Главная > Документ


Я.Е. Скурихина

«КНИГА И БИБЛИОТЕКА В ЖИЗНИ ЮНОГО ИЖЕВЧАНИНА:

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Ежегодно 100 тысяч ижевчан становятся читателями муниципальных библиотек, из них одна третья – это юношество.

Но в последние годы подростки все реже посещают библиотеки. Поэтому одним из приорететных направлений Программы по продвижению книги и чтения «Ижевск – город читателей!» является обслуживание детей и юношества. В 2006 – 2007 годах в ЦМБ им. Н.А. Некрасова было проведено социологическое исследование «Чтение юного ижевчанина».

Изучение чтения юношества проходило в два этапа:

Первый этап: изучение чтения юных читателей в библиотеке.

Второй этап: изучение чтения юношества вне стен библиотеки.

Целью исследования явилось выявление информационных потребностей юношества.

Объектом исследования выступило юношество (14–17 лет);

Предметом стали информационные потребности юношества.

Задачи исследования состояли в следующем:

  1. Выявить отношение юношества к чтению;

  2. установить, существует ли у сегодняшнего юношества чтение «для души»;

  3. определить наиболее популярные у юношества формы получения информации;

  4. охарактеризовать отношение юношества к библиотеке и библиотекарям.

Объем выборочной совокупности составил 284 человека. 63,4% респондентов проанкетировано вне стен библиотеки (180 человек).

Исследование показало, что о кризисе чтения говорить рано, т. к только 1,1% респондентов заявило, что «не читает вообще». Причем, девушки и юноши читают в большинстве своем, регулярно.

Несколько раз в неделю читает 38,4% респондентов. Ежедневно читает 32,4% опрошенных.

Мы предложили девушкам и юношам, опрошенным вне стен библиотеки, продолжить фразу «Чтение – это…»:

  • 38,9% ответило, что «чтение – это удовольствие»;

  • «необходимость» – 35,6%;

  • «обязанность» – 10%;

  • «тяжёлый труд» – 3%.

На вопрос «Для чего обычно вы читаете?» Мы получили следующие ответы: для учебы (45,6%); для отдыха, развлечения и удовольствия – 25,4%, а также для решения личных проблем (8,5%). Вот главные мотивы, которые были выявлены в результате проведенного социологического исследования. Мы наблюдаем явное превалирование прагматичного или «делового» чтения над чтением «свободным», «для души». Это позволяет сделать вывод о том, что читатели исследуемой возрастной категории, удовлетворяют свои читательские потребности, связанные с учебой и дополнительным образованием.

Так как художественная литература – это та литература, которую читают все возрастные категории, то имело смысл выявить любимые жанры. Наиболее популярными у юношества являются детективы и приключения 27,3%. Фантастику и фэнтези предпочитают 21,2 % респондентов. «Не читаю художественную литературу» заявило 1,6%.

Отрадно, что у большинства респондентов есть любимая книга. При обработке полученных данных мы составили своеобразный рейтинг любимых книг. На первом месте «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, второе место – «Война и мир» Л.Н. Толстого, третье место– «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Замыкает рейтинг «Страна Чудес без тормозов и Конец Свет» Х. Мураками.

В своем большинстве юношество рассматривает чтение как средство приятного время провождения. Для собственного удовольствия читает каждый день 19,7% респондентов, несколько раз в неделю читают 38,4 % опрошенных. Не читают / не дали ответ 8,8%.

Основными помехами для чтения «в структуре свободного времени» являются учеба (46,1%), отсутствие интересной (6,3%) и доступной (2,5%) литературы. Большой части опрошенных (43,7%) ничто не мешает читать для собственного удовольствия в таком объеме, как им нравится.

«Любимые» и «нелюбимые» отрасли научно–популярного знания юные ижевчане указали следующие. Читатели этой возрастной категории интересуются литературой по психологии, истории и краеведению, культуре и искусству, религии и мистике, здоровому образу жизни и медицине. В принципе, перечислены те отрасли знания, которые изучаются в период учебного процесса. Не дали ответ на этот вопрос 1,4% опрошенных.

Одной из гипотез данного исследования было предположение, что современное юношество негативно относится к чтению научно–популярной литературы, соответственно, к читающим людям. Поэтому подросткам был предложен вопрос относительно того, как молодые люди оценивают людей, читающих.

Для большинства опрошенных: человек, читающий научно–популярную литературу, – это человек правильный, стремящийся к новым знаниям (58,1%), но 15,5% респондентов указали, что человек, читающий научно–популярную литературу – это «ботаник», которому чтение заумных книжек доставляет удовольствие. И лишь 5,3% ответили, что «это бедолага», которого заставили читать.

Исследователей интересовало также отношение молодых людей к библиотеке. Результаты показали, что для 52% опрошенных – библиотека это…

  • «информационный центр»;

  • «просто библиотека» – 20,6%;

  • «досуговый центр» – 5,6%,

  • «каторга, камера пыток » – 0,6%

Подводя итоги исследования мы предлагаем:

  • рекомендовать юношеству литературу, необходимую для учебы, отдыха и развлечений, посредством организации книжных выставок, обзоров книг, рекомендательных списков по интересующим темам;

  • расширить фонды муниципальных библиотек за счет приобретения художественной классической литературы, а также книг лауреатов современных премий в области литературы;

  • комплектовать фонды библиотек документами на нетрадиционных носителях информации;

  • предоставлять информацию о литературоведческих справочных изданиях, критической литературе, адреса литературных сайтов, организуя работу по пропаганде художественной литературы,

  • рекламировать библиотечные мероприятия, где используются как индивидуальные, так и массовые формы и методы руководства чтением.

С результатами проведенных социологических исследований ознакомлен Комитет по делам молодежи Администрации города Ижевска. Мы уверены, что в ближайшее время появятся совместные проекты этого ведомства и муниципальных библиотек.

Е.Е. Смотрова

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОСТАВИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Одним из наиболее распространенных в российских библиотеках читательских ориентиров традиционно служит рекомендательная библиография. Сегодня она возрождается и в новом обличье кажется невероятно привлекательной.

Составительская работа, результатом которой является библиографическая продукция, важнейшее из направлений в информационной деятельности современных библиотек. Исторически это одно из самых первых проявлений библиографического труда: описание и составление перечней (каталогов, реестров, инвентарей) книг имеют давнюю историю. Веками шлифовался опыт составительской работы. История библиографии сохранила имена наиболее преуспевших в этом деле библиографов. Библиографические пособия минувших лет многое могут рассказать не только о книжном репертуаре по какой–либо теме, идеологических установках, влиявших на отбор, группировку, характеристику изданий, но и о читательских пристрастиях библиографа. Библиографы–составители через свои труды сообщают о читательских приоритетах определенной эпохи, намекают на события, влияющие на читательский спрос, демонстрируют наиболее яркие приемы руководства чтением.

Крупнейшие библиотеки России, выполняющие на протяжении многих лет функции федеральных библиографических центров, в современных условиях резко сократили выпуск рекомендательных библиографических пособий. Но потребность в них остается. А в свете принятых национальных проектов и в частности «Национальной программы поддержки и развития чтения», огромной коллективной работы библиотек в связи с проведением «Года чтения» потребность в рекомендательных библиографических пособиях даже возрастает. Поэтому активизировалось участие многих библиотек на местах в создании библиографических пособий разных типов и видов. Сегодня библиотеки располагают богатыми, разнообразными по содержанию фондами, грамотными библиографами, техническим оснащением. Всё это позволяет выполнять составительскую работу на новом современном уровне, сделать процесс её создания творческим актом, а результат этого процесса – привлекательным для разных групп пользователей библиотеки.

Привлекательность библиографических пособий заключается в том, что они ориентированы на информационные запросы реальных пользователей и на обеспечивающие эти запросы фонды конкретных библиотек, а также немаловажным является фактор оперативного реагирования на текущие события общественной жизни.

Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем больше и разнообразнее её деятельность в этом направлении. Часто участие в составительской работе принимают наряду с сотрудниками библиографического отдела библиотеки работники абонемента, читальных залов. Следовательно, будущие библиотекари тоже должны знать методику составительской работы, технологию библиографирования.

Организуя учебный процесс, мы исходим из того, что создание библиографических пособий предполагает обязательное использование предшествующего опыта и творческое его переосмысление, поиск новых методических решений, использование новых информационных технологий. Но прежде всего, – это умение и желание читать. Причем читать и те источники, от использования которых в последующем придется отказаться. Утешением здесь могут служить слова М.Ю. Лермонтова: «Скажите, каково прочесть весь этот вздор, все эти книги,– и всё зачем? чтоб вам сказать, что их не надобно читать». Конечно, опытный специалист, опираясь на обозначенные им критерии отбора, сразу может отказаться от ряда изданий, но студенту, плохо представляющему себе объем, формат темы и её документальное обеспечение, это задание даётся с трудом. А требование просмотра источников de visu при отсутствии профессиональных навыков выявления и отбора часто затягивается по времени и требует коррекции со стороны педагога.

Моя цель как преподавателя сделать освоение технологии составительской работы занимательной, увлечь студентов созданием библиографических пособий в целом и каждым отдельным этапом, в частности. Мы идем, прежде всего, от студента–составителя, от его интересов, индивидуальных возможностей и таким образом реализуем личностно ориентированное обучение, осуществляем стимулирование чтения, расширение кругозора, развиваем критическое мышление в отношении к документам, авторам, фактам. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что работа над созданием библиографической продукции способствует интеллектуальному развитию, формирует навыки самостоятельной работы. В процессе освоения студентами технологии составительской работы формируется их читательская компетентность. Заметим, что повышение культурной, читательской компетентности является целью «Национальной программы поддержки и развития чтения», где под повышением читательской компетентности понимается «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях».

Составительскую работу мы начинаем с выбора темы. Уже на этом этапе поощряется творческий подход: студентам предлагается самостоятельно определить тему будущего библиографического пособия. Это может быть ярко выраженный собственный интерес, достойный общественного признания, например: «Все о нашем президенте», «Загадочные корабли», «Сам себе визажист». Формулировка темы может быть и результатом изучения читательского спроса в библиотеках–базах практики: «Ислам: история и современность», «Агаповка – село моё родное», «Аркаим», «Человек, съевший собаку»: жизнь и творчество Евгения Гришковца», «Знаменитый земляк Эрнст Неизвестный».

Затем на групповом занятии проводится обсуждение тем. Публичное их рассмотрение даёт возможность осуществить переход от общей методики составительской работы к частной. В ходе обсуждения темы выясняем, как студент представляет себе её содержание и аспекты, догадывается ли, как эта тема отражена в источниках информации и в каких именно. Тематика составительских работ разнообразна, и это позволяет составителю осваивать для себя и раскрывать для читателя содержание отраслевых фондов библиотеки: история, экономика, политика, религия, искусство, психология, образование и воспитание. После выявления литературы – чтение основных и дополнительных источников, их анализ, библиографическая характеристика.

Далее решаем: какой выбрать тип (жанр) библиографического пособия, который наилучшим образом представит заявленную тему. Здесь повторение «Классификации библиографической продукции» и использование методических приемов создания либо классических типов библиографической продукции (списки, указатели, беседы), либо применение относительно новых (библиографические разыскания, путеводители, дайджесты, досье, информационные листки). Так по типу аннотированного рекомендательного библиографического указателя раскрыли содержание тем: «Автомобиль» – составитель А. Иньшин, «Третьяковской галерее 150 лет» – составитель Ю. Срипкина. Биобиблиографический указатель «Кинематографические семьи: Сергей и Федор Бондарчуки» разработала Н. Майстренко. Популярные у составителей нового поколения досье и дайджесты: «Алла Духова» (составитель Н. Смирнова), «Возьми гитару» (составитель Н.Сухонина) – создали электронные информационные продукты по типу досье. Л. Мерзляковой подготовлен дайджест «Сам себе визажист», Л. Майстренко – «Троицк – самый солнечный город на Урале». Всячески поощряется творческий подход, поиск нестандартных решений и предложений. Так Е. Беляева создала библиографическую игротеку «Игры деда Буквоеда», З. Гиниятуллина представила указатель «Их имена в истории района (о писателях и поэтах Кунашакского района)» на двух языках: на русском и башкирском.

Мы оказываем поддержку составителям в их стремлении создать библиографическое пособие, новаторское по форме и по содержанию. Вместе с тем, специалисты отмечают, что нельзя требовать, чтобы каждое новое библиографическое пособие с позиций библиографирования было новаторским, тем более, библиографическая продукция, созданная в результате учебной деятельности. Мы практикуем умеренное сочетание новаторства и традиционных приёмов подготовки и представления библиографической информации.

Организуя информацию в соответствии с присущими конкретному типу библиографического пособия признаками (объём, структура, библиографическая характеристика, фактографический материал), составитель реализует руководство чтением и, прежде всего, своим собственным. Таким образом, освоение технологии составительской работы в рамках учебного процесса по специальности 07120251 «Библиотековедение» оказывает непосредственное влияние на формирование читательской компетентности студентов.

Итоговый документ

Уральской библиотечной ассамблеи

«Национальная программа продвижения чтения: уральский вариант»

1–2 ноября 2007 г., г. Челябинск

Участники Уральской библиотечной ассамблеи, обсудив опыт реализации проектов и программ в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения» в Курганской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Пермском крае, Башкортостане и Удмуртии, постановили:

1. Признать опыт реализации соответствующих программ и проектов положительным и заслуживающим дальнейшего развития. Органам государственной власти включить работу по продвижению и развитию чтения в качестве одного из направлений программно–целевого управления институтами книжного дела региона (библиотечной системой, издательскими и книготорговыми структурами).

2. Инициировать перед федеральными органами государственной власти принятие решения об объявлении 2008 года Годом чтения в Российской Федерации.

3. Целенаправленно осветить в федеральных СМИ (общественно–политических, профессиональных) региональный опыт продвижения книги и чтения. Разработать систему социальной рекламы по продвижению книги и чтения.

4. Активизировать участие уральских специалистов в сфере продвижения книги и чтения в научных форумах национального и международного уровней.

5. Приступить к формированию банка данных «Лучшие практики по поддержке и развитию чтения».

6. Представить предварительные результаты реализации проекта «Год чтения в Челябинской области «Читающий Урал» в Общественной палате, Законодательном собрании Челябинской области.

7. Определить основные направления дальнейшего развития работы по продвижению книги и чтения:

  • организационное развитие:

  • разработка целевых программ поддержки детско–юношеского чтения;

  • разработка целевых программ поддержки чтения отдельных категорий читателей;

  • формирование соответствующих структурных подразделений (центров чтения) библиотек, вузов и других учреждений культуры и образования региона;

  • создание систем профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области чтения (руководители центров чтения, исследователи в области социологии и психологии чтения, преподаватели технологий эффективного чтения, промоутеров книги и чтения);

  • целенаправленное формирование библиотечных фондов территорий.

    • научные исследования и коммуникация:

    • создание научно–исследовательской инфраструктуры в области книги и чтения (регионального объединения по исследованию истории книги, чтения и книжной культуры Урала);

    • выделение тематических разделов, связанных с исследованием проблем чтения, в научных и методических материалах библиотек региона;

    • целенаправленная работа по формированию позитивного образа «Человека читающего» в СМИ региона;

    • организация информационно–библиографического ресурса (печатное издание / электронный ресурс), освещающего состояние книжного рынка региона (информация об имеющихся и готовящихся изданиях, рекомендация лучшей литературы).

      • развитие инфраструктуры чтения:

      • разработка в рамках концепций социокультурного развития краев, областей, республик программ поддержки книжного дела территорий (региональных целевых программ издания социально значимой (краеведческой) литературы);

      • формирование нормативной базы деятельности учреждений книжного дела, направленной на установление благоприятных экономических условий их функционирования и стимулирующих расширение объемов производства книжной продукции и книготоргового ассортимента;

      • расширение взаимодействия учреждений книжного дела: библиотек, издательских и книготорговых структур (формирование системы информационного обеспечения книжного дела (информация о местных изданиях), проведение конкурсов на комплектование библиотек краеведческими (местными) изданиями).

Коротко об авторах

Александрова Наталья Олеговна, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой книжного бизнеса ЧГАКИ, г. Челябинск.

Антропова Наталья Васильевна, Челябинская областная библиотека для слепых, г. Челябинск.

Аскарова Виолетта Яковлевна, доктор филологических наук, профессор кафедры библиотечно–информационной деятельности ЧГАКИ

Безпалова Галина Викторовна, Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, г. Оренбург.

Бобина Татьяна Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры библиотечно–информационной деятельности ЧГАКИ

Бородина Светлана Дамировна, Казанский государственный университет культуры и искусств г. Казань.

Боруля Галина Исаковна, методист НБ ЧГАКИ.

Ваганова Маргарита Юрьевна, преподаватель кафедры библиотечно–информационной деятельности ЧГАКИ.

Валиуллина Наиля Рафиковна, Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань.

Вахрушева Лидия Руфовна, Республиканская библиотека для детей и юношества, г. Ижевск, Удмуртская республика.

Гологудина Людмила Аркадьевна, директор МУК «Централизованная библиотечная система» Златоустовского городского округа.

Гришина Светлана Михайловна, МУК «Березовская централизованная библиотечная система», г. Березовский, Свердловская обл.

Запекина Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры книжного бизнеса ЧГАКИ.

Кабачек О.Л., кандидат психологических наук, и зав. отделом Российской государственной детской библиотеки г. Москва.

Климаков Сергей Алексеевич, доцент, преподаватель кафедры книжного бизнеса ЧГАКИ.

Клименкова Марина Михайловна, Централизованная библиотечная система, Центральная детская библиотека, г. Троицк

Кондрашкина Елена Васильевна, Центральная библиотека им. А. С. Пушкина, г. Челябинск.

Коновалова Валентина Ивановна, Рыжкова Ольга Васильевна, Шабаршина Ольга Викторовна, Нижнетагильская государственная социально–педагогическая академия г. Нижний Тагил.

Кормишина Гузела Мэльсовна, Казанский государственный университет культуры и искусств, доцент, г. Казань.

Кочутина Марина Ивановна, Челябинская областная библиотека для слепых, г. Челябинск.

Кузьмина П. И., главный библиотекарь МОУ СОШ № 150,г. Челябинск.

Кузякина Людмила Дмитриевна, библиотекарь Черноборской сельской библиотеки ЦБС Чесменского муниципального района.

Кустова Мария Викторовна, преподаватель кафедры книжного бизнеса, ЧГАКИ.

Кучерова Людмила Александровна, Областная детская библиотека, г. Оренбург

Макаров Владимир Николаевич, Министр культуры Челябинской области, г. Челябинск.

Матлина С. Г., ответственный редактор журнала «Библиотечное дело», кандидат педагогических наук, г. Москва.

Моковая Татьяна Николаевна, зам. директора НБ ЧГАКИ, г. Челябинск.

Новосадова Мария Львовна, соискатель, кафедры библиотечно–информационной деятельности ЧГАКИ, г. Челябинск.

Олефир С. В., зам. директора МУК «ЦСШБ», г. Омск.

Павлова Ирина Федоровна, Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань.

Руссак Зоя Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно–информационной деятельности ЧГАКИ, г. Челябинск.

Санько Анна Эдуардовна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры книжного бизнеса ЧГАКИ, г. Челябинск.

Скурихина Яна Евгеньевна, зав. сектором инновационных методик и НИР ЦМБ им. Н.А. Некрасова, г. Ижевск, Удмуртия.

Смотрова Елена Евгеньевна, Челябинский колледж культуры , г. Челябинск.

Сокольская Лэся Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно–информационной деятельности ЧГАКИ, г. Челябинск.

Фомина Анна Анатольевна, Алтайская государственная культуры и искусств, г. Барнаул.

Хусаинова Елена Ивановна, преподаватель кафедры библиотечных дисциплин Челябинского колледжа культуры.

Цулаия, Е. В. главный библиотекарь Российской государственной детской библиотеки, г. Москва.

Шабалина Елена Викторовна, Шабалина Мария Викторовна, Алтайская государственная академия культуры и искусств, г. Барнаул.

Шмидт Наталья Сергеевна, руководитель центра чтения ЧОУНБ, г. Челябинск.

Штолер Андрей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета книжного бизнеса, документоведения и музееведения ЧГАКИ, г. Челябинск.

Шубников Илья Константинович, аспирант КГУКИ, г. Казань.

Щетинина Людмила Васильевна, МУ «Централизованная библиотечная система, г. Кургана».

Научное издание

Национальная программа продвижения чтения:

Уральский вариант

Материалы

Уральской библиотечной ассамблеи

1–2 ноября 2007 г.

Форма 60х84 1/16 Объем 20 п.л.

Заказ № 627 Тираж 100 экз.

Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека»

Челябинская государственная академия культуры и искусств

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36–а

Лицензия ИД № 06283 от 16.11.01

Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф

1 В основе статьи – доклад, прочитанный на .VII Международной конференции “Через библиотеки – к будущему» (Анапа. 2007).

1 Дифференциация зависела от общепринятых идеологических установок. Кроме того, учитывалась типология библиотек: учебных, городских, сельских; объем обслуживания, а также число его участников-читателей и библотекарей.

1 Земсков, А. И. Электронные библиотеки : учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – М : Либерия, 2003. – 352 с.

2 Там же.

1 По состоянию на апрель 2007 г.

1 Хлебников, Б. Рынок нашего чтения // Читающая Россия. – 1996. – №2. – С.62.

2 Хлебников, Б. Рынок нашего чтения // Читающая Россия. – 1996. – №2. – С.62.

1 Воропаев, А.Н. Библиографическое обеспечение книжной торговли в России (современное состояние и пути совершенствования) : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – С. 13–14.

2 Единый бизнес-каталог / Агентство партнерских связей «Аструм». – М. : Аструм, 2002. – С. 2.

1 Сироженко, В. Издательства 2005 год: сбывшиеся и несбывшиеся прогнозы / В. Сироженко // Книжное обозрение. – 2005, 13–19 марта. – С. 9.

2 Дымов, И. Главная ярмарка Америки // Книжное обозрение. – 2006. – 22–26 мая. – С. 7.

1 Glamour (magazine) : from Wikipedia, the free encyclopedia [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: /wiki/Glamour_magazine. – Англ.; Glamour [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: http://www.glamour.ru.

1 Independent Media [Электронный ресурс] : [Издательский дом]. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: http://www.imedia.ru.

2 Hubert Burda Media [Электронный ресурс] : from Wikipedia, the free encyclopedia. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: /wiki/Hubert_Burda_Media. – Англ.

3 Hachette Filipacchi Shkulev [Электронный ресурс] : [Издательский дом]. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: http://www.hfs.ru.

4 Conde Nast Publications [Электронный ресурс] : from Wikipedia, the free encyclopedia. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: /wiki/Conde_Nast_Publications. – Англ.

5 Издательский дом Родионова [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. и граф. дан. – Режим доступа: .

1 Ведущая исследовательская компания в области СМИ и рекламы и единственная на российском рынке, специализирующаяся только в данной сфере исследований.

1 Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА /Ин – т содерж. и метод. Обучения ИСМО РАО, Нац. Фонд подготовки кадров. – М., 2004. - 82с.

1Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник. –М. : Юристъ, 1998. – С. 187.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотечный вестник карелии выпуск 2 2 (29) библиотеки карелии в 200 6 году

    Документ
    ... изучением уровня автоматизации библиотечных процессов, знакомством с библиотечными специалистами, а, главное, ... по сказам П. Бажова «Уральских гор сказочник» и «Шел ... культуре и искусству, президент БиблиотечнойАссамблеи Евразии (БАЕ). Среди целей ...
  2. ИГУМНОВА Наталия Петровна Евразийское библиотечное пространство (1991 – 2005 гг

    Диссертация
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  3. Новые документы по культуре и библиотечному делу выпуск 11 (ноябрь)

    Документ
    ... Оганова, О. А. Информационная поддержка научных исследований Уральского региона / О. А. Оганова // Библиосфера. – ... БиблиотечнойАссамблеи Евразии. – 2009. - № 1. – С. 40-41. Реализация миротворческих библиотечных проектов. Организация библиотечного ...
  4. § 1 евразийское библиотечное пространство как культурное и общественное явление исходные понятия

    Документ
    ... в модельном Библиотечном кодексе, законах о библиотечном деле. Журнал «Вестник БиблиотечнойАссамблеи Евразии», издания библиотечных ассоциаций Армении ... городов Москвы и Санкт-Петербурга в России, Уральска, Алматы и других городов Казахстана совместно ...
  5. " о системе координации библиотечно-информационного обслуживания образовательных учреждений российской федерации"

    Документ
    ... мероприятий, проводимых Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Библиотечнойассамблеи Евразии (БАЕ). 3. ... (областной методический центр) Уральский район Уральский государственный технический университет (зональный ...

Другие похожие документы..