Главная > Автореферат диссертации


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

А.Ф. Аменд

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Избранные статьи

В двух томах

Том I

Челябинск 2010

УДК 371.011

ББК 74.200.507

А 16

Аменд, А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [Текст]: избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд; под общ. ред. А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – Т. 1. – 505 с.

ISBN 978-5-85716-835-6

Сборник избранных статей включает основную часть статей доктора педагогических наук, профессора А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающих различные аспекты образования молодежи. Первый том посвящен проблемам экономического образования, трудового воспитания, менеджмента в образовании и интеграции экологического и экономического образования.

Сборник предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, аспирантов и соискателей, ученых и всех, интересующихся проблемами образования.

В подготовке сборника принимали участие Л.Н. Батурина, Е.В. Евплова, Л.А. Иванова, А.С. Казанцев, Е.А. Краснова, О.Е. Кузовенко, Е.П. Позднякова, Н.П. Рябинина, З.И. Тюмасева.

Рецензенты:

Р.А. Литвак, д-р пед. наук, профессор ЧГАКИ

Г.С. Шкребень, канд. истор. наук, доцент ЧГПУ

ISBN 978-5-85716-835-6

© А.Ф. Аменд, 2010

© Издательство Челябинского государственного

педагогического университета, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..7

Раздел I. Экономическое образование

Хлеб – всему голова…………………………………………………………………9

Детям это нужно знать……………………………………………………………..13

Семья и школа: экономическое воспитание……………………………………...17

Школа и режим экономии (Часть 1)………………………………………………18

Непрерывное экономическое образование в условиях

общеобразовательной школы (соавт. А.И. Тюнин)……………………………...22

Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего

поколения (соавт. А.А. Саламатов)……………………………………………….32

Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев (соавт. Н.А. Нуритдинова)………………………………………50

Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи…………………55

Проблемы экономического воспитания…………………………………………..64

Профориентация в системе экономического воспитания школьников………...74

Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования (соавт. Н.П. Рябинина)……………………………………………………………..93

Формирование чувства хозяина у студента педвуза (соавт. Н.П. Рябинина)…..97

Экономическое воспитание в общеобразовательной школе………………...…100

Повышение эффективности экономического воспитания школьников

в свете требований XXVII съезда КПСС……………………………………..…102

Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников (соавт. А.А. Саламатов)……………………………107

Экономические знания молодежи………………………………………………..114

Экономическое воспитание учащихся……………….………………………….120

Режим экономии и воспитание бережливости………………………………….126

Опыт экономического воспитания школьников….…………………………….133

Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное

время……………………………………………………………………………….136

Экономическое образование как средство развития социальных аспектов

личности (соавт. А.Я. Камалетдинова)…………………………………………..145

Эволюция экономического образования в истории педагогической науки

(соавт. О.А. Ворожеева)…………………………………………………………..158

Понятийный аппарат исследования проблемы экономического

образования будущих учителей (соавт. О.А. Ворожеева)……………………...167

Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания……...172

Особенности преподавания экономики в школе (соавт. С.С. Косенко)………175

Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического

образования учащейся молодежи (соавт. А.А. Саламатов)…………………….180

Экономические знания – школьникам…………………………………………..189

Некоторые формы работы школы по формированию экономических

знаний у учащихся в учебном процессе…………………………………………207

Математическая культура как важнейшая основа экономического

образования молодого специалиста (соавт. В.Н. Худяков)…………………….215

Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных

школ………………………………………………………………………………..219

Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно

развитой личности современного общества (соавт. Б.М. Болотских,

А.И. Тюнин)……………………………………………………………………….220

Школа и режим экономии (Часть 2)..……………………………………………226

Пути совершенствования экономического воспитания учащихся

общеобразовательной школ в свете решения XXVI съезда КПСС……………231

Изменение социальной роли экономического воспитания

(соавт. Н.П. Рябинина)……………………………………………………………250

Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие

профессии в сфере материального производства (соавт. Н.П. Рябинина)…….254

Формирование у школьников культуры потребления средствами

экономического воспитания (соавт. Н.ПА. Рябинина)…………………………258

Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе

экономического воспитания (соавт. А.А. Саламатов)………………………….262

Экономическая составляющая подготовки учителя технологии

(соавт. Н.К. Окунева, А.А. Саламатов, П.С. Яковлев)………………………….273

Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования

Не страшась повторений………………………………………………………….276

Концептуальные основы реализации непрерывного

эколого-экономического общего образования………………………………….279

Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального

обоснования непрерывного эколого-экономического образования…………...298

Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем

современности (соавт. А.А. Саламатов)…………………………………………311

Непрерывное эколого-экономическое образования учащихся

общеобразовательных школ (соавт. А.А. Саламатов)………………………….328

Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте

и на основе парадигмы «отношение» (соавт. З.И. Тюмасева)…………………343

Using the Nearby Natural and Social Environment of the Child

(соавт. Z.I. Tjumaseva)…………………………………………………………….349

Синергетические основы устойчивого развития общего образования

(соавт. З.И. Тюмасева)……………………………………………………………354

Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации

(соавт. А.А. Саламатов)…………………………………………………………..368

Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи

(соавт. А.А. Саламатов)…………………………………………………………..378

Раздел III. Трудовое воспитание

Экономическое воспитание в системе политехнического образования

школьников………………………………………………………………………..392

Учеба и труд рядом……………………………………………………………….398

Школа. Школьник. Труд………………………………………………………….403

Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе

(соавт. В.В. Латюшин, Н.К. Окунева, А.А. Саламатов)………………………...407

Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»

(соавт. И.А. Сасова)……………………………………………………………….412

Трудовое обучение и профориентация школьников……………………………418

Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны

(соавт. В.В. Садырин, В.В. Латюшин, Н.К. Окунева)…………………………..427

Раздел IV. Менеджмент в образовании

Актуальные проблемы образования в XXI веке (соавт. А.А. Саламатов)…….445

Перешли на кабинетную систему занятий………………………………………466

Информационное обеспечение управления методическим сопровождением

(соавт. Н.Н. Терехина)…………………………………………………………….473

Научно-методический и организационно-управленческий аспекты

интегративного взаимодействия в образовательном пространстве

современной школы (соавт. С.Н. Бабина)……………………………………….480

История районных управлений образования г. Челябинска…………………...500

Наши соавторы……………………………………………………………………503

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время для России проблемы образования приобрели особую значимость в связи с происходящими в нашем обществе глубокими социально-экономическими, политическими, общекультурными преобразованиями, которые обусловливают не менее глубокие реформы в образовании, не только затрагивающие его структуру, содержание и организацию, но и ведущие к смене его ценностных ориентиров, целей и задач. Именно поэтому в Челябинском государственном педагогическом университете уделяется особое внимание актуальным проблемам образования подрастающего поколения. Одним из центров его концептуальной, теоретической и методической разработки актуальных проблем образования молодежи является научная школа под руководством доктора педагогических наук, профессора Александра Филипповича Аменда.

В ее работе принимают участие доктора и кандидаты наук, аспиранты и соискатели, преподаватели вузов и учителя, руководители образовательных учреждений, а также студенты различных факультетов университета, при помощи которых проводятся крупномасштабные исследования по проблемам образования. В работе научной школы налажены прочные связи с кафедрами и другими подразделениями вуза, занимающимися разработкой данных проблем, а также Институтом общего среднего образования Российской академии образования, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Уральским государственным педагогическим университетом, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом, Московским государственным областным университетом и др.

Книга включает труды А.Ф. Аменда и его соавторов, раскрывающие различные аспекты образования молодежи.

Первый том посвящен проблемам экономического образования, трудового воспитания, менеджмента в образовании и интеграции экологического и экономического образования.

В его первом разделе раскрываются проблемы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи, экономического воспитания в семье и школе, профориентации в системе экономического воспитания школьников, формирования нравственных представлений дошкольников в системе экономического воспитания, экономической подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства и др.

Во втором разделе представлены аспекты интеграции экономического и экологического образования и как результат формирование феномена «эколого-экономического образования» описана система непрерывного эколого-экономического образования молодежи, выявлены синергетические основы устойчивого развития общего образования и т.д.

Третий раздел посвящен проблемам трудового воспитания и профориентации школьников, экономического воспитания в системе политехнического образования учащихся.

В четвертом разделе тома рассмотрены актуальные проблемы образования в XXI веке, информационное обеспечение управления методическим сопровождением, научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве и др.

Широкая тематика трудов научной школы А.Ф. Аменда показывает, насколько много масштабных и неоднозначных проблем, детерминированных социальными трансформациями, выпало на долю современного российского педагогического сообщества. Эти проблемы не потеряли свою актуальность и по-прежнему требуют глубокого теоретического осмысления.

А.А. Саламатов, заведующий кафедрой экономики и управления Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

А.А. Горчинская, психолог Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, кандидат педагогических наук

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Хлеб – всему голова

В последнее время учи­теля все чаще и чаще замечают факты небреж­ного отношения к хлебу. Дети оставляют недое­денные кусочки в столовой, в школьных партах, и бросают на пол.

Живя в городских условиях, ребята мало зна­ют о всех трудностях полевых работ, не знают истинную ценность ломтя хлеба. Мы не имеем права молчать. Должны постоянно говорить на эту тему со школьниками, особенно при виде брошенного на пол хлеба.

Большую возможность предоставляют для этого уроки труда и чтения в 1–3 классах. Многие темы уроков чтения помогают учителю в воспита­нии бережливости. Он может ознакомить детей с хлебными растениями, определить главные из них, выбрать из множества произведений о хлебе такие, которые заинтересовали бы ребят, обратиться к пословицам и поговоркам. Здесь важно раскрыть мысль о том, что в хлебе зало­жен труд многих людей.

Вот как прошел урок учительницы А. И. Бугаевой в школе № 138.

Он начался с беседы о бережном отношении к хлебу, о поведении ребят в школьной столовой.

Педагог использовал книгу В. Бакалдина «Сти­хи о хлебе», рассказала о том, что в музее Рево­люции в Москве хранится 50 граммов черного хлеба – это дневная норма трудного 1919 года. И о том 125-граммовом кусочке ленинградского блокадно­го хлеба, в котором было только семь процентов настоящей муки.

А затем был рассказ о «приключении» зерна. Прослеживался его путь от посева до выпекания хлеба. Все это сопровождалось использованием технических средств обуче­ния.

Учительница еще раз подчеркнула, что труд хлебороба нелегок. Тем больше основания у всех сказать большое спасибо труженикам села. Ценим ли мы то, что на столе есть всегда мягкий хлеб, булочки, печенье?

Чтобы повысить воспитательное значение этого материала, его надо обобщить. Это трудно сде­лать только на уроках. Целесообразнее всего ре­зультаты этой большой работы обобщать во внеклассной работе. Так был проведен утренник «Хлеб – всей жизни голова», где учитель рассказывал своим ученикам о людях, работающих в сельском хозяйстве, о трудном и сложном процессе выращивания хлеба.

Эту работу следует продолжать и в старших классах. Так, наблюдая за расходованием хлеба в школьной столовой, учительница школы № 19 Л. Квашина увидела, что ребята выбрасывают кусочки хлеба. И она решила на одном из классных часов поговорить о бережном отношении к хле­бу.

Очень мало знают ребята о тех, кто выращива­ет хлеб. Поэтому с большим интересом читали статью дважды Героя Социалистического Труда Александра Гиталова, родившегося в дореволюционное время и вынужденного с 8 лет за­рабатывать себе на жизнь. Потом прочитали и обсудили статью из газеты «Комсомольская прав­да», которая рассказала о подвиге комсомольца Толи Мерзлова, отдавшего жизнь в борьбе за спа­сение урожая на полях Рязанской области летом 1972 года.

Ребята читали стихи Н. Заболоцкого, О. Бергольц, статьи из журнала «Работница», послови­цы и поговорки о хлебе.

Здесь родилась мысль о пионерском сборе «Хлеб – всему голова», которому предшест­вовала большая работа. Прошла декада биологии с беседами, выпуском радио- и стенных газет, проведением утренников. Школьники рисовали различные виды овощных и хлебных расте­ний. Отлично оформили зал. Ребята пригласили на сбор своих старших то­варищей, родителей, учителей. Пришли также представители из областного производственного управления сельского хозяйства.

Задача сбора состояла в том, чтобы расширить имеющиеся у ребят знания о значении хлеба в жизни человека, помочь понять, каким трудом он до­стается, воспитать уважение к нему и лю­дям труда. Говорилось о том, что во всенародном деле по уборке урожая активное участие прини­мают пионеры и школьники всей страны. Опера­ция «Зернышко» – так назвали пионеры свою по­мощь хлеборобам.

Ребята на сборе решили: «Пора покончить с безобразным отношением к хлебу!». Включить в соревнование операцию «Хлеб – всему голо­ва». Провести беседу пионеров с октябрятами о бережливости. Вывесить плакаты в столовой о бережном отношении к хлебу.

В конце сбора ученики с интересом осмотрели богатую выставку хлебобулочных изделий, диви­лись снопам, читали пословицы и поговорки о хлебе. Многие впервые обратили внимание на то, что пшеница в государственном гербе страны оз­начает ее первенство среди всех «зеленых друзей», что хлебом сильны и человек, и государст­во. Как «музейную» редкость рассматривали они серп, с трудом представляя, как с его помощью можно было накормить всю Россию.

Потом ребята написали сочинение, где рассказали о том, как у них в семье ценят хлеб, при­водили примеры бережного отношения к нему ро­дителей, дедушек, бабушек, переживших годы войны, осуждали тех лю­дей, которые не берегут хлеб, откровен­но признавались, что нехорошо относились к хлебу.

Лена Б. из 6 класса написала:

«На обочине тротуара лежал кусок хлеба с ап­петитной румяной корочкой. Хлеб еще дышал теп­лым ароматом печи. Бойкий воробей уже нацелил­ся на свежий хлеб и бочком подбирался к нему. Но мимо шли большие сапоги, цокали туфельки, шаркали старушечьи тапочки. Шли и шли по тро­туару люди. Вдруг ботинок ловко поддел горбуш­ку, и она полетела на середину дороги. Маль­чишка был доволен ударом. «Грех это, большой грех», – раздалось рядом, и мальчишка, оглянув­шись, увидел морщинистого старика, продублен­ного солнцем и годами.

Поглядел он налево, направо: нет ли где ма­шины и быстро засеменил на середину дороги, поднял хлеб, бережно обтер его от пыли и поло­жил на газон: «Пусть хоть птички поклюют». И, несомненно, этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов, и не копейкам поклонился старик, а труду человека, труду хлебопашца, всегда нелегкому, всегда святому! Рукам его силь­ным и мозолистым, тем, кто кормит нас!

Хлеб – то наша жизнь, наше богатство, и отно­ситься к нему надо бережно. Хлеб – наше до­стояние, наше счастье, ведь без хлеба нельзя жить. Хлеб пропитан потом многих люден. Кусок хлеба – это не просто кусок, это труд многих людей: хлебопашцев, мельников, пекарей, шо­феров, которые возят зерно и уже испеченный хлеб, каждый из них внес в хлеб свою долю труда, для того чтобы мы отведали вкусного, непо­вторимого хлеба.

Хлеб в нашей семье очень любят и уважают. Бабушка часто говорит: «Да как же можно без хлеба? Хлеб – это жизнь!». А если останутся после обеда куски хлеба, дедушка делает из них вкусные сухари, с которыми мы потом пьем чай, у него каждый кусочек на учете. Мама с папой тоже учат меня любить и уважать хлеб, ведь они тоже росли в голодные послевоенные годы и зна­ют цену хлеба».

Затем было проведено родительское собрание, где читали работы детей.

А через несколько дней учителя проверили, на­сколько глубоки чувства ребят, рожденные тем, о чем говорилось на сборе, классных часах, в ра­диопередачах, стенгазетах и т.д. Дежурному классу было дано задание собрать и взвесить куски хлеба, которые ученики оставили в школь­ной столовой после обеда. Оказалось очень мно­го. Тогда комсомольская группа десятиклассников произвела учет стоимости выбрасываемой в от­ходы пищи в школьной столовой. По материалам проверки составляли текст бе­седы для учащихся 1–5 классов, который выглядел примерно так:

«На первый взгляд может показаться странным то, что в наш век – век автоматики и химии, век космических полетов и других «чудес» – челове­чество не решило еще проблемы, которую можно назвать «проблемой куска хлеба». А у нас иногда случается такое, что некоторые ученики разбрасывают, портят продукты, остав­ляют на тарелках и в стаканах недоеденное и не­допитое, бросают на пол хлеб, булки, пирожки. Оказывается, каждый день в среднем остается на столах 110 кусков хлеба, 30 стаканов молока, 100 порций вторых блюд, 15 стаканов сока и т.д.

Выливается много сладкого чая, кофе, супа, ком­пота. В течение всего учебного года мы выбрасы­ваем продуктов на 2,5 тысячи рублей».

В этом обращении к младшим товарищам стар­шеклассники поднимают проблему бережливости не только как социально-экономическую, но и по­литическую, здесь звучит забота о нравственном воспитании, формировании уважения к чужому труду и лич­ного трудолюбия.

В столовой установили «хлебный пост». Утром за завтраком можно увидеть такую картину: дежурный убирает лишние кусочки хлеба и передает их в кабинет обслуживающего труда, где из них делают сухари. На уроках труда, девочки готовят вкусные блюда: каши из сухарей, запеканки, квас, кисель и т. п. В результате всей этой работы ребята стали бережнее относиться к хлебу, а в конце учебного года почти весь класс изъявил желание поехать летом в совхоз для помощи земледельцам.

Вечерний Челя­бинск. – 1981 г. – 27 авг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы воспитания обучения и развития подрастающего поколения (2)

    Автореферат диссертации
    ... УНИВЕРСИТЕТ» А.Ф. Аменд ПРОБЛЕМЫВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯ Избранные статьи В двух ... 74.200.507 А 16 Аменд, А.Ф. Проблемывоспитания, обучения и развитияподрастающегопоколения [Текст]: избранные статьи: в 2 ...
  2. Проблемы воспитания обучения и развития подрастающего поколения

    Автореферат диссертации
    ... УНИВЕРСИТЕТ» А.Ф. Аменд ПРОБЛЕМЫВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯ Избранные статьи В двух ... 74.200.507 А 16 Аменд, А.Ф. Проблемывоспитания, обучения и развитияподрастающегопоколения [Текст]: избранные статьи: в 2 ...
  3. Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы и в рамках внеклассной работы

    Урок
    ... принцип воспитывающего обучения; - принцип систематичности; - развивающего обучения; - развития активности и ... поведения «Наркомания: проблема личности и общества» ... нравственное и патриотическое воспитаниеподрастающегопоколения Князева Т.В. награждена ...
  4. Крюкова Мария Николаевна ПРОБЛЕМА ПОЛОВОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (выпускная квалификационная работа)

    Автореферат диссертации
    ... воспитания - способствовать гармоничному развитиюподрастающегопоколения, ... завершения обучения девушки могли ... проблемывоспитания старших школьников, связанного их участием в процессе смены поколений. Проблемы в определении содержания воспитания ...
  5. Благинин алексей геннадьевич

    Документ
    ... проблемы (экологические, социальные, межэтнические), которые необходимо решать в ходе воспитания, обучения и развитияподрастающегопоколения; - региональные приоритеты развития ... результативность обучения, воспитания и развитияподрастающегопоколения; ...

Другие похожие документы..