Главная > Документ


11. В понятие иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, используемое в данном Федеральном законе, не включаются следующие категории иностранных граждан:

1) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан, в том числе:

- владельцы дипломатических или служебных (официальных) паспортов;

- пассажиры круизных судов;

- члены экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств;

- лица, совершающие транзитный проезд через территорию Российской Федерации;

- жители приграничных территорий;

2) иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию без визы в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство.

Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации:

- заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

- квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:

- документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

- свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.

Не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

12. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, равнозначность в данном Федеральном законе понятий ";иностранный гражданин"; и ";лицо без гражданства";, за исключением случаев, когда Федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Так, например, ст. 10 данного Федерального закона отдельно устанавливает документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:

- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

- разрешение на временное проживание;

- вид на жительство;

- иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья определяет, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, согласно ч. 3 ст. 62 которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Кроме того, в ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации состоит:

1) из данного Федерального закона, который определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности;

2) из Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего размер государственной пошлины:

- за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание; за выдачу иностранному гражданину вида на жительство;

- за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, за исключением выдачи приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников; за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу, если иное не установлено данным Федеральным законом;

- за продление срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, за исключением продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого;

3) из Гражданского кодекса Российской Федерации;

4) из Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

- равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;

5) из Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, где установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

6) из Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, в ст. 56 которого закреплено, что в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства;

7) из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которому осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации;

8) из Семейного кодекса Российской Федерации, раздел VII которого посвящен вопросам применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства;

9) из Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющего особенности ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства;

10) из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего процессуальные права и обязанности иностранных лиц, подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации, порядок признания и исполнения решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) и т.д.;

11) из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего компетенцию арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц и порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц;

12) из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, в ст. 18 которых закреплено, что иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

13) из Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ ";О воинской обязанности и военной службе";, который осуществляет правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан;

14) из Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ ";О физической культуре и спорте в Российской Федерации";, в ст. 39 которого указано, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами на занятия физической культурой и спортом в объеме, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением права выступать в составе сборных команд Российской Федерации на международных спортивных соревнованиях;

15) из Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ ";О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";, определяющего порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию для иностранных граждан и лиц без гражданства;

16) из Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ ";Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";, закрепляющего, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только с архитектором - российскими гражданином или юридическим лицом;

17) из Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 ";О беженцах";, который определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

18) из Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ";Об образовании";, согласно которому обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

19) из иных федеральных законов.

3. В целях разъяснения данного Федерального закона на территории Российской Федерации был принят ряд подзаконных актов - это:

1) Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 ";Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации";, которым утверждены:

- Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации;

- структура федеральных органов государственной охраны;

2) Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146, - оно определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

3) Положение о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186. Оно определяет порядок создания, ведения и использования центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и устанавливает, что центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации в Российской Федерации;

4) Правила использования миграционной карты, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413, - они устанавливают порядок использования миграционной карты иностранным гражданином или лицом без гражданства на территории Российской Федерации;

5) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 793 ";О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета";, согласно которому срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию и поступающих на военную службу по контракту, определяется исходя из времени, необходимого для оформления поступления на военную службу, и устанавливается Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

6) Постановление Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 ";Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы";, которое устанавливает форму визы, выдаваемой иностранному гражданину, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления в случае утраты, а также аннулирования и распространяется на все категории виз;

7) Положение о подтверждении иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявлении гарантии предоставления таких средств при обращении за визой либо в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 241, - оно определяет порядок подтверждения иностранным гражданином или лицом без гражданства наличия средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации (далее именуются ";средства для проживания и выезда";) или предъявления гарантии предоставления таких средств при обращении за визой в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации либо в орган пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;

8) Правила определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 193, - они устанавливают порядок определения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации;

9) Положение о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 января 2003 г. N 21. Положение, разработанное на основании Федерального закона ";О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";, определяет порядок выдачи судовладельцам разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов;

10) Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 941). Положение в соответствии со статьей 18 Федерального закона ";О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; определяет порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации, разрешения на работу на территории Российской Федерации;

11) Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789) - оно определяет в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона ";О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; порядок выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание;

12) Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794), определяющее в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона ";О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перерегистрации вида на жительство,

13) и другие.

4. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется также следующими международными актами:

1) Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.). В ней установлено, что иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государств, в которых они находятся, в частности, следующими правами:

- правом на жизнь и личную неприкосновенность; ни один иностранец не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей; ни один иностранец не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

- правом на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища или переписки;

- правом на равенство перед судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и, когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах;

- правом на выбор супруга, на брак, на создание семьи;

- правом на свободу мысли, мнения, совести и религии; правом исповедовать свою религию или убеждения с учетом лишь таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других;

- правом на сохранение своего родного языка, культуры и традиций;

- правом на перевод доходов, сбережений или других личных денежных средств за границу с учетом внутренних валютных правил.

С учетом таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других и которые совместимы с другими правами, признанными в соответствующих международных документах, и которые изложены в настоящей Декларации, иностранцы пользуются следующими правами:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г

    Документ
    ... Дом "Юстицинформ", 2004) Текст документа КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ25ИЮЛЯ2002 Г. N 115-ФЗ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ... Минюста России. В издании дается постатейный комментарийФедеральногозаконаот25июля2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении ...
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г n 113-фз " об альтернативной гражданской службе" принят государственной думой 28 июня 2002 года одобрен советом федерации 10 июля 2002 года

    Закон
    Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской ... см. Федеральныйзаконот 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ См. комментарии к статье 2 настоящего Федеральногозакона Статья ...
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня 11 ноября 2003 г 22 августа 2 ноября 2004 г 18 июля 29 декабря 2006 г 6 января 1 4

    Закон
    ... копию официальной публикации Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 115- ... федеральнымзаконом. См. комментарии к статье 4 настоящего ФедеральногозаконаФедеральнымзакономот 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ в статью 5 настоящего Федеральногозакона ...
  4. КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2008 Г № 273-ФЗ " О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ" (Постатейный)

    Закон
    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ25 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ... Федерации"; Федеральныйзаконот 10 июля2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральныйзаконот25июля2002 ...
  5. Комментарий к федеральному закону от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

    Книга
    ... с принятием Федеральногозакона "О противодействии экстремистской деятельности". Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 115 ...

Другие похожие документы..