Главная > Документ


Типовые задания для самостоятельной работы

  • подготовка выступления, реферата, составление библиографии,

  • анализ различных ситуаций и ошибок общения; устойчивых формул общения и особенностей усвоения их младшими школьниками.

Темы для самостоятельной работы

  1. Автокоммуникация как способ преодоления критических ситуаций.

  2. Способы интерпретации невербального поведения партнеров по общению.

  3. Стереотипизация в межличностном общении.

  4. Эмпатия как механизм межличностного восприятия.

  5. Влияние профессии на общение.

  6. Соционика - наука, изучающая межличностные отношения.

Рекомендуемая литература

    1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2007.

    2. Горянина В.А. Психология общения. М., 2002.

    3. Добрович А.А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.. М., 1987.

    4. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. М., 2004.

    5. Парыгин Б.Ф. Социальная психология. СПБ., 2003.

    6. Реан А.А., Коломенская Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

    7. Чалдини Р. Влияние: Психология убеждения., 2006.

    8. Шепелева Л.Н. Программа социально-психологических тренингов. СПб., 2007.

СДМ.04 «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семестр: 3, количество кредитов – 3, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину: 108, из них аудиторных часов: 20 (10 лекций, 10 практических ).

Цель дисциплины: формировать у студентов профессиональную компетентность в области формирования учебной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • повышение уровня подготовленности студентов в области обучения младших школьников;

  • обобщение и углубление знаний, полученных в процессе овладения курсами дидактики, истории педагогики, психологии;

  • раскрытие значимости формирования учебной деятельности в современных условиях;

  • совершенствование профессиональных знаний и умений, связанных с формированием учебной деятельности младших школьников;

  • овладение основными теоретическими положениями, на которые необходимо опираться в практической работе по формированию учебной деятельности младших школьников, методами и приемами обучения, обеспечивающими успех в данном направлении;

  • стимулирование включения студентов в систему непрерывного образования.

Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений; письменных работ исследовательского характера; разработки фрагментов уроков, нацеленных на формирование учебной деятельности младших школьников; анализа содержания учебников начальных классов; выполнения контрольных работ. Текущая аттестация позволяет и преподавателю, и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

  • знаний теоретических основ формирования учебной деятельности младших школьников;

  • умений, позволяющих осуществлять аналитическую и проектировочную деятельность будущего специалиста по формированию учебной деятельности в условиях современного обучения.

Основное содержание

1.Актуальность и основные направления формирования учебной деятельности. Жизнь человека как система последовательно сменяющих друг друга деятельностей. Направленность учебной деятельности на осознанное овладение социальным опытом, накопленным человечеством.

Расширение границ учебной деятельности в современных условиях в связи с необходимостью непрерывного образования. Учебная деятельность – ступень подготовки человека к труду, постоянно действующий фактор развития его личности.

Содержание учебной деятельности. Учебная деятельность в ее широком и специфическом значении. Учебная деятельность как деятельность научения учению. Ее место среди других видов деятельности школьника.

Характеристика основных направлений формирования учебной деятельности (влияние содержания обучения на формирование учебной деятельности, учебные действия как специальный объект обучения, совершенствование структуры учебной деятельности, групповыеы форм обучения в формировании учебной деятельности и т.п.). Значимость формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Влияние овладения учебной деятельностью на успешность обучения, дальнейшее развитие детей.

2.Система дидактических основ формирования учебной деятельности младших школьников. Объективная возможность и целесообразность построения учебной деятельности как модели трудовой. Построение учебной деятельности как модели трудовой – фактор целостного формирования личности, отвечающий социальному заказу современного общества. Учет общего и особенного в трудовой и учебной деятельности при построении модели. Необходимость создания не одной, а нескольких моделей, соответствующих определенному этапу школьного обучения.

Необходимость единства содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности в процессе ее формирования. Учебная деятельность как деятельность по решению учебных задач. Обеспечение единства содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности в процессе решения учебных задач. Характеристика учебной деятельности на разных этапах решения учебной задачи. Значение этапа принятия учебной задачи в формировании учебной деятельности. Осознание содержательных, операционных и мотивационных компонентов учебной деятельности на каждом из этапов решения учебной задачи.

Реализация межпредметных связей как дидактическая основа формирования учебной деятельности. Роль межпредметных связей в создании единой научной картины мира. Формирование операционных компонентов учебной деятельности в процессе реализации межпредметных связей. Возможности межпредметных связей в развитии учебно-познавательных мотивов.

Виды межпредметных связей. Формирование учебной деятельности в процессе реализации различных видов межпредметных связей.

3.Дидактические условия формирования учебной деятельности младших школьников Дидактические условия – условия успешности, оптимизации учебного процесса. Характеристика условий, реализующих систему дидактических основ формирования учебной деятельности младших школьников. Системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом. Единство специфических и инвариантных возможностей различных учебных предметов в формировании учебной деятельности. Целенаправленное изменение меры конкретного и общего в процессе овладения учащимися учебной деятельностью. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности в процессе ее формирования. Единство вариативности и стандартизации в раскрытии межпредметных связей. Осознание всех формируемых компонентов учебной деятельности. Повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности.

4.Этапы формирования учебной деятельности. Формирование учебной деятельности как длительный и многосторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся.

Необходимость подготовительных этапов, направленных на формирование у младших школьников представлений об учебной деятельности, показ значимости овладения как отдельными процессуальными компонентами учебной деятельности, так и их системой для успешного ее осуществления.

Последовательное формирование как отдельных процессуальных компонентов учебной деятельности, так и ее целостной структуры на различных уровнях обобщения: переход от формирования на конкретном содержании отдельных учебных задач к внутрипредметному, а затем и межпредметному обобщению.

Создание условий для функционирования учебной деятельности на различном содержании.

5.Характеристика показателей сформированности учебной деятельности. Учебная деятельность как сторона практической деятельности и как самостоятельная деятельность.

Овладение учебной деятельностью как один из компонентов, обеспечивающих подготовку к непрерывному образованию, всестороннее развитие личности школьника.

Целенаправленность учебной деятельности как показатель ее сформированности (видение специфики учебной деятельности, разграничение задачи учебной и задачи практической, степень самостоятельности в определении учебной деятельности, умение действовать в соответствии с поставленной целью, способность целенаправленно осуществлять каждый из этапов решения учебной задачи).

Проявление осознанности учебной деятельности: осознание, как процесса, так и результата учебной деятельности; совпадение правильного фактического выполнения действий, входящих в структуру учебной деятельности, и верной их словесной формулировки.

Обобщенность учебной деятельности как одна из ее характеристик (возможность решения учебных задач в условиях близкого и далекого переноса, степень овладения способами деятельности, обладающими свойствами инвариантности по отношению к различным учебным предметам). Характеристика плановости учебной деятельности (совпадение структуры осуществляемой деятельности и цели, возможность определения структуры деятельности до ее выполнения, предвосхищение результата, полнота операций, степень их оптимальной последовательности). Устойчивость учебной деятельности как показатель ее сформированности (постоянство в осуществлении деятельности, как в аналогичных условиях, так и в условиях переноса, сохранение сформированных особенностей учебной деятельности в течение длительного времени). Степень самостоятельности учебной деятельности (самостоятельность в выполнении отдельных компонентов учебной деятельности, деятельности в целом, чувствительность к помощи, посильность выполнения заданий творческого характера). Отношение к учебной деятельности (характер эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью, место учебной деятельности в объеме всей деятельности школьников, стремление самостоятельно осуществлять учебную деятельность, разнообразие вариантов ее выполнения, оригинальность подходов к решению предлагаемых задач, предпочтение творческих заданий стандартным, как можно больше узнать, как можно большему научиться, осознанность мотивов учебной деятельности).

Основные понятия

Учебная деятельность; непрерывное образование; ведущий вид деятельности; социальный опыт; структура учебной деятельности; показатели сформированности учебной деятельности; система формирования учебной деятельности; дидактические основы формирования учебной деятельности; дидактические условия формирования учебной деятельности; этапы формирования учебной деятельности.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, написание рефератов, проведение исследовательской работы в школе, анализ имеющихся аудиовизуальных материалов, учебников, проектирование работы учителя по формированию как отдельных процесс

Типовые задания для самостоятельной работы

  • составление тематической библиографии, Интернет-обзора; работа с самостоятельно подобранными литературными источниками; подбор диагностических методик; проведение экспериментальной работы в школе по изучению особенностей сформированности учебной деятельности у младших школьников; подготовка докладов;

  • подбор приемов, дидактических игр, способствующих формированию учебной деятельности младших школьников; создание компьютерных презентаций, выступлений на методическом объединении учителей начальной школы.

Темы для самостоятельной работы

  1. Концепции формирования содержательного компонента учебной деятельности.

  2. Формирования положительной учебной мотивации младших школьников.

  3. Концепции целенаправленного развития операционного компонента учебной деятельности.

  4. Возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова в формировании учебной деятельности.

  5. Использование проблемного обучения как средства формирования учебной деятельности.

  6. .Целенаправленное формирование учебной деятельности в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

  7. Характеристика теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызиной.

  8. Целенаправленное развитие общих умственных действий у младших школьников.

  9. Развитие кодирования, прогнозирования и переноса как свойств субъекта учебной деятельности.

  10. Развитие личностных свойств младшего школьника в процессе овладения учебной деятельностью.

Рекомендуемая литература

  1. Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007.

  2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. СПб., 2000.

  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 2000

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.. 2005

  5. Занков Л.В.Избранные педагогические труды. М., 1996

  6. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов. М., 2004

  7. Раев. А. И. Избранные труды по педагогической психологии. СПб, 2006.

  8. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига, 2000.

ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

«МЕТОДИКА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Семестр: 3, количество кредитов – 1, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину: 56, из них аудиторных часов: 20 (10 лекций, 10 практ.)

Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности в области психологического сопровождения младшего школьника в начальной школе.

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов научно-практическое значение места и роли практического психолога в начальной школе;

  • развивать у студентов прогностические, информационные, организаторские, коммуникативные, психотерапевтические умения, лежащие в основе работы школьного психолога;

  • обеспечить освоение технологий эффективного психологического сопровождения учащихся, подготовить к индивидуальному и дифференцированному сопровождению учащихся в начальной школе;

  • пробудить интерес к изучению опыта практического психолога, расширить профессиональный кругозор, стимулировать личностный рост.

Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений; дискуссий, деловых игр; анализа содержания учебно-методических пособий, обзора литературы по проблемам психологического сопровождения ребенка, фрагментов консультирования и психотерапевтической работы; методических разработок школьных психолого-педагогических консилиумов и других методических материалов.

Система текущей аттестации обеспечивает планомерный профессиональный личностный рост студентов, повышение уровня их самостоятельности и расширения области творческой активности. Текущая аттестация позволяет не только выявить и реализовать возможности студентов, но и дает возможность преподавателю и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет.

Основное содержание

1.Актуальные проблемы психологической службы образовательных учреждений. Понятие психологической службы образовательного учреждения. Цели и задачи психологической службы. Современное состояние психологической службы в нашей стране и за рубежом. Специфика работы практического психолога в дошкольных учреждениях, школе, среднем и высшем учебном заведении, в учреждениях интернатного типа.

Психологические условия эффективности работы службы, Возрастная, педагогическая и социальная психология как теоретическая основа работы психолога. Индивидуальный подход к учащимся - основной принцип службы. Профессиональное взаимодействие практического психолога с педагогическим коллективом школы. Этика практического психолога.

2.Организация и основные направления работы практического психолога в школе. Место психологической службы в системе народного образования. Модели и структура психологической службы в различных типах образовательных учреждений. Отчетная документация и эффективность работы практического психолога. Взаимосвязь науки и практики в работе психологической службы. Основные виды, формы и методы работы психолога. Их единство и взаимосвязь.

3.Психологическая профилактика в начальной школе. Понятие психопрофилактики. Объект психопрофилактики в образовательных учреждениях разного типа. Задачи и методы психопрофилактики в начальной школе. Планирование психопрофилактической работы в начальной школе. Содержание и формы психопрофилактики в школе. Единство педагога и психолога в профилактической работе.

4.Психологическое просвещение в начальной школе. Задачи и возможности психологического просвещения. Просвещение как компонент профилактики и инструмент коррекции. Объект психологического просвещения: ребенок, родитель, педагог и педагогический коллектив. Формы психологического просвещения и их выбор. Содержание и построение материала при различных формах просвещения. Групповое и индивидуальное просвещение. Трудности психологического просвещения в начальной школе.

5.Психолого-педагогическое консультирование в начальной школе. Актуальные проблемы и задачи консультирования в начальной школе. Организация консультаций. Запрос к психологу и его формулировка. Наиболее типичные виды обращений к практическому психологу в начальной школе. Специфика различных объектов консультирования. Особенности повторного консультирования.

6.Психодиагностика в начальном образовании. Специфика психодиагностической работы в различных типах образовательных учреждений. Учет возрастных особенностей исследуемых в психодиагностической работе. Запрос на диагностическую работу и трудности определения психологической проблемы. Определение структуры психодиагностического исследования и отбор методов и конкретных методик. Групповые и индивидуальные методы обследования, используемые в начальной школе. Организация психодиагностического обследования в начальной школе. Анализ результатов и постановка психологического диагноза. Разработка психолого-педагогических рекомендаций - основная цель психодиагностического исследования.

7.Психокоррекционная деятельность практического психолога в начальной школе. Понятие психокоррекции. Постановка коррекционной задачи. Формы и виды коррекции. Принципы и структура психокоррекционной работы в образовательных учреждениях. Основное содержание психокоррекционной работы в начальной школе. Разнообразие коррекционных техник, применяемых в начальной школе, и проблема их отбора. Комплектование группы. Учет возрастных и индивидуальных особенностей корректируемых личностей. Проблемы эффективности коррекционной работы в начальной школе.

Основные понятия

Психологическая служба, психологическое сопровождение, психопрофилактика, психопросвещение, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум, психолого-педагогическое консультирование, психотерапевтические техники.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к практическим занятиям, широкое знакомство со специальной литературой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет, ее анализ и систематизацию, составление библиографии, составление портфолио приемов и методов работы практического психолога в образовательных учреждениях; обсуждение материалов, вынесенных на самостоятельную проработку.

Типовые задания для самостоятельной работы

  • реферирование основных монографий; подготовка сообщений, разработка проекта психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения;

  • подбор диагностических методик; создание портфолио приемов и методов работы практического психолога.

Темы для самостоятельной работы

    1. Современные модели организации психологической службы в начальной школе.

    2. История становления психологической службы образовательных учреждений.

    3. Профилактическая работа практического школьного психолога.

    4. Задачи и технологии консультативной работы практического психолога в начальной школе.

    5. Психологическое просвещение в начальной школе, его задачи и методы.

    6. Организация коррекционно-развивающей работы в начальной школе.

    7. Работа практического психолога с семьей младшего школьника.

    8. Проблемы организации диагностической работы практическим психологом в начальной школе.

    9. Психокоррекция младших школьников с проблемами в познавательной деятельности.

    10. Психокоррекция младших школьников с проблемами развития эмоционально-чувственной сферы.

    11. Психокоррекция первоклассников, имеющих адаптационные трудности.

Рекомендуемая литература

      1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2000.

      2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М., 2002.

      3. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000.

      4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М., 2005.

      5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./Под ред. М.Р.Битяновой. - СПб, 2002.

      6. Практическая психология образования./Под ред.И.В.Дубровиной. – М., 1997.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

Семестр: 3, количество кредитов – 3, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину: 94, из них аудиторных часов: 10 практич.

Цель дисциплины: сформировать у студентов научное понимание закономерностей восприятия художественных произведений учащимися разных возрастов.

Задачи дисциплины:

  • отбор художественного материала для изучения его школьниками с учетом возрастных и индивидуально-типических особенностей учащихся;

  • различение художественных образов и образов в психологии, овладение практическими навыками диагностики ведущего канала восприятия человека и его типологии в разных аспектах восприятия и деятельности;

  • выстраивание дидактических условий для осуществления учебного и образного переноса на различном содержании.

Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений, дискуссий, обзора литературы по курсу, анализа видеоматериалов, различных интерпретаций художественных произведений, составления плана работы по организации восприятия и понимания художественного произведения, анализа различных систем работы младших школьников с художественными произведениями.

Система текущей аттестации обеспечивает планомерность самостоятельной работы студентов, позволяет реализовать их профессионально-педагогические и творческие способности.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

  • теоретических знаний основных психолого-педагогических теорий в области восприятия и понимания художественных произведений школьниками на разных возрастных ступенях развития;

  • умений, лежащих в основе профессиональной деятельности учителя, позволяющих осуществить педагогическое проектирование в указанной области.

Основное содержание

  1. Понятие и образ в структуре психолого-педагогического знания. Понятие и образ как психологические категории. Структура понятия и этапы его становления в детском возрасте. Расширение понятия образа в психологии. Образное мышление и воображение и динамика их становления в школьном возрасте. Понятие канала восприятия и закономерности их развития в детском, подростковом и юношеском возрастах. Возрастная и индивидуальная сочетаемость каналов восприятия.

  2. Понятие художественного образа и закономерности его развития у учащихся. Соотношение понятий «образ» и художественный образ. Виды художественных образов. Образное обобщение и образная конкретизация.

Закономерности восприятия и формирования художественного образа в возрастной динамике.

  1. Специфика развития художественных образов у школьников в разных видах искусства. Литературный образ и закономерности его становления в школьном возрасте. Изобразительный образ (объемный и плоский) и закономерности его становления в школьном возрасте (на материале живописи, скульптуры и архитектуры). Музыкальный образ и закономерности его становления в школьном возрасте. Смешанный образ в искусствах кино и телевидения и закономерности его становления в школьном возрасте.

  2. Понятие переноса и закономерности его формирования у школьников. Учебный и образный перенос как основные способности обучающейся личности. Закономерности становления учебного и образного переноса на различных возрастных этапах. Связи учебного и образного переноса в понимании художественного произведения учащимися. Условия становления образного переноса в деятельности по восприятию и пониманию художественных произведений разных видов искусства школьниками разных классов.

  3. Интерпретация художественных произведений школьниками разных возрастов. Интерпретация как творческая способность личности. Интерпретация как способ понимания и принятия художественного произведения субъектом. Образный перенос как условие создания интерпретации. Роль автора и субъекта восприятия в интерпретационном процессе. Особенности формирования умения интерпретировать художественное произведение учащимися различных возрастов.

  4. Индивидуальные особенности восприятия и понимания художественных произведений учащимися разных возрастов. Индивидуально-типологические предпосылки развития ведущих каналов восприятия. Тип высшей нервной деятельности как исходное условие развития темперамента и характера личности. Типологии личности: индивидуальный когнитивный и эмоциональный стиль, полезависмость и поленезависимость, характер функциональной межполушарной асимметрии и типология личности (по И.П.Павлову). Особенности восприятия, понимания и создания художественных произведений школьниками в зависимости от типа личности.

Основные понятия

Понятие, образ, художественный образ, восприятие, понимание, интерпретация, учебный и образный перенос, типология личности.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой по различных областям знания и искусства, моделирование занятий по формированию умений воспринимать и понимать художественное произведение, анализ уроков (видеозаписей) по соответствующим дисциплинам, написание и анализ собственных вариантов интерпретаций художественных произведений.

Типовые задания для самостоятельной работы

  • различные виды реферирования и аннотирования литературных источников; анализ актуальных задач организации и проведения уроков по восприятию и пониманию художественных произведений школьниками в различных классах школы;

  • проведение экскурсий в различные музеи для осуществления работы по формированию художественного образа и его художественной интерпретации; разработка занятий для школьников, в которых осуществляется реализация различных методов и приемов восприятия художественного произведения.

Темы для самостоятельной работы

  1. Понятие и образ в психологии и методике преподавания предметов эстетического цикла.

  2. Понятие художественного образа и его развитие в школьном возрасте.

  3. Проблема организации деятельности учащихся по восприятию художественного текста.

  4. Проблема различий закономерностей развития художественного образа в разных искусствах.

  5. Проблема сочетания различных каналов восприятия в синтетических художественных образах.

  6. Проблема применения различных приемов развития художественного образа у учащихся разных возрастов;

  7. Вопросы на все сферы восприятия как оптимальные условия создания художественного образа.

  8. Интерпретация и перенос как механизм ее осуществления.

Рекомендуемая литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Допущено учебно-методическим объединением вузов россии по направлениям педагогического образования

    Список учебников
    ... наук проф. В.Д.Черняк Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по направлениям педагогического образования, Министерством образования Российской Федерации в качестве ... дружеские. Кроме учебной программы, помогала в подготовке команды 3х ...
  2. У российской академии образования (уро рао)

    Монография
    ... . Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве издания для преподавателей и студентов неязыковых факультетов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 ...
  3. Программа вступительного экзамена в магистратуру направление 050100 «педагогическое образование» программа «географическое образование»

    Программа
    ... программы. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» Общие закономерности воспитания как основа гуманизации учебно ... , обуч-ся по спец. «География»: Допущено М-вом образования и науки РФ / Ю.Н.Гладкий, ...
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: ... методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / На сайте Министерства образования и науки РФ ...
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: ... методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / На сайте Министерства образования и науки РФ ...

Другие похожие документы..