Главная > Документ


В основной школе предусмотрено на изучение географии 245 учебных часов, которые распределены следующим образом: 6 класс- 35 ч., 7 класс - 70 ч., 8 класс - 70 ч., 9 класс - 70 ч. Считаем необходимым ещё раз указать на то, что, несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов в 6 классе, на изучение начального курса географии по-прежнему рекомендуется отводить 70 часов.

В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Особо выделяем, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ предполагает изучение учащимися курса географии в 6 классе в полном объеме.

Особенностью географического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

На ступени среднего (полного) общего образования Базисный учебный план включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. География входит в состав инвариантной части ОБУП, являясь предметом, обязательным для изучения на базовом уровне. Учебное время, отведенное в этом случае на изучение географии, составляет 70 часов в год (т.е. из расчета 1 час в неделю в 10 и 11 классах или 2 часа в неделю только в 10 классе). Если география выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 210 часов (за два года).

Министерство образования и науки РФ разработало и утвердило на основе федерального компонента государственного стандарта примерные программы по географии, на основе которых в образовательном учреждении должны быть разработаны рабочие программы. Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрывают неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7, 8—9, 10-11 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

С точки зрения задач профильного изучения географии, наиболее эффективным представляется формирование социально-экономического профиля, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, экономика и математика. Возможным вариантом является и формирование биолого-географического профиля, где наряду с географией на профильном уровне могут изучаться математика и биология.

Кроме того, географическая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В составе географического образования в средней (полной) школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса географии (в том случае, когда изучение географии на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса географии (углублённое изучение географии, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных географических исследований.

Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения географии рассматриваются в научно-методических журналах «География в школе», «География и Экология в школе XXI века», газете «География», а также в следующих изданиях:

Алексеева М.С. Особенности реализации учебной программы в модульной технологии по дисциплине «Профильное обучение географии в школе» // География в школе. 2008. №4.

Гуляева Е.В. Технология проектного обучения в профильном географическом образовании. // География и экология в школе XXI века. 2009. №1.

Воронина Г.А. Элективные курсы. – М.: Изд-во «Айрис Пресс»,2006.

Кривых С.В., Макареня А.А. Программное обеспечение подготовки педагога профильной школы. – Санкт-Петербург: ГНУ ИОВ РАО, 2004.-88с.

Кривых С.В., Шорникова Г.Н. Организация профильного обучения. Учебное пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2003.-165 с.

Крылова О.Н. технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. - Санкт-Петербург: Изд-во «Каро», 2005.-112 с.

Розанов Л.Л., Розанова С.Г. Тематическое планирование профильного курса «Введение в общую географию» // География в школе. 2009. №7

При выборе элективных курсов по географии рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области - победителей конкурса и официально опубликованные программы:

Название курса,

состав материалов

Автор(ы), грифы

Выходные данные

Базовый уровень

Экономика

1

История менеджмента

Белоусова Н.Н. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

2

Экология и экономика: враги или друзья?

Носова Н.В.
«Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

3

«Невидимая рука» рынка (Графическое моделирование рыночной динамики)

Хрущева Э.Н. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

География

1

Живи, Земля!

Проскуркина Н.И. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

2

Люблю тебя, Урал мой синекаменный

Орлова О.В., Хабибуллина В.Г. «Допущено МОиН Челябинской области»

Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005

3

География российского порубежья: мы и наши соседи. Учебное пособие для учащихся 9 кл. Программа

Бабурин В.Л., Даньшин А.И. «Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2006.–304 с.:ил.–Пер.

4

Краеведение

Журавская М.Б.

География и экология в школе XXI века. - 2006.–№ 5.–С.72--76

5

Рекреация и туризм Калининградской области

Гасько Е.О.

География и экология в школе XXI века. - 2006.–№ 5.–С.76--78

6

Программа элективного курса «Основы почвоведения»

Царева Л.А. Постникова Е.А.

География в школе – 2008 - №5

7

Программа курса «Географическая этика»

Ярина О.Г.

География в школе – 2008 - №2

8

Программа элективного курса «Основы природопользования

Колесниченко С.А.

География и экология в школе XXI века. - 2009.–№ 5.–С.72--80

9

Экономические и социальные аспекты в развитии АПК

Барциц В.В.

География в школе – 2009 - №3 - С.48—51, №4 С.54-55.

Профильный уровень

Название курса

состав материалов

Автор(ы), грифы

Выходные данные

1

География. Профильный уровень. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн. 1

Холина В.Н

М.:Дрофа, 2008. 319с. : ил. карт.

География. Профильный уровень. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений: в2 кн. Кн. 2

Холина В.Н

М.:Дрофа, 2009. 335с. : ил. карт.

2

География человеческих перспектив

Программа. УМК. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл.

«Допущено МОиН РФ»

М.:Вентана-Граф,2005

3

Геология

Учебное пособие

Короновский Н.В. «Допущено МОиН РФ»

М.:Дрофа,2005

4

Геоэкология

Розанов Л.Л.

М.:Вентана-Граф,2006.-320 с.:ил.

4

Региональные геоэкологические проблемы

Климанова О.А.

География в школе.–2004. № 5. С.52-54.

5

География населения с основами демографии

Сухинин С.А.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2006. № 1. С. 37 – 42.

6

Природные ресурсы России и их роль в экономике страны

Груненко Е.А.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2006. № 6. С. 36 – 37.

7

География международного туризма

Павлова И.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 7.–С.41-42.

8

Этнология и этногеография

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2005. № 4. С. 27–29; 2006. №6. С.29-31

9

Этногеография и география религий

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

Профильная школа.–2005. № 4. С. 30-37

9

Пространственное разнообразие России

Рогачев С.В.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География. 2005. № 4. С. 30 - 32; 2006. №6. С.33–35.

10

Экономико-статистический метод в курсе коммерческой географии (Методика) Учебник.

Плисецкий Е.Л.

«Допущено МОиН РФ»

Первое сентября. География.–2006.–№ 4.–с.33-37.

11

Природопользование

Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. УМК

Винокурова Н.Ф. и др.

«Допущено МОиН РФ»

М.: Просвещение, 2004

12

Географическая речь

Миллер А.Л.

Первое сентября. География. 2006. № 9. С. 40-44.

13

Этногеография и этнокультурные регионы мира

Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В.

География в школе.–2006. № 3. С.44-49, №4 С. 35-37.

14

Географическая культура

Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н.

География и экология в школе XXI века.- 2006.–№ 4.–с.39—43

15

Рекреационная география Хабаровского края

Гришина Э.М.

География и экология в школе XXI века.- 2006. № 4. С. 44 - 47, 60.

16

Элективные курсы по географии

Алексеева М.С., Астафьева В.П.

География в школе. 2009. № 2. С. 51 - 52.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) определяется следующими документами

    Документ
    ... проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине. В основнойшколепредусмотренонаизучениегеографии245учебныхчасов, которые распределены следующим образом: 6 класс ...
  2. Среднего (полного) общего образования (7)

    Документ
    ... стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основнойшколепредусмотренонаизучениегеографии245учебныхчасов, которые распределены следующим ...
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Основная образовательная программа
    ... для продолжения изученияосновныхучебных дисциплин в основнойшколе. Оценка производится на основе шкалы, ... часов, затрачиваемых наизучениеучебного предмета (систематическое проведение мастерские, консультаций, учебных занятий в рамках учебного ...
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержащая не менее 6 разделов примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Пояснительная записка
    ... для продолжения изученияосновныхучебных дисциплин в основнойшколе. Оценка производится на основе шкалы, ... часов, затрачиваемых наизучениеучебного предмета (систематическое проведение мастерские, консультаций, учебных занятий в рамках учебного ...
  5. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... В примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений СК в старшей школепредусмотрено профильное обучение ... стандарта основного общего образования. В рамках основного общего образования наизучениегеографии отводится 245часов (VI ...

Другие похожие документы..