Главная > Документ


Огоновская М.С. Азбука исследователя Екатеринбург Сократ 2008

Содержание, цели и задачи научно-исследовательской деятельности учащихся

Человек познает мир в различных формах: обыденной, мифо­логической, религиозной, художественной, философской и на­учной. В результате этого познания он расширяет горизонты понимания не только внешней действительности, но и самого себя.

Познание—процесс отражения и воспроизведения действи­тельности в мышлении субъекта, результатом которого стано­вится новое знание о мире. Деятельность субъекта в процессе познания - это деятельность творческая, ориентированная на получение достоверных знаний о различных сторонах миро­устройства. Ученый изучает явления и процессы, познает мир, производит новое знание и затем передает его сообществу через научные публикации, отчеты, выступления. В отличие от учено­го учащийся в ходе исследовательской деятельности познает уже выработанное человечеством знание, то есть не получает объек­тивно новый результат, как в «большой» науке, и не производит новое знание. Вместе с тем знания, субъективно новая информа­ция, полученные в результате научно-исследовательской дея­тельности, становятся для него новыми и личностно значимыми как для конкретного исследователя.

Научно-исследовательская деятельность учащихся - особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы, имеющей интерес для уча­щихся. Цель научно-исследовательской деятельности в педаго­гическом смысле - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения дей­ствительности. Такая цель связана прежде всего с тем, что в условиях информационного общества, в котором знания о мире

быстро устаревают, главным становятся не столько сами зна­ния, сколько способы и методы их приобретения и использова­ния. Включаясь в процесс исследования, учащиеся входят в куль­турное пространство самоопределения, проектируя собственную предметную деятельность в избранной области, а также анали­зируя эту деятельность.

Задачи научно-исследовательской деятельности:

1. Приобщение учащихся к проблемам научной и социаль­ной направленности.

2. Развитие познавательной самостоятельности учащихся'.

3. Освоение учащимися универсальных способов социаль­ной деятельности (ключевых компетенций): информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной2.

Информационная компетенция— это владение навыками:

• поиска и сбора информации (библиографические указате­ли, справочная литература, Интернет, опросы, интервьюирова­ние, работа с источниками, музейными экспонатами и т.п.; отде­ление значимой информации от второстепенной; определение недостающей информации и др.);

• обработки информации (упорядочение: выстраивание ло­гических, причинно-следственных связей, хронологическое упо­рядочение, ранжирование; составление плана, диаграмм, гра­фиков, таблиц; интерпретация, анализ, систематизация, интер­претация и обобщение информации, полученной из первоисточников, формулирование самостоятельных выводов и др.).

Коммуникативная компетентенция — способность и готов­ность к общению с учителями, работниками библиотеки, интер­вьюерами, сверстниками, умение публично представлять резуль­таты своего труда.

1 В.В. Гузеев считает, что познавательная самостоятельность может проявляться в выборе элементов познаваемого содержания или их после­довательности, отборе способов познания, определении темпа своего продвижения, кооперировании с другими субъектами познавательной де­ятельности (выборе партнеров), решениях о времени и о месте реализа­ции познавательной деятельности. См.: Гузеев В.В. Познавательная само­стоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2007. - С. 83.

2 См. подробнее: Сергеев И.С, Блинов В.И. Как реализовать компетент-ностный подход на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: Аркти, 2007.

Кооперативная компетенция — готовность к сотрудниче­ству, взаимодействию с другими людьми при выполнении кол­лективного проекта.

Проблемная компетенция—готовность и умение разрешать поставленные проблемы.

В данной работе речь пойдет об организации и содержании научно-исследовательской деятельности учащихся, результатом которой является конкретный продукт—научно-исследователь­ская работа (проект). Как правило, такие работы школьники представляют на итоговой аттестации в качестве экзаменаци­онной работы, а также в качестве конкурсных работ на обще­российских и региональных конкурсах («Человек в истории. Россия. XX век», «Права человека в современном мире», «Я — гражданин», «Свой мир мы строим сами», «Моя законодатель­ная инициатива» и др.). Опыт участия в жюри многих конкур­сов позволяет автору данных рекомендаций выделить общий спектр недостатков работ учащихся:

• формальный подход к выбору темы исследования, зачас­тую не соответствующей личному запросу учащегося;

• выбор чрезвычайно широкой по содержанию темы, рас­крыть которую на 20-30 страницах текста не представляется возможным;

• неумение определить объектную область, объект и предмет исследования, поставить цель и задачи исследования и соотнес­ти с ними полученные выводы;

• неумение выделить главную мысль исследования, что про­является в содержании самой работы и становится очевидным при публичной ее защите;

• перегруженность работы второстепенным материалом, не имеющим прямого отношения к теме и, наоборот, отсутствие необходимых сведений;

• описательность, поверхностность суждений, отсутствие должной аргументации и системы доказательств;

• бедный (обыденный) или, наоборот, наукообразный язык (чаще всего второй вариант встречается при прямом переписы­вании целых страниц монографий, статей и другой литературы без их осмысления и переработки);

• допущение неточностей, произвольного «домысливания»

при изложении авторских концепций и мнений (чаще всего это встречается при изложении историографии проблемы, при изло­жении спорных позиций различных авторов и т. д.);

• длинное и многочисленное цитирование или выхватывание цитаты из контекста и, как следствие этого, - искажение мыс­лей автора, а иногда и их фальсификация;

• «подгонка» фактических данных под определенную идею (такой подход встречается в том случае, когда автор работы не хочет видеть другие стороны проблемы, возможность альтерна­тив и т. п.);

• компиляция (лат. compilatio — ограбление; накопление вы­писок) —составление работы путем прямого заимствования, при котором отсутствуют собственные обобщения (при таком под­ходе к исследованию очень часго содержание работы не совпа­дает с представленными выводами, которые обычно «списыва­ются» из других источников информации);

• отсутствие ссылок на источники (нарушение авторских прав);

• несоответствие справочного аппарата необходимым тре­бованиям или вообще отсутствие справочного аппарата;

• лексические и грамматические ошибки в тексте, небреж­ность оформления работы;

• неумение составить приложения;

• бессодержательная мультимедиа-презентация; и др. Указанные недостатки свидетельствуют о недостаточном

опыте образовательных учреждений и конкретных педагогов в организации и определении содержательных, технологических аспектов научно-исследовательской деятельности учащихся. Надеемся, что предлагаемые методические рекомендации помо­гут как педагогам, так и учащимся в определении содержания, методов, этапов организации данного вида деятельности.

Общий алгоритм деятельности учащегося-исследователя мо­жет выглядеть следующим образом:

• Определение сферы собственных интересов в области на­уки и практики (для этого можно ответить самому себе на ряд вопросов: Что мне нравится читать? Какие выставки я люблю посещать? Какие школьные уроки мне нравятся больше всего? В каких конкурсах я люблю участвовать: спортивных, интел­лектуальных и др.? Доклады на какие темы я выполняю с удо­вольствием? и др.).

• Определение объектной области, объекта и предмета ис­следования.

• Определение темы научно-исследовательской работы (про­екта) на основании избранных объектной области, объекта и предмета исследования.

• Формулирование гипотезы после уточнения темы (для про­екта).

• Постановка целей и задач написания исследовательской работы в соответствии с выбранной темой.

• Составление примерного плана (структуры) работы. Опре­деление примерных названий глав и параграфов.

• Определение методов, при помощи которых будет изучать­ся выбранная тема, исследоваться проблема.

• Составление списка необходимых источников и их перво­очередное изучение, составление кратких справок по каждому источнику (название, вид источника, год, место издания, автор, условия появления и т. д.).

• Подбор литературы по теме (справочной, общей, специаль­ной).

• Чтение, конспектирование необходимой литературы, вы­деление основных аргументов, выводов, предлагаемых авто­рами.

• Классифицирование выписок, сделанных при чтении рас­сматриваемых источников и литературы. Определение сюжетов, наиболее полно раскрывшихся при их изучении. Выделение про­блем, для раскрытия которых недостаточно материалов. Поиск дополнительной литературы.

• Выписывание знакомых и незнакомых понятий, связанных с темой. Четкое их определение. Осмысление этих понятий.

• Обработка всех статистических данных, переведение их в таб­лицы, графики, диаграммы, если для этого данных достаточно.

• Анализ собранного материала, формулирование обобщен­ных выводов, соотнесение выводов с целями и задачами работы.

• Внесение необходимых изменений, уточнений в план рабо­ты (корректировка структуры, названий заголовков, если это необходимо).

• Оформление исследовательской работы (проекта) в соот­ветствии с правилами (титульный лист, сноски, список литера­туры, приложения и др.).

• Проверка работы на наличие лексических и грамматиче­ских ошибок.

• Подготовка кратких тезисов для публичного выступления (тема, цель, задачи, структура работы, методы исследования, выводы, оценка результатов собственной деятельности).

• Подготовка мультимедийной презентации работы.

• Размышление над возможными «каверзными» вопросами, которые могут быть заданы на публичной защите.

Типы научно-исследовательских работ учащихся

В педагогической литературе не существует четкого разде­ления научно-исследовательских работ учащихся на определен­ные типы. По нашему мнению, условно работы социально-гума­нитарной направленности можно разделить на реферативные, теоретические, теоретические с элементами прогноза, проект­ные3.

/. Реферат (лат. refero - сообщаю) - один из видов научной работы, содержащей краткое изложение основного содержания первичного оригинального документа текста (статьи, главы, книги, монографии и др.). Однако реферат в его первоначаль­ном значении редко встречается в исследовательской деятель­ности учащихся. На обыденном уровне под рефератом подразу­мевается наиболее простой вид научного изыскания, который требует определенной самостоятельности исследователя. Рабо­тая над рефератом, школьники учатся выделять основные мыс­ли, структурировать имеющийся материал, видеть внутреннюю логику изложения, предложенную автором статьи, монографии и т. п. Вместе с тем при выполнении реферативной работы юно­му исследователю не надо высказывать собственное мнение по той или иной проблеме, предлагать собственные пути решения проблемы, искать способы деятельности для ее решения и т. д.

1 Необходимо отметить, что первые три вида названных работ можно также условно назвать проектными, так как для выполнения любой из них необходимо спланировать, спроектировать цели и задачи, алгоритм действий и предполагаемые результаты деятельности. В данном издании мы «разводим» понятия «научно-исследовательская работа» и «проект­ная работа (проект)».

Его задача—передать содержание источника, что не предпола­гает высокой степени творчества. Примеры тематики рефератов:

П.Я. Чаадаев о прошлом, настоящем и будущем России (Чаадаев П.Я. Философические письма к даме. Письмо первое)

• Французский историк Марк Ферро об изучении истории в различных странах мира (Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М, 1992)

• А.И. Солженицын о возможных путях преобразований в России (статья «Как нам обустроить Россию»)

• Нобелевская лекция Александра Солженицина (// Новый мир, 1989, № 7. С. 135-144.)

• А.Д. Сахаров об актуальных проблемах человечества в статье «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968 г.)

• Уральский историк А.В. Бакунин об истории советского тоталитаризма (Бакунин А.В. История советского тоталитариз­ма. 4.1,2. - Екатеринбург, 1997.)

• Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (2007 г.).

2. Теоретические работы связаны чаще всего с исследовани­ями в области истории и теории проблемы. Их особенностью является серьезный историографический анализ проблемы, изуче­ние широкого спектра литературы, научные обобщения и выво­ды. В данном случае автора работы будет интересовать рас­смотрение той или иной проблемы в литературе. Он указывает дискуссионные аспекты, может высказать свое отношение к под­ходам разных исследователей, но предложить собственный ва­риант решения проблемы не может (чаще всего потому, что она - «дела давно минувших дней»). К примеру, ему нечего добавить к спору норманистов или антинорманистов, иосифлян и нестяжа­телей, западников и славянофилов и др.

Главным результатом теоретической работы является интел­лектуальный творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представ­ленный в стандартном виде.

Примеры тематики теоретических работ:

• Современное прочтение проблемы спора западников и славянофилов.

• Принцип разделения властей в различных формах государ­ственного устройства.

• Самозванство в истории как социальный и культурно-исто­рический феномен.

• Роль золотоордынского фактора в становлении российско­го самодержавия.

• Институт президентства в США, Европе и России: черты сходства и различия.

• «Мыльные оперы» как феномен массовой культуры.

3. Теоретические работы с элементами прогноза ближе по своему содержанию к теоретическим исследованиям, но обяза­тельно содержат практические рекомендации, предложенные учащимися (к примеру, как можно избежать конфронтации в меж­дународных отношениях; как использовать опыт столыпинской аграрной реформы при проведении современной аграрной ре­формы; как можно использовать опыт земств в практике местно­го самоуправления в настоящее время; как можно использовать опыт зарубежных стран в области избирательного права на рос­сийской почве; как можно избежать использования PR-техноло­гий в период выборов и т. д.).

Пример. Тема «Правовая культура молодежи как обществен­но-политическая и социальная проблема»

А) теоретическая часть - исследование в области правовой культуры в целом, вьщеление проблемы (к примеру, существует ли понятие «правовая культура молодежи», отличается ли пра­вовая культура молодого человека от культуры взрослого, в чем причины неразвитости правовой культуры молодых людей и т.п.);

Б) прогностическая, практическая часть - предложение по вопросу о том, как развивать правовую культуру молодежи (к примеру, ввести повсеместно уроки права, проводить беседы на правовую тематику, приглашать юристов, депутатов и др.); что сделать для того, чтобы молодежь ходила на выборы (к приме­ру, ввести штрафы за неявку на выборы, выносить благодар­ность за участие в выборах, поощрять денежной премией и т. д.).

Примеры тематики теоретических работ с элементами прогноза:

• Как нам обустроить Россию: взгляды А.И. Солженицына и мнение старшеклассников школы №... (в данной работе можно

представить мини-программу развития России на определенный срок);

• Интернет как исторический источник для изучения воен­ных проблем новейшей российской истории (практической час­тью данной работы может стать указатель сайтов, на которых можно найти необходимую информацию);

• Влияние эмоциональной интерактивности на поведение из­бирателей (работа с такой тематикой может быть дополнена пред­ложениями по развитию эмоциональной интерактивности изби­рателей).

4. Проектная работа (проект) - самостоятельно разрабо­танный и изготовленный продукт (материальный или интеллек­туальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъектив­ной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя4. Если при выполнении трех выше­названных видов работ юный исследователь выступает в роли созерцателя или фиксатора проблемы, то при выполнении про­екта он, по сути, предлагает изменение реальности. Вместе с тем, предлагая изменение этой реальности, учащийся должен хоро­шо изучить проблему на теоретическом уровне.

В проектных работах основная часть представлена непос­редственно проектом (теоретическая часть исследования может быть меньше по объему, чем практическая, проектная).

Примеры тематики проектных работ:

• Развитие малого бизнеса в городе N (бизнес-план)

• Проект создания органов ученического самоуправления в школе №...

• Имидж выпускника школы №...

• Экскурсионные маршруты родного города

• Организация клуба «Мы выбираем будущее» для жителей... района г. N

• Перспективный план благоустройства территории школы •и др.

К примеру, в работе «Проект создания органов самоуправ­ления в школе № ... города ...» первый раздел может быть по­священ определению понятия «самоуправление», краткому экс­курсу в историю вопроса, обобщению опыта других образова-

4 См. подробнее раздел II «Проектный метод в научно-исследователь­ской и социально-ориентированной деятельности учащихся». 12

тельных учреждений в данной сфере деятельности, а во втором разделе должен рассматриваться непосредственно проект: его обоснование, алгоритм разработки, реализации и т.п. Разраба­тывая подобный проект, учащиеся осознают необходимость со­здания органов школьного самоуправления, возможность реа­лизации через них собственных прав на свободу мнения, слова, понимают значение личной и коллективной ответственности за атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и уважения в обра­зовательном учреждении.

Студенты профессионального училища (лицея) в качестве проектной работы могут подготовить «Социальный портрет будущего выпускника». В ней можно представить социально-демографическую характеристику какой-либо профессиональ­ной группы, характеристику ее профессиональной деятельнос­ти: определить социальный статус профессии, профессиональ­ную культуру, влияние профессии на образ жизни и развитие личности5.

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Прежде чем выбрать тему исследования, необходимо опре­делить «объектную область», «объект» и «предмет» исследова­ния, так как каждая тема находится в определенной системе ко­ординат.

Объектная область - это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - это та крупная, относительно само­стоятельная часть объектной области, в которой находится пред­мет исследования. Например, если выбирается объектная об­ласть истории избирательного права, то объектом исследования могут быть избирательные системы различных государств в оп­ределенные исторические эпохи, особенности этих систем и т. д.

Предмет исследования - это контрольная часть объекта. При изучении истории избирательного права предметом исследова­ния могут быть отдельные аспекты этой проблемы: деятельность конкретных избирательных комиссий, формы организации уча-

стия граждан в избирательных кампаниях, правила формирова­ния избирательных комиссий и т. п.

Соотношение между объектной областью, объектом и предме­том исследования построено на принципе соподчинения сверху вниз, то есть при написании работы следует рассматривать объект в рамках объектной области, а предмет- в рамках объекта. При­чем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения. Границы между объектной областью, объектом и пред­метом очень подвижны: то, что в одном случае является объектом исследования, в другом случае может стать его предметом.

Приведем несколько примеров, характеризующих объектную область, объект и предмет:

• Духовная жизнь общества / Медиакультура / Влияние ме-диакультуры на ценностные ориентиры молодежи;

• Информационные технологии / Информационные техноло­гии в образовании / Информационные технологии как образо­вательный ресурс;

• Дискуссии о тоталитаризме / Тоталитарное общество в СССР / Формирование тоталитарного сознания в советском об­ществе 1930-х - 1950-х гг.;

• Глобальные проблемы человечества / Демографические проблемы современной России / Влияние экологического фак­тора на демографические процессы в Свердловской области;

• Генеалогия / Великая Отечественная война / Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности

Определив объект и предмет исследования, необходимо сфор­мулировать тему. От правильно сформулированной темы во многом зависит успех всей работы. На этапе выбора темы учи­тель выступает в роли консультанта, который может предло­жить учащимся общий перечень тематических направлений, а также помочь им конкретизировать тему с учетом индивидуаль­ных интересов и возможностей.

При выборе темы работы необходимо учитывать следующее:

• интерес автора к той или иной проблеме, постановке вопро­са (исследователь должен прежде всего обосновать, объяснить свой личный интерес к изучаемой проблеме);

• реальный уровень подготовленности учащегося для выпол­нения самостоятельного задания;

• значимость, актуальность проблемы (соответствие запро­сам времени, возможность применения изучаемых идей и поло­жений к окружающей действительности независимо то того, к какой исторической эпохе относятся данные идеи и положения);

• наличие достаточного круга источников;

• исследование должно содержать элементы новизны, быть ориентировано на поисковое творчество, углубленное изучение рассматриваемого вопроса (необходимо найти тему, которая исследована недостаточно или не рассматривалась под таким

углом зрения);

• формулировка темы должна ориентировать учащегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу;

• из заголовка должно быть ясно, что является конкретным объектом, предметом исследования; понятны хронологические рамки изучаемого периода, круг рассматриваемых проблем.

Тема исследования может быть сформулирована на основа-

нии:

а) проблемного принципа 6 Примеры:

• Октябрь 1917 года: революция, переворот или восстание?

• Проблема абсентеизма в современном российском обще­стве.

• Право народов на самоопределение в контексте современ­ного развития.

• Политические лидеры и их роль в современном обществе.

• Формационный и цивилизационный подход в изучении ис­торических процессов.

• Тендер и нация: национальный контекст тендерных отно­шений (на примере какого-либо государства).

• Молодежь между крестом и свастикой: история повседнев­ности фашизма.

• Трагедия великой державы: национальный вопрос и рас­пад Советского Союза.

6 В качестве некоторых тем научно-исследовательских работ взяты названия статей из журналов «Отечественная история», «Вопросы исто­рии», «Преподавание истории в школе», «Вопросы философии», «Препо­давание истории и обществознания в школе» и др.

• Социальное иждивенчество как психологический феномен.

• Соотношение целей и средств в политике.

б) хронологического принципа Примеры:

• Конституции Российской республики - СССР - Российской Федерации об избирательных правах граждан.

• Политическая активность уральских депутатов Государ­ственной думы (1906-1917 гг.).

• Причины и последствия конституционно-политического кризиса в России (1993 г.).

в) того и другого принципа, вместе взятых Примеры:

• Роль колонизационных процессов в развитии уральского края в XVI-XVII вв.

• Характер экономических реформ в России в XIX в.

• Попечительство как проявление социальной активности женщин России в начале XX в.

• Столыпинская аграрная реформа в оценках современной германоязычной историографии.

• Конституции Российской республики - СССР - Российской Федерации об избирательных правах граждан и проблемы реа­лизации данных прав в конкретные исторические периоды.

• Внешнеполитический фактор в истории России: историчес­кие связи XVIII-XIX вв.

• Государственный совет Российской империи в начале XX в.: механизм формирования и функционирования;

• Военные планы и оборонная промышленность СССР нака­нуне и в начале Второй мировой войны: британский фактор;

• Культура и антикультура в постиндустриальном обществе;

• Нравственные ориентиры современной молодежи: пробле­мы выбора.

Формулирование темы исследования - дело чрезвычайно трудное. Одна из самых распространенных ошибок при этом -указание слишком широкой темы. Неизбежным следствием та­кой темы станет описательность и отсутствие глубокого анали­за в работе, так как предмет исследования будет очень широк.

Приведем примеры неоправданно широко сформулированных тем, а также возможные варианты их «усовершенствования»:

• «Реформы Екатерины II» / «Дискуссионные аспекты поли­тики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II».

• «СССР в период правления Л.И. Брежнева» / «Динамика и статика в политической и социально-экономической жизни СССР

в 1964-1982 гг.».

• «Конституционализм в России» / «Основные этапы разви­тия конституционализма в России: от проектов М.М. Сперан­ского до Конституции РФ 1993 г.».

• «Избирательное право в России» / «Избирательные права населения дореволюционной России и СССР: сравнительный

анализ».

• «Духовное развитие общества» / «Духовные ориентиры

современного российского общества».

• «Образование в современном мире» / «Приоритеты образо­вательной политики в Российской Федерации, Европе и США».

• «Нравственные ориентиры личности» / «Нравственные ори­ентиры учащихся старшей школы и их родителей: опыт сравни­тельного анализа».

Прокомментируем неудачные, на наш взгляд, формулировки названий работ, представленных на один из российских конкур­сов в г. Москве в 2007 г.7

Пример 1. Изучение особенностей отношения старших школьников к браку и перспективам их семейной жизни.

В данном случае формулировка темы неточна, так как пред­метом исследования должен быть процесс изучения особеннос­тей..., а не сами особенности отношений... Кроме того, если речь идет об особенностях отношений данной общности, то предпо­лагается, что есть категории людей, которые по-другому отно­сятся к браку, следовательно, в названии должен быть указан элемент сравнения. К примеру, тема могла бы звучать так: «От­ношение старших школьников и их родителей к браку и перс­пективам семейной жизни: сравнительный анализ».

Пример 2. Изучение уровня интеллекта учащихся СОШ № 27 г. Уфы.

То же самое замечание, что и в предыдущем случае. К тому же из названия исследовательской работы не видна проблема.

' Сборник исследовательских работ XIV Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, 2007 г. - М: ИД «Зимородок», 2007.

Может быть, логичнее были бы формулировки типа «Уровень интеллекта учащихся СОШ № 27 г. Уфы и его влияние на...», «Влияние ... на интеллектуальный уровень учащихся СОШ № 27 г. Уфы».

Пример 3. Фотография, человек, общество. Из данного названия работы совершенно не ясно, какую же проблему изучает автор.

Пример 4. Адаптивные свойства организма и их зависимость от типа телосложения.

В данной формулировке не хватает окончания: чьего тела? -человека, членистоногого или кого-то еще?

Пример 5. Можно ли считать выборы в городскую Думу Ижев­ска действительными с точки зрения электоральной географии?

Такая формулировка не выглядит научной, точнее было бы назвать работу «Состоятельность выборов в городскую Думу Ижевска с точки зрения электоральной географии».

Пример 6. Особенности говора села Ирныкши Архангель­ского района Республики Башкортостан.

В данном случае речь идет не о селе, а его жителях—село не умеет говорить, а вот сельские жители умеют!

Пример 7. Демографический анализ деревни Слобода. Автор работы не учел, что демографический анализ касается людей, а не деревни.

Пример 8. Производство древесного угля в Соломенном. Из названия не понятно, что такое Соломенный—город, село, поселок? Какой хронологический период рассматривается? Ка­кая проблема ставится?

Пример 9. Научно-технические открытия в области нефте­разведки и нефтедобычи на юго-востоке Татарстана.

Из данного названия трудно вычленить проблему: по сути, автор может просто дать хронологию и описание открытий.

Пример 10. Заслуженный изобретатель М.Д. Прутков-лич­ность в истории страны.

Тема работы сформулирована в самом общем виде, навер­ное, можно было бы конкретизировать, в чем заключается роль данного человека для страны; кстати, о какой стране идет речь?

Актуальность темы — это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Выбрав тему, исследователь должен определить, в чем ее актуальность. Ак­туальность темы может быть обоснована целым рядом обсто­ятельств:

• личными (я не знаю историю своей семьи, поэтому хочу ее изучить);

• общественными (жители нашего города часто болеют онко­логическими заболеваниями, и я хочу выяснить причины этого);

• государственными (молодежь нашей страны не очень ак­тивно участвует в выборах, и я хочу внести свои предложения по решению данной проблемы);

• учебными (в школьном учебнике истории эта тема раскры­та не очень глубоко, поэтому для меня важно разобраться...);

• научными (данная тема мало изучена, поэтому требуется ее исследовать) и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад «научно – исследовательская деятельность учащихся»

    Доклад
    ... школа №2» Доклад: «Научноисследовательскаядеятельностьучащихся» Разработала: Соколовская Надежда ... определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко ... к содержаниюнаучной работы. Структура Требования к содержанию Титульный ...
  2. Секция № 1 «управленческие основы реализации компетентностного подхода в образовательной практике» 13 организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении 13 представление компетентностной модели

    Урок
    ... том числе в области техносферы; организация научноисследовательскойдеятельностиучащихся. Задачи, которые при заданных условиях должны ... связи определяются содержаниемцелей общего образования, соотношением общих целей образования с целями изучения ...
  3. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    ... из вышеперечисленных направлений содержание образования XXI века целью экологического образования ... позволяющие объединить задачи по оздоровлению и экологическому воспитанию, организации научно-исследовательскойдеятельностиучащихся. Для территории ...
  4. Сборник методических материалов сопровождения педагогов при оргранизации научно – исследовательской деятельности учащихся

    Методические рекомендации
    ... ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГРАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯ г.Заречный, 2010 Содержание Методические рекомендации «Правила ... . компетентности цели и задачи ИП достигнуты, адекватно представлены в выводах 6 цели и задачи ИП достигнуты ...
  5. Разработка механизма управления изменениями в вузе научно-исследовательская деятельность кафедры выпускная аттестационная работа

    Документ
    ... НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 14 3.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... Для учащегося – это ... научно-технической политики. Содержаниедеятельности по организации научно-технической деятельности ...

Другие похожие документы..