Главная > Документ


Темы для самостоятельной работы

    1. Специфика психодиагностической работы в образовании и воспитании.

    2. Учет возрастных особенностей исследуемых в психодиагностической работе.

    3. Определение структуры психодиагностического исследования и отбор конкретных методик.

    4. Организация и проведение психодиагностического обследования. Требования к организации психодиагностического обследования.

    5. Методика постановки психодиагностического диагноза и составление психодиагностических рекомендаций.

    6. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка.

    7. Возможности применения проективных методик в школьной психодиагностике.

Рекомендуемая литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. - М ,1982.

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Киев, 1999.

  3. Введение в психодиагностику /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 2000

  4. Венгер Л.А., Цуккерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

  5. Детский практический психолог. М., 2001.

  6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. М., 2006.

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. В 2 кн. - М., 2006.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СДМ.01 «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Семестр: 1, количество кредитов – 6, отчетность – экзамен.

Количество часов на дисциплину: 216, из них аудиторных часов: 56 (28 лекций, 28 практических.)

Цель дисциплины: формирование профессиональной компетентности в области психологических дисциплин на основе обобщения психологических и историко - педагогических знаний студентов, полученных в бакалавриате, формирования ценностного подхода к оценке педагогических систем, включения магистрантов в деятельность по освоению различных педагогических систем.

Задачи дисциплины:

  • углубление знаний теоретических основ психологической науки;

  • соотнесение новых достижений исторической науки с историко-психологическим знанием как частью социальной и интеллектуальной истории, выявление связей между историей психологии и историей цивилизаций;

  • философское и культурологическое осмысление ведущих психолого-педагогических концепций, лежащих в основе построения педагогических систем.

Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в форме: реферативных сообщений,обзора литературы по курсу, анализа видеоматериалов, дискуссий, сравнительного анализа содержания монографий современных психологов и психологов прошлого, защиты ретроспективных историй построения педагогических систем; исторических эссе по основным современным психолого-педагогическим теориям.

Система текущей аттестации обеспечивает планомерность самостоятельной работы студентов, позволяет реализовать их профессионально-педагогические и творческие способности. Текущая аттестация дает возможность верной рефлексии преподавателя и студентов и коррекции деятельности.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает экзамен, на котором определяется степень сформированности:

  • теоретических знаний основных психолого-педагогических учений в мировой психологии;

  • умений, лежащих в основе профессиональной деятельности преподавателя вуза, позволяющих осуществить педагогическое проектирование и саморефлексию в условиях высшего и среднего педагогического образования.

Основное содержание

Введение. Задачи и место дисциплины в системе подготовки магистра образования. Ее связь с психолого-педагогическими дисциплинами, изучаемыми в бакалавриате. История и история педагогической психологии. Проблема цивилизационного подхода к рассмотрению психолого-педагогических проблем.

1.Исторический путь развития педагогической психологии как самостоятельной науки. Античные представления о психологии воспитания. Связь психологии воспитания с физиологией, искусством, представлениями о космическом в древнем мире. Воспитательная парадигма и ее обоснование в Средние века. Эпоха Возрождения как расцвет гармоничного представления о человеке, психология воспитания и начало целенаправленного формирования ценностных ориентаций личности на основе целостного подхода к человеку с учетом его психологических и психофизиологических свойств. Идеи Просвещения и психология обучения и воспитания «нового» человека. Их воплощение в России. Педагогическая психология как ветвь психологии развития личности. Закономерности воспитания и обучения как основа организации гимназического и реального образования в России. Педагогическая психология как самостоятельная наука на рубеже XIX и XX веков.

2.Психологические подходы к обоснованию развития ребенка и взаимосвязи с обучением и воспитанием. Выделение речи и мышления как главных компонентов развития личности и главных фокусов обучения и воспитания. Проблема взаимосвязи мышления и речи в педагогической психологии в первой трети XX века. Работы Ж.Пиаже и Л.С.Выготского. Становление личности как проблема развития психических функций. Развитие психических функций как основа обучения и воспитания.

3.Различные модели построения психолого-педагогической основы обучения и воспитания личности. Модель механического научения Э.Торндайка. Модель «Вслед за развитием» и особенности ее реализации в различных европейских образовательных системах. Модель «впереди развития» и ее реализация в педологии. Педология как основа педагогической психологии. Ориентация обучения на зону ближайшего развития личности. Реализация этой идеи в системе Д.Эльконина-В.Давыдова.

4.Развитие понятийного мышления в обучении. Проблема этапов развития понятийного мышления у ребенка как психолого- педагогическая проблема. Б.Штерн, Л.С.Выготский, Дж.Брунер, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и их обучающие модели становления понятийного аппарата личности. Реализация этих моделей в современных образовательных системах.

5.Развитие образного, эстетического и нравственного познания в обучении. Проблема развития образного мышления как задача обучения в школе. Характер образного мышления школьников на различных этапах обучения и проблема построения обучающей модели развития образного компонента мышления. Взаимосвязь образного и логического компонентов в обучении. Формирование нравственных убеждений и ценностных ориентаций личности как основа современной воспитательной системы.

6.Проблема развития познавательных способностей школьников. Познавательные способности и их место в системе обучения и воспитания личности. Формирование познавательных способностей как главная задача обучения в школе. Взаимосвязь процессов познавательных и иных способностей личности в обучении и воспитании.

7.Проблема развития творческих способностей. Творческие способности личности как основа обучения, воспитания и развития. Особенности формирования и проявления творческих способностей на разных этапах обучения и воспитания личности.

Специальные и творческие способности. Их взаимосвязь и взаимозависимость в разных образовательных системах.

Организация самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы предполагает ознакомление с литературой по проблемам истории педагогической психологии, составление сравнительных таблиц, подготовку реферативных сообщений.

Типовые задания для самостоятельной работы

  • реферирование и аннотирование психолого-педагогической литературы; сравнительный анализ различных источников;

  • контент-анализ литературы по теме анализ видеоуроков; написание эссе и защиту проектов по комплексному изучению психолого-педагогической проблемы.

Темы для самостоятельной работы

1. Педагогическая психология как отрасль психологии.

2. Идеи педагогической психологии.

3. Вклад Л.С.Выготского в развитие педагогической психологии.

4. Этапы развития мышления ребенка.

5. Развитие познавательных способностей личности в обучении.

6. Роль образовательных систем в развитии младшего школьника.

7. Развитие творческих способностей младших школьников.

Рекомендуемая литература

  1. Брунер Дж. Психология познания. - М.:, 1977.

  2. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6-ти т. Т. 2. - М., 1982, «Мышление и речь», «Лекции по возрастной психологии».

  3. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АНП РСФСР, №2, 1959.

  4. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М., 2005.

  5. Мейл А., Вульф А. Новое в анализе образовательных результатов. УМК «Образование. Мировой бестселлер» М, 2006

  6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. - М., 1969.

  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1999.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.:, 1972.

  9. Раев А.И. Избранные труды по педагогической психологии. СПб, 2006.

  10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.,1958.

СДМ.02 «ПСИХОЛОГИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Семестр: 2, количество кредитов – 4, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину:168, из них аудиторных часов: 56 (28 лекций, 28 практических.)

Цель дисциплины: подготовка специалиста в области начального образования на уровне профессиональной компетентности.

Задачи дисциплины:

  • повышение уровня подготовленности студентов в области педагогической психологии в аспекте начального образования, расширение знаний о профессиональной компетентности учителя начальных классов;

  • обобщение и углубление знаний об учете специфики возрастного развития в младшем школьном возрасте в учебном процессе начальной школы;

  • углубление знаний о закономерностях формирования знаний, умений и навыков у младших школьников, проблеме адаптации на первой ступени школьного обучения;

  • знакомство с психологической спецификой воспитательного процесса в начальной школе;

Текущая аттестация

Оценка качества знаний по курсу проводится в рамках балльно-рейтинговой системы в форме: реферативных сообщений и докладов;

письменных работ исследовательского характера; составления «копилок» диагностических методик, развивающих приемов и упражнений; проведения небольших диагностических исследований.

Текущая аттестация в баллах позволяет и преподавателю и студенту объективно оценивать уровень овладения курсом, корректировать качество усвоения материала.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, который характеризует степень сформированности:

  • знаний теоретических основ психологии образования детей младшего школьного возраста;

  • умений, позволяющих учитывать эти знания при организации обучения и воспитания младших школьников.

Основное содержание

  1. Возрастные особенности младшего школьного возраста как база для обучения и воспитания на начальной ступени образования. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития младших школьников. Значение двигательной активности для психического развития детей. Закономерности нейрофизиологического развития младших школьников. Развитие коры больших полушарий мозга. Анатомо-физиологическая готовность детей к школьному обучению. Изменение условий развития ребенка в связи с поступлением в школу. Особенности познания, общение и труда как факторов развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность младших школьников как ведущий вид деятельности. Основные новообразования младших школьников: произвольность, рефлексия и внутренний план действий, возможности их диагностики. Особенности развития мотивации в период начального обучения, диагностика развития мотивов у младших школьников. Проблема личностной готовности к школе. Специфика психических познавательных процессов у младших школьников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, возможности их диагностики и учета при организации урока. Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Возможности целенаправленного развития познавательных процессов. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей 7 – 10 лет, учет эмоционально-волевых особенностей младших школьников на уроке. Невротические отклонения эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте.

  2. Проблема школьной адаптации и дезадаптации младших школьников. Основные проявления дезадаптации младших школьников. Группы детей с различной выраженностью адаптации к школе. «Группы риска» в начальных классах (гиперактивность, леворукость, эмоциональные нарушения). Основные группы причин школьной дезадаптации (анатомо-физиологические, интеллектуальные и личностные причины, особенности семейного воспитания и деятельность учителя как факторы школьной дезадаптации).

  3. Психологические особенности обучения младших школьников. Психологические закономерности формирования познавательной деятельности детей (ее целей, содержания и мотивов. Особенности формирования логических приемов мышления и приемов познавательной деятельности. Развитие навыков письма и чтения: психологические закономерности и особенности. Проблема нарушения формирования навыков чтения и письма: дисграфия и дислексия. Умение учиться и субъектная позиция младшего школьника. Младший школьник как субъект педагогического воздействия.

  4. Психологические особенности воспитания младших школьников. Психологические механизмы формирования личности. Закономерности формирования нравственно-волевых свойств личности у младших школьников. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению. Психологические барьеры в общении воспитателя с учащимися. Проблема нравственной «деформации» личности младших школьников и ее коррекции.

  5. Педагогическая компетентность учителя в системе начального образования. Анализ профессиональной деятельности учителя начальных классов. Типология стилей педагогической деятельности. Проблема готовности к профессиональной педагогической деятельности: показатели ее сформированности. Подходы к проблеме педагогической компетентности. Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов, возможности их диагностики.

Основные понятия

Анатомо-физиологические предпосылки психического развития; готовность к школьному обучению; познавательная деятельность; новообразования младшего школьника; школьная адаптация и дезадаптация; субъект деятельности и поведения; нравственно-волевое свойство личности; потенциальная и актуальная готовность к нравственному поведению; педагогическая компетентность.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает широкое знакомство с литературой, проведение исследовательской работы в школе, подготовка докладов и написание рефератов на самостоятельно выбранную и согласованную с преподавателем тему; составление «копилок» диагностических методик и развивающих упражнений для изучения и совершенствования отдельных сторон познавательной и эмоционально-волевой сферы младших школьников и т. д.

Типовые задания для самостоятельной работы

  • конспектирование журнальных статей, реферирование монографий; подготовка сообщений по проблемам дисциплины; докладов;

  • подбор диагностических методик; проведение небольших экспериментальных исследований; составление проектов воспитательных программ и их психологическое обоснование.

Темы для самостоятельной работы

  1. Психологические особенности детей шестилетнего возраста, проблемы их обучения в начальной школе.

  2. Психологические закономерности формирования навыка письма (счета) в начальной школе, проблема нарушения его развития.

  3. Младшие школьники и компьютер: влияние компьютерных игр на развитие психики ребенка.

  4. Проявления межполушарной функциональной асимметрии у детей в учебном процессе.

  5. Особенности обучения левшей в начальной школе.

  6. Учет половых различий деятельности и поведения детей в процессе начального обучения.

  7. Проблема готовности младших школьников к обучению в средней школе.

  8. Психологическая и педагогическая культура в деятельности учителя начальных классов.

  9. Проблема профессиональной деформации личности учителя младших классов.

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М., 2004.

  2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб., 2000.

  3. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2003

  4. Психологические задания к педагогической практике студентов. / Под ред. А.Э.Штейнмеца. – М., 2002.

  5. Практическая психология образования: учебное пособие 4-е издание / под ред. И. В. Дубровиной – СПб., 2007

СДМ.03 ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Семестр: 2, количество кредитов – 3, отчетность - зачет

Количество часов на дисциплину:108, из них аудиторных часов: 28 (14 лекций, 14 практических.)

Цель дисциплины: освоение и целенаправленное использование социально-психологических закономерностей и механизмов общения.

Задачи дисциплины:

  • сформировать знания об общении как социально-психологическом явлении, выделить основные закономерности общения;

  • развить комплекс практических умений, обеспечивающих ориентацию в ситуациях общения;

  • ознакомить с содержанием социально-психологического тренинга, направленного на коррекцию и совершенствование коммуникативной компетентности студентов.

Текущая аттестация

Оценка качества усвоения знаний по дисциплине «Психология общения» проводится в течение семестра в устной и письменной форме в виде: контрольных и практических работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера; дискуссий, реферативных сообщений; заданий, оценивающих знание эффективной техники общения. Система текущей аттестации создает условия для построения студентом оптимальных путей подготовки к итоговой аттестации.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяется степень сформированности:

  • знаний социально-психологических закономерностей и механизмов общения;

  • умений, обеспечивающих ориентацию в различных ситуациях общения.

Основное содержание

1. Проблема общения в социальной психологии. Историческое развитие проблемы общения в психологии. Подходы к общению в общей психологии. Специфика понятия «общение» в социальной психологии. Структура общения; коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты. Информационная, регуляционная и аффективная функция общения. Виды и средства общения. Автокоммуникация как вид общения, необходимый для развития личности.

2. Общение как коммуникативный процесс. Общение как обмен информации. Специфика человеческой коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Средства и формы невербальной коммуникации: кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение. Понятие «коммуникативные барьеры» в общении и пути их преодоления.

3. Общение как перцептивный процесс. Специфика исследования перцептивных процессов в социальной психологии. Различие терминов «восприятие» и «понимание» человека человеком. Понятие «социальная перцепция». Генезис социальной перцепции.

Важнейшие механизмы межличностного восприятия. Формирование первого впечатления. Ошибки межличностного восприятия и способы их преодоления. Эффекты «ориола», «первичности» и «новизны». Механизмы и явление стереотипизации, экспериментальные данные, анализ практических ситуаций. Идентификация как уподобление себя партнеру. Эмпатия как эмоциональное сопереживание. Рефлексия как осознание каждым партнером того, как он воспринимается другим партнером по общению. Феномен «каузальной атрибуции» как процесс приписывания партнеры по общению причин поведения и личностных черт.

Профессиональные особенности межличностного общения.

4. Общение как интерактивный процесс. Место взаимодействия в структуре общения. Типология межличностного взаимодействия.

Позиции и роли в общении. Подход к анализу взаимодействия с точки зрения позиций, занимаемых людьми при общении. Понятие «роли» в общении, соотношение понятий «функция» и «роль». Виды ролей: формальная, внутригрупповая, межличностная и индивидуальная.

Понятие «коммуникативная дистанция» при общении, факторы, влияющие на величину коммуникативной дистанции. Типы взаимодействий в общении. Основные положения трансакционного анализа и возможности его применения для изучения общения.

Механизмы воздействия в процессе общения. Подражание, заражение, внушение и убеждение. Проблема конфликта в социальной психологии и различные подходы к ней. Классификация конфликтов. Функции конфликта. Социально-психологическая и динамическая структуры конфликта.

5. Стили общения. Понятие «стиль общения» в социальной психологии. Общая характеристика стилей общения. Ритуальный стиль общения, его значение и функции. Характеристика и составляющие манипулятивного общения. Гуманистическое общение - высший уровень взаимопонимания и общения. Конгруэнтность опыта, сознание и коммуникации как важнейшая характеристика гуманистического общения. Синдром «дискоммуникации» и психогигиена общения. Психотерапевтические умения, необходимые в общении с детьми.

6. Генезис общения. Формирование общения в филогенезе. Роль общения в психическом развитии ребенка. Формирование Я-образа в процессе общения. Психологическая характеристика общения детей до поступления в школу. Устойчивые формулы общения и усвоение их младшими школьниками. Формирование младшего школьника как субъекта общения. Особенности общения младшего школьника со сверстниками и взрослыми. Возрастные особенности общение подростков, юношей, взрослых и пожилых людей.

7. Активное социально-психологическое обучение (тренинг) Активные групповые методы обучения общению в социальной психологии: дискуссионные метода, игровые методы, сенситивный тренинг.

Анализ конкретных ситуаций как активный социально-психологический метод. Анализ конфликтных ситуаций с помощью различных стратегий.

Игровые методы как активные социально-психологические методы. Дидактические и творческие игры. Деловые игры, их разновидности, принципы создания и применения. Ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодрамма). Трасакционный анализ как вариант игрового метода.

Социально-психологический тренинг и его виды. Сенситивный тренинг как тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя. Тренинг делового общения. Техники эффективного общения: эффективного слушания, передача информации, налаживание контакта и выхода их него. Тренинг невербального общения. Преимущество групповых методов в практической работе.

Возможные трудности и пути их преодоления.

Основные понятия

Вербальная коммуникация; генезис общения, гуманистическое общение; идентификация, интерактивная сторона общения; каузальная атрибуция, коммуникативная сторона общения, коммуникативные барьеры, конфликтное поведение; межличностное общение, манипуляция в общении, механизмы воздействия в общении; невербальная коммуникация; ошибки социальной перцепции; первое впечатление, позиции и роли в общении, профессиональные особенности межличностного общения; рефлексия, ритуальный стиль общения; социальная перцепция, стереотипизация, стиль общения; эмпатия.

Организация самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы направлены на закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях, практических занятиях и в ходе социально-психологического тренинга.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Допущено учебно-методическим объединением вузов россии по направлениям педагогического образования

    Список учебников
    ... наук проф. В.Д.Черняк Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по направлениям педагогического образования, Министерством образования Российской Федерации в качестве ... дружеские. Кроме учебной программы, помогала в подготовке команды 3х ...
  2. У российской академии образования (уро рао)

    Монография
    ... . Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования в качестве издания для преподавателей и студентов неязыковых факультетов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 ...
  3. Программа вступительного экзамена в магистратуру направление 050100 «педагогическое образование» программа «географическое образование»

    Программа
    ... программы. Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» Общие закономерности воспитания как основа гуманизации учебно ... , обуч-ся по спец. «География»: Допущено М-вом образования и науки РФ / Ю.Н.Гладкий, ...
  4. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: ... методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / На сайте Министерства образования и науки РФ ...
  5. Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва

    Документ
    ... о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: ... методического материала «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» / На сайте Министерства образования и науки РФ ...

Другие похожие документы..