Главная > Примерная программа


Новое время: эпоха модернизации (не менее 20 ч)

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Новации и образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей.

Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции ХУП-Х1Х вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографического развития.

Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в ХУП-Х1Х вв. Культурное и философское наследие Нового времени.

Предпосылки формирования «эшелонов» модернизации - различных модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации», «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

От Новой к Новейшей истории: мировое развитие в последней трети XIX - первой трети XX вв. (не менее 16ч)

Дискуссия о понятии «Новейшая история».

Структурный экономический кризис 1870-х - 1880-х гг. Предпосылки и достижения технической революции конца XIX вв. Формирование системы монополистического капитализма и ее противоречия. Динамика экономического развития на рубеже в конце XIX — первой трети XX вв. Эволюция трудовых отношений и предпринимательства. Изменения в социальной структуре индустриального общества. «Революция менеджеров».

Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации. Маргинализация общества и предпосылки революционного изменения общественного строя. «Революционная волна» в странах ускоренной модернизации в первой трети XX в.

Кризис классических идеологических доктрин на рубеже Х1Х-ХХ вв. Поиск новых моделей общественного развития: социальный либерализм и социальный консерватизм, революционный марксизм и социал-демократия, корпоративные идеологии (социальный католицизм, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Предпосылки формирования идеологий тоталитарного типа. Ранний фашизм.

Мировоззренческий кризис европейского общества в конце XIX - начале XX вв. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм - изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Страны Азии на рубеже Х1Х-ХХ вв. Религиозное реформаторство и идеология национального освобождения.

Система международных отношений на рубеже Х1Х-ХХ вв. Империализм как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира. Первая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Версальско-Вашингтонская система и изменение политической карты мира. Начало складывания международно-правовой системы. Лига наций. Паневропейское движение и пацифизм.

Мировое развитие в середине XX в. (не менее 16 ч)

Структурный экономический кризис 1930-х гг. и переход к смешанной экономике. Кейнсианство и институционализм о стратегии общественного роста. «Государство благосостояния». Христианская демократия, социал-демократия, голлизм и становление современной конституционно-правовой идеологии. Формирование социального правового государства в ведущих странах Запада в 1950-х - 1960-х гг.

Экономическое развитие в условиях научно-технической революции. Проблема периодизации НТР. Транснационализация мировой экономики. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства в середине XX вв. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Протестные формы общественно-политических движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Контркультура. Становление молодежного, антивоенного, экологического, феминистского движений. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х- 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в XX в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».

Дискуссия о тоталитаризме и авторитаризме Новейшего времени. Фашизм, национал-социализм и большевизм как тоталитарные идеологии. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области социальных и экономических отношений, государственно-правового строительства, культуры. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.

Ускоренная модернизация общества в условиях социалистического строительства. Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

«Новые индустриальные страны» (НИС) как модель ускоренной модернизации. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.

Система международных отношений в середине XX в. Вторая мировая война: экономические, политические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Складывание мирового сообщества. Международно-правовая система ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны». Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». Движение неприсоединения.

Человечество на этапе перехода к информационному обществу (не менее 16 ч)

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Понятия «постиндустриальное общество», «постмодерн», «информационное общество».

Структурный экономический кризис 1970-х гг. Неоконсервативные реформы. Динамика мирового экономического развития на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Противоречия глобализованной экономики. Информационная революция конца XX в. и формирование инновационной модели экономического развития. Особенности трудовых отношений и предпринимательства в информационном обществе. «Человеческий капитал» - основной ресурс информационной экономики.

Распад мировой социалистической системы и пути постсоциалистического развития. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Востока. Проблема «мирового Юга». Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху.

Система международных отношений на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление нового миропорядка. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире. Поиск модели безопасно-устойчивого развития в условиях глобализации.

Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Глобализм и антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в. Дискуссия о кризисе политической идеологии и представительной демократии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Роль политических технологий в информационном обществе.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Дискуссия о постнеклассической научной методологии. Синергетика. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Культура хай-тека.

Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизаиионных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов («длинных волн»), формационной теории.

ИСТОРИЯ РОССИИ

История России — часть всемирной истории (не менее 4 ч)

Особенности становления и развития российской цивилизации. Опыт политического, экономического и культурного взаимодействия России с народами Европы и Азии. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Проблемы периодизации российской истории.

Источники по истории Отечества. Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 8 ч)

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы, Севера Евразии, Сибири, Алтайского края и Дальнего Востока. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Города-государства Северного Причерноморья. Скифы и сарматы.

Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркские племена. Тюркский каганат. Волжская Булгария. Хазарский каганат. Борьба восточных славян с кочевыми народами Степи, аварами и хазарами. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Переход от родовой к территориальной общине. Восточнославянские города.

Русь в IX - начале XII вв. (не менее 6 ч)

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Киев и Новгород - два центра древнерусской государственности. Развитие норм права. «Русская Правда», Категории населения. Этнический состав древнерусского общества. Закрепление «лествичного» (очередного) порядка наследования власти. Княжеские усобицы.

Дискуссии историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Международные связи Древней Руси. Торговый путь «из варяг в греки». Военные походы русских князей.

Принятие христианства на Руси. Роль церкви в истории Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.

Русские земли и княжества в XII — середине XV вв. (не менее 18 ч)

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Политическая раздробленность на Западе и Востоке Европы: общее и особенное. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII вв. Монархии и республики. Княжеская власть и боярство. Православная Церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития.

Образование Монгольского государства. Первые завоевания монголов. Нашествие на Русь. Причины военного поражения русских княжеств. Образование Золотой Орды и ее социально-политический строй. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси, Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель.

Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Влияние внешнеполитического фактора на выбор путей развития Руси.

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Колонизация Северо-Восточной Руси.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Церковь и консолидация русских земель.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Дискуссии о путях и центрах объединения
русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения
Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского
великокняжеского дома. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского
владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского Крымского, Астраханского ханств. Принятие католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Вхождение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского. Падение Византии и установление автокефалии Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII - середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв. (не менее 8 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованных государств в странах Запада и в России. Свержение золотоордынского ига. Формирование новой системы управления страной и развитие правовых норм. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва - третий Рим». Ереси на Руси.

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России. Учреждение патриаршества.

Многонациональный характер русского централизованного государства. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения во второй половине XV - конце XVI вв. Развитие поместной системы. Города, ремесла, торговля в условиях централизованного государства. Установление крепостного права. Роль свободного крестьянства и казачества во внутренней колонизации страны. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.

Культура народов Российского государства во второй половине ХУ-ХУ1 вв. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества. Расцвет русской фресковой живописи. Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте людей. Крестьянский и городской быт.

Россия: годы Смутного времени и утверждения династии Романовых (не менее 10ч)

Дискуссия о причинах и характере Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Ликвидация последствий Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Начало династии Романовых. Смоленская война. Россия и Тридцатилетняя война в Европе. Расширение территории российского государства. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Войны России с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой во второй половине XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Укрепление купеческого сословия. Преобразования в военном деле.

Церковный раскол в России и его значение. Старообрядчество. Особенности церковного раскола в России в сравнении с процессами Реформации и Контрреформации в Европе. Дискуссия о характере социальных движений в России во второй половине XVII в. Восстание С. Разина.

Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Немецкая слобода в Москве. Русская монументальная живопись XVII в. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Российская империя в XVIII в. (не менее 10 ч)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности Политика протекционизма. Новшества в культуре и быте. Новая система государственной власти и управления. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Провозглашение империи. Методы проведения реформ. Оппозиция петровским преобразованиям в обществе. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России. Особенности складывания абсолютизма в России и Европе.

Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Расширение прав и привилегий дворянства. Развитие системы крепостничества. Просвещенный абсолютизм: идеология и политика. Законодательное оформление сословного строя. Восстание Е.Пугачева. Зарождение антикрепостнической идеологии. Масонство.

Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в. Победа в Северной войне и превращение России в мировую державу. России и европейская политика «баланса сил». Участие России в Семилетней войне. Разделы Польши. Русско-турецкие войны. Расширение территории государства.

Новый характер взаимодействия русской и западноевропейской культуры в XVIII в. Особенности русского Просвещения: Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Основание Академии наук и Московского университета. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи, скульптуре XVIII в. Развитие музыкального искусства. Возникновение профессионального театра. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.

Россия в первой половине XIX вв. (не менее 8 ч)

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Систематизация законодательства. Распространение идей конституционализма. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Зарождение русской геополитической школы. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России б первой половине XIX вв. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Региональные особенности экономического развития. Изменение социальной структуры российского общества в условиях промышленного переворота. Противоречия новых форм экономических отношений и крепостнических порядков. Нарастание кризиса традиционного общества.

Россия в системе международных отношений в первой половине XIX в. Участие России в антифранцузских коалициях. Изменение внешнеполитической стратегии в период наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Участие России в создании Венской системы международных отношений. Россия в Священном союзе. Имперская внешняя политика России. Присоединение Кавказа. Крымская война: .причины и последствия.

Культура народов России первой половины XIX в. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие русской журналистики, «Золотой век» русской поэзии. Формирование русского литературного языка. Общественная роль театрального искусства. Традиции классицизма в русской архитектуре. Романтизм и реализм в изобразительном искусстве.

Россия во второй половине XIX в. (не менее 6 ч)

Отмена крепостного права. Аграрная, судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х - 1870-х гг. Споры современников о значении реформ. Выступления разночинной интеллигенции. Идеология и практика народничества. Политический террор. Зарождение рабочего движения.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание рабочего законодательства. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Политика контрреформ. Поддержка помещичьих хозяйств. Новые положения о земстве, судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Европейское и азиатское направления во внешней политике России в конце XIX в.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Самодержавие и национальный вопрос. Реакция русского общества на польское восстание 1863 г. Возрождение национальных традиций в архитектуре и изобразительном искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Движение передвижников. Русская пейзажная живопись. Расцвет музыкального искусства. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Городская и деревенская культура: две социокультурные среды.

Российская империя в начале XX века (не менее 6 ч)

Дискуссия о месте России в мировой экономике начала XX в. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства и частного капитала в экономической жизни страны. Отечественный и зарубежный капитал в России. Реформы С.Ю. Витте. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Консервативные, либерально-демократические, социалистические, националистические движения. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. 1 и II Государственные Думы: состав, деятельность, причины роспуска. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с оппозицией и революционным движением. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее политические последствия.

Россия в системе военно-политических союзов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917г.

Идейные искания российской интеллигенции в начале XX в. Русская религиозная философия. «Серебряный век» русской поэзии. Русский авангард. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Элитарная и народная культура.

Революция 1917 г. и гражданская война в России (не менее 8 ч)

Революция 1917 г. Причины падения самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Внутренняя политика Временного правительства. «Революционное оборончество» - сторонники и противники. Кризисы власти Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Большевизация Советов. Провозглашение и утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Отделение церкви от государства и восстановление патриаршества. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Борьба в партии большевиков и Советском правительстве по вопросу о путях выхода из мировой войны. Брестский мир и его итоги. Дискуссия о его значении в исторической науке. Создание РСФСР. Конституция 1918г. Установление однопартийной системы в России.

Гражданская война и иностранная интервенция: этапы, участники. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках гражданской войны. Цели и идеология противоборствующих сторон. «Зеленое» движение. Политика «военного коммунизма». Белый и красный террор. Причины поражения белого движения. Коминтерн. Война с Польшей и провал курса на мировую революцию.

Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Переход к новой экономической политике и ее сущность. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Денежная реформа. Роль государства в экономике периода НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.

СССР в 1922-1941 гг. (не менее 10 ч)

Причины и предпосылки объединения советских республик. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Образование СССР. Основные направления и принципы национальной политики

советской власти. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Борьба 33 власть В правящей партии. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

Причины свертывания НЭПа] Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития
Индустриализация, ее источники и результаты. Техническая реконструкция народного хозяйства. Развитие новых
отраслей промышленности. Складывание индустриальной базы на востоке страны. Создание военно-промышленного
комплекса. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической
модернизации

Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления страной. Мобилизационный характер советской экономики. Дискуссии о советском типе государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их мотивы, направленность и последствия. Создание системы исправительно-трудовых лагерей. Апогей политических репрессий (1937-1938). Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х - 1930-х гг. Литературно-художественные группировки 1920-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Советская интеллигенция. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Задачи и итоги «культурной революции». Ликвидация неграмотности, создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Повседневная жизнь советских людей. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Деятельность Коминтерна.

Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. СССР и Лига наций. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Дискуссия в исторической науке о советско-германских отношениях в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (не менее 10 ч)

Причины Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне: введение всеобщей воинской повинности, формирование государственных материальных резервов, изменения в трудовом законодательстве, техническая модернизация вооруженных сил. Состояние Красной Армии накануне войны: развитие военно-теоретической мысли, материально-техническая база, подготовка командного состава.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск-агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Развитие советского военного искусства. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Интенсификация труда и военная дисциплина на производстве. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Проблема второго фронта. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов о послевоенном устройстве мира.

СССР в первые послевоенные десятилетия (не менее 8 ч),

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война, споры о ее причинах и характере. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. Поиск путей реформирования страны. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Политика Н.С. Хрущева в оценках историков. Экономические реформы 1950-х - начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления, причины их неудач.

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Военно-политические союзы. Формирование мировой социалистической системы. Характер взаимоотношений СССР с социалистическими странами. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х - начала 1960-х гг. Карибский международный кризис и его значение.

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Борьба с инакомыслием в начале 1960-х гг. Политика воспитания «нового человека». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

Советский Союз в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (не менее 8 ч)

Попытки экономических реформ середины 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Падение рентабельности экономики, снижение темпов научно-технического прогресса и возникновение зависимости от импорта продовольствия. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития.

Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Нарастание социальной элитарности в условиях господства партийно-государственной системы. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г. Международные обязательства СССР по соблюдению прав человека. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг., оценка их в исторической литературе.

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х - начала 1980-х гг. Советский Союз и кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Нигилистические настроения в массовом сознании. Самиздат. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской системы образования во второй половине XX в. Успехи в области спорта.

Перестройка и распад СССР (не менее 8 ч)

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия «ускорения» и ее итоги. Лишение КПСС хозяйственных функций. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства и рыночной экономики. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

Политика перестройки и гласности. Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Дискуссии о переосмысление прошлого, реабилитация жертв политических репрессий. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Принятие Декларации о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. Подготовка нового союзного договора. Августовские события 1991 г., их последствия.

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Поиск путей завершения «холодной войны». Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. СССР и объединение Германии. Кризис во взаимоотношениях СССР и его союзников. Распад мировой социалистической системы. Дискуссия о результатах внешней политики СССР в годы «перестройки».

Российская Федерация (1991-2003 гг.) (не менее 8 ч)

Кризис власти: последствия неудач политики «перестройки». «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. Становление новой российской государственности. Причины и последствия политического кризиса сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Усиление роли президентской власти в политической системе страны.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. Российская Федерация и страны Содружества независимых государств.

Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Изменение характера и направленности внешнеэкономических связей России. Рост внешней задолженности. Дискуссия о результатах радикальных либеральных реформ. Попытки коррекции курса реформ.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Укрепление правовой базы реформ. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Российская Федерация в ООН. Россия в мировых и европейских интеграционных процессах. Россия и НАТО. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

Современная российская культура. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Процесс духовного переосмысления прошлого. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Россия в условиях становления информационного общества. Особенности современного развития художественной культуры. Постмодернизм в мировой и отечественной культуре. Наука и образование в России в начале XXI века.

Русское зарубежье и его культура.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

•          факты, явления,, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность
исторического процесса;

•          принципы и способы периодизации всемирной истории;

•          важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

•          особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-
культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

•          историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального
взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

•          взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной,
этнонациональной, локальной истории;

уметь

•          проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

•          осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время,
обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

•          классифицировать исторические источники по типу информации;

 

•          использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки,
отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

•          различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

•          использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

•          систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

•          формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование
проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов
решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными

историческими знаниями;

участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии,
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для се аргументации
исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

•          представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавателыюй деятельности в формах
конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной
презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•          понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

•          определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;

формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими

мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,

культурными ценностями и социальным положением;

осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурною, конфессионального сообщества, гражданином России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории пояснительная записка

    Примерная программа
    Примернаяпрограммасреднего (полного) общегообразованиянапрофильномуровнеПоисторииПояснительнаязапискаСтатусдокументаПримернаяпрограммапоистории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного ...
  2. Программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории пояснительная записка

    Программа
    программасреднего (полного) общегообразованиянапрофильномуровнеПоисторииПояснительнаязапискаСтатусдокументаПрограммапоистории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общегообразования ...
  3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

    Примерная программа
    ... среднего (полного) общегообразованияна базовом уровнепоисторииПояснительнаязапискаСтатусдокументаПримернаяпрограммапоистории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общегообразованияна ...
  4. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 5 г

    Пояснительная записка
    ... программасреднего (полного) общегообразованияна базовом уровнеПоисторииПояснительнаязапискаСтатусдокументаПрограммапоистории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общегообразованияна ...
  5. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 1 им Паштова Баксана

    Пояснительная записка
    ... программасреднего (полного) общегообразованияна базовом уровнеПоисторииПояснительнаязапискаСтатусдокументаПрограммапоистории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общегообразованияна ...

Другие похожие документы..