Главная > Документ


Особенности преподавания географии в 2010/2011 учебном году

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Огромное значение для российского образования имеет переход начальной школы, а в перспективе основной и старшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС-2). Особенно важно отметить две черты новых ФГОС. Первая - гуманистический подход в них преобладает над технократическим. Вторая – сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальные научные знания. Об этом свидетельствует опора на специально разработанное для каждого предмета «фундаментальное ядро», которое позволит будущим выпускникам школы овладевать высоконаучными инновационными технологиями.

На вооружении учителей географии имеются инновационные идеи, заложенные концепцией географического образования. Наибольшее значение из них имеет возвращение к комплексной географии. Комплексный подход сохранен в программе по географии, разработанной для ФГОС-2. Сохраняется и усиливается также установка на гуманизацию школьной географии. Важно отметить, что оба подхода находятся в полном соответствии с основными направлениями географической науки. С этими идеями связано формирование в учебной географии культурологического подхода.

За последнее десятилетие полнее и четче определены цели и задачи школьной географии, которые свёл воедино В.П. Дронов в преамбуле к примерной программе основного общего образования по географии для ФГОС-2.

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В системе школьного географического образования центральным становится курс «География России», с созданием географического образа своей Родины во всем её многообразии.

К известным функциям знаний (обучающей, развивающей, воспитательной) добавляется социально-адаптивная, связанная с удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями. Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности, оптимальными для развития ключевых компетенций и ориентированными на самостоятельную деятельность учащихся являются:

- разнообразные виды работы с различными источниками информации,

- создание и использование опорных логических конспектов,

- проектно-исследовательская деятельность,

- групповые формы обучения для формирования коммуникативных умений,

- модульная технология обучения,

- проблемное обучение,

- современные технологии открытого образования.

В новом учебном году необходимо уделить внимание, во-первых, усилению мировоззренческих аспектов преподавания географии, поиску новых путей формирования географического образа Родины, её природного и культурного многообразия. Во-вторых, усилению практической направленности школьной географии, её связью с жизнью. Организация учебного процесса должна носить деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика, созданием условий для приобретения опыта постановки и достижения целей, организацией продуктивной групповой работы и индивидуальной траектории обучения. В-третьих, уточнению стратегических направлений в содержании, отбору и генерализации учебного материала. В-четвертых, повышению методического уровня преподавания географии в школе, что связано с развитием таких качеств, как компетентность, методическое мышление, профессиональное самосознание.

При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и учеников, исходя из новых целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В изменении деятельности учителя и учеников следует обратить внимание на то, что ученикам предоставляется право выбора учебной задачи, а учитель ставит перед учащимися задания с элементами новизны и непредсказуемости (творческие).

Компетентность учителя проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педтехнологии, выбирать учебники и программу из нескольких альтернативных, оценивать их с позиции методики преподавания географии, типа учебного заведения и особенностей обучаемых учащихся. Непременным условием повышения профессиональной компетенции учителя является владение современными информационными ресурсами и информационными технологиями обучения.

Профессиональная ИКТ-квалификация – это умение выбрать и использовать соответствующие инструменты для решения профессиональных задач. Профессиональная ИКТ-компетентность – это умение решать профессиональные задачи, при этом правильно применяя доступные ИКТ, это открытие новых возможностей учебной деятельности учителя и школьника, повышение эффективности работы с информацией в современном обществе. За последние годы было создано и апробировано значительное количество ЦОР по географии, как на федеральном, так и на региональном уровне. В образовательном процессе учителям географии рекомендуется использовать ресурсы нового поколения, основанные на применении ИКТ (сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты):

  1. Единая коллекция ЦОР /

  2. карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

  3. Google планета Земля /

  4. блог ГЕО графиня http://www.geografinya.blogspot.com

  5. ресурс сетевых сообществ Открытый класс /

  6. сервис You Tube (видеоролики для уроков)

  7. среда вики, созданная для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней http://wiki.iteach.ru/

  8. Сеть творческих учителей /.

  9. газета «География» http://geo. 1 september.ru/

  10. сайт «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/

  11. ООПТ Челябинской области - памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

  12. сайт Gismeteo – /maps.htm

  13. сайт Географического общества России http://rgo.org.ru/'

  14. клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/

  15. журнал «Вокруг света»

  16. http: //www, vokrugsveta. ru/

  17. журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

  18. сайт «Великие путешественники, мореплаватели и географы» http ://www. geografia.ru/

  19. сайт Национального географического общества http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Слушатели плановых курсов повышения квалификации в ЧИППКРО в обязательном порядке знакомятся с новыми пособиями и современными педагогическими технологиями географического образования в рамках теоретико-практических семинаров на базе гимназий и лицеев № 11, №26, №35, №82, №97, №120, №142 г. Челябинска.

Теоретические проблемы и вопросы обновления содержания географического образования, проблемы использования личностно-ориентированного и культурологического подходов в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО. Очередная VIII конференция «Проблемы культурного образования» будет проводиться 27 ноября 2010 г.

Рекомендации по составлению рабочих программ по географии

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Рекомендации по составлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) представлены в письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 .

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа основного общего образования по географии;

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень);

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень).

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  • Сборник нормативных документов. География. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

  • Современное образование. География. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Примерная программа по географии содействует реализации единой концепции географического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по географии для основной и средней полной школы, например:

  1. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. /А.А.. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин. и др./. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 80 с.

  2. География: Программа. 6-11 классы общеобразовательных учреждений. /А.А.. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин. и др./. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 80 с.

  3. Домогацких Е.М. Программа для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 56 с.

  4. География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 кл. / под общ. ред. В.П. Дронова; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.- 47 с.

  5. Николина В.В. География: Программы общеобразовательных учреждений: 6-9; 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008. - 48 с.

  6. Программы по географии для общеобразовательных учреждений.География. 6-9 кл. – М.: Дрофа, 2002.

Кроме того, имеется несколько вариативных (авторских) учебных программ по отдельным курсам географии, например:

  1. Программа курса «География. Землеведение» // Савельева, Л.Е. География. Землеведение. 6 кл. : метод. пособие / Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. М.: Дрофа, 2007. 93 с.

  2. Программа курса «География. Землеведение». 6 класс // Румянцев, А.В. География. Землеведение. 6 кл.: методическое пособие к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение». М.: Дрофа, 2007. 48с.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель должен использовать в качестве основы примерную учебную программу, или примерную программу вместе с любой из вариативных программ, соблюдая преемственность в обучении с 6 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Особенности составления рабочих программ по географии – календарно-тематический план должен иметь и следующие составляющие:

Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по географии (6-7-8-10-11кл.) 2004 г.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ по географии (кодификатор)

Содержание

НРК

Практические

работы

ЦОР

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Требования к уровню подготовки выпускников

Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Организация воспитательной и внеурочной работы по географии

В соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. В воспитательной работе учителей географии следует выделить несколько направлений.

Ведущим является воспитание патриотизма. Государство заинтересовано в воспитании граждан, разделяющих его базовые ценности, и школьное преподавание географии выступает инструментом такого воспитания. В новом учебном году следует продолжить воспитательную работу, особое внимание, обращая на формирование позитивного географического образа России и родного края – Южного Урала, Челябинской области, больше времени уделяя неповторимой красоте разнообразных ландшафтов, природным уникумам, людям, живущим и работающим на благо своей родины. Предстоящий 2010/2011 учебный год в России пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 50-летию полета Ю.А.Гагарина. В Саткинском районе Челябинской области будет отмечаться столетие индустриального наследия комплекса «Пороги».

Формирование толерантного сознания – одно из важнейших направлений воспитательной работы учителей географии, в основе которой «Концепция национальной образовательной политики РФ». Образование и формирование толерантности в этом документе рассматривается как инструмент консолидации народа России в полиэтничное гражданское общество. Вопросам этнокультурного образования особое внимание уделяет правительство Челябинской области, поскольку рассматривает их как важнейшее средство сохранения межнационального мира, гармонизации межнациональных отношений, которые в свою очередь расцениваются как аспект национальной безопасности страны.

Важнейшее воспитательное значение имеет подготовка к предстоящей в октябре 2010 г. Всероссийская перепись населения. Учителям географии следует в воспитательной работе создавать у подрастающего поколения осознанно-положительное отношение к переписи населения, исходя из того, что каждый гражданин должен знать достоверную информацию о своей стране, о ее сегодняшнем дне.

Учителям географии следует повышать интерес учащихся к исследовательской деятельности и принимать участие в многочисленных конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня (по выбору). В 2007 году для поддержки этой работы была создана организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Программа работы Движения на 20010 – 2011 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (). Движение имеет отделение в Челябинской области. Проведение отчетно-выборной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности школьников планируется 25 сентября 2010 г.

Другим из направлений внеурочной работы по предмету является подготовка к олимпиадам по географии, количество которых возросло. На заседании районных (городских) методических объединений учителей географии следует проанализировать результаты Всероссийской, областной, районно-городской олимпиад школьников по географии, организовать обмен опытом по проведению школьного этапа олимпиады и подготовке учащихся к участию в интеллектуальных состязаниях.

Основным педагогическим условием для успешной подготовки к олимпиадам является сочетание урочной и внеклассной работы учителя.

Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий для 7-9 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии». Содержание олимпиадных заданий для 10-11 классов определено «Примерной программой основного общего образования по географии» и «Примерной программой для среднего (полного) общего образования» (профильный уровень).

При подготовке к олимпиадам следует уделить особое внимание их практической составляющей, в том числе – выполнению творческих заданий, связанных с самостоятельной разработкой исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует обратить внимание на:

- географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2010-2011 годах;

- узнавать и описывать по изображению конкретные участки земной поверхности, по координатам определять особенные (специфические) точки земли;

- объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния их специфические проявления на конкретных территориях;

- уметь по описанию определять ту или иную территорию (страну или район страны);

- знать четко и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму;

- знать особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана;

- понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений, уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики.

При подготовке к тестовой части следует прорешать тесты ЕГЭ и ГИА за несколько лет.

Для подготовки участников олимпиады следует использовать материалы, опубликованные за последние 5 лет в журнале ";География в школе";, в газете ";География"; (приложение к ";Первое сентября";), журнале ";География и экология в школе ХХI";, а также в журнале «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.

Основные подходы к организации оценивания

уровня подготовки обучающихся по географии

Введение единой независимой системы оценки качества подготовки выпускников IX и XI классов связано с целью совершенствования географического образования в основной и средней (полной) школе. Поэтому важно проанализировать результаты итоговой аттестации по географии, в том числе и за 2010 г., сравнить их с результатами предыдущих лет. Исходя из анализа, необходимо определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по географии. Учитывая небольшой количественный состав участников ГИА и особенно ЕГЭ по географии сложно определить уровень подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить некоторое представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения.

Имеющиеся расхождения в годовых и экзаменационных отметках по географии, по-прежнему, свидетельствует о недостаточной объективности оценивания достижений учащихся по предмету большей частью учителей в течение учебного года и в ходе промежуточной аттестации, а также о недостаточной адекватности используемых в педагогической практике способов оценивания знаний, умений, навыков учащихся по предмету требованиям, предъявляемым к уровню географической подготовки выпускников средней (полной) школы.

Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний и формированию умений самостоятельно их использовать.

Выявленные по результатам ЕГЭ и ГИА слабые места в географической подготовке выпускников, необходимость учета требований государственных образовательных стандартов требуют внесения определенных корректив в образовательный процесс. При этом на разных этапах система оценивания образовательных достижений учащихся, апробированная в рамках ЕГЭ и ГИА, должна быть использована в разных целях. На этапе планирования результатов образовательно-воспитательного процесса целесообразно использовать опубликованные материалы итоговой аттестации по географии в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения отдельных тем. Выявленные на итоговой аттестации недостатки географической подготовки учащихся говорит о том, что определенных корректив требует и этап отработки и закрепления знаний. На этом этапе обучения необходимо использовать больше заданий, предполагающих использование полученных ранее знаний и умений для решения учебных задач с условием, измененным по сравнению с той ситуацией, в которой они формировались. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний.

Наиболее сложными для освоения обучающимися продолжают оставаться следующие компетенции: сформированность умения читать и анализировать карту; воспроизведение знаний о выдающихся исследователях и путешественниках и их вкладе в освоение Земли и территории России; построение профиля рельефа по карте; определение направлений и азимутов на плане и карте; форма, размеры, движение Земли; применение знаний об особенностях Земли как планеты Солнечной системы для решения задач в новой или измененной ситуации; состав, строение и структура атмосферы; определение географических объектов и явлений по их признакам с использованием географических карт; анализ взаимосвязей географических явлений и процессов в геосферах; определение региона (субъекта федерации) по его краткому описанию; воспроизведение знаний о важнейших международных интеграционных группировках; определение стран по их краткому описанию.

Проверка соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям проводится в рамках текущего, тематического и итогового контроля. Так, при организации контроля усвоения понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание понятий и их возможного применения. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Использование тестовых заданий только с выбором ответа неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать учащихся этому необходимо уже с курса географии 6 класса. Начинать при этом необходимо с вопросов, требующих сравнительно небольших письменных ответов, разбора этих ответов. В старших классах – небольших письменных работ (в том числе и творческих) и взаимного рецензирования их учащимися.

В настоящее время существует значительное количество разнообразных пособий, предназначенных для проверки учебных достижений по географии. Одно из последних - Амбарцумова Э.М. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по географии /Э.М. Амбарцумова, В.Б. Пятунин. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. 112 с.

Важной задачей учителя является помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к итоговой аттестации. Рекомендовать ученикам можно только пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (). Кроме сборников, содержащих КИМы, следует использовать пособие, имеющее гриф Министерства образования и науки Челябинской области.

Условием высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения, направленная на достижение целей школьной географии.

В 2010/2011 учебном году рекомендуется планировать методическую работу по следующим направлениям:

  • освоение концептуальных основ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

  • изучить варианты проектов фундаментального ядра содержания общего образования по географии;

  • провести экспертизу используемых в общеобразовательных учреждениях учебно-методических комплектов и календарно-тематического планирования на соответствие указанным в настоящем письме требованиям;

  • провести научно-методические семинары по реализации активных и интерактивных стратегий преподавания географии и практикумы с использованием современных педагогических технологий

  • проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов по географии, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов в 2010 г., сравнить их с результатами 2005 – 2009 гг. и определить меры по улучшению качества подготовки учащихся по предмету.

А.С. Маркова

8(351)263-43-71

markova_as@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) определяется следующими документами

    Документ
    ... проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине. В основнойшколепредусмотренонаизучениегеографии245учебныхчасов, которые распределены следующим образом: 6 класс ...
  2. Среднего (полного) общего образования (7)

    Документ
    ... стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основнойшколепредусмотренонаизучениегеографии245учебныхчасов, которые распределены следующим ...
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Основная образовательная программа
    ... для продолжения изученияосновныхучебных дисциплин в основнойшколе. Оценка производится на основе шкалы, ... часов, затрачиваемых наизучениеучебного предмета (систематическое проведение мастерские, консультаций, учебных занятий в рамках учебного ...
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержащая не менее 6 разделов примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Пояснительная записка
    ... для продолжения изученияосновныхучебных дисциплин в основнойшколе. Оценка производится на основе шкалы, ... часов, затрачиваемых наизучениеучебного предмета (систематическое проведение мастерские, консультаций, учебных занятий в рамках учебного ...
  5. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... В примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений СК в старшей школепредусмотрено профильное обучение ... стандарта основного общего образования. В рамках основного общего образования наизучениегеографии отводится 245часов (VI ...

Другие похожие документы..