как культурное и общественное явление исходные понятия

    Документ
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  5. " о системе координации библиотечно-информационного обслуживания образовательных учреждений российской федерации"

    Документ
    ... мероприятий, проводимых Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Библиотечнойассамблеи Евразии (БАЕ). 3. ... (областной методический центр) Уральский район Уральский государственный технический университет (зональный ...

Другие похожие документы..