Главная > Книга


Телегин С.М. – Гиперборея – священная родина человечства

НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ

Издательство ФАИР» Москва 2011

В данном научно-популярном справочном издании собраны и осмыслены сведения из мифов разных народов мира, указующих на наличие Гипербореи - прародины человечества. Для широкого круга читателей. Особое внимание уделено анализу эпоса народов киче книги "Пополь-Вух", что позволяет понять необычность и глубину данного произведения, восстановить гиперборейское Откровение и сформировать гиперборейское мировоззрение.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. ТАИНСТВА ULTIMA THЬLE

Глава 1. Откровение Огня и Льда 5

Глава 2. Воля Севера зажигает Свет с Востока 85

Глава 3. Атлантида и Трипура: путь на Запад 142

Часть II. КНИГА ПЕРВОГО ОТКРОВЕНИЯ

Глава 1. Книга Зеленого Луча 191

Глава 2. Книга Обратной Реальности 277

Глава 3. Книга Черного Солнца " 358

Глава 4. Книга Семи Пещер 459

Глава 5. Книга Зари 556

Глава 6. Книга Героев 598

Заключение. Утраченная Книга 665

ПРИЛОЖЕНИЕ

Полезные ссылки 685

Греческий алфавит 686


ЧАСТЬ I

ТАИНСТВА ULTIMA THЬLE

ГЛАВА 1

ОТКРОВЕНИЕ ОГНЯ И ЛЬДА

Когда мы смотрим на остатки строений времен каменного века или наскальные рисунки и картины на стенах в глубоких пещерах, то неизбежно приходим к выводу: создатели древних культур руководствовались целями, настолько чуждыми современному мышлению, что их смысл не просто ускользает от нас, но даже их гипотетическое содержание вызывает лишь чувство первобытного ужаса и космического холода. То же можно сказать и о дошедших до нас из глубокой древности мифах, содержание которых нам также представляется темным, а любые трактовки оказываются ошибочными.

Ошибочная трактовка мифов связана прежде всего с убеждением, что их создатели всегда жили в средней полосе или в тропиках и что все их мифы и традиции сложились в этих местностях и отражали их реалии. Символическая трактовка мифологических образов, мотивов и сюжетов, их «затемненность» и недопонимание связаны на самом деле с тем, что изначальные традиции и древнейшие пласты мифологических систем были созданы совсем не в тех регионах, где народы, их носители, обитали в историческое время. Отражая феномены совсем иных областей, они не были понятны ни простым людям, ни жрецам, ни поздним комментаторам. Отсюда и возник соблазн объяснять их не буквально, а символически, как нравственные аллегории.

Однако еще в конце XIX в. появились ученые, которые заметили, что в мифах индоевропейцев (родину которых искали тогда в Азии) описывается движение солнца и годичный календарь, каким он может быть только в Арктике. Один из таких ученых, индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак (1856-1920), опубликовал в 1903 г. книгу «Арктическая родина в Ведах». В ней он высказал мысль, что все трудности в понимании мифов исчезают, «когда мы прибегаем к арктической теории»1, то есть к теории, по которой древние предки индоевропейцев создали высокоразвитую цивилизацию не в Азии и не в Сибири, а на исчезнувших теперь островах рядом с Северным полюсом.

Начальные строки «Старшей Эдды» представляют нам самые глубокие слои изначальной индоевропейской традиции:

В самом «начале времен», гласит предание,

...солнце с юга на камни светило, росли на земле зеленые травы. *

Солнце, друг месяца, правую руку до края небес простирало с юга;

солнце не ведало, где его дом...2

1 Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах. М., 2001. С. 327.

2 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. М., 1975. С. 183.


Это весьма любопытный и ценный отрывок, который считается «темным» описанием «первобытного неупорядоченного хаоса». На самом деле, если применить теорию Тилака, он может быть понят вполне буквально. Солнце здесь освещает мир с юга. Такую картину можно наблюдать, если находиться непосредственно в точке

Северного полюса. Солнце появляется не на востоке, а на юге, так как по отношению к Северному полюсу все остальные стороны света — юг. Далее картина становится еще более определенной: солнце встает на юге (а не на востоке) и движется направо (простирает правую руку) вдоль всей линии горизонта («до края небес») и при этом не опускается уже на ночь («не ведает, где его.дом»). Всякий, кто знаком с географией, скажет, что восход солнца «на юге» (так как «юг» везде), его движение слева направо вдоль линии горизонта и без заката на ночь можно наблюдать только непосредственно в точке Северного полюса. Американский исследователь У. Уоррен отмечал, что для человека, находящегося на Северном полюсе, «солнце должно было всходить не на востоке... а на юге»1. При этом солнце и звезды движутся кругами слева направо — «простирая руку направо» вдоль горизонта.

«Младшая Эдда», приводя строки из «Старшей Эд-ды», говорит о сверкающих искрах, «что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма»; их прикрепили «в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю»2. Здесь речь идет о Полярной звезде, которая прикреплена неподвижно к «середине неба», то есть в его центре, прямо над головой, а не со склонением на север, как это можно наблюдать в средней полосе. Другие же звезды и солнце, освещая небо и землю, «летали кругом» — двигались кругами вдоль горизонта, как это можно наблюдать только на Северном полюсе. Эти примеры свидетельствуют в пользу теории Тилака, а также открывают возможность буквальной интерпретации мотивов и образов, содержащихся в мифах.

1 Уоррен У. Ф. Найденный рай на Северном полюсе. М., 2003. С. 191.

2 Младшая Эдда. М., 1*994. С. 25.


Мифы следует понимать не как вымысел. Мифы — это откровения прошедшей эпохи, того Золотого века, когда человек был непосредственно связан с богами и сам становился богом. Мифы — это фантазии не человека, а бога. Для человека они — реальность и откровение. Через откровение мифа человеку передается сила божественного воображения и творящего Слова. Что же касается древнейших мифов, то в них следует искать откровение о нашей утраченной арктической прародине и следы примордиальной Высокой Традиции.

1 Кондратов А. М. Следы — на шельфе. Л., 1981. С. 118-122.

2 Там же. С. 138.


Была ли возможна в древности жизнь в Арктике? Современные ученые пришли к выводу, что в 10-м тысячелетии до н. э. люди жили на о. Врангеля, который, вместе с прилегающим к нему шельфом, был свободен от ледника. В то же время произошло заселение Шпицбергена, а хребет Ломоносова возвышался над водой и был свободен ото льда, соединяя Сибирь и Америку1. Известно также, что в ледниковую эпоху Северное МО-' ре не существовало, а Британия и Ирландия соединялись с Европой сушей, по которой древний человек мог свободно передвигаться. На шельфе между Европой и Британией обнаружены торфяники, в которых найдены останки мамонтов, других крупных животных, а также и человека. Больше всего таких находок обнаружено на шельфе Доггер-Банки. Отмель Доггер-Банка не опускается ниже отметки 37 м, а несколько тысяч лет назад в центральной ее части находился большой остров. С его поверхности, находящейся сегодня ниже уровня моря, подняты орудия труда и охоты первобытного человека. Специалисты приходят к выводу, что люди жили на территории нынешнего шельфа Северного моря еще несколько тысяч лет после завершения ледникового периода. Эти земли были затоплены всего лишь 6 тысяч лет назад2.

Ученые определили, что в конце ледникового периода происходило несколько волн заметного потепления и похолодания климата. Так, значительное потепление на севере Германии отмечалось в 13-11-м тысячелетии до н. э. В этот период здесь преобладают сосново-березовые леса. Группы охотников проникают на освободившуюся ото льда равнину Северной Европы. В это время на севере Германии, в Бельгии и Голландии возникают поселения, относящиеся к культуре мадлен. Именно культура мадлен считается основой формирования индоевропейского племени и цивилизации.

Следующее крупное потепление приходится на период 9800—9000 гг. до н. э. В Центральной Европе растут сосновые и березовые леса, июльские температуры достигают 13—140С'. Однако потепление вновь сменяется похолоданием, когда из Скандинавии наступают льды, а леса отступают. Вероятно, именно это кратковременное, но резкое похолодание и привело к разрушению северной прародины и исходу предков индоевропейцев с севера на юг. Тилак, ссылаясь на мифы «Авесты», замечает: «Айрьяна Ваэджо, изначальная родина арийской расы, была расположена где-то вблизи Северного полюса, и предки нашей расы ушли оттуда не из-за "неодолимого импульса" или "перенаселения", но потому, что земля не выдержала натиска снега и льда в дни начала ледниковой эпохи»2. Последующее завершение ледникового периода, таяние льдов и поднятие уровня океана довершили процесс разрушения прародины: она оказалась ниже уровня моря.

1 Долуханов П. М. География каменного века. М., 1979. С. 72; Серебрянный Л. Р. Древнее оледенение и жизнь. М., 1980. С. 47.

2 Тилак Б. Г. Указ. соч. С. 408-409.


Многие ученые в разные эпохи выдвигали гипотезу северного происхождения индоевропейского (арийского) племени. Гордон Чайлд считал, что индоевропейцы были нордическим племенем. Их прародина располагалась, по его мнению, в Скандинавии1. Э. Я. Баллас, относя прародину ариев на самый север Европы, отмечает, что «там почти арктические условия жизни позволили Арийскому Духу проявиться в исконном виде, что наделило наших предков твердостью характера...»2. Г. Гюнтер полагал, что прародина нордической расы располагается на северо-западе Европы3. Тилак еще более радикален: «...мы можем считать установленным фактом, что родина арьев была на далеком севере, в областях вокруг Северного полюса...»4. Индийский мыслитель Шри Ауробиндо соглашается с мнением Тилака, что «значительная часть нынешнего населения Индии могла происходить от некой новой расы, явившейся с более северных широт, возможно даже из Арктики...»5.

1 Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. М., 2005. С. 205, 208, 223.

2 Баллас Э. Я. Арийский Дух и расовая идентичность // Атеней. 2007. № 8. С. 72.

3 Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. Изд. 2-е. М., 2005. С. 208.

4 Тилак Б. Г. Указ. соч. С. 443.

5 Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 2. Тайна Веды. СПб., 2004. С. 26.

6 Варг Викернес. Скандинавская мифология и мировоззрение. Тамбов, 2007. С. 180.


Зачем древний человек отправился далеко на север? В поисках каких сокровищ он стремился завоевать малопригодные для проживания земли Арктики или даже острова Северного полюса? Не будет ошибкой предположить, что, следуя за отступающим ледником, лю^и проникали далеко на север в поисках своего Бога и своей души. Варг Викернес объясняет это так: «Там, где холодно, дух спускается к людям — в ночи и холодном мраке, но также и в холодную зиму Севера. Здесь во мраке и холоде северного льда они получали более глубокое духовное сознание, и по этой причине они следовали за льдом на север»6. Этот духовный опыт, тесно связанный с Гипербореей, с Ultima Thьle, с Полюсом, лег в основу той Высокой Традиции, которая получила свое выражение в «Ригведе» и «Авесте», в «Старшей» и «Младшей Эдде», в мифах и ритуалах. Более того, именно этот духовный опыт, это Откровение Полюса сформировало душу нордического человека, создало то, что принято не совсем правильно называть «арийским племенем».

Лист Г., фон. Первооснова. Тамбов, 2009. С. 39. Серебрянный Л. Р. Указ соч. С. 97.


Путешествие к Северному полюсу стало для первобытных людей условием их превращения в нордическую расу. Именно так интерпретировал начальные строки «Старшей Эдды» Гвидо фон Лист. «Да, — восклицал он, — наше древнее сказание позволяет с высокой, перешедшей в уверенность вероятностью признать, что самые северные части нашей Земли, включая Северный полюс, не только были заселены, но что именно сам Северный полюс должен был быть колыбелью долихоцефальной, светлокожей, светловолосой и голубоглазой прарасы, "homo europaeus", "арийцев"»1. Учеными уже признается тот факт, что окружающая среда оказывает активное влияние на формирование организма и задает ему основные параметры. Л. Р.-Серебрянный обращает внимание на тот факт, что «не организм приспосабливается к внешней среде, а, напротив, экосистема приспосабливает к себе организм, а точнее, всю популяцию (или вид) и формирует его»2. Внешняя среда влияет на эволюцию организма, и эти изменения закрепляются на генетическом уровне. Сам же организм, подвергаясь влиянию экосистемы, утрачивает свою самостоятельность. Экосистема влияет на человека и уподобляет его себе. Это хорошо видно на примере кроманьонца. Этот вид человека разумного родился в холодную ледниковую эпоху. Эра льда сформировала в нем, по словам Серебрянного, «незаурядную волю, навыки, знания, духовную и физическую силу»1. Доказательством того, что кроманьонец мог легко адаптироваться к самым неблагоприятным погодным условиям, является факт обнаружения в одной из пещер Великобритании скелета женщины, датированного приблизительно 16 500 г. до н. э. Это было время наибольшего распространения последнего оледенения2.

Именно во льдах Северного полюса и Арктики произошло формирование белой нордической расы. Поэтому Ю. Эвола имеет право утверждать: «"Свет Севера", "гиперборейская мистерия" — таков центральный мотив нашей расовой доктрины... <...> Колыбелью арийской расы в давнюю доисторическую эпоху, о которой мы говорили, являлся... регион, который сегодня соответствует Арктике»3. Философ приходит к восторженному выводу: «Мы считаем нордическую, "солнечную" расу высшей и предшествующей всем другим. "Солнечная", или "олимпийская", раса, которая соответствует гиперборейской традиции^ крови, имела черты "естественной сверхъестественности". Основными особенностями этой духовной расы были мощь, спокойная властность и способность к быстрым реакциям, то есть чувство центральности и непоколебимости»4. В целом, по словам Эволы, олимпийской, или солнечной, нордической расе свойствен «сверхчеловеческий элемент», чувство «центральности», происходящее из места зарождения, и особый стиль «просветленного спокойствия, мощи, непоколебимой уверенности»5.

1 Там же. С. 114.

2 Там же. С. 114-115.

3 Эвола Ю. Традиция и раса. Новгород, 2007. С. 43.

4 Там же. С. 12.

5 Там же. С. 39.


Об этом спокойствии, уверенности и цельности писал и такой выдающийся расолог, как Г. Гюнтер. «Индоевропеец, — отмечал он, — желает предстать перед божеством как цельный человек, достигший сбалансированного равновесия своих сил, что божество и требует от него»1. Благородная уравновешенность динамично связана со стремлением нордического человека к постоянному преодолению себя и духовному возрастанию. Гюнтер говорил: «Нордическая идея — это выражение мировоззрения, для которого возвышение человека является божественной заповедью»2. С другой стороны, осознание своей «центральности» формирует в человеке чувство холодной отстраненности или то, что Гюнтер называет «нордическое отстраненное одиночество»3. Действительно, все специалисты говорят об эмоциональной сдержанности и даже «холодности» нордического человека4. Это и не должно удивлять: холодность нордического человека прямо связана с холодным климатом Арктики, где его раса зародилась в эпоху мирового льда. При этом, по мнению Г. Гизельбуша, «холодность» нордического человека — это качество, связанное лишь с восприятием им всего «чужеродного» («холодная отстраненность», «равнодушие»). На самом же деле ему свойственна сдержанность чувств, которая «является внутренним свойством»5. Эта внешняя холодность — следствие глубокого чувства внутренней самодостаточности, восполненности.

1 Гюнтер Г. Индоевропейская религиозность. Тамбов, 2006. С. 30.

2 Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. С. 79.

3 Там же. С. 388.

4 Там же. С. 158-160.

5 Гизельбуш Г. О нордической идее // Философия вождизма: Хрестоматия по вождеведению. М., 2006. С. 243.


Шри Ауробиндо, использовавший для обозначения нордического человека термин «арий» (как он сам называл себя в Индии), подробно разъясняет значение этого слова. По его мнению, в слове агуа корень аг «означает любого рода превосходство на деле или силу

1 Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 5: Упанишады. СПб., 2002. С. 393.

2 Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 2. С. 223.

3 Там же. С. 403.


в действии. Поэтому его значение — быть сильным, высоким, быстрым или деятельным, преобладающим, благородным, превосходным, быть первым; поднимать, вести, начинать или править; корень также означает бороться, сражаться, направлять, трудиться, пахать. <...> Арья означает сильный, высокий, благородный или воинственный, о чем свидетельствует постоянное употребление именно этого значения в литературе»1. Арий — тот, кто упорно трудится, сражается, усиленно работает, продвигается вперед, кто стремится заменить бессмысленность профанной повседневности светозарным деянием ума и совершенством сакрального бытия, кто понимает жизнь как восхождение. Арий обладает волей к мифу, к сакральному бытию, которое обретается созидательным трудом и жертвоприношением. По словам Ауробиндо, «труд ария — это жертвоприношение, которое одновременно является и битвой, и восхождением, и походом — битвой против сил тьмы, восхождением на высочайшие вершины горы, за пределы земли и неба, к Свару, переходом на другой берег рек и океана в далекую Бесконечность сущего»2. Жизнь ария — деяние, борьба, восхождение, подъем, жертва и самопожертвование. Арий — это тот, кто приносит жертвы, участвует в жертвоприношениях: «Арий есть тот, кто идет по Пути, устремляется к бессмертию через божественное жертвоприношение, он один из сияющих детей Света, почитатель Властителей Истины, воитель в сражении с силами тьмы, которые чинят препятствия на пути человека»3. Но жизнь ария — это великое приключение, путешествие: «Арийский человек стремится достичь вершин, прокладывает себе путь в походе, который есть одновременно и продвижение вперед, и восхождение»1. Жизнь ария — действие, путешествие и самопожертвование, что и делает его «благородным».

Нордическое индоевропейское племя зародилось на ограниченной северной (как теперь ясно — арктической), но пригодной в то время для жизни территории. Его формирование заняло большой промежуток времени и было подчинено законам природы и влиянию климатических изменений. Основные признаки нордического человека сформировались при помощи естественного отбора в условиях начавшегося оледенения. Вначале теплый и влажный климат, а затем резкое похолодание, воцарившееся на прародине ариев, сформировали характер человека нордического типа. Многомесячная полярная ночь и такой же долгий день, феномен многодневных рассветов создавали поэзию и мифологию предков индоевропейцев. Там же, на полярной прародине, происходит и создание кастово-иерархической системы индоевропейского общества, состоящего из трех каст — жрецов, воинов и свободных работников. Широта и глубина души, самообладание, отвага, воля к выживанию, осознание своей духовной и физической силы — вот качества, сложившиеся у нордического человека на его древней арктической родине.

1 Там же. С. 250.

2 Генон Р. Избранные произведения: Традиционные формы и космические циклы. Кризис современного мира. М., 2004. С. 180.


Характер ария, место его происхождения определили и содержание Высокой Традиции, память о которой сохранилась в осколочном состоянии до наших дней. Р. Генон определенно и недвусмысленно утверждает, что «первоначальная традиция современного цикла пришла из северных регионов»2. Полярная прародина прежде всего соотносилась с образом священного Центра. «Всякая "Святая Земля" описывается еще и такими определениями, как "Центр Мира" или "Сердце

Мира"», — пишет Генон1. Центр Мира, будучи духовным центром, — средоточие, сердце Традиции. Этот Центр имел постоянное место пребывания, которое всегда понималось как Полюс. Истинный Центр, оказывающийся прототипом всех последующих в истории сакральных Центров у разных народов мира, становится источником подлинной примордиальной Традиции. Различные образы и наименования этого Центра, появляющиеся в мифах (Тула, Агарта, пещера, Авалон, Шамбала, гора и так далее), несут в себе идею Полюса или Оси Мира.

Полярный Рай часто получает название «солнечной страны», о которой, как пишет Генон, «Гомер говорит как об острове, расположенном "по ту сторону Оги-гии", что не позволяет идентифицировать ,ее иначе, как гиперборейскую Туле или Тулу; и "там обретаются вращения Солнца", загадочное выражение, которое может естественно соотноситься с "циркумполярным" характером этих вращений»2. Одно из постоянных названий Святой Земли — Земля Живых. «Оно, — отмечает Генон, — явно обозначает "убежище бессмертия", таким образом, что в собственном и строгом смысле этого слова оно применяется для земного Рая или его символических эквивалентов»3. Счастливая жизнь бессмертных «детей солнца» — вот первое воспоминание, приходящее в голову при мысли о полярной прародине.

1 Генон Р. Символы священной науки. М., 2002. С. 110.

2 Там же. С. 123.

3 Генон Р. Царь Мира. Коломна, 1993. С. 45.


Культ солнца вовсе не является распространенным повсеместно и был принят далеко не у всех народов. Этот культ, как следует предположить, мог появиться только там, где восход солнца совершается раз в году и превращается в величественную религиозную мистерию, несущую весть о возрождении не только Бога и

Космоса, но и богоподобного человека — на Северном полюсе.

Естественно, что в основе сакральной Традиции нордического племени лежит солнечный календарь. По словам А. Хольцнера, нордический человек на протяжении многих тысячелетий с благоговением следил за движением звезд, а солнце было для него образом постоянно обновляющейся жизни. «В дни зимнего и летнего солнцеворота он с благоговением думал о вечной силе света», — пишет он1. Жители Северного полюса не просто поклонялись солнцу, но были его избранными детьми. Об этом очень точно сказал О. Ран: «Гипербореи были любимым народом Аполлона. Чистые сердцем и добродушные, они счастливо жили в лесах своей солнечной плодородной земли, питались только плодами, не убивали даже зверей и не знали ни войн, ни тяжб. Когда они уставали от жизни, они искали успокоения в волнах не-умолкающего моря. Аполлон был их верховным богом»2. В другом месте Ран отмечает: «Ultima Thьle также была страной гипербореев, которые жили в вечном свете по ту сторону северного ветра и над которыми в качестве божества владычествовал дельфийский Аполлон»3.

1 Хольцнер А. Вечный фронт // Философия вождизма. С. 441.

2 Ран О. Крестовый поход против Грааля. М., 2002. С. 77.

3 Ран О. Двор Люцифера. Тамбов, 2008. С. 66.

4 Там же. С. 66-67.


Ultima Thьle — удаленный северный остров, открытый греческим мореплавателем IV в. до н. э. Пифеем. Он так далеко продвинулся к северу, что видел замерзший океан, посреди которого возвышался остров, названный им Туле. По описаниям греческих географов, это была земля, где ночь столь коротка, что Солнце исчезает за горизонтом всего на два-три часа, а в день летнего солнцестояния ночи не бывает вовсе4. Именно «поиск Бога», по мнению Рана, был одной из главных причин путешествия Пифея на север. Мореплаватель верил, что полюс потому является аполлоническим, что он «спокоен сам в себе». Поскольку сам Аполлон нашел свою настоящую родину на землях Северного полюса, у счастливых гипербореев, следовательно, полюс обладает особой силой притяжения, «которая никогда не позволит людям быть независимыми от Бога»1. Эта гиперборейская Туле была священным центром откровения Солнца-Аполлона, находящимся на глубочайшем Севере, земным воплощением Полюса света. Аполлон не просто бог солнца, а именно бог гиперборейский, арктическое солнце. Е. П. Блаватская полагала, что раз Аполлон — гиперборейский бог солнца, то его мать Ла-тона (Лето) — «полярная область и ночь, дающая рождение солнцу»2. Она рождена в гиперборейском краю, она же и есть «Гиперборейский Материк и его Раса»3. Она — не только мать Аполлона, но и Великая Мать нордического племени.

Богом солнца у германских племен был Бальдр, самый молодой и прекрасный из всех богов, их гордость и любимец. Праздник Бальдра отмечался в день летнегр солнцестояния, который считался и днем смерти бога, поскольку после этой даты солнце начинает спускаться к горизонту, исчезает за ним и наступает темная зима — пребывание бога в мире мертвых. То же самое мы видим и в Индии: годовой цикл у индоариев делится на две половины — «восходящую» и «нисходящую». «Нисходящая» половина — это путь солнца к югу, идущего от летнего солнцестояния к зимнему4.

1 Там же. С. 68.

2 Блаватская Е. П. Тайная доктрина. В 2-х т. М., 1992. Т. 2. Кн. 4. С. 973.

3 Там же.

4 Ґенон Р. Символы священной науки. С. 260.


Эпохой расцвета Гипербореи было полярное лето и триумф арктического солнца, светящего высоко в небе без заката. После Великого Полдня начинается упадок, который приводит к космической драме Гибели богов. Слепой Хёд, бог тьмы, убивает светлого Бальдра, и мир погружается во тьму и горе, но за это сам он будет впоследствии убит богом Вали. Предполагают, что «физическое объяснение этого мифа можно искать либо в раннем заходе солнца (смерть Бальдра), которое исчезает в западных волнах и пропадает во мраке (Хёд), либо в раннем окончании короткого северного лета и наступлении длинной зимы. <...> Его смерть от руки Хёда символизирует победу тьмы над светом, темной зимы над светлым летом; а месть' Вали — это наступление нового светлого времени года после зимнего мрака»'. Бальдр, как отмечает Б. Торп, «представляет собой теплое лето, время активных занятий, счастья и света. От его жизни зависят благоденствие и счастье богов; смерть его является горем для всех: богов, людей и природы»2. Поскольку имя Бальдр переводится как «белый бог» или «светлый бог», то его гибель означает не только уход лета, но и уход света, что совпадает с приходом зимы и тьмы.

1 Гербер X. Мифы Северной Европы. М., 2006. С. 197.

2 Торп Б. Нордическая мифология. М., 2008. С. 117.

3 Тилак Б. Г. Указ. соч. С. 434.


Однако такое совпадение лета и света или зимы и тьмы можно наблюдать лишь в районе Северного полюса. Тилак считает, что в мифе об убийстве Бальдра Хёдом и о мести Вали «описывается победа, одерживаемая каждый год солнечным героем над демоном мрака», что относит его к корпусу арктических преданий3. Как видно, история о гибели Бальдра — это арктический по происхождению миф о конце полярного лета и светлого периода и о приходе полярной зимы-ночи. Но после долгой полярной ночи, после сумерек богов должен явиться новый, молодой бог-мститель. Его рождение знаменует новый рассвет, приход утра нового мира, возрождение Традиции.




Похожие документы:

  1. – гиперборея – священная родина человечства (1)

    Книга
    Телегин С.М. – Гипербореясвященная родина человечства НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ Издательство ФАИР» ... АЛФАВИТ [К 94(3) К 63.3(0) Т31 Телегин С. М. 1 Гипербореясвященная родина человечества: научное справочное издание / С. М. Телегин ...
  2. – гиперборея – священная родина человечства (2)

    Книга
    Телегин С.М. – Гипербореясвященная родина человечства НАУЧНОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ Издательство ФАИР» ... АЛФАВИТ [К 94(3) К 63.3(0) Т31 Телегин С. М. 1 Гипербореясвященная родина человечества: научное справочное издание / С. М. Телегин ...

Другие похожие документы..