Главная > Документ


9


Приложение

Сравнительная таблица требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по литературе Х1Х века.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопо­знанию и самосовершенствованию, способной к созидатель­ной деятельности в современном мире; формирование гумани­стического мировоззрения, национального самосознания, гра­жданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду дру­гих искусств; культуры читательского восприятия художест­венного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; об­разного и аналитического мышления, эстетических и творче­ских способностей учащихся, читательских интересов, худо­жественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных све­дений и теоретико-литературных понятий; формирование об­щего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации лите­ратурного произведения как художественного целого в его ис­торико-литературной обусловленности с использованием тео­ретико-литературных знаний; написания сочинений различ­ных типов; поиска, систематизации и использования необхо­димой информации, в том числе в сети Интернета.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произве­дений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хро­нологической последовательности: от литературы XIX века до но­вейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литера­туры в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допус­кает расширение списка писательских имен и произведений в автор­ских программах, что содействует реализации принципа вариатив­ности в изучении литературы. Данный перечень включает три уров­ня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор ко­торых предоставляется автору программы или учителю);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изуче­ния (выбор писателей и конкретных произведений из предло­женного списка предоставляется автору программы или учи­телю).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сея­тель пустынный...», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молит­вою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.

Н.В. Гоголь

Одна из петербургских повестей по выбору.

А.Н. Островский

Драма «Гроза» .

И.А. Гончаров

Роман «Обломов» .

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение литературы в старшей школе па профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопо­знанию и самосовершенствованию, способной к созидатель­ной деятельности в современном мире; формирование гумани­стического мировоззрения, национального самосознания, гра­жданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду дру­гих искусств; культуры читательского восприятия художест­венного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; об­разного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и тео­ретико-литературных понятий; создание общего представле­ния об историко-литературном процессе и его основных зако­номерностях, о множественности литературно-художествен­ных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации лите­ратурного произведения как художественного целого в его ис­торико-литературной обусловленности и культурном контек­сте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и со­держания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литера­турных произведений и их научных, критических и художест­венных интерпретаций; написания сочинений различных ти­пов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных, произве­дений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хро­нологической последовательности: от литературы XIX века до но­вейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами историко-литературного курса, основы которого были заложены на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на развитие и систематизацию представлений уча­щихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы. На профильном уровне старшей школы усиливается сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечиваю­щую федеральный компонент общего образования. Перечень допус­кает расширение списка писательских имен и произведений в автор­ских программах, что содействует реализации принципа вариатив­ности в изучении литературы. Данный перечень включает три уров­ня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор ко­торых предоставляется автору программы или учителю);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изуче­ния (выбор писателей и конкретных произведений из предло­женного списка предоставляется автору программы или учи­телю).

. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сея­тель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подра­жания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...») «Эле­гия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Медный всадник».

Трагедия «Борис Годунов»

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молит­вою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Демон».

Н.В. Гоголь

Одна из петербургских повестей по выбору .

А.Н. Островский

Драма «Гроза».

Драма «Лес».

Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (фрагмен­ты); А.А. Григорьев. «После ";Грозы"; Островского. Письма к И.С. Тургеневу» (фрагменты).

И.А. Гончаров

Роман «Обломов».

Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А.В. Дружинин. «Обломов», роман Гончарова» (фрагменты).

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, приро­да...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы лю­бим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь...», а также три стихотворения по выбору.

А.К. Толстой

Три произведения по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а также три стихотворения по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.С. Лесков

Одно произведение по выбору.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (обзор).

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также два рассказа по выбору.

Пьеса «Вишневый сад».

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (сво­бода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с соци­альной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечест­во, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеоб­разие романтизма в русской литературе.

Формирование реализма, как новой ступени познания и художест­венного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, вера и безверие, смысл жизни и тайна смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответ­ственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовер­шенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эво­люция и духовное возрождение человека. Историзм в познании за­кономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в по­эзии. Формирование национального театра. Становление литератур­ного языка.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Содержание и форма. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпи­грамма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Ком­позиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Кон­фликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Деталь. Символ.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллего­рия. Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные раз­меры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

- Осознанное, творческое чтение художественных произведе­ний разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков ге­роев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического со­держания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов;

написание сочинений на ос­нове и по мотивам литературных произведений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должензнать/понимать

образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произве­дение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпи­зод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жиз­нью и культурой;

раскрывать конкретно-историческое и об­щечеловеческое содержание изученных литературных произ­ведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы: соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необхо­димую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных про­изведений.

И.С. Тургенев

Роман «Отцы и дети».

Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, приро­да...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы лю­бим...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), а также пять стихотворений по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь...», а также пять стихотворений по выбору.

А.К. Толстой

Пять произведений по выбору.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шес­том...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», а также пять стихотворений по выбору.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.Г. Чернышевский

Роман «Что делать?» (обзор).

Н.С. Лесков

Одно произведение по выбору.

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города» (обзорное изучение).

Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание».Очерк «Пушкин». Н.Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты).

Л.Н. Толстой

Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов

Рассказы: «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». «О любви», «Дама с собачкой», а также два рассказа по выбору.

Пьеса «Вишневый сад».

Одна пьеса по выбору.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной не­справедливостью и угнетением человека).

Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Тема Родины и природы в русской литературе.

Национальное самоопределение русской литературы. Обще­европейские историко-культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его русской ветви. Роман­тизм в русской литературе. Дух бунтар­ства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800-x-l820-x годов. Роль романтической ли­рики в развитии психологизма; формирование в ней символической образности. Особенности поэтического слова в романтической ли­рике.

Становление классической прозы в русской литературе 1830-х - 1840-х годов. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Проблема человека и среды. Ос­мысление взаимодействия характера и обстоятельств. Внимание к социальным «низам». Универсальность художественных образов.

Журналистика 50 - 70-х гг. XIX века. Роль литературной кри­тики в общественно-культурном развитии России.

Создание класси­ческих образцов русского романа, получивших мировое признание. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагма­тизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.

Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины. Возвышенное и трагическое звучание те­мы любви.

Формирование национального театра. Демократизация рус­ской литературы. Размышления о народе и ответственности перед ним. Отражение картин народной жизни, традиций, быта.

Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее вы­ражения. Историзм и психологизм. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.

Формирование и развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Художественное время и пространст­во. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вы­мысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сю­жет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспо­зиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое от­ступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система обра­зов.

- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллите­рация, ассонанс. Гипербола. Аллегория. Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные раз­меры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

- Осознанное, творческое чтение художественных произведе­ний разных жанров. Выразительное чтение. Различные виды пересказа. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков ге­роев и сущности конфликта.

Устные и письменные интерпретации художественного про­изведения. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического со­держания произведения.

Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, ком­ментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литера­турных произведений.

.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать/понимать

образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции; историко-культурный контекст и творческую историю изу­чаемых произведений;

основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литера­турных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведе­ние, используя сведения по истории и теории литературы (ху­дожественная структура, тематика, проблематика, нравствен­ный пафос, система образов, особенности композиции, худо­жественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); ана­лизировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяс­нять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общест­венной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в ду­ховном и культурном развитии общества;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое со­держание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить изучаемое произведение с литературным направ­лением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

определять жанрово-родовую специфику литературного про­изведения;

сопоставлять литературные произведения, а также их различ­ные художественные, критические и научные интерпретации; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

выразительно читать изученные произведения (или фрагмен­ты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитан­ному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы, го­товить учебно-исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необхо­димую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных про­изведений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

    Основная образовательная программа
    ... Требования к знаниям, умениям и навыкам. По окончании 11 класса учащиеся ... знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение физической культуры набазовомуровнесреднего (полного) общегообразования ...
  2. Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1

    Документ
    ... содержания образованияпо информатике определяет а) минимальный уровень требований к знаниям, умениям и навыкамучащихсяпо предмету б) содержание учебного материала по предмету ...
  3. Начального общего образования 19 – 35

    Пояснительная записка
    ... и среднего профессионального образования. Учащиеся, получившие среднее (полное) общееобразование должны: • освоить науровне государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (59)

    Основная образовательная программа
    ... изданиями. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе К завершению обучения на ступени начального общегообразования будет ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (104)

    Основная образовательная программа
    ... изданиями. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе К завершению обучения на ступени начального общегообразования будет ...

Другие похожие документы..