Главная > Закон


Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ ";Технический регламент на табачную продукцию"; (постатейный)

Оглавление

Введение 1

Глава 1. Общие положения 3

Глава 2. Требования к табачной продукции 16

Глава 3. Оценка соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона 49

Глава 4. Заключительные положения 89

Список использованных правовых актов 94

Введение

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ ";Технический регламент на табачную продукцию"; (далее - комментируемый Закон) разработан и принят во исполнение прямого указания в п. 7 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ ";О техническом регулировании";*(1), согласно которому технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу названного Закона (т.е. до 1 июля 2010 г.; с принятием Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ ";О внесении изменений в Федеральный закон ";О техническом регулировании";*(2) пункт 1 ст. 9 данного Закона также дополнен перечнем первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г.; в этом перечне указано и на технические регламенты о безопасности пищевых продуктов, хотя табачная продукция не относится к пищевым продуктам, на нее распространялось соответствующее регулирование).

Комментируемый Закон является пятым по счету законодательным актом, которым принят технический регламент. Первыми такими актами являются Федеральные законы от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ ";Технический регламент на молоко и молочную продукцию";*(3), от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ ";Технический регламент на масложировую продукцию";*(4), от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ ";Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";*(5) и Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ ";Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";*(6) (наряду с этим еще ранее приняты два технических регламента постановлениями Правительства РФ). В ближайшее время следует ожидать появления целого ряда технических регламентов, принятых законодательными актами, поскольку на рассмотрении Государственной Думы находится около полутора десятка таких законопроектов.

В отношении законотворческой деятельности по принятию технических регламентов следует отметить один интересный момент. Все законопроекты, о которых говорилось выше, внесены депутатами Государственной Думы и (или) членами Совета Федерации (за исключением единственного законопроекта - того, который принят в качестве Федерального закона ";Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";), в то время как существует Программа разработки технических регламентов, которая утверждена на основании предписания п. 12 ст. 7 Федерального закона ";О техническом регулировании"; распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р*(7) (в последующем вносились изменения) и которая предусматривает разработку проектов технических регламентов федеральными органами исполнительной власти с представлением этих проектов в Правительство РФ (распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2004 г. N 1511-р*(8) предусмотрен ряд мер по реализации Программы разработки технических регламентов).

Проект комментируемого Закона внесен в Государственную Думу в октябре 2006 г. также депутатами Государственной Думы (четвертого созыва) - Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, А.М. Сысоевым, А.Н. Филипповым, И.И. Саввиди. К разработке законопроекта привлекались специалисты ассоциации производителей табачной продукции ";Табакпром";, производители табачной продукции, суммарный объем производства которых составляет более 95% табачного рынка России, представители научных кругов, органов исполнительной власти РФ, Национального института технического регулирования, международные и российские эксперты.

По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит обеспечить: исполнение положений законодательства о техническом регулировании; систематизацию и объединение в одном документе норм, разбросанных по нормативно-правовым документам различного уровня; соответствие установленных требований безопасности техническому и экономическому состоянию предприятий; гармонизацию норм и процедур с международной практикой.

Среди основных законодательных актов, которыми регулировались вопросы, охваченные сферой действия комментируемого Закона, наряду с Федеральным законом ";О техническом регулировании"; необходимо упомянуть Федеральные законы от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ ";Об ограничении курения табака";*(9), от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ ";О качестве и безопасности пищевых продуктов";*(10), от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ ";О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";*(11), Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 ";О защите прав потребителей"; (полностью изложен в новой ред. Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ)*(12).

Гармонизация норм и процедур с международной практикой осуществлена, прежде всего, с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака*(13), заключенной в г. Женеве 21 мая 2003 г. В силу целого ряда причин Россия не подписала данную Рамочную конвенцию в установленные сроки, несмотря на активное участие при подготовке ее текста. Соответственно, именно в период работы над проектом комментируемого Закона Россия присоединилась к названной Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 51-ФЗ ";О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака";*(14). Конвенция вступила в силу для России 1 сентября 2008 г. Кроме того, учтены положения директив Европейского Парламента и Совета от 5 июня 2001 г. 2001/37/ЕС о гармонизации законов и других правовых актов государств-членов, применяемых к производству, представлению и продаже табачных изделий, и от 26 мая 2003 г. 2003/33/ЕС о гармонизации законов и других правовых актов государств-членов, связанных с рекламой и поддержкой табачных изделий.

В качестве обоснования необходимости законопроекта, который в первоначальном виде имел название ";Проект Федерального закона ";Специальный технический регламент на табачную продукцию";, в пояснительной записке к нему отмечено следующее (законопроект разрабатывался в условиях действия прежней редакции Федерального закона ";О техническом регулировании";, предусматривающей деление действующих в России технических регламентов на общие и специальные):

систематизация требований, сведение их в единый документ, выведение их на современный уровень развития технологий, в т.ч. и в области контроля параметров безопасности, их корректировка в соответствии с общепринятыми нормами и процедурами, установленными международной практикой, позволят значительно сократить издержки государства и изготовителей при повышении эффективности такого контроля;

в настоящее время правовое регулирование общественных отношений в сфере применения проекта настоящего технического регламента осуществляется федеральными законами, подзаконными актами РФ и целым рядом ведомственных документов;

действующее законодательство предусматривает неоднократную и избыточную процедуру подтверждения соответствия табачной продукции: обязательная сертификация; государственная регистрация; санитарно-эпидемиологическая экспертиза; иные формы подтверждения соответствия. Указанные процедуры проводятся при наличии практически единого пакета документов. Подготовленный Специальный технический регламент на табачную продукцию устраняет повторы и противоречия действующих норм, а также исключает избыточные и необоснованные требования, не связанные с обеспечением безопасности и снижения степени риска причинения вреда. При этом базисные положения и критерии безопасности, действующие на настоящий момент, сохраняются;

в соответствии с международной практикой вводится процедура раскрытия ингредиентов, используемых при производстве табачной продукции. На основании этих данных органы здравоохранения в дальнейшем, после проведения собственных исследований, смогут регулировать вопросы, связанные с использованием тех или иных веществ при производстве табачной продукции;

в проекте Специального технического регламента на табачную продукцию предусмотрено обязательное подтверждение соответствия продукции в форме принятия декларации о соответствии. Форма оценки соответствия предусмотрена в виде государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции. Такой подход соответствует законодательству о техническом регулировании и позволяет гармонизировать процедуры оценки соответствия и подтверждения соответствия с международной практикой;

закрепление на законодательном уровне терминов и определений на табачную продукцию устраняет разночтения и неоднозначное толкование наименований, применяемых при маркировке продукции. Термины и определения установлены с учетом сложившейся практики деятельности российской табачной отрасли, при этом по возможности гармонизированы с международной терминологией;

исходя из специфики объекта технического регулирования положения данного Специального технического регламента дополняют нормы, относящиеся к области применения общих технических регламентов по безопасности машин и оборудования, по биологической, экологической и другим видам безопасности;

принятие Специального технического регламента на табачную продукцию, по сути являющегося законом, позволит установить параметры безопасности и упорядочение мер государственного контроля за такими параметрами и послужит шагом, позволяющим России выполнить свои обязательства перед международным сообществом в части устранения избыточных административных и торговых барьеров в экономике страны и способствовать гармонизации российской законодательной базы с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья определяет содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. Иначе говоря, в этих нормах определен предмет регулирования данного Закона или, как указано в названии статьи, - сфера применения Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Часть 1 комментируемой статьи определяет объект технического регулирования комментируемого Закона - это табачная продукция, реализуемая на территории России. Табачная продукция, принадлежащая к сфере действия данного Закона, указана в его ст. 2.

Необходимо подчеркнуть, что объектом технического регулирования комментируемого Закона является только та табачная продукция (в т.ч. импортная), которая реализуется на территории России. Данное правило основано на общей норме п. 1 ст. 23 Федерального закона ";О техническом регулировании";, согласно которой объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории России (как определено в ст. 2 названного Закона, подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров).

Определение понятию обращения продукции, являющейся объектом технического регулирования, в Федеральном законе ";О техническом регулировании"; не дано. Подразумевается, что такое определение должно иметь свои особенности для каждого конкретного технического регламента. Комментируемый Закон дает такое определение, но не понятию ";обращение";, а понятию ";реализация табачной продукции";: согласно п. 27 его ст. 2 - это поставка и (или) розничная продажа табачной продукции на территории России (за исключением экспорта).

Такое регулирование отличает комментируемый Закон не только от Федерального закона ";О техническом регулировании";, но и от Федеральных законов ";Технический регламент на молоко и молочную продукцию";, ";Технический регламент на масложировую продукцию"; и ";Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей";. В названных Законах, которыми приняты технические регламенты, как и в Федеральном законе ";О техническом регулировании";, используется понятие ";обращение"; продукции, являющейся объектом технического регулирования. При этом либо подразумевается отсылка к определению общего понятия ";оборот пищевых продуктов, материалов и изделий";, данному в ст. 1 Федерального закона ";О качестве и безопасности пищевых продуктов";, либо это определение прямо используется. Речь идет о следующем определении: купля-продажа (в т.ч. экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (в названном Законе эти операции в юридико-технических целях обозначаются сокращением ";реализация";), их хранение и перевозки.

Как видно, сфера действия комментируемого Закона сужена по сравнению с традиционным пониманием сферы действия технических регламентов. Это сужение прослеживается также и в том, что к объектам технического регулирования данного Закона не отнесены процессы производства, хранения и перевозки продукции, связанные с требованиями к продукции (как это сделано в названных выше Законах, которыми приняты технические регламенты). В то же время это соответствовало бы предусмотренному в Федеральном законе ";О техническом регулировании"; делению объектов технического регулирования на два взаимосвязанных вида: 1) материальные объекты - различные виды продукции, в т.ч. здания, строения, сооружения; 2) технологические процессы, соотносящиеся с этапами ";жизненного цикла"; продукции, - процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Такое сужение сферы действия комментируемого Закона представляется не вполне понятным, если учесть, что в национальных стандартах и иных нормативных документах требования к процессам производства, хранения и перевозки табачной продукции устанавливались. Речь идет, прежде всего, о ГОСТ 3935-2000 ";Сигареты. Общие технические условия";, ГОСТ 1505-2001 ";Папиросы. Общие технические условия";, ГОСТ 858-2000 ";Табак курительный. Общие технические условия";, ГОСТ 936-82 ";Махорка-крупка курительная. Общие технические условия";, ГОСТ 7823-2000 ";Табак трубочный. Общие технические условия";, ГОСТ 8699-76 ";Сигары. Технические условия";. Следует также упомянуть о Правилах по охране труда в табачной промышленности, утв. приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 51*(15).

Разумеется, табачная продукция, которая произведена в домашних условиях и не предназначена для реализации, объектом технического регулирования комментируемого Закона не является. Более того, такая продукция не соответствует определению понятия ";табачная продукция";, данному в п. 22 ст. 2 Закона: табачное изделие, упакованное в потребительскую тару. Из этого определения следует, что любые табачные изделия, не упакованные в потребительскую тару, к сфере действия комментируемого Закона относиться не могут. Но такие изделия не могут и находиться в розничной реализации, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона ";Об ограничении курения табака"; (в ред. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ*(16)) розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки запрещена. Понятие же ";потребительская тара"; определено в п. 26 ст. 2 комментируемого Закона как минимальная единица упаковки табачных изделий, в которой табачные изделия приобретаются потребителем.

2. В ч. 2 комментируемой статьи в обобщенном виде определено непосредственно содержание комментируемого Закона, т.е. обозначено то, что данный Закон устанавливает, а именно:

1) требования к табачной продукции. Данные требования установлены в положениях гл. 2 Закона, в т.ч. в ст. 4 - общие требования к табачной продукции, в ст. 5 - требования к ингредиентам табака сосательного (снюса), табака жевательного и насвая, в ст. 6 - требования к содержанию смолы, никотина и монооксида углерода в дыме сигарет, в ст. 7 - требования к информации об ингредиентах, содержащихся в табачных изделиях, в ст. 8-11 - требования к потребительской маркировке табачной продукции;

2) правила идентификации табачной продукции. Данные правила установлены в ст. 3 Закона для целей установления принадлежности табачной продукции к сфере действия Закона. Характеризующие табачную продукцию признаки - компонентный состав и способ применения - определены в ст. 2 Закона;

3) правила и формы оценки соответствия табачной продукции требованиям комментируемого Закона. Общее понятие ";оценка соответствия"; определено в ст. 2 Федерального закона ";О техническом регулировании"; как прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Оценка соответствия табачной продукции требованиям комментируемого Закона регламентирована положениями его гл. 3. В ст. 12 Закона названы две формы такой оценки соответствия - подтверждение соответствия табачной продукции обязательным требованиям (как установлено в ст. 13 Закона, носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии) и проведение государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции.

Формулирование в таком виде предмета регулирования комментируемого Закона основано на общих положениях ст. 7 Федерального закона ";О техническом регулировании"; о содержании технических регламентов (этой же статьей определен и порядок применения технических регламентов).

Так, согласно п. 3 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ) технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в т.ч. в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Там же установлено, что:

содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории России и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;

не включенные в технические регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона ";О техническом регулировании"; технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений п. 9 данной статьи (речь идет о том, что технический регламент может содержать специальные требования к объектам технического регулирования, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции; кроме того, указанная норма предусматривает, что технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест).

Следует также отметить, что основное предназначение технических регламентов нашло свое отражение в определении понятия ";технический регламент";, данном в ст. 2 Федерального закона ";О техническом регулировании";: документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-практический комментарий к федеральному закону " о качестве и безопасности пищевых продуктов" (постатейный) предисловие

    Закон
    ... продукции. "Бренды" Федеральныйзаконот 15 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" содержит отдельную главу "Информация о нарушении требований техническихрегламентов" ...
  2. Понкин и в соловьев а а

    Основная образовательная программа
    ... : Закон и право, 2008. – 895 с. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральномузаконуот 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Постатейный ...

Другие похожие документы..