Главная > Документ


6. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

6.1. Основные подходы к развитию средств радионавигации

1. После 2010 г. основу радионавигационного обеспечения потребителей государств СНГ могут составлять глобальные навигационные системы ГЛОНАСС (Россия), GPS (США), а затем (после 2014 г.) ГАЛИЛЕО (Европа) и Beidou\Compass (Китай).

Работы по развитию ГЛОНАСС будут продолжаться в соответствии с ФЦП ";Глобальная навигационная система";, 2002-2011 гг., а также с находящейся в стадии подготовки ФЦП поддержания, развития и использования ГЛОНАСС на 2012-2020 гг.

ГНС ГЛОНАСС, GPS будет использоваться практически всеми потребителями. В частности, стандартный режим ГЛОНАСС должен обеспечивать навигацию морских судов в открытом море. Навигационное обеспечение морских и речных судов в прибрежных и проливных зонах, узкостях, гаванях и в портах, на внутренних водных путях будет осуществляться с помощью функциональных дополнений – МДПС.

Стандартный режим ГЛОНАСС и GPS будет использоваться авиацией при полетах по маршруту, в терминальной зоне и при неточном заходе на посадку. В рассматриваемый период должно продолжиться внедрение авиационных локальных ДПС для некатегорированной посадки и посадки по I категории, а также работы по оценке возможностей использования СДКМ и РДПС.

В ближайшей перспективе совместно со спутниковыми навигационными системами предусматривается использование традиционных систем радионавигации на базе наземных средств РМА-90, РМД-90, DVOR-2000, DМЕ -2000, которые позволяют обеспечить требуемый уровень целостности и непрерывности обслуживания полетов воздушных судов.

Для обеспечения посадки по категориям будут использоваться системы точного захода на посадку типа СП-75, - 80, -90, -200 и ПРМГ, а также авиационные локальные ДПС типа GBAS.

Для обеспечения прецизионных измерений в интересах гидрографии и специальных задач будут использоваться РНС типа ГРАС (ГРАС-2), ";Крабик-Б";, ";Крабик-БМ";. За другими системами (типа РСБН, «Чайка», и др.) оставляются функции резервирования и/или функциональных дополнений.

Автотранспорт в предстоящий период будет использовать информацию ГЛОНАСС и GPS в стандартном и дифференциальном режиме, опорные станции которого будут входить в состав соответствующих центров управления и опорных пунктов.

Ожидается также, что при использовании смешанных созвездий ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе ГЛОНАСС/GPS/ГАЛИЛЕО, широкозонная коррекция позволит повысить точность местоопределения в 2...3 раза и довести ее до уровня 0,5...0,8 м (в плоскости) и 0,7...1,0 м (по высоте), а с увеличением численности группировки и дальнейшего совершенствования ГЛОНАСС и СДКМ точность местоопределения может достичь величины 0,3...0,7 м, что позволит удовлетворить требования железнодорожных автоматизированных систем, требующих позиционирования с точностью «до колеи».

Обеспечение «сантиметрового» уровня точности (по уровню 0,997) определения координат в реальном времени (в плоскости 2 см, по высоте 6 см) в радиусе до 200 км относительно опорных станций (дальность действия определяется возможностями каналов доставки корректирующей информации) позволит решать некоторые геодезические задачи на железнодорожном транспорте.

Создание высокоточных спутниковых систем координатного обеспечения на основе развертывания и использования наземных подсистем дифференциальной коррекции при использовании сетей спутниковых референцных станций, обеспечивает в режиме реального времени вычисление поправок, позволяющих довести точность определения местоположения до 2...3 см в режиме реального времени и 2...4 мм в постобработке.

Железнодорожные локальные подсистемы дифференциальной коррекции способны обеспечивать решение практически всех задач в области капитального строительства и путевого хозяйства, а также последующей эксплуатации железной дороги, особенно там, где требуется высокоточное координатно-временное определение положения того или иного объекта в пространстве, а именно:

  • трассирование при выборе трассы проектируемой железной дороги, а также полевое трассирование с выносом в натуру объектов путевой инфраструктуры, съемка продольного и поперечного профиля трассы;

  • спутниковые геодезические определения координат и мониторинг положения объектов путевой инфраструктуры: мосты, тоннели, платформы, опоры контактной сети, светофоры, сигнальные указатели и знаки и др., а также подвижки земной поверхности в потенциально-опасных местах возникновения неблагоприятных природно-техногенных явлений.

В интересах геодезических и картографических работ железнодорожных и других потребителей планируется широкое использование информации ГНС ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО в основном в относительном и дифференциальном режимах с использованием фазовых измерений при определении навигационных параметров.

Общая потребность в ДПС может составить до 530 единиц.

2. В интересах повышения точности и надежности навигационного обеспечения целесообразно продолжить интегрированное использование ГЛОНАСС, GPS, ГАЛИЛЕО и их дополнений.

3. Развитие и эксплуатацию системы ГЛОНАСС следует осуществлять таким образом, чтобы она давала потребительский и экономический эффект, соответствующий потенциальным возможностям ее состава в конкретном периоде. Реализация этого принципа обеспечивается сбалансированным развитием всех элементов системы ГЛОНАСС с использованием механизма частно-государственного партнерства.

4. Дальнейшее развитие системы. ГЛОНАСС планируется осуществлять в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» и ФЦП 2012-2020 гг., что должно обеспечить ускорение создания перспективных космических средств, а также формирование рынка услуг на основе ресурсов координационно-временной и навигационной информации.

5. В системе ГЛОНАСС планируется сохранить каналы высокой и стандартной точности, что позволит разрешить противоречие, свойственное системам двойного назначения, - обеспечение решение военных задач и, одновременно, выполнение международных обязательств по предоставлению навигационных услуг гражданским потребителям.

6. Система должна совершенствоваться в соответствии с перспективными требованиями потребителей в следующих направлениях:

  • повышение точности и надежности навигационного обеспечения;

  • расширение номенклатуры решаемых задач;

  • снижение затрат на эксплуатацию и поддержание орбитальной группировки и т.д.

7. При проведении работ по развитию и эксплуатации РНС необходимо реализовать комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению их разработки, производства и эксплуатации, направленных на достижение требуемой точности измерения координат и определения времени посредством совершенствования характеристик аппаратуры и передачи размеров единиц от государственных эталонов к средствам измерения.

6.2. ГНС ГЛОНАСС

В период до 2011 г. (включительно) в соответствии с ФЦП «Глобальная навигационная система» (2002-2011 гг.) планируется и осуществляется:

Доведение численности КА в ОГ до 24 и более (табл. 6.1).

Повышение основных ТТХ КНС ГЛОНАСС за счет использования межспутниковых измерений (МСИ).

Расширение номенклатуры решаемых задач (обеспечение обнаружения терпящих бедствие объектов).

Увеличение точности навигационных определений в 2...2,5 раза.

Расширение использования межспутниковой радиолинии для обеспечения целостности, передачи информации о терпящих бедствие объектах, оперативного управления и контроля КА и др.

Перевод потребителей наземных навигационных систем на обслуживание системой ГЛОНАСС.

Развертывание новых средств глобального мониторинга целостности ГНС ГЛОНАСС; дальнейшая модернизация средств наземного комплекса управления и средств решения фундаментальных задач в интересах системы ГЛОНАСС, достижение характеристик системы ГЛОНАСС, сопоставимых с зарубежными аналогами.

Создание космического аппарата нового поколения ";Глонасс-К";, обеспечивающего решение задач на качественно новом уровне, сопоставимом с уровнем космических аппаратов систем GPS и ГАЛИЛЕО.

Формирование основы для внедрения услуг на базе системы ГЛОНАСС путем создания и организации серийного производства конкурентоспособных образцов отечественной навигационной аппаратуры потребителей, работающей по сигналам ГЛОНАСС, GPS и ГАЛИЛЕО, создания открытых цифровых навигационных карт, реализации пилотных проектов в различных отраслях экономики Российской Федерации, создания необходимой нормативной правовой базы; проводятся мероприятия, направленные на использование системы ГЛОНАСС в глобальном масштабе.

Поддержание и даже увеличение штатной орбитальной группировки путем запуска космических аппаратов ";Глонасс-К";.

Обеспечение достижения характеристик системы ГЛОНАСС до уровня конкурентоспособности, сопоставимого с зарубежными аналогами.

Завершение мероприятий ФЦП ";Глобальная навигационная система"; по созданию навигационной аппаратуры потребителей, внедрению технологий спутниковой навигации в различных отраслях экономики.

Создание условий для внедрения навигационных услуг с использованием системы ГЛОНАСС.

Завершение работы по комплексированию радиотехнических систем дальней навигации с системой ГЛОНАСС.

Обеспечение использования системы ГЛОНАСС в глобальном масштабе в соответствии с международными стандартами, регламентирующими применение глобальных навигационных спутниковых систем.

В соответствии с основными приоритетамиФЦП «Глобальная навигационная система»и ФЦП 2012-2020 гг.развитие орбитальной группировки (ОГ) и потребительского сегмента должно осуществляться сбалансировано. Важнейшими мероприятиями в этой области являются:

  • наращивание ОГ ГНС ГЛОНАСС с использованием КА ";Глонасс-М";;

  • развертывание массового производства НАП, конкурентоспособной с лучшими зарубежными образцами, в том числе и по стоимостным показателям.

Планируется создание к 2014 г. и развитие СДКМ. В частности, предполагается развернуть 8 опорно-измерительных (контрольных) станций - Мурманская обл. (Ловозеро), Екатеринбург, Тюменская обл. (Ноябрьск), республика Саха (Якутск и Тикси), Магадан, Владивосток и Южно-Сахалинск. Предполагается дальнейшее развитие системы и с использованием глобальной сети станций сбора измерений СДКМ в пунктах за рубежом: Антарктида (Новолазаревская), Австралия (Брисбен), Никарагуа (Манагуа), Бразилия (Натал) и Индонезия (Джакарта).

Передачу информации потребителям предполагается вести с помощью передатчиков сигналов геостационарных космических аппаратов (ГКА) «Луч-5А», Луч-5Б» и «Луч-4» с точками стояния соответственно 16 з.д., 95 в.д. и 167 в.д., запуск которых намечен на 2011, 2012 и 2014 гг. соответственно.

Планируется также создание в рамках СДКМ системы высокоточного позиционирования с точностью навигационных определений на территории РФ и стран СНГ на уровне 3…5 см в реальном масштабе времени

6.3. Морские ДПС ГНС

МДПС рассматриваются в качестве наиболее перспективных средств навигационного обеспечения мореплавания в прибрежных и проливных зонах, портах и узкостях, обеспечения водного транспорта на внутренних водных путях. МДПС имеют также возможности повышения точности местоопределения для решения таких задач, как выполнение гидрографических работ, прокладка подводных трубопроводов и автоматическая постановка в док при использовании фазовых методов определения навигационных параметров.

В соответствии с программой работ по ФЦП ГЛОНАСС в Российской Федерации должны быть введены в строй 49 ККС МДПС, 22 из которых на побережье морей Российской Федерации и по Северному морскому пути, а остальные 27 на внутренних водных путях России (табл. 6.1). Развертывание аналогичных систем предполагается Республикой Казахстан в акватории Каспийского моря и Украиной в акватории Черного моря.

В целях недопущения взаимных помех смежных станций МДПС и радиомаяков (отечественных и сопредельных стран) под эгидой МАМС выполнена координация частотных присвоений в полосе Радионавигации 283,5-325,0 кГц для Европейской морской зоны. 18 сентября 2001 года соответствующий Частотный план был введен в действие

6.4. Авиационные ЛДПС типа GBAS и РДПС типа GRAS

В настоящее время разработана, сертифицирована и принята для оснащения аэродромов гражданской авиации РФ наземная контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000 производства. Данная система соответствует требованиям выполнения посадки по I категории ИКАО. В дальнейшем, после разработки и принятия соответствующих SARPs ИКАО, предполагается ее доработка до требований II и III категорий. К концу 2010 г. в аэроузловых зонах и аэродромах РФ должно быть установлено 20 наземных контрольно-корректирующих станций ЛККС-А-2000. В последующие годы предполагается установка 8-10 станций в год.

В РФ разработана и сертифицируется бортовая аппаратура GBAS. Разрабатывается нормативная база и конструкторская документация, необходимая для установки данной аппаратуры на различных типах воздушных судов и ее использования.

В настоящее время создание и применение в РФ региональных систем функционального дополнения типа GRAS не предполагается.

6.5. Региональные ДПС на основе ИФРНС

Предусматривается создание региональной (для Европейской территории РФ) дифференциальной подсистемы на базе передающих станций ИФРНС ";Тропик-2Е"; (";Чайка";) в городах Петрозаводск, Сызрань, Карачев в соответствии с ОКР ";Чайка-СНС"; разрабатываемой в Российской ФЦП ";Глобальная навигационная система";, а также ОКР «Пустырник». (табл. 6.1).

Предполагается создание РДПС на основе РНС «Тропик-2В» - ОКР «СНС-Восток», «Тропик-2С» - ОКР «СНС-Север», в рамках Российской ФЦП “Глобальная навигационная система”.

6.6. Центры управления и диспетчерские пункты наземного транспорта

Предусматривается создание и использование за пятилетие свыше 110 центров управления и диспетчерских пунктов автомобильного и городского электрического транспорта с дифференциальными опорными станциями.

6.7. Геодезические ДПС

В соответствии с Российской ФЦП ";Глобальная навигационная система"; предусмотрено создание сети спутниковых дифференциальных геодезических станций (СДГС) на базе наблюдений спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. При этом для оснащения служб геодезии, картографии и землеустройства в пределах пятилетия существует потребность в более чем 530 опорных (референцных) дифференциальных станциях.

6.8. Радиотехнические системы дальней навигации

Радиотехнические системы дальней навигации ";Тропик-2"; (Чайка";), остается (табл. 6.1) в качестве важного средства коррекции автономного счисления. . По мере внедрения ГНС за ней предполагается оставить функцию автономной резервной системы ГНСС .

Системы ";Тропик-2"; (Чайка";) модернизируются в ходе ОКР «Пустырник» и продолжают работать вплоть до 2020 года.

6.9. Радиотехнические системы ближней навигации

РСБН

Система РСБН-4Н (-8Н) будет продолжать работать в разрешенном диапазоне частот в качестве основного средства ближней навигации военных самолетов и вертолетов по крайней мере до 2012 года (табл. 6.1) и затем в качестве резервного средства. При этом должны проводиться необходимые мероприятия, связанные с корректировкой диапазона частот, и по поддержанию маяков в работоспособном состоянии.

Комплекс РМА-90, РМД-90,DVOR-2000, DМЕ -2000, (типа ВОР/ДМЕ)

Комплекс совместим с зарубежной аппаратурой типа ВОР/ДМЕ и обеспечивает самолетовождение по воздушным трассам и районах аэродромов Российской Федерации, является основным радионавигационным средством в гражданской авиации и будет использоваться, пока это экономически целесообразно (табл. 6.1).

Комплекс ПРС-АРК

Комплекс ПРС-АРК будет продолжать использоваться в качестве радионавигационного средства обеспечения воздушных судов до момента их оснащения перспективными навигационными средствами, а затем - в качестве резервного и аварийного навигационного средства с постепенным снижением числа систем (табл. 6.1).

РНС БРАС-3 и РС-10

Разностно-дальномерные радионавигационные системы БРАС-3 и РС-10 предназначены для обеспечения судовождения в прибрежной зоне плавания и при подходе к портам. Эксплуатация действующих цепей РНС планируется до выработки технического ресурса. Будет заменена разрабатываемой в настоящее время системой «Спрут» и МДПС (табл. 6.1).

Системы ГРАС (ГРАС-2), ";Крабик-Б";, ";Крабик-БМ";

Дальномерные радионавигационные системы ГРАС (ГРАС-2), ";Крабик-Б"; по-прежнему будут обеспечивать решение задач высокоточной геодезической привязки подвижных и стационарных надводных объектов в прибрежной зоне, специальных задач и задач гидрографии, требующих ультравысокой точности определения местоположения.

По мере выработки технического ресурса они будут сниматься с эксплуатации и заменяться разработанным в настоящее время радиогеодезическим комплексом ";Крабик-БМ"; (табл. 6.1).

6.10. Системы посадки

Системы СП-75 (-80, -90, -200)

Будучи стандартным средством обеспечения посадки ВС международной гражданской авиации (аналогом ИЛС), системы СП-75 (-80, -90, 200) будут эксплуатироваться, пока это будет экономически целесообразно (решение ИКАО). Возможна замена систем I категории на АЛДПС (табл. 6.1).

Системы ПРМГ-5 (76У)

Являясь основными инструментальными средствами посадки военной авиации, системы ПРМГ будут продолжать эксплуатироваться вплоть до 2015 года. При этом должны быть проведены доработки и модернизации систем для работы в разрешенной части диапазона частот. Предполагается замена устаревших систем на АЛДПС (табл. 6.1).

6.11. Информационные системы для радионавигации

В Российской ФЦП “Глобальная навигационная система” предусмотрено создание прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (ОКР “Центр-П”), в результате чего должен быть развит распределенный прикладной потребительский центр на базе ИАЦ КВНО ЦУП ЦНИИМАШ и МНИЦ РНИИ КП как система информационного обеспечения широкого круга потребителей о состоянии и возможностях применения системы ГЛОНАСС.

В дополнение к работам, осуществляемым Центром аэронавигационной информации ГА по выпуску НОТАМ, в Российской ФЦП “Глобальная навигационная система” намечены работы по созданию комплексной автоматизированной системы сбора и доведения до авиационных пользователей в воздушном пространстве России информации о состоянии орбитальных группировок глобальной навигационной спутниковой системы и средств функциональных дополнений (ОКР “Центр-Авиа” и НИР ";Доведение";), по созданию базы данных аэронавигационной информации (АНИ) и ее реализации на электронных носителях (ОКР ";АНИ"; и НИР ";НТ-АНИ";), а также предусмотрено проведение комплекса работ по организации и научно-техническому обеспечению геодезической съемки аэронавигационных ориентиров (АНО) гражданских аэродромов и воздушных трасс России для использования спутниковой навигации (НИР ";Ориентир";).

В Российской ФЦП “Глобальная навигационная система” предусмотрена разработка предложений по созданию службы оповещения потребителей водного транспорта о функционировании глобальных навигационных систем с учетом внедрения дифференциальных подсистем. (НИР “НАВИГАЦИЯ”), разработка предложений по созданию службы оповещения речных пользователей о работе глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений» (НИР “Оповещение-Река”), создание баз данных для картографического обеспечения внутренних водных путей с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений (ОКР “Карта-Река”), а также оснащение электронными навигационными картами (ЭНК) внутренних водных путей (";ЭНК на ВВП";).

Предусмотрена также разработка средств мониторинга электромагнитной обстановки в диапазонах сигналов ГНС.

6.12. Система фундаментального обеспечения космических радионавигационных систем

К основным задачам, которые будут решены в рамках системы фундаментального обеспечения, относятся следующие:

- регулярное высокоточное определение Всемирного времени отечественными РСДБ-средствами независимо от международных служб;

- создание узлов колокации с включением средств РСДБ-, GPS/ГЛОНАСС-наблюдений и лазерной локации спутников на базе обсерваторий радиоинтерферометрического комплекса «Квазар-КВО»;

- создание и внедрение универсальных комплексов программ, позволяющих совместную обработку различных типов высокоточных координатно-временных и навигационных измерений;

- согласование государственной геоцентрической системы координат (ПЗ-90.02) с международной земной системой координат (ITRF);

- создание эталонных базисов больших длин средствами РСДБ- и GPS/ГЛОНАСС-наблюдений.

Таблица 6.1. Планы развития радионавигационных систем

Годы

Система

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

ОГ ГНС ГЛОНАСС

Все потребители

Запуск «Глонасс-К»

22 КА 24-26КА 26-28 КА 30КА 30-32 КА 30-32КА 30-32 КА 30-32 КА

СДКМ

Разработка Ввод в эксплуатацию

Цикада-М Морской флот, ВМФ

___________________

Прекращение эксплуатации и переход на ГЛОНАСС

МДПС

Морской и речной флот, ВМФ

22 27 49

АЛДПС GBAS

ГА, МО

20 8-10 ЛККС в год Эксплуатация и развитие

РДПС на основе ИФРНС. МО, морской флот,

ОКР «ЧАЙКА-СНС» «СНС-Восток» «СНС-Север» Эксплуатация и развитие

Центры управления и диспетчерские пункты наземного транспорта

30 110 Эксплуатация и развитие

Геодезические ДПС

530 Эксплуатация и развитие

Парк НАП ГНС

300000 Эксплуатация и развитие

Альфа ";Маршрут";, МО

___________________________________________

4 станции Решение вопроса о дальнейшем использовании

Чайка, ";Тропик-2П";, МО

Модернизация по ОКР «Пустырник» и «Скорпион» Продолжение эксплуатации

Марс-75, ВМФ

Эксплуатация и замена по мере выработки ресурса разрабатываемой РНС «Скорпион»

РСБН, МО

Перевод в разрешенную часть диапазона частот

Эксплуатация в качестве основного средства БН

Резервное средство

РМА-90, РМД-90

ВОР/ДМЕ, DVOR-2000, DМЕ -2000, ГА, МО

___________________________________________________________________________________________

Основное средство для обеспечения маршрутных полетов и неточных заходов; развитие, будет использоваться, пока это экономически целесообразно

Комплекс ПРС-АРК, ГА, МО

Основное средство до оснащения воздушных судов перспективными навигационными средствами

Резервное и аварийное средство

Постепенное снижение числа систем.

РНС БРАС-3, и РС-10, ВМФ

________________

Эксплуатация РНС до выработки ресурса - заменена на «Спрут» и МДПС

ГРАС (ГРАС-2), ";Крабик-Б (БМ)";, ВМФ

ГРАС (ГРАС-2), ";Крабик-Б"; по мере выработки ресурса заменяются на ";Крабик-БМ";

СП-75 (-80, 90, 200), ГА, МО

Эксплуатация пока это будет пока экономически целесообразно. Возможна замена систем I категории на АЛДПС

Системы ПРМГ-5 (76У), МО

Доработки и модернизации систем

для работы в разрешенной части

диапазона частот

Замена части систем на АЛДПС

Продолжение эксплуатации до 2015 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция формирования и развития сети международных транспортных коридоров на территории государств содружества

    Документ
    ... других, согласованных государствами - участникамиСодружестваНезависимыхГосударств, документах 1. ... мультимодальных планов (программ ... радионавигационных системах и различных системах ближней навигации. Основной задачей для государств-участников ...
  2. Комментарий к Федеральному закону " О статусе военнослужащих" Содержание

    Закон
    ... с учебным планом обучающимся в ... государств - участниковСодружестваНезависимыхГосударств в соответствии с Соглашением между государствами - участникамиСодружестваНезависимыхГосударств ... Аппаратура радиолокационная, радионавигационная, запасные части ...
  3. Комментарий к Федеральному закону " О статусе военнослужащих" Содержание

    Закон
    ... с учебным планом обучающимся в ... государств - участниковСодружестваНезависимыхГосударств в соответствии с Соглашением между государствами - участникамиСодружестваНезависимыхГосударств ... Аппаратура радиолокационная, радионавигационная, запасные части ...
  4. Республики казахстан классификатор занятий

    Документ
    ... защите населения государств-участниковСодружестваНезависимыхГосударств для стран Содружества. Учитывая происходящие ... 3113 Электромеханик радионавигационной системы 3113 ... графической документации (погоризонтальных планов, планов поверхности и другое); ...
  5. Республики казахстан классификатор занятий

    Автореферат диссертации
    ... защите населения государств-участниковСодружестваНезависимыхГосударств для стран Содружества. Учитывая происходящие ... 3113 Электромеханик радионавигационной системы 3113 ... графической документации (погоризонтальных планов, планов поверхности и другое); ...

Другие похожие документы..