Главная > Основная образовательная программа


Краткое содержание.

Специфика артикуляции звуков, интонации и ритма нейтральной речи во втором изучаемом иностранном языке. Основные особенности произношения. Чтение транскрипции. Понятие об основных способах словообразования. Основные грамматические явления: порядок слов в предложении, система времен глаголов в активном и пассивном залогах. Существительные, местоимения, степени сравнения прилагательных. Модальные глаголы и их эквиваленты. Лексико-грамматический материал, необходимый для овладения основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации и деловой культурой общения на втором изучаемом иностранном языке. Реферирование и аннотирование научной литературы.

Для профиля «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы / литератур)»

2.8.1. Инновационные технологии в образовании

Цели освоения дисциплины:

    Ознакомить с инновационными технологиями, реализуемыми в современном образовательном процессе и обеспечивающими достижение целей обучения филологическим дисциплинам (языку/языкам, литературе) и овладения ими для дальнейшего успешного использования данных технологий в педагогической деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

    Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль«Преподавание филологических дисциплин».

    Входит в блок дисциплин психолого-педагогического цикла и связан с освоением «Педагогики и психологии (общей и возрастной)», частных методик: «Методики преподавания языка / языков (лингводидактики)» и «Методики преподавания литературы», «Дидактики».

Краткое содержание.

Технология обучения как прикладная педагогическая наука (определение и предмет). Понятие и признаки образовательных (педагогических) технологий, как дидактической системы, совокупности способов, приемов работы преподавателя и учащихся, обеспечивающих достижение целей обучения. Соотношение педагогических технологий и методов обучения. Компоненты структуры технологии обучения. Типы и виды педагогических (образовательных) технологий, используемых при обучении языкам: модульная технология обучения, (технология уровневой дифференциации и технология укрупненных дидактических единиц), технология развивающего обучения (проблемно-эвристическая технология), обучение в малых группах, технология (метод) проектов, информационные (компьютерные) технологии и технология дистанционного обучения, алгоритмизация и опорные сигналы (конспекты), «Языковой портфель (портфолио) достижений ученика», игровые, тренинговые технологии.

2.8.2. Компьютерные технологии в обучении языку и литературе

Цели освоения дисциплины:

Получить представление об общих тенденциях развития информационно-образовательной среды обучения языку и литературе и их влиянии на профессиональную компетенцию современного преподавателя; о программах адаптации педагога-словесника для работы в сетевом мире; о концепциях создания компьютерных учебников; приобрести навыки отбора, алгоритмизации учебного материала и создания сценариев учебных компьютерных программ по русскому и иностранным языкам, по русской и зарубежной литературе.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Преподавание филологических дисциплин».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в результате изучения теоретического курса основного языка / языков; истории русской / родной / зарубежной литературы, информатики, дидактики. Место учебной дисциплины – в системе курсов методики преподавания языка и литературы; инновационных технологий в образовании.

Краткое содержание.

Функции компьютерной техники в учебном процессе. Компьютерная лингводидактика. Компьютерная лингвография. Компьютерные программы – специфический вид учебного материала в системе средств обучения.Этапы разработки компьютерной программы. Алгоритмизация процесса управления деятельностью учащихся. Сценарий учебной компьютерной программы.Проблемы обратной связи в учебных компьютерных программах. Типология компьютерных программ.Классификация компьютерных программ по функциональному назначению, способу программирования, способности адаптироваться к особенностям обучаемого, числу и последовательности размещения составляющих элементов, методическому назначению, степени независимости программ, уровням сложности тестирования. Классификация программ в зависимости от класса решаемых задач.Основные направления компьютеризации педагогической русистики. Учебные информационно-справочные базы лингвистических данных. Учебные автоматизированные лексикографические системы русского языка. Автоматизированные учебные курсы по русскому языку и литературе. Компьютерные технологии в дистанционном обучении.

2.8.3. Дидактика

Цели освоения дисциплины:

    Ознакомить с отраслевой педагогической наукой, разрабатывающей вопросы теории образования и обучения, позволяющие выявить основные закономерности процесса обучения с целью освоения соответствующих компетенций и использования полученных знаний, умений в будущей педагогической деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Преподавание филологических дисциплин».

Входит в блок дисциплин психолого-педагогического цикла и связан с освоением «Педагогики и психологии (общей и возрастной)», частных методик: «Методики преподавания языка / языков (лингводидактики)» и «Методики преподавания литературы», «Инновационных технологий в образовании».

Краткое содержание.

Понятие и основные категории дидактики как педагогической науки. Связь дидактики с другими науками и ее место в блоке психолого-педагогических дисциплин. Становление и развитие дидактики как науки. Научно-теоретические и нормативно-прикладные функции дидактики. Обучение и воспитание как составляющие процесса образования и как предмет дидактики. Определение объема и структуры содержания образования в соответствии с его этапами. Организация учебного процесса на разных процессах обучения. Принципы, методы, организационные формы, средства и технологии обучения. Тенденции и перспективы развития образования на современном этапе.

2.8.4. Педагогическая риторика

Цели освоения дисциплины:

    Сформировать коммуникативную компетентность будущего учителя; овладеть профессиональной речью, нормами речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога; осмыслить пути овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений решения воспитательных задач, возможности в формировании речевого (риторико-педагогического) идеала.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Преподавание филологических дисциплин».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в результате изучения введения в теорию коммуникации, дидактики. Место учебной дисциплины – в системе курсов методики преподавания языка и литературы; педагогики и психологи, позволяющих рассматривать риторические знания не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.

Краткое содержание.

Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла (лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии и др.). Условия реализации эффективного общения. Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения в процессе общения. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Сфера обучения как «зона повышенной речевой ответственности». Особенности общения в ситуации «учитель – ученик». Коммуникативные и речевые задачи, решаемые учителем в ходе общения со школьниками на уроке и вне урока. Учебно-речевые ситуации общения. Учитель как коммуникативный лидер. Культура речевого поведения учителя. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Дискурс как процесс речевого поведения. Текст как единица общения. Речевой жанр. Умение понимать (интерпретировать) и создавать тексты (высказывания) как необходимые условия результативного общения. Коммуникативные качества речи. Вербальный и невербальный аспекты общения. Речевая деятельность учителя. Основы мастерства публичного выступления. Профессионально значимые для учителя речевые жанры. Педагогический речевой идеал.

Для профиля «Прикладная филология (с указанием языка / языков)»

2.8.1. Прикладная филология (теория и методика)

Цели освоения дисциплины:

Получить целостное представление о прикладной филологии как складывающейся области филологии и научной дисциплине; освоить базовую категорию прикладной филологии – «прикладное исследование»; овладеть теоретическими (лингвистическими, литературоведческими) основами разработки методики постановки и решения прикладных задач и проведения прикладных исследований в важнейших сферах человеческой деятельности; научаться применять полученные знания и умения в процессе теоретической и практической деятельности в области филологии.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Прикладная филология».

    Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, введения в профильную подготовку («прикладная филология») и всех иных дисциплин профильной подготовки («прикладная филология»), философии.

Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профильной подготовки «Прикладная филология», в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных гранях.

Краткое содержание.

Прикладная филология. Языковая, литературная, коммуникативная жизнь современного общества как объект прикладной филологии. Ее предмет и задачи, место в структуре филологического знания. Функции прикладной филологии. История становления прикладной филологии: прикладная лингвистика; прикладное литературоведение. Прикладное исследование как базовая категория прикладной филологии. Выбор темы; программа исследования, ее реализация. Теоретические и методологические основы прикладного исследования в лингвистике и литературоведении. Актуальная проблематика теории языка и теории литературы и ее значимость для прикладной филологии. Человек как смысл прикладных филологических исследований. Сферы и задачи прикладных филологических исследований. Методики сбора информации (наблюдение, опрос, работа с источниками и др.), постановки и решения прикладных задач в важнейших сферах человеческой деятельности: аналитические, экспериментальные, интерпретационные, прогностические, проектные. Другие методики. Формальный аппарат прикладных исследований.

2.8.2. Теория коммуникации

Цели освоения дисциплины:

Получить целостное представление о феномене социальной коммуникации в широком научном контексте и общие сведения о концепциях и моделях коммуникации; на основе знаний о функциях, уровнях, сферах коммуникации овладеть важнейшими методами исследования в области коммуникативистики; уметь применять полученные знания и умения в теоретической и практической деятельности в области прикладной филологии.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.2. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Прикладная филология».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка/языков, введения в профильную подготовку (прикладная филология), основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии.

Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профильной подготовки в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных гранях.

Краткое содержание.

Понятие коммуникации. Объект и предмет теории коммуникации. Категориальный аппарат теории коммуникации, ее методы исследования. Концепции и модели коммуникации. Коммуникация как процесс и структура. Функции коммуникации. Уровни коммуникации. Межличностная коммуникация. Механизмы взаимопонимания: идентификация, самоидентификация, эмпатия, рефлексия. Групповая коммуникация Понятие малой группы. Специфика коммуникации в малой группе. Массовая коммуникация. Межкультурная коммуникация. Коммуникация в разных сферах деятельности. Политическая коммуникация: модели политической коммуникации. Рекламная коммуникация: техники внушающей и убеждающей коммуникации. Деловая коммуникация: формы деловой коммуникации. Межкультурная коммуникация. Речевая коммуникация как объект изучения теории коммуникации. Динамика коммуникативных процессов в современном мире. Приватность и публичность как два полюса коммуникативных практик, их взаимодействие. Проблемы нормализации и гуманизации коммуникативных процессов в современной России. Важнейшие методы исследования коммуникации (прикладной аспект).

2.8.3. Практическая риторика

Цели освоения дисциплины:

Получить представление о современной риторике как коммуникативной дисциплине; овладеть умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в любых профессиональных и социально значимых ситуациях.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Прикладная филология».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка / языков, введения в профильную подготовку («Прикладная филология»), основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи.

Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профильной подготовки в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных гранях.

Краткое содержание.

Понятие о риторике и ее задачах. Риторика теоретическая и практическая. Задачи и основные понятия практической риторики. Способы адекватного и успешного включения ритором аудитории в коммуникативную ситуацию. Анализ и отработка способов и моделей передачи обратной связи в коммуникативной ситуации. Умение ритора демонстрировать себя как активное и ситуациообразующее начало. Анализ реакций на критику; провоцирование критики; ассертивное принятие критики. Успешное коммуникативное взаимодействие в различных риторических жанрах, применительно к разным видам и формам коммуникативной деятельности. Коммуникативный консалтинг, коммуникативные тренинги, их технологии. Разработка способов предотвращения коммуникативного кризиса. Пути совершенствования собственных коммуникативно-риторических компетенций.

Б.3. Профессиональный цикл

Базовая часть:

  1. Введение в спецфилологию

(например: «Введение в романскую филологию)

Цели освоения дисциплины:

    Осветить вопросы социолингвистической характеристики современных романских языков; определить область их распространения в Европе и за ее пределами уточнить объект романской филологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины; подготовить студентов к более детальному и углубленному изучению романских языков и их истории; заложить основы теоретической подготовки романистов-филологов.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Курс опирается на знания курса «Введение в языкознание», латинского языка и языка основной специальности; в нем рассматриваются общероманские лингвистические проблемы: классификация романских языков и проблема их структурной общности в области фонетики, грамматики, лексики. Современное состояние романских языков соотносится с основными направлениями их исторического развития.

Краткое содержание.

    Понятие романских языков. Понятие литературных романских языков. Проблема классификации романских языков, структурной общности их. «Романия» как историческое понятие. Образование Древней Романии. Древняя Романия поздний период истории Рима и после его падения. Распространение романских языков за пределы Древней Романии. Истоки романских языков. Факторы дифференциации народной латыни ее преобразования в романские языки. Историческое развитие и структурная общность романских языковых систем (Фонетика. Грамматика. Лексика.) Романские языки как объект научного изучения.

2. Основной язык / языки (теоретический курс)

    Цели освоения дисциплины:

    Изучить основной язык / языки (отечественные и иностранные) в теоретическом освещении, получить знание основных концептуально важных положений в области теории основного изучаемого языка / языков с целью применения в полученных знаний в научно-исследова­тель­ской и практически-прикладной деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Дисциплина «Основной язык / языки (теоретический курс)» является одной из основополагающих дисциплин, определяющих профессиональную направленность подготовки бакалавра. Ее изучение опирается на сведения, полученные абитуриентами в курсе русского / родного или иностранного языка / языков в средней школе (в зависимости от того, какой – русский, родной или иностранный – язык избран абитуриентом при поступлении в вуз), материалы пропедевтических дисциплин «Введение в спецфилологию» и «Введение в языкознание» и сопровождается освоением дисциплин «Практический курс основного языка / языков», «Стилистика и культура речи основного языка / языков» и «История основного языка / языков», что позволяет студенту получить базовые профессиональные знания по основному языку в целом.

Краткое содержание.

Место и роль основного языка / языков в функциональной парадигме современного гуманитарного знания. Основной изучаемый язык / языки среди других языков мира, его / их происхождение, генетические связи и типологические и лингвокультурные особенности. Функции основного языка / языков в мировой языковой ситуации и современной коммуникативной практике. Особенности фонологической системы основного языка / языков. Лексическая и лексико-фразеологическая система основного языка / языков. Современная лексикографическая практика, основные базы корпусов для хранения и обработки текстов и лингвистических данных о специфике конкретного языка. Система словообразования основного языка / языков. Теоретическая грамматика: морфология основного языка / языков, синтаксис основного языка / языков. Основные принципы и тенденции развития графики, орфографии и пунктуации основного языка / языков.

3. История основного языка

(например: «История французского языка»)

Цели и задачи освоения дисциплины:

Изучить внешние и внутренние факторы, способствующие образованию французского языка; получить представление об общих проблемах, связанных с языковым развитием; изучить изменения и лексическом, фонетическом и грамматическом строе французского языка на разных этапах его развития и выявить важнейшие закономерности этой эволюции; изучение основных экстралингвистических факторов, воздействующих ан диахронические изменения в системе французского языка; получить представление о важнейших проблемах, связанных с изучением новофранцузского языка.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

История языка занимает одно из важнейших мест среди теоретических дисциплин, изучаемых на факультете. Он способствует формированию лингвистического мировоззрения, т.е. понимания законов существования и развития языка. Курс позволяет студентам овладеть большим фактическим материалом, который дает объяснения состоянию изучаемого языка; отражает наиболее значительные факты в истории французского языка и связанные с ними теоретические проблемы. Основные принципы диахронических изменений в системе французского языка изучаются в свете актуальных проблем современного языкознания. Курс истории языка опирается на такие дисциплины, как «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Введение в романскую филологию».

Краткое содержание.

Предмет и задачи курса. Общие проблемы развития языка. Происхождение французского языка. Старофранцузский период (IX – XIII вв.). Среднефранцузский период (XIV – XV вв.). Особенности языковой ситуации XVI в. Особенности языковой ситуации XVII в. Особенности языковой ситуации XVIII в. Особенности языковой ситуации XIX – XX вв.

4. История мировой (зарубежной) литературы

Цели освоения дисциплины:

Дать общее представление о развитии европейской и американской литератур в единстве литературного, социо-культурного, философского, исторического аспектов, сформировать ценностное отношение к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки специалиста филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка

Краткое содержание.

Литература Средних веков: общая характеристика, периодизация, основные направления и формы, важнейшие факторы формирования литературы. Литература эпохи Возрождения в западноевропейских странах. Общая характеристика. Понятие ренессансного стиля, ренессансного гуманизма, трагического гуманизма. Общая концепция человека. XVII век как эпоха в истории литературы. Понятие маньеризма и барокко. Стилевые и жанрово-тематические особенности. Общая характеристика эпохи Просвещения. Общественно-политические, философские, религиозные, эстетические взгляды просветителей. Романтизм как тип культуры и литературное направление. Национальные варианты европейского романтизма, их специфические черты. Реализм как художественная система. Реализм как течение внутри романтической парадигмы. Эстетические принципы реалистической литературы. Особенности литературной ситуации рубежа XIX-ХХ веков. Своеобразие духовной ситуации ХХ века. Характеристика творчества основных представителей и главных памятников каждой из эпох. Современная зарубежная литература.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотация основной образовательной программы направления подготовки 032700 - филология квалификация (степень) «магистр»

    Основная образовательная программа
    ... академия» Факультет филологии Аннотация оСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙпрограммынаправленияподготовки032700 - Филология Квалификация (степень) «Магистр» Санкт-Петербург 2012 г. Основнаяобразовательнаяпрограмма магистратуры ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 032700 62 филология 032700 62 01 отечественная филология

    Основная образовательная программа
    ... (далее – ФГОС ВПО) по направлению032700Филология, Примернойосновнойобразовательнойпрограммы по соответствующему направлениюподготовки и требований, самостоятельно устанавливаемых Университетом ...
  3. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 032700 – филология

    Основная образовательная программа
    ... МГУ имени М.В. Ломоносова Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки032700Филология утверждено приказом Минобрнауки России ...
  4. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 032700 «филология»

    Основная образовательная программа
    ... «___» ___________2012 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки032700 «Филология» профиль «Зарубежная филология: Еврейские языки, литература ...
  5. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 032700 «филология» (3)

    Основная образовательная программа
    ... «___» ___________2012 г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки032700 «Филология» профиль «Зарубежная филология: Еврейские языки, литература ...

Другие похожие документы..