Главная > Программа


Программа

социально-экономического развития

п.Нижний Бестях на период 2012-2016 гг.

ПАСПОРТ Программы

Наименование

Программы

Программа «Социально-экономическое развитие муниципального образования «поселок Нижний Бестях» на 2012-2016 годы»

Основание для разработки и корректировки

Программы

Программа разработана во исполнение Распоряжения Правительства РС(Я) от 19.05.2011г. №493-р «Об утверждении графика разработки прогноза социально-экономического развития на 2012-2016 годы и государственного бюджета РС(Я) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Основные разработчики

Программы

Администрация Муниципального образования «поселок Нижний Бестях»,

Управление экономики и финансов муниципального района «Мегино-Кангаласский улус»

Цели и задачи Программы

Цель программы – Повышение качества жизни и благосостояния населения на основе достижения устойчивых темпов экономического роста, повышения финансовой, производственной, инфраструктурной и социальной обеспеченности муниципального образования, стимулирования приоритетных направлений социально-экономического развития.

Задачи

  • Интенсификация экономического и социального развития поселка, расширение доступности социальных благ и услуг, повышение их качества.

  • Стабильный подъем качества и уровня жизни населения, формирование условий для духовного роста и здоровья человека.

  • Стимулирование развития малого предпринимательства, как источника дополнительных налоговых поступлений и источника формирования новых рабочих мест.

  • Обеспечение безопасности жизни населения поселка.

    • Улучшение качества среды обитания населения поселка.

    • Формирование эффективной финансовой системы поселка.

Сроки и этапы реализации Программы

Реализацию Программы предусматривается осуществить в период 2012-2016 годы, выделив два этапа.

I этап - 2012-2014 гг.

II этап – 2015-2016 гг.

Рассмотрение хода реализации Программы в Администрации муниципального образования «поселок Нижний Бестях» ежеквартально;

Уточнение размеров выделяемых на реализацию Программы ассигнований с учетом возможностей бюджетов всех уровней – ежегодно;

Подведение промежуточных итогов, и корректировка положений Программы – ежегодно;

Комплексный анализ итогов реализации первого этапа Программы и корректировка параметров второго этапа – 2015 год;

Начало реализации новой среднесрочной программы – 2016 г.

Перечень подпрограмм

В состав Программы входят следующие разделы: «Сельское хозяйство», «Промышленность», «Инфраструктура», «Социальная сфера», «Строительство и ЖКХ».

Исполнители основных программных мероприятий

Администрация муниципального образования «поселок Нижний Бестях»

Предприятия, организации и учреждения МО «п.Нижний Бестях»

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования для реализации мероприятий Программы на 2012-2016 годы составляет 8921,467 млн. рублей, в том числе: за счет средств Федерального бюджета 779,855 млн. рублей (8,74%), Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 5785,467млн. рублей (64,85%), бюджета муниципального района 21,450 млн. рублей (0,24%), бюджета муниципального образования 38,033 млн.руб. (0,43%) внебюджетных источников 2297,125млн. рублей (25,75%).

Перечень индикаторов эффективности мероприятий Программы

Индикаторы социально-экономического развития муниципального образования, дающие оценку уровня развития по основным сферам жизнедеятельности:

  • Демографические показатели - численность населения, трудовые ресурсы;

  • Уровень и качество жизни населения жителей - занятость населения, отношение доходов населения и прожиточного минимума, динамику этих показателей;

  • Обеспечение безопасности жизни – состояние окружающей среды по основным показателям, число чрезвычайных ситуаций, число зарегистрированных преступлений, уровень раскрываемости преступлений;

  • Улучшение качества среды обитания населения - территория, находящаяся в ведении муниципального образования, тыс. кв. км., плотность населения, чел./кв. км., средняя обеспеченность жильем на 1 чел., кв. м., уровень благоустройства жилья (обеспеченность жилья коммунальной инфраструктурой и связью); обеспеченность социальной инфраструктурой;

  • Развитие экономики - характеризует уровень и динамику развития в сфере энергетики, строительства, торговли, услуг, малого бизнеса;

  • Развитие человеческого капитала - развитие социальной сферы - уровень и развитие системы здравоохранения и образования;

  • Муниципальные финансы - структуру и динамику структуры бюджета, бюджетную обеспеченность и ее динамику, соотношение доходов и расходов муниципального бюджета.

Ожидаемые конеч­ные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Результатом реализации программных мероприятий должен стать рост следующих показателей в 2016 году по сравнению с 2010 годом в процентах:

Показатель

2016 год

Рост

Оборот розничной торговли, млн. руб.

2342,89

129,5

Численность постоянного населения, чел.

6300

179,7

Номинальная среднемесячная заработная плата на 1 работника, тыс. руб.

20

133,0

Общая жилая площадь в расчете на 1 человека, м2 / чел.

18,0

106,0

Уровень официально зарегистрированной безработицы, %

1,37

54,8

Система организации контроля реализации Программы

Контроль реализации Программы осуществляет заказчик Программы – Администрация муниципального образования «поселок Нижний Бестях», Управление экономики и финансов муниципального района «Мегино-Кангаласский улус».

  1. ВВЕДЕНИЕ

Данный план-прогноз разработан для практической реализации «Схемы развития производительных сил энергетики и транспорта РС(Я) до 2015г.», «Программы социально-экономического развития РС(Я) до 2015Г.», «Транспортной стратегии РС(Я) до 2025г.», «Транспортной стратегии РФ до 2025г.», Корректировки ТЭО строительства ж/д линии Беркакит-Томмот-Якутск с выделением пускового комплекса «Кердем-левобережье реки Лена (якутский речной порт) с развитием железнодорожной инфраструктуры в поселке Нижний Бестях», разработанной ОАО «Проекттрансстрой» (2006г.), и одобренной на совещании при заместителе Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексееве А.Н. согласно Протоколу от 24 апреля 2007г. №55.

Основные приоритетные направления социально-экономического развития п.Нижний Бестях определяются исходя из фактического состояния отраслей промышленного производства, транспортной инфраструктуры, местной промышленности, капитального строительства с учетом формирования в п.Нижний Бестях к 2011г. железнодорожной инфраструктуры согласно Протоколу поручений совместного заседания президента Российской Федерации Медведева Д.А. и Правительства Республики Саха (Якутия). В программе также учитываются основные положения президентской программы социально-экономического развития села в Республике Саха (Якутия), Программы газификации населенных пунктов на 2007-2011гг. и на период до 2020года.

2. ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ П.НИЖНИЙ БЕСТЯХ.

Поселок Нижний Бестях расположен на правом берегу реки Лена, непосредственно напротив города Якутска, на территории Мегино-Кангаласского улуса. Граница поселка находится по смежеству с сельскими поселениями «Жанхадинский наслег» с.Техтюр, «Нерюктяйский наслег» с.Павловск. Нижний Бестях был создан в 20-ых годах 20-го столетия. Точных данных в истории нет. Статус рабочего посёлка был присвоен в январе 1972 года. До 1959 года п. Н-Бестях входил в состав Нерюктяйского наслега. В 1959 году был образован Нижне-Бестяхский сельсовет. Наибольшее количество проживало в 1994 году – 5124 чел. Поселок по своему составу интернациональный, проживают представители более 20 национальностей.

Расположение поселка на главной водной артерии Якутии и на пересечении двух федеральных автомобильных дорог определило его формирование как перевалочной базы для снабжения группы Заречных улусов.

Через п.Нижний Бестях проходят следующие главные магистрали республики:

-дорога федерального значения Якутск-Магадан, с участком Нижний Бестях – Чыаппара с твердым покрытием протяженностью 100 км;

-дорога федерального значения Якутск-Большой Невер, с участком Нижний Бестях – Рассолода с твердым покрытием, протяженностью 55км.

-дорога республиканского значения Якутск- Амга, с участком Нижний Бестях – Эмиссы, с твердым покрытием, протяженностью 91км.

В п. Нижний Бестях в зимний период работает ледовая переправа, соединяющая г. Якутск с заречными улусами, а в летнее время - паром. Продолжительность навигации на этом участке реки Лена, составляет 145 суток.

В настоящее время схема взаимодействия транспорта при завозе грузов следующая:

- в навигацию через речной порт Осетрово Иркутской обл. по реке Лена до пристани Нижний Бестях, далее автотранспортом.

- Частичный завоз грузов по автодороге от железнодорожной станции Томмот. Водным и автомобильным транспортом также привозятся промышленные и продовольственные товары, металлоизделия, стройматериалы, уголь, нефтепродукты, оборудование.

Территория поселка Нижний Бестях занимает 5180,8 тыс. кв. м, из которых удельный вес земель, отведенных во временное и постоянное пользование, составляет 38,47 %. Расстояние до административного центра республики, г.Якутска, составляет 18 км. По состоянию на 1 января 2011г. численность населения поселка составляет 3506 человека (по данным Госкомитета РС(Я)). В целом за 2009-2010гг. отмечается относительная стабилизация общей численности населения за счет превышения рождаемости смертностью.

Прогноз СЭР на 2012г. составлен в соответствии с долгосрочным планом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2012-2016годы, подпрограммами целевых, государственных, республиканских программ.

Все основные аспекты градостроительной и проектной документации по утвержденному генеральному плану п. Нижний Бестях разрабатываются по мере финансирования из республиканского бюджета.

Во всех отраслях производства и сферы услуг задействовано 39 предприятий всех форм собственности, из которых 9 предприятий государственной и муниципальной формы; 27 - частной и акционерной форм собственности и 76 частных предпринимателя.

Финансовый рынок включает: развивающийся рынок кредитов и ценных бумаг (ДО ОАО «Алмазэргиэнбанк», ДО ОАО «Россельхозбанк», ДО ОАО «Сбербанк»).

Нетрадиционные банковские услуги: лизинг, факторинг, траст в отношениях с существующими предприятиями не получили развития по причине низкой эффективности деятельности, отсутствия нормативных оборотных средств.

В рамках Программы газификации населенных пунктов на период до 2020г., а также в целях оказания социальной поддержки населения в сельских населенных пунктах Правительством республики разработана программа кредитования населения на газификацию жилых домов с частичным возмещением процентных ставок (50%) по привлеченным кредитам за счет средств госбюджета РС(Я). Уполномоченным банком является ОАО АКБ «Алмазэргиэнбанк».

Исходя из географического местоположения поселка наибольший удельный вес инвестиций составляет сфера услуг: розничная и оптовая торговля - 68 индивидуальных предпринимателя имеет частные магазины, 6 человек - кафе.

Бюджет поселения является дотационным, обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами на 2009-2010гг. составляет 5-16%.

На 2011 г. сохраняются основные позитивные тенденции 2009-2010гг.:

  • увеличение доходной части бюджета поселения за счет доходов, полученные от продажи и сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности - земельных участков, основных средств;

  • инвестирования в основной капитал организаций муниципальной и иных форм собственности;

  • развитие инфраструктуры поселка.

Тенденция стабилизации совокупного валового продукта за 2009 2010гг. обусловлена продолжением реализации республиканских программ развития транспортной инфраструктуры железной дороги «Большой Невер Якутск», автомагистралей федерального значения - «Колыма» и «Большой Невер - Якутск», газификацией поселка, увеличением частных инвестиций в сферу услуг и производства, личных сбережений граждан в сферу индивидуального строительства жилья, частичным субсидированием по привлеченным кредитам на газификацию и жилищное строительство.

Прогнозный рост среднего душевого дохода обусловлен вышеназванными причинами.

Увеличение рыночного спроса отмечается за счет числа потребителей (жителей Заречных улусов Чурапчинского, Таттинского, Хангаласского, Амгинского) в сфере оптовой торговли индивидуальных предпринимателей и частных предприятий, кредитных учреждений.

На период 2012-2016гг. предусмотрены инвестиции по инфраструктурным проектам:

  • железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск;

  • автодорога «Амга»

  • автодорога «Колыма»

  • газификация населенных пунктов;

- объединение линий электропередач в одну с соединительными линиями в Амурскую, Магаданскую и Иркутскую области.

- развитие и поддержка малого предпринимательства, в т.ч. продукции сельского хозяйства.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

Необходимость решения проблемы социально-экономического развития п.Нижний Бестях с учетом формирования в нем промышленно-транспортного узла соответствует приоритетным задачам развития РФ в целом и Дальневосточного федерального округа в частности, зафиксированных в соответствующих документах решениями Президента РФ Медведева Д.А., Президента РС(Я) Борисова Е.А. и утвержденными правительством РФ в «Схеме развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020года». Этими документами определяются вектор социально-экономического развития этого региона, первоочередной задачей которого является формирование транспортной инфраструктуры (опорной сети круглогодичных дорог), основой которой является железная дорога до г.Якутска и совмещенный железнодорожно-автомобильный мост через р.Лена. В связи с этим в г.Якутске будет формироваться крупнейший на северо-востоке страны, транспортный узел на базе которого в перспективе будет осуществляться транспортное строительство круглогодичных магистралей в направлении г.Мирного и Салехарда, а также в направлении Магадана, Уэлена, Аяна.

Результативная реализация таких приоритетных задач федерального и регионального значения предполагает использование программно-целевых разработок, основные из которых показаны выше, и на базе которых разрабатывается данный план-прогноз социально-экономического развития п.Нижний Бестях на период 2012-2016гг.

Программно-целевой подход предполагает выработку соответствующих целей социально-экономического развития в производственной и социальной сферах, определение объектов, строительства или реконструкции, определение сроков реализации.

В формировании и реализации данного плана-прогноза предполагается участие федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

В перспективе будет осуществлено строительство совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через р.Лену и железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск в районе г.Якутска с ответвлением к Кангаласскому месторождению бурых углей.

В этом случае правобережные районы, в т.ч. п. Нижний Бестях, обеспечивается устойчивой круглогодичной транспортной связью с г.Якутском и далее- с западным промышленным районом Якутии.

При этом:

  1. В связи со строительством моста отпадает надобность в строительстве перевалочного речного порта в п.Нижний Бестях, так как железная дорога подойдет к речному порту г.Якутска, который будет реконструирован и расширен с учетом дополнительных объемов переработанных грузов. В результате отказа от строительства речного порта п.Нижний Бестях теряет самый главный фактор своего градостроительного развития.

  2. Размещение в поселке производственных и эксплуатационных баз нефтегазового, энергетического, автодорожного и др.хозяйств даст определенный прирост градообразующего населения поселка, но значительная часть трудовых кадров будет формироваться за счет маятниковой миграции населения из г.Якутска. Устойчивая доступная транспортная связь позволит населению г.Якутска получить новые рабочие места в п.Нижний Бестях, не покидая своего жилья в г.Якутске. Градостроительное развитие п.Нижний Бестях получит в основном за счет строительства железнодорожной сортировочной станции с локомотивной службой, вагонным хозяйством и ремонтно-эксплуатационным объединением. Станция даст поселку примерно 1500 чел. градообразующего населения.

В этом случае п.Нижний Бестях получит свое дальнейшее развитие не как крупный промышленно-транспортный узел, а как поселок железнодорожников. Предположительное количество населения в перспективе составит 12-15 тыс.чел. Но в перспективе на 2030-2040-е гг. п.Нижний Бестях станет формироваться как крупный промышленно-транспортный узел.

3.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

3.1.1. Промышленность

В целом в Мегино-Кангаласском улусе отсутствуют крупные промышленные предприятия. Местная промышленность в улусе развита очень слабо, хотя ресурсов для этого достаточно много и они разнообразны. На территории улуса наибольшее развитие могла бы получить развитие промышленность материалов; она в настоящее время находится в зачаточном состоянии.

Улус богат разными видами местного сырья для развития стройиндустрии.

Нижне-Бестяхское месторождение силикатных песков было открыто в 1990г. и детально разведано Якутской партией строительных материалов в 1991г. Согласно «Инструкции по применению классификации запасов к месторождениям песка и гравия» оно отнесено к 1 группе месторождений, по «Единой классификации горных пород», по твердости бурения песка относятся к III категории. Суммарные запасы силикатных песков по категориям А+В+С1 составляют 2410000 куб. м.

По своему географо-экономическому положению месторождение находится в благоприятных условиях. Близость транспортных связей, линии электропередачи и потребления сырья, может обеспечить рентабельности отработки месторождения при его выявленных геолого-разведочными работами параметрах и соответственно высокую конкурентоспособность производимой продукции.

В настоящее время функционируют мелкие пилорамные цеха и мастерские по деревообработке в п. Нижний Бестях, выпускающие брусы, лафеты, доски обрезные, бруски. Объем переработки леса в основном сдерживается ограниченностью сырьевой базы делового леса.

Основными градообразующими предприятиями поселка являются:

ООО «Мегинские автомагистрали» — строительство и асфальтирование автомобильных дорог, Нижне-Бестяхская нефтебаза, ГУ «Мегино-Кангаласский лесхоз» и др.

В программы социально-экономического развития территории, прилегающей к железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск, на 2009-2015 годы и основные направления до 2020 года», Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 г.» включен проект развития газохимического комплекса в Центральной Якутии. Согласно данных мероприятий создание газохимического производства будет проходить поэтапно: в данное время идет строительство опытной установки, сооружение которой начато в окрестностях п.Жатай – пригорода Якутска. Основное производство будет сооружаться на противоположном берегу р.Лена на территории Мегино-Кангаласского улуса.

Самостоятельное обеспечение объектов электрической энергией позволит значительно снизить инвестиционные затраты и утилизировать отбросные газы с факела на газотурбинную установку.

Проектирование и строительство на одной площадке с Газохимическим комплексом установки по производству сжиженного природного газа обеспечит снижение затрат на единицу используемого сырья (вода, газ, канализация, очистка стоков) и энергии.

К приоритетным проектам в промышленности строительных материалов на территории, прилегающей к железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск» относится также создание нового завода по производству железобетонных изделий широкой номенклатуры в п.Нижний Бестях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа социально-экономического развития республики саха (якутия)

    Программа
    ... г. № _____ ПАСПОРТПРОГРАММЫСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ МР «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА2012-2016 ГОДЫ Наименование программыСоциально-экономическоеразвитие муниципального ...
  2. Программа социально-экономического развития республики саха (якутия)

    Программа
    ... км и железная дорога Томмот-Кердем-НижнийБестях. Протяженность муниципальных дорог составляет 44 ... напериод2012-2016гг. оценивается в размере 66 704 462,37тыс.рублей. Объемы и структура финансирования Программысоциально-экономическогоразвития ...
  3. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013-2014 ГОДОВ Москва сентябрь

    Документ
    ... и условия социально-экономическогоразвития Российской Федерации в 2012-2014 гг. Разработка прогноза социально-экономическогоразвитияна2012 год и параметров прогноза напериод до ...
  4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    ... индикаторам реализации программы стратегического развития Тверского государственного университета напериод2012-2016гг. Ход реализации настоящей программы и ее ...
  5. Совет по изучению производительных сил (сопс)

    Отчет
    ... программа Республики Саха (Якутия) «Экономическое и социальноеразвитие арктической зоны Республики Саха (Якутия) на2012-2016 годы и напериод ... улуса. В 2012 году планируется ввод «Транспортного техникума» в п. НижнийБестях Мегино-Кангаласского улуса ...

Другие похожие документы..