Главная > Документ


Постановка целей и задач исследования

От правильно поставленных целей и задач во многом зави­сит успех научно-исследовательской работы.

Цель (предмет стремления, то, что надо, желательно осуще­ствить) - стратегия исследования, желаемый конечный резуль­тат исследования.

К примеру, формулировки цели могут звучать так:

• определить пути развития правовой компетентности уча­щихся в области избирательного права;

• выявить роль СМИ в формировании общественного мнения по проблеме...;

• обобщить ощлт деятельности органов школьного самоуп­равления;

• выяснить основные линии спора западников и славянофи­лов; и др.

Задачи (сложный вопрос, проблема, требующие исследова­ния и разрешения) - тактика исследования, выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроб­лении цели исследования на подцели. В работе может быть по­ставлено несколько задач.

К примеру, перечень задач, поставленных при разработке темы «Развитие правовой компетентности учащихся в области избирательного права», выглядит так:

• определить понятие «правовая компетентность» и место в нем понятий «избиратель», «избирательное право» и др.;

• обозначить актуальность проблемы социальной пассивнос­ти молодежи;

• провести социологический опрос учащихся школы по про­блемам избирательного права;

• разработать программу для учащихся школы «Развитие правовой культуры избирателя»; и др.

Задачи можно подразделить на:

• познавательные и учебные (изучение теории и практическо­го опыта);

• исследовательские и диагностические (поиск и создание методик и технологий исследования);

• практические (использование выводов и применение резуль­татов в практике).

При формулировании целей и задач необходимо помнить три основных правила:

1. Цель работы должна быть более крупным структурным элементом, чем задачи.

2. Поставленные задачи должны помочь в достижении цели.

3. При определении целей и задач желательно указание спо­собов деятельности:

- изучить нормативно-правовые акты, связанные с избира­тельными правами граждан России;

- обобщить литературу по проблеме...;

- проанализировать конкретную ситуацию...;

- выявить основные тенденции...;

- определить основные направления...; и др.

Представленные в конце работы выводы должны соответ­ствовать поставленным целям и задачам. Это может выглядеть следующим образом:

изучив нормативно-правовые акты..., мы пришли к выво­ду, что...;

обобщив литературу по изучаемой нами проблеме, мы вы­яснили, что...

проанализировав отношение молодежи к избирательному праву.., мы выявили основные тенденции...;

изучив проблему..., мы предлагаем следующие направле­ния развития правовой культуры молодежи...

Методы исследования

В широком смысле слова метод—это способ познания явле­ний природы и общественной жизни с целью построения и обо­снования системы знаний. Методы научного познания разделя­ют на эмпирические и теоретические8.

Эмпирические методы (греч. empeirikos — полученный из опыта) — методы науки, использующие ссылку на реальное по­ложение вещей для обоснования научных утверждений. В числе этих методов—наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

К теоретическим методам познания относятся абстрагирова­ние, анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, анало­гия, гипотеза, моделирование, метод восхождения от абстракт­ного к конкретному, исторический метод, логический метод и др.

Из всего многообразия методов научного познания выделим наиболее часто применяемые учащимися при выполнении науч­но-исследовательских работ социально-гуманитарной направ­ленности.

Абстрагирование (лат. abstragere — отвлекать) — мыслен­ное отвлечение от частных свойств, связей, отношений, предме­тов и одновременное выделение, фиксирование одной или не­скольких интересующих исследователя сторон или предметов с целью выявления их существенных признаков.

Анализ (гр. analisis — разложение, расчленение) — мыслен­ное или фактическое разложение целого на составные части. Для исследовательских работ социально-гуманитарной направлен­ности это может быть анализ причин, черт, тенденций развития, последствий каких-то явлений, событий, процессов.

8 Все указанные ниже определения даны на основании: Большой эн­циклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.; СПб, 2001; Пе­дагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002; Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. -М., 2004; Современный словарь иностранных слов. - М., 1992.

Аналогия (гр. analogia — сходство) — форма умозаключе­ния, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. К примеру, не располагая достаточным фактичес­ким материалом, историк может объяснить малоизвестные фак­ты, события и обстановку путем их уподобления ранее исследо­ванным событиям и фактам из жизни других народов при нали­чии сходства в уровне развития экономики, культуры и политической организации общества.

Гипотеза (гр. hipothesis — основание, предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теори­ей; вообще—предположение, требующее подтверждения.

Варианты гипотез для ученических проектов:

• создание органов ученического самоуправления повысит ответственность учащихся за все, что происходит в образова­тельном учреждении;

• изучив потребности учащихся в питании, можно внести из­менения в меню школьной столовой;

• просветив родителей в вопросе о молодежных субкульту­рах, можно снять ряд конфликтов в отношениях взрослых и де­тей;

• проанализировав данные социологического опроса среди старшеклассников, можно разработать программу деятельнос­ти клуба «Я — будущий семьянин».

Дедукция (лат. deductio — выведение)—логическое умозак­лючение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

К примеру, изучая вопрос о влиянии телевидения на созна­ние населения в целом, учащиеся могут прийти к выводу, что телевидение оказывает более серьезное влияние на ценностные ориентиры молодежи, нежели взрослых.

Индукция (лат. inductio — возбуждение, наведение, выве­дение) — логическое умозаключение от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщени­ям. К примеру, предметом исследования может быть поведение конкретных людей, представителей различных социальных групп в определенных условиях. Из отдельных элементов их поведения может сложиться цельная картина, характеризующая тот или иной процесс, различные исторические периоды (к примеру, поведение маргинальных групп в условиях тоталитарного и де­мократического обществ).

Наблюдение — активный познавательный процесс, опираю­щийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. В педагогике и психо­логии метод наблюдения подразумевает целенаправленное вос­приятие поведения с целью выявления его смысла и содержания. Используя указанный метод, можно провести наблюдение за поведением избирателей, посетителей театра, музея, за действи­ями органов охраны правопорядка и др. В результате наблюде­ния, например, не трудно установить, что значительная часть россиян выражает поддержку смертной казни, причем в боль­шей степени применение смертной казни поддерживают люди, имеющие «опыт жертвы». Наблюдение нередко предполагает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные опера­ции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Моделирование (лат. modulus — мера, образец) — изучение явлений с помощью моделей; схематизация, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в приро­де и обществе в виде модели и изучение ее, как их аналога. Ис­пользуя метод моделирования, юные исследователи могут, на­пример, представить события февраля - октября 1917 г. в Рос­сии в виде графических изображений и на основе использования математических методов доказать, что у партии большевиков были все шансы оказаться победителями в октябре 1917 г.

Синтез (гр. synthesis—соединение, сочетание, составление)— соединение полученных при анализе частей в целое. К примеру, в ходе изучения отдельных событий Великой Отечественной войны можно представить общую картину развития событий, показать их взаимосвязь, выявить основные черты, общие ха­рактеристики и т. д.

Системно-структурный метод — метод познания сложно организованных систем, например, общества. При помощи это­го метода анализируются структуры общественной системы, вза­имосвязи и взаимозависимости ее элементов, в том числе соци­альных групп и человека как члена общества.

Сравнение — установление сходства и различий между пред­метами и явлениями. В качестве примера можно предложить исследование одного или нескольких институтов права, имею­щих сходные или различные признаки на уровне муниципаль­ных образований, субъектов Федерации, различных стран.

Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) — 1) науч­но поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точ­но учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явле­ния и многократно воспроизводить его при повторении особых условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо. Экс­перименты разделяются на искусственные и естественные. Ис­кусственный эксперимент широко применяется во многих есте­ственнонаучных исследованиях, естественный — при изучении социальных явлений (к примеру, может проводиться в обста­новке производства, быта и др.).

При проведении конкретно-исторических исследований уча­щиеся могут обратиться к следующим методам9:

синхронный (гр. sinchronismos — совпадение по времени) — изучение процессов, явлений, событий, происходивших в одно и то же время, к примеру, процессы централизации в Европе и на Руси;

хронологический (гр. chronos — время, logos — понятие, мысль, разум) — рассмотрение исторических событий, процес­сов, явлений во времени; к примеру, при изучении процесса фор­мирования и развития тех или иных отраслей науки и техники;

диахронный — анализ изменений структуры объекта во времени (к примеру, учащиеся могут исследовать изменения со­знания россиян в дореволюционной и постреволюционной Рос­сии);

метод исторических параллелей - рассмотрение схожих процессов, тенденций в различные времена, в различных стра­нах и др. (в качестве примера можно предложить такие темы, как «Налоговая реформа княгини Ольги и преобразования пе­риода НЭПа: связь времен», «Великая французская революция и Октябрь 1917 г. в России: общее и различное»);

метод исторического моделирования (см.: Моделирование);

'См. подробнее: Лернер Я.И. Развитие мышления учащихся в процес­се обучения истории. - М., 1982; Петров А.В. Особенности учебного

ГПК 1ППС

метод актуализации - вычленение сущностных сторон явлений, процессов, событий, имеющих актуальность в различ­ных средах и обстоятельствах (к примеру, роль вождя в перво­бытном обществе и в условиях тоталитарного режима);

ретроспективный метод — изучение тенденций, сложив­шихся за определенный период в прошлом (например, как рост дворянских привилегий в XVIII в. повлиял на социально-эконо­мическое развитие России в XIX в.);

сравнительно-исторический метод (исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий, сравнение различных исторических периодов, рассмотрение проблемы в динамике, выявление изменений, происходящих на протяжении определен­ных исторических периодов и др.).

При проведении исследования по общественно-политической проблеме можно обратиться к методам конкретно-социологиче­ского исследования и сравнительно-правового исследования, методу экстраполяции, статистическому методу и др.

Методы конкретно-социологического исследования — лич­ное наблюдение, устные опросы, беседа, изучение деятельнос­ти, анкетирование, статистическая обработка фактического

материала.

Метод сравнительно-правового исследования — способ ис­следования одного или нескольких институтов права, имеющих сходные или различные признаки на уровне муниципальных об­разований, субъектов Федерации, различных стран.

К примеру, крайне любопытно сравнить социальный состав Государственных Дум России в начале и в конце XX в. Среди депутатов 1-й Государственной Думы на 1 июня 1906 г. было 25 рабочих (5,6 %), 23 народных учителя (5,1 %), 19 врачей (4,1 %), 5 инженеров (1,1 %), 1 студент (0,2 %). В Государственной Думе третьего созыва (1999) - 2 рабочих, 4 фермера, 1 учитель, 2 вра­ча10. Основную массу депутатов современной Государственной Думы составляют руководители различного ранга, представи­тели олигархического капитала и др. Школьники могут провес­ти исследования и сделать самостоятельные выводы по данной проблеме.

10Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. - СПб., 2003. - С. 71.

Метод экстраполяции — распространение знаний о какой-то части объектов, явлений на другие их части или на совокуп­ность объектов в целом, перенос знаний о прошлых событиях на события будущего. Экстраполяция представляет собой разно­видность индукции. К примеру, исследуя цены на товары пер­вой необходимости в определенный период, можно спрогнози­ровать их процентный рост в будущем. Метод экстраполяции широко применяется в социологии, когда данные, полученные в результате исследования некоторой выборки, распространяют­ся на всю генеральную совокупность.

Статистический метод — изучение массовых явлений на ос­нове количественной информации, анализируемой в неразрывной связи с их качественным содержанием. Применяя этот метод, уча­щиеся могут обратиться к основным статистическим приемам: таб­личному, выборочному, группировке, методу средних величин.

Все указанные выше методы тесно связаны друг с другом, и каждый из них может применяться в сочетании с другими.

Источники исследования

Научно-исследовательская работа социально-гуманитарной направленности имеет ценность прежде всего потому, что в ходе изучения проблемы учащиеся обращаются к источникам, изуче­ние которых помогает глубже понять проблему, оценить состоя­ние исследованности вопроса, сделать обоснованные выводы.

Исторические источники—письменные, вещественные или устные свидетельства, характеризующие ту или иную истори­ческую эпоху. В настоящее время общепринято делить источни­ки на письменные, вещественные, этнографические, устные, или фольклорные, лингвистические, фото- и кинодокументы.

Вещественные (материальные) исторические источники -это орудия труда, архитектурные и технические сооружения, предметы быта, произведения искусства и др.

Письменные исторические источники - это официальные ма­териалы (документы государственных учреждений, обществен­ных организаций, международные договоры и др.), документы исторического характера (хроники, анналы, летописи, историче­ские сочинения), публицистика, материалы периодической пе-

чати, личные материалы (переписка, записки, воспоминания), документы литературного жанра как исторические памятники эпохи (проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крыла­тые выражения и другие произведения художественной литера­туры и др.).

Устные (фольклорные) источники - сказания, песни, леген­ды, а также материалы так называемой «устной истории» - за­фиксированные на бумаге или в магнитофонной записи расска­зы участников или очевидцев исторических событий.

Исторические источники могут быть первичными и вторич­ными. К первичным историческим источникам причисляют до­кументы, материалы, относящиеся к конкретной исторической эпохе и имеющие оригинальный характер. Ко вторичным ис­торическим источникам относятся источники, в которых опи­сываются материалы и документы, носящие оригинальный ха­рактер.

На основании указанных источников учащиеся могут выпол­нить научно-исследовательские работы (проекты), связанные с анализом программ политических партий России в прошлом и настоящем, созданием описей предметов быта в местном музее, составлением путеводителя с описанием православных храмов в местности проживания, отслеживанием какой-либо тематики на страницах периодической печати, записями воспоминаний земляков — очевидцев конкретных событий (Великая Отече­ственная война, освоение целины, строительство города, война в Афганистане и др.) и т. д.

Фотодокументы, кинодокументы—документальные источ­ники, на основании которых создается образ той или иной эпо­хи. Используя данный вид источников, учащиеся могут выпол­нить исследовательские работы типа «Образ дореволюционной России в фотографиях начала XX века», «Образ врага в совет­ском кинематографе 1930-х - 1950-х гг.», «Мода 1960-х гг. и начала XXI в. как отражение эпохи», «Фотографии как источ­ник по истории моей семьи» и др.

Источники права, нормативно-правовые акты — официаль­ные письменные документы (властные предписания), принятые уполномоченным органом государства, который устанавлива­ет, изменяет или отменяет нормы права. Они классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в общей системе правотворческих органов государства, а также характером самих актов. Основ­ная задача нормативно-правового акта - хранить правовую информацию и доводить ее до сведения адресатов. Значение нор­мативно-правовых актов состоит в том, что посредством их го­сударство может оперативно осуществлять правовое регулиро­вание, реагировать на правовые потребности общества.

Различают Конституции (Основной закон) и иные законы, принимаемые высшим органом власти государства, а также под­законные акты.

Источники социальной информации — различные докумен­ты, выступающие источником знаний при изучении социальных проблем, а также Интернет, радио, TV.

Чаще всего при написании научно-исследовательской рабо­ты учащиеся обращаются к документам. Документ—информа­ция, материально зафиксированная на бумаге, пленке и др.

Дискуссионные материалы—документы, отражающие стол­кновение различных взглядов, представленных во время конфе­ренций, дискуссий, «круглых столов», дебатов и др.

Информационные материалы — краткие материалы из газет об явлениях политической, социально-экономической, культур­ной жизни страны.

Научные и научно-популярные тексты — научные статьи, монографии, содержащие научные знания, представляющие ги­потезы и теории науки. Для использования данных документов исследователю необходимо обратиться к научным и научно-по­пулярным журналам («Вопросы философии», «Наука и жизнь», «Экономические науки», «Философия», «Государство и право», «Юридический мир»), сборникам научных работ, монографиям. Политические документы — программы партий, выступле­ния политических лидеров, документы общественно-политиче­ских организаций, государственные социально-экономические программы и др.

Публицистические материалы — публикации литераторов и журналистов, в которых рассматриваются актуальные соци­альные, политические, экономические и другие проблемы.

Статистические материалы — источники социальной ин­формации, содержащие данные статистики, чаще всего представ­ленные в виде описей, таблиц, графиков и т. п.

философские тексты — статьи, труды философов, отражаю­щие направления философской мысли в прошлом и настоящем. Частные (личные) документы — письма, дневники, личные

записи.

Радио и TVвыступают в роли источников социальной ин­формации, расширяют представления учащихся о различных процессах, происходящих или происходивших в обществе, од­нако ссылки на эти источники в научно-исследовательских ра­ботах делать не принято.

Интернет-ресурсы — электронные средства информации. Начиная с конца XVIII в., значительно увеличилось количество социально значимой информации (научной, технологической, культурной и др.). В течение XX в. этот процесс принял наибо­лее широкий размах, поэтому переработка получаемой инфор­мации стала практически непосильной для одного человека. По­требность в развитии производства информационных средств для создания, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов обусловила возник­новение наряду с традиционными информационными техноло­гиями, базирующимися в основном на бумажных (книги, газеты, журналы и т. п.) и «пленочных» (фото, кино и др.) носителях, новых информационных технологий, в основе которых лежат электронные средства информации.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), по­лучившие широкое развитие во всем мире, нашли свое место и в

области образования.

Использование ИКТ значительно расширяет возможности развития общеучебных умений и навыков обучающихся, в том числе в рамках исследовательской деятельности (работа с тек­стом, создание графических объектов, электронных таблиц, мультимедийных презентаций и др.). «Всемирная паутина» по­зволяет всем желающим изучать труды классиков (историков и философов), заходить на сайты библиотек России и других стран, совершать виртуальные экскурсии в музеи, пользоваться сай­тами по различным общественно-политическим, социально-эко­номическим, историческим и другим темам. В сети Интернет находятся около 6 млрд документов, которые отражают практи­чески все темы, связанные с историей, обществознанием, правом, экономикой и другими социально-гуманитарными науками.

Практика последних лет показала, что учащиеся все чаще обращаются к данным Интернета. Вместе с тем, руководители научно-исследовательских работ (проектов) должны акценти­ровать внимание юных исследователей на следующих момен­тах:

• скачивание полностью готовых тематических разработок и представление их в качестве собственных достижений — это «медвежья услуга» учащихся самим себе, так как в результате этого они не приобретают необходимых умений и навыков рабо­ты с информацией, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни;

• очень часто материалы Интернета содержат искаженную информацию о проблеме, поэтому для объективности необходи­мо соотносить сведения, полученные из «всемирной паутины», с данными других источников;

• информационные ресурсы, как и любые другие, защищены авторским правом. В сети Интернет хранится огромное количе­ство электронных публикаций, которые были кем-то созданы изначально или переведены с бумажного носителя в цифровую форму (мультимедийное издание, база данных, электронный текст, видео- или звуковой файл, электронное изображение и т.п.). При цитировании, использовании фрагментов текстов, копировании необходимы ссылки на веб-сайты с указанием точ­ной даты копирования материала. К примеру: Смольникова И. А. Рабочий конспект для внедряющих информационные техноло­гии в школе. - Центр «Информика». http:rmika. ru/ text/school/its.html (20 октября 2008 г.).

В Приложении 2 приведены некоторые тематические ката­логи, использование которых поможет учащимся в процессе ра­боты над научно-исследовательской работой, проектом.

Социальный опыт учащихся — жизненный (житейский) опыт учащихся, позволяющий им осмысливать процессы, происходя­щие в обществе, и приобретать новые знания о жизни. К приме­ру, изучая проблему молодежных субкультур, исследователь может опираться на примеры поведения, взгляды части своих одноклассников, принадлежащих к таким субкультурам (тол-киенисты, байкеры, репперы и др.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад «научно – исследовательская деятельность учащихся»

    Доклад
    ... школа №2» Доклад: «Научноисследовательскаядеятельностьучащихся» Разработала: Соколовская Надежда ... определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ формулируется кратко ... к содержаниюнаучной работы. Структура Требования к содержанию Титульный ...
  2. Секция № 1 «управленческие основы реализации компетентностного подхода в образовательной практике» 13 организация научно-исследовательской деятельности учащихся в современном инновационном учреждении 13 представление компетентностной модели

    Урок
    ... том числе в области техносферы; организация научноисследовательскойдеятельностиучащихся. Задачи, которые при заданных условиях должны ... связи определяются содержаниемцелей общего образования, соотношением общих целей образования с целями изучения ...
  3. Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся

    Документ
    ... из вышеперечисленных направлений содержание образования XXI века целью экологического образования ... позволяющие объединить задачи по оздоровлению и экологическому воспитанию, организации научно-исследовательскойдеятельностиучащихся. Для территории ...
  4. Сборник методических материалов сопровождения педагогов при оргранизации научно – исследовательской деятельности учащихся

    Методические рекомендации
    ... ПЕДАГОГОВ ПРИ ОРГРАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИУЧАЩИХСЯ г.Заречный, 2010 Содержание Методические рекомендации «Правила ... . компетентности цели и задачи ИП достигнуты, адекватно представлены в выводах 6 цели и задачи ИП достигнуты ...
  5. Разработка механизма управления изменениями в вузе научно-исследовательская деятельность кафедры выпускная аттестационная работа

    Документ
    ... НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 14 3.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... Для учащегося – это ... научно-технической политики. Содержаниедеятельности по организации научно-технической деятельности ...

Другие похожие документы..