Главная > Документ


2.6. Передача смысла текстами

Если текст выражен на ЯПП, то с помощью лексикона и БЗ будет вычислен смысл этого текста. Может быть мало, а может быть чрезвычайно, неожиданным является представление смысла значениями для терминов. Так уж исторически сложились исследования, в соответствии с которыми каждое понятие представлено его именем (термином) и значением, заданным лексемой или вычисляемый в процессе логического вывода. Тексты, составленные из термандов и термаций, подвергаются вычислениям или интерпретации, в которых выполняются термации над значениями термандов так, что в результате получаются новые значения для понятий, представленных вычисляемыми фразами. Этот процесс рекурсивен и завершается после получения значения (смысла) всего текста.

Понятие значения определяется широко. Ими могут быть не только лексемы, включая слова, но и композиции лексем, определяющие агрегаты массивов, записей и таблиц, выражения для функций и процедур или некоторых величин и даже понятия, представленными терминами с или без значения. Такие возможности представления смысла обеспечивают все разнообразие знаний, которые используются специалистами. Это важные положения должны стать привычными для пользователя, несмотря на то, что на интуитивном уровне ему они ясны или подразумеваемы. Если интуитивного уровня недостаточно, то необходимо воспользоваться изучением основ ЯПП, чтобы обеспечить себе квалифицированные формулировки знаний и запросов для Интеллсист.

Применение ЯПП у специалистов не будет вызывать серьезных осложнений, поскольку он ориентирован на лексикон их специальности. Логически правильная формулировка знаний и запросов может даваться легко при использовании подсказок, меню инструментария, опыта работы с Интеллсист и документации по своей специальности. Интересно отметить, что известные информационно-поисковые системы внешне создают впечатление интеллектуальности, так как они «понимают» вопросы пользователя, написанные и составленные на ЕЯ. Однако эти системы реализуют поиск по ключевым словам, а не по смыслу вопроса. Именно поэтому такие системы находят большое число документов, или ответов на вопросы, среди которых могут оказаться и полезные. Использование всего ЕЯ никогда не принесет больших положительных результатов даже с помощью набора словаря ключевых слов. Только вычисление смысла вопросов и сопоставление полученного смысла со смыслом текстов в базе или хранилище документов позволит находить требуемые документы и ранжировать их по смысловому рейтингу.

Итак. Передача смысла текстами возможна только при использовании СеГ, лексикона и БЗ, ориентированных на данную специальность. Можно говорить о приближенном смысле текстов, тогда область поиска может расшириться для поиска документов. Интеллсист не работает с приближенным смыслом текстов, она ориентирована только на определяемый в процессе логического вывода смысл (на вычисление смысла) понятий, фраз и текстов.

В заключение следует обратить внимание на то, что для вычисления смысла текстов необходимо иметь полное представление о понятии как таковом. Важно установить, что такое понятие, как оно определяется, для чего и как формируются представляющие его термины, какие значения может принимать понятие. Далее все эти вопросы будут рассмотрены подробно. Информатика смысла занимается этими проблемами для установления точных определений понятий и применения определений в практическом использовании Интеллсист, построении лексиконов и БЗ.

2.7. Системы обработки знаний

Интеллсист является системой обработки знаний. Система выполняет следующие операции: сбор знаний в лексиконе и БЗ, всесторонний контроль над правильностью представления знаний, полная или частичная автоматизированная формализация знаний, накопление фактического материала, определение смысла текстов, логический вывод результатов выполнения заданий, обнаружение ошибок или выдачу результатов - нового знания. Большинство известных систем обработки знаний (типа ЭС, ПС или интеллектуальных или интеллектуализированных систем) являются программами, ориентированными на реализацию указанных операций. Так можно сказать и о системах, которые выполняют одну или несколько указанных операций. В т.7 подобные вопросы оценки интеллектуальности рассматриваются подробно. Здесь дается фиксация проблем, связанных с обработкой знаний в системах.

Сбор знаний для Интеллсист сопровождается грамматическим разбором текстов всех уровней (лексический, синтаксический, семантический и прагматический). Такой сбор знаний существенно отличается от простого ввода текстов и созданием «удобных» хранилищ для них. Грамматический разбор текстов предназначен для вычисления смысла текста или для определения противоречий внутри текста. После попытки вычисления смысла определяются условия, при которых текст имеет смысл истины. Он определяет некоторый уровень интеллектуальности всей системы.

Интеллсист реализует обнаружение хотя бы одной ошибки из числа 13-ти классов ошибок, что также определяет следующий уровень интеллектуальности системы. Большинство классов ошибок обнаруживаются в программных системах. Но Интеллсист обнаруживает такие классы ошибок, как локальная и глобальная непротиворечивость знаний, независимость знаний и полнота знаний. В этом одно из главных достоинств Интеллсист - производить отладку знаний.

Интеллсист способствует полной формализации знаний даже в том случае, если некоторые понятия вначале не полностью определены. Формализация знаний состоит в точном и полном описании понятий. Практически это делается с помощью меню инструментария и справочной подсистемы. Формализация знаний состоит в переводе текстов на ФЯ. Это делается с помощью транслятора ЯПП на язык Лейбниц. Формализация знаний состоит в составлении и использовании лексикона и БЗ, что обеспечивается МЛВ и МАВ. Формализация знаний состоит в логическом выводе результата решения заданий пользователя, что также обеспечивает МЛВ и МАВ. Формализация знаний состоит также в получении нового знания, выражаемого альтернативами совместных фактов, удовлетворяющих исходному заданию.

Накопление фактического материала можно осуществлять через БД с помощью СУБД. Едва ли стоит серьезно учитывать в этой проблеме накопление фактов путем сообщения величинам их начальных значений или ввода массивов и записей данных перед реализацией вычислений. Интеллсист ориентирована на использование СУБД, что позволяет рассматривать задания, связанные с обработкой емких материалов по фактам, представленным в табличной форме.

Целью работы Интеллсист является получение новых фактов или программ для динамического вычисления новых фактов. Формализация знаний и накопление фактического материала определяют уровень интеллектуальности системы. Этим утверждением завершается рассмотрение систем обработки знаний и главы об основных понятиях информатики. Рассмотрим другой метод реализации системы обработки знаний, который ждет своей реализации.

1. Применения СиГ (смысл по графу связи). Попытки выявления и применение знаний только по СиГ в целом не лишены оснований, хотя любые попытки в ограничении только ее средствами приводит к неуспеху. Применение СиГ возможно в решениях задач, когда смысл текста имеет интуитивный характер. Можно сказать так: формирование и поиск интуитивного смысла может быть реализовано только средствами СиГ. Здесь кратко рассмотрим постановку одной проблемы концептуальной информатики: применения СиГ. Несколько подробнее о ней сказано в т.4, разделе 5.5.1, где рассматривается теория веры.

Накопление знаний в рассматриваемом случае осуществляется методом ведение беседы для выяснения сути происходящего. Беседа фиксируется в памяти в форме вопрос-ответ. Рассуждение с вопросами и ответами предназначено для установления гипотезы, поиска ответов на вопросы или научной истины. Представление элементарного знания имеет форму <текст, граф>. Под текстом понимается слово, знак, лексема или комбинация этих объектов. Под графом понимается граф связи слов, лексем и знаков препинания.

Любая грамматика передает знания (т.2). Этот тезис является здесь основным, его и попробуем установить. Теперь рассмотрим СиГ для определения возможностей вычисления приближенного смысла. Задачи с установлением правоты текстов возникают часто:

  • обоснование гипотез,

  • поиск ответа на вопросы,

  • выяснение обстоятельств, в которых проявляется события,

  • исследование результатов деяний,

  • построение хода рассуждений по заданной теме и др.

Возможно, что некоторые сведения из СеГ будут использоваться в процессах применения СиГ, поскольку эти две грамматики обслуживают один и тот же язык, один и тот же лексический состав языка.

Прежде необходимо выяснить вопрос переноса знаний с помощью СиГ. СиГ, напомним, определяется алфавитом, правилами построения слов и предложений. Возьмем в качестве догмы следующее положение: каждое предложение может быть истинным или ложным, допустимым или не допустимым, оно может иметь любую квалификацию, которую определяет сам пользователь. Таким образом (важное обстоятельство) закон исключенного третьего не действует вообще. Вообще же, операции алгебры логики не учитываются явно. При этом важно согласованность слов и предложений, непротиворечивость утверждений, полнота и независимость совокупности предложений. Проблема определения понятия знание усложняется. Тем не менее, понятия знание необходимо установить, иначе невозможно разрешать какие-либо жизненно важные проблемы (вопросы, запросы, задачи, гипотезы и др.). Потенциальное применение связано со многими областями деятельности человека:

  • ведение следствия или суда (юриспруденция),

  • начальный научный поиск свойств вещей, закономерностей или классификаций,

  • оценка значимости произведений искусства и литературы,

везде, где текстуально документируются содержательные факты и утверждения.

Ранее была высказана мысль о том, что передача знаний с квалификацией их значениями лжи и истины с помощью СиГ невозможна. Но с помощью СиГ можно передавать знания с квалификацией, которая известна только пользователю, а не системе обработки знаний. СиГ не декларирует понятие логического смысла фраз или предложений. Однако СиГ можно использовать для разрешения вопросов и гипотез, не требующих знания лжи или истины (теория веры).

Подойти к понятию знание с указанных позиций можно только с пониманием сущности правил СиГ. Любое правило СиГ определяет, какие знаки, цифры, буквы (символы) образуют слова и предложения, а также их разделители (с помощью операции соединения). В основе представления знаний на базе СиГ лежит операция соединения лексических элементов таких, как слово, число, строка и знаки препинания. Любое предложение является единицей языка. Оно формализуется простым линейным графом, в узлах которого помещаются лексические элементы, а дуга символизирует операцию соединения. Весь текст тогда представляется совокупностью графов. Теперь можно перейти к формальному определению знания. Знания - это текст, используемый как имя данного, и представляющий его граф, являющийся смыслом текста. Под БЗ понимается совокупность элементарного знания, проверенная по всевозможным критериям грамматической правильности, непротиворечивости, независимости и полноты.

Общее определение понятия знание не исключает наличие БД с фактическими материалами. Понятие факта для СиГ можно было бы расширить за счет того, что каждая пара (текст, граф) также можно понимать как факт. Но тогда дело применения нового определения знания на основе СиГ было бы чрезвычайно затруднено, поскольку теория фактов строго не определяется.

2. Постановка цели. Интуитивно понятие цели известно в случае изучения и обработки знаний, извлекаемых из текстов, которые составлены по правилам СиГ. При обработке знаний на основе СиГ возникают различные цели. Рассмотрим лишь несколько из них. Всеобщее применение СиГ невозможно, хотя и имеются попытки разрешить эту проблему (например [Хомский96]). СиГ целесообразно использовать для разрешения или синтеза вопросов в диалогах человека с ВМ. Разрешение вопроса или гипотезы может привести к постановке новых целей или подцелей, которые продолжают диалог в системе человек-ВМ до некоторого конечного результата.

В представлении знаний парой (текст, граф) достаточно хорошо известно по описанию СиГ понятие текста. Действительно, граф в применениях СиГ состоит из множества вершин или узлов и множества пар (или дуг) из двух узлов. Кроме этого, каждая компонента графа интерпретируется или нагружается следующими атрибутами. Узлу соответствует лексический элемент, а дуге - операция соединения лексических элементов. Узлу при кодировании соответствует:

  1. номер лексического элемента,

  2. код признака или квалификации лексического элемента (слово, знак, лексема, табличный элемент и др.),

  3. код конца слова, если лексический элемент является словом,

  4. ссылка на кластер слов, если узлу соответствует не одно слово,

  5. ссылка на продолжение или конец графа (код дуги),

  6. номер семантического преобразования, связанного с этим графом.

Эта нагрузка графа необходима для эффективной обработки знаний. Вся совокупность графов содержательно подразделяется на стандартные и диалоговые графы. Графы, представленные полной совокупностью, технически сложны для обработки и не всегда интерпретируемы как представления знания. Поэтому крайне необходимы средства для обобщения графов. Над графами определяются операции.

3. Классы графов представления текстов. Графами представляются многие объекты информатики. В т.2 подробно рассматривался граф языка. Построение графов приведет к формированию графа языка конкретного диалога. Это один из главных тезисов применения СиГ.

4. БД для хранения знаний, представленных по СиГ. Знания, внутренне представленные на ФЯ, хранятся аналогично тому, как они хранятся в представлениях по СеГ. Здесь следует отметить отличия в составе файлов, поскольку в представлениях знаний преобладают факты. Поэтому достаточно средств СУБД сохранения словарей из слов с пометкой о составе синонимов, выписок из беседы для использования их при проработке всех версий, исходных (и стандартные) знаний и др. Структура БД включает в себя наименование класса данных (автомобиль, дом, улица и т.п.) и столбцов таблиц, являющихся самостоятельной разработкой, исходя из реалий применения.

5. Заключительные замечания. Имеется еще достаточное число способов представления знаний парами (имя, значение). Об этом говорилось ранее. Для каждого способа следует рассматривать аналогичные разделы концептуальной информатики, по которым устанавливается метод внешнего и внутреннего представления, цели и задачи применения, алгоритмы обработки, внешнее представление результатов, применение имеющихся Интеллсист и др.

Глава 3. Основные концепции определения понятий

Для работы Интеллсист со знаниями и запросами необходимы сведения о терминах, они передаются системе при их определении с помощью меню. Для понимания средств описаний терминов рассматриваются общие понятия о методах формирования их определений. В этом разделе реализована компиляция известного из лингвистики и прикладной логики материала с частичной и незначительной его трансформацией с целью учета приемов, диктуемых новым определением информатики. Описание основных концепций несет отпечаток формализма и лишен в большинстве случаев детального пояснения с привлечением красочных примеров и вспомогательных пояснений и рассуждений. До формирования средств определения понятий необходимо рассмотреть те факторы, которые в обязательном порядке присутствуют в процессах определения. Факторами являются атрибуты, свойства, назначение, классификация и функции определений понятия. Рассмотрим их последовательно.

3.1. Атрибуты определения понятий

Начнем с рассмотрения атрибутов определений, как основных их характеристик и как описательное пояснение концепции определения. Пунктуально перечислим содержательные атрибуты определения понятия.

Соглашения. Соглашения являются скорее договоренностью с читателем об используемых понятиях. Определение является главным соглашением относительно введения и использования нового термина. Соглашение оговаривает область действия понятия и контекст, в котором используется или будет использоваться термин, обозначающий понятие. Соглашение включает определяемое понятие и соотношение между этим понятием и используемыми в контексте понятиями. Соглашение можно принять, если оно доказательно или правдоподобно, и можно подвергнуть сомнению, если оно неверно или не соответствует реальной или воображаемой действительности. Соглашение вначале является субъективным по своему происхождению. В последствии оно либо отмирает, либо укрепляется в сознании многих пользователей в результате опыта и становится общедоступным знанием. Рождается объективность толкования и интерпретации понятия с целью правильного включения его в знания.

Первый шаг определения понятия. Введение символа или комбинаций символов для образования внешнего вида имени есть первый шаг построения нового термина понятия. Это не означает, что обозначение понятия введено окончательно. Оно может измениться на последующих шагах формирования нового понятия в связи с возникающими коллизиями в обозначениях или исчезнуть по истечении некоторого времени. Длительность жизни понятия определяется удачностью и актуальностью введения этого понятия. Изменение термина может наступить в том случае, когда обнаруживается, что таким же термином поименовано другое понятие. Для определения длительности жизни понятия в его характеристиках автоматически вводится дата введения понятия. Сравнение даты введения двух понятий поможет найти выход из коллизии имен понятий.

Фиксация нового знания. При введении нового понятия (и в особенности его определения) необходимо помнить, что этот акт связан с фиксацией некоторого нового (для системы) знания. Это важное обстоятельство для принятия ответственного решения относительно введения нового понятия. На основе имеющегося знания строятся новые знания, точность которых должна быть высокой, а точность зависит от качества исходных знаний, задаваемых понятиями и их определениями. Свойство определения - фиксация знания - используется информатикой на многих этапах применения СВТ для решения почти каждой проблемы. Использование понятия в некотором контексте всегда связано с окружением применения понятия.

Важность контекста. Создание определения связано с созданием формального средства в виде «формулы подстановки» вместо одного термина связного набора других терминов. Определение понятия само по себе не работает. Только его использование приносит искомые плоды. Использование определения возможно только при включении определения в некоторые высказывания, в контексте других понятий. Поэтому определение должно иметь форму, пригодную для включения определения в некоторый текст. Система понятий и формально соответствующая система формул подстановок задают логическое исчисление понятий для решения фундаментальных проблем концептуальной информатики, которые включают выявление противоречивости, независимости и полноты системы понятий. Здесь обнаруживается некоторый подход к построению теории определения понятия.

Об используемой прагматике. Новое определение устанавливает также соглашение о сокращении числа используемых символов в записях (условное сведение определения к слову, состоящему из символов определенного количества), так как формулы подстановок являются хорошим средством сокрытия информации. Высказанная здесь формальная и количественная характеристики определения тоже важны для теории определения и имеют некоторое практическое значение при создании новых текстов.

Сущность определения понятия. Определение понятия устанавливает соотношение между определяемым понятием и определяющими понятиями. Соотношение понятий является хорошим средством для уточнения уже известных понятий. Каждое определение создает контекст понятий, составляющих само определение, а контекст обладает свойством доопределения используемого в определении понятия. Поэтому новое определение увеличивает объем знаний относительно имеющихся понятий на основе обратного влияния и создания контекста для вводимого понятия.

Главное свойство определения. Новое определение понятия представляет собой метод приобретения и формирования знаний о предметах, явлениях и процессах. Следовательно, каждое определение является концентрированным выражением свойств определяемого понятия и того, что подразумевается под этим понятием. Использование понятия в последующих текстах позволяет вносить новые знания в контекст его применения.

Начала теории определений. Новое понятие дает средство для построения представлений о данном объекте или объектах и знании, используемых в определении. В данном случае имеет место метод введения абстракций путем использования главных характеристик определяемых понятий, что является началом для теории определения. Всякая абстракция, в том числе и эта, составляют начальные данные для построения теории.

Можно частично подвести итог рассмотрению соглашений (договоренностей) и свойств определения понятия. Определение - это средство для формирования теории данного понятия, а также общей теории всех вводимых понятий или их отношений. Перечисленные свойства позволяют надеяться на то, что теория определений привлечет внимание исследователей к проблемам концептуальной информатики. Таким образом, можно понять и выставить многие цели исследования теории определения понятия. Среди них отметим такие цели:

  • сформировать требования к построению понятия, его термина, имени, определения, множества допустимых значений и текущее значение;

  • дать сами правила формирования понятия, термина и его определения;

  • связать с новым термином соответствующее понятие и его определение;

  • определить объем понятия и уточнить требования к его определению;

  • сформулировать правила и приемы формирования определения понятия;

  • абстрагировать работу с понятиями и их определениями;

  • сформировать понятие понятия (определить метапонятие);

  • рассмотреть общие свойства определений и подойти к формализации понятия определения;

  • установить классификацию определений;

  • по классификации понятий определить общие термины или понятия;

  • уточнить различие между понятием, термином и значением;

  • установить критерии правильности выбора понятий и их определений, но с формальной, а не с потребительской точки зрения;

  • установить законы формирования и использования определений;

  • дать примеры определений особенно для основных понятий, используемых в информатике;

  • наконец, рассмотреть терминологический словарь по информатике для уточнения места нового определения информатики.

Изучение всех указанных (и не указанных) целей является предметом настоящего тома.

Не стоит надеяться на получение ответов на все или многие вопросы и на достижение всех целей при рассмотрении предлагаемого текста основ концептуальной информатики. Однако некоторые цели в этом направлении будут достигнуты. Содержание описываемой концептуальной информатики направлено на постановку проблем и очерчивание области исследований. И главное, можно надеяться на то, что основная цель - определение понятия информатики - будет достигнута, так как характеристика раздела информатики способствует раскрытию понятия информатики. История концептуальной информатики богата, значительный материал ее содержится в математической лингвистике, из которой необходимо выделить информатическое содержание. Имеется самое значительное в необходимости изучения концептуальной информатики. Это значительное состоит в том, что развитие информатики как науки связано с созданием строгой научной терминологии, которую формирует совокупность понятий этой науки. Только через терминологию можно получить представление об информатике, представить факты и утверждения о фактах информатики. Таким образом, концептуальная информатика является средством усовершенствования терминологии информатики.

Судя по публикациям настоящее состояние терминологии информатики является весьма неудовлетворительным. Имеющаяся терминология замешана с терминологией кибернетики, вычислительной техники и программирования, а главное, информатика начала резко развиваться вместе с резким увеличением количества явных и неявных пользователей СВТ. Из специальной дисциплины информатика превратилась в науку для всех. Отставание терминологии (как выразителя понятия информатики) затрудняет установление взаимопонимания между специалистами и/или пользователями ВМ, порождает подчас ошибки в применении информатики. Отсюда следует важный вывод о необходимости создания терминологии информатики.

Концептуальная информатика устраняет некоторые недостатки имеющейся терминологии. Она:

  • упрощает сбор концепций, определений и терминов,

  • делает возможным автоматизацию проверки понятий фактическими реализациями программных, аппаратных или программно-аппаратных систем обработки знаний,

  • устанавливает тесную связь с другими науками, научными дисциплинами или отраслями знаний,

  • разрешает проблемы логического противоречия понятий,

  • осуществляет грамматический контроль правильности определений,

  • обеспечивает быстрый доступ к словарям и его элементам.

Важнейший способ передачи знаний состоит в формировании или исследовании понятий. Это знания особого сорта. Связи между понятиями устанавливаются через их определения. При формализации понятия и его определения используется логический язык, включающий языки перечисления значений данного понятия. Имеется несколько видов понятий и их определений. В определение входят признаки предметов, явлений и процессов. Об этом также будет сказано ниже. Атрибутами определения понятия являются также следующие потребительские свойства:

  • Основное фактическое содержание понятия понимается как система признаков, на основе которой осуществляется обобщение и выделение объекта в понятии по сравнению с другими понятиями.

  • Логическое содержание - это информация, содержащаяся в логической форме определения.

  • Определение понятия представляет суждение.

  • Содержание понятия выделяет главные свойства каждого понятия.

  • Полное фактическое содержание является учетом всего имеющегося знания в его определении.

Объем понятия, как следующий атрибут определения понятия состоит из множества вещей, обобщенных и выделенных в понятие. В соответствии с этим логический объем понимается как класс предметов, обладающих системой признаков, составляющих логическое содержание понятия. Наконец, фактический объем - это система признаков по фактическому содержанию определения понятия.

Имеются многочисленные классификации видов понятий. Они учитывают количественные характеристики объемов понятия, тип обобщаемых предметов и характер признаков. Обычно употребляют такую классификацию:

  • собирательные и не собирательные понятия,

  • положительные и отрицательные понятия,

  • равнозначные и подчиненные понятия,

  • перекрещивающиеся понятия.

Причем понятия могут иметь пустой и непустой объем. Ниже дается специальный раздел по классификации определений понятий (см. разд. 3.4), который во многом отличается от указанной выше классификации.

ЕЯ и его грамматики (СиГ и СеГ) диктуют логические и другие операции с понятиями или их характеристиками. Причем необходимо помнить, что каждое понятие обладает ограничениями, которые позволяют осуществлять переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Все такие операции формализуемы и применимы в процессе обработки знаний.

Работа над понятиями, терминами и терминологией обычно строится в соответствии со следующими шагами. Последовательность рассмотрения шагов не важна так же, как и полнота перечисления шагов. Они представляют интерес для уточнения даваемых ниже определений. Шагов семь для их конкретного применения к понятию информатика (они могут быть распространены на другие понятия):

Шаг 1. Выявление основ науки информатики, определение предмета и объекта ее исследований, выделение понятий при выполнении этой работы.

Шаг 2. Отбор или формирование (что бывает реже) понятий и терминов по некоторому критерию принадлежности к информатике.

Шаг 3. Построение и формулировка определений собранных понятий по заведомо известной форме.

Шаг 4. Группирование и систематизация коллекции терминов и соответствующих им понятий для выявления взаимозависимости между ними.

Шаг 5. Осуществление сопоставлений для выяснения непротиворечивости или зависимости понятий друг с другом.

Шаг 6. Рассмотрение и поиск альтернативных определений и синонимов понятий.

Шаг 7. Окончательный выбор или отбор системы понятий и оформление терминологического словаря (лексикона).

Так или иначе, перечисленные работы будут охарактеризованы в данной главе с той или иной степенью подробности. Относительно семи шагов заметим, что такие же шаги применяются и при формировании лексиконов Интеллсист.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатика в семи томах том 6 методы информатики

    Документ
    ... - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальнаяинформатика (Толковый словарь по информатике) Том 4. Представление ...
  2. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

    Книга
    ... ИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальнаяинформатика ...
  3. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

    Книга
    ... ИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том 3. Концептуальнаяинформатика ...
  4. Содержание программы (11)

    Основная образовательная программа
    ... сообществами округа. Концептуальная основа блока дополнительного ... педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в ... Информатика (БИНОМ) Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (БИНОМ) Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (БИНОМ) Угринович Н.Д. Информатика ...
  5. Принято утверждено трудового коллектива « гимназия № 1 г майского» протокол № 1 от «31» августа 2011г № 172

    Доклад
    ... в республиканском конкурсе «Инновации-школе»в номинации «Информатика и технология»; Белокобыльская С.М. - 3 ... посещены 43 семьи, в том числе более 10 опекунских семей, более 20 ... учебного процесса с учетом новых концептуальных подходов к оценке учебных и ...

Другие похожие документы..