Главная > Документ


Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК)

по географии

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В том числе рекомендованы и допущены 40 учебников по географии для основной школы и 8 учебников – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни), а также 4 учебникадля специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПК и ППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. Реализуемый проект призван повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников. Формирование учебно-методического комплекса Челябинской области по географии проводится в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822. При этом учитываются следующие факторы:

  1. подготовленность учителей к обучению школьников по конкретному УМК, наличие программного и учебно-методического обеспечения;

  2. соответствие УМК государственному стандарту;

  3. соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах;

  4. завершенность учебной линии;

  5. эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации).

Для создания единого образовательного пространства в географическом образовании Челябинской области рекомендуется из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год использовать следующие учебники по географии:

п/п п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

1

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

6

Русское слово

2

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

7

Русское слово

3

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География

8

Русское слово

4

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География

9

Русское слово

5

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География

6

Дрофа

6

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / Под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны

7

Дрофа

7

Дронов В.П. и др. География России

8

Дрофа

8

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В .Я., Лобжанидзе А.А. География России.

9

Дрофа

9

Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П.,

Кондакова А.М. География

6

Просвещение

10

Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География

7

Просвещение

11

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География

8

Просвещение

12

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География

9

Просвещение

13

Климанова О.А., Белова М.Н., Ким Э.В. и др. География

6

Дрофа

14

Климанова О.А. и др. География

7

Дрофа

15

Алексеев А.И. и др. География России

8

Дрофа

16

Алексеев А.И и др. География России

9

Дрофа

17

Летягин А.А. / Под ред. Дронова В.П. География

6

ВЕНТАНА-ГРАФ

18

Душина И.В., Смоктунович Т.Л. / Под ред.

Дронова В.П. География

7

ВЕНТАНА-ГРАФ

19

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. / Под ред. Дронова В.П. География

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

20

Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. / Под ред. Дронова В.П. География

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

21

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География

6

Дрофа

22

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География

7

Дрофа

23

Баринова И.И. География России

8

Дрофа

24

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство

9

Дрофа

25

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень)

10-11

Просвещение

26

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

27

Максаковский В.П. География (базовый уровень)

10

Просвещение

28

Бахчиева О.А. / Под ред. Дронова В.П. География (базовый уровень)

10

ВЕНТАНА-ГРАФ

29

Ким Э.В., Кузнецов А.П. География (базовый уровень)

10

Дрофа

30

Холина В.Н. География. Профильный уровень

10

Дрофа

31

Холина В.Н. География (профильный уровень)

11

Дрофа

Большинство из перечисленных линий ориентировано на выпуск учебников нового поколения. Это относится не только к содержанию, но и к самой модели учебников, в которых текст и вне текстовые компоненты находятся примерно в равной пропорции – в отличие от прежних, где всегда преобладал текст. Каждая тема (модуль) имеет оригинальную внутреннюю рубрикацию. Практически все указанные линии представлены не только учебниками, а обширными учебно-методическими комплектами.

В 2009/2010 учебном году завершена апробация УМК (СФЕРЫ) под ред. Дронова В.П. и Кондакова А.М. издательства «Просвещение», которая с 2006/07 учебного года проходила на 19 пилотных площадках в 6-9 классах общеобразовательных учреждений Челябинской области. Исходя из положительного опыта, рекомендуется включение этого обширного учебно-методического комплекта в учебный процесс лицеев, гимназий области. Этот проект формирует принципиально новую современную информационно-образовательную среду, открытую для включения и других образовательных ресурсов. Эта линия по дидактическому аппарату и дизайну ни в чем не уступают лучшим западным образцам. Не случайно эта серия впервые в практике отечественной школы издается с грифом «Академический школьный учебник». Издательством регулярно проводятся семинары для учителей Челябинской области. На специализированном портале () публикуется различная информация издательства.

Учебники и программа по географии (линия Домогацких - Алексеевского) издательства «Русское слово» после двух лет апробации на 4 экспериментальных площадках рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. УМК в 2009/10 учебном году дополнился рабочими тетрадями для 6, 7 (1 и 2 части) и 10 (1 и 2 части) классов. Издательство () также проводит семинары для учителей Челябинской области.

В 2009/10 учебном году продолжалась апробация учебников издательства «Вентана-Граф» в 6, 7, 8 и 10 классах. Кроме программ и учебников, УМК включает примерное поурочное планирование для 6, 8 и 9 классов, сценарии уроков и рабочие тетради для 7 класса. В 2010 году издательством выпущено в свет методическое пособие для учителей 6-9 классов «Формирование ключевых компетенций на уроках географии». Для учащихся профильных школ подготовлено учебное пособие «Геоэкология окружающей среды» (авторы Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, Н.Н. Копосова, В.М. Смирнова).

Особенность учебно-методического комплекта по географии издательства «Дрофа»  комплексный характер подхода к его разработке. Кроме учебников и методических пособий, издательством выпущены настенные таблицы, карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательная литература. Следует обратить особое внимание на то, что к настоящему времени имеется три завершенных линий (6-9 классы) издательства «Дрофа».

В 2010/11 учебном году планируется начать апробацию учебников издательства «Мнемозина» (линия Петровой Н.Н., Максимовой Н.А) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области.

Учебно-методический комплект по национально-региональному компоненту географического образования в новом 2010/11 учебном году обновится учебным пособием «Челябинская область. Атлас». Для 6 классов (краеведение) готовится учебное пособие «Практикум по краеведению», который дополнит вышедший ранее учебник по краеведению. При проведении краеведения в 9 классе следует использовать учебно-методические пособия:

- Марковой А.С., Малышевой ТН., Чистяковой Н.М. Уроки по изучению географии Челябинской области. 9 класс. Пособие для учителей. Челябинск: АБРИС, 2009.

- Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.

- Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2009.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения географического образования (в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования). Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например, зоогеографическая карта Челябинской области. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности карт. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:

  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Порядок введения и содержание Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) определяется следующими документами

    Документ
    ... проблему повышения познавательного интереса к учебной дисциплине. В основнойшколепредусмотренонаизучениегеографии245учебныхчасов, которые распределены следующим образом: 6 класс ...
  2. Среднего (полного) общего образования (7)

    Документ
    ... стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. В основнойшколепредусмотренонаизучениегеографии245учебныхчасов, которые распределены следующим ...
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Основная образовательная программа
    ... для продолжения изученияосновныхучебных дисциплин в основнойшколе. Оценка производится на основе шкалы, ... часов, затрачиваемых наизучениеучебного предмета (систематическое проведение мастерские, консультаций, учебных занятий в рамках учебного ...
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования содержащая не менее 6 разделов примерная основная образовательная программа основного общего образования – вектор индивидуализации обучения в основной школе

    Пояснительная записка
    ... для продолжения изученияосновныхучебных дисциплин в основнойшколе. Оценка производится на основе шкалы, ... часов, затрачиваемых наизучениеучебного предмета (систематическое проведение мастерские, консультаций, учебных занятий в рамках учебного ...
  5. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... В примерном учебном плане для общеобразовательных учреждений СК в старшей школепредусмотрено профильное обучение ... стандарта основного общего образования. В рамках основного общего образования наизучениегеографии отводится 245часов (VI ...

Другие похожие документы..