Главная > Документ


ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕГЕТАРИАНСТВА

Большинство людей стремится жить этично, в ладу со своей совестью и не совершая жестоких поступков. Этика вегетарианства рассматривает вопрос морального права человека на лишение животных жизни для удовлетворения своих потребностей. В первую очередь это проблема совмещения нравственности цивилизованного человека и желания питаться мясной пищей. Однако этическое вегетарианство затрагивает не только вопрос об использовании в пищу мяса убитых животных. Кроме того, человек отнимает жизнь у животных, чтобы использовать их кожу, мех, а также с целью проведения экспериментов. Современное вегетарианское движение считает отношение человека к убийству животных единой проблемой.

С появлением этических воззрений у человека можно судить об уровне его сознания: способности анализировать собственные поступки, делать выводы о своем поведении. Под этикой мы понимаем нравственное поведение человека, который не ставит свои интересы выше интересов других людей, более того, защищает интересы другого как свои собственные. Частью жизни современного общества остается насилие: это войны, уголовная и террористическая деятельность и многое другое. Казалось бы, все эти проблемы не связаны с отношением человека к животным. Но это не так: жестокость к животным – отражение низкого нравственного уровня общества, неразвитой способности к сопереживанию, отсутствие альтруизма у членов общества. Еще в античной Греции философ и ученый Пифагор убеждал, что тому, кто спокойно убивает животное, нетрудно убить и человека [1]. Получается, что отношение к животным не причина жестокости человечества, а показатель его этического уровня. Этичное поведение – результат длительной биологической и социальной эволюции человека. История человечества свидетельствует, что внутри государства этические взаимоотношения во все времена были неоднородны. Лишь совсем недавно человечество провозгласило всех людей равными и предписало обязательность соблюдения этических норм по отношению к любому человеку. Но эти этические принципы в значительной степени еще только декларируются.

Несмотря на то, что моральные принципы получали все большее признание в силу их полезности для общества, т.е. по прагматическим мотивам, эволюция этики имела другие корни – психологические, духовные. Она основана на способности человека к сопереживанию, которая лежит в основе нравственного поведения человека, его доброты, порядочности. Можно утверждать, что именно способность к сопереживанию и выделила человека из мира животных. По мере развития духовности, чувства сострадания человек стал ощущать себя неуютно от того, что его деятельность была постоянно связана с причинением страдания другим существам и даже их умерщвлению. Уже в древние времена мыслители пришли к выводу, что человеку как существу нравственному не следует становиться убийцей. Сострадание к животным имеет эмоциональную основу, а потому никакие официальные (религиозные, правовые) точки зрения на правомерность умерщвления животных на пользу человеку не могли примирить некоторых людей с такого рода жестокостью.

Альтернатива – не убивать животных, и человечество тогда станет выше в духовном отношении, почувствует на себе положительное влияние милосердного отношения к слабейшему. В обществе, где действует право сильного, а оно не может действовать ограниченно, только, например, применительно к животным, сами люди постоянно испытывают на себе жестокость и безнравственность других людей. Большинство вегетарианцев – это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в своей душе и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. Вегетарианство – это очень важный шаг на пути к совершенному обществу, и тот, кто задумается над его преимуществами, окажется в одном ряду с такими великими людьми, как Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Леонардо да Винчи, Монтень, Джон Мильтон, сэр Исаак Ньютон, Вольтер, Бенджамин Франклин, Жан-Жак Руссо, Ралф Уолдо Эмерсон, Лев Толстой, Джордж Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Альберт Эйнштейн и Пол Маккартни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1986.

2. Вегетарианство. Здоровье. Этика. – М. : Дружба народов, 1999.

Дарья Буреш,

3 курс Інституту філології та соціальних комунікацій.

Науковий керівник: ст. викладач О. Б. Червенко

Специфика на българските обреди за дъжд и плодородие

Засушаването на времето винаги е създавало тревога у селските стопани. Застрашена е цялата реколта, на която единствено се надяват. Водата е предпоставка за изобилие, благополучие и здраве, за всичко онова, което изпълва с надежда за по-добър живот. Целта на тази работа е да предложи една функционална характеристика на обредите, изпълнявани от населението на България и на някои райони в Украйна (Приморски, Бердянски и Приазовски район от Запорожка област). Методите на изследването са описателният и компаративистичният.

Обредът “Пеперуда” се изпълнява на Гергьовден, тъй като този празник и неговата обредност са свързани с постигането на плодородие, благополучие, предпазване от суша, градушка, огън и осигуряване на влага. Девойките покриват една от другарките си от главата до краката с всякакви треви и бурени. Такава я водят по къщите из селото и пеят нарочна песен. Като минават под прозорците, домакините изливат върху тях “Ойлюлето” вода. Вкъщи след песента и играта на “Ойлюлето” търкалят сито и гледат: ако се похлупи при падането, смята се, че ще бъде оскъдна годината; ако ли пък ситото падне нагоре и се отвори – плодородие ще има. Най-често момичето, което бива обкичвано и обличано, требва да бъде сираче, дори без баща и без майка. Танцувайки из цялото село, от къща на къща, девойчето заедно с придружаващите го пеперугарки отмолва дъжда, за да се роди житото. Във всяка къща пеперудата е посрещана и дарявана с жито и брашно, изнасяни в сито, за да е сита годината. Стопанките посрещат групата на пеперударките с менче с вода и поливат Пеперудата обилно, а тя се тръска и размахва ръце встрани, като наподобява летяща птица. Накрая стопанката посипва Пеперудата с брашно през сито като благославя: “както се сее брашното, тъй да се изсипе дъждът!”. После търкулва ситото и ако то се захлупи, казват, че годината ще е много плодородна. Обичаят се извършва винаги с желание да се предизвика дъжд.

Вярва се, че точно такова дете може да повлияе на боговете и светците, от които зависят дъждовете. Девойките пеят специални обредни песни, с които отправят молба към Господ за дъжд. Показателна е еднотипността на ритуала при българите в Таврия и тези, които живеят в българската държава. Това доказва единноста на българската фолклорно-обредна територия. В тези ритуали се оглежда народопсихологията на един свят, останал верен на древно митологично поведение, с което се стреми да омилостиви природата, лишила го от благословената влага, и по този начин да отдалечи заплахата за живота на традиционната общност.

Литература

1. Българско народно творчество : в 12 т. / Арнаудов М., Вакарелски Хр. – София : Български писатели, 1962. – Т. 5. – 663 с.

2. Динеков П. Български фолклор / Петър Динеков. – София : Български писател, 1972. – 584 с.

Екатерина Бурлакова,

5 курс факультета иностранных языков.

Научн. руковод.: к.филол.н., доц. Т. Г. Кликушина

(Таганрогский государственный педагогический институт)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ

В наше время происходят существенные изменения во всех сферах жизни. Многие из них затрагивают сферу бизнеса, а следовательно, растет популярность и рекламного дела. Одним из основных элементов рекламы являются “магические слова”, или рекламный текст, который должен состоять из “привлекающих внимание и хорошо запоминающихся фраз” [2, с. 448]. Однако составителям таких текстов необходимо учитывать, прежде всего, коммуникативную направленность сообщения, передаваемого рекламой. Иными словами, события, обычаи, традиции, быт, и другие национальные особенности, связанные с культурой народа, для которого создается данная реклама.

Данный вопрос рассматривался О. Давыденковой, с точки зрения феномена прецедентности. Автор отмечает, что рекламные тексты в настоящее время содержат обращение не к понятию, а к образу, и объясняет это активным употреблением прецедентных феноменов в рекламных сообщениях. По ее мнению, “прецедентные феномены представляют собой основные составляющие когнитивной базы лингво-культурного сообщества” [1, c. 402]. Одним из примеров, по словам исследователя, может служить следующее использование аппликации: Mercedez-Benz: The 2002 M-Class. Much ado about everything. Заменив “nothing” из заголовка комедии Шекспира на “everything”, создатели рекламы позаботились о создании имиджа новизны и престижности автомобиля, как отмечает О. Давыденкова [1, c. 403]. Примером также может служить создание рекламы с участием широко известных в данной стране личностей: в рекламе Pepsi со слоганом “Dare for more” часто появляется Д. Бекхэм. Настоящее исследование посвящено, прежде всего, анализу различных элементов текста в печатной рекламе, таких как заголовки и основной текст. “Заголовки нацелены на потенциальных потребителей, они останавливают внимание читателя, идентифицируют товар, инициируют продажу и приглашают к прочтению основного текста. Основной текст предоставляет читателю убедительные аргументы: подтверждения обоснованности рекламных заявлений и причин, по которым следует купить товар” [2, c. 455–459].

Изучение основных стилистических характеристик рекламных текстов представляется нам не менее важным, поскольку “слова и изображения совместно представляют творческую концепцию, однако именно умные фразы и “волшебные слова”, придуманные копирайтерами, обеспечивают понятность и запоминаемость идей” [2, c. 450–453]. Далее в работе мы планируем рассмотреть основные элементы телевизионной рекламы (аудио- и видеоинструменты), в которых отражены английские и русские национально-культурные особенности. “Для создания интригующего и настойчивого обращения в телевизионной рекламе используются действие, эмоции и демонстрация” [2, c. 465–472]. Таким образом, мы считаем, что проблема связи восприятия и эффективности воздействия рекламы на потребителя зависит во многом от национально-культурных особенностей, которые отражены в рекламных текстах, и предполагаем, что их изучение будет способствовать дальнейшему развитию современной рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыденкова О. А. Рекламный текст и использование феномена прецедентности как фактора воздействия на адресата / О. А. Давыденкова // Междун. конгресс по когнитивной лингвистике : сб. мат-лов 26-28 сентября 2006 г. / отв. ред. Н. Н. Болдырев. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006.

2. Уэллс У. Реклама : принципы и практика / Уэллс У., Мориарти С., Бернетт Дж. ; пер. с англ. под ред. Л. Богомоловой. – [7-е изд.]. – СПб. : Питер, 2008. – 736 с.

Мария Бухарина,

2 курс исторического факультета.

Научн. руковод.: к.юр.н., доц. А. Г. Кравченко

(Таганрогский государственный педагогический институт)

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСЕНТЕИЗМА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Одним из современных институтов, призванных обеспечить консенсус между интересами различных слоев общества, является институт прямой демократии. В России актуальность проблемы концепции и законодательного совершенствования института демократических выборов, создания технологий активизации граждан в политической жизни исторически назрела еще с начала 90-х годов. Однако научная разработанность данной темы по-прежнему находится на начальном этапе. Между тем данную проблему можно обозначить понятием “абсентеизм”. Абсентеизм представляет собой неотъемлемую часть политической жизни, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни не только псевдодемократических обществ, но и государств с развитыми демократическими системами управления. Целью данной работы является разработка способов решения проблем активности населения в политическом процессе.

Для формирования путей решения необходимо обозначить причины феномена политического абсентеизма, среди которых выделим следующие: 1. Предсказуемость результатов выборов, отсутствие острых конкурентных начал в политической системе страны. 2. Недоверие избирателей к кандидатам или к самой процедуре выборов, отсутствие реальных политических альтернатив. 3. Низкий уровень политической культуры. 4. Традиционный нигилизм институтов демократии. 5. Бытовые причины и условия (хозяйственная занятость, болезнь, работа и т.п.). Данные причины принадлежат к тем аспектам политической жизни общества, которые на протяжении последних десятилетий находятся в центре внимания как отечественных, так и зарубежных социо-политологов. Абсентеизм присутствует в любом обществе: в развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т.д. Его причины разнообразны, но наибольший интерес представляют его деструктивные формы, а именно: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; политический протест или политическая традиция.

Различные авторы по-разному относятся к решению проблем абсентеизма, по своей сущности абсентеизм не опасен как таковой, но в современной России он вышел за рамки явления, став тем самым потенциальной политической силой, которая уже содержит в своём составе большинство, т.е. абсентеизм сконцентрировал в себе огромный электоральный резерв. Более того, сегодня наблюдается феномен увеличение абсеинтически настроенной общности граждан, в форме выражения недоверия существующей политической системе, ее безальтернативности с точки зрения политических сил, политической аппозиции. Потенциальная опасность данной группы стала столь высока, что на уровне федерального законодательства были проведены ряд изменений, маскирующих протестную группу. В том числе отменена графа “против всех”, явно проявляющая протестную группу, а также отменен порог явки избирателей во избежание массового срыва выборов. Однако в реальности, с ростом социального недовольства в стране данная электоральная группа “против всех” только увеличивается. Очевидно, что очередные меры по маскировке формальных форм демократии не решают проблемы нарастания политических противоречий в обществе и не снимают вопроса политического абсентеизма.

Исходя из сказанного, можно предложить следующее: 1. Причины политического абсентеизма в России невозможно решить принятием нормативных актов или директивных предписаний; формирование политической культуры – это долгий исторический процесс. Первыми шагами в этом направлении может быть социальная пропаганда политической активности граждан, а также создание политико-правовых условий, исключающих применение в процессе выборов административного ресурса. 2. Недоверие избирателей к кандидатам или к самой процедуре выборов, отсутствие реальных политических альтернатив является ключевой причиной формирования протестного электората. Отсутствие настоящей возможности большинства граждан лоббировать свои интересы в законотворчестве и общей политике страны противопоставляет общество и государство, создавая условия для разрастания сильнейшего политического конфликта. В связи с этим необходимым видится создание политико-правового механизма, создающего реальные гарантии для граждан, обладающих талантами, знаниями в области государственного строительства независимо от их экономического достатка, неформальных связей и теневого финансирования. 3. Традиционный нигилизм институтов демократии может преодолеваться только экономическими и культурными успехами государства. Поэтому ключевым методом смены нигилистических традиций и настроений на активную политическую позицию является поднятие экономики государства (производства, сельского хозяйства, высокотехнологичных научных исследовательских институтов), поддержание культурно-духовных традиций и системы образования.

Владислав Военнов,

2 курс отделения культурологии.

Научн. руковод.: к.ист.н. Ф. А. Дорофеев

(Нижегородский государственный

университет им. Н. И. Лобачевского)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВИДЕНИЯ G12 В СТРУКТУРЕ

РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “ПОСОЛЬСТВО ИИСУСА”

В современном Российском обществе сосуществуют различные конфессии. Протестантизм – одна из культурнообразующих религий России. В ее рамках развиваются новые религиозные объединения и деноминации. В связи с возрождением религиозности и принятием законов о “Свободе совести” и “Свободе вероисповедования”, закона “О некоммерческих организациях” идёт активное создание новых религиозных групп. Религиозная община Христиан Веры Евангельской “Посольство Иисуса”, представленная к рассмотрению в настоящей работе, тоже относится к протестантской деноминации. За небольшой период своего существования число верующих церкви увеличилось с 300 до 1100 человек, что определено рядом причин. В настоящее время “Посольство Иисуса” находится в процессе расширения. Прирост церкви стабильный и составляет приблизительно от 3 до 8 человек в месяц в одном Нижнем Новгороде.

Главенствующее положение в этом процессе имело включение в основу организации экономически-религиозной системы Видения 12 (G12). Эта система была выработана в Боготе (Колумбия) как особая форма понимания и трактования Библии, нацеленная на постоянный рост и расширение церкви. Видение G12 выработало совокупность обрядов, определило форму служения и переосмыслило стратегию расширения общины, превратив церковь в сумму групп, состоящих из 12 человек. Ведущая роль в этой стратегии отводиться “Лестнице успеха”. Каждый верующий рассматриваемой группы должен получить знания, позволяющие ему создать свою группу в составе церкви, где он станет лидером. Реализовать поставленную задачу возможно лишь посещая платные “курсы лидерства”. Кроме того G12 во многом оказывает сильнейшее воздействие на образ жизни представителей церкви, что определяет их религиозную практику: собрания по домам или собрания группы, виды молитв, коллективное воскресное служение, уплату десятины и организацию социального служения. Серьезным образом повлияла эта практика и на реализацию таинств: крещение, исповеди и причастия.

Наиболее значимым мероприятием в церкви рассматриваемых христиан является инкаунтер, который сформировался под влиянием структуры G12. Значение этого процесса заключается в серьезном воздействии на верующего, совершающего обряд, его укреплении в церкви. Обряд в комплексе теологических установок группы считается необходимым для спасения души, что поднимает его значение до положения особой важности в жизни этой цекрви христиан Веры Евангельской. Как следствие, оно имеет четкую организацию, требует серьезной подготовки адептов церкви и проводится в строго определенные дни. Важнейшим элементом инкаунтера является “Крещение Святым Духом”, характерное в основном для пятидесятников. Кроме того верующие церкви Посольство Иисуса появляются и в других городах, где также под воздействием G12 происходит создание новых объединений. Другим фактором развития общины Христиан Веры Евангельской “Посольство Иисуса” является социальная деятельность верующих, направленная на социальную работу с людьми, употребляющими наркотические средства или подверженным алкоголизму. Приблизительно 50% верующих общины составляют бывшие реабилитированные, прошедшие курс лечения. Таким образом, Церковь “Посольство Иисуса” является качественно новой организационной структурой, использующей зарубежные методики, направленные на стабильное расширение числа верующих, которое будет и в дальнейшем увеличиваться как в Нижегородской области, так и за ее пределами.

Оксана Воротилина,

3 курс отделения культурологии.

Научн. руковод.: к.ист.н. Ф. А. Дорофеев

(Нижегородский государственный

университет им. Н. И. Лобачевского)

ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ

В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Неотъемлемым и основным свойством СМИ является распространение информации, а так же в значительной степени формирование и отражение общественного мнения. Согласно данным социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2008 году, степень доверия населения России к информации, получаемой ими посредством СМИ, остается существенной. Так, согласно данным опроса, наибольшим доверием населения пользуется информация центрального и регионального телевидения – им доверяют 70% и 63% опрошенных соответственно. Следующими в рейтингах доверия фигурируют центральная (50%) и региональная пресса (50%). Интернету доверяют 23% россиян. Так же ВЦИОМ отмечен тот факт, что россияне доверяют информации, получаемой посредством СМИ больше, нежели информации, полученной от родных и друзей. Таким образом, мы можем заключить, что СМИ играет огромную роль в общественной жизни и формировании настроений внутри общества. И потому чрезвычайно важно, чтобы информация, распространяемая через СМИ, была грамотна и адекватна реальной ситуации.

Особенно важно соблюдать эти требования, когда речь идет о таких аспектах духовной жизни общества, как религия. Большое влияние религии на общественную и политическую жизнь на современном этапе очевидно. При этом сфера религиозных отношений очень сложна и представляет собой сочетание многих элементов (отношения государство – церковь, внутри- и межконфессиональные отношения, и т.д.), которые тесно взаимосвязаны, и во многом влияют друг на друга. Поэтому непрофессионализм, и отсутствие необходимых знаний при освещении религиозных вопросов зачастую приводит к неожиданным, или неприятным результатам: от комичных “ляпов” в текстах, до провокаций, ведущих к напряжению межрелигиозных отношений. В ходе нашей трехлетней работы над интернет-проектом “Религиозная свобода в Нижегородском регионе” мы неоднократно сталкивались с подобными примерами, и на основании их анализа можем выделить некоторые распространенные ошибки, допускаемые в СМИ при освещении религиозной тематики.

Во-первых, зачастую в СМИ под определение “секта” попадают религиозные организации, которые, с точки зрения объективных факторов, таковыми не являются. Прежде всего, секта – это автономная, строго централизованная организация, не имеющая профессиональных священнослужителей, не имеющая иерархического принципа управления, и детально разработанных и фиксированных вероучения и культа, имеет сознательное вступление и закрытое членство. Таким образом, это определение, зачастую использующееся в отношении таких христианских конфессий, как Адвентисты Седьмого Дня, Евангельские Христиане-Баптисты, и мн. др. в корне неверно, и более того, оскорбляет верующих и ущемляет их права. Во-вторых, не редкость статьи, где информация излагается не полностью. Либо, в погоне за сенсационным сюжетом, искажаются некоторые факты, в результате чего формируется неверная картина событий, или превратное отношение к той или иной конфессии.

Так, 1 сентября 2010 года на сайте была размещена статья под названием “Минюст добивается прекращения деятельности саентологов в Нижегородской области”, однако, по словам нижегородских саентологов, речь шла о прекращении деятельности Хабард-колледжа по управлению, которая является светской (не религиозной) организацией, которая специализируется на административной технологии. Таким образом, мы видим существенное различие между тем, в каком виде преподносится общественности некое событие и тем, чем оно является по своей сути. Разумеется, к тому же, что подобные провокации со стороны СМИ не способствуют созданию положительного имиджа религиозной организации в глазах общественности.

На наш взгляд, требования, выдвигаемые к освещению религиозной информации, должны прямо и неукоснительно определяться в соответствии с принятым в сентябре 1997 г. Федеральным законом “О свободе совести и религиозных объединениях”. Особую значимость для прессы должен иметь 6 пункт 3 статьи данного закона, согласно которому любого рода воспрепятствование осуществлению принципа свободы совести, “в том числе сопряженное <…> с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства” запрещается.

Світлана В’юн,

4 курс соціально-гуманітарного факультету.

Наук. керівник: к.політ.н., ст.викл. Н. С. Гармаш



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Міністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей

    Документ
    Бердянський державний педагогічний університет МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ Бердянський державний педагогічний університет ЗБІРНИК ТЕЗ НАУКОВИХ ДОПОВІДЕЙ СТУДЕНТІВ БЕРДЯНСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПЕДАГОГІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ на Днях ...
  2. Міністерство освіти і науки україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей (2)

    Документ
    Збірник тез наукових доповідей студентів. Том 3. Природничі науки МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Бердянський державний педагогічний університет ЗБІРНИК ТЕЗ НАУКОВИХ ДОПОВІДЕЙ СТУДЕНТІВ БЕРДЯНСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПЕДАГОГІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ на Днях ...
  3. Міністерство освіти і науки україни бердянський державний педагогічний університет збірник тез наукових доповідей (1)

    Документ
    Бердянський державний педагогічний університет МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Бердянський державний педагогічний університет ЗБІРНИК ТЕЗ НАУКОВИХ ДОПОВІДЕЙ СТУДЕНТІВ БЕРДЯНСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПЕДАГОГІЧНОГО УНІВЕРСИТЕТУ на Днях науки 21 травня ...
  4. М іністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник наукових праць

    Документ
    МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ Бердянський державний педагогічний університет ЗБІРНИК наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки) № 1 Бердянськ 2011 УДК 37.01(06) ...
  5. М іністерство освіти і науки молоді та спорту україни бердянський державний педагогічний університет збірник наукових праць (2)

    Документ
    МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ Бердянський державний педагогічний університет ЗБІРНИК наукових праць Бердянського державного педагогічного університету (Педагогічні науки) № 1 Бердянськ 2011 УДК 37.01(06) ...

Другие похожие документы..