Главная > Документ


- гражданские суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации;

- военные корабли или военные воздушные судна Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации и совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, также могут нести уголовную ответственность по Уголовному кодексу РФ в случаях:

- если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства;

- предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Привлечение к ответственности иностранных граждан в указанных случаях возможно при условии, что они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

3. Уголовная ответственность иностранных граждан за нарушение данного Федерального закона установлена в следующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации:

- в статье 322 ";Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации";, устанавливающей ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- в статье 322.1 ";Организация незаконной миграции";, закрепляющей ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

4. Административная ответственность за нарушения данного Федерального закона установлена:

- в ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ - за нарушение правил пересечения государственной границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении;

- в ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ - за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

- в ст. 18.8 КоАП РФ - за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо в утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

- в ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ - за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу.

5. Иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Порядок осуществления дактилоскопической регистрации иностранных граждан установлен в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ ";О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации";, согласно которому государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе органами исполнительной власти по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека. В Российской Федерации проводится государственная дактилоскопическая регистрация:

граждан Российской Федерации;

иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан, проходящих военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

- иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровью или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

- иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

- иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;

- иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;

- иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

- иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание.

6. Сведения о незаконно находящемся в Российской Федерации иностранном гражданине помещаются в центральный банк данных. При этом комментируемая статья содержит ссылку на ст. 26 данного Федерального закона, которая утратит силу с 15 января 2007 г. Вероятно, в комментируемую статью будут внесены соответствующие изменения с целью устранения таких противоречий. Кроме статьи 26 данного Федерального закона порядок создания, ведения и использования центрального банка данных по учету иностранных граждан определяется Положением о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186 и Порядком ведения центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России, МИДа России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. N 148/2562/98/62/25.

В соответствии с Положением о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 186, центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации, предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью федеральной межведомственной информационной системы обеспечения контроля миграционной ситуации в Российской Федерации.

Центральный банк данных является федеральным информационным ресурсом и находится в ведении Федеральной миграционной службы.

Ведение центрального банка данных осуществляется с применением стандартизированных технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию, а также унифицированных информационных ресурсов на основе использования единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов обмена информацией в порядке, определяемом совместными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные/выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы Российской Федерации и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания.

Доступ к информации об иностранных гражданах, содержащейся на ведомственном учете, осуществляется через центральный банк данных с использованием электронных административных регламентов.

Федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы (структурные подразделения), осуществляющие учет иностранных граждан, обрабатывают и передают в центральный банк данных информацию об иностранных гражданах, поступающую от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих учет иностранных граждан, находящихся на их территории, а также от органов местного самоуправления и организаций, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации.

Ответственной за ведение центрального банка данных является Федеральная миграционная служба, которая совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

- обеспечивает бесперебойную эксплуатацию программно-технического комплекса центрального банка данных (с использованием современных информационных технологий и привлечением квалифицированного персонала);

- осуществляет автоматизированный сбор, хранение и обработку, а также предоставление пользователям информации об иностранных гражданах.

Пользователями центрального банка данных являются федеральные органы государственной власти, их территориальные органы (структурные подразделения), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Порядок доступа пользователей к информации центрального банка данных определяется Приказом МВД России, МИДа России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. N 148/2562/98/62/25, где установлено, что пользователям предоставляется статистическая информация на основе сведений, содержащихся в ЦБД в объеме реквизитов и за периоды, определенные государственной статистической отчетностью для ФМС России.

Пользователям предоставляются персональные данные из ЦБД на основании запросов в объеме реквизитного состава информации, содержащейся в центральном банке данных, запрашиваемая информация предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пользователям, объявившим розыск иностранного гражданина или лица без гражданства, направляется информация о фактах обращения в ЦБД в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства.

Доступ к информации ЦБД осуществляется на федеральном и региональном уровнях путем выполнения запросов, передаваемых на исполнение в ФМС России (федеральный уровень) и в территориальные органы ФМС России (региональный уровень):

- в виде письменных запросов, оформленных в произвольной форме на официальных бланках за подписью уполномоченного должностного лица;

- на зарегистрированных электронных носителях данных с сопроводительным письмом на официальном бланке за подписью уполномоченного должностного лица;

- путем задания запросов с абонентских пунктов пользователей в режиме электронной почты либо в режиме непосредственного доступа по защищенным линиям связи.

Ответы на запросы пользователей ЦБД предоставляются:

- на официальных бланках ФМС России (территориального органа ФМС России) за подписью уполномоченного должностного лица;

- на зарегистрированных электронных носителях данных с сопроводительным письмом на официальном бланке ФМС России (территориального органа ФМС России) за подписью уполномоченного должностного лица;

- в электронном виде на абонентский пункт пользователя электронной почтой либо на экране монитора как результат обработки запроса в режиме непосредственного доступа.

Информация по письменным и электронным почтовым запросам пользователей предоставляется в сроки, определенные в запросе пользователя, но не позднее 30 дней со дня получения ФМС России (территориальным органом ФМС России) официального запроса.

Порядок предоставления информации органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам также определен Приказом МВД России, МИДа России, ФСБ России, Минэкономразвития России, Мининформсвязи России от 10 марта 2006 г. N 148/2562/98/62/25 (приложение 3), согласно которому предоставление информации, содержащейся в ЦБД, органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями ЦБД, обеспечивают территориальные органы ФМС России.

Информация статистического характера в составе реквизитов и за периоды утвержденной государственной статистической отчетности для ФМС России предоставляется органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями ЦБД.

Персональные данные, содержащиеся в ЦБД, предоставляются органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, на основании письменных запросов с указанием фамилии, имени, отчества, гражданства, пола и даты рождения, запрашиваемая информация предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрос на получение информации направляется в территориальный орган ФМС России в письменном виде за подписью руководителя органа местного самоуправления или организации. Информация по запросу руководителя органа местного самоуправления или организации направляется инициатору запроса в письменном виде за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ФМС России не позднее 30 дней с момента получения запроса.

Предоставление информации, содержащейся в ЦБД, физическим лицам обеспечивают территориальные органы ФМС России. Информация предоставляется физическому лицу по всему имеющемуся о нем в ЦБД объему персональных данных в доступной форме.

Предоставление информации из ЦБД о персональных данных физического лица производится на основании его личного письменного заявления либо письменного заявления его законного представителя (уполномоченного лица на основании нотариально удостоверенной доверенности), представленного в территориальный орган ФМС России, с предъявлением документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его законного представителя (уполномоченного лица). В запросе указываются идентификационные данные запрашиваемого лица: фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата рождения.

Информация по заявлению физического лица направляется инициатору в письменном виде за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ФМС России не позднее 10 дней с момента получения заявления.

Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации

Комментарий к статье 34

1. Комментируемая статья устанавливает порядок административного выдворения иностранного гражданина. Статьей 3.2 КоАП РФ административное выдворение является одним из видов административного наказания и может быть как основным, так и дополнительным наказанием. Понятие административного выдворения дано в ст. 3.10 КоАП РФ, согласно которой административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Такие правонарушения предусмотрены главой 18 КоАП РФ.

2. Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, также как и депортация, осуществляется:

1) за счет средств выдворяемого иностранного гражданина;

2) в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств:

- пригласившего его государственного органа или органа местного самоуправления;

- дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин;

- пригласившей международной организации либо ее представительства;

- пригласившего физического или юридического лица;

3) в случае, если установление приглашающей стороны невозможно, - за счет Российской Федерации. В данном случае средства, выделяемые на мероприятия по административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства, расходуются:

- на приобретение проездных документов для иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для должностных лиц органа внутренних дел, сопровождающих указанного иностранного гражданина;

- на содержание иностранного гражданина в специально отведенном помещении органа внутренних дел или пограничной службы либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении;

- оформление документов, необходимых для осуществления административного выдворения иностранного гражданина;

- совершение иных действий, непосредственно связанных с административным выдворением иностранного гражданина.

3. Административное выдворение осуществляется:

- Министерством внутренних дел Российской Федерации или его территориальными органами;

- Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами.

При этом информация о выдворении направляется вышеуказанными органами:

- в Министерство иностранных дел Российской Федерации, которое уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, и

- в Федеральную миграционную службу Российской Федерации.

4. Сотрудник органов внутренних дел, выявивший иностранного гражданина, виновного в совершении действий, за которые в качестве меры административного наказания может быть установлено административное выдворение, докладывает о случившемся рапортом начальнику органа внутренних дел или его заместителю. В рапорте подробно излагаются обстоятельства, связанные с пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации, и правовые основания для рассмотрения вопроса о его административном выдворении. В случае доставления и административного задержания иностранного гражданина производится уточнение данных о личности задержанного лица путем направления соответствующих запросов в центральный банк данных.

При отсутствии у задержанного лица документов, удостоверяющих личность, такая информация сопровождается обращением об оказании содействия в установлении его личности и документировании задержанного иностранного гражданина.

Оформленные материалы дела об административном правонарушении, (рапорт сотрудника органа внутренних дел, протоколы о доставлении, административном задержании и административном правонарушении, результаты проведенных проверок и иные необходимые документы) направляются по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя на рассмотрение суда в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

Копии документов, направляемых в суд, а также копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) иностранного гражданина, визы, а, при необходимости - иных документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина из Российской Федерации, формируются в учетное дело иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение.

В целях исполнения вступившего в законную силу постановления об административном выдворении орган внутренних дел, ответственный за его исполнение, определяет при необходимости - по согласованию с МИДом России, государство выезда выдворяемого лица и принимает меры для организации его выезда.

В документе, удостоверяющем личность выдворяемого иностранного гражданина, сотрудником органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, проставляется штамп установленного образца.

В случае отсутствия у выдворяемого иностранного гражданина документов, удостоверяющих личность, орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого иностранного гражданина обращение о документировании выдворяемого лица в возможно короткие сроки. Копия такого обращения направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИДа России для оказания по дипломатическим каналам содействия в документировании.

В случае, когда документирование выдворяемого лица задерживается либо отсутствуют финансовые средства на его отправку, а также при наличии иных обстоятельств, препятствующих исполнению постановления об административном выдворении, начальник органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместитель направляет соответствующие материалы судье, вынесшему данное постановление, для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специальных учреждениях.

Постановление об административном выдворении с отметкой об исполнении административного наказания возвращается органом внутренних дел, ответственным за его исполнение, судье, вынесшему данное постановление. Копия постановления об административном выдворении с отметкой начальника органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместителя о выезде выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации подшивается в учетное дело иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, влекущее за собой административное выдворение.

На иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, составляется учетная карточка, производятся его фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация с последующим направлением полученных сведений в центральный банк данных.

Учетные дела иностранных граждан, совершивших административные правонарушения, регистрируются по журналам учета соответствующих дел. Порядковый номер регистрации проставляется на учетном деле и на учетной карточке на иностранного гражданина, депортируемого либо выдворяемого за пределы Российской Федерации.

Орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о вынесенном судьей постановлении об административном выдворении в соответствующий территориальный департамент МИДа России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина. Одновременно эта информация направляется в пригласивший иностранного гражданина орган, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, международную организацию либо ее представительство, юридическому или физическому лицу, по ходатайству которого иностранному гражданину было оформлено приглашение на въезд в Российскую Федерацию.

В случае вынесения судьей постановления о содержании выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специальных учреждениях орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в специальных учреждениях в соответствующий территориальный департамент МИДа России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина.

При необходимости орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, направляет в МИД России обращение об оказании по дипломатическим каналам содействия в оформлении дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями соответствующих государств виз, необходимых для транзита и въезда депортируемого (выдворяемого) лица в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.

Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение об административном выдворении, выезжает на основании данного решения, о чем предупреждается органом внутренних дел, ответственным за исполнение данного решения.

После оформления выдворяемому в административном порядке лицу документов на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, не позднее двух суток до выезда выдворяемого иностранного гражданина информирует подразделение пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который будет осуществлено административное выдворение, и соответствующее подразделение органов внутренних дел на транспорте (при его наличии) либо подразделение органа внутренних дел, в ведении которого находится обслуживаемая территория, о персональных данных депортируемого (выдворяемого) лица, а также дате и времени планируемого пересечения им государственной границы Российской Федерации. В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю власти иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение осуществляется в месте, определяемом пограничным органами.

При наличии сведений о возможности уклонения выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина от выезда из Российской Федерации в установленный для исполнения постановления об административном выдворении срок порядок организации сопровождения иностранного гражданина до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации определяется начальником или заместителем начальника органа внутренних дел. Процедура сопровождения иностранного гражданина в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации определяется начальником или заместителем начальника органа внутренних дел по согласованию с командованием соединения, части или подразделения пограничного контроля.

В случае контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации начальник органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместитель проставляет отметку об исполнении в постановлении об административном выдворении на основании указанного сообщения поста иммиграционного контроля либо подразделения по делам миграции.

Статья 35. Ответственность должностных лиц

Комментарий к статье 35

1. Комментируемая статья определяет правила установления ответственности должностных лиц организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности за нарушения, связанные с соблюдением:

- условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

- порядка их регистрации;

- оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации.

За допущение таких правонарушений должностные лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под должностным лицом в данном случае следует понимать:

- лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

- лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. При этом организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

2. За названные выше правонарушения ст. 18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность. В соответствии с комментируемым Федеральным законом принимающие организации Российской Федерации должны разъяснить иностранным гражданам их права и обязанности, касающиеся их режима пребывания в Российской Федерации. Эти же организации несут ответственность за своевременное оформление документов на право пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, передвижения по территории страны и на выезд из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

Российские граждане, пригласившие иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ по частным делам и предоставившие им жилую площадь, обязаны принимать меры к своевременной регистрации заграничных паспортов и заменяющих их документов этих лиц и содействовать им в выезде из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.

В статье 18.9 КоАП РФ предусмотрены три самостоятельных состава правонарушения:

- нарушение должностными лицами порядка регистрации иностранных лиц и лиц без гражданства, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в РФ и выезда за ее пределы (ч. 1 данной статьи);

- непринятие российскими гражданами мер по обеспечению в установленном порядке своевременной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства и выезда их за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания в РФ (ч. 2 данной статьи);

- предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением порядка или правил транзитного проезда через российскую территорию (ч. 3 данной статьи).

Субъектами правонарушения по ст. 18.9 КоАП РФ являются:

- по ч. 1 - должностные лица организаций (независимо от формы собственности), принимающих в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

- по ч. 2 - российские граждане, пригласившие в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившие им жилое помещение;

- по ч. 3 - граждане, должностные и юридические лица, предоставившие жилое помещение или транспортное средство либо оказавшие иные услуги иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением порядка или правил транзитного проезда через российскую территорию.

3. Уголовная ответственность за правонарушения, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации, установлена ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В данном случае уголовная ответственность наступает за организацию незаконной миграции, которой является организация:

- незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства;

- их незаконного пребывания в Российской Федерации;

- незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Под организацией миграции понимается:

- подбор людей для въезда в Российскую Федерацию;

- осуществление незаконных действий по их перемещению на территорию Российской Федерации либо незаконного транзита через территорию Российской Федерации;

- осуществление действий для незаконного пребывания мигрантов на территории Российской Федерации, которое выражается в нахождении на территории Российской Федерации без документов на право жительства, проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации, уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Комментарий к статье 36

1. Комментируемая статья содержит требование о необходимости приведения в соответствие с данным Федеральным законом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятых до вступления в силу комментируемого Закона. Срок на приведение в соответствие нормативных правовых актов комментируемому Закону установлен в три месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона. Текст данного Федерального закона был опубликован в ";Парламентской газете"; от 31 июля 2002 г. N 144, в ";Российской газете"; от 31 июля 2002 г. N 140, в ";Собрании законодательства Российской Федерации"; от 29 июля 2002 г. N 30, ст. 3032.

Кроме того, Правительству Российской Федерации было предложено провести переговоры с правительствами сопредельных государств о пересмотре межправительственных соглашений о взаимных безвизовых поездках граждан в целях ограничения перечня документов, удостоверяющих личность граждан для въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания (проживания) в Российской Федерации и передвижения в пределах Российской Федерации, а также в целях уточнения сроков безвизового пребывания граждан одного государства на территории другого государства.

2. Остальные части комментируемой статьи определяют перечень законов, которые прекращают свое действие с момента вступления в силу данного Федерального закона, а также изменения, вносимые в иные федеральные законы в связи с принятием комментируемого Закона.

Статья 37. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы

Комментарий к статье 37

1. Комментируемая статья определяет порядок распространения данного Федерального закона на отношения, возникшие до его вступления в силу. Так, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной карты в территориальный орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации по месту своего пребывания в течение шестидесяти суток со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При этом срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, получившего миграционную карту, составляет не более девяноста суток со дня получения миграционной карты.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и не обратившегося с заявлением о получении миграционной карты, исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 38

Как следует из положений ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального закона считается первая его публикация в ";Российской газете"; или в ";Собрании законодательства Российской Федерации";. Момент вступления любого закона в силу может определяться:

- истечением определенного срока со дня его официального опубликования. Федеральные законы согласно ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ ";О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"; вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования;

- указанием на другой порядок вступления в силу в самих законах. Такой порядок предусмотрен данным Федеральным законом, где указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Текст данного Федерального закона опубликован в ";Парламентской газете"; от 31 июля 2002 г. N 144, в ";Российской газете"; от 31 июля 2002 г. N 140, в ";Собрании законодательства Российской Федерации"; от 29 июля 2002 г. N 30, ст. 3032.

В данный Федеральный закон были внесены изменения:

- Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ - изменения вступят в силу с 15 января 2007 года;

- Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ - изменения вступили в силу с 1 января 2005 г.;

- Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - изменения вступили в силу с 1 января 2005 г.;

- Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ - с 15 ноября 2003 г.;

- Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ - изменения вступили в силу с 1 июля 2003 г.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

25 июля 2002 года

N 115-ФЗ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. " КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ИЮЛЯ 2002 Г

    Документ
    ... Дом "Юстицинформ", 2004) Текст документа КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ25ИЮЛЯ2002 Г. N 115-ФЗ "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ... Минюста России. В издании дается постатейный комментарийФедеральногозаконаот25июля2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении ...
  2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г n 113-фз " об альтернативной гражданской службе" принят государственной думой 28 июня 2002 года одобрен советом федерации 10 июля 2002 года

    Закон
    Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской ... см. Федеральныйзаконот 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ См. комментарии к статье 2 настоящего Федеральногозакона Статья ...
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изменениями от 30 июня 11 ноября 2003 г 22 августа 2 ноября 2004 г 18 июля 29 декабря 2006 г 6 января 1 4

    Закон
    ... копию официальной публикации Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 115- ... федеральнымзаконом. См. комментарии к статье 4 настоящего ФедеральногозаконаФедеральнымзакономот 18 июля 2006 г. N 110-ФЗ в статью 5 настоящего Федеральногозакона ...
  4. КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2008 Г № 273-ФЗ " О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ" (Постатейный)

    Закон
    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУЗАКОНУОТ25 ДЕКАБРЯ 2008 Г. № 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ... Федерации"; Федеральныйзаконот 10 июля2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; Федеральныйзаконот25июля2002 ...
  5. Комментарий к федеральному закону от 12 июня 2002 г n 67-фз " об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

    Книга
    ... с принятием Федеральногозакона "О противодействии экстремистской деятельности". Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Федеральныйзаконот25июля2002 г. N 115 ...

Другие похожие документы..