Главная > Документ


Сущность проектного метода, его основные принципы и целевые ориентации

Проектность - определенная черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обоб­щенного опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по со­зданию культурных ценностей23.

Проект - замысел переустройства того или иного участка действительности. Проектный метод (лат. projectus - брошен­ный вперед) - образовательная технология, нацеленная на при­обретение учащимися новых знаний на основе реальной жиз­ненной практики, формирование у учащихся специфических умений и навыков посредством системной организации про­блемно-ориентированного поиска (выделение проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, оформление выводов, анализ собственной деятельности и др.).

Основные принципы метода проектов:

1. Концептуальность (опора на стройную систему фило­софских и психолого-педагогических концепций). В основе метода лежат постулаты гуманистической педагогики, кото­рая ставит во главу угла разностороннее, свободное и твор­ческое развитие ребенка. Областью целеполагания метода яв­ляется создание условий для развития естественной познава­тельной активности ученика и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуаль­ного опыта.

2. Системность ('целостная последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных стройной логической схемой). Метод включает этапы выполнения учеб­ного исследования, определенные функции ученика и учите­ля, способы их взаимодействия, критерии оценки результатов работы.

3. Воспроизводимость (возможность применения метода на различных этапах обучения, в работе с учащимися различных

23Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М., 2005. - С. 75.

возрастных категорий и при работе с материалом различной сложности)24.

4. Принцип личной заинтересованности учащегося в разра­ботке проекта (образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личност­ный смысл для учащегося).

5. Принцип деятельности (активно-исследовательское усво­ение знаний и умений посредством мотивированного и целенап­равленного решения задач, проблем).

Использование проектного метода в процессе подготовки школьников позволяет решать следующие задачи:

1) формирование проектного мышления;

2) стимулирование мотивации учащихся на приобретение зна­ний;

3) включение всех детей в режим самостоятельной работы;

4) самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

5) развитие умений пользоваться полученными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

6) развитие способности применять знания в конкретной жиз­ненной ситуации;

7) развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;

8) развитие важнейших компетентностей для современной жизни:

• работы с информацией;

• способности брать на себя ответственность;

• участия в совместном принятии решения;

• регулирования конфликтов ненасильственным путем;

• оценки и анализа социальных привычек, связанных со здо­ровьем, с окружающей средой;

• способности делать свой выбор;

• владения устным и письменным общением;

• способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни;

24Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой под­готовке старшеклассников // Право в школе. 2004. — № 1. - С. 17.

9) развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения25.

Специфика проекта как формы учебной деятельности

Особенность проектной работы - активная позиция учащих­ся и реализация принципа «учиться, делая». Приступая к выпол­нению проекта, учащийся (группа) должен поставить перед со­бой несколько вопросов:

Почему необходим данный проект?

Какие проблемы могут возникнуть при его выполнении?

Кому адресован проект?

Что планируется сделать в рамках проекта?

Как будет реализовываться проект (способы, методы)?

Кто будет реализовывать проект?

Какие ресурсы понадобятся для его выполнения?

Какой срок предполагается для его выполнения?

Каков планируемый результат?

Особенности проектной работы

• Проект - это цельная работа, которую нельзя сделать напо­ловину и остановить, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт. Ко­нечный продукт, т.е. результат проектной работы, может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, филь­ма, презентации, выставки или в каком-либо другом виде, так, чтобы его могли оценить другие. Конечный продукт может со­держать описание проблем, их особенности, различные точки зрения на их решение.

• Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности (выбор проблемы, составление пла­на, работа с информацией, работа с людьми, анализ получен­ных материалов, составление рекомендаций, презентация про­екта), и каждый подвид деятельности представляетсобой це­лый пласт знаний, умений и навыков. При этом все составные

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - С. 78.

части проектной деятельности объединены общим замыслом и целью.

• Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) -практика в данном случае представляет собой системообразу­ющий компонент, непосредственно связанный с формированием мировоззрения ученика.

• Выполнение проекта предполагает работу с первичной ин­формацией (не существующей до начала работы), которая ре­ально учит делать умозаключения.

• Проектная деятельность основана на активном использо­вании элементов игры (групповой, индивидуальной), позволяю­щей играющим получить положительные эмоции от участия в создании проекта и общения с другими людьми, избежать страха неудачи, осуществить свободу выбора26.

Классификация проектов

Существующая педагогическая практика позволяет дать сле­дующую классификацию проектов:

1. Индивидуальные и групповые проекты (по количеству уча­щихся).

Чаще всего проекты являются коллективными, так как по­зволяют формировать коммуникативные навыки (способность к сотрудничеству и взаимодействию), наиболее востребованные на рынке труда и необходимые в любых сферах деятельности. Индивидуальная работа выступает в данном случае как состав­ляющая часть группового проекта и тем самым утрачивает свое самостоятельное значение.

Индивидуальные проекты, как правило, связаны со стрем­лением авторов решить личные, персональные проблемы. К при­меру, более глубоко изучить историю семьи и как результат — составить генеалогическое древо своего рода.

В рамках групповых проектов учащиеся чаще всего разре­шают личностно значимую, но не персональную проблему. К примеру, они разрабатывают проекты Конституции образовательного учреждения, Школьного парламента, благоустрой­ства школы, организации досуга учащихся, питания в школь­ной столовой и т. п.

2. Монопредметные и межпредметные проекты (по содер­жанию и привязке к учебным дисциплинам).

Монопредметные проекты, предполагающие выполнение исследования в рамках одного учебного предмета, как прави­ло, используют на начальных этапах обучения.

Примерные темы монопредметных проектов:

• Неформальные молодежные объединения в нашем городе: памятка для учащихся

• Памятники культуры на территории нашего района (ката­лог)

• Экологические показатели города N

• Депутаты городской думы... созыва (биографический сло­варь).

Межпредметные работы, представляющие собой более слож­ные и комплексные исследования с элементами интеграции зна­ний из различных областей, должны базироваться на предыду­щем опыте, приобретенном в рамках монопредметных исследо­ваний. Межпредметный проект требует четкой координации усилий всех его участников, включая научных руководителей, тщательной структуризации хода исследования, согласованно­го выбора средств достижения целей.

Межпредметные проекты требуют больших затрат времен­ных ресурсов, чем монопредметные, и выполняются во внеуроч­ное время.

Примерные темы межпредметных проектов:

• Тринадцать веков отечественной истории: визитные кар­точки (информатика + история)

• Школьная форма: от мала до велика (история + технология + психология)

• Проблема сбалансированного питания и права человека (биология + обществознание + правововедение)

• Бизнес-проект создания школьной газеты (экономика + журналистика).

3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты (по продолжительности проектной деятельности).

Краткосрочные проекты (мини-проекты), как правило, вы-

полняются в рамках одного учебного предмета, могут носить как индивидуальный, так и групповой характер и занимают несколько часов учебного времени. Такие проекты использу­ются для текущей проработки проблем и освоения первичных навыков проектной деятельности. Примером краткосрочного проекта может быть разработка Положения о конкурсе плака­тов на экологическую тему, Наказа депутату, Обращения школьной Дружины по охране природы к жителям района и др.

Среднесрочные и долгосрочные проекты обычно использу­ются для исследования значимых проблем межпредметного ха­рактера. Такие проекты целесообразно выполнять группами.

Четкое регламентирование по количеству отведенного вре­мени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от од­ного до нескольких учебных занятий (приблизительно одна не­деля), среднесрочные проекты - от одной до четырех недель; долгосрочные - от четырех недель до года.

Примером среднесрочного проекта может послужить иссле­дование «Духовные ценности моего поколения», в рамках кото­рого учащиеся разрабатывают анкеты, проводят опрос молоде­жи своего района (школы), обобщают полученную информацию и представляют итоговую работу.

4. Информационный, исследовательский, практико-ориенти-рованный, творческий, ролевой проект (по доминирующему виду проектной деятельности).

Информационный проект имеет целью сбор, обработку и анализ информации по той или иной проблеме (к примеру, «Взгля­ды лидеров политических партий России на проблемы россий­ской демократии и пути их решения»). Этот тип проектов на­правлен на формирование у школьников умений и навыков поиска информации, ее обобщения, ранжирования, структури­рования и представления в виде статей, докладов, логических схем, таблиц, графиков, фото- и видеоматериалов.

В рамках исследовательского проекта27моделируется ситу­ация реального научного поиска, используется его логика и структура. Такая работа проводится на основе доказательства

27 В данном случае речь идет о научно-исследовательских работах, ос­новные подходы к которым обозначены в разделе I «Содержание, цели, задачи и организация научно-исследовательской деятельности учащихся».

актуальности темы, определения цели, объекта, предмета, мето­дов исследования, выдвижения гипотезы и детализации её поло­жений в задачах, аргументированного выбора методов иссле­дования, проведения различного рода экспериментов, глубоко­го осмысления полученной информации и формулирования выводов в соответствии с поставленными задачами. Результа­том такого исследования может быть отчет, публикация, учас­тие в конкурсе проектов.

Творческий проект также имеет свои специфические чер­ты и создает условия для формирования и развития креатив­ных способностей учащихся. Он не имеет детально прорабо­танной структуры, подчиняется жанру конечного результата, представленного в виде сценария школьного праздника, вы­пуска газеты, радиопередачи, видеофильма, оформленной выставки и т.д.

Выполнение практико-ориентированного проекта связано, как правило, с созданием социально значимого продукта, которым могли бы воспользоваться на практике как сами участники про­екта, так и другие люди (к примеру, проекты помощи социально незащищенным слоям населения -пенсионерам, многодетным се­мьям, пациентам Дома ребенка или Дома ветеранов и др.) Основ­ная задача социальных проектов — включение учащихся в ак­тивную деятельность по анализу, обсуждению и изменению опре­деленной ситуации, сложившейся в социуме. Результатом такого проекта может быть выработка конкретных рекомендаций по раз­решению реально существующих проблем, разработка планов конкретных мероприятий, создание вспомогательных средств, в том числе учебных (каталог журнальных и газетных статей, их рубрикация, работа с техническими средствами), и т. д.

Возможная тематика социальных проектов:

• Молодежная экспертиза социальной инфраструктуры рай­она

• Организация досуга молодежи в деревне N...

• Организация диалога молодежной общественности с пред­ставителями местной администрации

• Организация силами учащихся социальной помощи нужда­ющимся в ней жителям района (ветеранам, инвалидам и др.)

• Решение проблемы вандализма в городе N

• Сохранение фонда районной библиотеки.

Выполняя ролевой проект, его участники берут на себя опре­деленные роли (исторических персонажей, современных поли­тиков и т. п.) с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

4. Классные (межклассные), общешкольные и внешкольные (по масштабам деятельности).

Классные (межклассные) проекты — исследования в рам­ках одного или нескольких классов («Предложения учащихся 10-6 класса по улучшению питания в школьной столовой»).

Общешкольные проекты — проекты, ориентированные на разработку и реализацию идей, значимых для всего образова­тельного учреждения (организация и совершенствование систе­мы ученического самоуправления, подготовка сценария вечера встречи выпускников и т.п.).

Внешкольные (сетевые) проекты—проекты, в которых мо­гут быть задействованы несколько школ района, города (созда­ние межшкольного научного общества, дружины по озеленению района, районной молодежной думы и др.).

Приведенная классификация проектов является достаточно условной, так как чаще всего в реальной практике учащиеся создают комплексные проекты, в которых сочетаются черты различных типов проектов.

Этапы проектной деятельности

Работа над любым типом проекта включает несколько ос­новных этапов. И. Чечель выделяет 6 этапов: начинание, пла­нирование, принятие решения, выполнение, оценка результатов, защита.28 Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова предла­гают 5 этапов: поисковый, аналитический, практический, пре­зентационный, контрольный29. В.В. Гузеев определяет 8 стадий работы над проектом: постановка цели, обсуждение вариантов,

28 См. подробнее: Чечель И. Метод проектов: субъективная и объек­тивная оценка результатов // Директор школы. 1998. - № 4. - С. 3-10.

29 См. подробнее: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образова­ния: Методическое пособие для педагогов — руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара, 2006.

самообразование, продумывание хода деятельности, исследова­ние, обобщение и выводы, анализ успехов и ошибок, коррекция3";. А.К. Самохина выделяет четыре этапа проектной деятельности: организационно-подготовительный, планирования, организаци­онно-исследовательский, заключительно-обобщающий31.

Обозначим содержание деятельности учащихся и педагогов для этапов, предлагаемых А.К. Самохиной.

1 этап - организационно-подготовительный (формирова­ние проектной группы по интересам, выбор научного руково­дителя, выбор проблемы и формулирование темы проектной работы, формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта, обоснование методов исследования, разработка пла­на и структуры исследования, изучение источников и литера­туры по теме).

Формирование группы на подготовительном этапе может осуществляться на основе личных симпатий и интересов уча­щихся, однако главным принципом должно оставаться достиже­ние поставленных целей и задач. Практика показала, что наи­более эффективной является группа, смешанная по составу (де­вочки и мальчики), в количестве 3-5 человек, хотя в некоторых случаях проектная работа может выполняться и индивидуаль­но. Группы с небольшим числом участников недостаточно про­дуктивны, группы с числом участников более пяти человек -недостаточно согласовывают свои действия и в целом плохо управляемы.

Главная задача первого этапа - формулирование проблемы, цели, задач и выдвижение гипотезы. Проблема может быть сфор­мулирована после проведенного социологического опроса, по­зволяющего выяснить, почему именно данная проблема акту­альна для конкретной территории, конкретных людей, почему эта проблема до сих пор не решена.

При определении задач проекта необходимо учитывать его практическую направленность и использовать глагольные фор­мы: создать..., объединить..., изменить..., улучшить..., перестро­ить..., предложить... и т. п.

См. подробнее: Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность уча­щихся и развитие образовательной технологии. - М., 2007.

31Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой под­готовке старшеклассников // Право в школе. 2004. - № 1. - С. 30.

В работе проектного типа наличие гипотезы представляется обязательным. Она может быть представлена как в виде пред­положения, так и в виде утверждения. К примеру:

а) если организовать в школе клуб «Мы выбираем будущее», то во взрослой жизни бывшие школьники станут активными из­бирателями;

б) участие школьников в работе клуба «Мы выбираем бу­дущее» поможет им стать в дальнейшем активными избирате­лями.

2этап планирование (определение сроков представле­ния промежуточных и конечных результатов, доработка самой идеи с учетом актуальности темы, обсуждение возможных ре­зультатов работы по теме проекта, выбор и обоснование крите­риев успеха, определение и распределение задач и установле­ние сроков их выполнения).

На этапе планирования учащиеся составляют перечень, про­грамму и календарный план проведения необходимых исследо­ваний.

Целесообразно сразу распределить обязанности каждого члена группы, который должен нести ответственность за выпол­нение конкретной части проекта. На этом же этапе необходимо выбрать руководителя (координатора) группы.

При составлении календарного плана нужно учесть перио­дичность собрания членов группы вместе с научным руководи­телем (руководителями) для обсуждения хода выполняемой ра­боты.

На этапе планирования учащиеся получают навыки в выяв­лении существенного и малосущественного, учатся оценивать свои собственные знания и уровень подготовки, а также опреде­лять, что им необходимо освоить в дальнейшей учебе.

3этап организационно-исследовательский (определение последовательности выполнения проектной работы, распреде­ление конкретных заданий, сбор и обработка информации, под­готовка выводов и сопоставление их с обозначенными задача­ми и положениями гипотезы, оформление результатов исследо­вания и подготовка отчета).

Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников ин­формации.

Во введении:

• обосновывается выбор темы работы, описывается актуаль­ность и суть изучаемой проблемы;

• определяются объект и предмет исследования;

• формулируются положения гипотезы, цель и задачи проект­ной работы;

• описываются методы исследования, которые были приме­нены в ходе выполнения работы;

• анализируются источники информации.

В основной части:

• описываются основные этапы и последовательность выпол­нения работы;

• обосновываются применяемые методы исследования (на­пример, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);

• описывается существо проблемы, проведенных исследова­ний;

• обосновываются результаты исследования и сопоставля­ются с первоначальной гипотезой.

В заключении:

• формулируются основные выводы в соответствии с задача­ми проектной работы;

• формулируются пути решения обозначенных проблем;

• характеризуются источники информации с точки зрения их полноты и достоверности;

• анализируется процесс работы (как члены группы взаимо­действовали между собой, какие возникали трудности и поче­му, каких личных целей достигли члены группы в ходе выполне­ния проектной работы).

Схемы, диаграммы, рисунки и другие наглядные материалы могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.

Отчет оформляется на листах формата А4 через полтора ин­тервала, кеглем 12-14. Титульный лист оформляется в соответ­ствии с правилами (см. с. 48-49).

4 этап—заключительно-обобщающий (представление резуль­татов деятельности: подготовка презентации результатов, пуб­личная презентация проектной работы; анализ работы, проде-

ланной в течение проектного периода; оценка работы проект­ной группы в целом и каждого ее участника)32.

Как показывает практика, публичная презентация учащи­мися результатов выполнения проектной работы позволяет им глубже осознать полученный в ходе исследования опыт, по­чувствовать значимость проделанной работы и овладеть на­выками публичного выступления. Для отчетов о работе над проектами целесообразно организовать школьные конферен­ции или семинары с приглашением на них учащихся, учителей, независимых экспертов.

При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

• презентация должна быть заранее четко спланированной и продуманной, так как оценивание работы автора или группы людей во многом зависит от ее качества

• презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основной целью которого является убеждение слушателей в со­стоятельности проекта

• главными элементами презентации являются покадровая развертка (сценарий) устного отчета, определение последо­вательности «кадров» (основных содержательных частей пре­зентации) и переход от одной части к другой

• презентация может быть представлена в виде выставки, аукциона, спектакля, концерта, видеожурнала, рекламной ак­ции демонстрации моделей и т. п.

• при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (кодоскопные пленки, плакаты, об­разцы, слайды, видеофильмы, мультимедиапрезентации и т. д.), организация пространства (размещение визуальных средств, расположение выступающего), планирование динамики и тем­па презентации

• структура сценария презентации (вход и выход из кон­такта, построение кадров, использование опорных сигналов, обратная связь) должна включать средства активизации воспри­ятия слушателей

• непосредственно перед началом презентации учитель дол-

32 См.: Самохина А.К. Проектный метод в правовой подготовке стар­шеклассников. - С.6; Попова Л. В. Алгоритм учебных действий учащихся на уроке истории. - С. 30.

жен провести психологическую подготовку выступающих (как справиться с волнением, как привлечь внимание слушателей и пр.), а также ознакомить каждого члена проектной группы с тех­никой устной презентации, так как большинство школьников ис­пытывают страх перед публичным выступлением (см. с. 56-57).

В отличие от научно-исследовательской работы в ее класси­ческом варианте одной из главных составляющих в проекте яв­ляется оценка работы проектной группы в целом, вклада от­дельных ее участников, а также самооценка каждого члена ав­торского коллектива33.

При оценивании проекта в целом учитываются следующие параметры:

• наличие общего плана работы над проектом

• наличие и качество формулировки положений гипотезы и основных проблем исследования

• отбор методов работы и их соответствие поставленным за­дачам

• наличие и качество отчетных материалов

• наличие анализа источников информации

• результативность проектной деятельности (планируемые и полученные изменения, степень достижения цели, удовлетворен­ность выполненной работой)

• продукт проектной деятельности (соответствие продукта замыслу)

• успехи учащегося (команды) в преодолении трудностей

• уровень сформированное™ основных компетентностей

• качество презентации.

Оценки за проектную работу выставляются группе в целом. На основании общей групповой оценки индивидуально оцени­вается работа каждого члена группы в соответствии со степе­нью его реального участия в общем проекте.

В качестве критериев вклада каждого члена группы в «ко­пилку» общего успеха (индивидуальной оценки) могут быть ис­пользованы:

• уровень знаний по проблеме;

"; См. подробнее: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чурикова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образова­ния. - С. 118-125; Intel. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft).

• степень ответственности за выполнение работы;

• самостоятельность, собранность и способность углубить тему изучения;

• способность выработать новую идею и найти новые ориги­нальные подходы;

• инициативность и заинтересованность;

• способность работать в коллективе, выстраивать отноше­ния с другими членами группы;

• точность, своевременность выполнения работы;

• четкость и аккуратность подготовки отчета.

Важным моментом при подведении итогов создания (реали­зации) проекта является самооценка учащихся, которая может быть проведена в процессе обсуждения результатов проектной работы после презентации. В процессе самооценки каждый член проектной группы может определить:

• собственный уровень знаний по предмету (предметам) и их соответствие требованиям проектной работы;

• соответствие выполняемых работ требованиям общего пла­на и объема проведенных работ;

• достижения и трудности в работе;

• что осталось невыполненным.

Выбор темы и формы проекта

В отличие от научно-исследовательских работ проблемно-теоретического плана тематика проекта более конкретна и на­правлена на конечный результат. В основе идеи проекта могут быть интерес («Я хочу узнать историю моей семьи», «Мне инте­ресно разобраться в причинах детской преступности»), недоволь­ство существующим положением дел («Меня не устраивает пи­тание в школьной столовой»), поиск ответа на вопрос («Почему молодежь предпочитает кока-колу, а не русский квас?», «Где взять деньги на летний отдых?»), стремление разобраться в лич­ных проблемах («Почему у меня не складываются отношения в классе?») и др.

Тема может быть сформулирована в виде:

• вопроса (« Как помочь детям-инвалидам нашего района?», «Как сделать россиян активными избирателями?», «Как нам

обустроить Россию?», «Как помочь школьной библиотеке?»);

• предложений («Мои предложения в программу развития политической и правовой культуры молодежи России», «Пред­ложения Президенту России по молодежной политике»);

• обращений («Обращаюсь ко всем живущим...», «Обраще­ние юных экологов района к населению»)

• конкретного документа («Билль о правах школы № ...», Правила учащихся школы №...);

• программы (программа создания клуба «Юный историк», «Будущий избиратель» и др.);

• разработки внеклассного мероприятия («День прав челове­ка в школе №...»);

• бизнес-плана (развитие малого бизнеса в городе N) и др. Формой проекта могут быть:

• мультимедиа-презентация, веб-сайт, Интернет-проект, элек­тронный каталог, мультимедийный семейный альбом, компью­терная газета, электронная карта (к примеру, «Церкви и мечети Свердловской области», «Памятники культуры федерального значения на территории Свердловской области»)

• передача на радио, телевидении

• газета, журнал, бюллетень, альманах, словарь

• коллекция плакатов, постер, выставка, передвижная выс­тавка, экспозиция музея

• нормативно-правовые и концептуальные документы (устав, программа общественных объединений, клубов, школьный за­кон о выборах в органы ученического самоуправления и т. п.)

• путеводитель по стране, региону, музею, школе

• сценарий учебной игры, сценарий какого-либо мероприятия

• сочинение от лица человека, жившего в определенный ис­торический период

• биографический справочник, альбом

• рекламный ролик, учебный видеофильм, фотолетопись школы

• спектакль, шоу, представление, игра

• школьный кабинет, интерьер школы

• костюм, макет, модель

• письмо Президенту, главе местной администрации

• генеалогическое древо

• учебное или наглядное пособие

• бизнес-план (и многое другое).

Портфолио

В течение всей работы над проектом его разработчики соби­рают проектную папку (портфолио), в состав которой входят:

• паспорт проекта

• планы выполнения проекта (индивидуальные задания для каждого участника проекта на предстоящий промежуток време­ни, задачи группы в целом и др.) и отдельных его этапов

• промежуточные отчеты группы

• вся собранная информация по теме (ксерокопии, распечат­ки из Интернет и др.)

• результаты исследований и анализа проблемы

• записи всех идей, гипотез и решений

• отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.

• краткое описание всех проблем, с которыми пришлось стол­кнуться участникам проекта, и способов их решения

• эскизы, чертежи, наброски продукта

• материалы к презентации

• другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки участвуют все проектанты. В день презентации проекта портфолио сдается в жюри.

Роли руководителя (наставника) в руководстве проектами

Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько сложились взаимоотношения учителя (наставника, научного руководителя) с участниками проекта, насколько учи­тель уважает выбор, сделанный учениками, в определении темы, организации рабочего процесса и выполнении самой работы. Роль учителя заключается в задании областей исследования, формулировании темы, объяснении методов исследования, сти­мулировании исследовательской деятельности.

Учитель, использующий метод проектов в своей деятельнос­ти, выполняет одновременно целый ряд ролей, каждая из кото­рых сложна и ответственна. От того, как удастся педагогу-на­ставнику сыграть эти роли, зависит успех и отдельного учаще­гося, и целой группы в решении поставленных задач.

Специалист по теории управления проектами (Project management):

• объясняет ученикам суть проектной деятельности как фор­мы работы, цели и типологию проектов;

• излагает общую структуру исследования и объясняет мето­дологические моменты и понятия (объект, предмет, гипотеза, положения гипотезы, цель, задачи, вывод) и связи между ними;

• дает представление о существующих количественных и качественных методах исследований (статистические, матема­тические методы, социология, групповая динамика, моделиро­вание и т.п.);

• объясняет суть методов исследования;

• знакомит с методами и технологиями поиска и обработки информации (первичная и вторичная информация, источники информации и т.д.);

• объясняет ученикам, что такое достоверность информации и как ее оценивают.

Куратор проекта (осуществляет властные полномочия):

• распределяет ресурсы (время, внешние ограничения);

• изменяет/утверждает задания, график работы над проек­том;

• ведет переговоры со сторонними организациями, помощь или содействие которых необходимы при выполнении работы. Например, учителю нужно договориться о том, чтобы учеников пустили на заседание избирательной комиссии, органа местного самоуправления и т. д.

Руководитель проекта (осуществляет руководство разработ­кой технического задания и детального плана выполнения про­екта):

• определяет реперные точки (этапы, даты, к которым нужно завершить определенные части проектной работы). Обычно к концу работы назревает ситуация, известная как «аврал», при­чем не во всех случаях можно в таких условиях успешно спра­виться с задачами. Реперные точки позволяют разделить боль­шой итоговый аврал на несколько «этапных», которые сделают окончание работ менее «болезненным»;

• осуществляет трекинг (отслеживание процесса) и оценку проекта;

• распределяет ресурсы внутри группы;

• решает оперативные вопросы;

• оценивает работу членов группы.

Координатор (тайм-кипер) (следит за соблюдением графи­ка выполнения работ):

• принуждает к выполнению формальных процедур, опреде­ленных в техническом задании;

• организует совещания рабочей группы;

• контролирует заполнение документов (протоколов, ведо­мостей и др.).

Роль и функции тайм-кипера целесообразно поручить кому-либо из наиболее ответственных учащихся, - в этом случае учителю придется контролировать только его работу.

Консультант (консультирует в предметной области):

• помогает составить перечень проблем, сформулировать и/ или уточнить тему;

• помогает определить метод исследования, соответству­ющий конкретной задаче;

• провоцирует творчество, получение учащимися неочевид­ных выводов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад «научно – исследовательская деятельность учащихся»

    Доклад
    ... школа №2» Доклад: «Научноисследовательскаядеятельностьучащихся» Разработала: Соколовская Надежда ... определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко ... к содержаниюнаучной работы. Структура Требования к содержанию Титульный ...
  2. Секция № 1 «управленческие основы реализации компетентностного подхода в образовательной практике» 13 организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении 13 представление компетентностной модели

    Урок
    ... том числе в области техносферы; организация научноисследовательскойдеятельностиучащихся. Задачи, которые при заданных условиях должны ... связи определяются содержаниемцелей общего образования, соотношением общих целей образования с целями изучения ...
  3. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    ... из вышеперечисленных направлений содержание образования XXI века целью экологического образования ... позволяющие объединить задачи по оздоровлению и экологическому воспитанию, организации научно-исследовательскойдеятельностиучащихся. Для территории ...
  4. Сборник методических материалов сопровождения педагогов при оргранизации научно – исследовательской деятельности учащихся

    Методические рекомендации
    ... ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГРАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯ г.Заречный, 2010 Содержание Методические рекомендации «Правила ... . компетентности цели и задачи ИП достигнуты, адекватно представлены в выводах 6 цели и задачи ИП достигнуты ...
  5. Разработка механизма управления изменениями в вузе научно-исследовательская деятельность кафедры выпускная аттестационная работа

    Документ
    ... НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 14 3.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... Для учащегося – это ... научно-технической политики. Содержаниедеятельности по организации научно-технической деятельности ...

Другие похожие документы..