Главная > Учебно-методический комплекс

1

Смотреть полностью

Направление подготовки: 030600 История

Квалификация: Бакалавр

ФИЛОСОФИЯ

Дисциплина «Философия» является Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Истории и теории исторической науки.

Учебно-методический комплекс «Философия» предназначен для студентов бакалавриата дневного отделения факультета истории, политологии и права РГГУ, специальности «История».

Предметом изучения служит история западной философии, т.е. историческое становление и развитие философской мысли. Философия изучается в историческом, цивилизационном контексте. Задачей данного курса является анализ историко-философского процесса следующих периодов: античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, современность. В ходе курса основные философские течения и направления рассматриваются в историческом и цивилизационном контексте на материале конкретных представителей. В основу структуры курса «Философия» положен сравнительно-исторический метод.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

Дисциплина «Введение в историю» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла и составляет важную составляющую профессиональной подготовки студентов по направлению 030600 «История». Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание курса представляет собой вводный обзор исторических дисциплин и современных вопросов исторической науки, призванный сориентировать студентов в круге тех профессиональных проблем, углубленное изучение которых будет проводиться на протяжении последующих курсов. В курсе учитываются специфика обучения и уровень подготовки первокурсников.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-4, ПК-6.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: промежуточный в форме промежуточной аттестации и итоговый в форме устного зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) и семинарские (14 часов) занятия.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО по направлению: иностранный язык в гуманитарном цикле. Программа предназначена для бакалавров, изучающих иностранный язык специальности по гуманитарному направлению.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Вся образовательная система должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Концепция определяет также важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Выполнение этих задач предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь значительное обновление содержания образования, приведениеего в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

В XXI веке значительно возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Существенно изменился также социокультурный контекст изучения иностранных языков во всех странах Европы, включая Россию. Задачу оказания содействия странам Европы в согласовании целей и содержания обучения иностранным языкам взяла на себя международная организация Совет Европы. Факт вхождения России в Совет Европы определил необходимость согласования образовательных стандартов России с общими европейскими стандартами, в основу которых лег компетентостный подход. Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.

ЭКОНОМИКА

Курс «Экономика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу изучаемых студентами дисциплин. Дисциплина реализуется на экономическом факультете РГГУ кафедрой Экономических теорий.

Дисциплина «Экономика охватывает круг вопросов, связанных с общественными отношениями, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченных экономических ресурсов.

Дисциплина направлена на формирование компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-14, ОК-15, ПК-12, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля знаний студентов: текущий контроль успеваемости в форме доклада, промежуточной формой контроля является зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет – 2 зачетных единицы, что соответствует 72 часам.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия в размере 12 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная работа студента – 44 часов.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебно-методический комплекс по курсу «Основы государства и права» подготовлен для организации учебного процесса студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация «бакалавр»). Методические материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методический комплекс включает: программу курса, планы семинарских занятий, вопросы итоговой аттестации. Список источников и литературы рекомендован для всех форм работы студента. Контрольные вопросы по курсу ориентируют на изучение основных разделов дисциплины. Следует учесть, что степень усвоения обязательных для изучения нормативных правовых актов и литературы будет влиять на оценку подготовки к семинарским занятиям и аттестациям. Для углубленного исследования наиболее важных вопросов курса предложены дополнительные источники и литература, которые можно использовать для выполнения сообщений (докладов) на семинарских занятиях.

Учебно-методический комплекс подготовлен для реализации цели формирования у студентов знаний в области правового общества, правового государства, гуманитарной сферы оснований правопорядка и законности. Это необходимо для современного профессионала, осознающего социальные последствия своей профессиональной деятельности.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Целью курса «Политология» является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную жизненную позицию.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с предметом и задачами политологии как науки о политической сфере жизни общества, сформировать представление о специфических особенностях, закономерностях, способах и путях формирования данной отрасли человеческого знания, о методологии и методах политологических исследований;

  • ознакомить студентов с основными направлениями и этапами развития мировой политической мысли;

  • обеспечить усвоение студентами основных категорий политологии и умение оперировать ими;

  • ознакомить студентов с сущностью и функциями основных политических институтов и политических образований, с этапами и циклами политического процесса;

  • научить студентов оценивать политические концепции в контексте времени и определять степень их актуальности для современной России;

  • продемонстрировать студентам связь политической науки и других гуманитарных дисциплин, единство вузовского гуманитарного цикла.

Место дисциплины в структуре ООП:

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- междисциплинарные связи с дисциплинами «Правоведение», «Социология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

По завершению курса студенты должны овладеть основными понятиями дисциплины, иметь представление об основных методологических парадигмах, теориях и концепциях современной политической науки, а также уметь применять полученные знания в дальнейших эмпирических исследованиях.

Необходимо отметить прикладную направленность курса ввиду большой значимости поднимаемых в нем проблем, как для всего общества, так и для каждого студента. Таким образом, курс становится элементом политической социализации знакомящихся с научным подходом к политике личностей.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в базовую часть цикла Б.1 «Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины» и является элементом подготовки студентов по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью». Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии, права РГГУ кафедрой русского языка Института лингвистики РГГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с русским языком как средством мышления и коммуникации, и затрагивает как теоретические, так и практические аспекты. Дисциплина направлена на развитие компетенций ОК-1, ОК-2 и формирование компетенций ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК‑3, ПК‑5, ПК‑6, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-24.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль подготовленности к семинарскому занятию (выполнение домашних упражнений, творческих заданий, активность в обсуждении вопросов, объявленных в плане семинарских занятий) – до 50 баллов, промежуточная аттестация в форме контрольной работы – до 20 баллов, итоговый контроль в форме обобщающей контрольной работы – до 30 баллов. Студент, не набравший в сумме 60 баллов, сдаёт экзамен по всему курсу и предъявляет преподавателю собственноручно написанные конспекты лекций и выполненные домашние задания ко всем семинарам.

СВЯЗИ С ОБЕСТВЕННОСТЬЮ

Учебный курс «Связи с общественностью» предназначен для студентов дневной формы обучения (бакалавриат) факультета истории, политологии и права РГГУ, обучающихся по специальности ";история";. Общий объем курса «Связи с общественностью» – 72 часа.

В учебной программе указаны структура и содержание дисциплины, даны примерные темы контрольных работ и вопросы к итоговой аттестации, указан список литературы и ресурсы Интернет, представлены планы семинарских занятий.

ОСНОВЫ ТОЛЕРИНТНОСТИ

Курс «Основы толерантности» построен в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки «История» квалификационного уровня «бакалавр». В формате компетентностного подхода он включен в Учебный план в составе Гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой культуры мира и демократии.

Содержание дисциплины в соответствии с Госстандартом охватывает круг вопросов, связанных как с общими знаниями о законах рынка, специфики его функционирования в разных регионов мира, так и с методиками маркетинговой деятельности, с конкретными техниками работы в сфере туризма и сервиса.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОК) компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме семинаров и практикумов, промежуточный контроль в форме деловых презентаций своего проекта и итоговый контроль в форме зачета.

Дисциплина предназначена для освоения в первом учебном семестре. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа или 2 зачетных единицы. Учебный план предусматривает 26 часов аудиторных занятий, в т.ч. 10 ч. лекционных и 16 ч. практических занятий. Половина отведенного на дисциплину времени (26 ч.) приходится на самостоятельную работу студента.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Религиоведение» является частью Б.1 Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 «История». Дисциплина реализуется в УНЦ изучения религий..

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с осмыслением религии в рамках исторического, философского и теологического дискурсов, выявлении специфики религиоведческого подхода к феномену религиозного, определение методов и основных понятий религиоведения.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме зачета, промежуточный контроль в форме контрольных работ .

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2,5 зачетных единиц, 72 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинары (14), самостоятельная работа студента (46 часов).

АНТРОПОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Антропология» является курсом по выбору цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин (национально-региональный (вузовский) компонент [ОПД-Р5]) учебного плана бакалавриата направления подготовки № 520800 – «История», и предназначен для студентов IV курса.

Учебно-методический комплекс включает в себя аннотацию программы, пояснительную записку, структуру дисциплины, содержание дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, материально-техническое обеспечение практики.

Программа курса раскрывает роль и место данной дисциплины в образовательной программе, определяет поставленные цели и задачи, распределяет учебный материал между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов; раскрывает содержание тематических разделов, позволяет планировать распределение учебного времени по видам учебных занятий и разделам курса, определяет оптимальную систему текущего и итогового контроля знаний студентов.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности (ОК-19).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, промежуточный контроль в форме экзаменов.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 44 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (20 часов) занятия, семинары и практические занятия (14 часов), самостоятельная работа студента (101 час).

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дисциплина «Культурология» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла и составляет важную составляющую профессиональной подготовки студентов по направлению 030600 «История». Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории культуры.

Содержание курса призвано сформировать у студентов представление о культурологии как современной гуманитарной дисциплине, о принципиальной множественности подходов к ее изучению. Программа курса призвана в результате освоения дисциплины познакомить студентов с этимологией слова «культура» и основными подходами к определению этого понятия; сформировать у студентов понимание взаимосвязи между представлениями разных авторов о сущности культуры и «природы человека»; познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, проблемами культуры современного мира;

сформировать навыки строить устную и письменную речь при обсуждении проблем культурологии.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-4, ПК-6.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: промежуточный в форме промежуточной аттестации и итоговый в форме устного зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (1о часов) и семинарские (16 часов) занятия.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебный курс «История мировой литературы, часть1» и «История мировой литературы, часть2» предназначен для студентов дневной формы обучения (бакалавриат) факультета истории, политологии и права РГГУ, обучающихся по направлению 032100 «Востоковедение и африканистика». Общий объем курса «История мировой литературы» – 52 часа.

История мировой литературы занимает заметное место в системе общекультурных предпосылок подготовки студентов, изучающих Восток. Педагогический замысел курса состоит в том, чтобы не только расширить знания студентов, но и активизировать их творческие способности, выработать навыки моделирования культурных парадигм и установления кросскультурных ассоциативных связей. В рамках учебного курса литература помещена в социокультурный контекст, помогающий воспринимать историю литературы не как разрозненный список фактов, но как целостный процесс, имеющий непосредственное отношение к современности.

Вслед за Л. Пинским, выделявшим «магистральный сюжет» и рассматривавшим историю литературы через призму этого понятия, мы ставим себе целью выделить в литературе ряд основных тенденций, развивавшихся на протяжении нескольких эпох.

Особое место здесь принадлежит эволюции романа, поскольку, по мнению М. Бахтина, это единственный становящийся жанр в настоящее время. История литературы во многом рассматривается как противостояние и одновременно взаимодействие двух направлений или жанровых моделей – novel и romance – что, в свою очередь, влечет за собой различение и разграничение так называемого «реалистического» и «фантастического»/«романтического» начал в литературе.

В учебной программе указаны структура и содержание дисциплины, даны примерные темы рефератов и курсовых работ и вопросы к итоговой аттестации, указан список литературы и других ресурсов обучения, представлены планы семинарских занятий.

ЛОГИКА

Дисциплина «Логика» является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б1) подготовки студентов по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (Профиль: Реклама и связи с общественностью в некоммерческом секторе»). Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии и права РГГУ кафедрой математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с логической культурой познавательной и коммуникационной деятельности.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-6, ОК-9, ОК-10, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-21, ПК-22, ПК-26.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опроса студентов, промежуточный контроль в форме контрольных работ и итоговый контроль в виде зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (10 часа), семинары (16 часа), самостоятельная работа студента (46 часов).

ИНФОРМАТИКА

Дисциплина «Информатика» входит в базовую часть математического и информационно-технологического цикла дисциплин подготовки по направлению - 030600 «История», квалификационный уровень - бакалавр. Дисциплина реализуется на факультете Истории, политологии и права кафедрой Общей информатики в первом.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных сорганизацией сбора, обработки и хранения информации, а также разработкой и эксплуатацией информационных ресурсов и систем, средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий, используемых в исторических исследованиях.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника, который знает возможности современных компьютеров, а так же роль информации в современном информационном обществе, владеет методами компьютерных технологий в информационных системах и компьютерных сетях, а именно: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ и тестов, промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Дисциплина «Математические методы в исторических исследованиях» является частью «математического и информационно-технологического» цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с использованием математико-статистических методов в исторических исследованиях. Курс ориентирован, прежде всего, на учет специфики гуманитарного образования. Так, при изложении математических понятий и методов основное внимание уделяется их логической структуре. Принципы построения математических моделей и статистических теорий проводится с учетом ограничений, порождаемых особенностями гуманитарного знания.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме контрольных работ, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме устного зачета. Лабораторные работы студенты выполняют работая в пакете STATISTICA.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (18 часов) и лабораторные (34 часа) занятия.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Дисциплина «Компьютерные технологии в исторических исследованиях» является частью «математического и информационно-технологического» цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с использованием компьютерных технологий в плане систематизации, обработки, преобразования исторической информации. На сегодняшний день компьютер является важнейшим инструментом научного исследования.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-12, ОК-13, ОК-14, ОК-15, ОК-16, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме контрольных работ, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 часов) и лабораторные (36 часов) занятия.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Курс «Информационно-методический тренинг» адресован студентам-историкам 1-го курса (бакалавриат), обучающимся по специальности 030600 История (без специализации) ФИПП РГГУ. Курс рассчитан на освоение в течение одного семестра. Общий объем часов – 72 часов: 26 – аудиторные; из них 8 – лекции, 18 – семинары. Программа содержит пояснительную записку, характеристику структуры дисциплины, ее содержания, образовательных технологий, используемых в учебном процессе, описание форм промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, оценочных средств для текущего контроля успеваемости, учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов и материально техническое обеспечение дисциплины.

В рамках курса рассматриваются ключевые проблемы, связанные с освоением базовых навыков, позволяющих ставить и эффективно решать учебные и научные задачи в ходе обучения в вузе: аудиторная и самостоятельная работа учащихся, написание и оформление самостоятельных письменных работ, поиск информации и т.д.

ИСТОРИЯ РОССИИ ДО ХХ ВЕКА:

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX – НАЧАЛА ХХ В.

Дисциплина «История россии XIX – начала ХХ в.» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 030600 – История. Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии и права Кафедрой истории России Нового времени.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов связанных с особенностями российского исторического процесса в новое время. В центре внимания дисциплины - представления о российской цивилизации в истории нового времени как открытой, динамичной, целостной системе, осмысление ключевых задач цивилизационного развития и альтернативных способов их решения в проблемном поле современных научных исследований.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ОК-14; ОК-15) и профессиональных(ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9) компетенций выпускника.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиумов и лекций-консультаций, промежуточный контроль в форме письменных аттестаций, итоговый контроль в форме 3-х зачетов с оценкой и итогового экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (60 часов) занятия, семинары (74 часа) и самостоятельную работу студентов.

ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ ВЕК

ЧАСТЬ 1.

Дисциплина «История России ХХ в.» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин для подготовки бакалавров по направлению «История». Курс читается студентам в 5 семестре 3 курса обучения. Содержание дисциплины охватывает целостный круг проблем экономического, социального, политического, культурного, духовного развития России-СССР-РФ в хронологических пределах новейшего времени (с 1917 г. до начала Второй мировой войны).

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускников:

- владение культурой мышления: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно - национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- осознание значения и сущности информации в развитии общества, владение основными методами, средствами и способами получения, хранения и переработки информации (ОК-13);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность работать в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

– умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);

– способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

– способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

– способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: в 5 семестре – 108 часов (3 з.е.).

Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия: в 7 семестре – 30 часов лекций и 32 часа семинарских занятий. В 7 семестре предусмотрена самостоятельная работа студентов – 46 часов.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ, итоговых письменных работ, аттестации по итогам семинарских занятий. Вид промежуточного контроля – в 5 семестре – зачет с оценкой.

ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ ВЕК

ЧАСТЬ 2.

Дисциплина «История России ХХ в.» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин для подготовки бакалавров по направлению «История». Курс читается студентам в 6 семестре обучения. Содержание дисциплины охватывает целостный круг проблем экономического, социального, политического, культурного, духовного развития России-СССР-РФ в хронологических пределах новейшего времени (с 1939 г. до настоящего времени).

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускников:

- владение культурой мышления: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно - национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- осознание значения и сущности информации в развитии общества, владение основными методами, средствами и способами получения, хранения и переработки информации (ОК-13);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность работать в архивах и музеях, библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

– умение применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);

– способность к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

– способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

– способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: в 8 семестре – 108 часов (3 з.е.).

Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия: в 8 семестре – 18 часов лекций и 26 часа семинарских занятий. В 8 семестре предусмотрена самостоятельная работа студентов - 64 часа.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольных работ, итоговых письменных работ, аттестации по итогам семинарских занятий. Вид итогового контроля – в 6 семестре – экзамен.

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ И РИМА

Программа дисциплины «История Греции и Рима» состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают историю Античной цивилизации с момента ее возникновения (III тыс. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в.).

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматривается история Античности (Древняя Греция и Древний Рим). Анализируются основные тенденции исторического процесса в указанный период: возникновение и развитие специфических социальных и политических институтов античной цивилизации (полис, гражданский коллектив, античное право собственности на землю); складывание и эволюция понятия демократия; расширение границ античного мира через Великую греческую колонизацию и восточные походы Александра Македонского; кризис полисного устройства в IV в. до н.э.; складывание и эволюция гражданской общины Древнего Рима; расширение границ Римского государства; механизма социокультурного взаимодействия античного мира и варварской периферии; эволюция государственного устройства Древнего Рима от республике к империи; кризис римской государственности в IV-V вв. н.э. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие цивилизаций. Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-12 ПК-1 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7

ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ЧАСТЬ 1

Программа дисциплины «История Европы в Средние века. Часть 1» состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают историю Средневековой цивилизации Западной Европы с момента падения Западной Римской империи (V в.) до начала XIII в.

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматривается история европейского Средневековья. Анализируются основные тенденции исторического процесса в указанный период: растущая экспансия варварского мира в эпоху Великого переселения народов, роль варварских нашествий в падении Западной Римской империи и возникновении средневековой цивилизации; складывание королевской власти и сеньориально-вассальных отношений в раннее Средневековье; роль церкви в истории средневековой Европы и динамика ее взаимоотношений с обществом и королевской властью. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие средневековой цивилизации. Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-12 ПК-1 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7

ЧАСТЬ 2.

Программа дисциплины «История Европы в Средние века. Часть 2» состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают историю Средневековой цивилизации Западной Европы с XI в. до начала Нового времени (конец XV в.)

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматривается история европейского Средневековья. Анализируются основные тенденции исторического процесса в указанный период: укрепление королевской власти и окончательное складывание сеньориально-вассальных отношений; роль церкви в истории средневековой Европы и динамика ее взаимоотношений с обществом и королевской властью; процесс складывания централизованных государств в развитое и позднее средневековье; истоки возникновения наций; кризис средневековой цивилизации в XV столетии. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие средневековой цивилизации. Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1 ОК-2 ОК-9 ОК-10 ОК-12 ПК-1 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7

АРХЕОЛОГИЯ

Дисциплина «Археология» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «История». Дисциплина реализуется на факультете учебно-научным Мезоамериканским центром им. Ю.В. Кнорозова.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

• Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

• Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

• Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11)

• Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)

• Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2)

• Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5)

• Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6)

• Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-10) Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, докладов и коллоквиумов, промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 26 часов, семинары – 36 часа, самостоятельная работа студента – 46 часов.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Антропология архаических обществ

Дисциплина «Антропология архаических обществ» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «История». Дисциплина реализуется на факультете учебно-научным Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

• Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

• Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

• Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11)

• Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)

• Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК-2)

• Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5)

• Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6)

• Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-10)

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, докладов и коллоквиумов, промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 30 часов, семинары – 32 часа, самостоятельная работа студента – 46 часов. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, докладов и коллоквиумов, промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 30 часов, семинары – 32 часа, самостоятельная работа студента – 46 часов.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Дисциплина «Теория и методология истории» является частью базовой составляющей профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению бакалавр истории – 030600 История. Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии, права кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание курса «Теория и методология истории» круг вопросов, связанных с изучением представлений о современной модели исторической науки как особой коммуникативной системы, которая, с одной стороны, проявляет себя как «закрытая» в плане строго внутреннего контроля над постоянным методологическим самосоотнесением своих принципов, подходов и оснований, а с другой - репрезентирует собственную теоретическую «открытость» в толерантном отношении, проявляемом в самом факте наличия и принятия существования многообразных современных форм бытования исторического.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ОК-14; ОК-15) и профессиональных(ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9) компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиумов и лекций-консультаций, промежуточный контроль в форме письменных аттестаций, итоговый контроль в форме зачета и экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (30 часов) занятия, семинары (42 часов) и самостоятельную работу студентов.

ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Дисциплина «История исторической науки» является частью базовой составляющей профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению бакалавр истории – 030600 История. Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии, права кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историографией зарубежной и отечественной истории.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ОК-14; ОК-15) и профессиональных(ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9) компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиумов и лекций-консультаций, промежуточный контроль в форме письменных аттестаций, итоговый контроль в форме зачета и экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 – 5 зачетных единиц, 288 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (170 часов) занятия, семинары (80 часов), практические занятия (90 часов) и самостоятельную работу студентов.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Цель и задачи дисциплины «Источниковедение» - дать системное знание об основных понятиях источниковедения, сформировать умение анализировать эти понятия в системе различных общенаучных парадигм и выработать навыки источниковедческого анализа и синтеза исторических источников и их комплексов, дать системное знание о развитии отдельных видов исторических источников, об их взаимосвязях и взаимовлияниях и о закономерностях их эволюции.

Предмет дисциплины «Источниковедение» - источниковедение как интегрирующая дисциплина в системе гуманитарного знания. Основные понятия источниковедения - исторический источник, классификация исторических источников, источниковедческий анализ и синтез - рассматриваются как в историческом, так и в логическом плане и раскрываются в соотнесении с основными общенаучными парадигмами (позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменологические и постмодернистские концепции).

Дисциплина «Источниковедение» входит в состав цикла «Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» структуры ООП бакалавриата по направлению подготовки: 030600 История, профиль: Компаративистика: история, литература, культура России и страны специализации, профиль: Историческая антропология

Освоение дисциплины «Источниковедение» требует входных знаний, сформированных в ходе преподавания дисциплин:

История России, Всеобщая история, Философия. История философии, История науки, Вспомогательные исторические дисциплины, Древнерусский язык, Иностранный язык, Русский язык и культура речи

Освоение дисциплины «Источниковедение» способствует в дальнейшем изучению исторической географии, компаративного источниковедения, теории и методологии истории, истории исторической науки.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Дисциплина «Методика преподавания истории в школе» является частью цикла педагогических дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки. Данный курс даёт первоначальное общее представление о педагогическом процессе и способах управления им, закладывает фундамент будущего педагогического мастерства. Продолжением данного курса является курс “Педагогические технологии”.

Курс построен по проблемному принципу. Последовательно рассматриваются: современное положение в историческом образовании, основные применяемые педагогические системы и их преломление в преподавании истории в школе, алгоритм самостоятельной разработки концепции и выбора методики преподавания, а также основные принципы организации педагогического труда.

Основной формой занятий являются практические и лабораторные работы при минимальном количестве лекций.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дисциплина «Историческая психология» является частью «профессионального цикла» дисциплин (вариативная часть) подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с исследованием исторического развития с помощью исследования психологических установок и мотиваций. Современная историография отличается поиском новых тем, сюжетов, проблем, размывающих традиционные представления о профессиональных границах. Все это заставляет предполагать, что изучение исторической психологии не просто открывает новые грани в интерпретации прошлого, а позволяет решать наиболее трудные интеллектуальные задачи.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-3, ПК-6.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме коллоквиума или защиты доклада, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (28 часов), семинарские (34 часов) занятия, самостоятельная работа студентов (46 часов).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Дисциплина «Историческая фольклористика» является частью «профессионального цикла» дисциплин (вариативная часть) подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с теорией и историей устного народного творчества, с развитием народного фольклора на протяжении веков и формами его современного существования.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-3, ПК-6.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме контрольных работ, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов), семинарские (14 часов) занятия, самостоятельная работа студентов (1,25 З.Е.).

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

Дисциплина «Современная российская историческая публицистика» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по подготовке студентов по направлению 030600 «История». Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины призвано способствовать подготовке профессиональных историков к взаимодействию с общественным сознанием путем освоения навыков создания представляющих общественный интерес публицистических и научно-популярных текстов для СМИ, Интернета, книжного рынка.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-14, ОК-18, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в ходе выполнения заданий семинарских занятий, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации и итоговых контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (30 часов) и семинарские (32 часа) занятия.

СТИЛИСТИКА И РЕДАКТИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Дисциплина «Стилистика и редактирование исторических текстов» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин по подготовке студентов по направлению 030600 «История». Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Курс предназначен для выработки у студентов устойчивых навыков создания грамотных и выверенных гуманитарных текстов, предназначенных для обращения не только в профессиональном сообществе, но и в широких общественных кругах.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций:

ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-14, ОК-18, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в ходе выполнения заданий семинарских занятий, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации и итоговых контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов) и семинарские (20 часов) занятия.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Дисциплина «История российского права» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «История» и предусмотрена учебным планом для студентов 3 курса очной формы обучения.

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории государства и права факультета истории, политологии и права. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историческими основами правовой системы, социальной сущностью права, поступательным становлением и развитием права его отраслей и институтов, эволюцией правовых форм регулирования общественных отношений, обусловленностью права историческим процессом развития общества.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

Общекультурные:

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

Профессиональные:

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опросов на семинарских занятиях, промежуточный контроль в форме письменных аттестаций и итоговый контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (30 часов), семинары (42 часа), самостоятельная работа студента (72 часа).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Дисциплина «Художественная история России» предназначена для студентов факультета истории, политологии и права, обучающихся по направлению подготовки «История», и реализуется Кафедрой социальных коммуникаций и технологий.

Курс «Художественной истории России» отвечает логике собственного развития «исторического» и «художественного» на рубеже XX- XXI вв., когда «историческое исследование» все чаще становится мульти- или метадисциплинарным по своей методологии и методике, а «искусство» охватывает едва ли не все сферы человеческого бытия.

Курс носит авторский характер и опирается широкий круг новейших исследований, в фокусе которых оказывается проблема взаимодействия «исторического» и «художественного», производства исторических смыслов в процессе художественной коммуникации, репрезентации «истории» в памятниках искусства, «обратного» влияния художественной жизни на историческое самосознание общества, наконец, диалога с художественным «иным» как способом понимания и выстраивания художественного (и исторического) «своего».

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ОК-14; ОК-15) и профессиональных(ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9) компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиумов и лекций-консультаций, промежуточный контроль в форме письменных аттестаций, итоговый контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (18 часов) занятия, семинары (26 часов) и самостоятельную работу студентов.

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Курс «Социальная история России ХIХ – начала ХХI вв.» охватывает эпоху трансформации России от традиционного общества к постсовременному, то есть XIX – начало XXI вв., с краткими обозрениями социальной истории в предшествовавшую эпоху по каждой из названных тем. Курс базируется на результатах современной зарубежной и отечественной историографии, социологии знания, социальной истории науки.

Целями курса является формирование у студентов представления об особенностях социальных систем и социальных отношений в России, их взаимовлиянии и влиянии, как на тип развития, так и на процессы модернизации страны в указанный период.

Основными задачами лекционного курса и семинарских занятий является выработка у студентов представлений о социальных характеристиках, формирование навыков анализа социальных отношений в различных сообществах на мега, мезо, мини и микро, а также на локальном и региональном уровнях, по половозрастному делению, как в статическом, так и в динамическом состоянии. Студенты научаются анализировать социальные характеристики и перемены в рамках традиционной, современной и переходной к постсовременной ступенях исторического процесса в соответствии с российским типом развития (российской цивилизационной модели). Характеристика указанных процессов учитывает природно-пространственный ландшафт, национально-этнический фактор, геополитические реалии, религиозно-конфессиональный и культурно-ментальный компоненты социального развития.

НОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСТОРИОПИСАНИИ 1980-2000Х ГГ. В ЗАПАДНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (ТРЕНИНГ НА АНГЛ. ЯЗЫКЕ)

Дисциплина «Новационные тенденции в историописании 1980-2000-х гг. в западной историографии» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «История» (бакалавриат). Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии и права кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с развитием современной западной историографии в 1980-2000-е гг.

Дисциплина направлена на формирование таких общекультурных компетенций выпускника, как: OК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-10, ОК-17, ПК-7, ПК-8, ПК-9.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиума, промежуточный контроль в форме устной презентации англоязычной литературы по теме бакалаврской работы.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинарские занятия (14 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

ИСТОРИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Дисциплина «История латинской Америки» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «История». Дисциплина реализуется на факультете учебно-научным Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей и культурой Латинской Америки.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника ОК-1, ОК-9, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-10.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, докладов и коллоквиумов, промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 30 часов, семинары – 32 часа, самостоятельная работа студента – 46 часов.

ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ

Дисциплина «История Византии» является частью «Вариативной» части «Профессионального» цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

  • Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучения исследованием закономерностей развития политической, социальной, культурной, экономической истории Византийской империи, а также изучением текстов византийских источников по истории и культуре Византии.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-16, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-14, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме коллоквиумов, написания рефератов, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме устного экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (18 часов) и семинарские (26 часа) занятия.

ИСТОРИЯ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

Дисциплина «История доколумбовой Америки» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки «История». Дисциплина реализуется на факультете учебно-научным Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей и культурой доколумбовой Америки.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

  • Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

  • Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

  • Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11)

  • Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)

  • Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1)

  • Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5)

  • Способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6)

  • Способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований (ПК-10)

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, докладов и колоквиумов, промежуточный контроль в форме экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 18 часов, семинары – 26 часа, самостоятельная работа студента – 46 часов.

ДРЕВНЕРУСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ

Курс «Древнерусское летописание» адресован студентам-историкам 3-го курса (бакалавриат), обучающимся по специальности 030600 История (без специализации) ФИПП РГГУ. Курс рассчитан на освоение в течение одного семестра. Общий объем часов – 72 часов: 26 – аудиторные; из них 12 – лекции, 14 – семинары. Программа содержит пояснительную записку, характеристику структуры дисциплины, ее содержания, образовательных технологий, используемых в учебном процессе, описание форм промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, оценочных средств для текущего контроля успеваемости, учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов и материально техническое обеспечение дисциплины.

В рамках курса рассматриваются ключевые проблемы, связанные с эволюцией важнейшего вида источников по русской средневековой истории – летописей XI–XVII вв. Особое внимание уделяется общей характеристики летописной манеры изложения событий, истории изучения русского летописания в историко-филологической литературе XVIII – начала XXI вв., характеристике ключевых памятников летописания, а также наиболее дискуссионным проблемам в истории его изучения.

Курс носит авторский характер: он выстроен на основе привлечения накопленного в специальной литературе материала, а также результатов научного изучения соответствующих проблем автором курса.

РУССКАЯ КНИЖНОСТЬ XV-XVII ВВ.

Курс «Русская книжность XV–XVII вв.» адресован студентам-историкам 3-го курса (бакалавриат), обучающимся по специальности 030600 История (без специализации) ФИПП РГГУ. Курс рассчитан на освоение в течение одного семестра. Общий объем часов – 72 часов: 26 – аудиторные; из них 12 – лекции, 14 – семинары. Программа содержит пояснительную записку, характеристику структуры дисциплины, ее содержания, образовательных технологий, используемых в учебном процессе, описание форм промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, оценочных средств для текущего контроля успеваемости, учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов и материально техническое обеспечение дисциплины.

В рамках курса рассматриваются ключевые проблемы, связанные с историей рукописной древнерусской книжностью рассматриваемого периода: источники для ее изучения, понятийный аппарат, история и современное состояние ее изучения, важнейшие центры книжного дела, библиотеки, книжники. Большое внимание также уделяется общей характеристики основных видов памятников древнерусской книжности XV–XVII вв. – летописей, агиографических произведений, памятников права, публицистики и т.д.

Курс носит авторский характер: он выстроен на основе привлечения накопленного в специальной литературе материала, а также результатов научного изучения соответствующих проблем автором курса.

РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

Рабочая программа дисциплины «Русская архитектура» - базовый методический документ соответствующего учебно-методического комплекса (далее – УМК). Программа подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Общий объем дисциплины - 72 ч., в т.ч. аудиторных - 26 ч. Данный учебно-методический комплекс включает в себя программу аудиторной работы (лекции, семинары, тренинги, коллоквиумы, аттестации) и методические рекомендации для самостоятельной работы. Семинарские и аттестационные занятия имеют вариативный характер, что позволяет конкретному преподавателю выстраивать структуру и методику обучения в пределах общей концептуальной установки и педагогической стратегии.

Активная, имманентно диалогичная и профессионально- акцентированная направленность курса, в свою очередь, определила его содержание и структуру. Основное внимание уделяется рассмотрению феноменов архитектуры в широком социокультурном контексте, неразрывной связи и взаимообусловленности ее формальных и сущностных характеристик, восприятию ее отдельных феноменов и артефактов различными стратами современного ей общества, ее последующей историко- культурной «судьбе» и преломлению в архитектуре последующих периодов и эпох, наконец, потенциалу ее использования в современных исторических исследованиях.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных (ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ОК-14; ОК-15) и профессиональных(ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9) компетенций выпускника.

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Дисциплина «Русская живопись» является частью курса (курсом по выбору) «Художественная история России» вариативного цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История квалификация «бакалавриат». Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии, права кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей художественной культуры России, точнее – историей изобразительного искусства Росси, а также с социальной историей России.

Дисциплина направлена на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК -1);

  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

  • осознанием социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме письменных аттестаций с применением визуальных средств, промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Программой дисциплины предусмотрены 26 лекционных занятия, 12 часов семинаров, 14 часов практических занятий.

РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИСКУРСЫ

Дисциплина «Российские исторические политические дискурсы» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки № 030600 – История. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с политической историей России.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы, промежуточный контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы. 72 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) занятия, семинары (14 часов), самостоятельная работа (45 часов).

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Дисциплина «История повседневности» является курсом по выбору, входящим в вариативную часть «Профессионального» цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Предметом курса является изучение общетеоретических и методологических оснований исторической антропологии. Центральное место уделено истории повседневности, как наиболее современному и продуктивному направлению историко-антропологических разработок. Главное внимание сосредоточено на выяснение уровня и состояния исследований по истории повседневности на российском материале. Основная логика курса выстроена вокруг анализа интеллектуальной модели зарубежных и российских исследований, выполненных в рамках концепции «история повседневности».

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, очерчивающих границы историко-антропологической проблематики. В ходе курса студенты знакомятся с истоками, теоретико-методологическими положениями подхода к исследованию истории «история повседневности», персоналиями и сложившимися научными школами, оперирующими данным подходом.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-14, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме коллоквиумов и контрольных работ, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме экзамена

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (30 часов) и семинарские (50 часов) занятия.

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ

Дисциплина «Гендерная история» является курсом по выбору, входящим в вариативную часть «Профессионального» цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 030600 История. Дисциплина реализуется на Факультете истории, политологии и права Кафедрой истории и теории исторической науки.

Предметом курса является изучение общетеоретических и методологических оснований исторической антропологии. Центральное место уделено гендерной истории, как наиболее современному и продуктивному направлению историко-антропологических разработок. Главное внимание сосредоточено на выяснение уровня и состояния исследований по гендерной истории на российском материале. Основная логика курса выстроена вокруг анализа интеллектуальной модели зарубежных и российских исследований, выполненных в рамках концепции «гендерная история».

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, очерчивающих границы историко-антропологической проблематики. В ходе курса студенты знакомятся с истоками, теоретико-методологическими положениями подхода к исследованию гендерной истории, персоналиями и сложившимися научными школами, оперирующими данным подходом.

Дисциплина направлена на формирование у выпускника следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-14, ПК-15.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме коллоквиумов и контрольных работ, промежуточный контроль в форме промежуточной аттестации, итоговый контроль в форме экзамена

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (30 часов) и семинарские (50 часов) занятия.

ЛОКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Дисциплина «Локальные исследования в современной историографии» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «История» (бакалавриат). Дисциплина реализуется на факультете истории, политологии и права кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с теорией и практикой локальных исторических исследований.

Дисциплина направлена на формирование таких общекультурных компетенций выпускника, как: OК-1, ОК-2, ОК-17.

Дисциплина также направлена на формирование таких профессиональных компетенций выпускника, как: ПК-3, ПК-7, ПК-14.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиума, промежуточный контроль в форме устная презентация.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (12 часов), семинарские занятия (14 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Дисциплина «Исторические компьютерные игры» являются  составной частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «история». Данный учебный курс реализуется на факультете истории, политологии и права кафедрой истории и теории исторической науки.

Развитие  новых технических средств, появление принципиально новых возможностей как для воспитания, так и для обучения пользователей РС, делают необходимой разработку новых методических и дидактических средств.  Оптимизация этого процесса требует проведения исследовательских работ, создания экспериментальных игр и проведения их тестирования на пользователях разных возрастов.

Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, относящихся к изучению и развитию культурных, исторических,  социо-психологических  аспектов современного общества. Изучение и актуализация новых полей исследования современного информационного пространства позволяет открыть новые педагогические возможности, в частности: динамическое  визуальное представление учебно-методического материла, а также мотивация на обучение, посредством игровой коммуникации (достижение психологической включенности в игровой учебный процесс) и т.п.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника (подробнее см. в пояснительной записке). Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме реферата по темам, связанным с центральной проблематикой курса, промежуточный контроль в форме письменного экзамена по вопросам, предложенным преподавателем.

        Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 учебных часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) занятия, семинары (14 часов) занятия.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИОГРАФИЯ

Историческая цивилиография является составной частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «история». Данный учебный курс реализуется на факультете истории, политологии и права кафедрой истории и теории исторической науки.

Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, относящихся к предметной области теории и методологии исторического знания, истории исторической науки, философии истории.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника (подробнее см. в пояснительной записке). Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме реферата по темам, связанным с центральной проблематикой курса, промежуточный контроль в форме письменного экзамена по вопросам, предложенным преподавателем.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 учебных часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (26 часов) занятия, семинары (12 часов), практические (14 часов) занятия.

СОЦИАЛЬНО-УТОПИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

КПВ «Социально-утопические движения в России в новое время» является частью комплекса курсов по выбору (КПВ 11) профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «История» студентов с квалификацией выпускника «бакалавр». Дисциплина реализуется на факультете Истории, политологии и права кафедрой Истории России нового времени и предназначен для 3 курса дневного отделения.

Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, связанных с социальной, интеллектуальной и политической историей утопизма в России в новое время.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устных докладов и презентаций, промежуточный контроль в форме письменной работы (зачет).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) занятия и семинары (14 часов) с итоговой аттестацией в конце курса, на самостоятельную работу студента отводится 46 часов.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Рабочая программа дисциплины «Коммуникативная история России» - базовый методический документ соответствующего учебно-методического комплекса (далее – УМК). Она определяет состав и последовательность изучения материала, объем компетенций (знаний, умений, владений, практических навыков), которыми должны обладать студенты в результате освоения курса. Программа подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Настоящий курс является авторской разработкой, основанной, в том числе, на новейшей научной и учебной литературе. Поэтому непрерывное совершенствование курса, апробация его материала на лекциях и семинарах, с учетом предложений и рекомендаций коллег, - это, своего рода, авторское ultimo credo, залог его актуальности и эффективного функционирования в учебном процессе.

Дисциплина «Коммуникативная история России» предназначена для студентов __ года обучения факультета истории, политологии и права РГГУ (направление подготовки - история). Уникальность курса определяется как его интегративным характером по отношению к ряду других дисциплин, изучаемых в рамках данного направления подготовки студентов, так и его мультидисциплинарностью, позволяющей анализировать и осмысливать российские коммуникации как многомерный и динамичный феномен.

Предмет курса - российские коммуникации IX- XX вв. При этом, в соответствии с актуализацией проблемного поля исторических исследований новейшей истории, особое внимание уделено российским коммуникациям XX в.

В курсе рассматриваются контекст и контент российских коммуникаций, их виды и уровни, дается характеристика устноречевых, письменноречевых, электронных, визуальных и невербальных коммуникаций в России, раскрываются современные научные подходы к целостному моделированию российских коммуникаций, их периодизации и типологизации, анализируются основные вехи их истории, глубоко и подробно раскрывается характер авторитарной и тоталитарной коммуникации России в XX в., особенности современной российской коммуникации.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Направление подготовки 030600 история квалификация бакалавр философия

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Философия» является Федеральным компонентом цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
  2. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «история мировых религий» направление подготовки 030600 – история

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс к курсу «История мировых религий» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «профессиональных дисциплин»
  3. Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации научно-исследовательской работы» направление подготовки 030600 – история

    Учебно-методический комплекс
    Методика организации научно-исследовательской работы – научная дисциплина, в которой специально уделено повышенное внимание проблемам, аспектам, законам, принципам, тенденциям, методам, необходимым для проведений научных проектов
  4. Им Магистерская программа по Новой и Новейшей истории Рекомендовано методической комиссией обучающихся по направлению подготовки 030600 «История» Нижний Новгород 2011

    Программа
    Магистерская программа «Новая и новейшая история стран Западной Европы и Северной Америки» действует на историческом факультете Нижегородского государственного университета им.
  5. Им Магистерская программа по Новой и Новейшей истории Рекомендовано методической комиссией обучающихся по направлению подготовки 030600 «История» Нижний Новгород 2011

    Программа
    Магистерская программа «Новая и новейшая история стран Западной Европы и Северной Америки» действует на историческом факультете Нижегородского государственного университета им.
  6. История Квалификация выпускника магистр

    Документ
    Политология в России: история, проблемы, перспективы. Особенности политических систем России. Опыт представительства социально-политических интересов. Российские партии и партийные системы.

Другие похожие документы..