Главная > Документ


Сведения о качественном составе

Год

II

категория

I

категория

В

категория

Звание заслужен.

Отрасл.

награда

Орден,

медаль

чел

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел

%

чел.

%

Руководители УДОД

2008

-

-

53

43,0

54

43,9

5

4,0

33

26,8

2

1,6

2009

1

0,7

54

41

59

44,6

5

3,7

35

26,5

1

0,7

2010

-

-

53

46

47

40,8

5

4,3

35

30,4

2

1,7

Методисты УДОД

2008

13

24,5

18

33,9

14

26,4

1

1,8

2

3,7

1

1.8

2009

13

24

7

13

16

30

1

2

2

4

1

2

2010

5

8,3

16

26,6

17

28,3

1

1,6

3

5

1

1,6

Педагоги дополнительного образования

2008

92

19,2

143

29,9

115

24,0

2

0,4

30

6,2

3

0,6

2009

91

17

142

27

131

25

1

0,2

36

7

6

1

2010

91

19

132

27,4

133

27,6

1

0,2

23

4,7

7

1,4

Данные о педагогическом стаже

Год

Начинающие

до 1 года

От 1 года до 5 лет

От 5

до 10 лет

От 10

до 20 лет

Свыше 20 лет

Пенсионеров

чел

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел

%

чел

%

Руководители УДОД

2008

9

7,3

40

32,5

37

30,0

27

21,9

11

8,9

12

9,7

2009

8

6

46

35

34

25,7

34

25,7

10

7,5

17

12,8

2010

8

6,9

6

5,2

12

10,4

27

23,4

48

41,7

14

12,7

Методисты УДОД

2008

2

3,7

19

35,8

17

32,0

10

18,8

6

11,3

6

11,3

2009

6

11

18

33

13

24

10

19

7

13

5

9

2010

4

6,6

12

20

11

18

13

21,6

20

33

5

8,3

Педагоги дополнительного образования

2008

30

6,2

105

21,9

123

25,7

129

26,9

86

18,0

56

11,7

2009

41

8

132

25

129

24

135

25

96

18

78

15

2010

46

9,5

62

12,8

59

12,2

134

27,8

114

23,7

66

13,7

Динамика изменения кадрового состава УДОД:

  1. сокращение штата педагогов дополнительного образования;

  2. стабильное снижение доли педагогических работников УДОД со стажем работы от 1 года до 10 и рост числа педагогов со стажем свыше 20 лет;

  3. увеличение количества руководителей и методистов, получивших профессиональное образование и прошедших профессиональную переподготовку; в то же время, снижение числа педагогов, повысивших свой профессиональный уровень на 15 %;

  4. рост числа аттестованных педагогов (по всем квалификационным категориям), методистов и руководителей (значительно увеличилось количество с первой квалификационной категорией).

Региональная система дополнительного образования расширяет возрастные рамки обучающихся. В связи с Постановлением Правительства Курганской области от 13 апреля 2010 года № 124 «Об утверждении нормативов минимального обеспечения молодёжи учреждениями по работе с молодежью в Курганской области» ее воспитанниками, помимо школьников в возрасте от 6 до 18 лет, является молодежь (до 30 лет). Это привело к тому, что многим учреждениям пришлось пересматривать свои нормативные документы, принимать локальные акты и т.д. Поменялись названия некоторых учреждений: МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Шадринска и «Дом детского творчества» с. Шатрово переименованы в «Дом детства и юношества». Для сопровождения данной категории обучающихся, в ряде учебных заведений вводятся новые ставки (зам. директора, методисты по работе с молодежью).

На современном этапе перед системой ДОД стоят задачи качественного обновления его содержания: повышения уровня дополнительных образовательных услуг за счет расширения спектра образовательных программ, удовлетворяющих потребности, интересы как каждого ребенка в отдельности, так и общества в целом и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности педагогов ДО. Современные требования к образовательным программам – ежегодное обновление их содержания.

В последнее время произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги ДО разрабатывают авторские, адаптированные или модифицированные дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

В связи с тем, что в ДО отсутствуют образовательные стандарты и их роль выполняют программы дополнительного образования детей, к программам предъявляются более серьезные требования. ИРОСТ уделяет большое внимание разработке и сертификации авторских программ дополнительного ДОД. Так, в 2010 г. прошла экспертизу и была сертифицирована на областном программно-экспертном совете программа педагога дополнительного образования Бывальцева Ф.В. (Д(П)Ц «Элита» г. Курган) «Бумажное моделирование».

Особую значимость приобретает проблема разработки программ ДОД в условиях внедрения стандартов нового поколения, где организация внеурочной деятельности обучающихся является обязательной.

Другую, не менее острую проблему составляет отсутствие утвержденного учебно-методического комплекса в УДОД. Для развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования важно умение проектировать учебно-методические комплексы.

По этой проблеме в 2011 г. организованы и реализуются курсы инновационного проектирования «Проектирование УМК как условие повышения качества образования». Разработка образовательных программ, проектирование учебных занятий и оформление их в соответствии с современными требованиями; составление рабочих тетрадей и портфолио обучающихся, разработка дидактических, контрольно-измерительных материалов и др. являются планируемыми образовательными продуктами. Для использования данных разработок в практике УДОД необходима экспертиза и сертификация их на областном редакционно-издательском совете ИРОСТ.

Поэтому одной из важнейших задач в области развития системы дополнительного образования детей Курганской области ИРОСТ считает отработку процедуры сертификации программно-методического обеспечения и издание сборников авторских программ и учебно-методических материалов к ним.

Специфика профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, а также особенности формирования педагогических коллективов УДОД, требуют особого подхода к содержанию и организации процесса повышения их квалификации.

При этом необходимо констатировать, что становление педагога дополнительного образования, отвечающего всем современным требованиям, происходит не только (и не столько) в период его базовой подготовки или курсового обучения, но главным образом в процессе непрерывного повышения профессиональной квалификации, взаимосвязанного и сопровождающего его профессионально-педагогическую деятельность.

Повышение квалификации осуществляется посредством освоения слушателями авторских образовательных программ на традиционных курсах, курсах инновационного проектирования, дистанционного обучения, стажировках, авторских школах, постоянно действующих семинарах, семинарах-практикумах и т.д. Наряду с перечисленными формами повышения квалификации педагогов в ИРОСТ активно используются такие формы, как круглый стол, вебинар, педагогическая мастерская, мастер-класс и др.

В 2010-2011 учебном году Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (с января 2011 года Институтом развития образования и социальных технологий) были предоставлены условия для повышения квалификации на семи курсовых мероприятиях по современной проблематике.

Об актуальности содержания курсов повышения квалификации можно судить по их названию: «Проектирование деятельности педагога дополнительного образования» (курсы планового повышения квалификации); «Управление УДОД в условиях модернизации системы дополнительного образования», «Контрольно-оценочная деятельность педагога дополнительного образования» - в дистанционной форме (целевые курсы).

С января 2011 года начал свою работу ряд постоянно действующих семинаров для различных категорий специалистов («Школа современного руководителя», «Школа методиста», «Школа молодого педагога - Школа ремесел»).

За текущий год прошли семинары различной направленности: «Современные требования к программам дополнительного образования детей», «Портфолио педагога. Требования к его содержанию и оформлению», «Современные педагогические технологии в образовательном процессе УДОД», «Методика игрового многоборья Фри-Геймс», «Проектирование УМК как условие повышения качества дополнительного образования детей» и др.

Для системы образования инновационная деятельность является основным способом модернизации. Модель современного педагога предполагает наличие высокого инновационного потенциала, включающего наличие качеств квалифицированного специалиста, нацеленного на достижение успеха в профессиональной деятельности; способного и готового к постоянному самообразованию; свободному выбору и реализации индивидуального непрерывного образовательного маршрута, проявлению инициативы и ответственности. Инновационный потенциал педагога ДО – это интегральная характеристика профессионально-личностных качеств, включающая творческую мотивацию, активность, способность к самореализации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность, которые в совокупности позволяют эффективно генерировать, продуцировать, проектировать новые представления, подходы, идеи и реализовывать их в различных видах и формах педагогической инновационной деятельности.

В Курганской области в системе ДОД функционируют областные инновационные площадки:

- МОУ ДОД «ДДТ «Синяя птица» по проблеме «Учреждение дополнительного образования детей – ресурсный центр ранней профориентации школьников» (областная экспериментальная площадка);

- МОУ ДОД «ДДТ «Гармония», МОУ ДОД «Дом детского творчества «Синяя птица, МОУ ДОД ";ДД(Ю)Т"; по проблеме «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке девятиклассников» (областная внедренческая площадка);

- МОУ ДОД «Дом детского творчества «Радуга» по проблеме «Взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями различных типов в условиях модернизации российского образования (областная стажерская площадка).

Муниципальные площадки:

- МОУ ДОД «ДДТ» г.Щучье по проблеме «Проектирование индивидуального образовательного маршрута» (муниципальный внедренческая);

- МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Куртамыш, по проблеме «Развитие творческого потенциала ребенка во взаимодействии двух сфер: дошкольного (детский сад) и дополнительного (Дом детского творчества) образования» (внедренческая муниципальная);

- МОУДОД Лебяжьевский ДДТ по проблеме «Межведомственное взаимодействие в Лебяжьевском районе Курганской области по поддержке детских молодёжных инициатив» (экспериментальная муниципальная).

Учрежденческие площадки:

- ДДТ Макушино по проблеме «Изучение народной православной культуры в системе дополнительного образования» (внедренческая площадка) и «Игры со сказками для детей 5-7 лет».

По сравнению с 2009 годом количество инновационных площадок возросло. Закончили свою работу две федеральные экспериментальные площадки на базе МОУДОД «Дом детского творчества» Кетовского района и МОУДОД «Дом детского творчества» Щучанского района.

В Курганской области существует достаточно серьезная проблема кадрового дефицита высококвалифицированных специалистов для системы дополнительного образования детей. Значительная часть педагогов (более 56 %) не имеют специальной подготовки и даже педагогического образования. Сложность ситуации усугубляется тем, что обучение по данной специальности осуществляется в основном только в учреждениях среднего профессионального образования.

Для решения этой проблемы в ИПКиПРО Курганской области (ныне ИРОСТ) с 2001 года на факультете профессиональной переподготовки, отделение «Педагогика дополнительного образования» реализуется программа профессиональной переподготовки педагогических кадров в объеме 756 часов. В 2010 году на отделении было выпущено 22 педагога дополнительного образования из 11 районов области и г. Кургана. Большинство дипломных работ выпускников выполнены на высоком теоретическом, практико-прикладном уровне с использованием исследовательских методик.

Блестящие результаты на итоговой государственной аттестации (защите дипломных работ) показали следующие педагоги:Алешина Г.Н. (ДДТ «Гармония г. Курган), Бывальцев Ф.В. (Д(П)Ц «Элита» г. Курган), Иванова И.А. (МУК г. Курган), Киселева С.Б. (Каргаполький ДДТ), Максименко Л.В. («Нижнетобольная ООШ» Притобольного р-на), Паленко Н.В. и Филиппова Е.В. (Мишкинский ДДТ). Новый набор слушателей на отделение «Педагогика дополнительного образования» запланирован на сентябрь 2011 г.

Таким образом, эффективность работы по развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в процессе повышения квалификации зависит во многом от организации и результатов сотрудничества и сотворчества педагогов УДОД с преподавателями ИРОСТ, с коллегами из других образовательных учреждений на принципах синергии, то есть взаимодополнения и взаимообогащения методологической культуры, практики творческой деятельности.

В номере:

Материалы к августовским конференциям

Войткевич Н.Н.,

Маркова Т.Н.

О повышении квалификации руководящих и педагогических работников Курганской области в 2011- 2012 годах

3

Бекишева С.Н.

Современные направления деятельности муниципальных методических служб

17

Кутиков А.О.,

Ячменев В.Д.

Об основных направлениях работы муниципальных органов управления образования в 2011-2012г.г.

19

Войтенко М.В.,

Чурикова С.А.

О создании системы методической работы в Курганской области на основе дистанционных технологий обучения

21

Панченко Ю.В.,

Толстых Л.С.,

Фалалеева И.В.

О состоянии, проблемах и перспективах развития начального общего образования

26

Зайцева М.Л.

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в Курганской области

40

Казантаева В.В.

Рекомендации по управлению качеством образования на основе результатов независимого оценивания обучающихся 11-х классов (ЕГЭ)

45

Шаврина О.Г.

Справка о состоянии преподавания русского языка и литературы в образовательных учреждениях Курганской области в 2010-1011 учебном году

55

Марфицина О.А.

О состоянии, проблемах и перспективах обучения

иностранным языкам в Курганской области

59

Каргапольцева Т.А.

Состояние, проблемы и перспективы математического образования в Курганской области

63

Квашнин Е.Г.

Об уровне информатизации, проблемах и перспективах преподавания предмета информатика и ИКТ

68

Останина Н.В.

О состоянии, проблемах и перспективах историко-обществоведческого образования в Курганской области

72

Шатных А.В.

О состоянии, проблемах и перспективах географического образования в Курганской области

78

Жунина С.Д.

Состояние, проблемы и перспективы развития системы школьного образования по физике в Курганской области

87

Булакова Н.А.

О состоянии, проблемах и перспективах биолого-химического образования в Курганской области

92

Кеппер Н.Н.

Содержание, проблемы, перспективы изучения образовательной области «Технология»

96

Охохонина Н.А.

О состоянии, проблемах и перспективах Апробации комплексного учебного курса ОРКиСЭ

100

Дементьева Л.А.

О состоянии, проблемах и перспективах развития психологической службы

104

Мусихина С.А.

Проблемы и перспективы повышения квалификации педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

109

Криволапова Н.А.,

Кашарная С.М.

Научно-методическое сопровождение введения ФГОС в образовательный процесс учреждений начального и среднего профессионального образования Курганской области

111

Фролова З.Г.

Формирование социально активной личности – фактор успешной социализации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

116

Воробьева Т.П.,

Подгорбунских И.П.

Основные тенденции развития системы дополнительного образования детей Курганской области на современном этапе

124

Научно-практический журнал

«Педагогическое Зауралье» (2/60)

(распространяется бесплатно)

Подписано к печати 06.06.2011

Лицензия серия ЛР № 040316 от 14.04.1998

Бум. кн.-журн. Формат 60х90 1/24 Усл.п.л. 5,5

Тираж 750 экз. Заказ

Издательство ГАОУ ДПО ИРОСТ:

640000, Курган, Пичугина, 38

Отпечатано на дупликаторе ГАОУ ДПО ИРОСТ





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... Научно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ 2 (60) 2011 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управление ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕнаучно-практическийжурнал №2 2010 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕнаучно-практическийжурнал №2 2010 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье

    Документ
    ... РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕнаучно-практическийжурнал №2 2009 КУРГАН МАТЕРИАЛЫ К ИТОГОВЫМ КОНФЕРЕНЦИЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕНаучно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской ...
  5. Г лавное управление образования

    Документ
    ... Научно-практическийжурнал Главного управленияобразования Курганской области и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ ...

Другие похожие документы..