Главная > Планы семинарских занятий


2.2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Цель изучения данного раздела – формирование представления об основных этапах развития мировой философии. Изучение истории философии необходимо для понимания системного характера философского знания. Кроме того, понимание проблем современной философии невозможно без знания предыстории этих проблем.

В разделе представлены три основные эпохи развития философии: философия Древнего мира (античная и древневосточная философия), Средних веков и эпохи Возрождения (западно-европейская и арабо-мусульманская философия) и Новое время. Философия новейшая (называемая также современной или неклассической), т. е., философия второй половины 19 – нач. 21 вв., на семинарских занятиях рассматривается в последующих разделах дисциплины, то есть в системном изучении философии: в семинарах по проблемам онтологии, гносеологии, философской антропологии и социальной философии. Отечественная философия выделена в отдельный семинар, носящий обзорный характер.

Каждая эпоха в истории философии богата учениями и выдающимися мыслителями, однако в рамках изучения дисциплины рассматриваются только некоторые – наиболее характерные для данной эпохи, оказавшие наибольшее влияние на последующее развитие философии. Так, например, из шести систем классической китайской философии на изучение выносятся только две – конфуцианство и даосизм.

Особое значение для изучения истории философии имеет знакомство студентов с первоисточниками – текстами оригинальных произведений выдающихся философов прошлого. Необходимое количество таких текстов представлено в хрестоматиях, изданных кафедрой в 2001 и 2005 гг. Текст составляет ядро гуманитарного знания. Его филологический и логический анализ, понимание и интерпретация, помещение в контексте традиции являются необходимым условием философского познания. Поэтому при подготовке к семинарскому занятию из списков основной литературы предпочтение следует отдавать именно первоисточникам, которые приведены к каждой теме, а не учебникам.

Изучение той или иной эпохи из истории философии следует начинать с осмысления социокультурных условий ее возникновения и развития, так как, будучи учением о всеобщем, философия при этом выступает также и самосознанием, самоосмыслением культуры определенной эпохи или страны.

При подготовке к семинару по философии Древнего Востока следует иметь ввиду тесную связь философии буддизма, даосизма и конфуцианства с соответствующими религиями и мифологиями. Знакомство в предыдущем разделе со спецификой философского знания должно помочь студенту выделить философское ядро этих учений, не спутав философские концепции с религиозными и мифологическим представлениями.

Изучение другой философии Древнего мира – философии древней Греции и Древнего Рима (семинар 5. Античная философия) – предполагается более глубоким и основательным, чем восточной. Студенту необходимо изучить основные этапы развития античной философии (на основе их семинар и структурируется), понять основы философских учений целого ряда мыслителей, наиболее детально ознакомившись с философией классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). С античности начинается история европейской философии, в античной философии заложены основы фактически всех последующих учений. Поэтому студентам необходимо уделить этой эпохе развития философии особое внимание: не поняв античную философию, они не смогут в полной мере понять и последующие темы.

Философия средних веков (семинар 6) развивается в тесном контакте с христианской и мусульманской религиями. Поэтому знакомство с философией средневековья необходимо предварить знакомством с основами религиозного миросозерцания, с основными представлениями религиозной картины мира, а также рассмотреть сложные и неоднозначные отношения между религией и философией. История средневековой философии занимает более тысячелетия, поэтому ее изучение, как и изучение античной философии, предполагает выделение основных периодов ее развития: патристику и схоластику, понимание их особенностей. В отдельный вопрос выделена философия эпохи Возрождения, завершающая и преодолевающая средневековые учения. При изучении философии Возрождения необходимо понять: что нового появляется в понимании человека, бога, природы, какие социокультурные сдвиги лежат в основе этих философских инноваций.

Изучение философии Нового времени (семинар 7) предполагает освоение целого ряда философских понятий, знание которых необходимо для овладения философским языком и будет востребовано при изучении следующих разделов (онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии). Развиваясь вместе с наукой, которая в 16–17 вв. переживает научную революцию и выходит на новый уровень развития, приобретая все больший вес в общественном сознании, философия в эту эпоху тоже считает себя наукой. Философия Нового времени наукообразна, рациональна, имеет развитую понятийную систему. Несмотря на то, что история философии Нового времени – это всего два с половиной столетия, она тоже неоднородна, и в ней можно выделить несколько периодов, на основе которых и структурируется семинарское занятие. Семинарское занятие по философии Нового времени носит обзорный характер: ряд проблем и концепций, разработанных философами этого периода, будет рассмотрен в последующих разделах (учение о методе Ф. Бэкона и Р. Декарта, теория познания И. Канта, теории «общественного договора», формационная модель общественного развития К. Маркса.)

Завершающий раздел семинар по отечественной философии (семинар 8), предполагает ознакомление студентов с основными этапами и особенностями развития философии в России, изучение наиболее выдающихся концепций отечественной философии 19–20 вв: философии всеединства В. Соловьева и космизма, а также основных решений проблемы «русской идеи» (славянофильство, западничество, евразийство). Этими концепциями не исчерпываются достижения отечественной философии: вкладом в мировую философию можно считать философию Н.А. Бердяева и Л. Шестова (основоположников экзистенциализма), М.А. Бакунина (основоположника европейского анархизма), С.Л. Франка и Н.О. Лосского (разработали теорию интуитивизма). Однако, с учетом того, что их идеи будут рассмотрены в системном разделе курса как идеи современной философии, их учения не выделены в отдельные вопросы семинара, но могут быть подготовлены в виде докладов.

При изучении отечественной философии необходимо иметь в виду, что она, будучи самосознанием российской культуры, отражает в себе особенности культуры России. Так, например, особенности русской религиозной философии, ее оригинальность в сравнении с западной философией, своеобразие прежде всего ее этических концепций, могут быть поняты на основе мировоззренческих особенностей православия. Особое внимание следует уделить В.С. Соловьеву – создателю центральной для русской философии системы: системы «положительного всеединства».

Семинар 4.
Философия Древнего Востока

Основные понятия: брахман, атман, сансара, карма, мокша, «восьмеричный путь», нирвана, шунья, дао, дэ, у вэй, жень, ян, инь.

  1. Философия Индии: основные понятия философии «Упанишад», учение о «четырех благородных истинах» и нирване в философии буддизма.

  2. Философия Китая: понимание бытия, познания, человека и общества в философии конфуцианства и даосизма.

Основная литература

К вопросу 1

  1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 17–31.

  2. Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – С. 359–360, 362–364.

  3. Упанишады. – СПб.: Адити, 2002. – Введение; С. 36–62, 303–316; Глоссарий.

  4. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 10–29.

  5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 33–41, 81–92.

К вопросу 2

  1. Дао дэ дзин // Древнекитайская философия. В 2-х т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

  2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 48–54.

  3. История китайской философии. Пер. с кит. / Общ. ред. И послесловие М.Л. Титаренко – М.: Прогресс, 1989. – С. 43–58, 59–86.

  4. Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – С. 370–380.

  5. Лунь юй // Древнекитайская философия. В 2-х т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

  6. Лао Цзы. Книга пути и благодати. – М., 2002. – С. 9–121, 124–238, 245–288.

  7. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 30–39.

  8. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 110–118, 123–130.

Дополнительная литература
  1. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур) – М.: Наука, 1992. – С. 3–39.

  2. Канке В.А. История философии: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. – С. 382–384.

  3. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. – М.: «Восточная литература» РАН, 2001.

  4. Радхакришнан С. Философия Древней Индии. – М., 1956.

  5. Семененко А. Афоризмы Конфуция. – М.: МГУ, 1987.

  6. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. – СПб.: Лань, 1998.

  7. Фирсов В. Китайская «Книга перемен». – М., 2002. – С. 7–16, 28, 33–40.

  8. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

  1. Каковы социокультурные условия возникновения философии в древней Индии?

  2. На какие книги делятся Веды?

  3. Какие особенности мифологического мышления содержит в себе философия «Упанишад»?

  4. Что означают в «Упанишадах» понятия «брахман» и «атман»?

  5. Как философия «Упанишад» решает проблему бессмертия души?

  6. Раскройте суть «четырех благородных истин» Будды.

  7. Что означает «восмеричный путь» в буддизме.

  8. Что означает понятие «нирвана» в буддийской философии?

  9. Сравните, как решается проблема страдания в философии «Упанишад» и в философии буддизма.

К вопросу 2

  1. Каковы социокультурные условия возникновения и развития философии в древнем Китае?

  2. Что означает понятие «дао» в китайской философии, каковы особенности его понимания в конфуцианстве и даосизме?

  3. Как решается вопрос о путях познания мира в конфуцианстве и даосизме?

  4. Сравните идеалы человека, выдвигаемые конфуцианством и даосизмом: что общего и в чем различие между «благородным мужем» и «совершенномудрым»?

  5. Что означает высказывание Лао-цзы: «Дао – это деяние без борьбы»?

  6. В чем заключается концепция «исправления имен» у Конфуция?

  7. Сравните социополитические идеалы конфуцианства и даосизма.

Темы докладов и рефератов
  1. Космогонические мифы Древнего Востока и их влияние на философию Древней Индии и Древнего Китая [8].

  2. Основные идеи ортодоксальных школ индийской философии [4, 8].

  3. Жизнь и деятельность Будды [4, 8].

  4. Основные направления развития буддийской философии (махаяна, хинаяна, виджраяна) [4, 8].

  5. Спор учеников Конфуция о природе человека [3, 8].

  6. Проблема бессмертия в даосизме [3, 8].

  7. Исторический смысл понятий «Запад» и «Восток»: особенности культур, цивилизаций, философии [1, 2].

Семинар 5.
Античная философия

Основные понятия: апатия, атараксия, апория, атом, архэ, бытие, гедонизм, гилозоизм, диалектика, единое, космос, космоцентризм, логос, материя, майевтика, натурфилософия, нус, скептицизм, субстрат, эйдос, эвдемонизм, эманация.

  1. Ранняя греческая философия. Космоцентризм. Натурфилософия и проблема первоначала (Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Эмпедокл). Элейская школа о бытии и познании. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

  2. Философия классического периода. Софисты и Сократ. Система объективного идеализма Платона: учение о бытии, познании, душе. Метафизика Аристотеля: учение о субстанции, причинах, боге. Этические и социально-политические идеи Платона и Аристотеля.

  3. Философия эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. Учение Плотина о Едином, о природе зла. Римские стоики (Сенека, Марк Аврелий).

Основная литература

К вопросу 1

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – С. 69–78 (Фалес), 103–104 (Анаксимандр, Анаксимен), 359–364 (Гераклит), 368–375 (Левкипп, Демокрит).

  2. Досократики – Мн.: Харвест, 1999. – С. 42–167 (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), 229–332 (Гераклит), 395–474 (Парменид), 572–609 (Эмпедокл).

  3. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 72–127.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 1. Античность. – ТОО ТК «Петрополис», 1994. – С. 19–53.

  5. Фрагменты ранних греческих философов / Отв. Ред. И.Д. рожанский. – М.: Наука, 1989. – Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – С. 110–135, 138–149, 176–256, 274–297.

  6. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 24–27.

  7. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 60–61, 85–87.

  8. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 31–32 (Парменид).

  9. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 38–54.

  10. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 155–228, 240–264.

К вопросу 2

  1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 127–163.

  2. Платон. Государство. – Кн. 7. (Миф о пещере) // Платон. Сочинения (любое издание).

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994. – Т. 1. Античность. – С. 63–77, 95–125, 135–171.

  4. Соловьев В.С. Лекции по античной философии // Вопросы философии. – 1990. – № 9.

  5. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 54–65.

  6. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 27–38.

  7. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 61–63, 68–72.

  8. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 32–33 (Платон).

  9. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 282–289, 363–450.

К вопросу 3

  1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 164–195.

  2. Плотин. О добродетелях. О диалектике // Вопросы философии. – 2002. – № 8.

  3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 38–42.

  4. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 65–71.

  5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999. – С. 490–522, 612–632, 638–643, 666–680.

Дополнительная литература
  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. – М.: ТК Велби; Проспект, 2003.

  2. Антология кинизма. – М., 1996. – С. 51–79, 81–87, 129–163, 352–361.

  3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

  4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. – С. 93–251.

  5. Рассел Б. История западной философии в 3-х кн. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999.

  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994. – Т. 1. Античность.

  7. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых основоположений. – Минск, 2000. – С. 3–73., 82–84, 170–173, 243–248.

  8. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

  9. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. – М., 2000.

  10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высш. шк., 1999.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

  1. Античная философия носила космоцентрический характер. Что это означает?

  2. В чем сущность проблемы «архэ»? Какие основные решения этой проблемы дает ранняя греческая философия?

  3. Каковы особенности понимания природы в ранней греческой философии? (Что означает термин «гилозоизм»?)

  4. В чем смысл противопоставления мнения и истины философами Элейской школы?

  5. Каковы характеристики бытия, согласно учению Элейской школы?

  6. Какой философский смысл имеют апории Зенона?

  7. Каковы характеристики атомов у Левкиппа и Демокрита?

  8. Чем античное понимание атома отличается от современного научного?

  9. Приведите примеры из обыденной жизни, свидетельствующие о существовании атомов.

К вопросу 2

  1. В чем состоит сущность учения софистов об истине?

  2. Был ли Сократ софистом?

  3. Почему именно с Сократа начинается новый – классический – этап в развитии античной философии?

  4. В чем заключается смысл сократического метода (майевтика, ирония, диалектика)?

  5. Почему философия Платона является системой объективного идеализма?

  6. Как соотносятся «мир идей» и «мир вещей» в философии Платона?

  7. Как Платон понимает бытие?

  8. Как связаны учения Платона о познании и душе?

  9. Можно ли идеальное государство Платона считать тоталитарным? Почему?

  10. Почему учение Аристотеля считается вершиной развития античной философии?

  11. В чем отличие Аристотеля от Платона в понимании им соотношения материального и идеального начал бытия?

  12. Что такое «материя» у Аристотеля?

  13. Что означает понятие «бог» в философии Аристотеля?

  14. Как Аристотель решает проблему бессмертия души человека?

  15. Почему этические идеи Сократа и Платона можно охарактеризовать как эвдемонистические?

  16. Сравните этические учения Сократа, Платона и Аристотеля. Что в них общего?

К вопросу 3

    1. Охарактеризуйте особенности и основные учения античной философии в эллинистический и римский период развития.

    2. Охарактеризуйте все ступени космической иерархии в философии Плотина (Единое, Ум, Душа, Природа, Материя).

    3. Как решается проблема соотношения добра и зла в мире согласно учению Плотина?

Темы докладов и рефератов
  1. Диалектика Гераклита [4, 6, 10].

  2. Пифагореизм и истоки древнегреческой математики [3].

  3. Элейская школа и первая постановка проблемы бесконечности [3].

  4. Апории Зенона [6, 10].

  5. Этические учения киников [2, 5].

  6. Этические учения киреинаиков [2, 5].

  7. Учение Платона об идеальном государстве [1, 8, 10].

  8. Античный стоицизм [6, 10].

  9. Античный скептицизм [7, 10].

  10. Вклад Эпикура в античный атомизм [4].

Семинар 6.
Философия средних веков и эпохи Возрождения

Основные понятия: антропоцентризм, акциденция, «бритва Оккама», гуманизм, естественная теология, концептуализм, креационизм, номинализм, реализм, силлогизм, теоцентризм, теодицея, томизм, универсалии, пантеизм.

  1. Теоцентризм средневековой философии. Религиозная картина мира. Религия и философия.

  2. Патристика: особенности и основные представители. Философия Августина Аврелия, проблема теодицеи.

  3. Схоластика. Этапы развития схоластики. Философия Фомы Аквинского о бытии и познании, соотношении философии и теологии. Проблема соотношения веры и знания. Спор номиналистов и реалистов по проблеме универсалий. «Бритва Оккама». Проблема рационального обоснования бытия Бога.

  4. Арабо-мусульманская философия средних веков. Арабский аристотелизм (Аль Кинди, Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд).

  5. Философия эпохи Возрождения: социокультурные основания, антропоцентризм, пантеизм.

Основная литература

К вопросу 1

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. – М.: «Логос», 2002. – С. 52–54.

2. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 42–46.

3. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 77–86.

К вопросу 2

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 202–223.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 25–77.

3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 42–43.

К вопросу 3

  1. Антология мировой философии в 4-х т. / Ред.-сост. и вступ. статьи В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – С. 825–842 (Фома Аквинский).

  2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 224–241, 258–272.

  3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С. 133–149.

  4. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 46–48.

К вопросу 4

  1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 242–248.

  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1997. – Т. 2. Средневековье. – С. 120–126.

  3. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 109–134.

  4. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 72–74 (Ибн-Сина).

К вопросу 5

    1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1980. – С. 52–71, 268–288, 294–296.

    2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 320–344.

    3. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН-Острожье, 2001. – С. 134–153.

    4. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 48–53.

Дополнительная литература
  1. Аврелий Августин. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. – М., 1992. – Кн. 1 (1, 2, 6); Кн. 3 (8); Кн. 7 (11); Кн. 11 (5, 10, 11, 14, 16, 17, 20, 27); Кн. 12 (12).

  2. Антология мировой философии в 4-х т. / Ред.-сост. и вступ. статьи И.В. Нарский. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – С. 825–842 (Фома Аквинский), 730–743 (Ибн Сина).

  3. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М., 1991.

  4. Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина – великий ученый энциклопедист средневекового востока. – М., 2002.

  5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – М., 2004. – С. 354–374, 384–398, 398–413.

  6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.

  7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. – С. 251–302.

  8. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб. пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Философия планы семинарских занятий и методические указания к самостоятельной работе

    Планы семинарских занятий
    ... университет» ФИЛОСОФИЯПланысеминарскихзанятий и методическиеуказания к самостоятельнойработе для ... планысеминарскихзанятий по всем разделам дисциплины и методическиеуказания к ним, а также методическиеуказания к самостоятельнойработестудентов ...
  2. Философия планы семинарских занятий и методические указания к самостоятельной работе (1)

    Планы семинарских занятий
    ... университет» ФИЛОСОФИЯПланысеминарскихзанятий и методическиеуказания к самостоятельнойработе для ... планысеминарскихзанятий по всем разделам дисциплины и методическиеуказания к ним, а также методическиеуказания к самостоятельнойработестудентов ...
  3. Философия планы семинарских занятий и методические указания к самостоятельной работе (2)

    Планы семинарских занятий
    ... университет» ФИЛОСОФИЯПланысеминарскихзанятий и методическиеуказания к самостоятельнойработе для ... планысеминарскихзанятий по всем разделам дисциплины и методическиеуказания к ним, а также методическиеуказания к самостоятельнойработестудентов ...
  4. Философия планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений санкт-петербург

    Планы семинарских занятий
    ... АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА ________________________________________________________________________ ФИЛОСОФИЯПланысеминарскихзанятий и методическиеуказания по курсу для студентов всех специальностей и направлений ...
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Челябинск 2006

    Методические указания
    ... МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЕСТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Для студентов факультета ... будущего Часть II. Планысеминарскихзанятий. Античная философия Русская философия Западная философия в XX веке ...

Другие похожие документы..