Главная > Основная образовательная программа


Методика преподавания языка / языков

Цели освоения дисциплины:

Приобрести необходимую теоретическую и практическую методическую подготовку в области преподавания отечественного (русского, национального/ РКИ/ иностранного языков, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики (лингводидактики) как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности в образовательной сфере «Филология».

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 3. «Преподавание филологических дисциплин».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения языковедческих (лингвистических) дисциплин и дисциплин психолого-педагогического цикла: «Введение в языкознание», «История основного языка», «Педагогика и психология (общая и возрастная)», «Дидактика (теория обучения)», «Педагогическая риторика», «Инновационные технологии в образовании».

Краткое содержание.

I. Общие вопросы методики. Методика преподавания родного/иностранного языка (лингводидактика) как прикладная наука и учебная дисциплина, ее базисные науки. Из истории развития методики. Место родного/иностранного языков как учебных предметов в ФБУП общеобразовательных учебных заведений (состав и структура).Дополнительная лингвистическая подготовка в современной профильной школе (стилистика и культура речи, риторика, русская словесность). Формы и аспекты организации учебной работы по изучению языка. Методы обучения языку. Средства обучения языку.

II. Методика преподавания разделов курса изучаемого языка (родного/иностранного). Аспекты изучения языка. Методика преподавания: фонетики и графики; лексики и фразеологии; морфемики и словообразования; грамматики. Методика обучения правописанию. Методика развития речи. Текстоцентрический (текстоориентированный) подход в обучении языку.

  1. Методика преподавания литературы

Цели освоения дисциплины.

Сориентировать студентов в комплексе проблем, связанных с разработкой концепции литературного образования; познакомить с общетеоретическими, общедидактическими, базовыми понятиями методики, основами преподавания литературы в школе; сформировать представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы; подготовить студентов к самостоятельному творческому поиску.

Место дисциплины в структуре ООП.

Б.3. Профессиональный цикл

Модуль 3. «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в результате изучения введения в литературоведение, теории литературы, истории русской / родной литературы, современных проблем русской литературы, введения в теорию коммуникации, спецкурсов и спецсеминаров.

Место учебной дисциплины – в интеграции предметов гуманитарного цикла, в системе таких курсов, как литературоведение, педагогика, психология, философия, культурология, социология, эстетика, помогающих формированию нового типа взаимоотношений между учителем и учеником.

Краткое содержание.

Теоретические проблемы современной методической науки. Основные этапы развития методики преподавания литературы. Содержание и этапы литературного образования в современной школе. Методы и приемы изучения литературы в школе. Этапы изучения художественного произведения в школе. Анализ как этап изучения литературного произведения. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы. Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике (эпос, лирика, драма). Литературное развитие школьников. Литературные способности школьников. Чтение как особый вид деятельности. Тип личности читателя. Теория литературы в школьном изучении. Урок литературы в современной средней школе. Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы. Уроки развития речи в системе изучения литературной темы. Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы. Организация преподавания литературы. Урок литературы. Требования к уроку, структура урока, классификация уроков. Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии на уроках литературы. Планирование работы. Поурочные и тематические планы. Требования к конспекту урока. Внеклассное чтение по литературе. Факультативные занятия в системе школьного преподавания литературы.

4. Педагогика и психология

Цели освоения дисциплины:

Получить представление о педагогике как науке, о ее задачах, функциях, методах, основных категориях: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогические технологии; изучить психологические аспекты образования: происхождение, функционирование и развития психических процессов, состояний и свойств человека.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 3. «Преподавание филологических дисциплин».

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: понимание сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основ; умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность.

Краткое содержание.

Педагогика: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Психология: Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные функции психики. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические и познавательные процессы. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Модуль 4. «Прикладная филология (с указанием языка / языков)»

  1. История русской / родной / зарубежной литературы

(например, «История русской литературы»)

Цели освоения дисциплины:

Изучить литературный процесс России с ХI века до современности, получить представление о характере художественно-смыслового пространства отечественной словесности, литературоцентричности русской культуры, специфике литературных направлений, школ и групп, внутренних закономерностях развития искусства слова в России и творческой индивидуальности крупнейших отечественных писателей.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Модуль 4. «Прикладная филология».

Курс истории русской литературы является стержневым и читается во всех семестрах, он призван интегрировать в сознании учащихся не только проблематику близких дисциплин литературоведческого цикла, но и многообразное содержание других гуманитарных дисциплин – курсов лингвистического цикла, гражданской истории, философии, религиоведения, социологии, политологии.

Краткое содержание.

    Место и значение русской литературы в историческом бытии этноса – народа – нации. Основные периоды истории русской литературы. Эволюция форм и функций литературы в процессе развития отечественной культуры.

Древняя русская литература как явление культуры средневекового типа. Тематический состав, стили и жанры древнерусской литературы на разных этапах ее исторического развития. Литература Древней Руси и христианство. Соотношение и взаимодействие книжной и устной словесности в древнерусской культуре. Выдающиеся книжники и писатели Древней Руси. Памятники древнерусской словесности, их поэтика, история изучения.

XVIII – первая четверть XIX в. как период становления новой русской литературы. Возникновение литературных направлений, их эволюция, взаимодействие и смена как структурирующее начало историко-литературного процесса Новой России. Традиционное жанровое мышление и возрастание индивидуально-личностного начала в словесном творчестве. Своеобразие русского классицизма, сентиментализма, предромантизма и романтизма на фоне соответствующих явлений европейских литератур. Роль выдающихся писателей в движении отечественной литературы к обретению национальной самобытности.

Интегрирующее и прогностическое значение творчества А.С. Пушкина в русском историко-литературном процессе. Понятие классического искусства применительно к истории русской литературы. Творчество великих писателей XIX века в контексте мировой литературы и литературной жизни России. Формы самоорганизации литературной жизни (литературные кружки, салоны, общества, альманахи, журналы). Становление и развитие эстетики русского реализма. Многообразие и эволюционная динамика жанрово-стилевых форм эпоса, лирики и драмы в XIX столетии. Типология и индивидуально-творческая уникальность произведений русской литературной классики.

Литературные трансформации в XX–ХХI вв. Феномен «Серебряного века». Русская литература и русская революция. Советская литература и литература русского зарубежья. Идеологический фактор в эстетическом бытии искусства слова. Смена эстетических парадигм, явления модернизма и постмодернизма в русской литературе Прерывистость и непрерывность в развитии русской литературы ХХ–XXI вв. Судьбы и художественные открытия выдающихся писателей ХХ века. Традиции классической русской литературы в литературе новейшего времени. Русская литература как средоточие и выражение эстетических, духовно-нравственных, философских, социально-политических исканий национального сознания. Мировое значение русской литературы.

  1. Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации

Цели освоения дисциплины:

Сформировать системную филологическую компетентность у студентов как базовой предпосылки повышения качества их профессиональной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 4. «Прикладная филология».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в среднем общеобразовательном учебном заведении и в результате изучения дисциплин «Основы филологии», «Введение в языкознание», «Введение в спецфилологию».

Место учебной дисциплины – в системе основных курсов, формирующих профессиональную компетенцию выпускника.

Краткое содержание.

Понятие «коммуникация». Аспекты изучения коммуникации: социально-философский, психологический, биологический, семиотический, лингвопрагматический и т. д. Виды коммуникации. Коммуникация и типы мышления. Формы и типы речевой коммуникации. Речевая коммуникация и виды речевой деятельности. Структура коммуникативного акта. Функции языка в свете структурных компонентов модели коммуникативного акта. Понятия «автокоммуникация» и «квазикоммуникация». Теория речевых актов (ТРА) как вариант теории речевой деятельности. Речевой акт как единица коммуникации, как трехуровневое образование, включающее в себя иллокутивный, локутивный и перформативный акты. Классификация речевых актов. Связь ТРА с гуманитарными дисциплинами: философией языка, лингвопрагматикой, риторикой, лексической семантикой и т. п. Принципы эффективности (успешности) речевой коммуникации. Понятия «коммуникативное поведение» и «коммуникативный кодекс». Проблема выделения единиц коммуникативного поведения. Коммуникативная стратегия. Речевая тактика. Коммуникативные ходы. Процедура коммуникативно-прагматического анализа. Речевое воздействие как актуализация стратегий и тактик коммуникантов. Речевое манипулирование как тип речевого воздействия. Дискурс как компонент коммуникации и коммуникативное событие. Контекстуальные и текстовые макростратегии и понимание дискурса. Дискурс и текст: проблема соотношения. Структуры представления знаний.Структуры представления знания как объект когнитологии (когнитивистики). «Модель ситуации» («ситуационная модель») как основной тип репрезентации знаний. Понятие прагматического контекста в свете проблем планирования, производства и понимания речевых актов. Коммуникативное пространство и его организация: символьная, визуальная, событийная, мифологическая и собственно коммуникативная.

  1. Основы филологической работы с текстом

(создание / редактирование / перевод)

Цели освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студенты должны: понять специфику текста как особой формы коммуникации, овладеть методами и методикой его анализа, позволяющими объективно интерпретировать смысл словесного конструкта, опираясь на лингвистическую основу (текстовую парадигматику и синтагматику); формировать умения создавать тексты разных стилей и жанров с учетом конкретных экстралингвистических факторов: сфера общения, ситуация общения, адресат, цели и задачи общения, социально-исторический и культурный контекст времени создания; овладеть теоретическими основами и профессиональными приемами редактирования текстов; читать, понимать и переводить с русского языка на иностранный и с иностранного языка на русский тексты, относящиеся к разным функциональным стилям.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Модуль 4. «Прикладная филология».

    Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в среднем общеобразовательном учебном заведении в результате изучения дисциплин «Основы филологии», «Введение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Введение в спецфилологию».

Место учебной дисциплины – в системе начальных курсов – «основ»: в филологии, языкознания, литературоведения; в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающего человека в разных гранях его существования.

Краткое содержание.

Понятие о тексте. Основные признаки текста. Текстовые категории. Типы текстов. Текст как объект лингвистического исследования. Текст как объект стилистического исследования. Текст как объект литературоведческого исследования. Структура текста. Текстообразующие возможности разноуровневых языковых единиц. Факторы создания текста. Текст как структурно-семантическое образование.

Понятие о редактировании текста. Разграничение понятий «редактирование» и «литературная правка». Вопрос о методике редактирования текста. Анализ языка и стиля текста: приемы устранения языковых и стилистических ошибок; смысловой и стилистический отбор лексических средств; выбор слов с учетом их лексической сочетаемости; использование фразеологических средств; коммуникативные ошибки. Анализ текста с логической стороны: приемы выявления логических связей и логические ошибки в тексте. Анализ композиции текста: требования к композиции при редактировании газетных и журнальных текстов; композиция и способы изложения материала (повествование, описание, рассуждение и определение); специфика редактирования. Анализ текста с фактической стороны: понятие «фактический материал»; виды фактического материала (факты, имена собственные, названия, даты, цифры, цитаты); оценка фактического материала с точки зрения существенности, полноты и достоверности.

Понятие о переводе как межъязыковой и межкультурной медиации. Проблема эквивалентности перевода. Прагматика перевода. Технология перевода. Лексическая плоскость перевода. Грамматические проблемы перевода. Стилистика перевода. Оценка качества перевода.

Вариативная часть

Иные дисциплины по выбору вуза

Для профиля«Отечественная филология (с указанием языка / языков и литературы / литератур)»

  1. Современная русская / родная литература

Цели освоения дисциплины:

    Ознакомиться с основными тенденциями литературного процесса наших дней, получить представление о наиболее примечательных явлениях отечественной словесности последних лет, осмыслить диалектическую взаимосвязь искусства слова и действительности. Кроме того, на основе ранее освоенного студентами материала по введению в литературоведение, изучения рекомендованных критических источников закрепить профессиональные компетенции, связанные с самостоятельным многомерным изучением литературных произведений, а также получить начальное представление о закономерностях литературного процесса последнего времени.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Отечественная филология».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения введения в литературоведение, введения в профильную подготовку (отечественная филология, истории.

Место учебной дисциплины – в системе курсов, связанных с изучением базовых «проблем» русской и зарубежной литературы, что обеспечивает профильную филологическую подготовку; в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающих личность и его духовную деятельность в разных аспектах.

Краткое содержание.

Общие тенденции развития литературы на рубеже XX – XXI веков. Утрата веры в универсальные ценности. Усиление эсхатологических тенденций. «Равноразные» миры культуры новейшего времени. Постмодернистская ситуация в мировой культуре. Сосуществование постмодернизма с этетикой реализма и модернизма, литературоведческие суждения о постреализме, постакмеизме и необарокко. Экспансия «массовой литературы». Идеи и формы контркультуры. Литературный процесс и литературная периодика второй половины 1980 – 90-х годов. Журнальный бум на рубеже 1980 – 90-х годов. Роль литературы в коренном обновлении общественного сознания. Отмена цензуры и демократизация литературной жизни. «Возвращенная словесность» и ее социальный и культурный резонанс. Причины резкого спада интереса к литературной периодике во второй половине 90-х годов. Кризис литературоцентризма общественного сознания. Возникновение нерегулярных изданий, не рассчитанных на широкую аудиторию. Активизация «массовой литературы» и Internet-фактор. Литература русского постмодернизма. «Ситуация постмодернизма» (Ж.-Ф. Лиотар) в культуре последней четверти XX века: ценностный релятивизм, кризис авторства, сведение произведения к тексту, эклектика как принцип, размывание границ между субъектом и объектом, высоким и низким, элитарным и массовым, искусством и реальностью. Генезис русского постмодернизма. Модернизм и постмодернизм – диалектика притяжений и отталкиваний. Соцреализм и постмодернизм. Варианты русского постмодернизма. Постмодернизм в поэзии, прозе, критике. Концептуализм и метареализм. Текст и контекст: постмодернизм и интертекстуальность. Интеллектуальная комбинаторика (реминисценции и игра жанровыми, сюжетными и стилевыми стереотипами) в постмодернистском дискурсе. Перспективы искусства слова в постмодернистскую эпоху. Документально-эссеистское начало в современной словесности. Социально-исторические и философско-эстетические причины активизации документально-публицистических факторов в искусстве последних десятилетий. Формы и варианты современной «литературы без вымысла» («литература человеческого документа», мемуары, дневники и др.). Культурологический элемент в современной литературе. Влияние «эстетики подлинности» на недокументальные жанры литературы. Феномен массовой литературы. Социальные и психологические причины ее востребованности. Жанровый спектр массовой литературы (детектив, триллер, дамский роман, фантастическая проза и др.). Массовая литература и элитарная словесность – поляризация и/или конвергенция.

  1. Современная зарубежная литература

Цели освоения дисциплины:

Представить целостную концепцию современного литературного процесса в эстетическом и историко-литературном аспектах, а также познакомить с основными явлениями современной зарубежной литературы, сориентировать в поле новейших эстетических идей и концепций, дать навыки работы с современным литературно-художественным материалом.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Отечественная филология».

    Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в ходе и результате изучения курсов истории литературы (отечественной и зарубежной), теории литературы, истории критики и исторической поэтики, а также иностранного языка.

Краткое содержание.

Предмет и задачи курса. Историко-литературные, теоретические и литературно-критические аспекты рассмотрения современной литературы. Вопросы типологии романной формы. Проблема жанра. «Маркетинговые» рубрики (Фэнтэзи, фантастика, ужасы, классика, исторический роман, любовный роман, женский роман, детектив, криминальный роман; мемуары; fiction и non-fiction, детская литература, приключения) и жанры литературы. Классические романные жанры: авантюрно-бытовой роман, любовно-авантюрный роман, биографический роман. Роман воспитания, исторический роман, психологический роман. Роман культуры. Тривиальные жанры.

Культурно-исторический контекст литературы 1990 – 2000-х годов. Литературная современность, основные ее категории. Проблема постмодернизма. Обзоры новинок, бестселлеров, «главных книг двадцатилетия», жанров, литературные премии и другие способы структурировать литературный процесс. Экранизации. Современная Книга, Имеющая Успех.

Необходимость исторического подхода к современной культурной ситуации. Демократия и тоталитарное общество. Соблазны и опасности демократии. Политкорректность и мультикультурализм. Критика «классического дискурса».

Темы «другого» сознания в литературе, различные писательские стратегии по отношению к другому (отождествление / противопоставление). Феномен современной женской прозы, постколониальной литературы, современного романа воспитания, исторического и любовного романа, опыты построения «нелинейного» письма.

7. Иностранный язык (практический курс)

Английский / немецкий / французский язык

Цели освоения дисциплины:

    Овладеть системой иностранного языка как средством межъязыковой коммуникации за счет знаний особенностей функционирования фонетических, лексико-грамматических, стилистических и социокультурных норм родного и иностранного языков в разных сферах речевой коммуникации; научиться анализировать, обобщать и осуществлять отбор информации на языковом и культурном уровнях с целью обеспечения успешности процесса восприятия, выражения и воздействия в межкультурном и социальном дискурсах общения.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Отечественная филология».

    Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения дисциплин, формирующих представление о теории текста и дискурса, теории коммуникации, о лингвистическом анализе текста, стилистике и культуре речи языков.

    Место учебной дисциплины в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация основной образовательной программы направления подготовки 032700 - филология квалификация (степень) «магистр»

    Основная образовательная программа
    ... академия» Факультет филологии Аннотация оСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙпрограммынаправленияподготовки032700 - Филология Квалификация (степень) «Магистр» Санкт-Петербург 2012 г. Основнаяобразовательнаяпрограмма магистратуры ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 032700 62 филология 032700 62 01 отечественная филология

    Основная образовательная программа
    ... (далее – ФГОС ВПО) по направлению032700Филология, Примернойосновнойобразовательнойпрограммы по соответствующему направлениюподготовки и требований, самостоятельно устанавливаемых Университетом ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 032700 – филология

    Основная образовательная программа
    ... МГУ имени М.В. Ломоносова Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки032700Филология утверждено приказом Минобрнауки России ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 032700 «филология»

    Основная образовательная программа
    ... «___» ___________2012 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки032700 «Филология» профиль «Зарубежная филология: Еврейские языки, литература ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 032700 «филология» (3)

    Основная образовательная программа
    ... «___» ___________2012 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки032700 «Филология» профиль «Зарубежная филология: Еврейские языки, литература ...

Другие похожие документы..