Главная > Документ


Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в курсе литературы от начальной до высшей школы: Учебное пособие/ А.М. Антипова. – М., 2003.

  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М.1996. т.2. с. 245-358.

  • Выготский Л.С. Психология искусства.1996.Т.2. с. 370-620

  • Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики/ М.Л. Гаспаров. – СПб., 2001

  • Гогиберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования/ Г.М. Гогиберидзе. – М., 2003

  • Доманский В.А.Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие/ В.А.Доманский. – М., 2002.

  • Лазарева В.А.. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М., 2006.

  • Маранцман Е.К. От образа к смыслу. Монография. СПб., 2005.

    «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

    ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

    Семестр: 3, количество кредитов – 3, отчетность - зачет

    Количество часов на дисциплину: 94, из них аудиторных часов: 10 практ.

    Цель дисциплины: развитие профессиональных навыков, необходимых для диагностики готовности ребенка к обучению в школе, формирование компетентности в области использования современных методов тестирования и распознавания индивидуально- психологических особенностей детей, умений вести коррекционно-развивающей работу с детьми, овладение навыками консультативной работы с родителями,

    Задачи дисциплины:

    • Расширить знания и представления о возрастных особенностях детей 6-7 летнего возраста, ознакомить с основными проблемами подготовки ребенка к школе;

    • развить умения ориентироваться в тестировании основных направлений готовности к школьному обучению, вести консультативную работу с родителями будущих первоклассников.

    • сформировать навыки проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми.

    Текущая аттестация

    Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений, аннотаций психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки ребенка к школе, проверки выполнения определенного набора психодиагностических методик по изучению готовности ребенка к обучению в школе, овладения правилами проведения психодиагностического обследования первоклассников, способами обработки и интерпретации результатов, полученных в психодиагностическом исследовании, разработки коррекционно-развивающих упражнений.

    Итоговая аттестация

    Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности умений строить психолого-педагогическое исследование готовности детей к школьному обучению в единстве диагностических, коррекционно - развивающих и консультативных целей и задач.

    Основное содержание

    1.Характеристика основных проблем, связанных с подготовкой ребенка к школе. Подготовка к школе как психологическая проблема. Возрастные уровни психического развития. Характеристика психического развития ребенка на пороге школьного обучения. Роль учителя в жизни первоклассника.

    2.Роль и значение психодиагностической и коррекционно развивающей работы в начальной школе. Понятие о психологической диагностике. Специфика психологической диагностики при работе с детьми начальной школы. Требования к подбору диагностических средств и проведению экспериментальных исследований с детьми младшего школьного возраста. Цели и задачи психологической диагностики по определению готовности ребенка к школьному обучению. Место коррекционно-развивающей работы в подготовке ребенка к школе. Использование психодиагностики и коррекции в целях оптимизации обучения и воспитания.

    3.Готовность ребенка к обучению в школе как психодиагностическая проблема. Понятие школьной зрелости. Основные подходы к проблеме готовности к школьному обучению. Характеристика направлений готовности к школе и пути диагностики. Специфика готовности к школе ребенка 6 и 7 летнего возраста. Ведущее значение диагностики сенсомоторики на ранних этапах обучения ребенка. Использование задач Пиаже как средства диагностики интеллектуального развития ребенка первоклассника.

    Направления коррекционно-развивающей работы с детьми по подготовке к школе. Консультативная работа с родителями будущих первоклассников.

    Основные понятия

    Школьная зрелость; готовность ребенка к школьному обучению; психологическая диагностика; методы и методики исследования; возрастные особенности; психофизическая, интеллектуальная, личностная готовность к школе; психологическая консультация.

    Организация самостоятельной работы студентов

    Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с психолого-педагогической литературой по проблеме подготовки ребенка к школе, анализ имеющихся методических материалов и учебных пособий по психодиагностике основных направлений готовности к школьному обучению, подбор и разработку коррекционно-развивающих упражнений адекватных поставленным задачам с учетом индивидуального развития обследуемого ребенка.

    Типовые задания для самостоятельной работы

    • подготовка реферативных сообщений по одной из предложенных тем; психологическая интерпретация результатов психодиагностических исследований;

    • подбор диагностических методик, адекватных поставленной задаче; составление перечня методик для диагностии различных направлений готовности к школьному обучению; разработка конкретных коррекционно-развивающих программ, консультативной беседы с родителями обследуемого ребенка.

    Темы для самостоятельной работы

      1. Характеристика основных проблем подготовки ребенка к школе.

      2. Специфика психодиагностической работы с детьми 6-7 летнего возраста.

      3. Психодиагностическое исследование изучения готовности ребенка к школьному обучению (по психофизическому, интеллектуальному и личностному направлениям).

      4. Требования к составлению психологических рекомендаций по развитию ребенка на основе результатов психодиагностики.

      5. Основные принципы составления индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

      6. Характеристика круга вопросов для обсуждения с родителями будущих первоклассников.

    Рекомендуемая литература
    1. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе Книга для родителей будущего первоклассника. - Екатеринбург, 2004.

    2. Венгер Л.А., Цуккерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

    3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.

    4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

    5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.

    6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. – М., 1999. – С. 54-77.

    7. Руководство практического психолога. Готовность к школе / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1995.

    «ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

    Семестр: 3, количество кредитов – 3, отчетность - зачет

    Количество часов на дисциплину: 94, из них аудиторных: 10 практич.

    Цель дисциплины: повышение уровня подготовленности магистров в области возрастной психологии и психологии индивидуальных различий.

    Задачи дисциплины:

    • раскрытие значимости овладения знаниями по вопросам психологии пола для специалиста в области психолого-педагогической теории начального образования;

    • формирование основных научных понятий, характеризующих проблемы психологии половых различий;

    • ознакомление с общими закономерностями половой идентификации детей;

    • характеристика основных проявлений половых различий младших школьников в поведении и учебной деятельности.

    • совершенствование профессиональных знаний и умений, связанных с разрешением типических психологических проблем обучения и воспитания мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

    Текущая аттестация качества уровня знаний

    Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений и докладов, обсуждения проблемных вопросов изучаемой темы в виде дискуссий, написание эссе и рефератов. Текущая аттестация позволяет и преподавателю и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом, корректировать качество усвоения материала.

    Итоговая аттестация

    Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

    • знаний теоретических основ психологии половозрастных различий детей;

    • умений, позволяющих осуществлять учет усвоенных знаний при организации обучения и воспитания младших школьников.

    Основное содержание

    1.Актуальность обращения к проблеме пола в психологии и педагогике в условиях динамических изменений российского общества. Значимость изучения закономерностей половозрастного развития детей для специалиста в области начального образования: профессиональный и личностный аспект.

    2.Диалектика мужского и женского в историческом аспекте: изменение взглядов на проблему мужского и женского от античности до наших дней.

    3.Основные понятия, характеризующие проблему пола. Понятия «пол», «сексуальность», «эротичность». Физикальные и социальные детерминанты половой принадлежности. Пол как область взаимодействия мира природы и мира культуры. Эротичность как духовно-психологическая задача личности. Половая социализация и ее аспекты: половая роль и половая идентичность. Возможные подходы к изучению процесса половой идентификации. Роль культуры в процессе половой идентификации. Понятие гендерных ролей. «Маскулинность-феминность» как одно из психологических измерений культуры.

    4.Нравственно-психологические проблемы пола. Нравственная специфика полоролевых отношений. Особенности личностного развития детей в контексте «сексуальной революции». Нравственные категории, регулирующие взаимоотношения полов. Знания младших школьников о нравственных нормах, регулирующих полоролевое поведение.

    5.Половозрастное развитие в онтогенезе. Психоаналитическая концепция о стадиях психосексуального развития: значение психосексуальной сферы для общей стратегии развития личности. Значение младшего школьного возраста в процессе формирования полоролевого поведения. Современное представление о возрастных периодах половой идентификации: пренатальный и постнатальный периоды формирования биологического и психологического пола. Значение различных институтов социализации для формирования половой идентичности детей: семья и школа как социальные факторы половой идентификации. Роль отца и матери в процессе овладения детьми половыми ролями. Особенности развития когнитивных и эмоциональных компонентов половых ролей у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Формирование функциональной межполушарной асимметрии у детей разного пола.

    6.Проявление половозрастных различий в поведении и учебной деятельности младших школьников. Половые особенности поведения детей в аспекте детской субкультуры. Проявление половых предпочтений младших школьников в игровой деятельности. Половозрастные различия успешности в учебной деятельности и предпочтений учебных предметов у детей младшего школьного возраста. Различия активности мальчиков и девочек на уроках. Проявление половозрастных различий в процессе обучения в зависимости от типа функциональной межполушарной асимметрии. Особенности учебной мотивации, самооценки, волевого развития мальчиков и девочек в начальной школе.

    7.Актуальность проблемы творчества и творческих способностей в возрастной и педагогической психологии. Творчество в аспекте пола. Необходимость и возможность половозрастного подхода к изучению творческих способностей у детей. Вариативность, гипотетичность и импровизация как общие творческие способности; проблема их половозрастной специфики в младшем школьном возрасте. Проблема особенностей развития общих творческих способностей у детей в различных видах творческой деятельности: художественной, технической, интеллектуально-познавательной. Направления изучения вариативности, гипотетичности и импровизации в различных видах творческой деятельности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

    Основные понятия

    Пол; сексуальность; эротичность; гендер и гендерная роль; маскулинность, феминность; половая роль; половая идентичность; половая идентификация; психосексуальное развитие детей; половозрастные особенности деятельности и поведения; половозрастной аспект изучения творческих способностей.

    Организация самостоятельной работы

    Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, подготовку эссе и рефератов по проблемным вопросам на выбор студента по согласованию с преподавателем.

    Типовые задания для самостоятельной работы

    • работа с самостоятельно подобранной литературой; подготовка рефератов, составление библиографических списков; сопоставительных таблиц;

    • разработка развивающих программ; подбор методик для изучения гендерных различий.

    Темы для самостоятельной работы

    1. Психоаналитические теории о закономерностях психосексуального развития ребенка.

    2. Стадии психосоциального развития детей в аспекте психоанализа и развитие половых ролей в онтогенезе.

    3. Проявления межполушарной функциональной асимметрии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста в учебном процессе.

    4. Особенности полоролевого развития младших школьнов.

    5. Общение детей разного пола в младшем школьном возрасте.

    6. Учет половозрастных различий деятельности и поведения детей в процессе начального обучения.

    7. Половозрастные особенности гипотетичности (вариативности. импровизации) как общей творческой способности в художественном (техническом ) творчестве младших школьников.

    8. Половозрастные особенности гипотетичности (вариативности) как общей творческой способности при решении нестандартных мыслительных задач младшими школьниками.

    Рекомендуемая литература

    1. Два пола: зачем и почему?/ Сост. Е.И.Соколова. – СПб., 1992.

    2. Клецина И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии. //Вопросы психологии, 2003, №1.

    3. Коган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1993.

    4. Колесов Д.В. Биология и психология пола. – М., 2000.

    5. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе. М., 1999.

    6. Практикум по гендерной психологии. /Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.

    7. Розин В.М. Природа и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.

    «ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

    Семестр: 3, количество кредитов – 3, отчетность - зачет

    Количество часов на дисциплину: 94, из них аудиторных: 10 практич.

    Цель дисциплины: подготовка специалиста в области начального образования на уровне профессиональной компетентности.

    Задачи дисциплины:

    • повышение уровня подготовленности студентов в области возрастной психологии, обобщение и углубление знаний о специфике и закономерностях возрастного развития в младшем школьном возрасте;

    • анализ различных подходов к определению места и значения младшего школьного возраста в онтогенезе;

    • совершенствование профессиональных знаний и умений, связанных с разрешением типических психологических проблем обучения и воспитания младших школьников;

    • овладение методами и приемами развития познавательной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника.

    Текущая аттестация

    Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений и докладов; составления «копилки» развивающих упражнений.

    Текущая аттестация позволяет и преподавателю и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом, корректировать качество усвоения материала.

    Итоговая аттестация

    Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

    • знаний теоретических основ психологии младшего школьного возраста;

    • умений, позволяющих осуществлять развивающий подход при организации обучения и воспитания младших школьников.

    Основное содержание

    1. Место и значение младшего школьного возраста в аспекте различных направлений психологических исследований. Когнитивные теории об особенностях развития интеллекта ребенка 7 – 10 лет. Поведенческие теории развития психики: расширение репертуара поведения от 7 до 10 лет. Психосексуальное и психосоциальное развитие младших школьников в аспекте психоаналитического подхода. Гуманистически ориентированный подход: особенности самоактуализации в младшем школьном возрасте. Деятельностный подход к изучению младшего школьного возраста.

    2. Изменение условий развития ребенка в связи с поступлением в школу. Особенности познания, общение и труда как факторов развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность младших школьников как ведущий вид деятельности. Основные новообразования младших школьников: произвольность, рефлексия и внутренний план действий. Особенности развития мотивации в период начального обучения. Проблема личностной готовности к школе. Специфика психических познавательных процессов у младших школьников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Возможности целенаправленного развития познавательных процессов. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет. Невротические отклонения эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте, системные неврозы, страхи, невротические нарушения речи.

    3. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития младших школьников. Значение двигательной активности для психического развития детей. Проявление акселерации в младшем школьном возрасте. Закономерности нейрофизиологического развития младших школьников. Развитие коры больших полушарий мозга. Формирование второй сигнальной системы. Анатомо-физиологическая готовность детей к школьному обучению.

    4. Индивидуально-психологические свойства в младшем школьном возрасте. Межполушарная функциональная асимметрия у детей. Проблема левшества. Значение биологических и социокультурных факторов в психическом развитии левшей. Значение и развитие основных анализаторов в младшем школьном возрасте: зрительный, слуховой и кинестезический анализаторы. Индивидуальные различия в развитии анализаторов у детей: ведущие каналы приема и переработки информации. Их учет в процессе начального обучения.

    Основные понятия

    Возрастная периодизация психического развития; новообразование; произвольность деятельности и поведения; рефлексия; внутренний план действий; познавательная деятельность; эмоционально-волевая сфера; анатомо-физиологические предпосылки психического развития; психосоциальное и психосексуальное развитие младших школьников.

    Организация самостоятельной работы

    Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, составление «копилки» развивающих упражнений для совершенствования познавательной и эмоционально-волевой сферы младших школьников.

    Типовые задания для самостоятельной работы

    • конспектирование и реферирование литературы; подготовка докладов и сообщений по проблемам дисциплины; подбор диагностических методик для изучения познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы младших школьников;

    • подбор развивающих упражнений для совершенствования познавательной и эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

    Темы для самостоятельной работы

    1. Различные подходы к периодизации психического развития детей и их классификация.

    2. Стадии развития интеллекта детей в когнитивной психологии.

    3. Нравственное развитие ребенка с позиции когнитивного и деятельностного подходов к изучению онтогенеза.

    4. Психоаналитические теории о закономерностях психосексуального развития ребенка.

    5. Основные проблемы мотивационной сферы младших школьников.

    6. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.

    7. Особенности развития двигательной сферы и ее значение у детей.

    8. Индивидуальные различия в развитии ведущих каналов приема и переработки информации у младших школьников.

    9. Особенности полоролевого развития младших школьников.

    10. Учет половозрастных различий деятельности и поведения детей в процессе начального обучения.

    Рекомендуемая литература

    1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003

    2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2002.

    3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997.

    4. Психология детства. Учебник. / Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2003.

    5. Психология человека от рождения до смерти. / Под общей ред. А.А.Реана. – СПб., 2002.

    6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997.

    7. Психическое развитие младших школьников. / Под. ред. В.В.Давыдова. – М., 1990.

    «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ»

    Семестр: 3, количество кредитов – 1,4, отчетность - зачет

    Количество часов на дисциплину: 50, из них аудиторных часов: 10 практических занятий.

    Цель дисциплины: повышение уровня подготовленности магистров в области возрастной и педагогической психологии, расширение представлений об особенностях психологической готовности выпускников начальной школы к обучению на новом этапе общего образования; формирование профессиональной компетентности в области прогнозирования обучаемости, успеваемости, успешности усвоения понятий школьниками в пятом классе, особенностей адаптационного периода, дифференциации учащихся и проведении с ними психокоррекционной работы.

    Задачи дисциплины:

    • повысить уровень подготовленности студентов в области возрастной, педагогической и практической психологии, расширить знания и представления студентов о возрастных особенностях выпускников начальной школы и пятиклассников;

    • углубить понимание онтогенеза развития психики ребенка в структуре его личности как субъекта деятельности;

      • раскрыть значимость овладения знаниями по вопросам психологической готовности выпускников начальной школы к переходу на новый этап общего образования, в области психолого-педагогической теории начального образования;

      • ознакомить с основными направлениями, методами и приемами психодиагностической и коррекционно-развивающей работы школьного психолога и учителей начальной и средней школы с целью составления прогноза и оптимизации успешности обучения и адаптационного процесса у пятиклассников;

      • совершенствовать профессиональные знания и умения, связанные с разрешением типичных психолого-педагогических проблем учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.

      • стимулировать активный личностный рост студентов.

    Текущая аттестация

    Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений, обсуждения проблемных вопросов изучаемой темы в виде дискуссий, обзора литературы по проблемам курса, фрагментов психодиагностической работы, методических разработок коррекционно-развивающих занятий и других методических материалов. Система текущей аттестации обеспечивает планомерный профессиональный личностный рост студентов, через повышения уровня самостоятельности и расширения области творческой активности.

    Итоговая аттестация

    Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

    • знаний теоретических основ проблемы готовности к выпускников начальной школы к переходу на новый этап общего образования,

    • умений прогнозировать успешность обучения и особенности адаптационного процесса школьников в пятом классе, строить психодиагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу.

    Основное содержание

    1. Характеристика процесса адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Факторы адаптации. Общий круг школьных проблем при переходе учащихся из начальной в среднюю школу. Требования средней школы к уровню развития и подготовки выпускников начальной школы. Психодиагностическая работа учителя и школьного психолога по выявлению проблем адаптационного процесса учащихся в пятом классе.

    2. Возрастные особенности выпускников начальной школы и пятиклассников. Основные новообразования младшего школьного возраста и их влияние на психическое развитие детей. Подростковый кризис. Особенности взаимодействия педагогов и школьного психолога с подростками.

    3. Готовность выпускников начальной школы к обучению и общению на новом этапе общего образования как основной путь профилактики школьных проблем в пятом классе, как предпосылка успешной адаптации учащихся в средней школе. Понятие готовности к обучению в средней школе.

    4. Основные направления и подходы изучения готовности к средней школе. Психофизическая готовность. Особенности изучения психологической готовности выпускников начальной школы к переходу в основную школу. Показатели интеллектуального, личностно-социального развития выпускника начальной школы, уровни развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Организация психодиагностической работы в начальной школе.

    5. Психолого-педагогические условия оптимизации подготовки учащихся к средней школе. Характеристика основных направлений коррекционно-развивающей работы учителя и школьного психолога по подготовке учащихся к переходу на новый этап общего образования.

    6. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения как основной путь профилактики школьных проблем в пятом классе.

    7. Личностно-социальные особенности школьников, влияющие на адаптационный процесс. Мотивационные особенности. Волевые особенности. Коммуникативные особенности. Особенности влияния самооценки. Типы личности учащихся, испытывающие адаптационные трудности. Школьная тревожность. Психокоррекция учащихся с проблемами адаптации в пятом классе.

    8. Влияние учителя на процесс адаптации. Содержание обучения и методика преподавания, как факторы, влияющие на процесс адаптации. Личность учителя и ее влияние на процесс адаптации. Особенностей влияния смены стиля педагогического руководства на адаптацию детей при переходе из начальной школы в среднее звено. Влияние стиля педагогического руководства на адаптацию к обучению в 5 классе детей с различным стилем учебной деятельности.

    9. Особенности влияния семейных отношений на адаптацию детей в средней школе. Стиль воспитания в семье и его влияние на процесс адаптации ребенка к школе. Коррекция и оптимизация педагогических установок, стилей воспитания, детско-родительских взаимоотношений.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Допущено учебно-методическим объединением вузов россии по направлениям педагогического образования

      Список учебников
      ... наук проф. В.Д.Черняк Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по направлениям педагогического образования, Министерством образования Российской Федерации в качестве ... дружеские. Кроме учебной программы, помогала в подготовке команды 3х ...
    2. У российской академии образования (уро рао)

      Монография
      ... . Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве издания для преподавателей и студентов неязыковых факультетов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 ...
    3. Программа вступительного экзамена в магистратуру направление 050100 «педагогическое образование» программа «географическое образование»

      Программа
      ... программы. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» Общие закономерности воспитания как основа гуманизации учебно ... , обуч-ся по спец. «География»: Допущено М-вом образования и науки РФ / Ю.Н.Гладкий, ...
    4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

      Документ
      ... о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: ... методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / На сайте Министерства образования и науки РФ ...
    5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

      Документ
      ... о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: ... методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / На сайте Министерства образования и науки РФ ...

    Другие похожие документы..