Главная > Инструктивно-методическое письмо
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
_____________К.С. Фарино
«___»_____________2012 г
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета «Математика»
в 2012/2013 учебном году»
Типовыми учебными планамиучреждений общего среднего образования соответствующих видов, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусьот26 августа 2011 г. № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 18, 2011 г.), на изучение учебного предмета «Математика» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:
Вид учреждения общего среднего образования | Количество учебных часов в неделю по классам | ||||||
V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
базовая школа средняя школа школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей санаторная школа-интернат учебно-педагогический комплекс | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
кадетское училище | – | – | – | 4 | 4 | 4 | 4 |
гимназия гимназия-интернат | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 (5 – для физико-математического направления) | 4 (5 – для физико-математического направления) |
суворовское училище | – | – | 5 4* | 5 4* | 5 4* | 5 4* | 5 4* |
специализированный лицей | – | – | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
лицей | – | – | – | – | – | 4 (5 – для физико-математического направления) | 4 (5 – для физико-математического направления) |
Примечание.
Символом* отмечено количество учебных часов в неделю в специализированных по спорту классах.
Типовым учебным планом вечерней школы (очная форма получения образования) на изучение учебного предмета «Математика» отводится по 3 учебных часа в неделю в каждом из X–XII классов.
Дополнительный учебный час, установленный Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея, лицея на изучение учебного предмета «Математика» в VII–IX классах, в X и XI классах физико-математического направления отводится на решение задач.
В соответствии с пунктами 54 и 57 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 8, 2012 г.), при реализации образовательной программы среднего образования XиXI классы с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Математика» и «Физика» при наличии в классе не менее 20 учащихся делятся на 2 группы при проведении практикумов по решению задач. При меньшей наполняемости класса деление на 2 группы может осуществляться за счет учебных часов, отведенных Типовыми учебными планамигимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея, лицея на факультативные занятия.
В своей педагогической деятельности учителяматематикируководствуются:
учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2012);
примерным календарно-тематическим планированием. Математика, V–XI классы (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2011, 2012). Учителям математики при необходимости разрешается перераспределять количество учебных часов между темами, отведенное на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании;
нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика», определяемыми образовательными стандартами общего среднего образования. Тематический контроль осуществляется, как правило, посредством проведения письменных самостоятельных и контрольных работ. При этом количество контрольных работ в течение учебного года составляет:
в V–VII классах – 6 контрольных работ;
в VIII–ХI классах – 8 контрольных работ, а в Х–ХII классах вечерних школ суммарное количество контрольных работ (16) равномерно распределяется на три года обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;
Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым:
два урока могут быть объединены при изучении на повышенномуровне учебного предмета «Математика» в гимназии, гимназии-интернате, суворовском училище, специализированном лицее и лицее, а также при проведении контрольных работ в учреждениях общего среднего образования каждого вида;
контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;
домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в V и VI классах за 2 часа,
VII и VIII классах – 2,5 часа, IX–XI классах – 3 часа (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданийпо всем учебным предметам одного учебного дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна быть на 0,5 часа меньше;
Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.).
Информируем, что указанные выше учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования, технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования (edu.gov.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).
В помощь учителям издательством «Аверсэв» выпущены пособия «Математика. Контрольные и самостоятельные работы. 5–9 классы» и готовятся к изданию аналогичные материалы для Х и ХI классов.
Контрольные и самостоятельные работы (контрольно-измерительные материалы), предлагаемые авторами, дополняют уже имеющиеся дидактические материалы. Следует отметить, что отдельные контрольные работы рекомендуется использовать в четвертой четверти текущего учебного года (при осуществлении тематического контроля или при организации самостоятельной работы учащихся), а также для получения сведений об исходномуровне знаний иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание, либо временно проживающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь в соответствии с пунктом 16 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Контрольно-измерительные материалы также можно использовать при проведении аттестации учащихся, осваивающих математику самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом.
В целях формирования культуры устной и письменной речиучащихся рекомендуется:
использовать в V и VI классах выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи;
уделять внимание на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях полноценному восприятию обучаемыми учебного текста, осмыслению и пониманию логики изучаемого;
учить работать с книгой, электронными и иными источниками информации, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать источники информации по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с источниками информации, составлять тезисы, конспекты и т.д.;
проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией математики, обращая особое внимание на правильность и точность определений математических терминов;
формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщенные таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;
повышать культуру устной и письменной речи учащихся, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.
Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради (две рабочих тетради для обучающих работ и тетрадь для контрольных работ). Для обучающих работ допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе. В тетрадях для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.
Тетради для контрольных работ хранятся на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения контрольной работы или работы над ошибками.
Надпись на обложке тетради должна содержать информацию:
о классе (римскими или арабскими цифрами), предназначении тетради (для работ по математике, для контрольных работ по математике), об учреждении образования (в соответствии с его уставом), а также фамилию и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи. Например:
Тетрадь
Сшытак
для работ по математике
для работ
учащегося 5 ”Г“ класса
па матэматыцы
гимназии № 61 г. Минска
вучня 8 ”А“ класа
Петрова Виталия
сярэдняй школы № 2
г. Наваполацка
Фёдарава Аляксандра
Тетрадь
Сшытак
для контрольных работ
для кантрольных работ
по математике
па матэматыцы
учащейся X ”А“ класса
вучаніцы VIII класа
лицея № 1 г. Могилева
Дроздовой Светланы
Засульскай сярэдняй
школы
Пятровай Ірыны
С внешней стороны страницы тетрадей для обучающих и контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей или контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей. Например:
21.10.2012
Слова «Классная работа» или «Домашняя работа» в рабочих тетрадях для обучающих работ и слова «Контрольная работа» в тетради для контрольных работ записываются на той же строке, на которой на поле записана дата выполнения соответствующей работы. В тетради для контрольных работ после слов «Контрольная работа» указывается номер данной работы в соответствии с примерным календарно-тематическим планированием или тема (по усмотрению учителя), а затем, отступив строку, по центру следующей строки номер варианта (1 вариант или I вариант). Например:
Контрольная работа №7 07.12.2012
1 вариант
При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета.
При построении геометрических фигур, графиков функций, выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут использовать простой и цветные карандаши, кроме красного.
В V–VІІ классах обучающие работы проверяются выборочно, один раз в неделю у всех учащихся, в VІІІ–ІХ классах – один раз в две недели, в Х–ХІ(XII) классах – один раз в месяц. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На поле тетради для контрольных работ против каждого задания контрольной работы отмечается количество баллов, которым оценено это задание. После последнего задания записывается суммарное количество баллов, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в классный журнал и дневник учащегося. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию. В случае большого количества учащихся, выполнивших контрольную работу, допускается проверка контрольной работы не позже, чем через два учебных занятия.
При проверке обучающих и контрольных работ учитель подчеркивает математическую ошибку ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.
Анализ выполнения контрольной работы проводится учителем на учебном занятии. Работа над ошибками выполняется учащимися на учебном занятии в тетради для контрольных работ или в рабочей тетради или дома в рабочей тетради. По итогам проверки работы над ошибками может быть (по усмотрению учителя) выставлена отметка, которая заносится в классный журнал и дневник учащегося.
В классном журнале тема учебных занятий, вид работы могут записываться в две строки в отведенной для этого строке. Точка не ставится после названия темы, вида работы. При записи темы, вида работы допускается сокращение слов в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Например:
Самостоятельная работа «Прямая и ее части» или Сам. раб. «Прямая и ее части»
Если объединяются два урока, то дважды записываются дата, тема или тема и вид работы. При заполнении строк графы «Дамашняе заданне» записываются номера пунктов (разделов и параграфов) учебного пособия и номера заданий. Например:
Дата | Змест вучэбных заняткаў | Дамашняе заданне |
Раўнабокі трохвугольнік | Пункт 10, № 325, 334 або П. 10, № 325, 334 | |
Раўнабокі трохвугольнік. Самастойная работа | Пункт 10, №325, 334 | |
Кантрольная работа № 7 або Кантрольная работа «Падобныя фігуры» | Паўтарэнне. П. 4 | |
Ураўненні з адной зменнай (з адным невядомым) | Пункт 2.1, №2.9 (3, 4), 2.13(3, 5) | |
Лінейныя ўраўненні | Пункт 2.2, №2.16(4, 10), 2.17 (4, 7) | |
Лінейныя ўраўненні | Пункт 2.2, №2.18 (5, 7), 2.21 (8), 2.24 (3) | |
Лінейныя ўраўненні. Самастойная работа | Пункт 2.2, №2.24 (5), с.248 №20 (3) | |
Прапарцыянальныя адрэзкі. Падобныя трохвугольнікі | Раздзел 3, §1, №283, 289, 293 | |
Першая прымета падобнасці трохвугольнікаў (па двум вуглам) | Р. 3, §1, №305, 308, 311 | |
Першая прымета падобнасці трохвугольнікаў (па двум вуглам) | Раздзел 3, §1, №314, 318 |
Похожие документы:
Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)
Инструктивно-методическое письмо... вводимому с 2012/2013учебногогода. К 1 сентября 2011 года с учётом результатов ... Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредмета “Математика” в 2011/2012учебномгоду» Типовыми учебными ...Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г
Инструктивно-методическое письмо... Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебномгоду в ...Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г
Инструктивно-методическое письмо... Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебномгоду в ...Инструктивно-методическое письмо (5)
Инструктивно-методическое письмо... специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаваниипредмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013учебномгоду» ВСТУПЛЕНИЕ ...Инструктивно-методическое письмо (14)
Инструктивно-методическое письмо... Инструктивно-методическоеписьмо «О преподавании химии в 2012-2013учебномгоду в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области» В системе естественнонаучного образования химия как учебныйпредмет ...