Главная > Основная образовательная программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СОКОЛЬНИКОВО

СОГЛАСОВАНО

И.о.начальника управления образования Администрации Можайского муниципального района

____________ Г.С.Попкова

подпись

23 августа 2011 г.

М.П.

СОГЛАСОВАНО

Управляющим советом

Протокол

от 23. 08. 20 11г.

4

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от 23. 08. 20 11г.

79

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

23. 08. 20 11 г. № _____

с.Сокольниково

Содержание программы

I. Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………………………………… с. 3-7

I.I Цели и задачи реализации ООП НОО

I.II. Принципы и подходы к формированию ООП НОО

I.III Общая характеристика ООП НОО

I.IV. Условия для реализации ООП, имеющиеся в школе

I.V. Этапы для реализации ООП

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ……………… с. 8-12

II.I. Планируемые личностные результаты освоения ООП. Планируемые метапредметные результаты

II.II. Планируемые результаты освоения отдельных учебных предметов, курсов

III. Учебный план начального общего образования……………………… с.12-16

III.I. Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана.

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования …………………………с.16-23

V. Программы, рабочие учебные программы учебных предметов учебного плана и внеучебной деятельности младших школьников …………………….с.24-170

VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся……………………………………………………………………………………… c. 170-175

VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни …….............................................................................................................................. с.176-180

VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………… с.180-183

I. Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования


Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – Средняя общеобразовательная школа с.Сокольниково разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения»1 и с учётом УМК «Планета знаний».

Программа разработана членами Совета и членами рабочей группы по введению ФГОС НОО в средней школе с.Сокольниково:

  • Пояснительная записка – Кондратович Е.М.;

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образованияСеменова Л.В.;

  • Учебный план начального общего образования – Кондратович Е.М.; Семенова Л.В.; Киселева К.И;

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования – Кондратович Е.М.;

  • Программы отдельных учебных предметов, курсов – Кондратович Е.М.; Семенова Л.В.; Киселева К.И;

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования – Кондратович Е.М.;

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни – Вилесов С.В.;.

  • Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования -

Семенова Л.В.;

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

  • предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

С 2005 года обучение в начальных классах ведётся по двум образовательным программам: «Школа 2000» и «Школа 2100».

С 2011 года планируется постепенный переход всех начальных классов на программу «Планета знаний».

УМК  «Планета Знаний» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями к ее структуре и содержанию ФГОС и способствуют:

— формированию основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;

— эффективному личностному и познавательному развитию учащегося на основе формирования умения учиться;

— подготовке учащихся к успешному обучению в средней школе;

— сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей путем включения в учебный процесс разнообразных видов деятельности и построения для учащегося индивидуальных траектории развития;

— реализации личностно-ориентированной педагогики, где ребенок субъект учебного процесса и ему создаются условия для выбора деятельности;

— формированию, развитию и сохранению у учащихся интереса к учению;

— ориентации учебного процесса на воспитание нравственности ребенка, патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.

Дидактическая система УМК «Планета знаний» реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению.

В комплекте всё подчинено:

— формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении;

— созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям.

Организация  учебной деятельности учащихся строится на основе системно- деятельностного подхода, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию мини-исследования,

— технологию организации проектной деятельности,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В содержание  УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формированиебазовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Так, например, учебники русского языка несут особое отношение к слову, к языку своего народа, его колориту и мудрости. Литературное чтение содержит литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Учебники курса «Окружающий мир» воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают в воспитании учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Содержание учебного материала курса «Математика» также способствует обогащению культурных и ассоциативных связей с литературой, живописью, историей, знакомит со знаменательными событиями нашей Родины.

Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края.

Вопросы и задания помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а так же обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

Особое место в комплекте учебников «Планета Знаний» занимает курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении общекультурных нравственных устоев, традиций.

При разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования: создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Программа опираетсяна развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В муниципальном общеобразовательном учреждении – Средняя общеобразовательная школа с.Сокольниково (лицензия РО № 019320, регистрационный № 66230, выданная Министерством образования Московской области на срок с 25.11.2010 г. до 24.11.2015 г., свидетельство о государственной аккредитации АА № 150239, регистрационный № 4139, выданное Министерством образования Московской области на срок с 14.05.2009 г. до 13.05.2014 г.) в 2011-2012 гг. обучается 136 человек, из них 54 – обучающиеся начальной школы. Общее количество классов – 11, из них 4 – начальные.

По наполняемости классы соответствуют требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 ";Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"; и Типового положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов. В ОУ работает 1 группа продлённого дня для обучающихся 1-6 классов.

Обучение в ОУ организовано в 1 смену (начало первого урока в 8.30 часов.). Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели.

Продолжительность урока:

  • в 1 классе — 35 минут;

  • во 2–4 классах — 45 минут.

Количество уроков в день:

  • в 1 классе: сентябрь-октябрь 3 урока, далее 4 урока.

  • Во 2-4 классах: 4-5 уроков

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе — 33 учебные недели; дополнительные каникулы для 1 -х классов в середине 3 четверти.

  • во 2–4 классах — 34 учебные недели.

Во второй половине дня начинает работу блок дополнительного образования, а так же проведение мероприятий развивающе-воспитательного цикла. Организовано двухразовое питание, питание осуществляется за счет средств муниципального бюджета и родителей в школьной столовой.

Учебно-воспитательный процесс строится в основном на традиционной классно-урочной системе.

Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четвертей по пятибалльной системе оценок.

Кадровый состав:

  • количество:

учителя начальных классов – 4 ч.,

воспитатели ГПД – 1 ч.;

  • образование:

высшее – 1 ч.,

н/высшее – 1 ч.,

среднеспециальное – 3 ч.;

  • квалификационная категория:

высшая категория – нет

первая категория – 2 ч.,

без категории – 3 ч.;

  • стаж педагогической работы:

3-10 лет – 1 ч.,

10 -20 лет – 2 ч.,

более 20 лет – 2 ч.

Творческие достижения учеников и учителей:

  • Участие учителей в профессиональных конкурсах:

районный конкурс «Учитель года».

  • Участие обучающихся в конкурсах различных уровней:

интеллектуальные конкурсы, выставки детского творчества, смотр художественной самодеятельности, конкурсы рисунков.

Материально-техническая база ОУ:

кабинеты начальных классов - 4 (мультимедийные проекторы - 4, 4 компьютера, 4 монитора, 1 музыкальный центр),

кабинеты английского языка – 1,

спортивный зал – 1,

кабинет информатики 1,

библиотека – 1,

столовая – 1,

медицинский кабинет – 1,

кабинет воспитательной службы - 1,

актовый зал – 1,

музей – 1,

раздевалки – 1,

туалетные комнаты – 2.

На пришкольной территории имеется: футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, игровая площадка.

Школа активно взаимодействует:

  • с учреждениями основного и дополнительного образования: ОУ района, Дом Детского Творчества;

  • с учреждениями культуры: детская городская библиотека, сельская библиотека, музеи города, православные храмы;

  • с учреждениями здравоохранения, ОВД, ГИБДД, пожарной частью, предприятиями сельского поселения и района.

Традиции ОУ:

день знаний, день здоровья, праздник осени, день учителя, неделя науки, спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья», неделя начальных классов, уборка мемориального памятника, день Победы, прощание с начальной школой, торжественное собрание–концерт, походы, экскурсии и поездки, летний оздоровительный лагерь.

Таким образом, в школе созданы условия для достижения обучающимися как базового образования, так и возможность развиваться в соответствии с наклонностями и способностями, работать над совершенствованием здоровья, над адаптацией их к социально-экономическим условиям.

В соответствии с требованиями ФГОС-2 с 2011-2012 учебного года и далее в объёме 10 часов в неделю организуется внеурочная деятельностьпо разным направлениям развития личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..