Главная > Документ


Современные направления деятельности

муниципальных методических служб

С.Н. Бекишева, заведующая координационно-

методическим отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ

В 2010 году работа координационно-методического отдела была направлена на решение задач по повышению профессионального уровня руководителей, специалистов и методистов органов местного самоуправления в сфере образования.

Особое внимание уделялось деятельности муниципальных методических служб (ММС). Было проведено 5 информационно-методических совещаний, на которых рассматривались вопросы, касающиеся взаимодействия ММС с Институтом развития образования и социальных технологий, а также возможности использования ИКТ в методической работе, о проведении сверки педагогических кадров, о подготовке к проведению августовских конференций в 2010 году. Для сотрудников ММС проведены курсы по теме «Управление методической работой на муниципальном уровне». Эти мероприятия способствовали более тесному сотрудничеству ИРОСТ и ММС в плане повышения профессиональной компетентности руководителей и методистов.

Учитывая, что во второй половине 2010 года состав руководителей муниципальных методических служб сменился на треть, в 2011 году запланирован постоянно действующий семинар для данной категории работников образования. Прошло 2 занятия, но ни все начинающие руководители и методисты ММС воспользовались предложенной формой повышения квалификации. Во втором полугодии текущего года работа постоянно действующего семинара будет продолжена, вновь назначенным сотрудникам ММС необходимо участвовать в его работе.

В 2010 году проведён областной конкурс муниципальных методических служб «ИКТ в методической работе», который показал, что в районах практически закончился компьютерный всеобуч, информационно-коммуникационные технологии получили широкое распространение, в том числе в методической работе. Следующим шагом использования ИКТ в методической работе должно стать создание официальных сайтов ММС и виртуальных методических кабинетов,которые являются формой:

- оперативной методической помощи учителям, особенно молодым и неспециалистам;

- трансляции эффективного педагогического опыта;

- интерактивного общения учителей, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;

- организации методического пространства для учителей, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток.

Виртуальные методические кабинеты должны стать дополнением к традиционным формам методической работы и способствовать сетевому взаимодействию педагогов как ОУ, так и всей МСО.

Специалисты Института развития образования и социальных технологий начали работу по созданию предметных виртуальных методических кабинетов. На сайте института в разделе «Ресурсы» создан виртуальный муниципальный методический кабинет, на котором представлены нормативные документы и методические рекомендации Министерства образования и науки, Главного управления образования и ИРОСТ по организации методической работы. В дальнейшем в этом кабинете будут размещаться материалы, касающиеся деятельности руководителей и специалистов МОУО, руководителей и методистов ММС, а также материалы по организации методической работы в муниципальной системе образования и в образовательных учреждениях.

Говоря об использовании ИКТ, необходимо обратить вниманием на дальнейшее углубление работы в данном направлении в муниципальных системах образования:

- развитие форм и методов организации методической работы с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультации, вебинары, форумы, методические мастерские, семинары, конкурсы медиауроков и др.);

- применение дистанционных технологий при организации и проведении конференций и педчтений (Интернет, телекоммуникационных и видеоконференций).

На секции руководителей ММС мартовского совещания руководителей ОУ была рассмотрена модель организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по формированию ключевых компетенций обучающихся, представляющая план действий при организации работы над единой методической темой «Современные образовательные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся». Используя указанную модель, необходимо проанализировать методическое сопровождение деятельности педагогов по формированию компетенций обучающихся на муниципальном и учрежденческом уровне с тем, чтобы выработать последовательность действий методических объединений педагогов, входящих в структуру муниципальной и учрежденческой методических служб в работе над предложенной методической темой. При этом для достижения желаемых результатов, используя принцип преемственности, из «Методических рекомендаций по организации деятельности РМО на 2011-2012 уч.год» целесообразно выделить круг вопросов для изучения на методических объединениях муниципального (РМО, проблемные, творческие группы, «школы» и т.д.) и учрежденческого уровня (ШМО), и для самообразования.

Итогом работы над единой методической темой может стать создание «школы» передового педагогического опыта, творческих мастерских, умело использующих современные образовательные технологии как для повышения качества обучения, так и для формирования конкретных компетенций обучающихся.

Рекомендуем руководителям ММС подумать над созданием межмуниципальных объектов распространения эффективного передового опыта, с тем чтобы опыт школ и отдельных педагогов был доступен более широкому кругу педагогического сообщества.

Кроме этого, учитывая малочисленность методических объединений учителей отдельных предметов, рекомендуем подумать и над созданием межмуниципальных методических объединений учителей-предметников.

Такое сотрудничество учителей предметников двух-трёх районов будет способствовать дальнейшему повышению профессионального уровня педагогических работников.

Об основных направлениях работы муниципальных

органов управления образования в 2011-2012 г. г.

А.О. Кутиков, доцент

кафедры управления ГАОУ ДПО ИРОСТ

В.Д. Ячменев, доцент

кафедры управления ГАОУ ДПО ИРОСТ

Происходящие перемены в законодательстве внесли изменения в основные направления деятельности муниципальных учреждений. Одной из главных задач, стоящих перед образовательными учреждениями муниципального уровня в настоящее время является повышение эффективности основной деятельности, в т.ч. и путем предоставления муниципальных образовательных услуг.

Значительным событием для системы государственных (муниципальных) учреждений, в т.ч. и для образовательной системы стало принятие и вступление в силу федерального закона РФ от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Для реализации положений названного законодательного акта приняты подзаконные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней.

В связи со сложностью реализации предлагаемых изменений в правовом положении и основных механизмов финансового обеспечения учреждений предусматривается переходный период (с 1 января 2011 года — даты вступления Федерального закона в силу — и до 1 июля 2012 года). В течение этого периода муниципальным учреждениям необходимо изменить свой правовой статус (стать автономными, бюджетными или казенными учреждениями), определить порядок финансового обеспечения и принять правовые акты, способствующие осуществлению основной деятельности.

Особое внимание следует уделить формированию муниципального задания, механизмам его финансового обеспечения и мониторинга выполнения (посредством анализа отчетов, проведения опросов потребителей услуг и использования иных способов сбора информации о выполнении задания).

Другой важной задачей в деятельности муниципальных образовательных учреждений является реализация стратегической цели государственной политики по повышению правовой культуры граждан России, которая выразилась в принятии «Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденных Президентом РФ 4 мая 2011 года. Данный документ, хотя и не имеет статуса закона, но во многом показателен. В нём впервые представлена программа, ориентированная на формирование правовых компетентностей. В первую очередь, этот документ направлен на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Государственная политика будет осуществляться в отношении различных социальных групп и каждого гражданина Российской Федерации, путем юридического просвещения на всех уровнях (от воспитанников детского сада до госслужащих), информирования граждан о способах юридической защиты своих прав и пропаганды преимуществ законопослушного поведения, повышения прозрачности судебных процессов и торгов. Особое внимание должно уделяться формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Приобщение к правовой культуре должно начинаться с дошкольного возраста. В образовательные программы образовательного учреждения должны быть включены задачи, направленные на формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, в образовательных учреждениях будет развиваться практика обучения праву, в том числе через реализацию специальных программ для детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, для трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

Поэтому создание программ для образовательных учреждений, программ «дополнительного правового образования для взрослых» и повышение уровня юридической грамотности педагогов должно стать отправной точкой повышения правовой культуры граждан России.

Федеральным законом «Об образовании», Указом Президента РФ № 1134 от 31.08.99, Постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования перед российской школой поставлена задача повсеместного формирования системы государственно-общественного управления образованием. Такая система, по замыслу ее разработчиков, должна вовлекать в деятельность образовательных учреждений, кроме родителей и учеников школы, также и других представителей местного сообщества. Говоря иначе, перед школой поставлена задача выстраивания социального партнерства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.

Задача муниципальных органов управления образованием – практически воплощать в жизнь концепцию  социально   активного  образования. Для решения этой проблемы необходимо разработать собственную стратегию реализации социально-активного движения в образовании с учетом местных социально-экономических условий.

Долгосрочная стратегическая цель – образование нового человека и гражданина будущего гражданского общества. Данная цель реализуется постепенно и поэтапно путем превращения муниципальной системы образования в один из ведущих субъектов социального, культурного, а в перспективе и социально-экономического развития территории и муниципального сообщества района.

Органы управления образования района организуют процесс социально-активного движения таким образом, чтобы на каждом этапе достигались ценные для системы образования и значимые для местного сообщества, различных его субъектов практические результаты. Таким образом, принцип социального партнерства изначально остается ключевым. Задача муниципального органа управления образованием – создать условия для социального партнерства образовательных учреждений и местного сообщества.

Управленческий аспект социального партнерства со стороны органов управления включает:

- определение предмета взаимодействия;

- координацию действий с целью рационального использования кадровых, материальных ресурсов и управленческих усилий;

- обеспечение согласованности действий подведомственных учреждений различных ведомств на муниципальном уровне;

- обеспечение нормативно-правовой базы социального партнерства;

- организацию единого информационного пространства.

Взаимодействие должно повлечь определенные изменения в структуре управляющих ведомств. Эти изменения могут выступать в виде появления соответствующих норм, моделей, ролей, функциональных обязанностей.

Взаимодействие органов управления социальной сферой на муниципальном уровне с целью развития социально-активного движения является условием достижения целостности муниципальной системы.

Все эти и другие вопросы должны решаться муниципальными органами управления образования в 2011-2012 г.г.

О создании системы методической работы

в Курганской области на основе дистанционных

технологий обучения

М.В. Войтенко, руководитель

РКЦИОТ ГАОУ ДПО ИРОСТ

С.А. Чурикова, заведующая ОДО ГАОУ ДПО ИРОСТ

Система методической работы представляет собой совокупность мероприятий, направленных на повышение уровня методической компетентности учителя, удовлетворение его естественной потребности в саморазвитии и самореализации, с целью повышения качества образовательной деятельности, в соответствии с современными целями развития общества. Основная задача современной методической работы заключается в создании условий, которые побуждали бы педагогов к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации творческого потенциала.

В 2011 году приоритет в работе отдела дистанционного образования отдан методической работе в дистанционной форме. Работа в данном направлении ведется с 2009 года. Первым массовым методическим мероприятием в дистанционной форме стал «Фестиваль медиауроков», который проводился с целью представления и популяризации педагогического опыта работников образования Курганской области в сфере информационно-коммуникационных технологий и стал ежегодным. В 2009 году на фестиваль было представлено 306 сценариевуроков, внеурочных и внеклассных мероприятий, в 2010 году – 366 материалов.

Таблица 1

Количество участников Фестиваля медиауроков

Район, город

2009 г.

2010 г.

Район, город

2009 г.

2010 г.

1.

г. Курган

70

35

14.

Мишкинский

7

0

2.

г. Шадринск

16

38

15.

Мокроусовский

9

18

3.

Альменевский

2

8

16.

Петуховский

37

50

4.

Белозерский

22

5

17.

Половинский

5

18

5.

Варгашинский

9

3

18.

Притобольный

4

7

6.

Далматовский

17

33

19.

Сафакулевский

3

2

7.

Звериноголовский

6

3

20.

Целинный

0

3

8.

Каргапольский

14

41

21

Частоозерский

5

15

9.

Катайский

0

14

22.

Шадринский

9

3

10.

Кетовский

13

24

23.

Шатровский

0

10

11.

Куртамышский

10

30

24.

Шумихинский

14

24

12.

Лебяжьевский

12

18

25.

Щучанский

2

12

13.

Макушинский

10

4

26.

Юргамышский

5

3

Наибольшее число участников было из г. Кургана, г. Шадринска, Петуховского, Каргапольского, Далматовского, Куртамышского, Кетовского, Шумихинского и Лебяжьевского районов. Самым активным образовательным учреждением в 2010 году стала Куртамышская кадетская школа-интернат. Все материалы фестиваля размещены на региональном сайте КурганВики ().



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... Научно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ 2 (60) 2011 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управление ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕнаучно-практическийжурнал №2 2010 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕнаучно-практическийжурнал №2 2010 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье

    Документ
    ... РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕнаучно-практическийжурнал №2 2009 КУРГАН МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВЫМ КОНФЕРЕНЦИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской ...
  5. Г лавное управление образования

    Документ
    ... Научно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской области и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ ...

Другие похожие документы..