Главная > Основная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю:

Ректор Чеченского государственного университета

_________________Саидов З.А.

«____»__________2011г.

Номер внутривузовской регистрации __________________

Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки

011800 Радиофизика

Профиль Электроника, микро – и наноэлектроника

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

очная

ГРОЗНЫЙ 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Чеченским государственным университетом по направлению подготовки 011800 Радиофизика.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика.

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат).

1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика.

4.1. Годовой календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки бакалавра.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.4. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизикав Чеченском государственном университете.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки011800 Радиофизика.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Приложения

1. Общие положения

1.1.Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемаяЧеченским государственным университетом по направлению подготовки 011800 Радиофизика представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика реализуется на факультете физики и информационно-компьютерных технологий Чеченского государственного университета.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 011800 Радиофизика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 51;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная 17 сентября 2009 г. №337 (носит рекомендательный характер);

  • Устав ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет».

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика

ООП бакалавриата по направлению 011800 Радиофизика имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Подготовка по этой программе предполагает выпуск бакалавров, способных заниматься научно-исследовательской, научно-инновационной, педагогической и организационно-управленческой деятельностью в области радиофизики, электроники, оптики, информационных технологий, вычислительной техники, а также других областях науки и техники, использующих радиофизические методы.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата

Срок освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 011800 Радиофизика (квалификация (степень) «бакалавр») составляет 4 года для очной формы обучения.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата

Трудоемкость освоения студентом ООП в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения (включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП).

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, а также пройти вступительные испытания в форме, определяемой Правилами приема в Чеченский государственный университет.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

решение проблем, требующих применения фундаментальных знаний в области радиофизики – самостоятельной области знаний, охватывающей изучение и применение электромагнитных колебаний и волн, а также распространение развитых при этом методов в других науках (электроника, оптика, акустика, информационные технологии и вычислительная техника);

специализацию на телекоммуникациях, связи, передаче, приеме и обработке информации;

работу в учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются все виды наблюдающихся в природе физических явлений и объектов, обладающих волновой или колебательной природой, а также методы, алгоритмы, приборы и устройства, относящиеся к перечисленным в разделе 2.1 областям профессиональной деятельности.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 011800 Радиофизика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

научно-инновационная;

педагогическая;

организационно-управленческая.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 011800 Радиофизика науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

освоение новых методов научных исследований;

освоение новых теорий и моделей;

математическое моделирование процессов и объектов;

проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований;

обработка полученных результатов на современном уровне и их анализ;

работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий, слежение за научной периодикой;

подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

участие в подготовке и оформлении научных статей;

участие в составлении отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научных конференциях и семинарах;

научно-инновационная деятельность:

освоение методов применения результатов научных исследований;

освоение методов инженерно-технологической деятельности;

обработка полученных результатов научно-инновационных исследований на современном уровне и их анализ;

педагогическая деятельность (при условии освоения дополнительной программы педагогической подготовки):

проведение занятий в учебных лабораториях вузов;

проведение занятий в заведениях среднего общего и среднего профессионального образования;

организационно-управленческая деятельность:

участие в организации работы молодежных коллективов исполнителей;

заполнение документации по готовым формам на проведение научно-исследовательской работы (смет, заявок на материалы, оборудование, трудовых договоров), а также поиск в сети Интернет материально-технических ресурсов для обеспечения научно-исследовательской работы.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностями применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке (ОК-1);

способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-2);

способностью к постановке цели и выбору путей ее достижения, настойчивость в достижении цели (ОК-3);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-4);

способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способность к социальной адаптации (ОК-5);

способностью работать самостоятельно и в коллективе, способность к культуре социальных отношений (ОК-6);

способностью следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни (ОК-7);

способностью к овладению базовыми знаниями в области математики и естественных наук, их использованию в профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью к овладению базовыми знаниями в области гуманитарных и экономических наук, их использованию при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

способностью самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-10);

способностью собирать, обобщать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий информацию, необходимую для формирования суждений по соответствующим специальным, научным, социальным и этическим проблемам (ОК-11);

способностью к правильному использованию общенаучной и специальной терминологии (ОК-12);

способностью к овладению иностранным языком в объеме, достаточном для чтения и понимания оригинальной литературы по специальности (ОК-13);

способностью к овладению базовыми знаниями в области информатики и современных информационных технологий, программными средствами и навыками работы в компьютерных сетях, использованию баз данных и ресурсов Интернет (ОК-14);

способностью получить организационно-управленческие навыки (ОК-15);

способностью овладения основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);

способностью применить средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-18);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-19).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

способностью использовать базовые теоретические знания (в том числе по дисциплинам профилизации) для решения профессиональных задач (ПК-1);

способностью применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2);

способностью понимать принципы работы и методы эксплуатации современной радиоэлектронной и оптической аппаратуры и оборудования (ПК-3);

способностью использовать основные методы радиофизических измерений (ПК-4);

способностью к владению компьютером на уровне опытного пользователя, применению информационных технологий для решения задач в области радиотехники, радиоэлектроники и радиофизики (в соответствии с профилизацией) (ПК-5);

способностью к профессиональному развитию и саморазвитию в области радиофизики и электроники (ПК-6);

научно-инновационная деятельность:

способностью к овладению методами защиты интеллектуальной собственности (ПК-7);

способностью внедрять готовые научные разработки (ПК-8);

педагогическая деятельность:

способностью к проведению занятий в учебных лабораториях вузов (ПК-9);

способностью к овладению методикой проведения учебных занятий в учреждениях системы среднего общего и среднего профессионального образования (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

способностью к организации работы молодежных коллективов исполнителей (ПК-11);

способностью к подготовке документации на проведение научно-исследовательской работы (смет, заявок на материалы, оборудование, трудовых договоров), а также поиску в сети Интернет материально-технических и информационных ресурсов для обеспечения научно-исследовательской работы (ПК-12).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируются учебным планом бакалавра; рабочими программами учебных дисциплин; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программой учебно-производственной практики; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график дан в Приложении 1. В нем указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практику, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

4.2. Учебный план подготовки бакалавра

Учебный план подготовки бакалавра дан в Приложении 2. В нем отображена последовательность освоения дисциплин и практики ООП, обеспечивающая формирование необходимых компетенций. Указывается общая трудоемкость циклов, дисциплин, практики в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкости в часах.

В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 011800 Радиофизика. В вариативных частях учебных циклов приведены перечень и последовательность дисциплин, утвержденных Чеченским госуниверситетом с учетом рекомендаций соответствующей Примерной ООП ВПО.

Учебный план содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП.

Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении Основной образовательной программы не превышает 32 академических часа. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся – не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Занятия лекционного типа составляют не более 50 процентов аудиторных занятий.

4.3. Рабочие программы учебных дисциплин

ООП бакалавриата содержит рабочие программы всех учебных дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента.

    4.4. Программы учебной и производственной практик.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 011800 Радиофизика раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающихся.

4.4.1. Программа учебно-производственной практики

При реализации данной ООП вузом предусмотрена учебно-производственная практика, включающая научно-исследовательскую работу обучающихся.

Учебно-производственная практика проводится на кафедрах и в лабораториях факультета физики и информационно-компьютерных технологий ЧГУ, а также в подразделениях базовых научных и научно-производственных организаций: «Комплексный научно-исследовательский институт», НПО «Промавтоматика», ОАО «Электропульт-Грозный» (г. Грозный), НИИ физики Южного федерального университета (г.Ростов-на-Дону).

Практика может проводиться также на договорных началах в других государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, осуществляющих научно-исследовательскую и/или научно-производственную деятельность в области радиофизики.

Все подразделения, где обучающиеся проходят учебно-производственную практику, обладают необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Программа учебно-производственной практики прилагается.

4.4.2. Организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с решением Ученого совета факультета научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом данной Основной образовательной программы и направлена на формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 011800 Радиофизика и целями ООП.

В данной Основной образовательной программе научно-исследовательская работа выполняется обучающимися в 4-м и 6-м семестрах – при прохождении учебно-производственной практики (включена в программу практики как отдельный этап) и в 8-м семестре – при подготовке выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

При выполнении НИР для каждого обучающегося утверждается научный руководитель. Составляется индивидуальная программа, в которой формулируется цель исследований, указываются виды и этапы научно-исследовательской работы, например:

изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования;

участие в проведении научного исследования или выполнении технической разработки;

составление отчета по теме;

выступление с докладами на учебно-научном семинаре, конференции, при публичной защите отчета.

Основными формами планирования и промежуточного контроля выполнения научно-исследовательской работы обучающихся являются обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках учебно-научного семинара, работающего на протяжении 5–8 семестров обучения.

В конце 6-го семестра проводятся обсуждение и защита результатов учебно-производственной практики и научно-исследовательской работы на заседании кафедры, что позволяет оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. В конце 8-го семестра – накануне итоговой государственной аттестации – на заседании кафедры проводится предварительная защита бакалаврской работы.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика в Чеченском госуниверситете

Ресурсное обеспечение данной ООП формируется на основе требований к условиям реализации Основной образовательной программы бакалавриата, определенных ФГОС ВПО по направлению подготовки 011800 Радиофизика.

Реализация Основной образовательной программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной Основной образовательной программе, составляет не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук – не менее 8 процентов.

Преподаватели профессионального цикла дисциплин имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания.

Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Содержание каждой из учебных дисциплин представлено в локальной сети вуза.

Обучающиеся имеют возможность пользоваться услугами Научной библиотеки Чеченского госуниверситета, электронной библиотеки ЧГУ, библиотек кафедр.

Каждый обучающийся также обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе сети Интернет. Имеется доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Факультет физики и информационно-компьютерных технологий Чеченского государственного университета располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторных, практических и научно-исследовательских работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Для освоения и использования обучающимися современных компьютерных технологий на факультете физики и информационно-компьютерных технологий Чеченского госуниверситета имеются компьютерные классы, оборудованные современной вычислительной техникой и имеющие необходимое программное обеспечение.

Компьютерные рабочие места в компьютерных классах и научных лабораториях объединены в локальную сеть факультета и имеют выход в Интернет.

Для выполнения лабораторных работ по учебным дисциплинам в Чеченском госуниверситете и на факультете физики и информационно-компьютерных технологий имеются учебные лаборатории: общей физики, молекулярной физики, полупроводниковой электроники, физической электроники, радиоэлектроники и другие).

При прохождении обучающимися учебно-производственной практики, проведении научно-исследовательской работы и выполнении выпускной квалификационной работы используется исследовательское, аналитическое и технологическое оборудование научных лабораторий кафедр факультета физики и информационно-компьютерных технологий, , а также оборудование НИИ физики Южного федерального университета, научных и научно-производственных организаций: Комплексный научно-исследовательский институт АН Чеченской Республики, НПО «Промавтоматика».

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

В Чеченском государственном университете созданы все возможности для формирования общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.

Разработаны и утверждены стратегические документы вуза, определяющие концепцию формирования среды, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций обучающихся («Устав ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет»», «Программа развития ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» и др.)

В этих документах дается характеристика условий, созданных для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

В состав ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» входят Научная библиотека, ботанический сад, спорткомплекс, стадион, спортивно-оздоровительный лагерь, комбинат питания и другие структурные подразделения, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Студенты имеют возможность принимать участие в работе различных имеющихся на факультете и в вузе творческих (танцевальных, вокальных, театральных) и спортивных коллективов. Кроме того, в университете функционируют Центр культуры, Отдел содействия трудоустройству выпускников, а также множество различных спортивных секций. Все это способствует развитию личности и регулированию социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Непосредственно на факультете физики и информационно-компьютерных технологий действует система студенческого самоуправления, институт студенческого кураторства, творческие коллективы, спортивные команды.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися Основной образовательной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестации обучающихся.

7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в ходе собеседований, коллоквиумов, выступлений с докладами и защиты рефератов на семинарских занятиях по дисциплинам, в процессе проверки контрольных работ, при выполнении студентами лабораторных и практических работ.

При промежуточной аттестации студенты, обучающиеся по Образовательной программе высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

В соответствии с Уставом ЧГУ успеваемость обучающихся (знания, умения и навыки) определяются на экзаменах оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Для дисциплин и видов работы, по которым формой промежуточного контроля является зачет, устанавливаются оценки «зачтено» и «не зачтено».

Форма проведения зачёта и экзамена: устная, письменная форма, тестирование, защита работы и др. − устанавливается кафедрой.

Зачёты проводятся по графику, утвержденному деканом факультета. Время, отводимое на проведение экзаменационной сессии, включается в рабочий учебный план. Экзамены проводятся по расписанию, утвержденному ректором или проректором по учебной работе. На подготовку к экзамену обучающимся предоставляется не менее 2 дней (18 часов).

Оценка или зачёт могут быть выставлены без опроса − по результатам работы студента в течение семестра. При несогласии студента с оценкой последний вправе сдавать зачёт или экзамен на общих основаниях.

Студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обменов, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом Ученым советом Чеченского госуниверситета.

Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации включают контрольные вопросы и типовые задания для самостоятельной работы, практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; примерную тематику докладов и рефератов.

Эти фонды включены в рабочие программы по дисциплинам.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения Основной образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Темы выпускных квалификационных работ предлагаются научными руководителями обучающихся и утверждаются на заседании кафедры. Предлагаемые темы выпускных квалификационных работ направлены на решение профессиональных задач и позволяют обучающемуся максимально проявить свои творческие способности.

    При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свои способности, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Для повышения качества образования и обеспечения компетентности преподавательского состава ГОУ ВПО «Чеченский государственный университет» ведет экспертно-аналитическую деятельность в области науки, образования, трудоустройства выпускников, осуществляет мониторинг качества образования, систематически вовлекает обучающихся в научную и практическую деятельность, развивает формы практической подготовки студентов к роли организаторов, формирует систему воспитания молодых лидеров.

Кроме того, в ЧГУ функционируют организационные структуры, обеспечивающие экспертную оценку и мониторинг качества образования, в том числе, центр менеджмента качества образования, методические комиссии факультетов и другие. Также организована учеба по вопросам качества образования и система повышения научной и педагогической квалификации сотрудников.

Название дисциплины

По семестрам

Часов

В том числе

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Экзамены

Зачеты

Курсовые проекты, контрольные (к), рефераты (р), эссе (э), РГР (г)

Курсовые работы

Всего с Эк

Всего из ГОС или по ЗЕТ с Эк

Аудиторные

КСР

Сам.работа

1

сем

18

нед

2

сем

18

нед

3

сем

18

нед

4

сем

17

нед

5

сем

18

нед

6

сем

17

нед

7

сем

15

нед

8

сем

12

нед

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Лекций

Лабораторных

Практических

КСР

Б1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Всего ЗЕТ: 28=14+14

Базовая часть

13

1223

 

 

504

504

234

 

198

36

 

54

 

18

 

54

 

18

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иностранный язык

3

12

 

 

252

252

108

 

108

 

 

36

 

 

 

36

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия

 

3

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История

1

 

 

 

108

108

54

 

18

36

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

 

2

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативная часть Б1

 

1112

 

 

288

288

144

 

144

54

 

54

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогика и психология

 

1

 

 

72

72

36

 

36

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык и культура речи

 

1

 

 

72

72

36

 

36

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурология

 

1

 

 

72

72

36

 

36

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История ЧР

 

2

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В: [10;25]

2

8

 

 

792

792

378

 

342

90

 

108

 

36

 

72

 

18

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В=14

 

 

 

 

91%

OK

48%

 

43%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.ДВ1 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социология

 

2

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия Ислама

 

2

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История религий

 

2

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.ДВ2 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вайнахская этика

 

2

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политология

 

2

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б1.ДВ3 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чеченский язык

 

3

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы государства и права

 

3

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего по циклу

2

11

 

 

1008

1008

484

 

452

90

 

108

 

106

 

72

 

54

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2

Математический и естественнонаучный цикл

Всего ЗЕТ: 74=48+26

Общая физика

123456

 

 

 

864

864

390

 

258

54

 

54

 

36

 

36

 

36

 

36

 

34

 

34

 

18

 

18

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Механика

1

 

 

 

216

216

108

 

72

54

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молекулярная физика

2

 

 

 

144

144

72

 

36

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электричество и магнетизм

3

 

 

 

144

144

72

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптика

4

 

 

 

144

144

68

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атомная физика

5

 

 

 

108

108

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ядерная физика

6

 

 

 

108

108

34

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль Математика

11223

34

 

 

792

792

318

 

294

54

 

54

 

53

 

53

 

35

 

35

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая геометрия и линейная алгебра

12

 

 

 

180

180

70

 

38

18

 

18

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математический анализ

12

 

 

 

360

360

144

 

144

36

 

36

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциальные уравнения

3

 

 

 

108

108

34

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория вероятностей и математическая статистика

 

4

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория функции комплексного переменного

 

3

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль Информатика

 

3

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмы и языки программирования

 

3

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативная часть Б2

 

123456

 

 

432

432

354

 

78

 

72

 

 

 

72

 

 

 

54

 

 

 

51

 

 

 

54

 

 

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физический практикум

 

123456

 

 

432

432

354

 

78

 

72

 

 

 

72

 

 

 

54

 

 

 

51

 

 

 

54

 

 

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура ПК, локальные вычислительные сети

 

3

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В: [10;30]

11

10

 

 

2304

2304

1170

 

738

108

72

108

 

89

72

89

 

107

54

143

 

51

51

51

 

18

54

18

 

17

51

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В=26

 

 

 

 

83%

OK

51%

 

32%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2.ДВ1 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементарная физика и математика

 

1

 

 

108

108

54

 

54

18

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные главы элементарной физики

 

1

 

 

108

108

54

 

54

18

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

108

108

54

 

54

18

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б2.ДВ2 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микропроцессорная техника микропроцессорные системы

7

6

 

 

252

252

128

 

88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

30

 

30

 

 

 

 

 

Оптоэлектронные и квантовые приборы и устройства

7

6

 

 

252

252

128

 

88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

30

 

30

 

 

 

 

 

Всего

1

1

 

 

252

252

128

 

88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

30

 

30

 

 

 

 

 

Всего по циклу

12

12

 

 

2664

2664

1352

 

880

126

72

144

 

89

72

89

 

107

54

143

 

51

51

51

 

18

54

18

 

51

51

51

 

30

 

30

 

 

 

 

 

Б3

Профессиональный цикл

Всего ЗЕТ: 115=50+65

Методы математической физики

5

 

 

 

144

144

54

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая физика

6

4567

 

 

504

504

252

 

216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

18

 

36

 

34

 

51

 

30

 

15

 

 

 

 

 

Теоретическая механика

 

4

 

 

144

144

68

 

76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квантовая механика

 

6

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электродинамика

6

5

 

 

216

216

105

 

75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

36

 

17

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термодинамика и статистическая физика

 

7

 

 

72

72

45

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

15

 

 

 

 

 

Физика колебательных и волновых процессов

488

5

 

 

468

468

213

 

147

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

17

 

36

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

48

 

Теория колебаний

 

5

 

 

108

108

54

 

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика сплошных сред

4

 

 

 

108

108

51

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение электромагнитных волн

8

 

 

 

108

108

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

12

 

Статистическая радиофизика

8

 

 

 

144

144

72

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

Электроника

4

6

 

4

252

252

102

 

114

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиоэлектроника

4

 

 

4

180

180

68

 

76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая электроника

 

6

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полупроводниковая электроника

4

 

 

 

144

144

51

 

57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квантовая радиофизика

7

 

 

7

144

144

60

 

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

30

 

 

 

 

 

Микроэлектроника

5

 

 

 

108

108

54

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасность жизнедеятельности

 

2

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль лабораторного практикума

 

457788

 

 

432

432

392

 

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68

 

 

 

72

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

 

132

 

 

Основы радиоэлектроники

 

4

 

 

72

72

68

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиопрактикум

 

5

 

 

72

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы цифровой схемотехники

 

8

 

 

72

72

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

72

 

 

Устройства и измерения на СВЧ

 

7

 

 

72

72

60

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

Спецпрактикум1

 

7

 

 

72

72

60

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

Спецпрактикум2

 

8

 

 

72

72

60

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

Модуль прикладной радиофизики

366778

4567

 

6

1404

1404

634

 

554

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

18

 

34

 

 

 

36

 

36

 

136

 

119

 

90

 

75

 

36

 

36

 

Теория электрических цепей

6

 

 

 

180

180

85

 

59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиоизмерения

 

7

 

 

108

108

60

 

48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

30

 

 

 

 

 

Основы электротехники

 

4

 

 

72

72

34

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Твердотельная электроника

 

5

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналоговая схемотехника

7

6

 

6

324

324

143

 

145

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

 

34

 

30

 

45

 

 

 

 

 

Цифровая схемотехника

8

 

 

 

144

144

72

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

Физические датчики

7

 

 

 

108

108

30

 

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

Основы радиофизики

3

 

 

 

108

108

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы оптической связи

6

 

 

 

216

216

102

 

78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В: [60;80]

15

17

 

3

3672

3672

1848

 

1284

 

 

 

 

36

 

 

 

18

 

18

 

170

68

102

 

162

72

126

 

204

 

170

 

150

120

120

 

96

132

84

 

В=65

 

 

 

 

85%

OK

50%

 

35%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.ДВ1 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы современной радиофизики и электроники

 

5

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цифровая обработка сигналов

 

5

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.ДВ2 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементная база электроники

 

3

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика электронных и ионных процессов

 

3

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.ДВ5 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы радиотехники

 

5

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каналы передачи данных

 

5

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3.ДВ6 Дисциплины по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические основы СВЧ электроники

 

8

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

Оптические направляющие среды

 

8

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

Всего

 

1

 

 

144

144

72

 

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

36

 

Всего

15

21

 

3

4176

4176

2100

 

1536

 

 

 

 

36

 

 

 

54

 

54

 

170

68

102

 

234

72

162

 

204

 

170

 

150

120

120

 

132

132

120

 

Б3+

Профессиональный цикл

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИРМ

Научно-исследовательская работа магистра

Всего ЗЕТ: 0

Всего по циклу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФТД

Факультативы

Всего ЗЕТ: 2

Основы медицинских знаний

 

2

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1

 

 

72

72

36

 

36

 

 

 

 

18

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б4

Физическая культура

Всего ЗЕТ: 2

Физическая культура

 

 

 

 

72

72

72

 

 

 

 

36

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

72

72

72

 

 

 

 

36

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

29

45

 

3

7992

7992

4044

 

2904

216

72

288

 

249

72

215

 

215

54

251

 

221

119

153

 

252

126

180

 

255

51

221

 

180

120

150

 

132

132

120

 

АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ ДИСЦИПЛИН

Аннотация программы дисциплины

«Вайнахская этика»

Рекомендуется для направления подготовки

011800 «Радиофизика»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

1. Цели и задачи дисциплины

Получить представление об истории и современном состоянии гуманитарных знаний в области теории и истории культуры, сформировать целостный взгляд на социо-культурные процессы прошлого и современности, овладеть навыками интерпретации явлений духовной культуры в культурологическом аспекте.

Ознакомить с основными учениями и этапами становления и развития этического знания, помочь студенту сохранить непреходящие по своему гуманистическому потенциалу, общечеловеческой значимости духовно-культурные и морально-этические ценности своего народа и приобщить его к опыту нравственных исканий многих поколений человечества, осмыслить и выбрать духовно-нравственные ориентиры для определения своего места и роли в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также общепрофессионального цикла («Чеченское устное народное творчество», история литературы и др.).

Учебная дисциплина носит обобщающий характер, ее изучение предполагает систематизацию ранее полученных знаний.

Вайнахская этика относится к дисциплинам по выбору студента, установленных вузом, из вариативной части (национально-регионального (вузовского) компонента) общего гуманитарного цикла.

Для изучения курса требуется знание: истории, культурологии, чеченского устного народного творчества, религиоведения и чеченского языка. У дисциплины есть междисциплинарные связи с психологией, социологией и этнологией. Вайнахская этика имеет самостоятельное значение, но не является предшествующей для других.

Философия. Основные разделы: теория происхождения и развития морали;

основные категории морального сознания; этические концепции арабо-мусульманской философии.

Психология. Основные разделы: психология человеческой личности, познавательная сфера, индивидуальные проявления и особенности личности; воспитание.

История. Основные разделы: этнокультурные и социально-политические процессы, оказавшие влияние на формирование чеченской нации; распространение ислама, взаимодействие России с европейскими и азиатскими культурами.

Культурология. Основные разделы: культура и природа; культура и общество; культура и личность; элитарная и массовая культура; восточные и западные типы культуры; взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация», культурные ценности, нормы, традиции.

Социология. Основные разделы: семья как социальный институт; социальное взаимодействие и социальные отношения.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, прослушавший курс «Вайнахской этики», должен обладать

- владение культурой мышления и поведения, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК–1);

- способность понимать и анализировать духовно-нравственные, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-2);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы национальной истории; место и роль своего народа в истории страны, человечества и в современном мире (ОК- 3);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы,

происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и

- владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15);

в организационно-управленческой деятельности: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности

(ПК-16).

В результате освоения дисциплины студент должен.

знать:

- духовно-нравственные, культурно-исторические и лингвистические системы культуры нахских (вайнахских) народов; сущность и основные этапы развития этической мысли, важнейшие моральные, религиозные и философские школы и учения, категории морального сознания; назначение и смысл жизни человека, нравственный идеал и стремление к совершенству, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, этические и эстетические ценности, их значения в творчестве и повседневной жизни; знание и понимание условий становления личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, осознание роли насилия и ненасилия в истории.

уметь: раскрывать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к Богу, природе и обществу и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе и обществе; раскрывать роль этики в развитии личности, общества и цивилизации, соотношение религии и этики, морали и права и связанные с ними современные социальные и этические проблемы; культурно, адекватно и толерантно вести себя в любом обществе, уважая достоинство, права, убеждения и ценности других людей.

владеть: средствами самостоятельного, методически правильного использования методов духовного, нравственного и физического воспитания, укрепления здоровья, достижения должного уровня моральной и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной адаптации и профессиональной деятельности.

4. Содержание дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Оьздангалла а, цо дахарехь лело маь1на а

Оьздангалла кхоллаялар. Оьздангалла а, г1иллакх а. Х1ун маь1на ду: «Г1иллакх ялсаманера схьадеъна бохучу дешнийн. Оьздангалла стеган, къоман, юкъарараллин.

2

Нохчийн къоман оьздангаллехь халкъийн юкъарниг а, шатайпаниг а.

Оьздангалла – х1ора стеган шен-шен хилар. Иштта х1ора къоман а оьзда долчух а, оьздадоцчух а шен-шен юкъара кхетам хилар. Цуьнга хьаьжжина юкъарараллин синкхетаман хьал хилар а. Нохчийн къоман цхьайолу оьздангаллин мехаллаш дуьненан массо а къаьмнийн юкъара хилар. Амма кхечу къаьмнех мела а вай къастош синмехаллаш а ю.

3

Нохчийн къоман оьздангаллин коьрта мехаллаш

Маршо – философски а, исторически а чулацам.

Стеган сий. Нийсо. Адамалла. Къинхьегам. Комаьршалла.

4

Нохчийн къоман оьздангаллин коьрта мехаллаш

Къонахалла. Майралла. Доттаг1алла. Оцу кхетамийн оьздангаллин маь1на. Церан чулацам хан яларца хийцабалар.

5

Стеган дахар а, цуьнан оьздангаллин мах а.

Собар. Яхь а, хьаг1 а – цу шина кхетамна юккъера башхалла. Иэхь-бехк. Декхар. Хьаша т1еэцар. Кхечу къаьмнашца йолу юкъаметтигаш. Исламехь бусулбанаш боцучу нахаца йолу юкъаметтигаш.

6

Адам а, цуьнан г1иллакхаш а.

Стага шен дег1аца лелон деза г1иллакхаш. Нахаца лелон г1иллакхаш. Вон-диканехь лелон долу г1иллакхаш. Оьздангалле хьаьжжина нехан декъадалар.

7

Стаг оьздангаллин гурахь латтош хилла г1иллакхаш а

«Хехо» лацар. Мацах хиллачух масал эцар. «Хьера» кхайкхор. Оцу г1иллакхийн философски маь1на а. Махках ваккхар. Х1уй кхайкхор. К1арлаг1а х1оттор. Оцу 1азапечу г1иллакхийн ницкъ. Деганчул сов сина 1азап дар. Ч1ир. Масла1ат. Наха олу дош а, цо нохчийн дахарехь леладо маь1на а.

8

Доьзал а, бераш кхетош-кхиор а.

Кегирхойн юкъаметтигаш а, доьзал кхоллар а. Захало. Синкъерам. Хийисте вахар. Ирахь1ер. Оцу г1иллакхийн маь1на, церан оьздангалла а. Зуда ялаяран а(яхаран а) кепаш. Ловзар. Бусулба динехь доьзал кхолларан маь1на. Зудчун, майрачун юкъаметтигийн ц1еналла.

9

Доьзалехь ден а, ненан а меттиг.

Доьзалехь ден меттиг. Да нохчийн доьзалехь коьрта а, массо х1умана т1ехь масал а хилар. Да – ц1ийнан тхов бу.Доьзалех ненан меттиг. Бераш кхетош-кхиор, царна оьздангалла хьехар, 1амор коьрта долчунна, нанна т1ехь хилар.Да-нана ларар. Цаьрга ладуг1уш хилар.

Дехошца, ненахошца, стунцахошца (марзахошца) гергарло лелор. Царах х1оранца а лелон дезачу г1иллакхийн башхаллаш.

10

Ворхх1е да ларар а, царна хьалха жоьпалла а.

Ворх1 ден ц1е а, церан дахар а хаа дезар. Ворх1 дас лелийначо стага беш болу т1е1аткъам. Стаг т1едог1учу ворх1 чкъурана хьалха жоьпалла хилар.

11

Нохчийн оьздангаллехь 1аламца а йолу юкъаметтиг.

1аламца лелон еза юкъаметтиг. Шовданаш а, дог1у хиш а ц1ена латтор. Кхор, стов, турс, иштта кхийолу дечигаш хадо цамагор. Хьаннашна, акхарошна, олхазаршна доладар. Таллар а, оьздангаллин бехкамаш а. Ялта а, цуьнца болу лерам а.

12

Нохчийн оьздангаллехь къинхьегамца а йолу юкъаметтиг. Даймохк.

Хьанал къахьегар - оьздангаллин билгало. Къинхьегам - беркатечу дахаран хьоста. «Харш тосу де» - нехан латта т1ехь къахьегаре болу безам совбаккхуш даздо де. Белх1и – нохчийн къоман г1иллакх. Поппаран, хьаьжк1аш тилон, т1арг1а къажбен, кхиболу белхаш. Белхин кхетош-кхиоран маь1на. Даймохк безар, ларбар.

13

Ислам а, нохчийн г1иллакх-оьздангалла а.

Къуръан - Делан адамашка долу т1аьххьарлера дош. Оцу дашехь дуьненчохь адамашна ийманехь даха а, эхартана кечам бан а мел оьшу хьехам хилар. Исламан а, ийманан а, эхьсанан а маь1на. Делан Элчанан ( а.с. ва с.) дахар – дерриге а адамашна оьздачу дахаран масал. Пайхамаран (а.с.ва с.) Сунна а, цу чохь болу хьехамаш а. Вуо а, дика а исламехь къастор. Делах а, Кхиэл еш долу де дог1ург хилар тешар.

14

Шари1ат а, нохчийн 1адат а.

Шари1ат – Къур1анан, Элчанан (а.с.ва с.), Суннин хьехамашна тйехь х1оттийна стеган а, къаьмнийн а 1ер-дахаран бакъо. Нохчийн дукхах долу 1адаташ шари1атцадог1уш хилар. Дог1уш доцу 1адаташ – д1атаса дезар.

15

Нохчийчоьхь баьхна устазаш а, церан оьздангаллех долу 1илма а

Накъашбандин, Къадарийн т1ерикъаташ Нохчийчохь даржар. Ташу-Хьаьжин, Кунта-Хьаьжин, Юсуп-Хьаьжин, Доккин, Солса-Хьаьжин, Бамматгири-Хьаьжин, кхечеран оьздангаллин хьехамаш, церан дахар.Вирдийн таханлера хьал а, динан керла боламаш а.

16

Зама а, оьздангаллех болу къоман кхетам хийцабалар а. (Советан 1едал т1едале хьалхара мур).

Нохчийн къоман оьздангалла оьрсийн паччахьан 1едал т1едале хьалха. Бусулба дин ч1аг1делла далаза хилар. 1есачу динан (язычествон) цхьадолу ламасташ дехаш хилар. Шайх Мансуран хьехамаш а, цара нохчийн синкхетамна бина т1е1аткъам а. Имам Шемалан зама а, къоман оьздангалла а. Шемалан 1едалан а, т1еман т1е1аткъам бахьанехь нохчийн г1иллакхашкахь хилла хийцамаш. Шемалан а, Кунта-Хьаьжина а къовсам.

Къоман оьздангалла советан 1едал т1едале хь алха.

17

Зама а, къоман оьздангаллех болу кхетам хийцабалар а. (Советан 1едал т1едеъначул т1аьхьа).

Советан заманан къоман оьздангалла. Оьрсийн культуро нохчийн синкхетамна бина т1е1аткъам. Адамаш шина оьздангаллин системехь (1едало коча йоьллинчу3 а, бакъйолчу а) – даха дезаш хилар а, цо церан синкхетам шалха берзор а

Ц1ерадахар а, цо нохчийн оьзадангаллина бина т1е1аткъам а.

Керла зама а, нохчийн къоман оьздангалла а.

Т1ом – къоман оьздангаллина буьрса зер.

18

Оьздангаллехь заманца хийцалург а, хийцадала йиш йоцург а.

Оьздангаллехь заманца хийцалург: духар, мотт, юкъаметтигаш… - доцца аьлча, куц-кеп. Хийцадала йиш йоцург: оьздангаллин чулацам.

5. Примерная тематика курсовых проектов (работ) не предусмотрены

6. Основная и дополнительная литература (по 2-3 УЧЕБНИКА)

а) основная литература

М. Ахмадов. «Обычаи и традиции вайнахов»,

б) дополнительная литература:

Абдурашидов А. Йист йоцу дахар – Орга., 1992, №1

Алироев И. Нахски меттанаш а, культура а.– Соьлжа-Г1ала, 1979. (Оьрс.м.) Берже А. Нохчийчоь а, нохчий а. – Тифлис , 1859. (Оьрс. м.)

в) программное и коммуникационное обеспечение

1. Электронный конспект лекций.

2. Тесты для компьютерного тестирования.

Разработчики: Ш. Умарова, З.Л-А. Алиева, А. Халикова, С. Успаева, И. Ойбуев,

В. Расумов

Аннотация программы дисциплины:

«Культурология»

Рекомендуется для направления подготовки

011800 «Радиофизика»

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Цели и задачи изучения дисциплины:

Формирование целостного представления о культуре как комплексной системе, изучающей закономерности взаимосвязей и развития

всех явлений культуры и функционирования социокультурных факторов и институтов.

Место дисциплины в структуре ООП:

 Культурология как интегративная научная область знания развивается в общем процессе взаимодействия социальных, естественных и гуманитарных наук и является методологической основой всего комплекса наук о культуре. Она опирается на

единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы, взаимодействие элементов культуры, разумную, смыслообразующую форму человеческого существования.

 Культурология в широком смысле слова рассматривается в системе социогуманитарного знания, включающего шесть разделов: историю мировой и отечественной культуры, историю культурологии, философию культуры, социологию культуры, культурную антропологию, прикладную культурологию.

 Культурология в узком смысле слова представляет собой науку, теорию культуры, связанную с исследованием причин появления, закономерностей развития и функционирования культуры, изучением взаимодействия человека и культуры и др. Основными разделами теории культуры являются: генезис, динамика,

морфология и структура культуры.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению,

анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские и культурологические проблемы.

Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины:

Знать:

Основы российской и зарубежной культуры в исторической динамике;

Способы выявления наиболее важных социально и личностно значимых культурологических проблем;

Основные философские и культурологические понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.

Уметь:

Применять в практической жизни и профессиональной деятельности законы и принципы логического мышления;

Выстраивать иерархию значимости мировоззренческих, социальных и личностных проблем;

Применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.

Владеть:

Навыками логического мышления;

Практическим опытом обработки и анализа информации;

Логическими приемами выбора способов достижения цели.

Краткая характеристика учебной дисциплины (основные разделы, темы ):

Программа учебной дисциплины состоит из разделов:

1. Научные основы культурологии (тема 1)

Блок теоретических проблем выявляет многогранность культурных явлений, специ